Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Система и органы управления Банка России Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Saturday, 24 January 2009

Система и органы управления Банка России

В соответствии с действующим законодательством предусмотрена следующая система Банка России: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Организация системы Банка России, построение его центрального аппарата и всех иных элементов осуществляются в соответствии с рассмотренными ранее принципами.

Национальный банковский совет (НБС), как коллегиальный орган Банка России впервые был создан Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России) в редакции 2002 г. (ст. 12, 13 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек. При этом его формирование строго урегулировано, так:

два представителя направляются в НБС Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации,

трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы,

трое - Президентом Российской Федерации,

трое - Правительством Российской Федерации.

В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

При принятии Национальным банковским советом решений мнение членов Национального банковского совета, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Национального банковского совета.

В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Национального банковского совета является решающим.

Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал.

Заседания Национального банковского совета назначаются Председателем Национального банковского совета либо в случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его заместителем, а также по требованию Председателя Банка России или не менее трех членов Национального банковского совета.

Члены Национального банковского совета своевременно уведомляются о заседании Национального банковского совета.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России;

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года: общего объема расходов на содержание служащих Банка России; общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; общего объема капитальных вложений; общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России: реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; банковского регулирования и банковского надзора; реализации политики валютного регулирования и валютного контроля; организации системы расчетов в Российской Федерации; исполнения сметы расходов Банка России; подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

10) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Совет директоров Банка России и Председатель Банка России. Руководство и управление Банком России осуществляет высший орган Банка России, а также единоличный орган Банка России – Председатнль Банка России.

На Совет директоров Банка России возложены следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона, обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации "О государственной тайне", и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;

4) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года: общий объем расходов на содержание служащих Банка России; общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; общий объем капитальных вложений Банка России; общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России;

5) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам по указанным в п. 4 ст.18 вышеуказанного Федерального закона направлениям;

6) утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов Банка России, перечисленных в п. 4 ст.18 вышеуказанного Федерального закона пункте, не позднее 31 декабря предшествующего года;

7) при необходимости утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов Банка России, перечисленных в п. 3 ст. 13 ышеуказанного Федерального закона;

8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

9) принимает решения: о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки); о применении прямых количественных ограничений; о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца; о порядке формирования резервов кредитными организациями; об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; о размещении облигаций Банка России; о составе, порядке и сроках раскрытия информации по сделкам, совершенным Банком России на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

11) утверждает порядок работы Совета директоров;

12) представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

13) утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;

14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;

15) утверждает перечень должностей служащих Банка России;

16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России;

17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение: предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; предложения по порядку формирования провизий Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России; отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;

17.1) утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России;

18) выполняет иные функции, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению Совета директоров.

Решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России" в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Кроме того, на Совет директоров возложено принятие следующих решений: о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций в соответствии со ст. 61 Федерального закона; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег; о порядке формирования резервов кредитными организациями. Совет директоров Банка России также вправе устанавливать исключения из общего правила вступления в силу нормативных актов Банка России (ч. 3 ст. 6 Федерального закона); определять порядок образования и использования резервов и фондов Банка России (ст. 10 Федерального закона); устанавливать структуру баланса Банка России (ст. 24 Федерального закона); устанавливать порядок направления прибыли Банка России в его резервы и фонды, перечисления в доход федерального бюджета (ст. 26 Федерального закона). Банком России принимается решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждаются образцы и номиналы новых денежных знаков (ст. 33 Федерального закона); устанавливаются размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России (ст. 38 Федерального закона); утверждается лимит операций на открытом рынке (ст. 39 Федерального закона); определяется список векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, а также случаи, когда обеспечением для кредитов могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства (ст. 46 Федерального закона). В исключительных случаях именно Совет директоров Банка России вправе пролонгировать предоставленные кредиты (п. 5 ст. 48 Федерального закона); принимать решение о создании при Банке России органа банковского надзора, через который могут осуществляться надзорные и регулирующие функции Банка России (ст. 55 Федерального закона); определять порядок проведения проверок кредитных организаций (ст. 74 Федерального закона). Совет директоров может определять перечень сведений о деятельности кредитных организаций, которые Банк России вправе запрашивать и получать и по которым вправе получать разъяснения, а также при наличии оснований принимать решение об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций (ч. 2 ст. 76 Федерального закона). Совет директоров принимает решения по регулированию деятельности территориальных учреждений Банка России. В частности, им утверждается Положение о территориальных учреждениях Банка России, принимается решение о создании территориальных учреждений по экономическим районам, а также предоставляются разрешения о выдаче территориальными учреждениями гарантий и поручительств, вексельных и других обязательств от имени Банка России (ст. 84, 85 Федерального закона). В соответствии с федеральными законами Совет директоров определяет условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий служащих Банка России, создает пенсионный фонд для дополнительного обеспечения служащих Банка России, а также организует страхование жизни и медицинское страхование служащих (ст. 88—89 Федерального закона), утверждает перечень должностей служащих Банка России, на которых распространяются ограничения, предусмотренные ст. 90—91 Федерального закона. Советом директоров выдаются в необходимых случаях разрешения на разглашение служащими Банка России служебной информации о деятельности Банка России.

Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров, в отличие от членов НБС, работают на постоянной основе в Банке России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях: истечения срока полномочий; невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; подачи личного заявления об отставке; совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Председателем Банка России;

до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров. Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России.

В федеральном законодательстве нет четкого определения, является ли Председатель Банка России членом Совета директоров или только входит в его состав в качестве Председателя (как это закреплено в ст. 15 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)») и председательствует на его заседаниях. Между тем, решение этого вопроса представляется актуальным для определения правового положения указанных лиц. К примеру, члены Совета директоров Банка России не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства Российской Федерации. Члены Совета директоров Банка России также не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Как представляется, ограничения, предусмотренные для членов Совета директоров Банка России, не могут не распространяться на его Председателя. Но по смыслу ст. 15 вышеназванного Федерального закона Председатель Банка России входит с состав Совета директоров наряду с 12 его членами, и, если строго следовать букве закона, ограничения, предусмотренные для членов Совета директоров Банка России, на Председателя Банка России не распространяются. Подобная ситуация, конечно же, не соответствует духу содержащихся в федеральном законодательстве правовых норм и принципу независимости Банка России.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации, а также увольнение с государственной службы должны быть произведены в течение одного месяца со дня назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей. На членов Совета директоров распространяются и другие ограничения, установленные ст. 90 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)». Так, служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров: не имеют права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской, научно-исследовательской и творческой деятельности); не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях; обязаны в письменной форме уведомить в десятидневный срок Совет директоров о приобретении ими акций (долей) кредитных организаций (ст. 90 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Совет директоров Банка России заседает не реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Члены Совета директоров своевременно уведомляются о назначении заседания Совета директоров.

Как отмечалось решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров.

Законом установлен кворум Совета директоров, предполагающий обязательное участие в заседании Совета директоров не менее семи человек и Председателя Банка России или лица, его замещающего.

 Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров.

В банке России создан Комитет банковского надзора Банка России, который является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Комитетом руководит председатель Комитета, назначаемый Председателем Банка России из числа членов Совета директоров Банка России. Председатель Банка России по представлению председателя Комитета назначает заместителей председателя Комитета, в том числе из числа руководителей структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения. Структура Комитета включает: председателя Комитета, заместителей председателя Комитета, Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля, Юридический департамент, Главную инспекция кредитных организаций, Главное управление безопасности и защиты информации, Московское главное территориальное управление Банка России Положение о Комитете банковского надзора России (утверждено решением Совета директоров Банка России от 10 августа 2004 г., протокол № 21).

Следует особо остановиться на полномочиях Председателя Банка России, они также закреплены в федеральном законодательстве. Так в ст. 20 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлен, что Председатель Банка России:

1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

5) вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

8) обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров;

9) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, межбанковским соглашением, или случаев участия Банка России в капиталах и деятельности организаций в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Федерального закона;

10) не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или межбанковским соглашением.

До настоящего времени остается открытым вопрос о правовом положении служащих Банка России. Регулировании в федеральном законодательстве их государственных служебных обязанностей, никак не учитвается вфедеральном банковском законодательстве и федеральном законодательстве о государственной службы. Юридический статус служащих Банка России остается открытым. Так, неопределенность правового положения Банка России как государственного органа влечет за собой сложности, связанные с определением статуса его служащих.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27 мая 2005 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» федеральная государственная служба определена, как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, что в полной мере соответствует регулирующим, надзорным и контрольным полномочиям Банка России, а также его полномочиям по применению санкций, обеспечению бесперебойности платежей и расчетов. Причем правовое положение (статус) федерального государственного служащего, должны способствовать разработке и установлению ограничений, обязательств, правил служебного поведения и ответственности этих лиц, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров. Однако большая часть из приведенных требований применительно к служащим Банка России. Таким образом, выполняя по Конституции России функции Российской Федерации служащие Банка России федеральными государственными служащими не признаются.

Согласно ст. 10 вышеназванного Федерального закона «федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета». Как уже отмечалось служащие Банка России получают денежное содержание не из федерального бюджета, а из доходов Банка России. Как видим, в том числе по приведенному «формальному» основанию статус служащих Банка России остается неопределенным.

Нет сомнений, что Председатель Банка России, члены Совета директоров Банка России, а также служащие Банка России обеспечивают исполнение Банком России функций государственного управления в денежно-кредитной и банковской сферах. Вместе с тем, в перечень государственных должностей, не включен ни Председатель Банка России, ни другие служащие Банка России (ст. 1 упомянутого Федерального закона). Не упоминаются служащие Банка РФ как государственные служащие и в утверждаемых Президентом России Указах реестрах государственных должностей федеральных государственных служащих. В качестве государственной должности Российской Федерации была упомянату лишь однажды должность Председателя Банка России в сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 32.

Необходимо обеспечить согласованность норм действующего законодательства о государственной службе с нормами Конституции России, в части функций Банка России, и Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части, касающейся регулирования правового положения служащих Банка России (гл. 14 Федерального закона). Тем более, что в самом Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России) в редакции от 2002 г., законодатель, на наш взгляд, еще более усложнил проблему, оговорив, что слены Совета директоров Банка России не могут быть государственными служащими. Довольно странная позиция, от имени Российской Федерации решения они принимать могут, а вот являться государственными служащими Российской Федерации, иметь необходимые ограничения и нести соответствующую юридическую отвественность перед Российской Федерацией за результаты своей деятельности, они не могут?!

Реализацию возложенных на Банк России функций обеспечивает Председатель Банка России.Председатель Банка России:

1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

5) вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

8) обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с Федеральным законом «О центральном банке РФ (Банке России)» и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с Федеральным законом «О центральном банке РФ (Банке России)» решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров;

9) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, межбанковским соглашением, или случаев участия Банка России в капиталах и деятельности организаций в соответствии со ст. 8 и 9 Федерального закона «О центральном банке РФ (Банке России)»;

10) не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или межбанковским соглашением.

Центральный аппарат Банка России образуется решением Совета директоров. В Банке России предусмотрены должности первых заместителей Председателя Банка России, заместителей, статс-секретаря Банка России, советников, помощников председателя Банка России, секретариат Председателя Банка России.

В Банке России функционируют следующие структурные подразделения:

Сводный экономический департамент;

Департамент исследований и информации http://www.cbr.ru/images/bullet_list.gifДепартамент наличного денежного обращения;

Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;

Департамент регулирования расчетов;

Департамент бухгалтерского учета и отчетности;

Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

Департамент банковского регулирования и надзора;

Главная инспекция кредитных организаций;

Департамент операций на финансовых рынках;

Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках;

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;

Департамент платежного баланса;

Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Юридический департамент;

Департамент полевых учреждений;

Департамент информационных систем;

Департамент персонала;

Департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России;

Финансовый департамент;

Департамент внутреннего аудита и ревизий;

Департамент международных финансово-экономических отношений;

Департамент внешних и общественных связей;

Административный департамент;

Главное управление недвижимости Банка России;

Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России;

Главное управление безопасности и защиты информации;

Основным звеном центрального аппарата Банка России являются департаменты. Помимо департаментов центральный аппарат Банка России включает Главные управления Банка России. В центральном аппарате Банка России функционирует Главное управление безопасности. Кроме того, действуют Главная инспекция, несколько специализированных управлений и пресс-центр. Департаменты Банка России состоят из управлений и отделов.

Структурные подразделения Банка России юридическими лицами не являются и функционируют на основании действующего законодательства, в соответствии с возложенными на Банк России функциями и решениями Совета директоров о распределении обязанностей между подразделениями центрального аппарата. Кроме того, упомянутые подразделения осуществляют методическое и организационное руководство аналогичными подразделениями территориальных подразделений.

Помимо подразделений центрального аппарата при Банке России действуют такие специальные организации, как: Центральное операционное управление, операционное управление № 1 и 2, функции которых состоят в обеспечении межбанковских расчетов, обслуживании бюджетов различных уровней и федеральных внебюджетных фондов; Центральное хранилище; Главный центр информатизации; НИИ Центрального банка РФ и другие.

Территориальные учреждения Банка России. Одним из основных элементов системы Банка России являются его территориальные учреждения. Задачи и функции этих учреждений установлены в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)», а также в принимаемых в соответствии с ним подзаконных нормативных актах.

При определении содержания понятия «территориальные учреждения Банка России» трудность состоит в том, что в федеральном законодательстве оно не раскрывается. Единственными учреждениями Банка России, о которых в федеральном законодательстве прямо говорится как о территориальном учреждении, являются национальные банки республик в составе РФ (ч. 3 ст. 83 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Как представляется, помимо национальных банков республик в составе РФ к территориальным учреждениям Банка России следует отнести все учреждения Банка России, расположенные на территории РФ, как правило, в соответствии с установленным административно-территориальным делением РФ, субъектов РФ и других территориальных единиц, и реализующие от имени Банка России в пределах свой компетенции функции по банковскому регулированию, надзору и контролю, расчетному, банковскому обслуживанию государственных органов, юридических и физических лиц. Причем территориальные учреждения, располагаясь на территории России, могут осуществлять возложенные на них функции не только по принципу административно-территориального деления РФ. Так, по решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения Банка России могут создаваться в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации (ст. 85 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)») либо в местах дислокации воинских частей, гарнизонов, соединений, объединений, округов, флотов и видов Вооруженных Сил РФ. Поэтому территориальными учреждениями Банка России могут быть признаны: национальные банки, главные территориальные управления Банка России, расчетно-кассовые центры, являющиеся их структурными подразделениями, и полевые учреждения, которые упоминаются в ч. 1 ст. 86 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» в качестве элементов системы Банка России. Именно эти учреждения Банка России осуществляют задачи и функции, возложенные на Банк России, в пределах соответствующей территории РФ и компетенции, предоставленной им федеральным законодательством и соответствующими нормативными актами Банка России.

Территориальные учреждения Банка России в соответствии с Федеральным законом не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России по доверенности. При этом права территориальных учреждений ограничены. Они не могут принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров (ст. 84 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Отнесение к категории территориальных учреждений Банка России только национальных банков республик в составе РФ, как это формулируется в Федеральном законе, неприемлемо еще и потому, что такой подход необоснованно снижает статус и сужает полномочия национальных банков республик в составе РФ по сравнению с главными территориальными управлениями, расчетно-кассовыми центрами и полевыми учреждениями Банка России, на которых ограничения, предусмотренные ч. 1 ст. 84 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», распространяться не могут, если они не являются территориальными учреждениями. Но такая ситуация невозможна, поскольку наряду с различными полномочиями в сфере банковского регулирования, надзора и контроля все вышеприведенные учреждения Банка России выполняют сходные функции по осуществлению банковской деятельности. Различия между ними состоят лишь в том, что они функционируют на различных территориях РФ либо обслуживают различных клиентов. Вместе с тем, необходимо отметить, что использование в законодательных актах термина «учреждения» применительно к подразделениям Банка России, не являющимся юридическими лицами, представляется некорректным. Дело в том, что действующее законодательство использует понятие «учреждение» для обозначения одной из организационно-правовых форм юридических лиц, создаваемых в РФ. Более того, сам Банк России как юридическое лицо создан в форме учреждения. Таким образом, термин «учреждение», используемый для обозначения территориальных подразделений Банка России, не соответствует их правовому статусу, закрепленному Федеральным законом.

В соответствии с Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» Совет директоров Банка России в 1998 г. утвердил Положение о территориальных учреждениях Банка России, определить их задачи и функции (ч. 2 ст. 84 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»)).

Правовое положение территориальных главных управлений и расчетно-кассовых центров Банка России в настоящее время регулируется Типовым положением о территориальном главном управлении Банка России, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 6 декабря 1991 г. № 33 и Типовым положением о расчетно-кассовом центре Банка России, утвержденным Советом директоров Банка России 6 сентября 1996 г. (Приказ Банка России от 7 октября 1996 г. № 02-373). Необходимо отметить, что содержание Типового положения о территориальном главном управлении Банка России до настоящего времени не приведено в соответствие с действующим банковским законодательством, поэтому при применении положений этого нормативного акта необходимо учитывать особенности действующего банковского законодательства.

Территориальное главное управление Банка России является обособленным подразделением Банка России, осуществляющим часть его функций на определенной территории. Задачей главного управления является обеспечение проведения единой федеральной политики в области денежного обращения, кредитного регулирования, использования кредитных ресурсов и осуществление надзора за деятельностью банков.

По всем направлениям деятельности в пределах своих полномочий главное управление оказывает методическую помощь и осуществляет надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков, расчетно-кассовых и вычислительных центров, организует аудиторскую службу в регионе.

Имуществом, стоимость которого отражается на балансе, главное территориальное управление наделяется Банком России, а соответствующий баланс главного управления входит составной частью в баланс Банка России.

Право главного управления по распоряжению имуществом ограничено невозможностью продажи или отчуждения зданий и сооружений без согласования этого вопроса с Банком России.

Главное управление возглавляется начальником, назначаемым на должность и освобождаемым от должности решением Председателя Банка России, которое подлежит утверждению Советом директоров Банка России. Начальник главного управления представляет по доверенности интересы Банка России в органах государственной власти и в других организациях. Помимо назначения начальника главного управления Председатель Банка России утверждает структуру и схему должностных окладов работников главных управлений.

Согласно ст. 7 Типового положения отношения главного управления с банками, предприятиями, учреждениями и организациями строятся на основе договоров, заключаемых главным управлением от имени Банка России. Ответственность по этим договорам несет Банк России. Обращает на себя внимание тот факт, что данное положение не учитывает возможность, а в некоторых случаях и обязанность главного управления вступать не в договорные, а в иные отношения с соответствующими организациями. Например, это касается судов, правоохранительных органов, налоговых органов, предприятий и учреждений, обращающихся в главные управления как к органу, осуществляющему функции Банка России по банковскому регулированию, надзору и контролю за защитой их интересов. Деятельность главного управления осуществляется по следующим основным направлениям: в сфере денежно-кредитного регулирования; в сфере организации денежного обращения; организации финансирования капитальных вложений; в сфере экономического анализа и статистики; в сфере внешнеэкономической деятельности; по надзору и регулированию деятельности банков; в финансовой внутрихозяйственной деятельности; в правовой сфере.

