Сейчас Вы здесь:Главная arrow История развития российской финансовой системы arrow Краткая хронология финансово-банковской системы arrow Я.А. Гейвандов. Краткая хронология Российской финансовой системы

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Я.А. Гейвандов. Краткая хронология Российской финансовой системы Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Tuesday, 24 February 2009
Я.А. Гейвандов. Краткая хронология Российской финансовой системы

XI-XVI века – на Руси ведется активная торговля. Развиваются денежно-кредитные отношения. Формируются финансовая структура общества, денежно-кредитная система, финансовые, торговые институты, зарождаются начальные формы биржевой торговли.

1113 г. – недальновидная денежно-кредитная политика, Киевского князя Святополка Изяславовича, основанная на неограниченном ростовщичестве, привела к социальному конфликту в Киеве. Князю Владимиру Мономаху удалось прекратить недовольство людей. Специальным законом ростовщичество было ограничено (Об этом сообщают Н.М. Карамзин, Л.Н. Гумилев).

XY век – в Москве обсуждается необходимость создания специального места для торговых людей и возводится Гостиный Двор для купечества.

1535 г. - денежная реформа. Известна как реформа Великой Княгини Елены Глинской (мать Ивана Грозного). Повод: рост фальшивомонетничества. Содержание: старые монеты, в том числе иностранные, выведены из обращения. Новая монета - копейка из серебра. монетный двор, где чеканилась новая монета.

1621 г. – приказ Счетных дел, которому был поручен финансовый контроль, ведение счета государственных доходов и расходов, текущих расходов по книгам других центральных приказов и областных учреждений, т.е. в Счетном приказе объединялось все финансовое счетоводство (В.О Ключевский).

1654-1663 гг. – денежная реформа. Связана с именем Алексея Михайловича Романова. Попытка восстановить серебряное обращение. Выпущены рублевые серебряные монеты (рублевые "ефимки") и медные копейки. Трудности. с реализацией реформы, инфляция, народные волнения, медный бунт.1662 г. создан Денежный двор.

1700 г. - началась Северная война, требовавшая значительных денежных затрат и затянувшаяся до 1721 г., строится российский флот и армия, развивается экономика и само государство. Все это требует средств и изменения финансовой структуры экономики. Петр I проводит реформу по многим направлениям государственного строительства, в том числе проводит финансовую реформу. В.О. Ключевский приводит следующую инструкцию Петра I новоучрежденному Сенату: «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею войны». Создавались новые государственные институты управления, в том числе финансовые (новые приказы, Ратуша и пр.), изменялось налогообложение. Собственно денежная реформа проходила с 1703-1706 гг. Введены новые медные разменные монеты и чеканились серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятачки. Возникли проблемы, упала цена монет, рост инфляции.С 1711 года чеканилась в основном медная мелкая монета. Платежи государству при этом взимались серебром.

Санкт-Петербург на время отнял у Москвы заморскую западноевропейскую торговлю, хотя и оставил за ней значение главного складского места для иностранных товаров. Город был заложен Петром Великим в 1703 году, и почти одновременно было отведено место под устройство собрания торговых людей - биржи.

1729 г. – Монетная контора, которая была организована в 1727 г. при монетных и денежных дворах Санкт-Петербурга для чеканки монет, получила право осуществлять ломбардные операции под 8% годовых.

1730-1755 гг. - Денежная реформа. В России рост экономики, наряду с этим растет фальшивомонетничество русских монет. С 1730 г. прекратился выпуск некоторых легковесных монет, а затем с 1750-1755 гг. начат выкуп таких легковесных пятикопеечных монет.

1754 г. – открыт Государственный Дворянский заемный банк, на основании Указа от 7 мая 1753 г. (с основным капиталом 750.000 рублей). Позднее реорганизован в Государственный заемный банк.
1754 г. – создан Государственный Торговый (Купеческий) банк (Указом Елизаветы Петровны от 13 мая 1754 года). Банк находился под управлением президента Коммерц-коллегии, поэтому именовался Коммерческим или Купеческим, банком.

1769 г. – очередная денежная реформа, связана со временем правления Екатерины II. Война с Турцией, стране нужны деньги. В России впервые введены в обращение бумажные деньги (Манифест 29 декабря 1768 г.). Они именовались ассигнациями и просуществовали до 1843 г. Для выпуска и обмена ассигнаций, в 1769 г. был основан Государственный Ассигнационный банк (капитал банка в то время составлял 500 тысяч рублей). Так же Банк принимал вклады под 5% годовых и выдавал ссуды в размере 10-25 тысяч рублей. В 1786 году московский и петербургский филиалы банка объединились и стали вести валютные операции с иностранными государствами. В 1843 году Банк был упразднен. В настоящее время в здании ассигнационного банка находится Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. К 1797 г. курс ассигнаций снизился, а часть бумажных денег была изъята из обращения.

В этот период создавались и другие государственные банки.

1836 г. – закладка здания Московской биржи на Ильинке.

1839 г. - учреждается и начинает работать биржевой комитет под председательством городского головы, дворянина и московского первостатейного купца Валентина Куманина.

1839-1843 г. - очередная денежная реформа, проведенная во время правления Николая I, по руководством Министра финансов Е.Ф. Канкрина.1 июля 1839 г. принят Манифест “Об устройстве денежной системы”. Установлен серебряный монометализм. Учреждена Депозитная касса серебряной монеты при Государственном коммерческом банке, а билеты этой кассы использовались в качестве денег, как платежное средство. 1 июля 1840 г. принят Манифест “О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром”. Ассигнации обменивались на кредитные билеты до 1971г. Денежная система приобрела признаки биметаллизма.

30 октября (12 ноября) 1841 г. - Именной Указ Императора Николая об учреждении в России сберегательных касс "с целью доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом". Минимальный размер вклада 50 коп., максимальный - 300 рублей, единовременно разрешено вносить не более 10 рублей.

1 марта 1842 г. – открылась первая сберкасса в Санкт-Петербурге, по адресу Казанская ул., д.7, в здании Опекунского Совета. В первый день ее посетили 76 вкладчиков, оформивших счета на сумму 426 рублей 50 копеек. Касса осуществляла одну вкладную операцию - прием и выдачу денег с начислением процентов на принятые суммы. Работала касса один раз в неделю - в воскресенье. Имя первого вкладчика - Николай Антонович Кристофари.

