Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Агентство по страхованию вкладов Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Sunday, 05 April 2009
Агентство по страхованию вкладов (http://www.asv.org.ru/)
Как и любое институциональное образование Агентство имеет цели и функции, возложенные на него при создании, организационно-правовую форму, особенности управления, принципы организации и функционировании, а также права и обязанности (полномочия). На этих, и некоторых других аспектах правового регулирования Агентства по страхованию вкладов, остановимся в настоящем разделе.
Агентство относится к той, части разновидности институтов в денежно-кредитной сфере России, которые, не являясь по своему юридическому статусу органами государства, создаются и регулируются именно государством, причем исключительно федеральными органами государственной власти и исключительно в на основании федерального законодательства.
Агентство по страхованию вкладов было создано Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ст. 14, далее по тексту Федеральный закон).
Основной целью деятельности Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. При этом согласно закону осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов на основании Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.
В процессе преодоления финансовых проблем в банковской системы России, обусловленных мировым финансово-экономическим кризисом, цели деятельности Агентства были расширены, а возложенные на него функции существенно расширены. Так, на Агентство возложены следующие функции:
1) функции по обязательному страхованию вкладов;
2) функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Эта функция была возложена на Агентство в декабре 2008 г. Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. №270-ФЗ в рамках антикризисных мер, принятых федеральными органами государственной власти  по преодолению последствий мирового финансового кризиса в России;
3) этим же Федеральным законом на Агентству предоставлено право осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций-контрагентов Банка России по кредитам (ст. 15 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).
При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство осуществляет следующие полномочия:
организует учет банков (ведет реестр банков);
осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;
имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России;
размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
определяет порядок расчета страховых взносов;
осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством целей.
Агентство имеет статус некоммерческой организации, соответственно, оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности, извлечение прибыли. Организационно-правовая форма Агентства также определена федеральным законом, который устанавливает, что Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией.
В рамках антикризисных мер в декабре 2008 г., перечень источников правового регулирования статуса, целей деятельности, функций и полномочий этой государственной корпорации был дополнен, и в настоящее время определяются не только Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», но и  Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Агентство имеет счет в Банке России, имеет печать с изображением Государственного герба России и со своим наименованием. Местонахождением центральных органов Агентства является г. Москва.
Имущественные права Агентства обусловлены его статусом. Так, имущество Агентства формируется за счет: имущественного взноса Российской Федерации; страховых взносов; а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений.
Имущественный взнос Российской Федерации в имущество Агентства осуществлялось путем передачи ему государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» 3 млрд. рублей.
Из указанной суммы 2 млрд. рублей были направлены в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд. рублей - для формирования источников расходов Агентства на проведение мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Вышеуказанный имущественный взнос осуществления денежными средствами и (или) государственными ценными бумагами Российской Федерации с оценкой их по рыночной стоимости в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Денежные средства, полученные государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» при завершении мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, также должны были быть переданы в соответствии с решениями ее совета директоров в собственность Агентства в качестве имущественного взноса Российской Федерации (ст. 50 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).
Согласно действующему законодательству Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.
И еще, несмотря на то, что имущество Агентства, как государственной корпорации, находится в его собственности, Агентство не имеет в отношении этого имущества неограниченных прав, которыми обычно наделены собственники имущество. В отношении имущественных прав Агентства законодатель применил в федеральном законе существенную оговорку: Агентство использует свое имущество для выполнения функций, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Следовательно, для выполнения в любых иных, не предусмотренных вышеназванными федеральными законами целей и функций, Агентства с принадлежащим ему имуществом по общему правилу совершать операции не может.
Органы управления АСВ:
- совет директоров Агентства (высший орган управления);
- правление Агентства;
- генеральный директор Агентства.
Совет директоров Агентства (ст. 18, 19 Федерального закона).
В совет директоров Агентства входят 13 членов - семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав совета директоров Агентства по должности.
Председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства Российской Федерации. Заседания совета директоров Агентства созываются его председателем или не менее чем одной третью членов совета директоров Агентства по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Совет директоров Агентства правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения совета директоров Агентства принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании совета директоров Агентства является решающим. Заседание совета директоров Агентства проводится председателем совета директоров Агентства, а в его отсутствие лицом, уполномоченным председателем совета директоров Агентства.
Протокол заседания совета директоров Агентства подписывается председательствующим на заседании совета директоров Агентства. Мнение членов совета директоров Агентства, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносится по их требованию в протокол.
Полномочия совета директоров АСВ:
1) утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в Правительство России для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;
2) устанавливает ставку страховых взносов;
3) определяет направления, условия, предельный размер и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств АСВ;
4) принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство России не позднее пяти дней со дня получения уведомления от правления Агентства;
5) принимает решение о перечислении в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полученных в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательного страхования вкладов;
6) утверждает порядок расчета страховых взносов;
7) утверждает годовой отчет Агентства;
8) утверждает порядок предоставления банкам отсрочки или рассрочки погашения задолженности в случаях, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом;
9) утверждает смету расходов АСВ и порядок использования прибыли Агентства;
10) утверждает организационную структуру Агентства;
11) принимает решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;
12) назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Агентства;
13) назначает на должность и освобождает от должности членов правления Агентства;
14) назначает аудитора Агентства;
15) заслушивает отчеты генерального директора Агентства по вопросам деятельности Агентства;
16) утверждает регламент работы правления Агентства;
17) осуществляет руководство деятельностью службы внутреннего аудита Агентства;
17.1) устанавливает порядок проведения конкурсного отбора аудиторских организаций для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов;
18) принимает решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Правление АСВ (СТ. 20, 21 Федерального закона).
Количественный состав правления Агентства определяется советом директоров Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства.
Члены правления Агентства, за исключением генерального директора Агентства, назначаются на должность сроком на пять лет советом директоров Агентства по предложению генерального директора Агентства.
Члены правления Агентства работают в Агентстве на постоянной основе.
Члены правления Агентства могут быть освобождены от должности:
1) по истечении вышеуказанного срока полномочий генеральным директором Агентства;
2) до истечения указанного в Федеральном законе от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» срока полномочий советом директоров Агентства по представлению генерального директора Агентства.
Правление Агентства действует на основании утверждаемого советом директоров Агентства регламента правления Агентства, которым устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия им решений.
На заседании правления Агентства ведется протокол. Протокол заседания правления Агентства представляется членам совета директоров Агентства, внешнему и внутреннему аудиторам по их требованию.
Проведение заседаний правления Агентства организует генеральный директор Агентства или лицо, им уполномоченное. Протоколы заседания правления Агентства подписываются председательствовавшим на заседании правления и одним из членов правления Агентства, присутствовавших на заседании.
Полномочия правления АСВ:
1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;
2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков в установленном законом порядке;
3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
4) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;
5) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о размере фонда обязательного страхования вкладов, достаточном для осуществления прогнозируемых в предстоящем году выплат возмещения по вкладам, прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в предстоящем году;
6) направляет в совет директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов на основе данных реестров обязательств банков перед вкладчиками, формирование которых предусмотрено п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», не позднее трех дней со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками;
7) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;
8) представляет в совет директоров Агентства предложения об использовании прибыли Агентства;
9) утверждает штатное расписание Агентства, определяет условия найма, увольнения, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий, размер и формы оплаты труда служащих Агентства;
10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством (Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"), если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства.
Генеральный директор Агентства (ст. 22, 23 Федерального закона).
Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства сроком на пять лет. Кандидатура генерального директора Агентства представляется совету директоров Агентства за месяц до истечения (окончания) срока полномочий генерального директора Агентства. Генеральный директор Агентства может быть освобожден от должности советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства в случаях:
1) истечения срока своих полномочий;
2) подачи личного заявления об отставке, подаваемого председателю совета директоров Агентства;
3) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного приговором суда, вступившим в законную силу;
4) нарушения федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с деятельностью Агентства.
Полномочия генерального директора АСВ:
1) действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
2) возглавляет правление Агентства и организует реализацию решений правления Агентства;
3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;
4) распределяет обязанности между своими заместителями;
5) назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства;
6) принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров Агентства и правления Агентства.
Отчетность и аудит АСВ (СТ. 24,25 Федерального закона).
Отчетный период Агентства устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. Годовой отчет Агентства составляется ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, и утверждается советом директоров Агентства до 15 марта. Годовой отчет Агентства направляется в Правительство Российской Федерации и Банк России. Обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете".
Годовой отчет Агентства включает:
1) отчет о деятельности Агентства за прошедший отчетный период с анализом состояния системы страхования вкладов и использования денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;
2) годовой бухгалтерский баланс Агентства;
3) отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;
4) отчет о прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства;
5) реестр банков.
Достоверность годового бухгалтерского баланса Агентства, отчета о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, отчета о прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства, подтверждается независимой аудиторской организацией.
Совет директоров Агентства ежегодно определяет аудиторскую фирму для проверки отчетности Агентства.
Внутренний аудит Агентства осуществляется службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров Агентства. Порядок формирования и деятельности службы внутреннего аудита определяется советом директоров Агентства.
Совет директоров Агентства вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторской и ревизионной проверок Агентства.
Агентство может быть реорганизовано или ликвидировано на основании федерального закона, определяющего порядок реорганизации или ликвидации и использования имущества Агентства.
19 марта 2009 г. в некоторых средствах массовой информации было опубликовано сообщение о том, что Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложил главе государства лишить государственные корпорации специального статуса и особых привилегий, которыми они обладают в настоящее время. В документе, озаглавленном «Концепция развития законодательства о юридических лицах», по сути, предлагается упразднить госкорпорации как организационно-правовую форму юридических лиц. Проект был подготовлен по поручению Дмитрия Медведева в июле 2008 года. Заместитель председателя совета Александр Маковский подчеркивает, что пока речь идет о проекте концепции, который «проработан максимально детально для возможности подробного обсуждения» (
http://privlaw.ru/vs_info2.html; http://pravo.ru/news/view/9132/).
 
< Пред.

Свежие публикации