Сейчас Вы здесь:Главная arrow История развития российской финансовой системы arrow Революция 1917 года arrow Пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 17.07.1987г. о совершенствовавнии системы банков в стране

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 17.07.1987г. о совершенствовавнии системы банков в стране Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Sunday, 22 February 2009

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики» (с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 № 953).

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что осуществляемая в соответствии с решениями XXVII съезда партии и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС коренная перестройка хозяйственного механизма для реализации экономической стратегии партии на современном этапе развития народного хозяйства страны требует радикальной реформы финансово - кредитной системы.

Воздействие денежно - кредитной политики на повышение эффективности производства, укрепление хозяйственного расчета, соблюдение режима ресурсосбережения в последний период развития экономики значительно ослаблено. Банковская система стала крайне неповоротливой, недостаточно учитывает специфику и особенности отраслей и сфер экономики.

Кредитные рычаги и стимулы фактически перестали выполнять функции инструмента управления расширенным воспроизводством и контроля за рациональным использованием производственного потенциала и ресурсов. Широкие масштабы приобрела порочная практика предоставления кредитов без должного экономического обоснования, вовлечения их в покрытие убытков и длительных финансовых прорывов объединений, предприятий и организаций, не выполняющих плановые задания и допускающих бесхозяйственность. Ухудшились платежная дисциплина и состояние денежного обращения. Каналы денежного оборота наполнялись избыточными платежными средствами, что осложняло достижение натурально - вещественной и финансовой сбалансированности экономики.

Низкая эффективность воздействия кредитно - денежных отношений во многом является следствием крупных недостатков и упущений в работе Госбанка СССР и Стройбанка СССР, всей финансовой системы. Организация кредитования и расчетов все еще не отвечает требованиям современного этапа экономического развития, принципам полного хозяйственного расчета и самофинансирования, не учитывает прогрессивные направления совершенствования хозяйственного механизма в отраслях экономики, изменения в инвестиционной политике и управлении народнохозяйственными комплексами. В условиях, когда основная хозяйственная деятельность и инвестиции объединений, предприятий и организаций органически взаимоувязаны между собой, финансирование и кредитование их различными банками ограничивает эффективность нового хозяйственного механизма.

Учреждения банков не проявляют должной активности в осуществлении мер, связанных с обновлением производственного аппарата, недостаточно действенно и оперативно решают вопросы кредитно - расчетного обслуживания, их деятельность не сосредоточена на достижении объединениями, предприятиями и организациями максимума конечных хозяйственных результатов.

Работа учреждений Госбанка СССР и Государственных трудовых сберегательных касс СССР по обслуживанию населения не отвечает его возрастающим потребностям. Неудовлетворительно и неполно используются новые прогрессивные формы и методы кредитного и кассового обслуживания граждан.

Необходима серьезная перестройка всей кредитной системы, с тем чтобы поднять роль кредита, в полной мере восстановить силу его активного воздействия на хозяйственную жизнь страны.

В целях выполнения решений июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по осуществлению радикальной реформы управления экономикой, реализации задач ускорения социально - экономического развития страны, активизации в этих целях товарно - денежных отношений, значительного усиления роли кредита и денежного обращения Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. Признать необходимым повысить роль кредита и денежного обращения в деле претворения в жизнь экономической стратегии партии, усилить их воздействие на динамичное и пропорциональное развитие народного хозяйства и повышение его эффективности в тесной взаимосвязи с решением социальных проблем, более полной сбалансированности материально - вещественных и стоимостных пропорций общественного воспроизводства, денежных доходов и расходов населения, усилении государственной плановой и договорной дисциплины. Превратить кредит в один из важнейших инструментов, обеспечивающих органическое включение товарно - денежных отношений в механизм планового управления экономикой.

Сосредоточить кредитные ресурсы банков прежде всего на развитии наукоемких отраслей и хозяйственных комплексов, определяющих научно - технический прогресс, стимулировании обновления производственных фондов и осуществлении крупных народнохозяйственных программ.

2. Коренным образом изменить направления и формы деятельности банков, повысить их ответственность, превратить в активных и заинтересованных участников перестройки управления экономикой. Учреждения банков в центре и на местах должны активно проводить линию на ускорение научно - технического прогресса, организацию новых прогрессивных форм и методов хозяйствования, перевод отраслей, объединений, предприятий и организаций на полный хозрасчет и самофинансирование, расширение их социалистической предприимчивости и повышение экономической ответственности за достижение высоких конечных результатов.

3. Для усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны и укрепления связи кредитного механизма с конечными результатами расширенного воспроизводства считать целесообразным реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов, решения крупных социальных задач и более полного удовлетворения потребностей населения в кредитно - расчетном обслуживании, создав систему банков в следующем составе:

Государственный банк СССР (Госбанк СССР);

Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР);

Промышленно - строительный банк СССР (Промстройбанк СССР);

Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР);

Банк жилищно - коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);

Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР).

4. Банкам СССР в своей деятельности исходить из принципа общей экономической заинтересованности и ответственности за эффективное использование кредитов, обеспечение высоких хозяйственных результатов объединений, предприятий и организаций.

Установить с учетом специализации основные направления и сферы деятельности банков СССР в народном хозяйстве страны:

Госбанк СССР осуществляет централизованное плановое управление денежно - кредитной системой страны и проведение единой кредитной политики государства, координацию деятельности банков СССР и организацию расчетов между ними, обеспечивает организацию и укрепление денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета и участвует в формировании сводного валютного плана страны;

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953)

Внешэкономбанк СССР обеспечивает организацию и проведение расчетов по экспортно - импортным и неторговым операциям, кредитование объединений, предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические связи, контроль за исполнением сводного валютного плана, рациональное и экономное использование валютных ресурсов страны, осуществление операций на международных валютных и кредитных рынках, а также связанных с наличной валютой и валютными ценностями.

Возложить проведение прогрессивной кредитной политики, повышение эффективности всей системы кредитования основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, а также осуществление необходимых расчетов:

на Промстройбанк СССР - в промышленности, строительстве, на транспорте и связи, в системе Госснаба СССР, Академии наук СССР;

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953)

на Агропромбанк СССР - в агропромышленном комплексе страны и потребительской кооперации;

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953)

на Жилсоцбанк СССР - в отраслях непроизводственной сферы, жилищно - коммунальном хозяйстве, государственной торговле, бытовом обслуживании, легкой и местной промышленности, в хозяйстве, подведомственном местным Советам народных депутатов, а также в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности;

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953)

Сберегательный банк СССР обеспечивает организацию сберегательного дела в стране, безналичных расчетов и кассового обслуживания населения, а в необходимых случаях - организаций и учреждений, распространение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан, обслуживание всех категорий пенсионеров.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953)

5. Считать важнейшими задачами банков СССР:

радикальное совершенствование кредитного механизма, приведение его в соответствие с требованиями перестройки управления народным хозяйством;

экономическое стимулирование посредством кредита и других банковских рычагов достижения высоких конечных результатов в деятельности всех звеньев народного хозяйства;

широкое использование кредитных ресурсов для ускорения научно - технического прогресса, увеличения производства и реализации товаров народного потребления и оказания платных услуг населению;

всемерное укрепление денежного обращения и повышение устойчивости и покупательной способности советского рубля, усиление контроля за расходованием фонда оплаты труда, соблюдением нормативных соотношений между темпами прироста средней заработной платы и производительности труда, улучшение кассового обслуживания народного хозяйства и населения;

организацию и широкое применение наиболее экономичных и прогрессивных форм кредитования и расчетов, способствующих ускорению платежей и оборачиваемости оборотных средств в народном хозяйстве, предотвращению необоснованного роста запасов товарно - материальных ценностей;

