Сейчас Вы здесь:

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Я.А. Гейвандов. Российским государственным деятелям: рекомендации по антикризисным мероприятиям Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Monday, 12 January 2009
 

Я.А. Гейвандов. Российским государственным деятелям: рекомендации по антикризисным мероприятиям в денежно-кредитной сфере России (или то, что следовало сделать уже "вчера")

1.  Явный недостаток качественных правовых норм, устанавливающих эффективные государственные стандарты организации и функционирования денежно-кредитной системы страны. Неоправданно низкие требования к размеру уставного (собственного) капитала коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на денежно-кредитном (финансовом ) рынке.

2. Необходим системный подход к обеспечению прав и законных интересов личности независимо от ее статуса (физическое лицо, юридическое лицо, государство) или каких-либо иных обстоятельств. Нужна надежная система политических, экономических, юридических, организационных, морально-нравственных гарантий прав граждан, предпринимателей и государства, как участников денежно-кредитных отношений.

3. Явная недостаточность активной позитивной регулирующей роли государства, «раздробленность» государственных институтов, ограничивающая возможности быстрого и эффективного реагирования на кризисные ситуации на финансовых рынках.

4.   Необходимо прогнозировать возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в денежно-кредитной сфере, установить специальные (чрезвычайные) правовые режимы государственного регулирования в зависимости от степени и характера угроз, возникающих в денежно-кредитной сфере и в экономике России.

5.  Усилить надзорные и контрольные полномочия органов государственной власти, в том числе Банка России, и, в особенности, в кризисный период. С основной задачей вовсе «не покарать виновного», а, во-первых, - помочь тем, кому можно помочь, и, во-вторых, обеспечить права и законные интересы граждан.

 
6.  Разработать механизм, способствующий добровольному и выгодному для граждан, общества и государства включению сберегаемых ими рублей и иностранной валюты в легальный экономический оборот.

7.  Формально-юридического определения «денег» до настоящего времени не существует. Однако, когда сам объект управления должным образом не определен и не ограничен строгими юридическими рамками, его государственное регулирование (например, единая государственная денежно-кредитная политика) не может быть эффективным. Необходимо в публично-правовой форме установить юридическое содержание экономического понятия «деньги», «формы денег» как объекта публично-правового регулирования. Требуется уточнить роль и значение денег не только как объекта, но и как средства государственного управления экономикой.

Одновременно следует зафиксировать в правовых нормах содержание, структуру и особенности самой денежно-кредитной системы, также являющейся важнейшим объектом государственного регулирования.

Требуют уточнения положения Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", устанавливающие цели деятельности Банка России. Такой важнейший вопроса как контроль за инфляцией в качестве целей Банка России, в ст. 3 вышеупомянутого Федерального закона вовсе не упоминается. Не раскрываются особенности реализации этой важнейшей цели и в других правовых нормах, устанавливающих функции и полномочия Банка России и Правительства России. Такие пробелы в законодательстве опасны и сами по себе являются угрозой стабильности денежно-кредитной системы страны.

8. Требует разрешения противоречие между явлением, именуемым «денежный мультипликатор», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 29) и ст. 75 Конституции России, в части касающейся формального декларирования в Конституции России и фактической реализации "исключительных" конституционных эмиссионных полномочий Банка России, и в первую очередь, по безналичной эмиссии денег в России. Например, в действующем федеральном банковском законодательстве существование безналичной формы денежной эмиссии даже не упоминается.

9. Требует совершенствования используемый Банком России механизм денежной эмиссии. В этом механизме имеются фундаментальные пробелы, недостатки и противоречия. Денежная эмиссия в современной России зависит исключительно от поступающей в Россию иностранной валюты. Такая практика денежной эмиссии явно неэффективна и даже вредна. Стоит подумать о расширении возможных форм денежной эмиссии в зависимости от конкретной экономической ситуации (например, с использованием прямого кредитования, векселей, земли, произведенных товаров и т.п.), установив порядок их реализации в федеральном законодательстве.

10. Из анализа конституционных норм, регулирующих денежно-кредитные отношения в России, следует, что на территории России денежные расчеты должны осуществляться в рублях Российской Федерации, особенно когда такие расчеты выполняются за товары и услуги, произведенные на ее территории. Поэтому при совершенствовании правового регулирования государственной денежно-кредитной политики было бы точнее вести речь не столько об объемах обязательной продажи резидентами своей валютной выручки государству, сколько о соблюдении Конституции России, провозглашающей российский рубль единственной денежной единицей в Российской Федерации и запрещающей введение и эмиссию других денег в России (ч. 1 ст. 75 Конституции России).

11. Следует подумать о целесообразности в период кризиса использовать Банком России уже предоставленные ему федеральным законодательством возможности прямого кредитования системообразующих организаций, когда их банковское обслуживание в Банке России предусмотрено федеральным законодательством. Например, организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России, включая естественные монополии и иные коммерческие организации общенационального значения, за исключением бюджетных организаций (ст. ст. 48, 86 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Такое кредитование могло бы применяться, как одна из форм безналичной кредитной денежной эмиссии в кризисный и посткризисный период.

12. Необходимо пересмотреть ограничительную позицию Банка России в отношении возможности кредитования банками физических и юридических лиц под залог открытых этими лицами в указанных кредитных организациях депозитов (вкладов). Это приведет к фактическому снижению процентов по кредиту до единиц; обеспечит кредитные организации наиболее ликвидным залогом – собственно денежными средствами, в которых выдается кредит, а не виртуальными ценными бумагами и даже недвижимостью, ликвидность которых несопоставима с ликвидностью денег; будет стимулировать юридических и физических лиц держать свободные денежные средства в кредитных организациях на долгосрочной (инвестиционной) основе на депозитах и вкладах; увеличит инвестиционный потенциал российской банковской системы и т.п.

13. Отсутствует должное правовое регулирование самого порядка защиты и обеспечения устойчивости рубля. Сложившаяся ситуация может создавать предпосылки для возможности различных манипуляций с выбором и использованием критериев, характеризующих устойчивость национальной валюты в корпоративных, политических или экономических интересах отдельных наиболее влиятельных групп населения, а не в интересах всего общества. Такое "корпоративно-групповое влияние" способно порождать возникновение кризисных явлений в общегосударственном масштабе, что и подтвердил кризис денежно-кредитной системы России в 1998 г.

14. Особую актуальность приобретает обеспечение согласованности правовых норм, устанавливающих юридический статус золотовалютных резервов, их виды и цели создания, которые в настоящее время вовсе отсутствуют. Также не урегулированы в действующем законодательстве порядок управления золотовалютными резервами, их структура и источники формирования. Даже Банк России признает, что при учете, обобщении и использовании данных о золотовалютных резервах он руководствуется "определением валовых золотовалютных резервов", которое дано в одном из изданий Руководства по платежному балансу Международного валютного фонда. В связи с этим назрела необходимость установления в федеральном законодательстве всех актуальных вопросов, касающихся золотовалютных резервов, способов их хранения, учета, расходования, а также контроля за законностью и обоснованностью их использования.

15. Нуждаются в уточнении правовые отношения между Банком России и кредитными организациями по поводу корреспондентских счетов и осуществления межбанковских расчетов, с учетом наличия у Банка России с кредитными организациями и их клиентами не только договорных отношений, но и отношений власти и подчинения.

Необходимо дифференцировать бухгалтерский учет и правовой режим денежных средств, хранящихся на корреспондентских счетах кредитных организаций, в том числе и права кредитной организации по их размещению от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.

16. Требуют уточнения и международно-правовые аспекты функционирования денежно-кредитной системы, в том числе значение для России, как суверенного государства, принимаемых некоторыми международными финансовыми организациями решений с рекомендациями по вопросам банковской деятельности (например, решения МБР в Базеле).

Назрела необходимость в учреждении надгосударственных международных институтов, основанных на нормах международного публичного права, на которые можно было бы возложить регулирование международных валютно-финансовых отношений, а также установление действительно международных правовых норм функционирования мировой денежно-кредитной (валютно-финансовой) системы.

Требуется более тщательное правовое регулирование политики в сфере иностранных денежных заимствований и иностранных инвестиций в Россию, с тем, чтобы обеспечить устойчивость страны при внезапной финансовой спекулятивной или иной атаке на национальную валюту России, ее денежно-кредитную систему, например, при одномоментном выводе иностранными спекулянтами средств из России т.п.

17. По сырьевым проблемам, особенно, по транспортировке газа. Необходимо объявить и согласовать с Европейскими государствами, что Газпром гарантирует поставку газа только до границ России, поскольку не может отвечать за политику транзитных государств.
С уважением,
профессор Я.А. Гейвандов
09 января 2009 г.

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации