Сейчас Вы здесь:Главная arrow МОНОГРАФИИ. ДИССЕРТАЦИЯ arrow Я.А.Гейвандов.Воинские учреждения в банковской.... arrow Глава 4. Полевые учреждения Банка России как воинские учреждения

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Глава 4. Полевые учреждения Банка России как воинские учреждения Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Wednesday, 01 April 2009

           Глава 4. Полевые учреждения Банка России как воинские учреждения

           1. Особенности прохождения военной службы в полевых учреждениях Банка России

           Вопрос о правовом регулировании в федеральном законодательстве государственной службы служащих Банка России остается открытым. Этому способствует неопределенность правового положения Банка России как государственного органа, что влечет за собой сложности, связанные с определением статуса его служащих. Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ “Об основах государственной службы в Российской Федерации”[1] под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Нет сомнений, что Председатель Банка России, члены Совета директоров Банка России, а также служащие Банка России обеспечивают исполнение Банком России функций государственного управления в денежно-кредитной и банковской сферах. Вместе с тем в перечень должностей, разделенных Федеральным законом “Об основах государственной службы в Российской Федерации” на категории, не включен ни Председатель Банка России, ни другие служащие Банка России (ст. 1 Федерального закона). Не упоминаются служащие Банка России как государственные служащие и в утвержденном Указом Президента России от 11 января 1995 г. № 33 реестре государственных должностей федеральных государственных служащих[2]. Должность Председателя Банка России как государственная должность Российской Федерации упомянута лишь в сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации “О государственных должностях Российской Федерации” от 11 января 1995 г. № 32[3]. Этот указ принят до вступления в силу Федерального закона “Об основах государственной службы в Российской Федерации” от 31 июля 1995 г. В то же время, полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и в них предусмотрена военная служба. Это порождает некоторые особенности правового положения лиц, проходящих в этих учреждениях военную службу.

Под военной службой понимается особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности. Военную службу в РФ могут проходить только граждане РФ. Граждане РФ, проходящие военную службу, являются военнослужащими, их правовое положение, особенности прохождения военной службы определены федеральным законодательством, а именно: Законом РФ от 11 февраля 1993 г. “О воинской обязанности и военной службы”, Законом РФ от 22 января 1993 г. “О статусе военнослужащих” и другими федеральными законами, а также Положением о порядке прохождения военной службы и воинскими уставами (ст. 35 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе”). Началом военной службы считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части, а окончанием военной службы считается день истечения срока военной службы (ст. 37 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе”).

Действующим законодательством предусмотрено, что военнослужащие проходят военную службу, как правило, на воинских должностях, предусмотренных штатами воинских частей (за исключением случаев, закрепленных в п.5 ст. 41 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе”). Перечни воинских должностей полевых учреждений Банка России разрабатываются Минобороны России по согласованию с Банком России. В них должны быть определены должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом, и должности, которые могут замещаться только на конкурсной основе (п. 2 ст. 41 упомянутого Закона). Единый перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, утверждается Президентом РФ. Так, руководитель Департамента полевых учреждений Банка России, в отличие от руководителей других департаментов, как воинское должностное лицо, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» может быть назначен на должность Указом Президента РФ. В остальном на военнослужащих, проходящих военную службу в полевых учреждениях Банка России, распространяется общий порядок прохождения военной службы, предусмотренный законодательством о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, соответствующими указами Президента Российской Федерации, приказы Министра обороны РФ.

Порядок назначения военнослужащих на воинские должности зависит от того, какое воинское звание предусмотрено штатом для соответствующей воинской должности. Вместе с тем, за годы реформ сложилась неоднозначная ситуация, когда в полевых учреждениях проходили военную службу военнослужащие, имеющие различное правовое положение. Среди них военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, а также военнослужащие, проходящие военную службу в соответствующих воинских формированиях или прикомандированные к полевым учреждениям Банка России (либо к Банку России). Такое разнообразие в комплектовании военнослужащих, проходящих военную службу в полевых учреждениях Банка России, порождало трудности при назначении офицеров и прапорщиков на воинские должности, увольнении с военной службы, переводе к новому месту службы и т.д.

Вышеприведенные противоречия в организации военной службы в полевых учреждениях Банка России были обусловлены противоречивостью нормативно-правового регулирования правоотношений в этой сфере. Например, согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 19 мая 1993 г. “О некоторых мерах, связанных с исполнением “Закона о военной обязанности военной службе”[4] было установлено, что до законодательного определения особенностей порядка прохождения военной службы военнослужащими полевых учреждений Банка России указанные военнослужащие считались проходящими военную службу в соответствии с Законом РФ “О военной обязанности и военной службе” в Вооруженных силах РФ и прикомандировывались Министром обороны РФ соответственно к конкретному полевому учреждению Банка России с назначением в установленном законом порядке на воинские должности (п. 8 Постановления). В тоже время в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 “О мерах по своевременному финансированию государственных органов и сил обеспечения безопасности”[5] было разрешено содержать не более 1300 офицеров полевых учреждений в резерве Министерства обороны РФ. При этом особо определялось, что направление офицеров в полевые учреждения Банка России должно было производиться для банковского обслуживания государственных органов и сил обеспечения безопасности по согласованию с Банком России. Однако, это решение так и не было реализовано. Более того, положение о резерве Министерства обороны также принято не было. Другим Указом Президента РФ от 25 ноября 1996 г. № 1592 “О мерах по обеспечению военного строительства в РФ”[6] предписывалось с 1 февраля 1997 г. упразднить резерв Министерства обороны РФ. Кроме того, Министерству обороны РФ предписывалось до 15 января 1997 г. представить в Совет обороны РФ предложения о дальнейшем использовании военнослужащих, содержащихся в указанном резерве, в т.ч. военнослужащих полевых учреждений, и их прикомандировании к федеральным органам исполнительной власти и организациям (п. 4 Указа).

Согласно ст. 42 Федерального закона “О военной обязанности и военной службе” военнослужащий может проходить военную службу не только на воинских должностях в строго определенных случаях, и в частности, при прикомандировании к органам, организациям и учреждениям, указанным в п. 1 ст. 44 вышеуказанного Федерального закона. В соответствии со ст. 44 Федерального закона “О военной обязанности и военной службе” военнослужащие могут быть прикомандированы к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства.

Порядок прикомандирования военнослужащих, особенности прохождения ими военной службы определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Общая численность прикомандированных военнослужащих и порядок их обеспечения денежным довольствием и другими видами довольствия, а также особенности прикомандирования военнослужащих органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внешней разведки и федеральных органов государственной охраны определяются Президентом Российской Федерации.

Ни к одному из вышеназванных государственных органов Центральный банк России не относится. Так, органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Конституцией России являются Президент России, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации (ст.11 Конституции России). В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Банк России к органам исполнительной власти (правительство, министерства, ведомства, комитеты и т.п.) также не относится. Хотя ни у кого не может вызывать сомнений тот факт, что Банк России является одним из государственных органов, наряду с другими органами государственной власти, осуществляющий функции государственного управления денежно-кредитной сферой РФ. Поэтому Президентом РФ определено, что военнослужащие могут быть прикомандированы не только к органам исполнительной власти, но и к организациям, а, следовательно, и к Банку России в целях обеспечения деятельности полевых учреждений. Вместе с тем решение Президента РФ о прикомандировании военнослужащих полевых учреждений к Банку России также не снимает всех проблем, связанных с определением правового положения этой категории военнослужащих. Подобные ограничения к военнослужащим, прикомандированным к Банку России для банковского обслуживания органов и сил, обеспечивающих безопасность и оборону РФ, вряд ли допустимы, поскольку в полевых учреждениях Банка России предусмотрены совершенно иные должности, связанные с особенностями банковской деятельности (кассиры, бухгалтеры, главные бухгалтеры, ревизоры и т.п.). Кроме того, вряд ли можно признать обоснованным ограничение по сроку прикомандирования, т.к. и этого срока, в принципе, недостаточно для досконального овладения спецификой банковской деятельности в целом и в Вооруженных Силах РФ в частности. Именно в связи с этим в Постановлении Верховного Совета РФ от 19 мая 1993 г. разъяснено, что на военнослужащих полевых учреждений не распространяется действие абзаца первого ч. 1 ст. 43 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе” в части установления срока прикомандирования и должностей прикомандированных.

         Таким образом, к 1998 году назрела необходимость надлежащего правового регулирования вопросов комплектования и прохождения военной службы в полевых учреждениях, тем более, что в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" закреплено, что полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Минобороны России (ст. 86 Федерального закона).     

На Министерство обороны РФ мог бы быть возложен контроль за прохождением службы лицами офицерского состава, прикомандированными к Банку России. Вопросы, связанные непосредственно с назначением на конкретные должности и перемещением прикомандированных по службе, целесообразно передать в ведение руководителя того органа, к которому военнослужащий прикомандирован (за исключением офицеров, занимающих должности, для которых по штату предусмотрены высшие воинские звания). В полевых учреждениях эти вопросы могли бы быть отнесены к компетенции Председателя Банка России или его заместителя. В то же время нельзя исключить возможность перераспределения полномочий между упомянутыми должностными лицами. Так, начальник Департамента полевых учреждений и его заместители, если по штату для этих должностей предусмотрено высшее воинское звание, должны назначаться на соответствующие должности исключительно указами Президента РФ. В отношении иных военнослужащих, прикомандированных к Банку России, при решении вопроса о порядке их назначения на соответствующие должности следует руководствоваться законодательством о воинской обязанности и военной службе.

Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы (ст. 43 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В соответствии с упомянутым положением руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, назначает военнослужащих на следующие воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга: а) командир полка, другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады; б) заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений; в) заместитель (помощник) командующего (командира), начальника рода войск и службы, начальник управления, направления и его заместитель, начальник штаба тыла, начальник отдела военного округа (группы войск, округа Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны), флота (группировки войск и сил), Воздушно-десантных войск, главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации, главного, центрального управления, начальник, заместитель начальника самостоятельного направления (отдела, службы) Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба); г) заместитель начальника штаба, начальник рода войск и службы, начальник отдела кадров корпуса, армии и им равных объединений; д) военный комиссар; е) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно-исследовательской организации; ж) заместитель начальника и его помощник, начальник отдела и службы, начальник и заместитель начальника факультета, начальник кафедры и заместитель начальника кафедры военной академии и военного университета; з) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник кафедры военного института, филиала военной академии и университета, военного училища; и) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба); к) начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования; л) военнослужащий главного, центрального и другого управления Министерства обороны Российской Федерации или Вооруженных Сил Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), непосредственно подчиненного руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а также военнослужащий, непосредственно подчиненный руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на должности не приведенные выше устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Полномочия должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности (за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами) устанавливаются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении. Вышестоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должностным лицам.

Нельзя также оставить без внимания особенность правового положения прикомандированных к иным министерствам, ведомствам и организациям военнослужащих. Эта особенность состоит в том, что Министр обороны РФ в соответствии с определенными Президентом РФ лимитами направляет подчиненных ему военнослужащих для прохождения военной службы в других организациях в подчинение руководителя соответствующей организации. При этом военнослужащие как правило продолжают выполнять функции в интересах обороны и безопасности РФ. Поэтому ни министр обороны РФ, ни руководитель соответствующей организации, к которой прикомандированы военнослужащие, не вправе изменять установленные законом правила прохождения военной службы, в том числе в части, касающейся назначения на воинские должности, перемещения по службе и увольнения с военной службы, которые являются определенными правовыми гарантиями обеспечения прав и законных интересов военнослужащих. В этой связи представляется целесообразным назначение на воинские должности, перемещения и увольнение с воинских должностей военнослужащих, прикомандированных к Банку России до полковника включительно, осуществлять Председателем Банка России или, в крайнем случае до подполковника включительно - первым заместителем Председателя Банка России. В этом случае заложенные в военном законодательстве правовые гарантии назначения на воинские должности будут сохранены.

         Важным является определение порядка подписания контрактов о прохождении военной службы офицерами полевых учреждений. Этот вопрос также длительное время не был урегулирован в действующем законодательстве. Поэтому логичным представляется подписание контрактов о прохождении военной службы военнослужащими, прикомандированными к Банку России с начальником Главного управления кадров Министерства обороны РФ (иных ведомств от которых прикомандированы военнослужащие). При этом согласно закону решение о заключении контракта с гражданином принимается аттестационной комиссией, которая могла бы быть создана в Департамента полевых учреждений для рассмотрения обращений граждан и военнослужащих с просьбой о подписании контрактов на прохождение военной службы в полевых учреждениях Банка России. По результатам рассмотрения соответствующих заявлений начальник Департамента полевых учреждений Банка России мог бы направлять соответствующие представления в Главное управление кадров Минобороны РФ. Что же касается, начальника Департамента полевых учреждений Банка России и его заместителей, то вопрос о заключении контрактов о прохождении военной службы с ними мог бы решаться аттестационной комиссией при Министре обороны РФ по согласованию (представлению) с Председателем Банка России. Основания для отказа в заключении контракта закреплены в ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Важной правовой гарантией прав военнослужащих является правовая норма, закрепленная в действующем законодательстве о том, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для рассмотрения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

Действующим законодательством предусматривается несколько видов контрактов о прохождении военной службы. Так, первый контракт о прохождении военной службы заключается: а) с поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - на три года; б) с поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, - на пять лет; в) с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования, - на время обучения в указанном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит три года или пять лет в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящей статьи. Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться военнослужащим на срок три года, пять лет, десять лет или на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и пять лет военной службы после его окончания. Контракт о прохождении военной службы может заключаться с военнослужащим на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания его на военной службе. С гражданином, состоящим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации), контракт о прохождении военной службы может быть заключен на срок от шести месяцев до одного года. Военнослужащий, проходивший военную службу по контракту и поступивший в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования, а также поступивший в адъюнктуру или военную докторантуру, заключает контракт о прохождении военной службы на время обучения в указанном образовательном учреждении, в адъюнктуре или военной докторантуре и пять лет военной службы после окончания учебы (ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Конкретный порядок заключения контрактов, их особенности, сроки прохождения военной службы закреплены в вышеназванном законе, а также в Положении о прохождении военной службы. Военнослужащие, проходящие службу в полевых учреждениях, должны быть готовы к выполнению своих обязанностей в любых условиях и на любой территории. Поэтому сам факт прикомандирования к Банку России военнослужащего возможен только в том случае, если между военнослужащим и министерством обороны РФ заключен контракт о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных Сил РФ.

         Важное значение имеет закрепленная в Законе “О воинской обязанности и военной службе” норма, ограничивающая срок прохождения военной службы военнослужащим, назначенным на должность командира подразделения, воинской части, соединения в этой должности 5 годами. Кроме того, назначение военнослужащего на вышестоящую воинскую должность не допускается в течение 2 лет с момента его назначения. Как представляется, в положении о полевых учреждениях Банка России необходимо определить особенности и порядок прохождения военной службы военнослужащими, прикомандированными к Банку России.

           Гарантии прав военнослужащих, проходящих военную службу в системе полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации. На военнослужащих, проходящих военную службу в полевых учреждениях Банка России (в том числе прикомандированных к Банку России), и членов их семей распространяются все права и обязанности военнослужащих, установленные в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и других законодательных акта.

Согласно действующему законодательству денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее - оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). Денежные выплаты, получаемые военнослужащим по месту службы, являются его денежным довольствием и на эти выплаты до 1 января 2001 года распространялись закрепленные федеральным законодательством льготы. Так, в течение нескольких лет военнослужащие были освобождены от уплаты подоходного налога с денежного довольствия, денежных вознаграждений, и других выплат, получаемых ими в связи с исполнением обязанностей военной службы. В Инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 “По применению Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” было установлено, что в совокупный годовой доход не включаются суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы. Вместе с тем Госналогслужбой РФ было определено, что с доходов военнослужащих от деятельности, не связанной с исполнением обязанностей военной службы, а также с доходов, полученных помимо денежного довольствия по основаниям и наравне с членами трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, к которым военнослужащие прикомандированы в установленном порядке для несения службы, исчисление налога производится с общей суммы полученного дохода с предоставлением вычетов, предусмотренных законодательством. С других доходов, полученных указанными лицами, не в связанными с несением службы, исчисление налога производилось без вычетов сумм, предусмотренных законодательством. Разъяснения, данные Госналогслужбой РФ, противоречили действующему в то время Закону РФ “О статусе военнослужащих”. Согласно упомянутому закону организации, в которых военнослужащие проходили военную службу, имели право по своему усмотрению устанавливать для них и членов их семей дополнительные льготы (ст. 1 п. 6 Закона РФ “О статусе военнослужащих”). Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием в соответствии со ст.12 п.3 Закона РФ “О статусе военнослужащих” определялся не только Минобороны России, но и другими ведомствами РФ, в которых предусматривается военная служба, в т.ч. Центральным банком РФ.         Кроме выплат, предусмотренных Законом РФ "О статусе военнослужащих", в соответствии с п. 7 ст. 13 упомянутого закона руководителями других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, могли устанавливаться дополнительные выплаты военнослужащим. Учитывая, что какое-либо ограничение военнослужащих и членов их семей в правах, предусмотренных ранее действовавшим и действующим законом "О статусе военнослужащих" не допускается, должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих и членов их семей, несут за это ответственность. Видимо в связи с этим в июле 1999 года положения упомянутого выше разъяснения Госналогслужбы России были приведены в соответствие с федеральным законодательством и изложены в новой редакции. Однако с 1 января 2001 г. военнослужащие в соответствии с Налоговым Кодексом РФ утратили свое право не платить подоходный налог. Но от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц военнослужащие по-прежнему освобождены.

Привлечение военнослужащих полевых учреждений Банка России к ответственности за допущенные правонарушения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О статусе военнослужащих”. Согласно ст. 28 упомянутого закона военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих. За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность. За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[7].

