Сейчас Вы здесь:Главная arrow Учебные пособия и материалы arrow Учебные программы, учебно-методические пособия... arrow Я.А. Гейвандов. Методика обучения правовым основам банковской деятельности...

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Я.А. Гейвандов. Методика обучения правовым основам банковской деятельности... Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Sunday, 01 March 2009

Я.А. Гейвандов. Методика обучения правовым основам банковской деятельности в процессе преподавания курса гражданского права в высшем учебном заведении


(Статья была написана в декабре 1995 г.; тезисы статьи были опубликованы в сборнике: «Гражданское общество и силовые структуры: проблемы взаимодействия. Сб. Трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 8. - СПб.: СПб. Академия МВД РФ, 1997»).

В процессе экономических реформ объективной реальностью в Российской Федерации стало возникновение особого рода деятельности - банковской деятельности. Создана специальная система организаций, именуемая банковской системой.

Упомянутые события не могли не найти своего выражения в системе Российского права. Так, реальностью стало появление в системе российского законодательства банковского законодательства, Многими учеными высказывается мнение о зарождении в России нового правового явления - банковского права. Банковская деятельность перестала быть явлением исключительно финансово-экономического характера, но и все больше приобретает признаки правоприменительной деятельности.

В этой связи, остро стоит вопрос о профессиональной подготовке специалистов для работы в банковской сфере. Причем уже сегодня можно констатировать, что в сфере банковской деятельности ощущается явный недостаток экономистов, имеющих необходимую юридическую подготовку и юристов, получивших приемлемую подготовку в области экономики, финансов и кредита. Более того, к сожалению, приходится констатировать, что многие выпускники юридических высших учебных заведений испытывают значительные затруднения в процессе практической деятельности по правовому обеспечению банковской деятельности, расследованию или судебному рассмотрению дел, связанных с осуществлением банковских операций и иных видов банковской деятельности.

В значительной мере сложившаяся ситуация обусловлена научной и учебно-методической не разработанностью юридических аспектов банковской деятельности. Наблюдается отсутствие необходимого количества монографической, учебной, учебно-методической литературы по вопросам банковского права. Ощущается очевидный недостаток специалистов способных и желающих преподавать такие новые учебные дисциплины, как «Банковское право» или «Основы правового регулирования банковской деятельности».

В редком высшем учебном заведении читаются спецкурсы по банковскому праву. На момент подготовки настоящей статьи во многих высших учебных заведениях юридического профиля, где проблемы правового регулирования банковской деятельности включены в учебную программу, преподавание осуществляется исключительно в рамках таких учебных дисциплин, как «Гражданское право» или «Предпринимательское право», и на базе одноименных кафедр.

Не случайно именно в Гражданском Кодексе Российской Федерации закреплены основополагающие правила, регулирующие вопросы создания, лицензирования, правоспособности и совершения банковских операций кредитными организациями.

Так, именно в ГК РФ закреплены порядок и основания выдачи банковской гарантии, правила совершения договоров займа и кредита, финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада, банковского счета, основы совершения и формы расчетов в Российской Федерации, проблемы государственного регулирования обеспечения банковской тайны, банковских операций и т.п. В связи с этим основы банковской деятельности, безусловно, являются предметом изучения науки гражданского права и преподавание упомянутых выше вопросов должно осуществляться в рамках курса гражданского права, в особенности та часть, которая касается гражданско-правового регулирования организационно-правовой формы кредитных организаций, кредитных, долговых, расчетных и иных договорных правоотношений, при осуществлении банковских операций. Вполне очевидно, что “вырвать” из курса “Гражданское право” весь комплекс упомянутых проблем, связанных с банковской деятельностью недопустимо.

Вместе с тем, у специалистов не вызывает особых возражений вывод, что банковское право представляет собой межотраслевое правовое явление. Оно тесно увязано не только с гражданским, но, в первую очередь, с конституционным, административным и финансовым законодательством, в особенности в части касающейся банковского регулирования, банковского надзора, контроля и юридической ответственности кредитных организаций за нарушения государственных стандартов банковской деятельности. Вряд ли кто-то сомневается, что вышеприведенные аспекты правого регулирования банковской деятельности имеют публично-правовую природу и их преподавание выходит за рамки гражданского права как учебной дисциплины.

Итак, банковское право является комплексным межотраслевым правовым явлением, включает не только нормы гражданского права, но и целый ряд норм административного, финансового, конституционного и других отраслей права. Именно эту особенность необходимо учитывать при разработке учебных программ и в ходе преподавания основ правового регулирования банковской деятельности.

Организация учебного процесса требует внесения необходимых дополнений в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по юридическим и экономическим специальностям. В связи с развитием в России банковской системы, регулируемой федеральным банковским законодательством, следует разработать новые учебные планы и программы для соответствующих учебных дисциплин. До их внедрения было бы полезно внести необходимые изменения в учебные планы и учебные программы тех учебных дисциплин, в рамках которых в настоящее время преподаются правовые проблемы банковской деятельности. В особенности это касается учебных дисциплин гражданско-правового (формы и порядок расчетов, кредитования, использования банковских счетов и проч.) и публично-правового циклов (государственное регулирование, контроль, надзор, публично-правовая ответственность и т.п.), в части преподавания соответствующих обособленных правовых институтов, связанных с регулированием различных аспектов банковской деятельности.