обеспечение более рационального использования ссудного фонда государства, усиление ответственности за максимальную мобилизацию кредитных ресурсов;

укрепление расчетной, финансовой и кредитной дисциплины в народном хозяйстве и контроль за ее соблюдением;

повышение эффективности финансирования и кредитования капитальных вложений, содействие ускорению ввода в действие производственных мощностей и объектов материально - технической базы социально - культурной сферы;

совершенствование валютно - финансовых и кредитно - расчетных отношений с зарубежными странами, активное участие в увеличении валютных ресурсов страны, развитии экспортных производств, приоритетном расширении сотрудничества со странами социалистического содружества;

применение и развитие на местах новых видов вкладов и кредитов, прогрессивных форм расчетно - кредитного и кассового обслуживания граждан, расширение безналичных расчетов с торговыми, коммунальными, бытовыми и другими организациями за товары и услуги;

улучшение стиля и методов работы банковского аппарата, развитие инициативы и творческой активности, деловитости и ответственности за порученное дело;

повышение уровня руководства банковской деятельностью на основе расширения использования современных организационно - технических средств и автоматизированных систем управления банковскими операциями;

осуществление контроля рублем за хозяйственно - финансовой деятельностью объединений, предприятий и организаций.

Считать недопустимым вмешательство местных органов в деятельность учреждений банков путем указаний и требований, не соответствующих их уставам и нормативным актам в области кредитования, финансирования и расчетов.

6. Повысить роль Госбанка СССР как главного банка страны в обеспечении централизованного планового управления денежно - кредитной системой, единой политики в области валютных операций, координации деятельности банков, выполнении функций единого эмиссионно - кассового и расчетного центра, организатора и координатора кредитных отношений в народном хозяйстве.

Установить, что Госбанк СССР на основе показателей проектов государственного плана экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и проектов планов специализированных банков СССР разрабатывает сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам СССР, представляет их на утверждение в Совет Министров СССР.

Считать целесообразным обеспечить активное участие Госбанка СССР, других банков СССР в разработке государственного плана экономического и социального развития СССР, формировании плана экспорта и импорта товаров, сводного валютного плана страны.

Предоставить Госбанку СССР право совместно с банками СССР определять на единой методологической основе обязательные для всех банков СССР состав объектов кредитования, условия выдачи и погашения кредитов, льготы при кредитовании, меры кредитного воздействия на ссудозаемщиков и условия их применения, устанавливать правила расчетов и ведения кассовых операций в народном хозяйстве, порядок ведения учета и отчетности в банках, а также по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР - процентные ставки за пользование кредитами. Госбанку СССР осуществлять координацию проводимой банками СССР работы по совершенствованию методологии, организации и практики кредитного планирования в условиях повышения самостоятельности в хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций и расширения прав Советов народных депутатов.

Сохранить за Госбанком СССР предоставленные ему ранее права в области установления официальных курсов иностранных валют к советскому рублю, осуществления связей с центральными банками других стран и решения иных вопросов внешнеэкономической деятельности в пределах его компетенции.

7. В целях проведения государственной политики в области денежного обращения и кредита, решения на единой методологической основе задач совершенствования деятельности банков образовать Совет банков СССР. Указанный Совет является координационным органом, рассматривает проекты и ход выполнения сводных кредитных планов, а также важнейшие проблемы укрепления денежного обращения и совершенствования кредитно - расчетных отношений в народном хозяйстве.

Совет банков СССР возглавляется Председателем Правления Госбанка СССР. В состав Совета входят председатели правлений банков СССР, а также могут входить представители других центральных экономических ведомств.

8. Банки СССР образуют в союзных республиках соответствующие республиканские банки с прямым подчинением банкам СССР, в автономных республиках, краях и областях управления банков. В городах и районах при необходимости образуются отделения специализированных банков СССР. В тех случаях, когда учреждения специализированных банков СССР, обслуживающие определенные отрасли народного хозяйства, на местах не образуются, кредитно - расчетное обслуживание производится учреждениями других специализированных банков СССР на основе корреспондентских отношений или через уполномоченных.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953)

Республиканские банки пользуются правами министерств союзных республик.

