2. Создание единой денежно-кредитной системы СНГ (политико-правовые декларации и реальность) |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Wednesday, 04 March 2009 | |
Глава 2. Создание единой денежно-кредитной системы Содружества Независимых Государств (политико-правовые декларации и реальность) Практически сразу после распада СССР и создания СНГ многие бывшие союзные республики выражали намерение остаться в единой денежно-кредитной системе, основанной на сохранении рубля в качестве единственного платежного средства на своих территориях. В связи с такими намерениями между Россией и некоторыми государствами было подписано множество двусторонних и многосторонних договоров, касающихся сотрудничества в денежно-кредитной сфере, на основе сохранения рубля в качестве единой валюты. Как показывает анализ многочисленных договоров и соглашений, касающихся межгосударственного сотрудничества России со странами СНГ в денежно-кредитной сфере, и реального состояния такого сотрудничества, подписанные документы так и не привели к созданию в рамках СНГ декларируемой единой денежной, валютной или финансовой системы. Наоборот, несмотря на подписанные международно-правовые акты и вопреки их содержанию, произошло фактическое и юридическое размежевание стран СНГ в денежно-кредитной сфере. Провозглашенные в договорах идеи и намерения использовать рубль в качестве единого платежного средства остались невыполненными. Речь идет о таком большом количестве многосторонних и двусторонних договоров, что одно их перечисление заняло бы непозволительно большой объем данной работы[1]. В реальности значительная часть международных договоров и обязательств использовалась не столько для достижения взаимных интересов и создания единой денежно-кредитной системы на постсоветском пространстве, сколько для обеспечения наиболее безболезненного перехода некоторых государств к собственным национальным валютам и собственному денежно-кредитному регулированию. При этом национальные интересы самой России, видимо, особенно во внимание не принимались. Очевидно, именно в связи с этим двусторонние и многосторонние соглашения, касающиеся создания единой денежно-кредитной системы на постсоветском пространстве, действовали вплоть до 1 декабря Между тем опыт правового, политического и экономического взаимодействия России с другими государствами по поводу сближения или создания единой денежно-кредитной системы необходимо изучать и учитывать, чтобы не повторять прошлых ошибок в будущем. Так, 15 мая В соответствии с продекларированным в Соглашении от 15 мая Как отмечается в упомянутом Постановлении Правительства России, основной его целью было упорядочение платежно-расчетных и денежно-кредитных отношений России с государствами рублевой зоны, стабилизация денежного обращения на основе использования рубля и обеспечение условий для введения его конвертируемости. Так, на Государственный комитет Российской Федерации по экономическому сотрудничеству с государствами - членами Содружества было возложено осуществление координации действий министерств и ведомств России при подготовке проектов соглашений с государствами, сохраняющими рубль в качестве законного платежного средства, выработке механизма дальнейшего функционирования единой денежной системы и соответствующих методов проведения согласованной денежно-кредитной политики. Кроме того, Госкомитету России по экономическому сотрудничеству с государствами - членами Содружества предстояло разработать предложения по совершенствованию платежно-расчетного механизма в отношениях с государствами - членами Содружества, в частности порядка валютных операций и расчетов с участием физических и юридических лиц — резидентов соответствующих государств. Однако до сих пор, непонятно почему, подобное поручение было дано не Банку России и не Минфину России, а государственному органу, не имеющему какого-либо опыта и серьезных полномочий в сфере денежно-кредитного регулирования. Постановлением Правительства России от 3 сентября о взаимных обязательствах и платежно-расчетных отношениях Российской Федерации с государствами, принявшими на себя обязательства по участию в рублевой зоне; о взаимных обязательствах и платежно-расчетных отношениях Российской Федерации с государствами, вводящими национальную валюту. Однако результативность от применения вышеназванного Соглашения СНГ от 15 мая Так называемое техническое подкрепление наличной и безналичной российской национальной валютой нельзя назвать даже полноценным государственным кредитом, поскольку его применение не ограничивалось определенным сроком, не сопровождалось надлежащим обеспечением и не обусловливалось уплатой должником процентов или какими-либо иными условиями политического, экономического или социального характера. Причем такая политика осуществлялась в период, когда даже благополучные страны и международные финансовые институты, предоставляя финансовые ресурсы самой России, не допускали той благотворительности, которую позволяли себе государственные органы России. Предоставление Россией