Я.А. Гейвандов. Денежно-кредитная интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Sunday, 30 August 2009 | |
Я.А. Гейвандов. Денежно-кредитная интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства (исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ), созданного Правительством Российской Федерации и находящегося в ведении Правительства Российской Федерации (п. 6 Решения Совета РГНФ от 3 марта Интеграционные процессы денежно-кредитных систем бывших союзных республик наиболее активно декларируются в двусторонних межгосударственных правовых актах России и Белоруссии. Причем в отличие от других независимых государств, образованных на постсоветском пространстве, только Россия и Белоруссия юридически создали Союзное государство с собственными органами законодательной и исполнительной власти, союзным бюджетом и другими атрибутами государства. Бюджет Союзного государства на 2007 год составляет 3782070,2 тыс. российских рублей (Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства «О бюджете Союзного государства на 2007 год», принят Парламентским Собранием Союза Беларуси и России 12 декабря 2006 г.). Между тем, именно это государственное образование является ярким примером того, как политические идеи не только продекларированные фактически, но и установленные в соответствующих ратифицированных международных правовых актах, остаются нереализованными в течение многих лет. В особенности это касается деклараций по объединению денежно-кредитных систем обоих государств, включая введение единой денежной единицы и создание единого эмиссионного центра союзного государства. Упомянутая проблема стала особенно актуальной в 2006 году, когда обострение политических отношений между властными элитами обоих государств поставило под сомнение не только введение единой валюты, но и жизнеспособность самого Союзного государства. Формально обострение межгосударственных отношений носило экономический, коммерческий характер: цена на газ, поставляемый из России в Белоруссию, желание Газпрома приобрести по выгодной ему цене принадлежащие Белоруссии газотранспортные сети, введение Россией государственной пошлины на поставляемые из России в Белоруссию нефтепродукты, и аналогичное введение пошлины Белоруссией[1]. Дело дошло до того, что в Белоруссии в отношении руководителя единственной российской государственной компании по транспортировке нефти «Транснефть» возбуждено судебное производство за якобы совершенное им правонарушение, выразившееся в неуплате пошлины при транспортировке нефти в Европу. В ответ Российская сторона объявила о несанкционированном отборе нефти в Белоруссии и приостановила прокачку нефти в Европу, что вызвало опасения со стороны европейских государств. Все это свидетельствует о наличии не только экономических, но и иных, в том числе политических и юридических противоречий между двумя государствами, затрудняющих создание полноценного Союзного государства с единой денежно-кредитной системой. Собственно, данный вывод подтверждается некоторыми высказываниями Президента Белоруссии, который обращал внимание на наличие существенных политических разногласий, обусловленных отсутствием единства в вопросах полномочий, передаваемых Союзному государству и союзным органам власти[2]. 23 ноября К числу спорных политико-правовых вопросов относятся проблемы валютного союза, включая введение единой денежной единицы, разграничение полномочий обоих государств в этой сфере, а также статус и полномочия единого эмиссионного центра Союзного государства. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть в ретроспективе взаимоотношения России и Белоруссии в части касающейся денежно-кредитной интеграции обоих государств[4]. Обобщение негативного опыта интеграции в денежно-кредитной сфере, накопленного за постсоветский период межгосударственного сотрудничества России и Белоруссии, необходимо использовать. Как представляется, знание предшествующих трудностей, ошибок и неудач, связанных с процессом объединения денежно-кредитных систем России и Белоруссии, понимание их причин могут способствовать реализации объединительных идей, заложенных в Договоре «О создании Союзного государства» от 8 декабря О желании объединить денежно-кредитные системы обоих государств впервые официально было заявлено 8 сентября В упомянутом Соглашении речь, в частности, идет о рублевой зоне нового типа, под которой стороны договорились понимать общую для обоих государств денежную систему, в которой законным платежным средством в денежных расчетах является рубль, эмитируемый Банком России, обеспечивается беспрепятственный перевод денежных средств между банками государств-участников рублевой зоны, действуют единые правила валютного регулирования, применяется единый курс рубля по отношению к валютам третьих стран, для поддержания которого создается совместный фонд золотовалютных резервов и иных высоколиквидных банковских активов (ст. 1 Соглашения). На период до фактического объединения денежных систем Республике Беларусь было предоставлено право использовать в налично-денежном обращении на своей территории, наряду с банкнотами Банка России образца До 1 января Для обеспечения практических мер по выполнению вышеназванного Соглашения от 8 сентября Объединение денежных систем должно было повлечь, в частности, признание кредитной эмиссии Национального банка Республики Беларусь и перевод остатков средств на счетах хозяйствующих субъектов-резидентов и нерезидентов Республики Беларусь в безналичных белорусских рублях в остатки в безналичных рублях Российской Федерации по курсу 1:1; изъятие из обращения Национальным банком Республики Беларусь в сроки, согласованные с Банком России, расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замену их банкнотами Банка России образца 1993г.; создание единого валютного рынка со свободным взаимным доступом на него резидентов Российской Федерации и Республики Беларусь; совместное поддержание курса рубля на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь; осуществление согласованной политики на всех международных переговорах; исключение принятых в одностороннем порядке решений, ведущих к увеличению согласованных дефицитов бюджетов и т.п. 5 января Национальный банк Республики Беларусь согласился обеспечить перевод остатков средств на счетах в банках на территории Республики Беларусь, выраженных в белорусских рублях, в остатки в рублях Российской Федерации по согласованному для этой цели курсовому соотношению. Было определено, что кредитная и налично-денежная эмиссии, произведенные Национальным банком Республики Беларусь, относятся на баланс Банка России и учитываются отдельными статьями в корреспонденции с корреспондентским счетом Национального банка Республики Беларусь в Банке России. Замена находящихся в обращении в Республике Беларусь денежных знаков — расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь денежными билетами и монетой Банка России должна была быть произведена в сроки, определенные Национальным банком Республики Беларусь по согласованию с Банком России (ст. 3 Соглашения от 5 января Было принято решение до конца В Соглашении от 5 января Оценивая Соглашение от 5 января При упомянутых обстоятельствах, даже при наличии экономических условий и политической воли, реализация рассмотренных выше и других Соглашений между Россией и Белоруссией о сотрудничестве в денежно-кредитной сфере неизбежно должна была столкнуться с трудностями юридического, конституционного характера и в России, и в Белоруссии. 12 апреля Договор от 12 апреля После вступления в силу Договора от 12 апреля Договор от 12 апреля В середине 90-х гг. прошлого века между Россией и Белоруссией были подписаны и иные межгосударственные документы с целью активизации сотрудничества и объединения денежно-кредитных систем, часть которых так и не была реализована, включая Договор от 12 апреля 6 января В отличие от прежних договоренностей в упомянутом Соглашении речь шла уже не о провозглашенном многократно объединении денежных систем, а лишь о взаимной конвертируемости российского рубля и белорусского рубля и о поэтапном осуществлении мероприятий по стабилизации их курсов по отношению друг к другу и к свободно конвертируемым валютам. Кроме того, было высказано намерение формировать не единую денежно-кредитную систему с единой валютой, а осуществлять меры по формированию ликвидного валютного рынка, обеспечивающие функционирование параллельно действующих внутренних валютных рынков в России и Белоруссии, и обеспечивать унификацию механизма валютного контроля и регулирования. Оба государства перестали упоминать о единой денежно-кредитной системе и о ранее заключенных договорах, касающихся объединения денежно-кредитных систем. Вместо этого было выражено намерение сохранить собственные валюты, сосредоточиться на сотрудничестве в рамках сложившихся денежно-кредитных систем обоих государств, использовать в расчетах иностранную конвертируемую валюту. Подписание упомянутого Соглашения, по сути, означало приостановление ранее достигнутых договоренностей об объединении денежно-кредитных систем обоих государств: России и Белоруссии. Однако через два года, 2 апреля В то же время, формально руководствуясь Договором об образовании Сообщества, учитывая принципы Платежного союза СНГ, Банк России и Национальный банк Республики Беларусь 20 февраля 1997 г. подписали Соглашение об организации расчетов между хозяйствующими субъектами России и Республики Беларусь[11], которое по-прежнему предполагало, что все расчеты и платежи между Россией и Белоруссией осуществляются в национальных валютах этих государств, а также в свободно конвертируемых валютах в соответствии с законодательством, действующим на территории каждого государства. По операциям через корреспондентские счета уполномоченных банков должен был применяться режим плавающего валютного курса, определяемого спросом и предложением на валютных рынках Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом по общему правилу порядок установления курса национальной валюты каждое государство намеревалось определять самостоятельно. Хотя в Соглашении о порядке объединения денежной системы Республики Беларусь с денежной системой России и механизме функционирования общей денежной системы от 5 января Таким образом, из анализа Соглашения от 20 февраля В отличие от других ранее рассмотренных соглашений и договоров между Россией и Белоруссией, в упомянутом Соглашении прежняя терминология об объединении денежных систем или о едином эмиссионном центре для обоих государств уже не используется. Наоборот, в Преамбуле к Соглашению от 7 марта Оба банка согласились, что обеспечат резидентам своих стран возможность покупки и продажи иностранной валюты по текущим операциям без ограничений. Официальные курсы национальных валют Стороны согласились устанавливать, исходя из спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом рынках с учетом макроэкономической ситуации и величины государственных золотовалютных резервов. Банк России и Национальный банк Белоруссии высказались за использование единого обменного курса на всех сегментах валютного рынка своих стран. При этом их курсовая политика ориентирована на курс доллара США. Несмотря на наличие взаимного желания, тесную политическую и экономическую интеграцию обоих государств, объединение денежно-кредитных систем России и Белоруссии все еще не произошло. В этом вопросе имеются сложности не только экономического или политического, но и сугубо юридического свойства. В то же время попытки сближения денежно-кредитных систем обоих государств продолжались. 2 апреля Следующим этапом взаимной интеграции России и Белоруссии в денежно-кредитной сфере стало подписание Договора «О создании Союзного государства» от 8 декабря Этот порядок установлен в ст. 22 Договора «О создании Союзного государства» от 8 декабря Важно отметить, что в отличие от Конституции России, которая акцентирует внимание на независимости эмиссионного центра России – Банка России, вышеназванный Договор вполне обоснованно подчеркивает необходимость взаимодействия единого эмиссионного центра с другими органами Союзного государства и государственными органами государств-участников (России и Белоруссии). Согласно Договору единый эмиссионный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке. Союзное государство предоставляет и получает кредиты и дает гарантии по кредитам, выпускает займы и ценные бумаги в порядке, определяемом Парламентом Союзного государства и утверждаемом Высшим Государственным Советом. Введение единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра осуществляются на основе соглашения между государствами-участниками. В неразрывной связи с формированием единой денежно-кредитной системы Союзного государства находятся те положения Договора от 8 декабря Конкретные перспективы, направления и сроки создания единой денежно-кредитной системы Союзного государства содержатся в Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря Провозглашается также поэтапное осуществление процесса введения единой денежной единицы, который как предполагалось, должен был полностью завершиться к концу В этом соглашении вновь подтверждалось, что Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту); что денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром; что введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускаются. В Соглашении подчеркивается, что до введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств-участников продолжают хождение их национальные денежные единицы. Подтверждается, что денежно-кредитная