Сейчас Вы здесь:Главная arrow Статьи arrow Правовые проблемы денежно-кредитного регулирования в государствах с переходной экономикой (российски arrow Я.А. Гейвандов. Полевые учреждения Центрального банка РФ: особенности правового положения

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Я.А. Гейвандов. Полевые учреждения Центрального банка РФ: особенности правового положения Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
понедельник, 27 июля 2009
Я.А. Гейвандов. Полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации: особенности правового положения (статья была написана в ноябре 1997 г. – январе 1998 г. и опубликована в журнале «Деньги и кредит». - № 4. - 1998 г. – С. 58-63)

Полевые учреждения являются старейшими учреждениями, обеспечивающими войска на­личными деньгами и организующими денежное обращение в интересах обороны и безопасности Российского государства. Еще в годы русско-ту­рецкой войны (1877 - 1878 гг.) были созданы военно-походные кассы, полевые казначейства, на которые были возложены функции по выдаче денежной наличности войскам, приему вкладов и т. п. С 1939 г. полевые учреждения Государственного банка СССР (ныне полевые учреждения Цент­рального банка Российской Федерации) выполняют функции специализированных подразделений, входящих в единую систему Банка России.

Полевые учреждения Банка России осуществляли и осу­ществляют банковское обслуживание воинских частей и других воинских формирований, где бы они ни находились в прошлом, например, на фронтах боевых действий, в группах советских войск в других странах (например, в Германии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Авст­рии, Румынии) либо в настоящем (в отдаленных местностях, в за­крытых административных территориальных образованиях, за рубежом)[1].

В процессе экономических реформ 1990-х годов многие органы и силы, обеспечивающие оборону и безопасность Российской Федерации, оказались на банковском обслуживании в ком­мерческих банках, где им были открыты банковские счета. Через коммерческие банки проходили значительные бюджетные средства, направляемые на цели обороны и безопасности. Вместе с тем негативные явления, возникавшие в процессе расчет­но-кассового обслуживания коммерческими бан­ками воинских формирований, потребовали со­здания более надежных гарантий независимости этих формирований от финансовой устойчивости и коммерческой деятельности кредитных организаций. При этом принималось во внимание, что надлежащее финансирование Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также доведение бюджетных средств до каждой воинской части, конкретного военнослужащего является важнейшей гарантией обеспечения национальной безопасности и соблюдения прав и законных интересов военнослужащих. Кроме того, учитыва­лось, что значительная доля государственных расходов на оборону и безопасность является сведениями, составляющими государственную тай­ну (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне", п. 54 раздела 2 Указа Президента от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (в редакции от 24 января 1998 г.). Немаловажным является и то обстоя­тельство, что возможности государства непосредст­венно вмешиваться в хозяйственную деятельность конкретных кредитных организаций ограничены действующим федеральным законодательством. По­этому наиболее безопасным и эффективным с точки зрения обеспечения интересов национальной безопасности было признано банковское обслужива­ние воинских формирований и органов, обеспечивающих безопасность Российской Федера­ции через полевые учреждения Банка России.

Впервые в законодательстве Российской Феде­рации правовые нормы, регулирующие деятель­ность полевых учреждений Банка России как со­ставной части единой системы Банка России, их правовой статус, стоящие перед ними задачи и осуществляемые функции были закреплены в Федеральном законе "О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)" в редакции 1995 г. (в дальнейшем - Федеральный закон).

Полевые учреждения, как и другие терри­ториальные учреждения Банка России, не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России по доверенности. При этом они не могут принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручи­тельства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России (ст. 84 Федерального закона). В отличие от главных территориальных управлений и национальных банков полевые учреждения Банка России имеют особое (двойственное) положение. С одной сто­роны, они являются составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятель­ности действуют независимо от каких бы то ни было органов государственной власти, подчиняясь исключительно Центральному банку Российской Федерации. С другой стороны, полевые учреждения - воинские учреждения, комплектуются военнослу­жащими, руководствуются военным законодатель­ством и соблюдают установленный порядок про­хождения военной службы, предполагающие дей­ствие принципа единоначалия. Кроме того, полевые учреждения Банка России в отличие от главных управлений (национальных банков) Банка России, как правило, не осуществляют функции банковского надзора и контроля. Их деятельность связана с организацией денежного обращения, эмиссией денег, расчетно-кассовым обслужи­ванием и с осуществлением иных банковских операций. Кроме того, в отличие от других тер­риториальных учреждений Банка России полевые учреждения, как часть российских войск, могут быть дислоцированы на территориях иностранных государств и выполнять там задачи банковского обслуживания воинских формирований Российской Федерации.