Вряд ли есть объективные основания позволяющие объяснить тот факт, что вопросы правового регулирования банковской деятельности во многих финансово-экономических вузах преподаются на экономических кафедрах или на кафедрах банковского менеджмента, а в некоторых высших учебных заведениях не преподаются вовсе.

Возможно такая ситуация обусловлена отсутствием четкого и ясного понимания места, которое занимают проблемы банковской деятельности в учебном процессе.

В отличие от более привычных для юристов видов судебной, следственной, оперативно-розыскной, административной, гражданско-правовой деятельности, банковская деятельность, помимо собственно юридического аспекта, имеет несколько других не менее важных аспектов: финансово-экономический, бухгалтерский, управленческий. Поэтому, каждый из указанных аспектов банковской деятельности должен учитываться при разработке и утверждении государственных стандартов, учебных программ и планов применительно к подготовке специалистов различного профиля (экономистов, финансистов, менеджеров, бухгалтеров, юристов).

В зависимости от направления, уровня и качества профессиональной подготовки в соответствующих нормативах и планах должно быть заложено обязательное изучение всех аспектов банковской деятельности. Однако объем этих программ мог бы изменяться в зависимости от получаемой специальности.

Так, для юриста, безусловно, необходимо глубокое изучение правовых основ банковской деятельности и получение хотя бы минимальных знаний по экономике банковской деятельности, управлению банковской деятельностью и бухгалтерскому учету. Специалистам других областей наоборот требуется углубленное изучение соответствующего аспекта банковской деятельности (экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет и т.п.) и получения хотя бы минимального представления об основах правового регулирования банковской деятельности.

Решение вышеуказанных задач должно быть возложено в первую очередь на Ученые советы высших учебных заведений, учебно-методические отделы (кабинеты), и, конечно же, на кафедры. Причем различные проблемы банковской деятельности, с учетом ее многоаспектности, должны преподаваться на различных кафедрах в соответствии с их научным профилем (экономики, управления, права).

В юридических высших учебных заведениях, при отсутствии специальной кафедры банковского права, к преподаванию основ правового регулирования банковской деятельности могут быть привлечены кафедры соответствующего профиля (гражданско-правового и публично-правового). Например, на кафедрах гражданско-правовых дисциплин, кафедрах хозяйственного или предпринимательского права (т.е. кафедры, специализирующиеся на преподавании дисциплин связанных с предпринимательской деятельностью) могли бы преподаваться частноправовые аспекты банковской деятельности. Проблемы публично-правового характера в обязательном порядке должны преподаваться в рамках административных, финансово-правовых дисциплин.

Поэтому, важнейшее значение для организации обучения основам правового регулирования банковской деятельности является разработка и согласование на межкафедральном уровне учебных планов преподавания конституционного, гражданского, административного и финансового права.

Основными формами образовательного процесса и преподавания основ правового регулирования банковской деятельности, и в рамках гражданского права, и в рамках публично-правовых дисциплин могли бы оставаться такие общепринятые формы, как лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа (в том числе под руководством преподавателя), учебная практика (стажировка). Было бы полезно активнее внедрять в процесс обучения банковского права деловые (ролевые) игры, решение учебных задач, подготовку студентами письменных учебных юридических документов и т.п. В связи с этим на профильных кафедрах необходимо активнее разрабатывать и внедрять в учебный процесс соответствующую учебную и методическую литературу по банковскому праву. Например, учебные и методические пособия, сборники учебных задач и деловых игр, примерные образцы юридических документов, применяемых в банковской практике, учебные схемы, компьютерные программы и технологии, программы и требования к стажировке (практике) студентов в кредитных организациях и т.п.

Количество учебных часов, выделяемых на преподавание правовых основ банковской деятельности, конечно же, зависит от направленности высшего учебного заведения и специальности, по которой ведется подготовка студентов. Несомненно, для высших учебных заведений юридического профиля часов на изучение основ правового регулирования банковской деятельности требуется значительности больше чем для высших учебных заведений экономического профиля. Но при этом, необходимо определить некий минимальный образовательный стандарт по банковскому праву.

Полагаем, наступило время, чтобы в учебных программах всех высших учебных заведений экономического и юридического профиля в качестве обязательных элементов базовой подготовки студентов были установлены: основы правового регулирования, правовые принципы, формы и порядок банковской деятельности; принципы организации и функционирования банковской системы; особенности банковского регулирования, банковского надзора и контроля.

В настоящее время такие фундаментальные публично-правовые аспекты организации и функционирования банковской системы, как юридический статус Банка России, единая государственная денежно-кредитная политика, банковское регулирование, банковский надзор и контроль во многих высших учебных заведениях юридического и экономического профиля «выпали» из учебных программ. Такая ситуация особенно характерна для учебных заведений, где банковское право или основы правового регулирования банковской деятельности преподаются на кафедрах частноправового или экономического профиля.

С учетом изложенного, наиболее целесообразной формой преподавания основ правового регулирования банковской деятельности явилось бы введение во всех учебных заведениях специального курса “Банковское право”. Однако, это вопрос будущего. Но до решения этого вопроса на организационном и правовом уровне процесс преподавания основ правового регулирования должен быть налажен на кафедрах, специализирующихся на гражданско-правовой и публично-правовой тематике.

В заключение необходимо отметить, что поставленные в настоящей работе проблемы достаточно новы, поэтому автор не претендует на безусловную истинность своих выводов, но в том, что затронутые в данной работе проблемы актуальны и требуют обсуждения в научно-педагогических коллективах, сомнений не вызывает.

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации