Сейчас Вы здесь:Главная arrow Системы страхования банковских вкладов arrow Система страхования банковских вкладов в России arrow Механизм и правовые формы страхования вкладов физических лиц в кредитных организациях

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Механизм и правовые формы страхования вкладов физических лиц в кредитных организациях Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Sunday, 05 April 2009

Механизм и правовые формы страхования вкладов физических лиц в кредитных организациях

О необходимости создания механизма страхования вкладов физических лиц говорилось с момента отказа государства от монополии на банковскую деятельность и возрождения в России банковской системы.

Уже в начале 90-х годов в Законе РСФСР от 2 декабря 1990 г. №395-1 "О банках и банковской деятельности" было установлено, что банки должны иметь страховой фонд, обеспечивать сохранность средств и своевременность исполнения принятых перед вкладчиками обязательств, а также были обязаны страховать вклады населения в порядке и на условиях, определяемых Банком России. Однако эта, как и многие другие правовые нормы, призванные обеспечить права и законные интересы вкладчиком, многие годы оставались нереализованными.

В этом же Законе было установлено, что государство (РСФСР) гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сберегательному банку РСФСР, и выдачу их по первому требованию вкладчиков (ст. 41). Таким образом, единственной относительно реальной формой гарантирования вкладов населения с и1990 г. по 1996 год была установленная законом правовая норм о гарантировании государством вкладов в Сбербанке. С 1996 года, гарантии государства были расширены. После принятия Федерального закона «О банках и банковской деятельности сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей), также гарантировались государством, в порядке, предусмотренном федеральными законами (ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). Однако, как показала практика и эта правовая норма не работала должным образом. Более того, банковским сообществом эта норма рассматривалась, как ущемление частных кредитных организаций и пренебрежение нормами о конкуренции на рынке банковских услуг. Кроме того, к 2003 г. федеральные власти решили форсировать создание системы обязательного страхования вкладов населения, и Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 181-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в «Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» вышеназванные государственные гарантии были отменены

Начиная с 1996 г., в различных редакциях Федерального закона «О банках и банковской деятельности» также упоминались Федеральный фонд обязательного страхования вкладов и Фонды добровольного страхования вкладов. Так, для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам законодатель предписывал создать Федеральный фонд обязательного страхования вкладов. Предполагалось, что участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств Федерального фонда обязательного страхования вкладов должен был быть определен федеральным законом (ст. 38 прежней редакции).

Кроме того, банкам было предоставлено право самостоятельно создавать фонды добровольного страхования вкладов (как некоммерческие организации) для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Число банков - учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно было быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков на дату создания фонда.

Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов должен был определяется их уставами и федеральными законами. При этом банк был обязан поставить клиентов в известность о своем участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов, и в случае участия в фонде добровольного страхования вкладов информировать клиента об условиях страхования.

Требовалось разработать и установить правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, определить компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, определить источники формирования средств, обеспечивающих необходимые выплаты и установить порядок выплаты возмещения по вкладам. Кроме того, стояла задача по разграничению и регулированию отношений между Правительством России, Банком России, органами исполнительной власти, банками и организацией, на которую могли бы быть возложены соответствующие функции, т.е. требовалось на уровне федерального законодательства установить правовые нормы, регулирующие отношения по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Здесь необходимо уточнить, почему речь идет не о кредитных организациях, а только о банках.

Дело в том, что согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст. 36) право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. Исключение из этого правила было введено только в 2007 г. Федеральным законом от 4декабря 2007 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Так, право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц было предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если: 1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее суммы рублевого эквивалента 100 миллионов евро; 2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Следовательно, небанковские кредитные организации, вовсе не имели права принимать вклады от населения, а, следовательно, им не было необходимости становиться участниками соответствующей системы обязательного страхования.

Реальная правовая основа, позволившая обеспечить функционирование системы, страхования была создана только к середине 2004 года.

23 декабря 2003 г. был принят Федеральный закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а позднее был принят Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Помимо вышеуказанных Федеральных законов отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы страхования вкладов, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Таким образом, в рамках банковской системы, в России существует несколько форм страхования вкладов:

1. Страхование, через механизм включения банков в систему обязательного страхования вкладов через специальные фонды;

2. Страхование вкладов непосредственно Банком России в отношении вкладчиков, вложивших денежные средства в банки, по тем или иным причинам не включенных в систему обязательного страхования вкладов.

3. Страхование вкладов, через создаваемые банками самостоятельно фонды добровольного страхования вкладов (как некоммерческие организации).

Следовательно, все банковские вклады (с учетом установленного законом ограничения по сумме) в России застрахованы и гарантированы, либо в рамках специальной системы обязательного страхования, либо самим Банком России.

Согласно действующей редакции Федерального закона «О банках и банковской деятельности» под вкладом понимаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками:

имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России,

участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и

состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.

Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено только банкам:

1) с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет (при слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации, а при преобразовании банка указанный срок не прерывается);

2) на день вступления в силу Федерального закона от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ (ст.6) уже осуществлявшим привлечение во вклады средств граждан (такое право должно было быть получено в установленном порядке);

3) вновь регистрируем либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, при условии:

а) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее суммы рублевого эквивалента 100 миллионов евро;

б) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Система страхования банковских вкладов является самостоятельным видом страхования и выведена законодателем из сферы страховых правоотношений, являющихся предметом регулирования собственно законодательства о страховом деле. Поэтому вопросы страхования выведены за пределы законодательства об организации страхового дела и регулируются в федеральном банковском законодательстве. Так, согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 года № 67-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» ст. 1 этого Закона дополнена следующим положением: «Действие настоящего Закона не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках».

Согласно ст. 38 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках создана для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам. Участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках являются организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках определяется федеральным законом.

Рассмотрим более подробно существующие формы страхования вкладов населения.

 
След. >

Свежие публикации