Основными функциями полевых учреждений Банка России являются банковское обслуживание юридических и физических лиц; осуществление по разрешению Банка России эмиссии наличных денег, а также организация денежного обращения в связи с деятельностью обслуживаемых ими лиц. Все из­ложенные выше обстоятельства позволяют выделить полевые учреждения Банка России в самостоя­тельную группу территориальных учреждений Банка России.

Реализуя возложенные на них функции, полевые учреждения Банка России, как представ­ляется, могут и должны осуществлять все виды предусмотренных федеральным законодательством банковских операций, в которых нуждаются об­служиваемые ими организации: привлечение денежных средств физических и юридических лиц, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, во вклады (до востребования и на опре­деленный срок) на условиях, определяемых Банком России; открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручениям юридических и физических лиц; кас­совое обслуживание физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных законом; осущест­вление валютных операций; кредитование обслужи­ваемых организаций, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным Банком России.

Решением Банка России на полевые учреж­дения может быть возложено осуществление иных банковских операций, предусмотренных федераль­ным законодательством. Так, согласно письму Банка России от 25 июня 1997 г. № 26-3-2/1469 от­крытие субкорреспондентского счета филиалу кре­дитной организации Российской Федерации в г. Байконур осуществляется полевым учреждением Банка России. При этом открытие субкорреспондентских счетов филиалам российских кредитных организаций осуществляется в соответствии с дей­ствующими в Российской Федерации правилами открытия счетов и на основании письма Депар­тамента лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных ор­ганизаций и присвоении ему порядкового номера.

В особых условиях, при невозможности функ­ционирования иных территориальных учреждений Банка России на некоторых территориях Рос­сийской Федерации (например, в ходе известных событий в Чеченской Республике), по решению Банка России на полевые учреждения могут быть возложены функции расчетно-кассовых центров, обеспечивающих межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных организаций, располо­женных на данной территории. В связи с этим соответствующим кредитным организациям предпи­сывалось открывать корреспондентские (субкорреспондентские) счета только в полевых учреж­дениях Банка России, действующих на опреде­ленной территории, и запрещалось устанавливать прямые корреспондентские отношения с другими кредитными организациями[2]. Таким образом, в вышеупомянутых случаях полевые учреждения до­полнительно наделялись полномочиями в сфере банковского контроля и надзора.

С учетом особых функций и задач, стоящих перед полевыми учреждениями Банка России, законодательством предусмотрено создание на тер­ритории Российской Федерации учреждений Банка России по предметно-территориальному принципу. В соответствии с ним полевые учреждения Банка России создаются, размещаются и функционируют в местах дислокации лиц, для банковского обслуживания которых они предназначены. Так, некоторые воинские части и организации могут быть дислоцированы на территории различных субъектов Российской Федерации, а их банковское обслуживание при этом осуществляется одним полевым учреждением Банка России. Кроме того, возможно создание и функционирование полевых учреждений в гарнизонах.

В соответствии с международными договорами нашего государства полевые учреждения Банка России могут создаваться и функционировать за пре­делами Российской Федерации для осуществления банковского обслуживания дислоцированных там российских войск и иных организаций, обеспечи­вающих безопасность Российской Федерации.

Круг лиц, банковское обслуживание которых осуществляется полевыми учреждениями Банка Рос­сии. Исчерпывающий перечень лиц, банковское обслуживание которых осуществляется Банком России через входящие в его систему полевые учреждения, определен в законе: воинские части, учреждения и организации Министерства обороны Российской Федерации, а также иные государственные органы; юридические лица, обеспечи­вающие безопасность России; физические лица, проживающие на территориях объектов, обслужи­ваемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территори­альных учреждений Банка России невозможно (ст. 86 Федерального закона). Как видно из со­держания упомянутой статьи, закон четко опре­деляет не только функции – банковское обслужи­вание, но и круг лиц, которые подлежат банковскому обслуживанию полевыми учреждениями Банка России.

