Сейчас Вы здесь:Главная arrow Межгосударственное сотрудничество в денежно-кредитной сфере на постсоветском пространстве arrow АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ В РАМКАХ СНГ arrow О предложениях государств–участников СНГ по преодолению последствий мирового финансового кризиса

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
О предложениях государств–участников СНГ по преодолению последствий мирового финансового кризиса Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Saturday, 07 February 2009


РЕШЕНИЕ

О предложениях государств – участников СНГ по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса от 12 декабря 2008 года, город Москва

Экономический совет Содружества Независимых Государств

РЕШИЛ:

1. Принять к сведению обобщенные предложения государств – участников СНГ по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса (прилагаются).

2. Исполнительному комитету СНГ направить указанные предложения, уточненные с учетом состоявшегося обсуждения, в правительства государств – участников СНГ для использования в работе, а также представить их на рассмотрение очередного заседания постоянно действующего совещания министров финансов государств – участников СНГ, созданного Решением Совета глав государств СНГ от 10 октября 2008 года.

3. Рекомендовать органам отраслевого сотрудничества в финансовой и социально-экономической сфере предусмотреть в планах работы выработку мер по минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса.

 

Предложения государств – участников СНГ по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса

Введение

Усиление кризисных тенденций в мировой финансовой системе за последние полтора года привело к изменению внешних и внутренних условий функционирования экономики государств – участников СНГ. Все без исключения государства ощутили на себе негативные последствия дестабилизации мировых фондовых и товарных рынков. На национальном уровне были приняты оперативные меры по стабилизации ситуации.

Несмотря на существующие различия в масштабах и характере проблем, с которыми сталкиваются регулирующие органы государств – участников СНГ в условиях нестабильности в мировой экономике, а также регулятивных и финансовых возможностей противостояния негативным тенденциям, высокая взаимная интегрированность экономики Содружества требует координации усилий правительств и центральных банков в процессе минимизации отрицательных последствий кризиса для экономического положения его участников.

Выделяется ряд общих для большинства государств – участников СНГ проблем, вызванных мировым финансовым кризисом. В частности, ограничение доступа к внешним источникам финансирования для банков и нефинансового сектора на фоне усиления оттока капитала за рубеж, ужесточение ситуации на внутренних денежных рынках, падение фондового рынка, ускорение инфляции и повышение уровня безработицы. Наличие схожих экономических проблем не обязательно указывает на безусловную необходимость их решения исключительно на основе принятия мер в рамках СНГ. Тем не менее, скоординированные, возможно, точечные усилия по определенным направлениям могут способствовать более эффективному разрешению ключевых трудностей.

 

I. Меры по преодолению последствий

мирового финансового кризиса, предпринимаемые

в государствах – участниках СНГ

Мировой финансовый кризис в разной степени затронул финансовые рынки государств – участников СНГ, что объясняется различиями в уровне развития экономики этих государств, их финансовых рынков, степенью интеграции в глобальную экономику, глубиной экономических связей, в том числе в валютно-финансовой сфере, как с другими государствами – участниками СНГ, так и с третьими странами.

В настоящем разделе приводятся сведения о влиянии кризиса на экономическую ситуацию в некоторых государствах – участниках СНГ и мерах, предпринимаемых в этих государствах по преодолению его негативных последствий.

Республика Беларусь

Резкое ухудшение во второй половине 2008 года конъюнктуры на мировых товарных и сырьевых рынках привело к снижению ценовых индексов и падению спроса на основные товары белорусского экспорта (нефть и нефтепродукты, металлы, удобрения, сельскохозяйственная техника и др.). С учетом прогнозируемого международными экспертами подорожания импорта энергоносителей для Беларуси в 2009 году, а также рецессии в основных развитых странах мира (США, ЕС, Япония) ожидается сохранение давления на текущий счёт платёжного баланса Беларуси.

Кроме того, в настоящих условиях существенно ограничено привлечение внешних финансовых средств в Беларусь на долговой основе. Принятие Концепции управления внешним долгом Республики Беларусь, предусматривающей систему мониторинга и ограничений на внешние заимствования предприятий и организаций всех форм собственности, как ожидается, будет способствовать повышению экономической безопасности страны.

Меры по поддержке финансового рынка

В настоящий момент в банковском секторе Беларуси наблюдается довольно стабильная ситуация. Нормативы ликвидности банками республики соблюдаются.

В качестве превентивных мер по поддержанию стабильной ситуации с внутренней ликвидностью и привлечением средств нерезидентов Национальным банком предприняты следующие меры:

повышена ставка рефинансирования (с 15 октября 2008 года на 0,25 % до 10,75 % годовых, с 12 ноября 2008 года еще на 0,25 % до 11 % годовых);

увеличены процентные ставки на рублевом межбанковском рынке в рамках коридора, задаваемого процентными ставками по постоянно доступным операциям. Реализация данной меры осуществляется планомерно через проведение основных и дополнительных ломбардных аукционов по объявленной процентной ставке;

Декретом Президента Республики Беларусь предусматривается полная гарантия сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) банковских вкладах (депозитах);

даны рекомендации банкам о дальнейшей активизации деятельности по привлечению депозитов и проведению работы с контрагентами по пролонгированию либо рефинансированию ранее привлеченных кредитов и займов от нерезидентов;

проведена работа с банками по обеспечению ими беспрепятственной покупки – продажи иностранной валюты населением в пунктах обмена валют;

принято решение о предоставлении банкам, в случае необходимости, беззалоговых кредитов сроком до 3 месяцев (с правом досрочного погашения или истребования) под ставку, превышающую ставку по кредиту овернайт на 3 процентных пункта;

с 1 января 2009 года с 10 до 25 млн. евро в эквиваленте увеличивается минимальный размер нормативного капитала для действующих банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты);

в целях высвобождения банковских средств для поддержки экономики Республики Беларусь, а также создания возможности для повышения процентных ставок по привлечению банками ресурсов, в первую очередь от населения, с 1 декабря 2008 года для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций снижены нормативы резервных требований: от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях – с 4,5 до 1,5 %, от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях и от привлеченных средств в иностранной валюте – с 8 до 7 %.

Финансовый кризис в настоящее время не оказывает прямого негативного влияния на рынок ценных бумаг Республики Беларусь. Об этом свидетельствует выполнение в полном объеме мероприятий Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008–2010 годы, направленных на создание стабильно функционирующего и ликвидного рынка ценных бумаг. Реализация этих мероприятий позволила за 11 месяцев 2008 года увеличить общий объем эмиссии только корпоративных облигаций более чем в 6 раз.

Меры, проводимые в налогово-бюджетной сфере

Усиление кризисных явлений в мировой экономике отражается на результатах внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. Нарушение сложившихся торгово-экономических и кооперационных связей предприятий с зарубежными партнерами является основной угрозой, которая может иметь отрицательные последствия не только для экономики отдельного предприятия, но и для бюджета страны.

В этой связи важнейшей задачей Правительства становится выработка мер, направленных на ограничение бюджетных расходов, создание механизмов быстрого реагирования при проявлении кризисных явлений, высвобождение финансовых ресурсов для их использования на цели поддержки предприятий реального сектора экономики.

Правительством выработаны меры системного характера, основанные на жестких бюджетных ограничениях. При этом продуман механизм их реализации, позволяющий при улучшении экономической сферы снимать полностью или частично те или иные бюджетные ограничения.

Основным приоритетом бюджетных расходов остаются расходы на социальную сферу. С учетом ключевых задач системы социальной помощи населению необходимы разработка и реализация стратегии по упорядочению программ социальной помощи и показателей ее эффективности, усиление работы по полному переходу на адресный характер социальной помощи, внедрение новых форм предоставления медицинских услуг населению, способствующих экономии бюджетных средств.

Сокращению негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику Беларуси будет способствовать упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики, в том числе за счет оптимизации бюджетных субсидий, принятия мер по совершенствованию процедур государственных закупок и устранению нарушений в этой сфере, сокращения необоснованных льгот.

Мировой финансовый кризис не оказал влияния на планы Правительства по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки. Реализация данных планов в текущем и в 2009 году позволит, в свою очередь, высвободить дополнительные средства субъектов хозяйствования, которые могут быть направлены на мероприятия по минимизации последствий кризиса.

В 2008 году налоговая нагрузка снижена на 0,9 % к ВВП за счет отмены налога с пользователей автомобильных дорог, местных сборов с пользователей за осуществление торговли и строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд строительной науки Министерства архитектуры и строительства.

За счет уменьшения с 2 до 1 % ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; исключения из перечня объектов обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов; установления в размере 5 % единой ставки по местным налогу с продаж и налогу на услуги; снижения с 35 до 34 % ставки обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения; уменьшения с 5 до 3 % ставки налога на приобретение автотранспортных средств в 2009 году налоговая нагрузка сократится на 1,3 % к ВВП.

Планируется изменение порядка и условий применения подоходного налога: вместо действующей прогрессивной годовой шкалы ставок подоходного налога вводится линейная (единая) ставка на уровне 12 % (сегодня ставка колеблется от 9 до 30 %).

Кроме перечисленных мер, коренному улучшению ситуации в среднесрочной перспективе должно способствовать применение мер по улучшению деловой среды, инвестиционного климата, других интенсивно проводимых экономических мероприятий. Эти меры направлены на повышение конкурентоспособности белорусских товаров, расширение и диверсификацию экспортной базы Беларуси, увеличение доли высокотехнологичных и инновационных товаров в производимой продукции в конечном счете будет способствовать росту объемов экспорта, выправлению торгового баланса, а также стимулированию притока прямых иностранных инвестиций как приоритетной формы внешнего финансирования.

