Сейчас Вы здесь:Главная arrow Межгосударственное сотрудничество в денежно-кредитной сфере на постсоветском пространстве arrow НОВОСТИЕврАзЭС, СНГ arrow Организационные основы и принципы построения интегрированного валютного рынка СНГ

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Организационные основы и принципы построения интегрированного валютного рынка СНГ Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Tuesday, 07 December 2010

Решение о сотрудничестве и координации деятельности государств - участников Содружества Независимых Государств в области организации интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ

Решение

о сотрудничестве и координации деятельности

государств - участников Содружества Независимых Государств в области организации интегрированного валютного рынка

государств - участников СНГ

 

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств

решил: 

1. Признать приоритетной задачей создание интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ в развитие положений Меморандума
"Об основных направлениях сотрудничества в сфере валютных отношений", подписанного центральными (национальными) банками государств - участников СНГ 26 апреля 2002 года в городе Москве.

2. Утвердить организационные основы и принципы построения интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ (прилагаются).

3. Осуществление функций по координации мер, направленных на выполнение настоящего Решения, возложить на Межгосударственный валютный комитет.

4. Просить правительства государств, подписавших настоящее Решение, а также центральные (национальные) банки государств Содружества оказывать содействие в формировании правовых и организационных условий для обеспечения эффективного функционирования интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ.

5. Настоящее Решение вступает в силу со дня подписания.

Совершено в городе Москве 25 апреля 2003 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

Решение подписано Республикой Таджикистан с оговоркой: "Республика Таджикистан будет участвовать в сотрудничестве в области интегрирования валютного рынка после создания соответствующей национальной структуры (биржи)". 

Решение не подписано Азербайджанской Республикой, Грузией, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной

См. официальный сайт СНГ – http://www.cis.minsk.by/page.php?id=1226.

 

Организационные основы и принципы построения интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ

Приложение

к Решению
Совета глав правительств СНГ
о сотрудничестве и координации деятельности
государств - участников
Содружества Независимых Государств
в области организации интегрированного
валютного рынка государств - участников СНГ

от 25 апреля 2003 года

Организационные основы и принципы

построения интегрированного валютного рынка

государств - участников СНГ

Организационные основы и принципы построения интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ устанавливаются в целях создания и обеспечения эффективного функционирования интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ.

Система торгов и расчетов на интегрированном валютном рынке должна удовлетворять следующим критериям:

  1. достижение высокой надежности проведения торгов и расчетов путем использования механизмов, позволяющих эффективно управлять кредитными рисками, возникающими при совершении операций банками-резидентами государств - участников СНГ, а именно путем ограничения обязательств участников торгов и выполнения принципа "поставка против платежа";
  2. обеспечение низкого уровня затрат на организацию интегрированного валютного рынка за счет использования существующей в государствах -участниках СНГ инфраструктуры организованных национальных валютных рынков;
  3. возможность запуска проекта не только на многосторонней, но и на двусторонней основе (на начальном этапе);
  4. выполнение принципа полицентричности (множественности центров) организационно-технической структуры интегрированного валютного рынка.

Организационная структура интегрированного

валютного рынка государств - участников СНГ

Интегрированный валютный рынок - объединение национальных организованных валютных рынков (национальных бирж), посредством которых участники торгов получают возможность совершения конверсионных операций с валютами государств - участников СНГ на организованном рынке;

национальные биржи (организованные валютные рынки) - валютные биржи и иные центры организованной торговли валютами государств -участников СНГ. В рамках интегрированного валютного рынка национальные биржи осуществляют следующие функции:

- организация депонирования средств банков-участников на счете национальной биржи в расчетном центре;

- направление информации администратору о депонированных средствах для установления лимитов нетто-операций;

- направление распоряжений в расчетные центры для перевода средств, причитающихся участникам по итогам торгов;

организатор системы - Международная ассоциация бирж стран СНГ;

администратор - одна из национальных бирж государств - участников СНГ, организующая функционирование программно-технического комплекса и осуществляющая клиринг обязательств национальных бирж. Администратор должен отвечать критериям надежности, наличия опыта работы по организации торгов валютами государств - участников СНГ, а также обладать необходимой программно-технической базой.

В зависимости от специфики конкретных рынков и особенностей национальной инфраструктуры валютного рынка применительно к определенным валютным парам решением организатора определяется национальная биржа, которая будет выполнять функции администратора по данной валютной паре.

Администратор выполняет следующие функции по проведению расчетов:

- организация системы расчетов на основе принципа "поставка против платежа"*;

- осуществление приема информации о предварительно депонируемых средствах, предназначенных для продажи, на счетах национальных бирж в расчетных центрах;

- определение лимита нетто-операций для каждого участника торгов на основании информации, полученной администратором от расчетных центров о суммах денежных средств на счетах национальных бирж, а также информации от национальных бирж о том, каким участникам принадлежат эти средства;

- проведение клиринга по результатам торгов и определение итоговых нетто-обязательств как национальных бирж, так и участников торгов;

- предоставление информации национальным биржам об их итоговых нетто-обязательствах;

- предоставление информации национальным биржам о заключенных их участниками сделках;

- направление информации в расчетные центры для перевода причитающихся национальным биржам средств на их счета в расчетных центрах;

участники торгов - центральные (национальные) и коммерческие банки государств - участников СНГ, имеющие надлежащим образом оформленное

____________________
* Поставка против платежа - порядок исполнения обязательств по совершенным сделкам с иностранной валютой, при котором перечисление денежных средств в пользу каждого участника клиринга производится только после проверки и удостоверения (подтверждения) исполнения данным участником клиринга своих обязательств в контр-валюте по совершенным сделкам.

разрешение уполномоченного органа своего государства на осуществление валютных операций. Требования к членству и вопросы осуществления технического доступа устанавливаются национальными биржами, а если это предусмотрено национальным законодательством, то совместно с органами валютного регулирования;

расчетные центры - кредитные организации, осуществляющие ведение счетов национальных бирж и перечисление средств по итогам торгов по поручению администратора.

Расчетные центры выполняют следующие функции: открывают и ведут счета администратора для проведения клиринга по торгам в системе электронных торгов и расчетов; открывают и ведут счета национальных бирж; предоставляют информацию администратору об остатках средств на счетах национальных бирж в системе электронных торгов и расчетов; осуществляют перевод средств по итогам торгов между счетами администратора и национальных бирж по распоряжениям администратора;

валютная пара - комбинация национальных валют двух различных государств - участников СНГ.

Торгуемые инструменты

Для торгов участникам предоставляется возможность котировать валютные пары, для которых определен администратор.

В качестве базовой валюты лота предлагается использовать более дорогостоящую исходя из долларовой котировки валюту, а в качестве сопряженной (котируемой) валюты - менее дорогостоящую. Время проведения торгов, даты проведения расчетов и иные существенные параметры торгуемых инструментов определяются на основании переговоров с национальными биржами и расчетными центрами и утверждаются организатором.

Заключение сделок проводится в Системе электронных торгов и расчетов (СЭТРа), функционирующей на технической базе Системы электронных торгов иностранной валютой Московской межбанковской валютной биржи (СЭЛТ). Торговые системы национальных бирж подключаются к системе СЭЛТ через универсальные аппаратно-программные интерфейсы (шлюзы). Регламент проведения операций в СЭТРа утверждается организатором.

Система расчетов

Система расчетов организуется на основе принципа "поставка против платежа", что позволяет в полной мере реализовать преимущества биржевой (централизованной) системы расчетов.

Платежи в валютах государств - участников СНГ могут осуществляться (с учетом особенностей национального законодательства) через:

1) национальные платежные системы государств - участников СНГ - счета открываются в национальных (центральных) банках;

2) негосударственную расчетную систему - счета открываются в расчетных палатах при национальных биржах;

3) расчетную систему Межгосударственного банка.

Список расчетных центров для проведения платежей в валютах государств - участников СНГ утверждается решением организатора системы с учетом требований национальных законодательств.

Юридическое оформление

Национальные биржи заключают с администратором договоры, которыми регламентируются их права и обязанности по выполнению обязательств, возникающих в результате заключения сделок.

Взаимоотношения между банками-участниками, национальными биржами и администратором регламентируются Правилами валютных торгов на интегрированном валютном рынке СНГ, которые утверждаются организатором по согласованию с национальными (центральными) банками государств - участников СНГ.

Каждый участник для получения доступа к торгам подписывает заявление о присоединении к этому документу. При этом ответственность за соответствие данного участника общим критериям членства несет национальная биржа.

Управление рисками

Общее управление операционными и кредитными рисками осуществляется администратором в соответствии с Правилами валютных торгов на интегрированном валютном рынке СНГ. В соответствии с принципом полицентричности риски, возникающие в процессе взаимодействия с участниками торгов, распределяются между соответствующими национальными биржами. Администратор несет предусмотренную договорами ответственность перед национальными биржами за своевременное осуществление расчетов с ними.

На первом этапе для гарантированного управления рисками и обеспечения расчетов используется принцип обязательного 100-процентного предварительного депонирования средств на счетах администратора в расчетных центрах.

На втором этапе, после накопления определенного опыта проведения торгов и расчетов и выработки достаточной кредитной истории, может быть рассмотрен вопрос о переходе от принципа заключения сделок на условиях 100-процентного предварительного депонирования к принципу проведения операций и расчетов в пределах лимитов нетто-операций, устанавливаемых на национальные биржи. Для установления существенных размеров лимитов потребуется создание гарантийного фонда за счет взносов участников.

См. официальный сайт СНГ – http://www.cis.minsk.by/page.php?id=1228.

 
< Пред.   След. >
Социально-правовая природа денежно-кредитной системы
История развития российской финансовой системы
Правовые проблемы регулирования денежно-кредитной системы
Организация банковской системы
Основные принципы БС РФ
Конституционные основы госрегулирования денежно-кредитной сферы России
Основные направления государственного регулирования
Банк России: юридический статус, организация, функции, полномочия
Организационные и правовые проблемы государственного регулирования БС РФ
Системы страхования банковских вкладов
Денежно-кредитная политика и Вооруженные Силы России
Международно-правовые аспекты денежно-кредитного регулирования
Межгосударственное сотрудничество в денежно-кредитной сфере на постсоветском пространстве
Зарубежный опыт регулирования финансовой и банковской системы
Мировая валютно-финансовая система
МОНОГРАФИИ. ДИССЕРТАЦИЯ
Статьи
Учебные пособия и материалы

Свежие публикации