Основным критерием, позволяющим выделить лиц, банковское обслуживание которых осущест­вляется полевыми учреждениями Банка России, является цель их деятельности – обеспечение безо­пасности Российской Федерации. При этом следует учитывать требования Закона РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности"[3], согласно которому безопас­ность (личности, общества и государства) дости­гается проведением единой государственной поли­тики в области обеспечения безопасности, сис­темой мер экономического, политического, орга­низационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопас­ности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона РФ "О безопасности"). На базе этих органов создаются соответствующие силы обеспечения безопасности, включающие: Во­оруженные Силы, федеральные органы безопас­ности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов государственной власти, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирова­ния гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; службы обеспечения безопас­ности средств связи и информации, таможни и другие государственные органы (ст. 12 Закона РФ "О безопасности"). В целях своевременного финан­сирования из федерального бюджета государственных органов и сил обеспечения безопасности, поддержания их в постоянной боевой готовности, а также обеспечения своевременности выплаты во­еннослужащим и гражданскому персоналу этих органов и сил денежного довольствия и заработной платы, Президентом России принят Указ от 16 мая 1996 г. № 726 "О мерах по своевременному фи­нансированию государственных органов и сил обес­печения безопасности"[4]. Этим Указом установлено, что банковское обслуживание Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внут­ренних войск МВД России, войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, железно­дорожных войск и войск гражданской обороны производится полевыми учреждениями, расчетно-кассовыми центрами Банка России, а на тех тер­риториях, где они отсутствуют, - учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации (п. 1 Указа от 16 мая 1996 г. № 726). Другим Указом Президента России "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" от 25 ноября 1996 года № 1592 предписывается с 1 января 1997 года распространить действие Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 на все государственные органы и силы обеспечения безопасности Российской Федерации (п. 2 Указа)[5]. Названные указы являются одним из элементов осуществляемой Президентом России политики ук­репления обороноспособности и безопасности Рос­сийской Федерации, усиления социальных гарантий военнослужащих и других граждан, выполняющих служебные обязанности в интересах обеспечения безопасности России.

Полевые учреждения Банка России как воинские учреждения. Как воинские учреждения полевые учреждения Банка России руководствуются в своей деятельности военным законодательством, воин­скими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым со­вместным решением Банка России и Министерства обороны (ч. 2 ст. 86 Федерального закона). Так, Банк России и полевые учреждения в его составе руководствуются в своей деятельности военным законодательством по вопросам обеспечения обороны и безопасности, прохождения военной службы, обеспечения прав, обязанностей и ответственности военнослужащих полевых учрежде­ний, организации и дислокации полевых учреж­дений (Федеральный закон "Об обороне"[6], Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе"[7], Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих»[8]). В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об обороне" воинские части (учреждения), в том числе и полевые уч­реждения Банка России, дислоцируются в соот­ветствии с задачами обороны и социально-эко­номическими условиями соответствующих территорий. При этом передислокация воинских частей и подразделений до уровня соединения в пределах территорий, переданных в пользование Минис­терства обороны России, осуществляется по ре­шению министра обороны. Но особенность полевых учреждений Банка России состоит в том, что вопросы их дислокации органами военного управ­ления должны согласовываться с Банком России.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" Президент Российской Фе­дерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство Во­оруженными Силами, другими войсками, воин­скими формированиями и органами (п. 3 ст. 4 Фе­дерального закона "Об обороне"). Поэтому в целях эффективного функционирования системы полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации, в интересах обеспечения жизнедея­тельности Вооруженных Сил РФ и укрепления обороноспособности страны вопросы организации и деятельности полевых учреждений Банка России, помимо банковского законодательства, регули­руются указами Президента Российской Федера­ции. Например, Указом Президента РФ от 28 ок­тября 1993 г. № 1785 «О регулировании деятель­ности полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации»[9], которым до принятия законодательного акта, регулирующего деятельность полевых учреждений Банка России, предписы­валось руководствоваться Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Фе­дерации (Банка России), утвержденным постанов­лением Президиума Верховного Совета РФ от 1 июня 1992 г. № 2897-1.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 26 апреля 1995 г. не предусматривает принятия отдельного законо­дательного акта по вопросу регулирования дея­тельности полевых учреждений, предписывая Банку России и Минобороны России совместным решением утвердить Положение о полевых учреж­дениях Банка России (ст. 86 Федерального закона). Однако упомянутое Положение еще не принято.

Таким образом, согласно действующему зако­нодательству для системы полевых учреждений Банка России характерно "двойное" подчинение - Центральному банку Российской Федерации и органам военного управления - Министерству обороны России. При этом в соответствии с принципом независимости Банка России полевые учреждения по вопросам банковской деятельности подчинены только ему.

Вместе с тем полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями, в них предусмотрена военная служба. Поэтому вопросы прохождения военной службы, мобилизационной и боевой готовности, службы войск, обеспечения охраны полевых учреждений, подготовки военных кадров для системы полевых учреждений находятся в ведении органов военного управления.

Требует, очевидно, освещения часто обсуж­даемый в последнее время в банковских, фи­нансовых и научных кругах вопрос о переводе по­левых учреждений Банка России в систему фе­дерального казначейства в связи с переходом орга­нов и сил, обеспечивающих оборону и безопас­ность Российской Федерации, на систему расчетов через федеральное казначейство. В юридической литературе уже неоднократно отмечалось, что ис­пользование коммерческих банков при расчетах государства с получа­телями бюджетных денежных средств объективно ведет к их недоиспользованию по прямому назначению. В связи с этим отме­чается, что бюджетные деньги должны использо­ваться только через Банк России, его учреждения. При этом переход к казначейской системе ис­полнения бюджета вовсе не означает, что органы казначейства будут осуществлять расчеты самостоя­тельно. Все виды безналичных расчетов в Рос­сийской Федерации осуществляются через бан­ковскую систему, а при расчетах бюджетными средствами - через систему Банка России[10]. Учиты­вая, что обслуживание счетов органов и органи­заций, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, возложено Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на полевые учреждения Банка России, органы казначейства должны открывать соот­ветствующие счета именно в полевых учреждениях.

Передача полевых учреждений Банка России в систему федерального казначейства может способ­ствовать разрушению банковской процедуры доведе­ния бюджетных средств до органов и лиц, обеспечивающих национальную оборону, а возмож­но, и появлению финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации воинских фор­мирований. Некоторыми авторами высказывается мнение, что уровень развития полевых учреждений Банка России намного выше, чем уровень развития казначейств (полевые учреждения Банка России функционируют практически при каждом соеди­нении). Поэтому сроки расчетов через казначейства могут увеличиться. Кроме того, высказывается мне­ние, что деньги, предназначенные на оборону, при прохождении их через казначейства могут ис­пользоваться руководством регионов для нужд соответствующих территорий[11].

Перевод полевых учреждений Банка России в федеральное казначейство повлечет необходимость создания значительного количества расчетно-кассовых центров (РКЦ) Банка России. Сами каз­начейства не вправе осуществлять банковскую деятельность и производить банковские операции. Кроме того, казначейства формируются по административно-территориальному признаку, и как ми­нимум в трех субъектах Российской Федерации они не сформированы вовсе, а за ее пределами их не может быть. В то же время полевые учреждения Банка России осуществляют банковское обслу­живание органов и сил, обеспечивающих безопас­ность, которые располагаются не по админист­ративно-территориальному признаку. В основе дислокации войск лежат задачи обороны страны, поэтому одно воинское формирование может располагаться на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Причем основная часть лиц, обслуживаемых полевыми учреждениями Бан­ка России, расположена на территориях, значитель­но удаленных от расчетно-кассовых центров Банка России, либо на территориях, где таковые отсутствуют вовсе (Новая Земля, приграничные тер­ритории Забайкалья, Дальнего Востока, территории иностранных государств). Исходя из этих обстоя­тельств формируется дислокация полевых учрежде­ний Банка России на основе принципа обеспече­ния задач обороны страны и ее безопасности.

В случае реализации проекта передачи системы полевых учреждений из Банка России в федераль­ное казначейство полевые учреждения лишатся возможности формирования резервных фондов; права выпуска денег в обращение; права прове­дения межбанковских расчетов; возможности приема денежной наличности от войсковых частей, военно-строительных и иных организаций. В ре­зультате полевые учреждения Банка России поте­ряют свое значение для воинских формирований как учреждений, через которые осуществляются бан­ковские операции. Таким образом, если в настоя­щее время Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования осуществляют все необ­ходимые банковские операции непосредственно через учреждения Банка России, то реализация вышеупомянутого проекта создаст еще одно звено - федеральное казначейство. Федеральное казначей­ство все равно вынуждено будет открывать бан­ковские счета в учреждениях Банка России или в коммерческих банках. Помимо этого, остро встанет вопрос о банковском обслуживании воинских формирований, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации и в обособ­ленных закрытых военных городках. Среди них такие вопросы, как обеспечение войск иност­ранной валютой; урегулирование расчетов между ино­странными поставщиками и российскими воинскими подразделениями за границей, а также учреждениями Банка России; осуществление операций по вкладам военнослужащих и иных физических лиц, служа­щих или служивших в российских воинских формированиях за рубежом.

Кроме того, полевые учреждения Банка России утрачивают основное свое предназначение - мо­бильное банковское обслуживание воинских фор­мирований в особых условиях (планы мобили­зационной готовности войск предусматривают в случаях возникновения военных действий немед­ленное выдвижение полевых учреждений совместно с воинским формированием в пункт назначения, установленный Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации).

При таких обстоятельствах перевод полевых учреждений Банка России в федеральное казначей­ство повлечет фактическую ликвидацию банковской системы осуществления финансирования госу­дарственных органов и сил, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Все приведенные выше негативные обстоятельства в совокупности с уже имеющимися проблемами, безусловно, непосредственным образом могут повлиять на снижение уровня общего состояния обороноспособности и безопасности России. И по­следнее. Деятельность полевых учреждений вне пределов Российской Федерации регламентируется в ряде случаев международными договорами (в том числе межправительственными и межбанков­скими), в которых однозначно закреплено, что финансирование российских воинских форми­рований осуществляется через полевые учреждения Банка России, имеющие право проведения меж­государственных расчетов (Соглашение о статусе воинских формирований Российской Федерации на территории Казахстана от 20 января 1995 г., Федеральный закон от 24 октября 1994 г. "О рати­фикации Соглашения между Российской Федера­цией и Республикой Казахстан об основных прин­ципах и условиях использования космодрома "Бай­конур" и т.п.). Следовательно, расчетно-кассовое обслуживание контингентов российских войск за границей может осуществляться только полевыми учреждениями Банка России. Функционирование структурных подразделений федерального казна­чейства как структурного подразделения Министер­ства финансов России вне пределов России невозможно с точки зрения международных дого­воров Российской Федерации.

Вместе с тем нельзя исключать вовсе не­обходимость теснейшего взаимодействия Банка России и его учреждений, в том числе полевых учреждений, с федеральным казначейством. В постановлении Правительства Российской Федера­ции от 28 августа 1997 г. "О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета" Министерству финансов России совместно с другими федеральными органа­ми исполнительной власти и при участии Банка России поручено осуществить централизацию до­ходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства Министерства финансов России. Причем определено, что счета органов федерального казначейства Министерства финансов России по учету доходов и средств федерального бюджета открываются в установ­ленном порядке в учреждениях Банка России, а при их отсутствии - в коммерческих банках, при­влекаемых для обслуживания этих счетов на кон­курсной основе (п. 1 Постановления)[12]. Реализация указанного постановления Правительства Россий­ской Федерации не только не исключает, но и в соответствии с Федеральным законом предполагает, что счета органов федерального казначейства по учету средств федерального бюджета, выделяемых на оборону и безопасность, должны быть открыты в специализированных (воинских) учреждениях Бан­ка России, каковыми являются полевые учреждения.

При этом следует учитывать, что практика реализации решения о переводе бюджетных расчетов в федеральное казначейство показывает, что этот процесс не так уж прост, бесспорен и без­опасен. Во-первых, в законе или ином нормативно-правовом акте необходимо закрепить положение о взаимодействии Банка России и его учреждений с федеральным казначейством по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета и финансовой дисциплиной. Во-вторых, следует иметь в виду, что продолжает действовать п. 2 ст. 15 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", устанавливающий в России банковскую систему кассового исполнения бюд­жета. Согласно упомянутому Закону Банк России и его учреждения на местах, а в случае их отсутствия другой банк по поручению Банка России ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти[13]. В-третьих, как свидетельствуют публикации в средствах массовой информации, перевод на казначейскую систему исполнения бюджета "внес пока только полную неразбериху", жертвой которой стала даже газета Правительства Российской Федерации, которая жа­луется на то, что казначейская технология много­кратно усложнила процесс доведения бюджетных средств до конкретного потребителя[14]. Если слож­ности, о которых пишет "Российская газета", возникли в Москве у правительственной газеты, то можно себе представить масштабы реальных проблем, которые могут появиться и, безусловно, появятся у органов и сил, обеспечивающих безопасность России, дислоцированных в отдален­ных районах нашей Родины и за ее рубежами. Поэтому решение проблемы финансирования и банковского обслуживания органов и сил, обес­печивающих безопасность России, требует не толь­ко безусловного соблюдения действующего законо­дательства, но и тщательной оценки принимаемых решений с точки зрения их целесообразности. Исправлять допущенные ошибки, как правило, значительно сложнее, чем не допускать их вовсе.

