Сейчас Вы здесь:Главная arrow Мировая валютно-финансовая система arrow ГОСУДАРСТВА ГРУППЫ "БРИКС" arrow Встреча глав государств и правительств БРИКС в Уфе (8-9 июля 2015)

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Встреча глав государств и правительств БРИКС в Уфе (8-9 июля 2015) Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Wednesday, 08 July 2015

В Уфе 8-9 июля 2015 года проходит встреча глав государств и правительств БРИКС и ШОС.

С русскоязычным текстом Соглашения о Новом банке развития от 15 июля 2014 года (ратифицировано Федеральным законом от 08.03.2015 №29-ФЗ, вступило в силу для Российской Федерации 3 июля 2015 года) можно ознакомиться на сайте - Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201507070019.

7 июля 2015 года Центральные банки Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР подписали Операционное соглашение об условиях взаимной поддержки государств «пятёрки» в рамках Пула условных валютных резервов БРИКС. Подписание документа состоялось после встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран БРИКС в Москве, сообщает пресс-служба Центрального банка Российской Федерации.
В соглашении детализированы процедуры, которые выполняются центральными банками государств «пятёрки» в рамках Пула условных валютных резервов БРИКС, а также определены их права и обязательства.
Цель функционирования пула заключается во взаимном предоставлении центральными банками государств «пятёрки» денежных средств в долларах США в случае возникновения проблем с долларовой ликвидностью. Таким образом, создание этого механизма направлено на поддержание финансовой стабильности в странах БРИКС.
Общий объём пула установлен в размере 100 млрд долларов. Китай внесёт в организацию 41 млрд долларов, Бразилия, Индия и Россия - по 18 млрд долларов, ЮАР - 5 млрд долларов.
Договор о Пуле условных валютных резервов БРИКС вступит в силу 30 июля, сообщила председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина и отметила, что также будет принято несколько документов, которые регламентируют работу руководящих органов - Совета управляющих и Постоянного комитета.
В беседе с журналистами по итогам встречи Эльвира Набиуллина, в частности, подчеркнула, что механизмы, которые создаются в рамках БРИКС (Новый банк развития и Пул условных валютных резервов), способствуют долгосрочной финансовой стабилизации.

8 июля 2015 года состоится Финансовый форум БРИКС и ШОС, организатором которого выступает Внешэкономбанк, председательствующий в межбанковских объединениях БРИКС и ШОС.
Планируется обсудить роль финансовых институтов в содействии развитию регионов, поддержке устойчивого роста, инноваций и социальной стабильности, другие актуальные вопросы мировой финансовой архитектуры.
В форуме примут участие: Генеральный секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев, глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов, Президент Нового банка развития Кундапур Ваман Каматх, Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, Президент-председатель правления ОАО Банк ВТБ Андрей Костин, Президент Государственного банка развития Китая Чжэн Чжицзе, Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, Президент Банка развития Бразилии Лусиано Коутиньо, представители инвестиционных компаний стран БРИКС, ШОС и Группы двадцати, академических кругов, федеральных и региональных органов власти.

На официальном сайте председательства России в БРИКС опубликована Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 годах

Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 годах
Созданное по инициативе российского руководства в 2006 году межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (БРИКС) смогло за короткое время стать влиятельным фактором мировой политики и экономики. БРИКС является одновременно и символом набирающей силу тенденции к формированию полицентричного мира, и основным генератором её развития. Линия на всемерное укрепление БРИКС, заложенная в Концепции внешней политики Российской Федерации и конкретизированная в концепции участия нашей страны в данном объединении, является одним из стержневых направлений внешней политики России.
Перспективной целью Российской Федерации в БРИКС и, соответственно, сквозной задачей председательства в объединении является постепенная трансформация БРИКС из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики. Основные средства достижения данной цели - последовательное расширение спектра направлений сотрудничества, всё более активное продвижение общих интересов стран БРИКС на международной арене, создание разветвленной системы механизмов взаимодействия и начало их институционализации, в первую очередь в финансово-экономической сфере. Всё это призвано поднять БРИКС до уровня важного элемента системы глобального управления XXI века.
Основными целями российского председательства в БРИКС являются:
- укрепление положения БРИКС и на этой основе - наращивание международно-политических и экономических позиций нашей страны в целом на мировой арене;
- продвижение решений наиболее острых международно-политических проблем, представляющих приоритетное значение для России и её партнёров по БРИКС (региональные конфликты, борьба с международным терроризмом, наркоугрозой, противодействие распространению ОМУ), с опорой на консолидированные подходы стран «пятёрки»;
- укрепление позиций БРИКС в международной системе за счёт расширения и придания развитого стабильного характера внешним связям объединения, в том числе на евразийском пространстве;
- достижение с опорой на БРИКС осязаемого прогресса в реформировании международной валютно-финансовой системы, в первую очередь - МВФ;
- дальнейшее развитие многостороннего финансового сотрудничества в рамках БРИКС, включая полноценный запуск работы Нового банка развития и Пула валютных резервов стран форума;
- выявление принципиально новых сфер деятельности БРИКС - парламентской, культурной, информационной и молодёжной;
- продвижение инициатив по совершенствованию БРИКС и осуществление практических мер по постепенной институционализации объединения;
- повышение эффективности работы БРИКС за счёт усиления отчетности о выполнении государствами-участниками принятых ими ранее обязательств.

Конкретными приоритетами председательства России являются следующие:

1. Укрепление международно-политических позиций России и в целом объединения БРИКС
БРИКС стал влиятельным коллективным участником мировой политики по ряду ключевых вопросов обеспечения международного мира и безопасности. Наиболее продвинуто сотрудничество по региональным конфликтам (Сирия, палестино-израильский конфликт, Афганистан, конфликты в Африке), международной информационной безопасности.
В то же время в данной сфере имеются значительные резервы, связанные в первую очередь с небольшим пока опытом практического взаимодействия в формате «пятёрки» и недостаточной развитостью рабочих механизмов многостороннего сотрудничества.
В этих условиях практическими задачами российского председательства в международно-политической сфере являются следующие:
- всемерное развитие сотрудничества в ООН, включая противодействие попыткам отдельных стран навязывать международному сообществу курс на смещение неугодных режимов и на продвижение односторонних вариантов решения конфликтных ситуаций с применением санкционного давления и военной силы;
- тесное сотрудничество участников БРИКС в целях укрепления верховенства международного права в мировых делах, противодействия тенденциям, направленным на размывание основополагающих принципов международного права, произвольную интерпретацию положений Устава ООН и решений Совета Безопасности ООН;
- качественное наращивание потенциала «мягкой силы» БРИКС за счёт сближения практических подходов государств-участников к вопросам содействия международному развитию.

Для достижения указанных целей российская сторона предлагает существенно развить имеющийся механизм сотрудничества за счёт внедрения в практику консультаций по конкретным региональным конфликтам и по актуальным проблемам международного права.

2. Продвижение интересов национальной безопасности России, общих интересов безопасности БРИКС, укрепление международной безопасности
В БРИКС сформировался эффективно действующий механизм диалога на уровне высоких представителей государств-участников по вопросам национальной безопасности. В период российского председательства его следует нацелить на решение следующих задач:
- согласование позиций государств БРИКС по вопросам стратегической стабильности, международной и региональной безопасности, нераспространения оружия массового уничтожения, урегулирования региональных конфликтов и поддержания региональной стабильности;
- усиление сотрудничества в борьбе с транснациональными террористическими группировками. Особо актуальна консолидация стран БРИКС в вопросах борьбы с угрозами международного терроризма, исходящими из очагов локальных войн и вооруженных конфликтов (Сирия, Афганистан);
- выведение БРИКС на позиции коллективного лидера в мировом сообществе в вопросах укрепления международной информационной безопасности (МИБ), интернационализации управления сетью Интернет и выработки правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Следует исходить из того, что тематика МИБ является одним из ключевых элементов российского председательства. Необходимо перевести взаимодействие стран БРИКС в данной области в практическую плоскость и подвести под него правовую базу в форме межправительственного соглашения государств БРИКС о сотрудничестве в сфере МИБ. Вести дело к разработке такого соглашения на базе Рабочей группы экспертов БРИКС по безопасности в сфере использования ИКТ.
За рамками диалога по линии высоких представителей государств-участников по вопросам национальной безопасности следует продолжить сотрудничество с партнёрами по БРИКС для продвижения в ООН и на других международных площадках предложений стран «пятёрки» по мерам транспарентности и доверия в космосе, а также проекта договора о предотвращении размещения оружия в космосе и применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.
Важным направлением сотрудничества с партнёрами по БРИКС должно быть совместное противодействие незаконному обороту наркотиков - с учётом растущей актуальности этой проблемы для всех участников объединения. В дополнение к проведению в период российского председательства очередной встречи руководителей антинаркотических ведомств следует вести дело к созданию рабочей группы по данной тематике.

3. Продвижение интересов России и БРИКС в сфере развития многостороннего финансового сотрудничества, реформирования международной валютно-финансовой системы (МВФС) и обеспечения уверенного, устойчивого и сбалансированного роста
Сотрудничество партнёров по БРИКС по международным финансовым и экономическим вопросам останется на длительную перспективу одним из ключевых направлений работы с учётом его большого значения как фактора обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности.

Приоритетными задачами в данной области являются:
- качественное усиление координации позиций экономик БРИКС по вопросам повестки дня «Группы двадцати» в период председательства Турции (2015 год) и КНР (2016 год) с опорой на решения Санкт-Петербургского саммита «двадцатки» (сентябрь 2013 года). Работу необходимо вести по следующим направлениям: продвижение реформ международных финансовых институтов, в первую очередь - МВФ; осуществление Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, в том числе реализация «всеобъемлющих стратегий роста» и минимизация негативных «побочных эффектов» от нормализации денежно-кредитной политики в развитых странах; выработка общей позиции стран БРИКС в отношении последствий для их экономик от сворачивания нетрадиционной денежно-кредитной политики в США и в других развитых государствах;
- начало полноформатной работы Нового банка развития и Пула условных валютных резервов стран БРИКС;
- принятие государствами-участниками БРИКС мер по расширению доступности финансовых услуг для населения в сочетании с усилением защиты прав потребителей таких услуг и повышением финансовой грамотности граждан;
- усиление координации с партнёрами по БРИКС в рамках реализации Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS) и рассмотрение возможных шагов, направленных на деофшоризацию национальных экономик.
Кроме того, предусматривается возможность, в случае наличия взаимного интереса со стороны партнёров по БРИКС, инициировать дискуссию по нескольким новым направлениям, актуальным в нынешних условиях. Такие направления могут включать обмен опытом по созданию национальных платёжных систем и совершенствование деятельности кредитно-рейтинговых агентств.

4. Использование возможностей БРИКС для диверсификации внешнеэкономических связей России, усиления экономической безопасности страны, а также укрепления основ многополярного мироустройства в экономической сфере
В условиях растущей турбулентности мировых рынков, обострения международной конкуренции, расширения практики применения односторонних экономических санкций качественно новое значение приобретает запуск «внутреннего» экономического сотрудничества в рамках БРИКС. Такое сотрудничество позволит реализовать преимущества, вытекающие из взаимодополняющего характера экономик стран-участниц, а также уменьшит имеющиеся уязвимости каждой из экономик БРИКС от неблагоприятных тенденций международной конъюнктуры.
В связи с этим в период российского председательства в БРИКС приоритетными являются следующие цели:
- координация позиций государств БРИКС в ВТО по вопросам, где подходы партнёров совпадают (поддержка многосторонней торговой системы, скорейшее завершение Дохийского раунда переговоров ВТО, обеспечение транспарентности при заключении региональных торговых соглашений и ряд других);
- принятие активных мер к согласованию с партнёрами предложенного Россией проекта Стратегии экономического сотрудничества государств БРИКС как ключевого инструмента для развёртывания многостороннего делового взаимодействия в целях ускорения социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности участников БРИКС в мировой экономике;
- поощрение практики взаиморасчётов в национальных валютах и развитие соответствующих механизмов во внешнеэкономических сделках;
- использование возможностей отраслевых форматов взаимодействия, Делового совета и Бизнес-форума БРИКС для выявления и запуска проектов многостороннего экономического сотрудничества в приоритетных для российской стороны и её партнёров отраслях промышленности, энергетики, транспорта и логистики, информационно-коммуникационных технологий;
- активизация работы в сфере инвестиционного сотрудничества, включая совершенствование инвестиционного климата и обмен лучшими практиками;
- дальнейшее развитие сотрудничества в сфере сельского хозяйства;
- активное продвижение сотрудничества в рамках БРИКС в сфере науки и технологий;
- развёртывание, в качестве нового направления сотрудничества, взаимодействия государств БРИКС и компаний частного сектора в сфере использования минерально-сырьевых ресурсов, включая их добычу и переработку. В этих целях планируется проведение встречи министров природных ресурсов;
- проведение встречи министров по охране окружающей среды - с учётом растущей важности проблем экологии во всех странах БРИКС;
- мобилизация партнёров по БРИКС на принятие скоординированных мер по решению вопросов, затрудняющих развитие взаимных торгово-экономических связей (максимальное облегчение визового режима для предпринимателей, гармонизация национальных технических стандартов стран БРИКС в отдельных секторах экономики на основе международных стандартов, решение проблемных вопросов по страхованию и кредитованию экспорта в страны БРИКС);
- продолжение активного сотрудничества в рамках БРИКС по вопросам конкурентной политики, в налоговой сфере и по линии статистических ведомств;
- развитие сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией.
5. Качественное наращивание сотрудничества по вопросам миграции и социально-трудовых отношений
Востребованность взаимодействия в этой области возрастает в связи с увеличением масштабов и сложности задач социального характера, стоящих перед странами БРИКС.
Целями российского председательства в данной сфере являются:
- открытие принципиально нового для БРИКС направления сотрудничества - в миграционной сфере; проведение первой встречи руководителей миграционных служб государств БРИКС;
- повышение эффективности взаимодействия в социально-трудовой сфере, в том числе с опорой на решения Санкт-Петербургского саммита «двадцатки». В этих целях предлагается создать в рамках БРИКС Рабочую группу по социально-трудовым вопросам с привлечением международных экспертов.
6. Сотрудничество в сфере здравоохранения как важный ресурс укрепления позиций России в БРИКС
С учётом усиления влияния БРИКС на выработку международным сообществом решений по глобальным проблемам здравоохранения возрастает необходимость дальнейшего укрепления роли России в деятельности БРИКС в данной области.
Российское председательство предлагает партнёрам реализовать меры, призванные придать большую системность и целенаправленность действиям по следующим трекам:
- неинфекционные заболевания, включая сердечно-сосудистые;
- инфекционные заболевания, включая ВИЧ/СПИД, туберкулез, гепатит, малярию, лихорадку Денге;
- система здравоохранения;
- биомедицинская наука;
- выработка наиболее эффективных механизмов оценки качества и доступности медицинской помощи;
- качественное развитие взаимодействия в разработке, производстве и торговле средствами профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней (ВИЧ/СПИД и другие опасные инфекции), включая совместный анализ правовых, экономических, организационных аспектов расширения такого сотрудничества;
- обмен информацией о достижениях в сфере высоких медицинских технологий.
Основным результатом работы председательства на данном направлении может стать комплекс практических договорённостей «Вклад БРИКС в повышение глобальной безопасности здоровья», зафиксированный в итоговом коммюнике саммита.
7. Развертывание полноформатного социально-политического и гуманитарного взаимодействия в БРИКС
До сих пор сотрудничество в данной сфере в БРИКС носит ограниченный характер. Российское председательство может качественно изменить положение в этой важной области, что будет способствовать укреплению позиций нашей страны в БРИКС, развитию межцивилизационного диалога, продвижению общих ценностей стран БРИКС на мировой арене. Весьма важна возможность использования сотрудничества в данной сфере для усиления позиций российской культуры и русского языка в крупнейших странах мира, каковыми являются участники БРИКС. Кроме того, вовлечение в деятельность БРИКС политических сил и организаций гражданского общества стран-участниц увеличит внутреннюю базу поддержки этого межгосударственного объединения.

Для достижения указанных целей представляется необходимым:
В сфере социально-политического сотрудничества:
- оказание по линии федеральных органов исполнительной власти активного содействия Федеральному Собранию Российской Федерации в продвижении проекта учреждения Парламентского форума стран БРИКС;
- оказание поддержки российским НПО в подготовке и проведении Гражданского форума БРИКС;
- оказание поддержки ФНПР в подготовке и проведении Профсоюзного форума БРИКС.
В сфере молодёжной политики:
Назрело формирование «молодёжного измерения» БРИКС путём реализации целевой программы мероприятий, включающей в себя:
- проведение Форума молодых лидеров стран БРИКС и Глобального университетского саммита БРИКС;
- учреждение Сетевого университета БРИКС;
- расширение приёма граждан стран БРИКС в российские высшие учебные заведения;
- проведение Форума молодых дипломатов стран БРИКС, внедрение в практику стажировок молодых дипломатов из стран БРИКС в МИД России и приём их на обучение в российские вузы на взаимной основе, в том числе в Дипломатическую академию МИД России на основе Соглашения о сотрудничестве дипломатических академий стран БРИКС.
В сфере культуры:
Начать формирование культурного измерения БРИКС. В частности, предлагается осуществить:
- проведение встречи министров культуры стран-участниц БРИКС;
- проведение активной линии на заключение межправительственного соглашения о сотрудничестве в области культуры между странами БРИКС;
- укрепление в приоритетном порядке культурных обменов между государствами-участниками БРИКС с упором на продвижение российской культуры;
- содействие развитию сотрудничества между профильными ведомствами и компаниями-операторами государств-участников БРИКС в области туризма. Приоритетная задача - привлечение туристов из стран БРИКС в Россию.

8. Информационная работа российского председательства
В период председательства России в БРИКС следует вести дело к качественному улучшению распространения информации о деятельности этой структуры в странах БРИКС и в международном сообществе.
Для решения этой задачи планируется:
- учреждение Форума публичной дипломатии с участием руководителей пресс-служб МИД государств-участников и ведущих средств массовой информации для обмена опытом освещения работы БРИКС и возможной выработки общих подходов;
- проведение совместно с партнёрами по БРИКС серии информационно-пропагандистских акций, посвященных 70-летию Победы во Второй мировой войне. Политическим наполнением мероприятий призваны стать идеи дружбы и взаимопонимания между народами стран БРИКС, решительного противодействия попыткам возрождения идеологии и политики нацизма, расизма, антисемитизма и ксенофобии во всех их проявлениях; недопущения фальсификации истории с целью подрыва основ послевоенного мироустройства;
- запуск работы Виртуального секретариата БРИКС - общего интернет-сайта внешнеполитических ведомств государств-участников, содержащего информацию о работе БРИКС, об истории создания объединения, целях и принципах его деятельности. Виртуальный секретариат призван стать общей информационной площадкой для развития взаимодействия участников БРИКС в общественно-политической, экономической, научной, культурной, молодёжной сферах;
- обеспечение государственной поддержки производства документальных телевизионных фильмов, теле- и радиопередач, посвящённых БРИКС; организация выпуска специального номера журнала «Международная жизнь», приуроченного к российскому председательству в БРИКС;
- проведение конкурса среди журналистов государств-участников БРИКС на лучший материал об объединении.
9. Обеспечение качественно нового уровня внешних связей БРИКС
Достигнутое качество сотрудничества в БРИКС по широкому спектру проблем, растущий авторитет объединения на международной арене ставят в повестку дня вопрос о переводе внешних связей БРИКС на уровень, соответствующий его возросшим возможностям.
Для решения данной задачи необходимо:
- введение в регулярную практику «на полях» встреч лидеров и министров государств БРИКС мероприятий в формате «аутрич» с участием руководителей крупных развивающихся стран, международных и региональных организаций. В связи с этим предлагается организовать «на полях» саммита БРИКС в Уфе такое мероприятие с приглашением ведущих международных организаций по профилю повестки дня саммита и региональных организаций, действующих на евразийском пространстве;
- запуск системы регулярных консультаций председательства БРИКС с руководством ведущих международных и региональных организаций - ООН, ЕАЭС, Африканского союза, Лиги арабских государств, Организации исламского сотрудничества, региональных интеграционных объединений Латинской Америки, АСЕАН и других;
- введение в практику направления посланий председательства руководителям ведущих международных организаций по наиболее актуальным вопросам мировой политики, финансов и экономики.
Реализация данной концепции укрепит позиции России в одной из наиболее перспективных группировок государств, всё больше определяющей вектор развития мировой политики и экономики. На основе Концепции станет возможным продвинуть внешнеполитические интересы нашей страны, её экономического развития, расширить информационно-культурное влияние в мире. Сложатся предпосылки для вывода БРИКС на новые позиции на мировой арене.

См. официальный сайт - http://brics2015.ru/

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации