Сейчас Вы здесь:

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Я.А. Гейвандов. Юридическая ответственность кредитных организаций Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Tuesday, 11 August 2009
Содержание
Я.А. Гейвандов. Юридическая ответственность кредитных организаций
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Я.А. Гейвандов. Юридическая ответственность кредитных организаций за нарушения федерального банковского законодательства
(статья была написана в декабре 2003г.-июне 2004г. и опубликована в журнале «Государство и право». 2005. № 9. С. 44-52)


Правовое положение и сфера деятельности кредитных организаций обусловили установление и возложение на них различных видов юридической ответственности, которые связаны с нарушением гражданско-правовых обязательств либо публично-правовых обязанностей.

Ответственность за нарушения законодательства о банках и банковской деятельности реализуется при несоблюдении кредитной организацией обязанностей публично-правового свойства. В основе вышеуказанных нарушений лежат императивные правовые отношения между обществом (в лице уполномоченных государственных органов) и кредитными организациями по поводу соблюдения установленных государством стандартов и правил банковской деятельности.

Так, в случае нарушения федеральных законов, нормативных правовых актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также за совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право применить к кредитной организации санкции, установленные Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)»[1]. Согласно ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» при возникновении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы России, Банк России также вправе применять к кредитным организациям санкции, предусмотренные ст. 74 этого Федерального закона.

Меры государственного принуждения, применяемые к кредитным организациям, требуют особого внимания к механизму защиты их прав и законных интересов. Однако, устанавливая значительный перечень санкций, применяемых к кредитным организациям, федеральное банковское законодательство ограничивается их произвольным перечислением. Оно не определяет ни сущность правонарушения, за совершение которого к кредитным организациям применяются санкции, ни правовую природу самих санкций, ни порядок их применения.

Между тем нарушение кредитной организацией законодательства о банках и банковской деятельности является административным правонарушением (ст. 15.26 КоАП) и влечет применение административного наказания в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Во-первых, при получении лицензии на осуществление банковской деятельности кредитные организации принимают на себя не частное обязательство, а возлагаемую на них в установленном федеральным законодательством порядке публично-правовую обязанность соблюдать определяемые государством правила и стандарты банковской деятельности.

Во-вторых, юридическая ответственность кредитных организаций за нарушения федерального банковского законодательства, правил (требований, стандартов) банковской деятельности имеет публично-правовую природу. Её реализация направлена на обеспечение режима законности в банковской сфере силой публично-правового (государственного) принуждения, а ее установление обусловлено необходимостью защиты всех участников денежно-кредитных отношений. Она применяется для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В-третьих, юридическая ответственность и меры государственного принуждения за нарушение кредитной организацией публично-правового порядка банковской деятельности реализуются от имени Российской Федерации.

В-четвертых, юридическая ответственность кредитных организаций может быть реализована при соблюдении конституционно-правовых норм, при наличии установленных в федеральном законодательстве оснований и в порядке, обеспечивающем соблюдение гарантий их прав и законных интересов.

В-пятых, правовые нормы, устанавливающие ответственность кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности содержатся не только в федеральном банковском законодательстве, но и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП). При этом предметом регулирования федерального банковского законодательства являются общественные отношения именно в сфере банковской деятельности. Исходя из смысла действующего законодательства сущность и содержание банковской деятельности, в том числе лежащих в ее основе общественных отношений по банковскому регулированию и надзору, вовсе не предполагают установления в федеральном банковском законодательстве специальной «банковской» юридической ответственности и «исключительного» порядка ее реализации. Возложенные на Банк России функции банковского регулирования и банковского надзора и функция реализации административной ответственности кредитных организаций взаимосвязанные, но не тождественные правовые явления. Наличие у государственного органа регулирующих и надзорных полномочий отнюдь не предполагает автоматического предоставления ему полномочий по применению к виновному лицу наказания. Привлечение к юридической ответственности - это особого рода правовые отношения. Их реализация требует соблюдения процессуального порядка, который не относится к предмету регулирования федерального банковского законодательства.

В-шестых, в 2000 г. Конституционный Суд РФ отметил, что применение к кредитным организациям санкций, на основании ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляется Банком России «в административном порядке» и «в виде акта, носящего административно-властный характер»[2].


 
< Пред.   След. >

Свежие публикации