9. Банкам СССР строить кредитные отношения банков с объединениями, предприятиями и организациями на строгом соблюдении общегосударственных интересов, принципов кредитования - планово - целевого характера, материальной обеспеченности, срочности, возвратности и платности кредитов, широко использовать принципиально новые формы кредитных отношений.

Установить, что все вопросы, связанные с планированием, выдачей и погашением кредитов, уменьшением или увеличением размеров процентных ставок, объединения, предприятия и организации решают в местных учреждениях банков на основе кредитных договоров, определяющих взаимные обязательства и экономическую ответственность сторон.

Учреждениям банков глубоко изучать финансовое положение кредитуемых объединений, предприятий и организаций, всемерно способствовать развитию их инициативы и хозяйственной предприимчивости, не допускать мелочного вмешательства в их производственную деятельность, отказаться от множественности видов и условий предоставления ссуд, упростить систему и повысить оперативность кредитования.

Считать недопустимым использование кредита для покрытия длительных финансовых прорывов, бесхозяйственности и убытков объединений, предприятий и организаций. Прекращать выдачу новых кредитов при систематическом нарушении сроков погашения ссуд.

Банки СССР уплачивают объединениям, предприятиям и организациям проценты за временно привлекаемые в качестве кредитных ресурсов средства фонда развития производства, науки и техники, фонда социального развития и других фондов аналогичного назначения.

В целях повышения ответственности банков СССР за рациональное использование кредитов ввести плату за привлекаемые ими из других банков кредитные ресурсы.

10. Для усиления воздействия процентной политики на хозрасчетную заинтересованность объединений, предприятий и организаций, повышения их ответственности за эффективное использование кредитных ресурсов Госбанку СССР расширить по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР дифференциацию процентных ставок за кредиты в зависимости от целей их использования (на плановые, сверхплановые и непредвиденные потребности), а также от своевременности возврата кредита.

Предоставить право руководителям учреждений банков на местах в пределах установленных размеров процентных ставок понижать либо повышать эти ставки в зависимости от соблюдения объединениями, предприятиями и организациями плановых размеров запасов товарно - материальных ценностей, ускорения оборачиваемости и сохранности оборотных средств, выполнения обязательств перед банками по возврату кредитов.

11. Для повышения эффективности кредитной политики банков и коренного улучшения методов их работы перевести систему банков СССР на принципы полного хозрасчета и самофинансирования.

Установить, что главным показателем результатов деятельности учреждений банков является прибыль, из которой по долговременным экономическим нормативам формируются фонды производственного и социального развития и материального поощрения, а также осуществляются отчисления в централизованные фонды республиканских банков и банков СССР. Средства фондов экономического стимулирования направляются на финансирование мероприятий по развитию и укреплению материальной базы, приобретение современной вычислительной и организационной техники для учреждений банков, строительство подведомственных им объектов производственного и социального назначения, а также на материальное поощрение работников.

Определить в качестве основного хозрасчетного звена в системе банков СССР управления банков автономных республик, краев и областей.

Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма в 3-месячный срок утвердить для системы банков СССР нормативы образования фондов экономического стимулирования на 1988 - 1990 годы, порядок их использования с учетом особенностей деятельности и предельные размеры отчислений в централизованные фонды республиканских банков и банков СССР.

12. В целях расширения возможностей объединений, предприятий и организаций в решении задач ускорения научно - технического прогресса предоставить право банкам СССР выдавать наряду с кредитами на отдельные мероприятия долгосрочный кредит на организацию выпуска новой продукции по полному циклу от научно - исследовательских разработок и создания опытных образцов до ее серийного производства. Погашение этого кредита осуществлять за счет фонда развития производства, науки и техники.