беспроцентного, бессрочного и необеспеченного «технического» или какого-либо иного «подкрепления» другому государству в виде собственной национальной валюты можно было бы увязать с условиями политического, социального и иного характера, в которых была заинтересована Россия, и зафиксировать их в совместных политических соглашениях. Кстати, именно так поступали с Россией другие государства и международные организации. Однако в тот период органами государственной власти России этого сделано не было. Таким образом, принятие и реализация вышеупомянутых договоров (соглашений) и нормативных правовых актов способствовали тому, что в России на государственном уровне активно применялась практика не столько кредитования, сколько прямого вывоза наличной национальной валюты, в ставшие суверенными государствами республики бывшего СССР. Причем такая политика проводилась в период, когда в самой России происходила гиперинфляция, резко снизилась устойчивость и курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам, не хватало продуктов, существенно повысились цены на товары и услуги. О том, как был организован процесс вывоза национальной валюты, можно судить из содержания Указания ГТК РФ от 7 октября Остается только догадываться, с какой скоростью все это «наличное денежное подкрепление» российскими рублями суверенных государств вновь возвращалось из этих республик на товарные и валютные рынки России, способствуя снижению курса ее национальной валюты, подстегивая растущую инфляцию, а в конечном итоге усугубляя кризисные экономические явления 90-х гг. прошлого века. Дальнейшее развитие вышеуказанная практика получила после подписания в Бишкеке Соглашения о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства, от 9 октября В соответствии с этим Соглашением государства-участники подтвердили стремление поддерживать и развивать сложившиеся экономические связи в интересах своих народов на взаимовыгодной и равноправной основе, стремясь к стабилизации денежного обращения и защите экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов от инфляции. Для этого они объявили, что на их территориях единым законным платежным средством является рубль, а всякие ограничения на обращение рубля не допускаются. Бросается в глаза, что в тексте Соглашения применительно к рублю не упоминается его принадлежность к России. Используются такие фразеологические обороты, которые обезличивают идентификацию рубля именно как национальной валюты России. Помимо этого, не исключалось, что на территории государств-участников, наряду с рублем, законным платежным средством в наличном обороте могут быть «признаны другие аналоги денег (купоны, расчетные билеты и т. п.), эмиссия которых должна производиться в пределах общей суммы рублевой эмиссии в соответствии со ст. 7 Соглашения». Таким образом, когда речь шла о России, российский рубль становился валютой «для всех», но, когда речь шла о других государствах-участниках, каждое из них сохранило за собой право параллельно вводить собственную валюту на своей территории, скромно именуя ее «другим аналогом денег». Государства-участники Соглашения от 9 октября Признав необходимость создания Межгосударственного банка как первоочередной задачи осуществления взаимных межгосударственных расчетов, государства — участники Соглашения пошли еще дальше. Они установили буквально следующее правовое положение: «До образования Межгосударственного банка Стороны делегируют Центральному банку Российской Федерации право осуществлять эмиссию наличных денег и регулировать кредитную эмиссию, объемы которой определяются Межбанковским координационным Советом национальных (центральных) банков государств рублевой зоны. Российская Федерация берет на себя обязательство по удовлетворению потребности в налично-денежных средствах национальных (центральных) банков Сторон. Стороны будут оказывать своим национальным (центральным) банкам всемерное содействие в осуществлении единой денежно-кредитной политики» (ст. 6 Соглашения). Очевидно, что избранный в рассматриваемом Соглашении подход явно противоречил национальным интересам России с точки зрения ее экономики и национального законодательства. На момент принятия Соглашения действовала Конституция (Основной закон) Российской Федерации от 12 апреля В соглашении государства-участники признали необходимым достижение свободной конвертируемости рубля и в этих целях согласились координировать свою деятельность, осуществлять взаимодействие с международными финансовыми и банковскими институтами. Кроме того, было решено применять курс рубля, устанавливаемый Банком России, на территориях государств-участников в порядке, определяемом их национальными (центральными) банками. Таким образом, и в этом вопросе Россия оказалась в наименее выгодном положении. С момента подписания Соглашения от 9 октября Таким образом, даже фрагментарный анализ свидетельствует, что Соглашение от 9 октября В Декларации глав государств — участников СНГ от 14 мая В Постановлении от 30 июня Банку России было рекомендовано оформить задолженность