С учетом изложенного, сохранение и развитие системы банковского обслуживания органов и сил, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, через полевые учреждения Банка России, реализация указов Президента Российской Федера­ции от 16 мая 1996 г. № 726 и от 25 ноября 1996 г. № 1592 позволяет решать целый комплекс проблем финансирования юридических лиц, обеспечиваю­щих безопасность Российской Федерации, и в частности, полностью исключает опасность потери этими органами и силами выделенных им бюд­жетных средств в случае возникновения у ком­мерческих банков финансовых или иных труд­ностей. Кроме того, исключается возможность нецелевого использования средств государствен­ного бюджета, предназначенных и выделяемых для финансирования государственных органов и сил обеспечения безопасности. Создаются определен­ные организационно-правовые гарантии личной защищенности каждого сотрудника государст­венных органов и сил обеспечения безопасности и членов их семей, в части, касающейся выплаты им денежного довольствия, продовольственного и ино­го обеспечения. Сохранение системы финанси­рования органов и сил, обеспечивающих безопас­ность Российской Федерации, через полевые уч­реждения Банка России явится гарантией прекращения имевшего место косвенного кредито­вания коммерческих банков, исключения возмож­ности использования бюджетных средств, предназ­наченных государственным органам и силам обеспечения безопасности, для пополнения акти­вов кредитных организаций. Помимо этого, создаются реальные условия для экономии средств государственного бюджета, поскольку в соответ­ствии со ст. 23 Федерального закона в отличие от коммерческих банков полевые учреждения Банка России осуществляют операции со средствами федерального бюджета без взимания комиссион­ного вознаграждения. Кроме того, доведение бюд­жетных средств, выделяемых на оборону и без­опасность через систему полевых учреждений Банка России, способствует не только усилению государст­венного контроля за расходованием бюджетных средств, но и реальному обеспечению сохранения государст­венной тайны при осуществлении банковских опе­раций в интересах национальной безопасности.


[1] Об истории становления и развития полевых уч­реждений Банка России см., напр.: Заставнюк В.П. Банкиры на службе ратной //Армейский сборник. – 1996. - № 8; Коречков Ю.В. Полевые банки России. – Ч.1. - Ярославль: Международный университет бизнеса и новых технологий, 1996; Коречков Ю.В. Полевым учреждениям Центрального банка РФ 55 лет. - Ярославль: Международный университет бизнеса и новых технологий, 1996; 3иберов Д. Военно-полевые банки // Бизнес и банки -1997. - № 38.

[2] См., напр.: Указания Банка России от 4 декабря 1996 г. № 368 "Об организации расчетов с участием кредитных организаций (в том числе филиалов кредитных организаций), местонахождением которых является территория Чеченской Республики" // Вестник Банка России. - 1996 № 67.

[3] Российская газета. - 1992. - 6 мая.

[4] Российская газета. - 1996. - 25 мая.

[5] Росс. газ. 1996. - 5 декабря.

[6] Российская газета. - 1996. - 6 июня.

[7] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 13. - ст.1475.

[8] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской. – 1993. - № 6. – Ст. 188; Российская газета. – 1995. – 6 декабря.

[9] Российская газета. - 1993. - 5 ноября.

[10] См., напр.: Арутюнян Т.Р. Совершенствование правового регулирования банков и банковской деятельности в Российской Федерации. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юридических наук. - М., 1997: Московская государственная юридическая академия. - С. 17-18.

[11] Коммерсантъ-Daily/ - 1997. - 31 января.

[12] Российская газета. - 1997. - 10 февраля.

[13] После публикации настоящей статьи, в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ утратил силу.

[14] Российская газета. – 1998. 24 января.

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации