Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Пути совершенствования законодательства о Банке России Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Saturday, 24 January 2009
Пути совершенствования законодательства о Банке России

Проводимые в стране реформы денежно-кредитной системы, отказ от государственной монополии в банковской сфере потребовали изменения правового положения, функций и полномочий главного банка Российской Федерации.

Появилась потребность в управлении денежно-кредитной и банковской сферами не только административными, но и гражданско-правовыми методами. Реальностью стало государственное управление экономическими процессами с использованием Банком России таких, далеко не административных инструментов и методов государственной денежно-кредитной политики, как: процентные ставки, операции на открытом рынке, рефинансирование и т.п.

В результате преобразований Банк России приобрел функции государственного органа, осуществляющего банковское регулирование, банковский надзор и контроль от имени РФ. Для реализации указанных функций на Банк России возложены государственно-властные полномочия. Кроме того, Банк России осуществляет банковское обслуживание юридических и физических лиц, операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ и т.п. Приведенные особенности правового положения Банка России представляют интерес с точки зрения банковского права. Но Банк России в установленных Федеральным законом случаях может также участвовать в гражданских и иных (например, трудовых) правоотношениях в своих интересах или в интересах своих служащих, может осуществлять управленческие функции в отношении подчиненных предприятий, учреждений и организаций.

Вместе с тем, как отмечалось ранее, несмотря на такое разнообразие возложенных на Банк России функций, его правовое положение, в том числе организационно-правовая форма как юридического лица в действующем законодательстве должным образом не определено. Поэтому исследование правового положения Банка России представляется весьма актуальным для российской юридической науки и практики.

Осмелимся утверж­дать, что определение статуса Банка России - это комплексная политическая, экономическая и юридическая проблема. В основе юридического аспекта проблем, связанных с Банком России, ле­жат правовые нормы Конституции РФ. Необхо­димо признать, что с точки зрения законности важно более четко зафиксировать в Федеральном законе "О Центральном банке РФ (Банке России)" конституционно-правовой статус Банка России как органа государства. В условиях эконо­мического кризиса следует не ограничивать, а развивать и совершенствовать принципы единст­ва и централизации государственного управления денежно-кредитной системой страны.

При отсут­ствии серьезной проработанной концепции будущего мировой финансовой системы и денежно-кредитной системы России нет даже минимальной гарантии, что в случае перераспределения функций нынешнего Банка России между други­ми государственными органами и организациями управление денежно-кредитной системой будет более эффективным, чем в настоящее время.

В то же время, необходимо разработать и принять такие правовые гарантии, которые позволили бы Российской Федерации в полной мере реализо­вать принцип подотчетности Банка России и при этом способствовали бы реализации конституци­онного принципа независимости Банка России.

Что касается установления конкретного места Банка России в системе федеральных органов го­сударственной власти либо, наоборот, изменения его государственно-правового статуса на коммер­ческий, то эти вопросы требуют внесения попра­вок в Конституцию РФ.

Для целенаправленного решения всех имеющихся проблем необходима единая государственная концепция развития денежно-кредитной системы, включая Банк Рос­сии. Может быть, стоит сначала оценить состоя­ние и перспективы развития всей банковской сис­темы, а не только Банка России; всего банковского законодательства, а не только законодательства о Банке России; разработать концепцию их согласо­ванного и взаимоувязанного совершенствования и лишь после серьезной подготовки, осознанно начинать законопроектную работу? Такого алго­ритма действий необходимо придерживаться вне зависимости от окончательного решения о стату­се Банка России, которое законодатель посчита­ет нужным принять. Это в полной мере его право. Однако, со своей стороны, общество также впра­ве надеяться, что решения законодателя, затраги­вающие столь актуальную сегодня проблему уп­равления денежно-кредитной сферой, не будут носить спонтанный, немотивированный харак­тер, а, наоборот, будут обдуманными и ответст­венными. Возможно, тогда наше банковское (да и не только банковское) законодательство не будет столь противоречивым, а сама денежно-кредит­ная система станет более стабильной и управляе­мой. Какой же Центральный банк будет в Россий­ской Федерации? Ответ на этот вопрос даст феде­ральное законодательство - надеюсь, на основе Конституции России и с учетом интересов общества и государства.

Самый главный вопрос, на который должен быть найден ответ: в рамках какой отрасли зако­нодательства осуществляется регулирование денежно-кредитной сис­темой России, а, следовательно, в каком порядке должен регулироваться юридический статус, функ­ции и полномочия Банка России?

В первую очередь необходимо понять в каком состоянии находится банковская система России и ее центральный банк, сформулировать перспективы развития банковской системы РФ, с учетом накопленного за последние десятилетия не­гативного опыта ее функционирования, так как теперь общество понимает, какой банковская си­стема быть не должна. Опираясь на имеющийся опыт, общество и государство могут выстраивать контуры новой банковской системы страны, нацеленной не только на получение прибыли, но и на созда­ние предпосылок для роста конкретных сегмен­тов отечественной экономики.

Государство не может отказаться от своих суве­ренных прав влиять в присущих ему формах на денежно-кредитную систему, обеспечивая тем са­мым ее функционирование и развитие в интере­сах всего общества. Поэтому следует решить, ка­кие государственные органы, руководствуясь ка­кими целями и на каких принципах должны осуществлять непосредственное государственное управление денежно-кредитной системой (например, нужен ли России Центральный банк как государ­ственное институциональное образование, како­во его место в банковской системе и системе госу­дарственных органов РФ)?

В этой связи неизбежно следует другой вопрос: ради достижения каких целей государство создает Банк России? Является ли основной целью деятельности Банка России извлечение прибыли (как полагают некоторые авторы), или его основной целью должно оста­ваться обеспечение интересов государства и об­щества, как это закреплено в действующем зако­нодательстве? Осуществляет ли Банк России в рамках государственного регулирования банков­скую деятельность (денежная эмиссия, межбан­ковские кредиты, расчеты и т.п.), или банковская деятельность - особый вид предпринимательской деятельности, присущий только коммерческим организациям? Потребуется ответить и на неко­торые другие вопросы. Например, необходимо решить, что соответствует государственным ин­тересам России в период переживаемого ею ост­рейшего кризиса: единый централизованный ор­ган управления денежно-кредитной системой или несколько никогда ранее не существовавших ор­ганизаций, между которыми будут перераспреде­лены полномочия нынешнего Банка России? Должен ли Банк России быть независимым, или в кризисной ситуации его следует поставить в зави­симость от других органов государственной влас­ти? Если требуется независимый Банк России, то как и на каких принципах обеспечить его эффек­тивное взаимодействие с другими государствен­ными органами? Как обеспечить систему госу­дарственного контроля за деятельностью незави­симого Банка России и одновременно не лишить его этой самой независимости? Если законодате­ли посчитают, что в нынешней социально-эконо­мической ситуации независимости от Банка Рос­сии не требуется, то необходимо определить круг государственных органов, от которых он может зависеть, а также характер, степень и формы та­кой зависимости (хотя такое развитие событий, как представляется, не соответствует ни интере­сам российского общества, ни Конституции РФ).

Недопустимо создавать предпо­сылки для принятия сложнейших государствен­ных решений на основе сиюминутных политиче­ских, тактических или групповых факторов.

В ситуации кризиса любое поспешное институциональное изменение приводит, как пра­вило, к еще большему снижению уровня и степе­ни противодействия негативным процессам.
 
Социально-правовая природа денежно-кредитной системы
История развития российской финансовой системы
Правовые проблемы регулирования денежно-кредитной системы
Организация банковской системы
Основные принципы БС РФ
Конституционные основы госрегулирования денежно-кредитной сферы России
Основные направления государственного регулирования
Банк России: юридический статус, организация, функции, полномочия
Организационные и правовые проблемы государственного регулирования БС РФ
Системы страхования банковских вкладов
Денежно-кредитная политика и Вооруженные Силы России
Международно-правовые аспекты денежно-кредитного регулирования
Межгосударственное сотрудничество в денежно-кредитной сфере на постсоветском пространстве
Зарубежный опыт регулирования финансовой и банковской системы
Мировая валютно-финансовая система
МОНОГРАФИИ. ДИССЕРТАЦИЯ
Статьи
Учебные пособия и материалы

Свежие публикации