Республика Казахстан

В течение нескольких последних лет банки второго уровня активно кредитовали реальный сектор экономики. При этом основным источником ресурсов выступали внешние заимствования, что и явилось основным каналом распространения кризисной ситуации на экономику страны.

Первые признаки кризисной ситуации проявились в августе 2007 года, когда иностранные инвесторы начали выводить свои активы с казахстанского рынка, а коммерческие банки столкнулись с дефицитом ликвидности. В связи с ограничением доступа к внешним заимствованиям и удорожанием их стоимости казахстанские банки в целях поддержки необходимого уровня ликвидности были вынуждены, в свою очередь, повысить процентные ставки по выдаваемым кредитам и ужесточить условия их предоставления. Это стало основным фактором сокращения кредитования как отдельных отраслей экономики, так и населения.

В этих условиях дальнейшее ужесточение ипотечного кризиса в США спровоцировало развитие кризисной ситуации в Казахстане. В свою очередь, ослабление рыночной дисциплины казахстанских банков явилось основным фактором, приведшим к увеличению уязвимости финансового сектора и экономики в целом за счет наращивания банками внешних займов, интенсивного роста кредитного портфеля, приведшего к «кредитному буму», и несбалансированной политики кредитования банковским сектором Казахстана отдельных отраслей экономики.

В этих условиях Национальный Банк Республики Казахстан (НБРК), реагируя на изменение ситуации, сместил акценты денежно-кредитной политики в пользу обеспечения стабильности финансовой системы путем предоставления ликвидности банкам.

В целях преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса и обеспечения стабильности финансового сектора НБРК были приняты следующие меры.

С августа 2007 года НБРК максимально расширил перечень используемых инструментов денежно-кредитной политики.

В целях предоставления краткосрочной ликвидности банкам с августа 2007 года НБРК увеличил объемы операций обратного РЕПО, начал проводить операции СВОП, а также предоставлять краткосрочные займы под залог остатков на корреспондентских счетах банков в НБРК.

В 2007 году было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов между НБРК, Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) и банками второго уровня, согласно которому банки в обмен на предоставление ликвидности добровольно соглашаются ограничить рост внешних активов и внешних обязательств, а также проводить консервативную кредитную и умеренную депозитную политику.

В целях оперативного реагирования на угрозы возникновения системного кризиса НБРК и АФН разработали План оперативного реагирования на системные риски.

В качестве возможных угроз возникновения системного кризиса были определены два блока рисков: «Риск ликвидности/Резкое ухудшение финансового положения/Дефолт крупного банка (в связи с потерей ликвидности)» и «Рост давления на обменный курс на внутреннем валютном рынке/Резкое изменение обменного курса национальной валюты в обменных пунктах». Определен перечень процедур, инструментарий и объем необходимых ресурсов НБРК и АФН по предотвращению/снижению негативного эффекта в случае возникновения этих рисков для финансовой системы в целом.

В 2008 году существенно расширен перечень залогового обеспечения при предоставлении займов рефинансирования посредством операций обратного РЕПО.В настоящее время в него включены ценные бумаги отечественных национальных компаний, иностранных государств, международных финансовых организаций, облигации и еврооблигации отечественных банков, агентские долговые ценные бумаги АО «Казахстанская ипотечная компания».

С 1 июля 2008 года была понижена до 10,5 % официальная ставка рефинансирования, в связи с чем снизилась до 5,25 % ставка по привлекаемым от банков депозитам в НБРК. Кроме того, в 2008 году НБРК были дважды снижены нормативы минимальных резервных требований.

С августа 2007 года НБРК придерживается политики плавающего обменного курса, не устанавливая каких-либо ориентиров по обменному курсу тенге, а только реагируя на те изменения, которые могут привести к значительным колебаниям инфляции и нестабильности на финансовом рынке. Так, в условиях эскалации финансового кризиса в августе 2007 года НБРК выступал нетто-продавцом иностранной валюты для стабилизации валютного рынка, а в 2008 году – в качестве покупателя иностранной валюты для поддержания стабильности на внутреннем валютном рынке и недопущения резких колебаний обменного курса.

В целях снижения последствий мирового кризиса в 2009–2010 годах из средств Национального Фонда для стабилизации экономики и финансовой системы предполагается выделить до 10 млрд. долларов США.

Кроме того, НБРК в ближайшей перспективе планируется реализация ряда мер, направленных на поддержание банковского сектора. В их числе:

дальнейшее расширение существующего перечня залогового обеспечения (инструментов) при проведении операций РЕПО;

рассмотрение возможности размещения средств НБРК и государственных организаций, которые находятся под управлением НБРК, на депозиты в банки;

в целях дальнейшей стабилизации финансового рынка НБРК будет рассмотрен вопрос о создании механизма системы гарантирования межбанковских обязательств банков. Данная мера должна стимулировать процесс привлечения средств банковской системой Казахстана, а также создать условия для перераспределения средств через межбанковский рынок;

увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. тенге до 5 млн. тенге. Данная мера будет введена на определенный период времени (на 3 года);

дальнейшее снижение нормативов минимальных резервных требований с 5 % по внутренним обязательствам и 7 % по иным обязательствам до 2 % как по внутренним, так и по иным обязательствам, что позволит банковской системе высвободить дополнительную ликвидность в объеме около 400 млрд. тенге (около 3,3 млрд. долларов США).

Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор.

В этой связи в Республике Казахстан разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы, который определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране и обеспечение необходимой основы для будущего экономического роста.

Для достижения этих целей Правительство, Национальный Банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций сконцентрируются на следующих пяти направлениях:

стабилизация финансового сектора;

решение проблем на рынке недвижимости;

поддержка малого и среднего бизнеса;

развитие агропромышленного комплекса;

реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долларов США (1200 млрд. тенге).

Кыргызская Республика

На текущий момент в экономике страны отмечается ухудшение показателей платежного баланса, возросший дефицит торгового баланса требует больших средств в иностранной валюте для финансирования, соответственно возрастает спрос и укрепление доллара США.В этом случае осложняется ситуация с нехваткой иностранной валюты, например доллара США, внутри рынка, что может спровоцировать проблемы с ликвидностью.

Российская Федерация

Мировой финансовый кризис, перешедший в открытую стадию в августе 2008 года, кардинально изменил условия функционирования экономики и финансовой системы России. В условиях ухудшения ситуации на мировых финансовых рынках усилился чистый отток частного капитала из страны: только в августе – ноябре текущего года, по предварительным оценкам, он составил порядка 100 млрд. долларов США. Снижение золотовалютных резервов за этот период превысило 140 млрд. долларов США.В таких условиях резко обострилась ситуация с ликвидностью в банковской системе, которая переросла в полноценный кризис доверия среди коммерческих банков. Возникла угроза состоятельности частных финансовых компаний, банков и нефинансовых предприятий, в значительной степени зависящих от долгового финансирования. Дополнительным дестабилизирующим ситуацию фактором явились падающие цены на энергоносители. С июля по декабрь 2008 года российская нефть подешевела на мировых рынках в 4 раза. На этом фоне капитализация российского рынка акций за несколько месяцев упала почти в 5 раз.

Системность возникших проблем требовала разработки комплексного подхода к их решению, основанного на координации действий Правительства и Банка России. Таким образом, в августе–ноябре 2008 года был осуществлен широкий комплекс мер экономической политики, направленный на сглаживание негативных последствий глобального финансового кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь, на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированию кредитных ресурсов для экономического развития страны.

Банк России, расширяя имеющийся инструментарий регулирования ликвидности в банковской системе, а также задействуя существующие регулятивные возможности, за последние месяцы осуществил:

снижение нормативов обязательных резервов (15 сентября и 18 октября), которые составляют к настоящему времени 0,5 % по всем категориям обязательств;

снижение процентных ставок по кредитам, обеспеченным нерыночными активами, под залог векселей и прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций на срок до 90 дней и от 91 до 180 дней, ломбардным кредитам на срок 2 недели, операциям прямого репо на срок 3 месяца;

введение аукционов по беззалоговому кредитованию коммерческих банков, дополнивших систему размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях;

повышение процентных ставок по сделкам «валютный своп» и депозитным операциям, а также ставки рефинансирования в целях противодействия оттоку капитала. Ежедневно устанавливаются лимиты по валютным свопам и аукционам прямого репо;

увеличение гибкости в процессе курсообразования рубля за счет расширения коридора допустимых колебаний своего операционного ориентира (бивалютной корзины). Таким образом, Банк России осуществляет «мягкую девальвацию» национальной валюты, не допуская при этом чрезмерного ее обесценения. Реагируя на изменение внешних условий, Банк России предотвращает нарастание фундаментальных макроэкономических дисбалансов.