Разрешить банкам СССР в случаях низкой экономической эффективности проектов на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств требовать от министерств и ведомств проведения государственной экспертизы наиболее крупных проектных решений. При выявлении экспертизой проектов, не отвечающих новейшим достижениям науки и техники, банки могут приостанавливать финансирование и кредитование таких объектов до внесения в проекты прогрессивных решений.

13. В связи с возрастающим значением в условиях новых методов хозяйствования платежной дисциплины, своевременности и полноты расчетов установить, что все платежи со счетов объединений, предприятий и организаций, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, осуществляются в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежа).

При отсутствии у объединений, предприятий и организаций собственных средств для расчетов за продукцию (услуги, работы) и права на получение кредита банка вышестоящий орган выделяет им средства за счет соответствующих централизованных фондов и резервов на условиях возвратности. При недостатке указанных средств этим органам хозяйственного управления могут быть предоставлены кредиты банка.

Учреждениям банков на местах объявлять неплатежеспособными объединения, предприятия и организации, которые систематически допускают убытки, несвоевременно рассчитываются с бюджетом, банками и поставщиками (с сообщением об этом основным поставщикам товарно - материальных ценностей, а также в печати), и переводить такие объединения, предприятия и организации на особый режим кредитования и расчетов. Банкам СССР совместно с Министерством финансов СССР вносить при необходимости для рассмотрения министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик предложения о ликвидации или реорганизации в установленном порядке объединений, предприятий и организаций, не устраняющих длительное время указанные нарушения.

14. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам Советов народных депутатов усилить внимание к вопросам укрепления денежного обращения и обеспечения безусловной сбалансированности денежных доходов и расходов населения. В этих целях признать необходимым:

утверждать в составе государственных планов экономического и социального развития союзных республик балансы денежных доходов и расходов населения;

утверждать кассовые планы союзных и автономных республик, краев, областей, городов и районов;

обеспечить меры по ускорению темпов роста производства, расширению ассортимента высококачественных товаров народного потребления и развитию сферы услуг;

учреждениям банков активно способствовать созданию кооперативов по производству товаров народного потребления, оказанию различных услуг населению и других кооперативов, а также индивидуальной трудовой деятельности, развитию хозяйственной инициативы предприятий в использовании кредитов на осуществление высокоэффективных мероприятий по увеличению выпуска товаров народного потребления и оказанию платных услуг населению.

15. Усилить роль банков СССР в создании условий для широкого внедрения в народном хозяйстве валютной самоокупаемости и самофинансирования.

Внешэкономбанку СССР направить деятельность на обеспечение потребностей внешнеэкономического оборота в кредитных ресурсах, экономное и рациональное использование валютных средств, повышение рентабельности банковских операций и улучшение качества предоставляемых банками услуг.

При осуществлении кредитно - расчетных и валютных операций отдавать приоритет решению задач расширения экспортного потенциала страны, улучшения структуры экспорта и импорта товаров и услуг, увеличения валютных поступлений и обеспечения сбалансированности платежных и расчетных отношений с иностранными государствами, способствовать развитию новых форм экономического сотрудничества с зарубежными странами.

Усилить ориентацию кредитно - финансовой деятельности на обеспечение всемерного углубления экономической интеграции со странами социалистического содружества, прежде всего на развитие научно - технических, прямых кооперационных связей, на создание совместных предприятий, международных объединений и организаций на основе принципов хозяйственного расчета и взаимной выгоды.

16. Банкам СССР и их учреждениям на местах осуществить неотложные меры по устранению недостатков в работе с кадрами, совершенствованию стиля и методов работы, повысить требования к подбору, расстановке и воспитанию кадров, квалификации и профессиональной подготовке работников, улучшить условия их труда и быта.

17. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов всемерно содействовать дальнейшему повышению роли банков в реализации задач экономического и социального развития страны, превращению их в активных проводников экономической политики партии.
 
< Пред.   След. >

Свежие публикации