При этом, например, за нарушения порядка ношения военной формы одежды, порядка прохождения военной службы и за другие воинские правонарушения военнослужащие могут привлекаться к ответственности в соответствии и в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. За нарушения, связанные с порядком осуществления банковской деятельности военнослужащие полевых учреждений Банка России могут привлекаться к ответственности только соответствующими должностными лицами Банка России, с учетом положений вышеупомянутого закона.


           2. Полевые учреждения Банка России и органы военного управления.

           На современном этапе реформирования Вооруженных Сил РФ в условиях реального бюджетного дефицита огромное значение приобретает доведение выделенных на национальную оборону бюджетных средств до конкретной воинской части и конкретного военнослужащего. Эффективность банковских операций при финансировании Вооруженных Сил РФ в связи с этим приобретает особую актуальность. Неслучайно в связи с этим Президентом РФ принимаются соответствующие решения организационно-правового характера. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 “ О мерах по своевременному финансированию государственных органов и сил обеспечения безопасности”[8] определено, что банковское обслуживание Вооруженных Сил РФ, Пограничных войск РФ, внутренних войск МВД РФ, войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Железнодорожных войск РФ и Войск гражданской обороны РФ производится полевыми учреждениями РФ, расчетно-кассовыми центрами РФ, а на тех территориях, где они отсутствуют, - учреждениями Сберегательного банка РФ. При этом заинтересованным министерствам и ведомствам предписано в месячный срок закрыть все бюджетные и расчетные счета в банках и других кредитных организациях, остатки денежных средств перевести на счета в полевых учреждениях, расчетно-кассовых центрах Банка России, а на территориях, где они отсутствуют, - в учреждениях Сбербанка РФ (п.2 Указа). Указом Президента РФ от 25 ноября 1996 г. № 1592 “О мерах по обеспечению военного строительства в РФ” действие положений Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 распространено на все государственные органы и силы обеспечения безопасности государства (п. 2). Круг органов и сил, обеспечивающих безопасность РФ, определен в Законе РФ от 5 марта 1992 г. “ О безопасности”. Таким образом, основная масса банковских счетов органов и организаций, обеспечивающих оборону и безопасность РФ, обслуживается учреждениями Банка России, причем, как правило, его полевыми учреждениями. Такое решение вопроса банковского обслуживания Вооруженных Сил РФ является надежной организационно-правовой гарантией, позволяющей избежать возможные потери бюджетных средств, выделенных на национальную оборону и безопасность, в результате возникновения финансовых трудностей у коммерческих банков.

           Особенность полевых учреждений состоит в том, что будучи включенными в единую систему Банка России (ст. 83 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России) они, одновременно, являются воинскими учреждениями. Этот факт, безусловно, положительно сказывается на их работе с подразделениями Вооруженных Сил РФ и является основой для постоянного взаимодействия между ними. Ряд вопросов полевые учреждения Банка России решают и проводят в жизнь в тесном контакте с органами военного управления: мероприятия по контролю за обеспечением сохранности полученных в полевых учреждениях денежных средств при доставке в воинские части, составлению графиков обслуживания воинских частей, планированию денежных средств и т.п.[9] Следовательно, осуществляя банковскую деятельность в Вооруженных Силах РФ, в сфере обеспечения обороны и безопасности РФ, полевые учреждения обязаны тесно взаимодействовать с органами военного управления, при этом оставаясь полностью независимыми, в части касающейся осуществления ими банковской деятельности. Правовой основой такого взаимодействия являются: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. “О Центральном банке РФ (Банке России)” в редакции от 26 апреля 1995 г.[10], Федеральный закон от 31 мая 1996 г. “Об обороне”[11], Указы Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 “О мерах по своевременному финансированию государственных органов и сил обеспечения безопасности” и от 25 ноября 1996 г. № 1592 “О мерах по обеспечению военного строительства в РФ”, а также другие федеральные законы и нормативные акты, регулирующие вопросы военной службы, статуса военнослужащих, национальной обороны и т.п. Именно эти правовые акты влияют на определение круга лиц и круга вопросов, по которым может и должно осуществляться взаимодействие между полевыми учреждениями Банка России и органами военного управления.

           Некоторые вопросы деятельности полевых учреждений Банка России в настоящее время находятся в совместном ведении Банка России и органов военного управления. В связи с этим неизбежно возникает вопрос с каким именно органом военного управления должны взаимодействовать Банк России и его полевые учреждения в процессе формирования, организации деятельности полевых учреждений, а также организации прохождения в них военной службы? Дело в том, что на полевые учреждения в настоящее время возложена обязанность банковского обслуживания всех органов и организаций, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. Каждый из этих государственных органов имеет собственные финансовые службы и иные органы военного управления. Безусловно, объективная необходимость взаимодействия Банка России и его полевых учреждений с соответствующими государственными органами и иными организациями не вызывает сомнений. Однако, как представляется, в соответствующем нормативном акте должен быть определен единый государственный орган, планирующий и координирующий вопросы, связанные с управлением в сфере национальной обороны и безопасности Российской Федерации, между органами и силами, в которых предусмотрена военная служба. Таким органом, мог бы стать Генеральный Штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.  Так, в процессе управления полевыми учреждениями Банка России полномочия по организации деятельности полевых учреждений (обеспечение необходимыми помещениями, охраной, пожарной и иной охранной аппаратурой); по контролю за соблюдением организациями Минобороны России установленных лимитов хранения наличных денег в кассах; по разработке нормативных документов, не относящихся к исключительной компетенции Банка России, но связанных с деятельностью полевых учреждений Банка России; по подготовке и внесению предложений по развертыванию сети полевых учреждений Банка России находятся в совместном ведении Департамента полевых учреждений Банка России и соответствующих органов военного управления, в т.ч. Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны России. Кроме того, к совместному ведению указанных органов относится организация подготовки военных кадров для полевых учреждений, разработка мер по своевременному обеспечению войск и сил флота денежной наличностью, поддержание на необходимом уровне боевой и мобилизационной готовности полевых учреждений. предполагается учесть вышеуказанные обстоятельства. При этом, необходимо учитывать, что взаимодействие между органами военного управления и полевыми учреждениями Банка России может осуществляться по следующим основным направлениям:

           а) в процессе разработки Министерством обороны РФ предложений по расходам на оборону, порядку расходования выделенных министерству обороны РФ средств;

           б) при финансировании расходов на оборону и безопасность;

           в) по обеспечению мобилизационной готовности;

           г) по разработке предложений по численности полевых учреждений и численности военнослужащих полевых учреждений (с Генеральным Штабом), прохождении ими военной службы;

           д) по разработке Плана применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационного плана РФ, в части, касающейся полевых учреждений (с Генеральным Штабом);

         е) по вопросам оперативной и мобилизационной подготовки полевых учреждений, их боевой и мобилизационной готовности и организации обороны страны. Под обороной РФ понимается система политических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ, являющиеся государственной военной организацией, составляющей основы обороны РФ. С объявлением общей или частичной мобилизации осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в том числе полевых учреждений Банка России на организацию и состав, предусмотренные для военного времени. Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется федеральным законом. При этом под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс  мероприятий,  проводимых  в  мирное время,  по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации  и  экономики  муниципальных  образований,  подготовке  органов государственной власти,  органов местного самоуправления  и  организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации,  других войск,  воинских формирований,  органов и создаваемых на военное время  в  соответствии  с Федеральным   законом  "Об  обороне"  специальных  формирований  (далее -специальные   формирования)   к   обеспечению   защиты   государства   от вооруженного  нападения  и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время (ст. 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. “О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ”[12]).

           ж) по вопросам соблюдения воинской дисциплины, установленного порядка несения военной службы и т.п.

           з) по вопросам создания, дислокации, оборудования и охраны полевых учреждений Банка России;

           е) по вопросам обеспечения государственной тайны, а также по иным направлениям, не связанным непосредственно с осуществлением банковской деятельности.

           Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами. Помимо Вооруженных Сил РФ к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, органы пограничной службы РФ, федеральные службы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования (ст. 1, ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. “Об обороне”). Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода Вооруженных Сил РФ (ст. 11 Федерального закона “Об обороне”).

           Система органов и сил, обеспечивающих безопасность РФ, также состоящих на банковском обслуживании в полевых учреждениях Банка России, определена в Законе РФ от 5 марта 1992 г. “О безопасности”. Поэтому в настоящей работе под органами военного управления понимаются не только соответствующие органы Вооруженных Сил РФ, но и иные органы, выполняющие задачи в сфере обеспечения обороны и безопасности страны.

           Управление войсками РФ осуществляется Министром обороны РФ (Вооруженные Силы РФ), Министром внутренних дел РФ и Главнокомандующим внутренними войсками РФ, Главнокомандующим пограничными войсками РФ и руководителями других упомянутых выше войск, через соответствующие министерства и ведомства. Основным органом оперативного управления Вооруженными силами РФ является Генеральный Штаб РФ. Органами военного управления являются также главнокомандующие видами Вооруженных сил РФ, начальники главных (центральных) управлений Министерства обороны РФ и Генерального штаба РФ, командующие округами (флотами), объединениями (флотилиями), группами войск за рубежом, командиры соединений, воинских частей. С упомянутыми органами полевые учреждения Банка России как воинские учреждения осуществляют постоянное взаимодействие. В зависимости от уровня органа военного управления взаимодействие с ним осуществляется соответствующим руководителем Банка России или полевого учреждения Банка России. Так, Председателем Банка России (его первым заместителем) осуществляется взаимодействие с Министром обороны РФ и начальником Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ. Начальник Департамента полевых учреждений в вопросах, не связанных с банковской деятельностью подчиняется Министру обороны РФ и осуществляет взаимодействие с подразделениями Министерства обороны РФ и Генерального штаба РФ. Например, такое взаимодействие осуществляется между вышеупомянутыми органами и должностными лицами в процессе подготовки и согласования Положения о полевых учреждениях Центрального банка РФ, которое, как это предусмотрено в Федеральном законе “О Центральном банке РФ (Банке России)”, должно быть утверждено совместным решением Банка России и Министерства обороны РФ (ст. 86 Федерального закона). Кроме того, тесное взаимодействие между руководством Банка России, Департамента полевых учреждений Банка России и Генеральным Штабом РФ осуществляется в процессе создания, развертывания, организации работы, передислокации и ликвидации полевых учреждений на территории РФ и за ее пределами. Так, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 “ О мерах по своевременному финансированию государственных органов и сил обеспечения безопасности” Генеральному Штабу Вооруженных Сил РФ и Центральному банку РФ предписано совместно принять меры по созданию дополнительных полевых учреждений Банка России, необходимых для банковского обслуживания государственных органов и сил обеспечения безопасности. Кроме того, взаимодействие между полевыми учреждениями Банка России осуществляется в процессе реализации положений, закрепленных в п. 4 Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726, предписывающих министерствам и ведомствам, органы и силы которых состоят на банковском обслуживании в полевых учреждениях Банка России, обеспечить полевые учреждения охраной и связью. Активная совместная работа между Министерством обороны РФ, Генеральным Штабом РФ и Банком России ведется в сфере подготовки, обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ кадров и укомплектования воинских должностей полевых учреждений Банка России. Как следует из содержания упомянутых выше законодательных актов и указов Президента РФ военнослужащие полевых учреждений проходят военную службу в общем порядке, предусмотренном законом путем их прикомандирования к Банку России.

           Руководители контор, отделов, и отделений осуществляют взаимодействие с командирами тех воинских формирований, банковское обслуживание которых они осуществляют. Основными формами взаимодействия являются: личные встречи, доклады о состоянии дел, обмен информацией по вопросам денежно-кредитной и финансовой политики в Вооруженных Силах РФ и других войсках, участие руководителей полевых учреждений в заседаниях коллегий соответствующих министерств и ведомств, военных советов и служебных совещаниях. Большое значение в этой связи имеет взаимодействие с штабами и службами воинских формирований через соответствующих должностных лиц. Велико значение организации четкого взаимодействия полевых учреждений Банка России с финансовыми органами воинских формирований, например, с Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ и подчиненными ему подразделениями. Более того, органы военного управления (командиры воинских формирований, при которых действуют полевые учреждения, начальники гарнизонов) несут ответственность за организацию охраны полевых учреждений и обеспечение их безопасности наравне с  начальниками полевых учреждений.

           Важное значение имеет ст. 26 Федерального закона “Об обороне”, закрепившая положение о том, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Министерству обороны РФ, другим федеральным органам власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны. Следовательно, финансирование обороны из каких-либо иных источников недопустимо. При этом финансирование расходов на оборону осуществляется, как правило, через полевые учреждения Банка России, а контроль за исполнением федерального бюджета в части расходов на оборону осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Так, в соответствии с п. 6, 7 Указа Президента РФ “О мерах по своевременному финансированию государственных органов и сил обеспечения безопасности” персональная ответственность за целевое использование денежных средств, выделенных из федерального бюджета, возложена на руководителей соответствующих государственных органов обеспечения безопасности. При этом обеспечение контроля за целевым использованием денежных средств, выделенных из федерального бюджета государственным органам и силам обеспечения безопасности, возложено на Министерство финансов РФ. Однако и в направлении усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств имеются значительные резервы. Так, в Федеральном законе нет прямого указания на осуществление учреждениями Банка России функций банковского контроля за своими клиентами. Несмотря на это, представляется важным обеспечить согласованность действий полевых учреждений Банка России и органов военного управления и, в частности, военных финансовых органов по обеспечению государственного контроля за целевым расходованием денежных средств, контроля за соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций в РФ, соблюдением действующего порядка открытия и ведения банковских счетов, осуществления наличных и безналичных расчетов в процессе деятельности войск. Основная цель такого взаимодействия - обеспечение законности денежно-кредитных и финансово-экономических отношений в Вооруженных Силах РФ и других войсках.

         Принцип законности является одним из основополагающих принципов организации и деятельности Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований. Некоторое время после 1991 года в Министерстве обороны РФ действовал арбитраж Министерства обороны РФ созданный в период существования СССР. В полевые учреждения Банка России поступали инкассовые поручения о бесспорном списании денежных средств с клиентов, в обоснование которых прилагались решения арбитража Министерства обороны Российской Федерации. Вместе с тем согласно Постановлению Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 года № 1544-1 “О введении в действие Закона РСФСР “ Об арбитражном суде” с 1 октября 1991 года на территории РСФСР упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и организациях. Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации определено, что дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами (организациями) подведомственны только арбитражному суду (ст. 22), а статья 338 ГПК РФ дает исчерпывающий перечень решений, обязательных для исполнения, и в нем отсутствуют решения ведомственных арбитражей. Существование и деятельность арбитражного суда Министерства обороны РФ противоречит действующему законодательству. Учитывая, что по инкассовым поручениям могут списываться значительные суммы бюджетных денег, существовала реальная возможность причинения ущерба интересам обороны и безопасности. Поэтому указанные вопросы также должны быть предметом совместного обсуждения и согласования между органами военного управления и полевыми учреждениями Банка России. Так, о незаконности решений арбитражного суда Министерства обороны РФ о списании денежных средств с банковских счетов воинских частей и невозможности их исполнения полевыми учреждениями Банка России были проинформированы соответствующие органы военного управления и Главная военная прокуратура. Кроме того, было обращено внимание органов военного управления, что, если по мнению Министерства обороны РФ необходим ведомственный судебный орган для решения хозяйственных споров, то действующее законодательство позволяет создавать постоянно действующие третейские суды при органах и учреждениях (“Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров”, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.). Но процесс создания и функционирования таких судов должен соответствовать условиям, установленным законодательством (в частности, требуется согласование с Верховным Судом РФ). В результате Приказом Министра обороны РФ от 2 июля 1997 г. № 265 создан постоянно действующий третейский суд Министерства обороны РФ и утверждено соответствующее Положение.

           В процессе обеспечения законности в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях полевые учреждения могут взаимодействовать с органами военного командования как с органами дознания в процессе осуществления ими действий по раскрытию и расследованию преступлений в финансово-кредитной сфере. Однако анализ этот вопрос находится за рамками настоящей работы и требует особого рассмотрения.

           Таким образом, организация надежного и эффективного взаимодействия полевых учреждений Банка России и органов военного управления, надлежащее правовое регулирование этого вопроса в действующем законодательстве и нормативных актах имеет важное значение для обеспечения своевременного финансирования органов и сил ,обеспечивающих оборону и безопасность РФ.

                                                  *   *   *

           Значение права и юридической науки в укреплении банковской системы РФ и повышении эффективности банковской деятельности на современном этапе трудно переоценить. Еще большее значение роль правовых норм приобретает в той сфере банковской деятельности, которая осуществляется в интересах обеспечения обороны и безопасности РФ. Здесь необходимо скрупулезное совершенствование правового регулирования всего механизма финансирования лиц, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации, в том числе и механизма банковского обслуживания указанных лиц. Приоритет в вопросе банковского обслуживания органов и сил, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации, должен быть отдан созданию надежных гарантий соблюдения государственных интересов в процессе доведения бюджетных средств до конкретных юридических и физических лиц, обеспечивающих безопасность РФ. Такими гарантиями, как представляется, являются: должное правовое регулирование осуществления банковской деятельности в сфере обеспечения обороны и безопасности РФ, осуществление банковского обслуживания соответствующих органов через систему Банка России как государственного банка РФ, а также высокая профессиональная, в том числе юридическая, подготовка сотрудников Банка России.



[1] Российская газета от 3 августа 1995 г.

[2] Указ Президента Российской Федерации “О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих” // Российская газета от 25 января 1995 г.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 3. - Ст. 173.

[4] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 24. - ст. 859.

[5] Российская газета от 25 мая 1996 г.

[6] Российская газета от 5 декабря 1996 г.

[7] Российская газета от 2 июня 1998 г.; Российская газета от 21 июля 1999 г.

[8] Российская газета от 25 мая 1996 г.

[9] Валютное и кредитное обеспечение Вооруженных Сил. Учебник /Под ред. профессора Г.М. Кирисюка. - М.: Воениздат, 1993. - С. 30.

[10] Российская газета от 4 мая 1995 г.

[11] Российская газета от 6 июня 1996 г.

[12] Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9. - ст. 1014.

 

 
< Пред.

Свежие публикации