1860 г. - Указ Императора Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка учрежден Государственный банк Российской Империи подведомственный Министерству финансов и находившийся под наблюдением Совета государственных кредитных установлений.

1860 г. – утвержден Устав Государственного банка.

Создавались акционерные банки и общества взаимного кредита.

Начиная с 60-х годов позапрошлого века отмечалось необычайное развитие биржевой торговли. Многие города просили разрешение на открытие бирж.

1860–70-х гг. - Государственный банк вкладывает средства в государственные и гарантированные ценные бумаги, выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству; в 1861 г. привлечен к участию в выкупной операции, выпускал выкупные свидетельства и 5-ти процентные банковские билеты; с 1865 г. осуществлял контроль за поступлением выкупных платежей в казначейства, составлял годовые отчеты по выкупной операции.

С 1881 г. по 1901 г. - начало и завершение погашения долга Государственного казначейства Государственному банку.

1860-90-х гг. - Госбанк активно проводит коммерческие операции по учету векселей, покупке и продаже процентных бумаг и ссуд под процентные бумаги, кредитует торговлю и промышленность.

1862-1863 гг. – покупка и продажа тратт, размен кредитных билетов на монету.

С 1 января 1863 г. - размен кредитных билетов на монету прекращен.

1861 г. – 1866 г. – операция «трассирования» векселей.

2 июня 1867 г. – Указом императора Александра II Государственному банку и его конторам предоставлено право принимать звонкую монету (также золото и серебро в слитках) в платежи.

С 1867 г. – интенсивное накопление Минфином золотого запаса.

С 1860 по 1887 гг. – Государственный банк проводил операцию по ликвидации счетов дореформенных банков.

1 января 1881 г. – Указом императора прекращен выпуск кредитных билетов и о сокращено их количества в обращении.

1882 г. – учрежден Государственный крестьянский поземельный банк для выдачи ссуд крестьянам на покупку частных земель. Имел отделения в некоторых губерниях. Экономический кризис, продлившийся около пяти лет.

1885 г. - учрежден Государственный Дворянский земельный банк.

28 апреля 1900 г. - на основании Указа Николая II Государственному казначейству надлежало погасить остаток его долга Государственному банку. Требование Указа было исполнено, и долг был погашен в 1901 г.

Активно осуществлялась регулирующая функция государства, в том числе через Государственный банк (ограничение биржевых спекуляций, курсовая политика в отношении национальной валюты, ссудно-кредитная поддержка, как сейчас принято говорить, системообразующих российских компаний (промышленных, торговых и банков).

Со второй половины 70-х г. XIX в. - в рамках антикризисных мер Государственный банк выполнял финансовые операции, направленные на оказание помощи и содействие банкам и некоторым компаниям, которые испытывали финансовые трудности.

Середина 80-х годов XIX в. - Государственный банк оказывал помощь обществам взаимного кредита и городским общественным банкам в крупных городах.

1886 г. - Государственным банком было начато субсидирование таких государственных банков, как Крестьянский поземельный и Дворянский земельный.

6 июня 1894 г. – Император Александр III проводит реформу Государственного банка (Министр финансов - С.Ю.Витте). Принят новый Устав Государственного банка. Увеличен капитал Государственного банка – основной – до 50.000.000 рублей, резервный – до 5.000.000 рублей. Поставлены задачи укрепления денежно-кредитной системы, кредитования торговли, промышленности, сельского хозяйства, улучшения денежного обращения, содействия роста национальной экономики. Расширились возможности Государственного банка при осуществлении банковских операций (например, условия, объемы, сроки кредитования торговых и промышленных предприятий). Для ссудно-кредитных операций с мелкими заемщиками Госбанку позволялось использовать финансово-банковские и иные институты-посредники (земства, частные банки, общества и товарищества на началах взаимности, артели, транспортные учреждения), а также частных лиц. Не менее важным нововведением был вывод Государственного Банка из ведения Совета государственных кредитных установлений. Теперь он находился под надзором Государственного контроля.

1895 - 1898 гг. – денежная реформа в России (её главный вдохновитель С.Ю.Витте). В результате реформы рубль привязан к золоту, в денежной системе возник золотой монометализм, а рубль обеспечен золотом. Рубль получил золотой стандарт. Обмен денег на золото прекращен в с началом Первой Мировой войны.

29 августа 1897 года - в рамках реформы, издан Указ Императора Николая II, которым Государственный банк был наделен функциями эмиссионного центра Российского государства с одной из важнейших задач – регулировать денежное обращение в стране. Выпуск Госбанком государственных кредитных билетов строго ограничивался под золотое обеспечение.

1900 г. – издается закон, по которому при петербургской бирже был создан особый фондовый отдел для торговли ценными бумагами и валютой, а годом позже утверждены Правила для фондового отдела, призванные упорядочить состав участников биржевого торга, создать на бирже единую сильную власть, избираемую из среды самого биржевого общества, а также упорядочить институт посредников. В Санкт-Петербурге создавались и однопрофильные биржи. Одной их них стала биржа хлебная под названием Калашниковская, Рыбная биржа помещалась на Фонтанке. Возникла она в начале 90-х годов прошлого века, когда от городского начальства последовало распоряжение о наведении порядка при оптовой закупке рыбы торговцами вразнос. Были учреждены и другие однопрофильные биржи.

1899-1903 гг. – финансово-экономический кризис, резкие биржевые колебания курсов, экономический спад. Банковские структуры создают консорциумы, синдикаты, пытаются оказать финансовую помощь предприятиям и банкам.

1904 г. – Русско-японская война.

1905-1907 гг. – Революция. Бегство капитала в золоте за пределы Российской Империи. Тяжелое испытание для новой денежно-кредитной системы России. И в этих условиях золотое покрытие рубля постоянно поддерживалось, а после кризисного 1906 г. не опускалось ниже 93%.

После кризиса позиции Государственного банка в денежно-кредитной системе страны укреплялись, превращая его в крупнейшего долгосрочного кредитора не только банков (например, строились элеваторы и зернохранилища).

27 июля 1914 г. – размен банкнот на золото отменен.

1914-1917 гг. – Первая Мировая война, усиление разбалансировки денежно-кредитной системы России, рост инфляции, рост дефицита государственного бюджета, недостатки денежного обращения в стране.

7 ноября 1917 г. 6.00 часов утра – предписание Петроградского Военно-революционного комитета о захвате здания Государственного банка.

12 ноября 1917 г. – предъявлено требование к Государственному банку об открытии банковского счета Совету Народных комиссаров.

8 ноября по 23 ноября 1917 г. – клиенты Госбанком не обслуживались.

21 ноября 1917 г. – неисполнение служащими Госбанка и Минфина решений революционных властей обсуждалось в ЦК РСДРП(б) и ВЦИК.
Резолюция ВЦИК «О борьбе с саботажем чиновников Государственного банка».

24 ноября 1917 г. – увольнение Управляющего Государственным банком И.П. Шипова.

8 декабря 1917 г. – Декрет СНК «Об упразднении Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка».

14 (27) декабря 1917 г. – Декрет ВЦИК «О национализации банков». Вооруженный захват зданий банков (г. Петроград). В России введена государственная монополия на банковскую деятельность. Декрет о ревизии банковских сейфов.

Конец января 1918 г. – термин «народный банк используется для наименования главного банка страны как Народного банка Российской Республики, а затем – Народный банк РСФСР.

4 января-апреля 1918 гг. – ревизия банковских сейфов в Петрограде и в Москве.

Сентябрь 1918 г. – закончено объединение операций и счетов бывших частных банков в Москве.

Декабрь 1918 г. – филиалы Московского отделения Народного банка стали филиалами Московской конторы Банка.

По срокам процесс национализации растянулся до лета 1921 г. Было ликвидировано в процессе принудительной национализации порядка 240 акционерных коммерческих банков.

3 февраля 1918 г. – Декрет ВЦИК: все государственные займы, заключенные царским и Временным правительствами аннулированы.

1918-1920 гг. – стагнация денежно-кредитной сферы России; идеи об «отмирании» денег; денежные суррогаты; различные ограничения в сфере денежного обращения; инфляция, денежный и товарный «голод»; расчеты в форме «бухгалтерских записей», обмен товарами (бартер). Вместе с тем, банковские операции Народным банком выполнялись (кредитование предприятий); при решении вопросов о кредитовании частных предприятий и при выдаче средств с текущих счетов участвовали представители фабрично-заводских комитетов.

До середины февраля 1918 г. – кредитованием национализированных и частных предприятий занимались также Особое совещание по финансированию при ВСНХ и производственные отделы Высшего Совета Народного Хозяйства.

Февраль 1918 г. – Декрет СНК. Установлен запрет каким-либо организациям, кроме Народного банка РСФСР, кредитовать предприятия.

30 августа 1918 г. – Постановление ВСНХ. Национализированные предприятия обязаны хранить свои деньги на текущих счетах в банках.

2 декабря 1918 г. - Постановление Совнаркома, на базе национализированного Московского кооперативного банка в составе Центрального управления Народного банка РСФСР был организован Кооперативный отдел.

Конец 1918 г. – в Народном банке РСФСР введена окружная система (к этому времени функционировало примерно 187 филиалов).

Октябрь 1918 г. - составлен отчет о деятельности Народного банка РСФСР.

На 1 января 1919 г. - долг Казны Банку увеличился до 50408 млн. руб., а через месяц 1 февраля он составил 57133 млн. рублей.

Начало 1919 г. - прекращение кредитования национализированных предприятий Народным банком РСФСР; перевод их на сметное финансирование.

Конец 1919 г. – филиалы Народного Банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов.

19 января 1920 г. – Народный банк РСФСР упразднен. Его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению (ЦБРУ) Наркомата финансов.

1921 г. – новая экономическая политика.

3 октября 1921 г. – издано Постановления ВЦИК и 10 октября 1921 г. Постановление СНК. Главный банк страны был вновь создан, как Государственный банк РСФСР.

13 октября 1921 г. – постановлением ВЦИК утверждено Положение о Государственном банке РСФСР, как хозяйственной организации, находящейся в составе Наркомата финансов и подчиненной непосредственно Наркому финансов.

16 ноября 1921 года – начало проведения банковских операций Государственным банком РСФСР.

Ноябрь 1921 г. – Госбанку предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями.

18 августа 1922 г. - создан Внешэкономбанк как российский коммерческий банк.

1922—1924 гг. - денежная реформа в СССР. Обесценившиеся бумажные деньги заменены советскими червонцами и устойчивыми разменными денежными знаками.

1922 г. – разрешены частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.
В это же время на Госбанк была возложена функция установления официального курса на драгоценные металлы и иностранную валюту.

1922 г. и 1923 г. – проведены две деноминации. Номинал бумажного советского денежного знака, выпускавшегося Наркоматом финансов для покрытия бюджетного дефицита был укрупнен.

11 октября 1922 г. – Государственный банк получил право выпуска в обращение червонцев - банковских билетов, т.е. стал эмиссионным центром. С началом эмиссии червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная инфляция. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте.

1922 г. – разрешено создание коммерческих банков (отраслевых акционерных банков (специальных банков), обществ взаимного кредита) для краткосрочного или долгосрочного кредитования определенных отраслей хозяйства. Например, Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк), Центральный сельскохозяйственный банк (ЦСХбанке). Свободные средства эти банки хранили в Госбанке, там же могли получать кредиты.

1923 г. – Государственный банк РСФСР преобразован в Государственный банк СССР.1923 г. выпущены золотые червонцы.

Март 1924 г. – денежная реформа завершена.

7 апреля 1924 г. - Внешэкономбанк преобразован в Банк для внешней торговли (Внешторгбанк СССР).

1924 г. – при Правлении Госбанка создан Комитет по делам банков для координации их деятельности.

1925 г. – объединение денежной наличности Госбанка и Наркомата финансов.

Июнь 1927 г. – на Госбанк возложена функция непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью кредитных учреждений в соответствии с правительственными решениями в сфере кредитной политики.

Февраль 1928 г. – очередная реорганизация банковской системы. Основной объем операций по краткосрочному кредитованию выполняет Госбанк; в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства.

Август 1928 г. – кассовое исполнение госбюджета передано Государственному банку.

Июнь 1929 г. – принят Устав Государственного банка СССР, как органа, регулирующего денежное обращение и осуществляющего краткосрочное кредитование в соответствии с планом развития народного хозяйства СССР.