Осенью текущего года принят ряд федеральных законов, положения которых направлены на стабилизацию ситуации в финансовой системе и экономике. В соответствии с указанными законодательными актами, в частности:

Государственная корпорация «Внешэкономбанк» наделена правом предоставлять средства кредитным организациям и нефинансовым предприятиям на рефинансирование внешних долговых обязательств. На указанные цели Внешэкономбанку Банком России были перечислены средства в объеме 50 млрд. долларов США. Практика показала крайне высокую востребованность данных ресурсов;

предусмотрено предоставление субординированных кредитов российским банкам объемом до 950 млрд. рублей на срок до 2019 года. В том числе Сберегательному банку – до 500 млрд. рублей из средств Банка России. За счет средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозит Внешэкономбанка (на сумму до 450 млрд. рублей), предусматривается предоставление кредитов прочим банкам;

Банк России получил право заключать с коммерческими банками соглашения по компенсации части убытков, возникших у них по кредитам, выданным другим кредитным организациям, у которых была отозвана банковская лицензия;

повышена максимальная сумма страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации до 700 тыс. рублей в целях повышения доверия к банковской системе страны со стороны населения;

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» наделено правом участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства проблемных банков по предложению Банка России. Приоритетами при их применении являются сохранение активов проблемного банка, защита интересов кредиторов и обеспечение системной стабильности путем перехода банка (его активов и обязательств) под контроль нового инвестора без отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Были внесены изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», в соответствии с которыми предусмотрено выделение средств по следующим направлениям:

увеличение уставного капитала Внешэкономбанка на 75 млрд. рублей;

увеличение уставного капитала АИЖК на 60 млрд. рублей;

осуществление имущественного взноса в Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» в размере 200 млрд. рублей;

наделение Правительства Российской Федерации правом направить средства федерального бюджета в размере до 175 млрд. рублей на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации.

Кроме того, в течение последних месяцев были приняты важнейшие налоговые решения:

снижен размер экспортной пошлины на сырую нефть с изменением порядка ее расчета;

введена рассрочка по уплате НДС за налоговые периоды начиная с III квартала 2008 года;

изменен порядок уплаты налога на прибыль, позволяющий уплачивать налог в IV квартале 2008 года исходя из фактической, а не расчетной прибыли;

с 1 января 2009 года снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 %.

Таким образом, совместные усилия Правительства и Банка России, включающие принятие мер в области денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и общей экономической политики, позволили добиться определенной стабилизации ситуации к началу декабря 2008 года. Объемы свободной ликвидности в банковской системе находятся на достаточно высоком уровне, процентные ставки на межбанковском рынке стабилизировались на отметке, которую можно считать приемлемой в текущих условиях – 7–9 %. Усилившееся давление на обменный курс рубля привело к значительному сокращению золотовалютных резервов, однако их уровень остается третьим по величине в мире. Замедление экономической активности, отмечаемое на фоне финансового кризиса, является естественным следствием изменения общемировых перспектив экономического роста. Несмотря на то что об окончании финансового кризиса в ближайшие месяцы говорить не приходится, а его последствия для реальной экономики в значительной степени имеют неопределенный характер, в 2009 году в России ожидаются положительные темпы экономического роста и ощутимое замедление инфляции по сравнению с 2008 годом.

Республика Таджикистан

Таджикистан относится к странам с низким уровнем доходов на душу населения, и последствия мирового финансового кризиса могут ощутить на себе прежде всего бедные слои населения.

Из-за избытка трудовых ресурсов и недостаточности рабочих мест на внутреннем рынке труда, значительная часть трудоспособного населения Таджикистана трудится за рубежом. Денежные переводы трудовых мигрантов играют значительную роль в финансовом секторе страны.

Однако под воздействием ожидаемой рецессии в странах, с которыми Таджикистан имеет тесное экономическое сотрудничество, возрастает риск сокращения объемов использования труда мигрантов из Таджикистана, что приводит к снижению объемов денежных переводов и возвращению их на родину. Это, в свою очередь, вызывает снижение внутреннего спроса и импорта.

Другим фактором негативного воздействия кризиса является снижение объемов экспортной выручки вследствие снижения мировых цен на сырьевые товары, которые являются основными статьями экспорта Таджикистана.

Указанные факторы могут оказать влияние на собираемость налогов и выполнение доходной части бюджета. При этом возможны отток капитала и сокращение объемов инвестиций.

Наиболее вероятным следствием кризиса, воздействующим на ситуацию в республике, может стать сокращение инвестиций из-за уменьшения объемов свободных средств, предложений инвесторов и банкротства ряда зарубежных инвестиционных банков. Ожидаемые инвестиции в республику, возможно, «подорожают» в связи с сокращением объемов «свободных капиталов», повышения оценки кредитных и инвестиционных рисков и ухудшения рейтинга Таджикистана.

Известно, что наличие продовольствия на внутреннем рынке республики влияет на социальную стабильность общества. Продовольственная безопасность страны во многом определяется эффективностью и устойчивостью развития сельского хозяйства.

Ключевыми проблемами аграрного сектора республики являются ограниченная доступность кредитных ресурсов, передовых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, слабо развитая сельскохозяйственная инфраструктура и отсутствие современных методов промышленной переработки сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Таджикистану необходимо внедрение современных агротехнологий с использованием элитного семенного материала и химических удобрений, инновационных методов ведения агробизнеса, освоение новых площадей орошаемых земель, эффективное использование водных ресурсов, сохранение окружающей среды.

Сильные морозы и маловодье в 2007–2008 годах, недостаточность поступления электроэнергии и природного газа из соседних государств негативно повлияли на социально-экономическое положение страны.

Правительство Республики Таджикистан в связи с этим предприняло ряд действий, направленных на недопущение углубления кризисной ситуации. В частности, в стране был введен режим жесткого ограничения подачи электроэнергии и экономии воды в водохранилищах, ограничена подача электроэнергии крупным промышленным предприятиям, а также на объекты социального назначения.

В целях оперативного управления сложившейся ситуацией Правительством Республики Таджикистан разработан План действий, а также создана республиканская Правительственная комиссия для осуществления ежедневного контроля за складывающейся ситуацией и принятия соответствующих мер. В областных центрах также образованы соответствующие комиссии. Решения, принятые республиканской Правительственной комиссией, связанные с реализацией возложенных на нее задач, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами Республики Таджикистан.

Механизм мониторинга по выходу из сложившейся ситуации выработан с привлечением республиканской Правительственной комиссии и представителей доноров.

Украина

В целях обеспечения стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков Национальным банком Украины оперативно принят ряд мер, а именно: расширены возможности поддержания ликвидности банков на основе программ финансового оздоровления, ограничено предоставление кредитов в иностранной валюте, введено временное ограничение на досрочное расторжение депозитных договоров.

Советом национальной безопасности и обороны Украины принято Решение «О безотлагательных мерах по усилению финансово-бюджетной дисциплины и минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономку Украины», которое введено в действие Указом Президента Украины. Указанные меры предусматривают сокращение бюджетных расходов на содержание органов управления, стимулирование инвестиционных расходов, в частности, на финансирование инфраструктурных проектов, приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги к экономически обоснованному уровню, повышение прозрачности в корпоративном управлении банками, в частности, определение реальных владельцев банков и усиление их ответственности за поддержку финансовой стабильности банков, обеспечение стабильности на валютном рынке.

Кабинет Министров Украины в целях недопущения спада производства и роста безработицы принял постановление «О первоочередных мерах по стабилизации ситуации, сложившейся в горно-металлургическом и химическом комплексе», которое предусматривает введение моратория на повышение тарифов для горно-металлургических и химических предприятий на грузовые перевозки до конца текущего года, на повышение тарифов на электроэнергию и цен на коксующийся уголь; ускоренный механизм возмещения налога на добавленную стоимость для данных предприятий; установление до конца 2008 года нулевых ставок сбора в виде целевой надбавки к тарифу на природный газ.

В ноябре текущего года утверждены Порядок использования средств Стабилизационного фонда и Порядок участия государства в капитализации банков. В кратчайшие сроки были проведены переговоры с Международным валютным фондом для получения стабилизационного кредита.

Украиной подписан Меморандум об экономической и финансовой политике, разработанный Кабинетом Министров Украины и Национальным банком совместно с МВФ. Он нацелен на восстановление макроэкономической и финансовой стабильности в Украине. В первую очередь Меморандумом предусматривается необходимость решения проблем финансового сектора путем обеспечения поддержания ликвидности банков и увеличения объема гарантирования депозитов, предоставления финансовой помощи банкам, в том числе за счет бюджетных средств, решения проблем с кредитными долгами населения и субъектов предпринимательской деятельности. Все вышеперечисленное поможет адаптироваться к возможным внешним рискам (дальнейшее сокращение экспортоориентированного производства в результате падения мирового спроса) и будет способствовать постепенному сокращению инфляции за счет адаптации макроэкономической политики. Это будет обеспечено за счет политики гибкого обменного курса; приведения доходов населения в соответствие с целевым показателем инфляции и одновременным обеспечением защиты наиболее незащищенных слоев населения; внедрения более жесткой фискальной политики и приведения цен в энергетическом секторе в соответствие с затратами.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности и минимизации возможных убытков для экономики и финансовой системы Украины от финансового кризиса принят Закон Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

Нормы указанного Закона предусматривают также максимальное сохранение непрямой поддержки сельхозтоваропроизводителей за счет специальных режимов обложения налогом на добавленную стоимость, которые не противоречат требованиям ВТО. Указанное достигается путем распространения режима аккумулирования сельхозтоваропроизводителями средств налога на добавленную стоимость на все операции по реализации сельскохозяйственной продукции, включая продажу молока и мяса, на перерабатывающие предприятия.

В налогово-бюджетной политике предусматривается утверждение бездефицитного бюджета на 2009 год.

 

II. Предложения государств – участников СНГ

о совместных мерах по преодолению

последствий мирового финансового кризиса

1. Рекомендовать государствам – участникам СНГ при необходимости оказать государственную поддержку крупным системообразующим предприятиям (корпорациям) путем выкупа части их акций.

2. В целях предотвращения оттока из банков вкладов населения в периоды финансовой нестабильности ввести полную гарантию сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковских вкладах (депозитах).

3. Внести для рассмотрения вопрос об изменении структуры золотовалютных резервов путем наращивания в них доли золота и других благородных металлов.

4. Требуется разработать в рамках СНГ программу максимального обеспечения внутреннего рынка продуктами питания отечественного производства через увеличение ставок таможенных пошлин на импортные продовольственные товары.

5. Переориентировать банковскую систему на инвестирование средств в перспективные бизнес-проекты.

6. В целях создания системы обеспечения использования сбережений населения в качестве долговременного источника инвестиций увеличить процентные ставки по банковским вкладам (депозитам).

7. В целях ограничения вывоза капитала за пределы государств – участников СНГ предлагается усилить валютный контроль и принять меры по сдерживанию инфляции, включая государственный контроль цен на энергоресурсы.

8. В оперативном порядке осуществить обмен информацией по показателям финансового сектора. В центре внимания можно держать показатели дневной ликвидности банков и валютные позиции, а также консолидированные индексы ценных бумаг компаний, котируемых на фондовой бирже.

9. Каждое государство для смягчения давления на своем финансовом рынке должна оценить потенциальный спрос на ликвидность со стороны банков и прочих финансовых организаций (по краткосрочным обязательствам).

10. Облегчить доступ банков к ресурсам центральных банков (расширение перечня предметов залога или его изъятие при кризисных ситуациях).

11. Установить максимальный уровень беззалогового доступа банков, принимая во внимание платежеспособность банка или величину его капитала.

12. После оценки потенциального спроса на ликвидность со стороны банков обсудить масштабы и механизмы возможной поддержки центральными банками и со стороны правительства каждого государства.

13. Проведение совместной фискальной политики, способствующей стимулированию спроса на внутреннем рынке.

14. Реализация приемлемых для каждого государства – участника СНГ и в целом для Содружества рекомендаций, предложенных странами – участницами саммита «Группы двадцати».

15. Воздержание от введения новых ограничений во взаимной торговле и инвестициях в течение последующих 12 месяцев.

16. Согласование подходов государств – участников СНГ к разработке и реализации мер денежно-кредитной и финансово-банковской политики:

– по увеличению ликвидности кредитных организаций путем снижения нормативов обязательных резервов, повышения доступности для банков инструментов рефинансирования, включая увеличение сроков и уменьшение требований к обеспечению кредитов, повышения лимита на размещение средств бюджета на банковские депозиты и др.;

– по укреплению устойчивости банковского и финансового сектора путем повышения требований к прозрачности и подотчетности кредитных организаций, а также координации политики государств – участников СНГ в сфере надзора и контроля на национальных финансовых рынках в целях защиты инвесторов и потребителей услуг, предупреждения финансовых рисков, связанных с мошенничеством и злоупотреблениями.

17. Координация политики по предупреждению банкротства кредитных организаций по следующим направлениям:

– выделение системообразующим банкам государственных финансовых средств на поддержку банковской системы путем предоставления субординированных кредитов;

– предоставление центральным банкам права компенсировать банкам часть убытков по сделкам на межбанковском рынке в результате кредитования банков, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

– предоставление права специализированным государственным структурам, занимающимся страхованием вкладов физических лиц, оказывать финансовую помощь инвесторам, приобретающим акции/доли в уставном капитале банков с наличием признаков неустойчивого финансового положения.

18. Согласование политики государств – участников СНГ в области валютного регулирования.

Следует ускорить заключение Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах – участниках СНГ.

19. Создание условий для дальнейшего расширения сферы использования национальных валют государств – участников СНГ для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей.

В целях дальнейшего увеличения внешнеэкономических связей предлагается заключить двусторонние соглашения между центральными (национальными) банками государств – участников СНГ об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка в развитие Решения Совета глав правительств СНГ от 25 апреля 2003 года о сотрудничестве и координации деятельности государств – участников СНГ в области организации интегрированного валютного рынка государств – участников Содружества Независимых Государств

20. Формирование предпосылок для создания региональной резервной валюты на базе российского рубля.

Выполнение российским рублем роли региональной резервной валюты предполагает выполнение им таких функций в международном обороте, как валюта цены контрактов, средство международных расчетов, средство финансирования и инвестирования, а также средство накопления. Поэтому согласованные меры могут включать создание условий для расширения использования российского рубля в обслуживании внешнеэкономических отношений государств – участников СНГ в качестве:

а) валюты цены контрактов и средства платежа во взаимной торговле, в том числе по поставкам энергоносителей;

б) валюты предоставления кредитов и займов, финансирования инвестиционных проектов,

в) компонента международных резервов, наряду с долларом США, евро и другими валютами, с учетом удельного веса Российской Федерации во взаимной внешней торговле государств – участников СНГ и доли российского рубля во взаимных расчетах.

21. Согласование мер по поддержанию экономической активности в целях преодоления негативных последствий финансового кризиса.

Данное направление совместных действий предполагает согласование подходов к внесению изменений в национальное законодательство государств – участников СНГ в целях оздоровления ситуации в финансово-банковском секторе, в отдельных отраслях экономики, стимулирования внутреннего спроса, социальной поддержки граждан.

В качестве согласованной позиции государств – участников СНГ по мерам, разрабатываемым и реализуемым в рамках МВФ и других международных финансовых и нефинансовых организаций, целесообразно рассмотреть следующие меры:

22. Согласование позиции государств – участников СНГ по усилению требований к банкам при совершении кредитных сделок и к деятельности спекулятивных хедж-фондов в странах с развивающимися рынками.

Важной целью координации политики по данному направлению сотрудничества является обеспечение минимизации резких разрушительных перепадов в объемах притока и оттока спекулятивного иностранного капитала на рынки государств – участников СНГ. Учитывая, что возникновению мирового финансового кризиса во многом способствовали такие факторы, как несовершенные методы управления рисками, постоянно растущий отрыв сложных и непрозрачных производных финансовых инструментов от базовых активов и связанные с этим чрезмерные заимствования для биржевых спекуляций, важно принять ограничительные меры при совершении кредитных сделок и для операций хедж-фондов, в том числе на рынках государств – участников СНГ.

К числу таких мер можно отнести установление более высоких норм по размеру собственного капитала для банков при предоставлении структурированных кредитов и проведении операций по секьюритизации активов, а также для хедж-фондов, активно развивающих спекулятивную деятельность на финансовых рынках. Такие меры способствовали бы снижению волатильности притока/оттока капитала, особенно в странах с развивающимися рынками.

23. Выработка согласованных подходов государств – участников СНГ к реформированию мировой валютно-финансовой системы и роли Международного валютного фонда и других структур в новой финансовой архитектуре.

Признавая неадекватность новым реалиям сложившегося в последние десятилетия мирового финансово-экономического мироустройства, основанного на принципах Бреттон-Вудской валютной системы и в целях перестройки мировой валютно-финансовой архитектуры, включая реформирование международных финансовых институтов, предлагается:

– наделить Международный валютный фонд функцией надзора и контроля, прежде всего за транснациональными банками в целях создания системы раннего оповещения, позволяющей отслеживать все крупные международные сделки и появляющиеся на рынке новые производные финансовые инструменты;

– согласовать подходы государств – участников СНГ по вопросу источников пополнения ресурсов МВФ с целью расширения его возможностей для поддержки государств с развивающимися рынками, наиболее пострадавших от мирового финансового кризиса;

– реформировать деятельность Форума финансовой стабильности путем расширения его состава за счет стран с развивающимися рынками и придания его деятельности нормотворческого характера, прежде всего по вопросам надзора и контроля за операциями на мировом финансовом рынке;

– согласовать позиции государств – участников СНГ по вопросам перехода к многополярной мировой валютно-финансовой системе, формируемой на основе международных финансовых центров и региональных резервных валют;

– содействовать формированию внутренних и внешних условий для возобновления доступа стран с развивающимися рынками к ресурсам мирового финансового рынка на качественно новой основе, учитывая, что потоки долгосрочного частного капитала играют важную роль в достижении устойчивого экономического роста.

См. официальный сайт СНГ – http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=2579.

 
< Пред.
Социально-правовая природа денежно-кредитной системы
История развития российской финансовой системы
Правовые проблемы регулирования денежно-кредитной системы
Организация банковской системы
Основные принципы БС РФ
Конституционные основы госрегулирования денежно-кредитной сферы России
Основные направления государственного регулирования
Банк России: юридический статус, организация, функции, полномочия
Организационные и правовые проблемы государственного регулирования БС РФ
Системы страхования банковских вкладов
Денежно-кредитная политика и Вооруженные Силы России
Международно-правовые аспекты денежно-кредитного регулирования
Межгосударственное сотрудничество в денежно-кредитной сфере на постсоветском пространстве
Зарубежный опыт регулирования финансовой и банковской системы
Мировая валютно-финансовая система
МОНОГРАФИИ. ДИССЕРТАЦИЯ
Статьи
Учебные пособия и материалы

Свежие публикации