в пределах указанной суммы государственного внутреннего долга на срок до Между тем согласно ст. 1 действовавшего в то время Закона РФ от 13 ноября Таким образом, нуждаясь в свободных денежных средствах, в том числе для погашения долгов по утраченным вкладам населения в Сбербанке России, государство за счет увеличения внутреннего долга Российской Федерации кредитовало некоторые суверенные государства Содружества в рамках так и не созданной единой денежно-кредитной системы СНГ. Как показали последующие годы, экономическая, политическая или какая-то иная отдача от такого рода расходов для России оказалась крайне незначительной, если не сказать негативной. Ограничив возможности предоставления платежных (технических) кредитов правительствам и центральным банкам государств СНГ, Верховный Совет в Постановлении от 30 июня 7 сентября Вопреки логике объединения государства-участники согласились, что первым шагом к созданию рублевой зоны нового типа станет обеспечение стабильности функционирования существующих денежных систем Сторон с использованием в наличном обращении их денежных единиц, т. е. фактически произошло разъединение. При этом государства-участники Соглашения от 7 сентября Кроме того, предполагался переходный период, в течение которого государства-участники при необходимости могли вводить собственные денежные знаки, а денежно-кредитные отношения Сторон основывались на взаимном признании функционирующих денежных знаков. Государства-участники согласились, что в тех из них, где денежные билеты Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. не изъяты из обращения, эти денежные билеты могут использоваться в качестве законного платежного средства на их территориях. В случае необходимости для какого-либо из государств-участников ввести в обращение собственные денежные знаки в качестве временной меры это государство принимает согласованные с другими Сторонами решения, направленные на недопущение вывоза денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. со своей территории на территорию государств, где эти денежные билеты продолжают использоваться в качестве законного платежного средства. Механизм поддержания устойчивости обменных курсов денежных единиц государств — участников Соглашения от 7 сентября Государства-участники договорились, что в качестве основных показателей денежно-кредитной политики они будут согласовывать: объем денежной массы на территории государств — участников Соглашения; размеры дефицитов консолидированных бюджетов; показатели регулирования деятельности коммерческих банков; процентные ставки по кредитам, а в двусторонние соглашения с Российской Федерацией могут включаться и другие показатели. Кроме того, было решено проводить единую политику в отношении валют третьих стран. Что касается расчетов и платежей юридических и физических лиц государств-участников, то в Соглашении решено, что они осуществляются в установленном порядке через систему корреспондентских счетов коммерческих и центральных (национальных) банков. Несмотря на то, что создание рублевой зоны нового типа было лишь провозглашено, а ее реализация сдвинута на неопределенный срок, новое Соглашение по-прежнему сохраняло различные формы использования российской национальной валюты между различными государствами-участниками. Так, для обеспечения в переходный период взаимных расчетов по неторговым операциям Стороны приняли на себя обязательство продавать друг другу национальные денежные знаки, в том числе денежные билеты Банка России образца Дальнейшее размежевание государств СНГ вместо создания единой денежно-кредитной системы или сотрудничества в сфере денежно-кредитного регулирования проявилось в международных правовых документах, принятых ими позднее. 24 сентября Экономический союз должен был создаваться путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через: межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз. Применительно к каждой форме интеграции был предусмотрен комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны были быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями. Для настоящей работы представляют интерес международно-правовые аспекты интеграции денежно-кредитной сферы стран СНГ, участвующих в Экономическом союзе. Государства-участники взяли на себя обязательства содействовать созданию совместных предприятий, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций; координировать свою инвестиционную политику, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов в областях, представляющих взаимный интерес (ст. 12, 13 Договора). Применительно к сфере денежно-кредитных, финансовых и валютных отношений страны-участницы Экономического союза больше не упоминают о намерении создать единую денежно-кредитную систему, основанную на рубле как едином платежном средстве или на какой-либо иной валюте. Они выразили намерение лишь согласовывать «политику в области денежно-кредитных, валютных и финансовых отношений». На этапе функционирования межгосударственной ассоциации свободной торговли государства-участники согласились использовать в своих валютно-кредитных и финансовых отношениях: «мультивалютную систему, охватывающую национальные валюты, функционирующие в отдельных государствах, и систему, основанную на рубле Российской Федерации» (ст. 14, 15 Договора). Какое содержание при этом вкладывается в вышеприведенную формулировку, остается только догадываться, так как в самом Договоре оно не раскрывается. Но в Договоре отмечается, что на этапе формирования валютного союза будет обеспечиваться «переход во взаимных расчетах к моновалютной системе, основанной на общей (резервной) валюте, в основе которой лежат наиболее употребляемые и стабильные валюты Договаривающихся Сторон», т. е. рубль в качестве валюты уже вовсе не упоминается. Наоборот, в Договоре отмечалось, что формирование валютно-денежной системы будет базироваться на использовании национальных валют и будет осуществляться поэтапно через создание платежного союза, основанного на принципах: взаимного признания национальных валют и осуществления их официальных котировок; осуществления платежей в национальных валютах с использованием многостороннего клиринга через Межгосударственный банк и другие расчетные центры; введения механизма согласованного взаимного кредитования дефицитов платежных балансов; достижения взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям. По мере углубления интеграционных процессов согласно Договору от 24 сентября применение плавающих курсов валют и согласование пределов их взаимных колебаний; введение банковского механизма поддержания курсов валют; достижение полной конвертируемости национальных валют (ст. 16 Договора). Фактически налицо валютное размежевание стран СНГ, но Договор о создании Экономического союза по-прежнему сохранял возможность использовать в межгосударственных отношениях двусторонние соглашения России и государств СНГ, заключивших Соглашение о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа или присоединившихся к нему (ст. 17 Договора). Итак, по прошествии более 10 лет, можно с сожалением констатировать, что ни единая денежно-кредитная система, основанная на единой валюте, российской или какой-либо иной, ни валютный союз на постсоветском пространстве так и не были созданы. Единственным реальным воплощением соглашений и договоров десятилетней давности, касающихся объединения денежных систем и введения рублевой зоны в некоторых странах СНГ, стало учреждение Межгосударственного банка и создание Платежного союза. Помимо СНГ на постсоветском пространстве созданы и другие межгосударственные союзы и международные организации, также лишь декларирующие сотрудничество в денежно-кредитной сфере и создание платежных союзов. Например, в ст. 49 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля В соответствии с Договором от 26 февраля К числу основных целей формирования Единого экономического пространства Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве относит проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики. Государства-участники Договора от 26 февраля Принято решение о регулярном обмене информацией между центральными (национальными) банками, включая информацию по текущим и капитальным операциям платежного баланса. В дальнейшем государства-участники намерены разработать отдельное Соглашение о применении общей системы валютного надзора (ст. 3, 17 Договора от 26 февраля Государственное регулирование экономики по соглашению государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве предполагалось направить на проведение институциональных преобразований, эффективное управление собственностью, регулирование отношений различных отраслей экономики с банковским сектором, создание новых механизмов привлечения финансовых средств, упорядочение межгосударственных расчетов. Реализуя соглашения по взаимной конвертируемости национальных валют, каждое из государств-участников обязалось продолжать последовательную либерализацию валютной политики, а именно: отменить ограничения на использование валюты других государств по текущим операциям; ввести единый обменный курс национальной валюты по текущим операциям платежного баланса; способствовать допуску банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки; отменить ограничения на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками. Кроме того, Стороны высказались за присоединение к 8-й статье Устава Международного валютного фонда. В целях реализации мер по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем и по завершению этих мероприятий должны быть подписаны соответствующие протоколы (ст. 31, 46 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве). В Договоре между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта Необходимо упомянуть и о ЕврАзЭС — международной организации, именуемой Евразийским экономическим сообществом, созданным некоторыми государствами бывшего СССР[14] в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества, подписанным в Астане 10 октября В Преамбуле Договора от 10 октября ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями Договора от 10 октября Интеграцией государств-участников (включая денежно-кредитную сферу) призван заниматься Интеграционный Комитет – постоянно действующий исполнительный орган ЕврАзЭС. Интеграционный Комитет обеспечивает реализацию решений Межгосударственного Совета, программ интеграции, договоров и соглашений, действующих между Сторонами, а также учреждает соответствующие межгосударственные комиссии и комитеты, привлекает независимых экспертов в различных областях экономики, права, управления и в иных сферах интеграции (ст. 19 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября Итак, результаты даже фрагментарного анализа международно-правовых актов, призванных способствовать сближению денежно-кредитных систем государств, существующих на постсоветском пространстве, позволяют сформулировать некоторые выводы. На начальном этапе участие России в интеграционном процессе, основанном на использовании единой валюты – российского рубля, скорее всего, было обусловлено желанием сохранить экономическое единство и политическое союзничество между суверенными государствами на постсоветском пространстве. Однако добиться этого не удалось. Более того, положения некоторых международно-правовых договоров использовались некоторыми странами не столько в интересах стратегических интеграционных целей, сколько для решения тактических задач и создания наиболее благоприятных условий для относительно безболезненного перехода к собственной экономической и денежно-кредитной политике, опираясь на возможности участия в рублевой зоне и в едином торговом пространстве. Какую реальную геополитическую или экономическую выгоду от действия многочисленных договоров и соглашений, принятых после распада СССР, получила Россия, судить политикам и экономистам. Но с позиций сегодняшней правовой и даже геополитической реальности, очевидно, что часть действовавших и действующих международных правовых договоров со странами СНГ, участницей которых является Российская Федерация, по крайней мере, в части, касающейся денежно-кредитной сферы, явно устарела. Некоторые положения международных договоров и соглашений дублируют, а иногда противоречат друг другу. Принятие некоторых, в том числе рассмотренных в данной работе, договоров (соглашений) было связано с определенным этапом межгосударственных отношений стран СНГ сразу после распада Союза ССР, когда они еще не имели собственной институциональной базы для введения национальной валюты и осуществления собственной денежно-кредитной политики. Теперь этот этап пройден, но многие международные правовые акты, подписанные в рамках СНГ, сохранились в устаревшем варианте, не отражающем ни интересы Российской Федерации, ни, возможно, других государств Содружества. Вместе с тем, нельзя сказать, что отдельные элементы межгосударственного сотрудничества в денежно-кредитной сфере не реализуются вовсе. Вполне очевидно, что важной составной частью любого сотрудничества является соответствующая институциональная база, предполагающая принятие соответствующих нормативных правовых актов, создание органов управления, координации и взаимодействия, учреждение межгосударственных финансовых институтов, и адресное финансирование интеграционных проектов. В этом смысле межгосударственное сотрудничество на постсоветстком пространстве развивается достаточно активно. В то же время, несмотря на наличие соответствующих деклараций в международных договорах реализовать идею объединения денежно-кредитных систем в рамках Содружества Независимых Государств, так и не удалось. [1] См., например: Соглашение о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа от 7 сентября [2] К моменту завершения подготовки настоящей работы к публикации Протокол о прекращении многосторонних договоров, заключенных в рамках СНГ от 1 декабря [3] См.: Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15 мая [4] См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 10. Ст. 785. [5] Цитируется по информационно-правовой системе «Гарант». [6] См.: Приказ ГТК РФ от 12 августа [7] Соглашение подписали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. См.: Бюллетень международных договоров. 1993. № 10. [8] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 28. Ст. 1071. [9] По валютному курсу на 30 июня [10] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 1. Ст. 4. [11] По имеющейся информации, Договор вступил в силу 14 января [12] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 42. Ст. 3983. Участники: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Для России Договор вступил в силу 2 июля [13] См.: Собрание законодательства РФ. 1997. № 17. Ст. 1915. Договор вступил в силу 11 февраля [14] Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Украина, Молдова и Армения имеют статус наблюдателя при ЕврАзЭС. [15] См.: Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 632. Россия ратифицировала этот Договор Федеральным законом от 22 мая [16] См.: Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января |
< Пред. | След. > |
---|