Конституционно-правовой статус Банка России |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Saturday, 24 January 2009 | |
Конституционно-правовой статус Банка России О необходимости оценивать Банк России с точки зрения
его государственно-правового (конституционного) статуса мы обращали внимание в
работах, опубликованных еще в середине 90-х годов прошлого века (некоторые из
этих работ опубликованы на настоящем сайте). Однако до настоящего времени определение
правового положения Центрального банка РФ и его места в системе государственных
органов осложнено противоречиями, содержащимися в действующем законодательстве,
которые после внесения изменений в Закон РСФСР «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» в 1995 году не были устранены. Первый
вариант Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
«О Центральном банке РСФСР (Банке России)», принятый Государственной Думой
27 января 1995 г. вызвал нарекания Президента РФ и был им отклонен в связи с неопределенностью правового положения
Банка России как «юридического лица с особым статусом». Внимание законодателей
было обращено на то, что действующее законодательство не предусматривает
введения «особого статуса» для юридических лиц. В последующем этот недостаток был устранен, но
формальное исключение из текста закона термина «особый статус», против которого возражал Президент России, не устранило
тех реальных противоречий, которые заложены в содержании Конституции РФ,
Федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и
«О банках и банковской деятельности». В Конституции РФ и федеральном законодательстве для
характеристики правового положения Банка России используются одновременно
такие определения, как "юридическое
лицо" (ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке
России)") и "орган
государства" (ст. 75 Конституции РФ, ст. 53 Федерального закона
"О Центральном банке РФ (Банке России)"). Анализируя действующее
законодательство, некоторые авторы полагают, что Банк России как юридическое
лицо является коммерческой организацией. Другие считают Банк России
организацией некоммерческой. По мнению третьей группы авторов, Банк России
представляет собой некое не предусмотренное действующим законодательством
образование, являясь одновременно коммерческой и некоммерческой организацией.
Поэтому спектр точек зрения об организационно-правовой форме Банка России как
юридического лица достаточно широк. Высказаны предположения, что Банк России
является юридическим лицом особого рода; неким федеральным юридическим лицом
публичного права; коммерческой организацией с особым правовым статусом,
совмещающей предпринимательскую деятельность с управленческими функциями; федеральным
государственным банком. При этом не принимается во внимание, что в действующем
законодательстве упомянутых организационно-правовых форм юридических лиц просто
не существует. Кроме того, некоторые ученые полагают, что Банк России
является государственным унитарным предприятием либо государственным
учреждением. Одновременно предлагаются различные точки зрения по поводу
государственно-правового статуса Банка России. Одни авторы полагают, что Банк
России является органом государственного управления специальной компетенции.
Другие считают Банк России федеральным органом государственной власти либо
государственным органом управления, не включенным в систему органов
исполнительной власти. Отсутствие четкости с определением юридического статуса
в теории и законодательстве осложняет функционирование всей денежно-кредитной
системы. При анализе правового положения Банка России, прежде всего,
необходимо учитывать, что основополагающие идеи его организации и деятельности
закреплены не столько в банковском и гражданском законодательстве, сколько в
Конституции РФ. Следовательно, совершенствование государственного управления
денежно-кредитной системой и разрешение существующих проблем в этой сфере
может осуществляться именно в рамках, определенных Конституцией РФ. Бесконечное
изменение банковского и гражданского законодательства без учета ныне
действующих конституционных положений, регулирующих вопросы управления
денежно-кредитной системой, не позволит авторам законопроектов решить те
задачи, которые они перед собой ставят. Например, в Указе Президента РФ
"О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации"
от 10 июня 1994 г. Банк России уже признан федеральным банком. Но в случае
закрепления за Банком России статуса "федерального банка" он на
основании п. "ж" ст. 71 Конституции РФ приобретает статус
федеральной экономической службы, т.е. включается в систему исполнительной
власти РФ. Такая ситуация противоречит другому конституционному положению,
согласно которому "денежная эмиссия осуществляется исключительно
Центральным Банком Российской Федерации", а "защита и обеспечение
устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации,
которую он осуществляет “независимо от
других органов государственной власти" (ст. 75 Конституции РФ). По
смыслу этой нормы Банк России находится на
одном уровне с другими органами государственной власти Российской
Федерации, включен в их систему в качестве самостоятельного, независимого
элемента. Иначе незачем было бы использовать в данной правовой норме
формулировку "независимо от других
органов государственной власти". Следовательно, согласно ст. 75
Конституции РФ, Банк России не может быть частью исполнительной власти России.
Не случайно ст. 110 Конституции РФ и изданные на ее основе нормативные правовые
акты Президента РФ (Указ Президента РФ "О системе федеральных органов
исполнительной власти" от 14 августа Вместе с тем конституционные нормы вполне определенно
закрепляют общие правовые признаки,
характеризующие качественную сторону юридического статуса Банка России как
государственно-правового института. Содержащиеся в ст. 11, 71, 75
Конституции РФ разночтения в части, касающейся определения конкретного государственно-правового
статуса Банка России (самостоятельный орган государственной власти или
федеральный банк, включенный в систему исполнительной власти), только
подтверждают, что юридический статус нынешнего Банка России имеет
государственно-правовой, а не гражданско-правовой характер. Во-первых, Конституция РФ признает Банк России органом
государства. Данный вывод основан не только на содержании ст. 71 и 75
Конституции РФ, но и на том, что конституционные положения о Банке России
закреплены в разделе "Федеративное устройство", посвященном
государственному устройству страны и разграничению полномочий между Российской
Федерацией и ее субъектами. Более того, в Конституции РФ регулируются именно
государственно-правовые, а не какие-либо иные, включая гражданско-правовые,
отношения. Во-вторых, возложенные на Банк России функции и полномочия по
вопросам денежной эмиссии, кредитного и валютного регулирования находятся в
ведении Российской Федерации. Поэтому Банк России является федеральным
органом. В-третьих, в процессе осуществления Банком России функций
защиты и обеспечения устойчивости денежной единицы России за ним закреплен
статус государственного органа, не зависимого от других органов
государственной власти. В России помимо Банка России существуют и другие
государственные органы, основанные на принципе независимости и не включенные
ст. 11 Конституции РФ в систему федеральных органов государственной власти
(например, Прокуратура РФ, Счетная палата РФ). Однако в отличие от Счетной
палаты РФ и Прокуратуры РФ независимость Банка России как принцип его
организации и деятельности закреплена не в федеральном законодательстве, а на
более высоком законодательном уровне - в Конституции РФ. Федеральное
законодательство лишь развивает и дополняет конституционные нормы о
независимости Банка России (ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке
РФ (Банке России)"). Следовательно, попытка ограничить независимость
Банка России принятием соответствующего федерального законодательного акта
может повлечь за собой только проблему несоответствия такого федерального
закона Конституции РФ. В-четвертых, Конституция РФ, наделяя Банк России независимостью
от других органов государственной власти, закрепляет и другие правовые нормы,
связанные с осуществлением денежно-кредитной политики, которые Банк России не
может не учитывать. Так, согласно п. "б" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ,
Правительство РФ "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой
финансовой, кредитной и денежной политики". По своему содержанию это
положение означает, что, если Банк России осуществляет не зависимую от других
органов государственной власти деятельность по защите и обеспечению устойчивости
рубля, то Правительство РФ обеспечивает проведение единой денежной и кредитной
политики по другим направлениям. При этом Банк России и Правительство России обязаны тесно взаимодействовать. Однако неопределенность конституционных норм в
части, касающейся компетенции Правительства РФ и Банка России в
денежно-кредитной сфере, настоятельно требует разграничения в законодательстве
их полномочий в осуществлении денежной и кредитной политики. Необходима
ясность по поводу того, какие вопросы, связанные с денежно-кредитной
политикой, Банк России может и должен решать самостоятельно и независимо от
Правительства РФ, какие вопросы в денежно-кредитной сфере может решать
Правительство РФ, а по каким из них требуются взаимосогласованные решения
Правительства РФ и Банка России. Однако разграничение полномочий Банка России
и Правительства России в осуществлении денежной и кредитной политики крайне
затруднительно без законодательного определения содержания и существа самой
этой политики. В-пятых, только Банк России наделен исключительными
полномочиями по осуществлению в России денежной эмиссии. В-шестых, по Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости
рубля - основная, но не единственная функция Банка России.
Государственно-правовой статус Банка России подтверждается также
предоставленными ему полномочиями по изданию нормативных актов. Причем
нормативные акты Банка России являются обязательными для федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 6 Федерального
закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", ст. 2 Федерального
закона "О банках и банковской деятельности", ст. 9 Закона РФ "О
валютном регулировании и валютном контроле"). Кроме того, Банк России
наделен государственно-властными полномочиями по осуществлению банковского и
валютного регулирования, надзора и контроля, а также полномочиями по
применению санкций за допущенные кредитными организациями нарушения
действующего банковского и валютного законодательства. Подобного рода
полномочиями могут быть наделены только государственные органы. Итак, несмотря на отсутствие в Конституции РФ
однозначного ответа о месте Банка России в системе федеральных органов
государственной власти РФ и существующие по этому вопросу разночтения, его
федеральный государственно-правовой статус сомнений не вызывает. Учитывая, что
банковское и гражданское законодательство, развивая те или иные аспекты
организации и функционирования Банка России, имеют "подчиненный" по
отношению к Конституции РФ характер, они, несомненно, должны основываться на
конституционных признаках Банка России, характеризующих его как орган
государства. При таких обстоятельствах реализация предложений о придании Банку
России статуса обычного юридического лица, тем более коммерческого, только
путем внесения изменений в банковское и гражданское законодательство приведет
к нарушению Конституции РФ. Это обусловлено тем, что в основе общественных
отношений, возникающих в процессе организации Банка России и его деятельности,
находятся нормы Конституции РФ, которым должны соответствовать федеральные
законодательные акты. Поэтому даже в случае принятия федерального закона,
противоречащего конституционно-правовому статусу Банка России, на основании
ст. 15 Конституции РФ он не будет иметь юридической силы. Вместе с тем
подобного рода законодательный акт может способствовать началу процесса
разрушения конституционной системы государственного управления
денежно-кредитной системой страны. При отсутствии альтернативной системы
государственных органов, способных взять на себя все функции нынешнего Банка
России, а также при отсутствии научной концепции изменения механизма
управления денежно-кредитной сферой принятие федерального закона, изменяющего
конституционный статус Банка России, может спровоцировать не только нарушение
Конституции РФ, но и другие негативные экономические и политические
последствия. |