Я.А. Гейвандов. Полевые учреждения Центрального банка РФ: особенности правового положения |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Sunday, 26 July 2009 | |
Я.А. Гейвандов. Полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации: особенности правового положения (статья была написана в ноябре Полевые учреждения являются старейшими учреждениями, обеспечивающими войска наличными деньгами и организующими денежное обращение в интересах обороны и безопасности Российского государства. Еще в годы русско-турецкой войны (1877 - 1878 гг.) были созданы военно-походные кассы, полевые казначейства, на которые были возложены функции по выдаче денежной наличности войскам, приему вкладов и т. п. С В процессе экономических реформ 1990-х годов многие органы и силы, обеспечивающие оборону и безопасность Российской Федерации, оказались на банковском обслуживании в коммерческих банках, где им были открыты банковские счета. Через коммерческие банки проходили значительные бюджетные средства, направляемые на цели обороны и безопасности. Вместе с тем негативные явления, возникавшие в процессе расчетно-кассового обслуживания коммерческими банками воинских формирований, потребовали создания более надежных гарантий независимости этих формирований от финансовой устойчивости и коммерческой деятельности кредитных организаций. При этом принималось во внимание, что надлежащее финансирование Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также доведение бюджетных средств до каждой воинской части, конкретного военнослужащего является важнейшей гарантией обеспечения национальной безопасности и соблюдения прав и законных интересов военнослужащих. Кроме того, учитывалось, что значительная доля государственных расходов на оборону и безопасность является сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля Впервые в законодательстве Российской Федерации правовые нормы, регулирующие деятельность полевых учреждений Банка России как составной части единой системы Банка России, их правовой статус, стоящие перед ними задачи и осуществляемые функции были закреплены в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции Полевые учреждения, как и другие территориальные учреждения Банка России, не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России по доверенности. При этом они не могут принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России (ст. 84 Федерального закона). В отличие от главных территориальных управлений и национальных банков полевые учреждения Банка России имеют особое (двойственное) положение. С одной стороны, они являются составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности действуют независимо от каких бы то ни было органов государственной власти, подчиняясь исключительно Центральному банку Российской Федерации. С другой стороны, полевые учреждения - воинские учреждения, комплектуются военнослужащими, руководствуются военным законодательством и соблюдают установленный порядок прохождения военной службы, предполагающие действие принципа единоначалия. Кроме того, полевые учреждения Банка России в отличие от главных управлений (национальных банков) Банка России, как правило, не осуществляют функции банковского надзора и контроля. Их деятельность связана с организацией денежного обращения, эмиссией денег, расчетно-кассовым обслуживанием и с осуществлением иных банковских операций. Кроме того, в отличие от других территориальных учреждений Банка России полевые учреждения, как часть российских войск, могут быть дислоцированы на территориях иностранных государств и выполнять там задачи банковского обслуживания воинских формирований Российской Федерации. Основными функциями полевых учреждений Банка России являются банковское обслуживание юридических и физических лиц; осуществление по разрешению Банка России эмиссии наличных денег, а также организация денежного обращения в связи с деятельностью обслуживаемых ими лиц. Все изложенные выше обстоятельства позволяют выделить полевые учреждения Банка России в самостоятельную группу территориальных учреждений Банка России. Реализуя возложенные на них функции, полевые учреждения Банка России, как представляется, могут и должны осуществлять все виды предусмотренных федеральным законодательством банковских операций, в которых нуждаются обслуживаемые ими организации: привлечение денежных средств физических и юридических лиц, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, во вклады (до востребования и на определенный срок) на условиях, определяемых Банком России; открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручениям юридических и физических лиц; кассовое обслуживание физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных законом; осуществление валютных операций; кредитование обслуживаемых организаций, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным Банком России. Решением Банка России на полевые учреждения может быть возложено осуществление иных банковских операций, предусмотренных федеральным законодательством. Так, согласно письму Банка России от 25 июня В особых условиях, при невозможности функционирования иных территориальных учреждений Банка России на некоторых территориях Российской Федерации (например, в ходе известных событий в Чеченской Республике), по решению Банка России на полевые учреждения могут быть возложены функции расчетно-кассовых центров, обеспечивающих межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных организаций, расположенных на данной территории. В связи с этим соответствующим кредитным организациям предписывалось открывать корреспондентские (субкорреспондентские) счета только в полевых учреждениях Банка России, действующих на определенной территории, и запрещалось устанавливать прямые корреспондентские отношения с другими кредитными организациями[2]. Таким образом, в вышеупомянутых случаях полевые учреждения дополнительно наделялись полномочиями в сфере банковского контроля и надзора. С учетом особых функций и задач, стоящих перед полевыми учреждениями Банка России, законодательством предусмотрено создание на территории Российской Федерации учреждений Банка России по предметно-территориальному принципу. В соответствии с ним полевые учреждения Банка России создаются, размещаются и функционируют в местах дислокации лиц, для банковского обслуживания которых они предназначены. Так, некоторые воинские части и организации могут быть дислоцированы на территории различных субъектов Российской Федерации, а их банковское обслуживание при этом осуществляется одним полевым учреждением Банка России. Кроме того, возможно создание и функционирование полевых учреждений в гарнизонах. В соответствии с международными договорами нашего государства полевые учреждения Банка России могут создаваться и функционировать за пределами Российской Федерации для осуществления банковского обслуживания дислоцированных там российских войск и иных организаций, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. Круг лиц, банковское обслуживание которых осуществляется полевыми учреждениями Банка России. Исчерпывающий перечень лиц, банковское обслуживание которых осуществляется Банком России через входящие в его систему полевые учреждения, определен в законе: воинские части, учреждения и организации Министерства обороны Российской Федерации, а также иные государственные органы; юридические лица, обеспечивающие безопасность России; физические лица, проживающие на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно (ст. 86 Федерального закона). Как видно из содержания упомянутой статьи, закон четко определяет не только функции – банковское обслуживание, но и круг лиц, которые подлежат банковскому обслуживанию полевыми учреждениями Банка России. Основным критерием, позволяющим выделить лиц, банковское обслуживание которых осуществляется полевыми учреждениями Банка России, является цель их деятельности – обеспечение безопасности Российской Федерации. При этом следует учитывать требования Закона РФ от 5 марта Полевые учреждения Банка России как воинские учреждения. Как воинские учреждения полевые учреждения Банка России руководствуются в своей деятельности военным законодательством, воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны (ч. 2 ст. 86 Федерального закона). Так, Банк России и полевые учреждения в его составе руководствуются в своей деятельности военным законодательством по вопросам обеспечения обороны и безопасности, прохождения военной службы, обеспечения прав, обязанностей и ответственности военнослужащих полевых учреждений, организации и дислокации полевых учреждений (Федеральный закон "Об обороне"[6], Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе"[7], Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих»[8]). В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об обороне" воинские части (учреждения), в том числе и полевые учреждения Банка России, дислоцируются в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями соответствующих территорий. При этом передислокация воинских частей и подразделений до уровня соединения в пределах территорий, переданных в пользование Министерства обороны России, осуществляется по решению министра обороны. Но особенность полевых учреждений Банка России состоит в том, что вопросы их дислокации органами военного управления должны согласовываться с Банком России. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об обороне"). Поэтому в целях эффективного функционирования системы полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации, в интересах обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ и укрепления обороноспособности страны вопросы организации и деятельности полевых учреждений Банка России, помимо банковского законодательства, регулируются указами Президента Российской Федерации. Например, Указом Президента РФ от 28 октября Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 26 апреля Таким образом, согласно действующему законодательству для системы полевых учреждений Банка России характерно "двойное" подчинение - Центральному банку Российской Федерации и органам военного управления - Министерству обороны России. При этом в соответствии с принципом независимости Банка России полевые учреждения по вопросам банковской деятельности подчинены только ему. Вместе с тем полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями, в них предусмотрена военная служба. Поэтому вопросы прохождения военной службы, мобилизационной и боевой готовности, службы войск, обеспечения охраны полевых учреждений, подготовки военных кадров для системы полевых учреждений находятся в ведении органов военного управления. Требует, очевидно, освещения часто обсуждаемый в последнее время в банковских, финансовых и научных кругах вопрос о переводе полевых учреждений Банка России в систему федерального казначейства в связи с переходом органов и сил, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации, на систему расчетов через федеральное казначейство. В юридической литературе уже неоднократно отмечалось, что использование коммерческих банков при расчетах государства с получателями бюджетных денежных средств объективно ведет к их недоиспользованию по прямому назначению. В связи с этим отмечается, что бюджетные деньги должны использоваться только через Банк России, его учреждения. При этом переход к казначейской системе исполнения бюджета вовсе не означает, что органы казначейства будут осуществлять расчеты самостоятельно. Все виды безналичных расчетов в Российской Федерации осуществляются через банковскую систему, а при расчетах бюджетными средствами - через систему Банка России[10]. Учитывая, что обслуживание счетов органов и организаций, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, возложено Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на полевые учреждения Банка России, органы казначейства должны открывать соответствующие счета именно в полевых учреждениях. Передача полевых учреждений Банка России в систему федерального казначейства может способствовать разрушению банковской процедуры доведения бюджетных средств до органов и лиц, обеспечивающих национальную оборону, а возможно, и появлению финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации воинских формирований. Некоторыми авторами высказывается мнение, что уровень развития полевых учреждений Банка России намного выше, чем уровень развития казначейств (полевые учреждения Банка России функционируют практически при каждом соединении). Поэтому сроки расчетов через казначейства могут увеличиться. Кроме того, высказывается мнение, что деньги, предназначенные на оборону, при прохождении их через казначейства могут использоваться руководством регионов для нужд соответствующих территорий[11]. Перевод полевых учреждений Банка России в федеральное казначейство повлечет необходимость создания значительного количества расчетно-кассовых центров (РКЦ) Банка России. Сами казначейства не вправе осуществлять банковскую деятельность и производить банковские операции. Кроме того, казначейства формируются по административно-территориальному признаку, и как минимум в трех субъектах Российской Федерации они не сформированы вовсе, а за ее пределами их не может быть. В то же время полевые учреждения Банка России осуществляют банковское обслуживание органов и сил, обеспечивающих безопасность, которые располагаются не по административно-территориальному признаку. В основе дислокации войск лежат задачи обороны страны, поэтому одно воинское формирование может располагаться на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Причем основная часть лиц, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, расположена на территориях, значительно удаленных от расчетно-кассовых центров Банка России, либо на территориях, где таковые отсутствуют вовсе (Новая Земля, приграничные территории Забайкалья, Дальнего Востока, территории иностранных государств). Исходя из этих обстоятельств формируется дислокация полевых учреждений Банка России на основе принципа обеспечения задач обороны страны и ее безопасности. В случае реализации проекта передачи системы полевых учреждений из Банка России в федеральное казначейство полевые учреждения лишатся возможности формирования резервных фондов; права выпуска денег в обращение; права проведения межбанковских расчетов; возможности приема денежной наличности от войсковых частей, военно-строительных и иных организаций. В результате полевые учреждения Банка России потеряют свое значение для воинских формирований как учреждений, через которые осуществляются банковские операции. Таким образом, если в настоящее время Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования осуществляют все необходимые банковские операции непосредственно через учреждения Банка России, то реализация вышеупомянутого проекта создаст еще одно звено - федеральное казначейство. Федеральное казначейство все равно вынуждено будет открывать банковские счета в учреждениях Банка России или в коммерческих банках. Помимо этого, остро встанет вопрос о банковском обслуживании воинских формирований, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации и в обособленных закрытых военных городках. Среди них такие вопросы, как обеспечение войск иностранной валютой; урегулирование расчетов между иностранными поставщиками и российскими воинскими подразделениями за границей, а также учреждениями Банка России; осуществление операций по вкладам военнослужащих и иных физических лиц, служащих или служивших в российских воинских формированиях за рубежом. Кроме того, полевые учреждения Банка России утрачивают основное свое предназначение - мобильное банковское обслуживание воинских формирований в особых условиях (планы мобилизационной готовности войск предусматривают в случаях возникновения военных действий немедленное выдвижение полевых учреждений совместно с воинским формированием в пункт назначения, установленный Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации). При таких обстоятельствах перевод полевых учреждений Банка России в федеральное казначейство повлечет фактическую ликвидацию банковской системы осуществления финансирования государственных органов и сил, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Все приведенные выше негативные обстоятельства в совокупности с уже имеющимися проблемами, безусловно, непосредственным образом могут повлиять на снижение уровня общего состояния обороноспособности и безопасности России. И последнее. Деятельность полевых учреждений вне пределов Российской Федерации регламентируется в ряде случаев международными договорами (в том числе межправительственными и межбанковскими), в которых однозначно закреплено, что финансирование российских воинских формирований осуществляется через полевые учреждения Банка России, имеющие право проведения межгосударственных расчетов (Соглашение о статусе воинских формирований Российской Федерации на территории Казахстана от 20 января Вместе с тем нельзя исключать вовсе необходимость теснейшего взаимодействия Банка России и его учреждений, в том числе полевых учреждений, с федеральным казначейством. В постановлении Правительства Российской Федерации от 28 августа При этом следует учитывать, что практика реализации решения о переводе бюджетных расчетов в федеральное казначейство показывает, что этот процесс не так уж прост, бесспорен и безопасен. Во-первых, в законе или ином нормативно-правовом акте необходимо закрепить положение о взаимодействии Банка России и его учреждений с федеральным казначейством по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета и финансовой дисциплиной. Во-вторых, следует иметь в виду, что продолжает действовать п. 2 ст. 15 Закона РСФСР от 10 октября С учетом изложенного, сохранение и развитие системы банковского обслуживания органов и сил, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, через полевые учреждения Банка России, реализация указов Президента Российской Федерации от 16 мая [1] Об истории становления и развития полевых учреждений Банка России см., напр.: Заставнюк В.П. Банкиры на службе ратной //Армейский сборник. – 1996. - № 8; Коречков Ю.В. Полевые банки России. – Ч.1. - Ярославль: Международный университет бизнеса и новых технологий, 1996; Коречков Ю.В. Полевым учреждениям Центрального банка РФ 55 лет. - Ярославль: Международный университет бизнеса и новых технологий, 1996; 3иберов Д. Военно-полевые банки // Бизнес и банки -1997. - № 38. [2] См., напр.: Указания Банка России от 4 декабря [3] Российская газета. - 1992. - 6 мая. [4] Российская газета. - 1996. - 25 мая. [5] Росс. газ. 1996. - 5 декабря. [6] Российская газета. - 1996. - 6 июня. [7] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 13. - ст.1475. [8] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской. – 1993. - № 6. – Ст. 188; Российская газета. – 1995. – 6 декабря. [9] Российская газета. - 1993. - 5 ноября. [10] См., напр.: Арутюнян Т.Р. Совершенствование правового регулирования банков и банковской деятельности в Российской Федерации. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юридических наук. - М., 1997: Московская государственная юридическая академия. - С. 17-18. [11] Коммерсантъ-Daily/ - 1997. - 31 января. [12] Российская газета. - 1997. - 10 февраля. [13] После публикации настоящей статьи, в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ утратил силу. [14] Российская газета. – 1998. 24 января. |
< Пред. | След. > |
---|