В составе главных территориальных управлений действуют расчетно-кассовые центры (РКЦ), являющиеся структурными подразделениями Банка России. Согласно действующему Типовому положению о расчетно-кассовом центре Банка России 1996 г. создание РКЦ, их реорганизация и ликвидация осуществляются решением Совета директоров Банка России в порядке, установленном Федеральным законом, упомянутым Типовым положением и другими нормативными актами Банка России. Само название положения предполагает его типовой характер, т.е. в каждом конкретном случае функции и полномочия РКЦ могут быть либо дополнены, либо сокращены.

РКЦ являются структурными подразделениями Банка России, осуществляющими банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы России. Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ (п. 1.3 Типового положения).

Банком России установлена следующая структура действующих в составе территориального учреждения РКЦ: а) головной расчетно-кассовый центр; б) межрайонный расчетно-кассовый центр; в) районный расчетно-кассовый центр.

РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом Советом директоров Банка России. Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России.

Начальник, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений РКЦ и их заместители несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за обеспечение соблюдения законодательных актов РФ, нормативных актов Банка России. Кроме того, руководители РКЦ обязаны обеспечить сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения. Все служащие РКЦ обязаны хранить указанную тайну и соблюдать установленный режим.

Рекомендуемая структура РКЦ и схема должностных окладов утверждаются Банком России, а штатное расписание РКЦ утверждается руководителем территориального учреждения. РКЦ содержится в пределах выделенных сметных ассигнований.

РКЦ имеет наименование, включающее названия населенного пункта в соответствии с его территориальным расположением и территориального учреждения Банка России, в составе которого действует центр. Каждый РКЦ имеет идентификационный код (номер по МФО), печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ, а также штампы, необходимые ему для выполнения возложенных на него задач.

РКЦ наделены полномочиями практически по всем направлениям деятельности Банка России. Так, в рамках организации денежного обращения они устанавливают предельные остатки денежной наличности в кассах кредитных организаций и иных юридических лиц и осуществляют оперативный контроль за их соблюдением, а также осуществляют контроль за соблюдением кассовых операций. Кроме того, РКЦ обеспечивают централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях при взаимодействии со специализированными службами доставки. В сфере банковского регулирования РКЦ определяют осуществление кредитными организациями обязательного резервирования денежных средств, осуществляют контроль за своевременностью, полнотой перечисления и достоверности расчетов. По поручению главного территориального управления (национального банка), оформленному в порядке передоверия, РКЦ вправе участвовать в предоставлении банкам кредитов Банка России в установленном порядке. РКЦ могут выполнять и иные задачи, закрепленные в Типовом положении 1996 г., в том числе по распоряжению главного территориального управления проводить инспекционные проверки и применять санкции к кредитным организациям.
 
Социально-правовая природа денежно-кредитной системы
История развития российской финансовой системы
Правовые проблемы регулирования денежно-кредитной системы
Организация банковской системы
Основные принципы БС РФ
Конституционные основы госрегулирования денежно-кредитной сферы России
Основные направления государственного регулирования
Банк России: юридический статус, организация, функции, полномочия
Организационные и правовые проблемы государственного регулирования БС РФ
Системы страхования банковских вкладов
Денежно-кредитная политика и Вооруженные Силы России
Международно-правовые аспекты денежно-кредитного регулирования
Межгосударственное сотрудничество в денежно-кредитной сфере на постсоветском пространстве
Зарубежный опыт регулирования финансовой и банковской системы
Мировая валютно-финансовая система
МОНОГРАФИИ. ДИССЕРТАЦИЯ
Статьи
Учебные пособия и материалы

Свежие публикации