1930-1932 гг. – реформа денежно-кредитной системы, сформирован централизованный механизм денежно-кредитного регулирования и планового распределения финансовых ресурсов.

Январь 1930 г. – все специальные банки преобразованы в банки долгосрочных вложений, их сеть ликвидирована. Прекращен механизм взаимного коммерческого кредита. Все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Операции специальных банков должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

Январь 1931 г. – введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк.

Март 1931 г. – установлены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования и расчетно-кассового центра.

Май 1932 г. – разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком). Цели деятельности и функции Государственного банка утратили все элементы, придававшие им коммерческий характер. Заложен государственный советский денежно-кредитный механизм, основанный на полной государственной монополии на банковскую деятельность, плановом государственном кредитовании экономики и проч., просуществовавший до распада СССР (начало 90-х годов XX века).

Февраль 1930 г. – отменены операции по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу; советская валюта изъята из оборота иностранных бирж; при Правлении Госбанка организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

1939 г. – начало инкассации наличных денег Государственным банком.

1941-1945 гг. – Великая Отечественная война. В системе Госбанка действуют специальные воинские – полевые учреждения, выполняющие его функции в войсках.

1947 г. – конфискационная денежная реформа. Наличные деньги старого образца обменены на новые в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и т.п.

Декабрь 1949 г. – принят второй Устав Госбанка СССР.

Марте 1950 г. – установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.

Апрель 1959 г. – Госбанк наделен полномочиями по выполнению части банковских операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков.

4 мая 1960 г. – Постановление Совета Министров СССР № 470 «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами».

Октябрь 1960 г. – принят третий Устав Госбанка СССР.

1961 г. – очередная денежная реформа. Деноминация и девальвация рубля. Обмен произведен в соотношении 1:10., а золотое содержание рубля увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

1963 г. – в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы (ныне Сбербанк).

1985 г.-1991 гг. – начало перестройки экономической и политической системы СССР, в том числе денежно-кредитной системы (разрешено предпринимательство, приватизация, ослаблены ограничения на иностранные инвестиции, создаются совместные предприятия, акционерные общества, либерализация рынка ценных бумагах, либерализация внешнеэкономической деятельности и валютного регулирования).

13 января 1987 г. – Постановление СМ СССР № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».

Июль 1987 г. – Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987  г. № 821  "О  совершенствовании системы банков в стране и уселении их воздействия на повышение эффективности экономики". Реорганизация денежно-кредитной системы. Созданы специальные банки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР). Утверждены новые уставы банков, в т.ч. Внешэкономбанка СССР.

4 июня 1988 г. – принято Постановление Совета Министров СССР № 713 «О признании утратившими силу и внесении изменений в решения Правительства СССР по вопросам кредитования и расчетов в народном хозяйстве».

1 июля 1988 г. – введен в действие Закон СССР 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР», закрепивший от государственной монополии на банковскую деятельность. Статья 23 упомянутого Закона предоставляла союзам (объединениям) кооперативов право создавать хозрасчетные отраслевые или территориальные кооперативные банки.

Сентябрь 1988 г. – утвержден четвертый Устав Госбанка СССР.

15 октября 1988 г. – Постановление СМ СССР № 1195 «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг».

Март 1989 г. – Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР переведены на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. На Госбанк СССР возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

23 ноября 1989 г. – приняты Основы законодательства СССР об аренде № 810-I.

30 ноября 1989 г. – Постановлением Совета Министров СССР утверждении Положение, установившее порядок открытия и деятельности иностранных банков, других фирм и организаций в СССР.

1988-1990 – созданы первые кредитные организации, основанные на частной или смешанной форме собственности.

Январь 1990 г. - Сберегательный банк СССР передан Госбанку СССР.

6 марта 1990 г. – принят Закон СССР «О собственности в СССР».

19 июня 1990 г. – Постановление СМ СССР № 590 «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах».

13 июля 1990 г. – создан Государственный банк РСФСР (на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР) подотчетный Верховному Совету РСФСР.

29 июля 1990 г. – Указ Президента СССР № 413 «О взаимодействии союзных и республиканских органов по финансово-кредитным вопросам в период подготовки нового Союзного Договора».

25 октября 1990 г. – принят Указ Президента СССР № УП-927 «О повышении заинтересованности граждан в хранении сбережений в учреждениях Сберегательного банка СССР».

26 октября 1990 г. – принят Указ Президента СССР № УП-943 «О введении коммерческого курса рубля к иностранным валютам и мерах по созданию общесоюзного валютного рынка».

2 ноября 1990 г. – принят Указ Президента СССР № УП-975 «Об особом порядке использования валютных ресурсов в 1991 году».

2 декабря 1990 г. – Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».

11 декабря 1990 г. приняты Закон СССР № 1828-I «О Государственном банке СССР» и Закон СССР № 1829-I «О банках и банковской деятельности».

Июль 1990 г.-декабрь 1991 г. – противостояние властей РСФСР и Союза ССР, привело к противостоянию двух государственных банков – Центрального банка РСФСР и Госбанка СССР.

22 января 1991 г. - конфискационная денежная реформа, принят Указ Президента СССР № УП-1329 «О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан». Жесткие ограничения: по срокам (всего три дня с 23 по 25 января) по сумме, подлежащей обмену. Сумма наличных денег доступных к снятию в сбербанке также была ограничена.

26 января 1991 г. - Указ Президента СССР № УП-1380 "О мерах по обеспечению борьбы с экономическим саботажем и другими преступлениями в сфере экономики".

1 марта 1991 г. – принят Закон СССР № 1982-1 «О валютном регулировании».

2 апреля 1991 г. – принят Закон СССР № 2079-I «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР».

9 апреля 1991 г. - Валютная биржа Госбанка СССР (позже — Валютная биржа Банка России) начала проводить еженедельные торги по доллару США против российского рубля на базе Центра проведения межбанковских валютных операций. Валютные аукционы проводились также Внешэкономбанком в ноябре 1989 г.

19 марта 1991 г. – принят Указ Президента СССР № УП-1666 «О реформе розничных цен и социальной защите населения».

22 марта 1991 г. Указ Президента СССР № УП-1708 «О компенсации населению потерь от обесцененных сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен».

Июнь 1991 г. – утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

25 июня 1991 г. – приняты «Основы законодательства Союза ССР и республик об индексации доходов населения».

1 июля 1991 г. – принят Закон СССР № 2278-I «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».

1 июля 1991 г. – введен в действие Закон СССР «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».

5 июля 1991 г. – введены в действие «Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР».

22 июля 1991 г. - Председатель Госбанка СССР Виктор Геращенко подписал "Порядок квотирования покупки иностранной валюты на Валютной бирже Госбанка СССР".

19 октября 1991 г. - принят Указ Президента СССР № УП-2741 "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР". Единственный банк деятельность, которого не подлежала регистрации и лицензированию в Госбанке СССР и в Банке России.

22 ноября 1991 г. – Верховным Советом РСФСР Центральный банк РСФСР объявлен единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. Центральному банку РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

8 декабря 1991 г. – подписано Соглашение о создании содружества Независимых государств, ратифицированное Верховным Советом РСФСР постановлением от 12 декабря 1991 г.

20 декабря 1991 г. – Государственный банк СССР упразднен, все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

В январе 1992 г. - вместо Валютной биржи Госбанка была учреждена ММВБ, ставшая главной площадкой для проведения валютных операций банков и предприятий. С июля 1992 года курс ММВБ используется Центробанком для установления официальных курсов рубля к иностранным валютам.

1991-1998 гг. – сильная инфляция. Ставка рефинансирования Банка России колебалась от 20 до 210 процентов. Утрата населением сбережений, резкое снижение уровня жизни. Обман вкладчиков банков. Финансовые пирамиды всевозможных ОАО «МММ», «ХАПЕР ИНВЕСТ» и пр.

24 октября 1991 г. – Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».

24 октября 1991 г. – Постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».

С декабря 1992 г. - начат процесс передачи Банком России функций кассового исполнения бюджета вновь созданным органам федерального казначейства.

27 марта 1993 г. – Постановление девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации «О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации».

28 марта 1993 г. – Указ Президента Российской Федерации № 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации».

31 мая 1993 г. - Постановление Конституционного Суда РФ №N 12-П « По делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 24 октября 1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» и Постановление девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации «О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации»…».

26 июля — 7 августа 1993 г. - конфискационная денежная реформа. Содержание: обмен советских рублей на российские. Ограничения устанавливались по суммам, срокам, по месту (место прописки) и количеству обменов (в паспорте ставилсь отметка в виде штампа).

12 декабря 1993 г. – после серьезного социального конфликта между Президентом России и парламентом на всенародном голосовании принята Конституция Российской Федерации. Конституция России 1993 г. - впервые установившая государственный, конституционно-правовой статус Банка России, а также закрепила, что установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71, 75. Однако длительное время сохраняется дискуссия о статусе Банка России.

24 декабря 1993 г. – Указ Президента РФ № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка РФ, имевшим вклады на 1 января 1992г.»

1995 г. – Федеральный закон от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».

Апрель 1995 г. – принята новая редакция Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», установившая целевые ограничения в деятельности Банка России. Кроме того, с 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицитов государственного бюджета, перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики, по общему правилу потерял право приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

1995 г. - с запуском торгов ценными бумагами на Классическом рынке РТС создана группа Российская торговая система.

1 января 1998 г. - денежная реформа на основании Указа Президента России от 4 августа 1997 г. № 822. Проведена деноминация рубля. Новый рубль равнялся 1000 старых.

Август 1998 г. – финансово-банковский кризис.

1 сентября 1998 г. – международные (золотовалютные) резервы России снизились до минимального уровня и по официальным данным составляли – 12.459.000.000 долларов США.

1998-1999 гг. – приняты антикризисные меры, в том числе законодательство о реструктуризации кредитных организаций, создано специальное Агентство по реструктуризации кредитных организаций, о защите законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и т.п.

14 декабря 2000 г. – принято Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», впервые на высшем судебном уровне подтвердившее, что Банк России имеет конституционно-правовой статус (в Определении от 15 января 2003 г. № 45-О позиция Конституционного Суда России о конституционном статусе банка России подтверждена и уточнена).

3 июля 2001 г. – принято Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами граждан», котором Банк России оценивается Конституционным Судом России как государственный орган.

1 ноября 2002 г. – международные (золотовалютные) резервы России впервые приблизились к 40 млрд. долларов США и составили 38. 002.000.000 долларов США.

2003 г. – начат процесс реализации проекта внедрения так называемой системы международных стандартов (МСФО).

Декабрь 2003 г. - принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», создается система страхования вкладов. АРКО – ликвидировано. Создано Агентство по страхованию вкладов. В момент принятия предусматривалось возмещение не более 400.000 рублей, с осени 2008 г. – не более 700.000 рублей.

10 декабря 2003 г. – валютный рынок еще более либерализован, в связи с принятием Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Снято большинство валютных ограничений.

2004 г. – ликвидация АРКО (Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ).

17 мая 2007 г. - принят Федеральный закон № 82-ФЗ "О Банке развития", на основании которого  Внешэкономбанк СССР реорганизован в государственную корпорацию "Банк Развития и внешенеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" с особым порядок регулирования его финансово-банковской деятельности.

1 сентября 2008 г. – международные (золотовалютные) резервы впервые в истории России превысили 500 млрд. долларов США и составили 596.566.000.000 долларов США.

Лето-осень 2008 г. – мировой финансово-экономический кризис. Меры Правительства России:
с целью противодействия оттоку капитала ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 11% до 13%;
введены экономические меры, снижающие привлекательность валютных спекуляций: повышены процентные ставки ЦБ по инструментам предоставления ликвидности - ломбардным кредитам и операциям "валютный своп";
постепенно раздвигаются границы валютного коридора, что позволяет плавно корректировать курс рубля в зависимости от экономической ситуации;
поддержка банковской системы;
для того, чтобы поддержать банковскую систему, не допустить потери сбережений граждан Правительство и ЦБ реализовали следующие меры;
снижены нормативы обязательных резервов (высвобождено около 380 млрд. рублей);
смягчены условия кредитования с использованием отдельных видов залога (в рамках указанных мер ЦБ сможет разместить в банках до 1,5 трлн. рублей; фактически размещено - около 350 млрд. рублей);
предоставляются беззалоговые кредиты (потенциальный лимит - до 3,5 трлн. рублей, фактически предоставлено - свыше 1,7 трлн. рублей). Срок кредитования увеличен до 1 года. Право на кредиты имеют 143 банка, воспользовались им 124 кредитных организации;
ЦБ получил право частично компенсировать убытки коммерческих банков от операций на рынке межбанковского кредитования, если они возникли вследствие отзыва лицензии у банка-контрагента (необходимо для восстановления рынка МБК);
на пополнение капиталов банков выделено 950 млрд. рублей субординированных кредитов, в том числе Сбербанку - 500 млрд. рублей, ВТБ - 200 млрд. рублей, Россельхозбанку - 25 млрд. рублей, иным банкам - 225 млрд. рублей при условии привлечения эквивалентного софинансирования их акционерами (фактически одобрено кредитов на сумму 17 млрд. рублей для 3 банков);
на депозиты в коммерческих банках и в ценные бумаги размещены средства ГК "Фонд содействия реформе ЖКХ" (200 млрд. рублей), ГК "Роснано" (130 млрд. рублей), а также федерального бюджета. Всего на депозиты в банках размещены средства госкорпораций на сумму 430 млрд. рублей;
до 700 тыс. рублей (ранее - 400 тысяч рублей) повышена страховая сумма по банковским вкладам граждан. В результате защищены 98,5% вкладов;
агентством по страхованию вкладов начата санация банковской системы (переход банков под управление АСВ, поиск инвесторов). На оздоровление таких банков выделено 200 млрд. рублей (фактически израсходовано 60 млрд.). Кроме того, на дополнительную ликвидность таким банкам за счет ЦБ выделено свыше 60 млрд. рублей. Уже 15 банков перешли под управление АСВ, в том числе для 11 найдены новые акционеры, которые завершат санацию;
ряд банков проходит процедуру оздоровления за счет средств ВЭБа (банки "Глобэкс" и "Связь-банк" - объем расходов 5,7 млрд. долларов) и ВТБ;
введены жесткие правила приостановки торгов в случае существенного (на 5 и более процентов снижения (роста) котировок). Временно запрещались маржинальные сделки;
ЦБ наделен правом участвовать в торгах на фондовом рынке;
выделено 250 млрд. рублей на поддержку финансового рынка и реального сектора экономики. В том числе 75 млрд. рублей внесено в уставный капитал Внешэкономбанка, а 175 млрд. рублей средств Фонда национального благосостояния размещены на депозит в этом банке для последующего инвестирования в надежные финансовые инструменты (фактически инвестировано - 90 млрд.);
еще 325 млрд. рублей зарезервированы на 2009 год (будут использованы на поддержку финансового рынка, отраслей экономики и рынка труда);
50 млрд. долларов выделено Внешэкономбанку для кредитования российских заемщиков в целях рефинансирования их зарубежных займов, взятых под залог активов, расположенных на территории России. Принято решений на 13,3 млрд. долларов. Фактически предоставлено - 9,1 млрд. долларов.

22 ноября 2010 года - Российский рубль впервые начал торговаться против китайского юаня на китайской валютной бирже. С начала сессии валютный курс составлял около 4,6 рубля за юань, что соответствовало курсу Народного банка КНР.

январь 2009-2011 - Российский рубль, как и многие товарные валюты укрепляется. снижаются процентные ставки по депозитам в рублях и иностранной валюте, а также ставки по ипотечному кредитованию. Банки "зазывают" население оформлять "дешевые" (9-14%) кредиты. Правительство намерено снизить инфляцию.

2010-1011 - в Зоне евро долговой кризис ряда государств (Греция, Ирландия, Португалия и др.). Рейтинговые агентства понижают рейтинги. Евросоюз оказывает кризисным странам многомиллиардную помощь, в Греции народные волнения, связанные с требованиями Евросоюза снизить государственные расходы. Создан специальный Фонд. ЕЦБ оказывает помощь ,выкупая бросовые гособлигации некоторых стран. Проводится реструктуризация госдолга Греции.

с весны 2011 г. - заговорили о преддефолтном состоянии США, национальный долг которых превысил максимально разрешенный уровень,
который был установлен законодателями на отметке 14,3 трлн долл. в феврале 2010г. Власти (демократы и республиканцы) торгуются. Как утверждают официальные лица, решение о повышении планки максимального размера долга должно быть принято не позднее 2 августа 2011 г. Рейтинговые агентства грозятся впервые снизить рейтинг США с уровня ААА.

2 августа 2011 г. - законодательные органы США проголосовали , президент США подписал компромиссный вариант Акта, повышающего установленный законом предел государственных заимствований (национального долга) на 2,1 трлн. долларов с одновременным снижением общего долга страны по крайней мере на 1 трлн. долл. поэтапно в течение 10 лет. 2 августа 2011 рейтинговые агентств Moody's и Fitch подтвердили рейтинг Ааа правительственных облигаций США с негативным прогнозом.
Ведущее Китайское рейтинговое агентство - "Дагун Глобал Кредит Рейтинг" (
Dagong Global Credit Rating Co) понизило кредитный рейтинг США на одну ступень до А, при этом их кредитная перспектива установлена как "негативная"


В ночь с 13 на 14 января 2012 г. агентство Standart
&Poors сообщило о снижении кредитных рейтингов Франции (с высшего ААА, на АА+), Австрии (с высшего ААА на АА+), Италии, Испании, Португалии (на два пункта) и некоторых других стран европейского валютного союза. Германия, Финляндия, Голландия и Люксембург сохранили свои наивысшие рейтинги (ААА).
весна 2013 г. - долговой кризис на Кипре. Апробирован предложенный "тройкой" (Еврогруппа, ЕЦБ, МВФ) механизм компенсации долгов, за счет денежных средств вкладчиков, превышающих 100 тыс. евро; введены ограничения на движение капитала.
1 октября 2013 - государственные служащие США отправлены в вынужденный отпуск в связи бюджетным дефицитом, политическим противостоянием республиканцев и демократов, отказом конгресса принять решение о повышении предела государственного долга. Поводом стало то, что республиканцы из палаты представителей ранее лишили финансирования реформу здравоохранения, предложенную Президентом США.
весна-лето 2014 - США, Канада, Евросоюз, Япония применили в отношении России, ряда граждан России, некоторых российских компаний, включая банки, страховые компании финансовые санкции, в том числе ограничения кредитования и финансовые операции на рынке акций и долговом рынке, а также при проведении расчетов (VISA, MASTER CARD). Применение санкций обусловлено ситуацией на Украине.
Россия приняла ответные санкции, в том числе торгового характера, а также решено создать национальную платежную систему, проводится работа по переводу расчетов за некоторые товары за российские рубли.
4 сентября 2014 г. - ЕЦБ снизил процентную ставку и объявил о возможности ослабления монетарной политики.
октябрь 2014 - ЕЦБ начал программу покупки активов в целях преодоления кризиса (программа ABS)
16 октября 2014 - Банк России принял решение о сделках РЕПО иностранной валюте с кредитными организациями (первая сделка проведена 29.10.2014 - http://rfbs.ru/content/view/872/1/)
29 октября 2014 г. - ФРС США принято решение завершить в этом месяце свою программу покупки активов (http://www.federalreserve.gov/newsevents/press/monetary/20141029a.htm)
С осени 2014 г. - Банк России объявил об изменении курсовой политики и переходу от осуществляемой им курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса.
С 10 ноября 2014 года Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины и регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами. При этом новый подход Банка России к проведению операций на внутреннем рынке не предполагает полного отказа от валютных интервенций, их проведение возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности. Банк России предполагает, что формирования курса рубля будет складываться преимущественно под действием рыночных факторов.
По сути произошел переход от фиксированного, затем управляемого курса рубля, к курсовой политике основанной на свободном плавающем формировании курса национальной валюты. Хотя в проекте Основ единой государственной денежно-кредитной политики на 1915 и период 2016 и 2017 годов Банк России предполагал перейти к таргетированию инфляции.
октябрь-декабрь 2014 год - атака на национальную валюту РФ. 16 декабря 2014 на московской бирже рубль падал к евро до 97-100 рублей, к доллару до 78,5.
17 декабря 2014 г. - Президент России, Банк России (http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=17122014_171432dkp2014-12-17T17_02_49.htm), Правительство России, обе палаты Федерального Собрания приняли комплекс согласованных мер в результате которых удалось остановить атаку и укрепить рубль до 65 рублей к евро и 73 рублей к доллару США (на 23.12.2014).
Принятые меры:
- Совет директоров Банка России принял решение повысить с 16 декабря 2014 года ключевую ставку до 17,00% годовых. Данное решение обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски;
- принято решение повысить суммы гарантируемого системой страхования вкладов с 700 тыс рублей до 1млн.400 тыс. рублей;
- открытым акционерным обществам, контролируемым РФ (как мажоритарным собственником) предписано (через представителей государства в советах директоров) привести размеры чмстых валютных активов к уровню на 1.10.2014 г.;
Кроме того, 17.12.2014  Банк России решил: "1. Банк России введет временный мораторий на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, что позволит снизить чувствительность участников рынка к рыночному риску.

2. Для ограничения влияния переоценки номинированных в иностранных валютах активов и обязательств на пруденциальные нормативы кредитных организаций Банк России планирует предоставить кредитным организациям временное право использовать при расчете пруденциальных требований по операциям в иностранной валюте курс, рассчитанный за предыдущий квартал.

3. Банк России усовершенствует механизм предоставления кредитным организациям средств в иностранной валюте. В рамках механизма валютного РЕПО планируется проведение дополнительных аукционов на разные сроки в случае необходимости. В рамках механизма предоставления кредитным организациям кредитов, обеспеченных нерыночными активами (согласно Положению № 312-П), планируется начать предоставление банкам кредитов в иностранной валюте, обеспеченных кредитными требованиями в иностранной валюте к нефинансовым организациям.

4. Банк России рассматривает центрального контрагента на Московской Бирже как важный институт централизованного распределения ликвидности среди всех участников финансового рынка — как кредитных, так и некредитных финансовых организаций. Для обеспечения устойчивого функционирования биржевого рынка Банк России при необходимости обеспечит поддержку центральному контрагенту на Московской Бирже, чтобы участники рынка были уверены в надежности централизованного клиринга и непрерывности выполнения его функций.

5. В целях расширения возможностей управления процентными рисками Банк России планирует:

— временно (до 01.07.2015) не применять ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) при заключении кредитными и микрофинансовыми организациями, кредитными кооперативами и ломбардами договоров потребительского кредита (займа);

— увеличить диапазон стандартного рыночного отклонения процентных ставок по вкладам населения в банках от расчетной средней рыночной максимальной процентной ставки до 3,5 процентного пункта (вместо 2 процентных пунктов в настоящее время).

6. Для расширения возможностей управления кредитными рисками Банк России намерен:

— предоставить кредитным организациям возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика по ссудам, реструктурированным, например, в случае изменения валюты, в которой номинирована ссуда, вне зависимости от изменения срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки;

— предоставить кредитным организациям возможность принимать решение о неухудшении оценки финансового положения заемщика для целей формирования резервов под потери, если изменения финансового положения обусловлены действием введенных отдельными зарубежными государствами ограничительных экономических и (или) политических мер (дополнение к письму Банка России от 21.10.2014 № 184-Т);

— увеличить срок, в течение которого кредитная организация вправе не увеличивать размер фактически сформированного резерва по ссудам заемщикам, финансовое положение, и (или) качество обслуживания долга, и (или) качество обеспечения по ссудам которых ухудшилось вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, с 1 года до 2 лет.

— увеличить срок, в течение которого кредитная организация может не формировать резерв на возможные потери по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, сохранив при этом иные существующие минимальные требования к размеру резерва, установленные в зависимости от количества лет, отсутствия платежей по инвестиционным кредитам либо поступающих в незначительных размерах;

— отменить повышенный коэффициент риска в отношении ссуд, предоставленных лизинговым и факторинговым компаниям — участникам банковской группы, в состав которой входит банк-кредитор;

— ввести пониженный коэффициент взвешивания по риску для номинированных в рублях кредитов российским экспортерам при наличии договора страхования ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России).

7. В целях поддержания устойчивости банковского сектора в условиях возросших процентных и кредитных рисков на фоне замедления российской экономики Банк России и Правительство Российской Федерации готовят меры по докапитализации кредитных организаций в 2015 году".

В октябре-декабре 2014 - продолжилось санкционное давление на Россию. Барак Обама 18.12.2012 подписал принятый неелей ранее конгрессом США "Акт в поддержку свободы Украины – 2014". Закон позволяет президенту начать в случае необходимости оказание военной помощи Украине и вводить новые санкции в отношении России.

20 октября рейтинг России понизило агентство Moody's – до Baa2, сохранив «негативный» прогноз.
23.12.2014 - Агентство Standart&Poors отправило кредитный рейтинг России на пересмотр с «негативным» прогнозом.

26.12.2014 - Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ принята к рассмотрению иск об оспаривании постановления Государственной Думы РФ от 18.11.2014, касающееся основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. слушание по делу назначено на 17.02.2015 (http://www.supcourt.ru/moving_case.php?findByNember=АПЛ14-707).

10.01.2015 - Рейтинговое агентство Fitch в контексте антироссийских санкций приняло политически-мотивированное решение о понижении кредитного рейтинга России с «BBB» до «BBB-» с негативным прогнозом.

В это же время Китайское рейтинговое агентство Dagong оценило кредитоспособность России выше, чем США. Рейтинговое агентство Dagong присвоило России рейтинг А, один из высших, с позитивной динамикой на будущее. США по версии Dagong расположились на ступеньку ниже, А+, с негативным прогнозом.

26 января 2015 - рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) снизило долгосрочный и краткосрочный валютные рейтинги Российской Федерации до неинвестиционного уровня — до "BB+/B" с "BBB-/A-3"; прогноз рейтингов — "негативный".

20 февраля 2015 - рейтинговое агентство Moody's понизило суверенный кредитный рейтинг России с "Baa3" до "Ba1" с "негативным" прогнозом, т.е. лишило Россию "инвестиционного" рейтинга, поскольку в рамках методологии Moody's "Ва1" относится к "спекулятивному" уровню.

24 февраля 2015 - впервые устами заместителя министра финансов Сергея Сторчака заявлено, что России "нет необходимости" дальше поддерживать договорные отношения с международными рейтинговыми агентствами. Однако вскоре новостные агентства распространили заявление пресс-секретаря министра финансов Светланы Никитиной: "Минфин РФ не рассматривает возможности расторжения договорных отношений с международными рейтинговыми агентствами. Мы продолжим вести открытый диалог. Как и прежде, на регулярной основе будем предоставлять всем агентствам актуальную макроэкономическую информацию. Продолжим разъяснять все аспекты бюджетной и финансовой политики с целью повышения рейтинга в среднесрочной перспективе".

На фоне вышеприведенного заявления Минфина России в тот же день, 24 февраля 2015 - рейтинговые агентства Moody's (https://www.moodys.com/research/Moodys-downgrades-seven-Russian-financial-institutions-concludes-review--PR_319010) и Standard & Poor's (https://www.standardandpoors.com/en_US/web/guest/ratings/ratings-actions) объявили о понижении кредитных рейтингов некоторых российских банков

июнь 2015 - Греция отказалась выполнять требования кредиторов (тройки - МВФ, ЕЦБ, Еврокомиссия) по изменению внутренней экономической и налоговой политики с целью реструктуризации ранее с 2010 по 2015 года (общий больше 300млрд евро к 2015) выданных антикризисных кредитов
28 июня 2015 - Правительство Греции (Алексис Ципрас) объявило о проведении референдума по предложениям кредиторов
30 июня 2015 - Греция не выплатила часть долга, а именно не осуществлен плановый платеж по долгу  МВФ
02 июля 2015 - 2 июля, суверенный рейтинг Греции понизили Moody's: с Caa2 до Caa3, прогноз негативный. Но МВФ технический дефолт НЕ объявил
5 июля 2015 - референдум в Греции по антикризисным мерам предложенным кредиторами правительству Греции. Правительство Греции рекомендовало обществу голосовать против плана кредиторов, настаивая на списании 30% долга, реструктуризации долга.

04.05.2016 года - Moody's: риски распада ЕС сохраняются (см. - https://www.moodys.com/research/Moodys-Despite-reforms-European-Union-remains-vulnerable-to-any-future--PR_348252).

23 июня 2016 года - референдум о выходе Соединенного Королевства из Европейского Союза. На референдуме 23 июня большинство британцев (51,9%) проголосовали за Brexit, после чего премьер Дэвид Кэмерон объявил, что в октябре уйдет в отставку. По итогам совещания в понедельник руководящий комитет правящей Консервативной партии заявил, что новый лидер консерваторов и премьер-министр Великобритании будет избран до 2 сентября.

27.06.2016 года - Рейтинговое агентство Standard & Poor's объявило о снижении суверенного рейтинга Великобритании в иностранной и национальной валютах с "ААА" до "АА" с "негативным" прогнозом.
Рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг Великобритании с "АА+" до "АА" с негативным прогнозом. Понижение касается долгосрочных рейтингов страны в иностранной и английской валютах.

28.06.2016 года - Европарламент принял резолюцию, которая призывает немедленно запустить процедуру выхода Великобритании из Евросоюза. По итогам экстренной сессии в Брюсселе, резолюцию поддержали 395 членов Европарламента, против высказались 200 парламентариев, еще 71 - воздержались.
Статья 50 Договора о ЕС (Лиссабонского договора) предусматривает условия и процедуру выхода из союза. Договоры прекращают применяться к государству, принявшему решение о выходе из ЕС, со дня вступления в силу соглашения о выходе либо – при отсутствии такого соглашения – через два года с момента уведомления о намерении покинуть ЕС, если только Европейский совет с согласия заинтересованного государства-члена единогласно не решит продлить этот срок (см. - http://www.vestifinance.ru/articles/72378; http://www.vestifinance.ru/articles/72435).

30.06.2016 года - в своем выступлении (http://www.bankofengland.co.uk/publications/Documents/speeches/2016/speech915.pdf) управляющий Банка Англии Марк Карни заявил, что для преодоления негативных последствий в британской экономике Банку Англии в ближайшей перспективе может понадобиться смягчить монетарную политику.

30.06.2016 года - S&P объявило о понижении кредитного рейтинга Евросоюза с уровня АА+ до АА в связи с результатом референдума в Великобритании о выходе из ЕС.

 

Свежие публикации