политика отнесена к исключительному ведению единого эмиссионного центра Союзного государства, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы. Впервые в двусторонних отношениях России и Белоруссии ст. 1 Соглашения от 30 ноября До формирования единого эмиссионного центра Союзного государства использование российского рубля в качестве единственного законного платежного средства и его хождение на территории Белоруссии должны были определяться отдельным соглашением между Правительством России и Банком России, с одной стороны, и Правительством Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь, с другой стороны (ст. 7 Соглашения между РФ и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября Межбанковский валютный совет уполномочен координировать подготовку проектов национальных законодательных и других правовых актов по вопросам реализации положений этого Соглашения в рамках компетенции Банка России и Национального банка Белоруссии и во взаимодействии с другими органами государственной власти России и Белоруссии, включая вопросы денежно-кредитной политики, валютного регулирования и контроля[17]. Как видим, между ранее действовавшими Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля Во-первых, в Договоре «О создании Союзного государства» от 8 декабря Во-вторых, в отличие от многих других межгосударственных договоров и соглашений в денежно-кредитной сфере, ранее подписанных между Россией и Белоруссией, Договор «О создании Союзного государства» от 8 декабря Введение единой денежной единицы и единого эмиссионного центра, конечно же, совсем не простая историческая задача. Ее реализация затрудняется многочисленными экономическими трудностями, политическими проблемами и юридическими противоречиями[19]. Потребуются комплексные меры по унификации национального законодательства России и Белоруссии. В связи с этим в ст. 11 Соглашения между Россией и Белоруссией от 30 ноября Однако ни одно существенное положение, касающееся конкретного решения проблем объединения денежно-кредитных систем двух государств, в особенности по переходу к единой валюте – российскому рублю, который должен был произойти с 1 января В рамках данной работы не хотелось бы оценивать какое-либо государство, Россию или Белоруссию, по вопросу о неисполнении взятых на себя межгосударственных обязательств. При возникновении сложностей в межгосударственных отношениях ответственность несут все партнеры. В то же время, было бы неверным не отметить, что Россия выполнила практически все взятые на себя финансовые обязательства, реализацией которых было обусловлено объединение денежно-кредитных систем обоих государств и их переход на единую валюту. В частности, Правительство России и Банк России обеспечили выполнение своих обязательств по оказанию в 2000 - 2004 годах поддержки в стабилизации платежного баланса Белоруссии и курса белорусского рубля к российскому рублю, в том числе посредством предоставления Правительству Республики Белоруссия и Национальному банку Республики Белоруссия кредитов в российских рублях и иностранной валюте, в качестве одного из условий введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра Союзного государства[20]. Помимо этого, Россия поставляла газ и нефть в Белоруссию по оптовым ценам, установленным для российских потребителей, и предоставляла государственные кредиты в целях обеспечения поставок газа в Белоруссию[21]. Одновременно Белоруссия до 1 июля 2002 года должна была завершить оформление необходимых решений по созданию совместной газотранспортной российско-белорусской организации в форме акционерного общества[22]. Некоторые проблемы имеются и в самом Договоре «О создании Союзного государства», которые также необходимо принять во внимание и разрешить в конституционном порядке. Речь, например, идет о статусе конституционных органов денежно-кредитного регулирования России и Белоруссии, в том числе центральных (национальных) банков. Так, в Договоре лишь предусматривается возможность приглашения их руководителей на заседания Совета Министров Союзного государства. Очевидно, что упомянутые положения Договора не вполне соотносятся с Конституцией России и федеральным законодательством. Создавая Союзное государство, Россия и Белоруссия приняли на себя обязательство завершить «унификацию требований к организации надзора за банками и иными кредитными учреждениями, исходя из основных принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору…». Между тем, стандарты банковского надзора и решения Базельского комитета вряд ли можно признать «стандартами» (т.е. обязательными требованиями) в полном смысле слова для всех без исключения государств, как это сделано, например, в ст. 25 Договора «О создании Союзного государства» от 8 декабря Вышеприведенные и некоторые другие недостатки не устранены и в проекте Конституционного акта Союзного государства[24]. Более того, по сути, дезавуируется обязательство введения российского рубля в качестве единой денежной единицы на период до введения единой валюты Союзного государства (ст. 9 проекта Конституционного акта). Единую денежно-кредитную политику предлагается отнести к исключительному ведению Союзного государства, что противоречит всем ранее принятым двусторонним договоренностям, а также Конституции России, т.е. принятие предложенного проекта Конституционного акта предполагает внесение изменений в Конституцию России, в существующий механизм государственного управления страной и предполагает передачу части федеральных полномочий органам Союзного государства. Даже краткий ретроспективный анализ свидетельствует, что высшие органы власти обоих государств пока не вполне готовы к такого рода перераспределению полномочий, да, видимо, и не вправе этого делать вне конституционных процедур своих государств. Например, несмотря на принятые официальные международные договоры об интеграции денежно-кредитных систем России и Белоруссии, главы центральных (национальных) банков Республики Беларусь и Российской Федерации на заседании совета руководителей центральных банков ЕврАзЭС заявили, что «реальная независимость центрального банка любой страны является непременным условием эффективного развития рыночной экономики в современных условиях. Отказ от действующего статуса Центрального банка Российской Федерации в дальнейшем может затруднить интеграционные процессы в области функционирования денежно-кредитной и валютной систем стран Евразийского экономического сообщества»[25]. Тем самым, косвенно демонстрируется нежелание изменения существующего механизма денежно-кредитного регулирования, сформировавшегося в обоих государствах. Очевидно, что затягивается не столько процесс объединения денежно-кредитных систем и введение единой валюты, сколько процесс реального создания самого Союзного государства. Реальное объединение денежно-кредитных систем России и Белоруссии наряду с уточнением компетенции Союзных органов денежно-кредитного регулирования, потребует некоторого изменения внутреннего законодательства, устанавливающего функции и полномочия правительств и центральных банков этих государств. Но все изменения, обусловленные процессом объединения в Союзное государство, должны протекать в рамках конституционных процедур, предусмотренных национальным законодательством обоих государств. Только такой подход может стать надежной конституционной правовой основой и залогом устойчивости Союзного государства, его денежно-кредитной системы и единой валюты. [1] См., например: http://top.rbc.ru/index1.shtml; http://www.president.gov.by/press36369.html#doc; http://www.government.ru/government/presscenter/pressroundup/archive/2006/12/29/6053584.htm;http://www.ngv.ru/lenta/lenta_sign.hsql?id=91396;http://www.ngv.ru/lenta/lenta_sign.hsql?id=91392;http://www.gazprom.ru/news/2007/01/010141_22165.shtml. [2] См.: Стенограмма пресс–конференции для представителей российских региональных СМИ 29.09.2006г. //http://president.gov.by/press31105.html#doc [4] Несколько лет назад мы уже рассматривали данную проблему (см., например: Я.А. Гейвандов Социальные и правовые основы банковской системы РФ. М., 2003), однако она по-прежнему остается актуальной. [5] См.: Постановление Совета министров России от 9 октября [6] См.: Бизнес и банки. 1994. № 5. [7] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 43. Ст. 2406. [8] См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белорусь «О сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля» от 12 июля [9] Соглашение вступило в силу 14 августа [10] Договор ратифицирован РФ и вступил в силу 29 августа [11] См.: Вестник Банка России. 1997. № 28. [12] См.: Вестник Банка России. 1997. № 17. [13] Российской Федерацией Договор ратифицирован 10 июня [14] См.: Собрание законодательства РФ. 2000. № 7. Ст. 786. [15] См.: Бюллетень международных договоров. 2000. № 3. [16] Россия ратифицировала Соглашение 22 марта [17] Для реализации столь масштабных задач был разработан План совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства, рассчитанный на период 2001 — 2005 гг., принятый в качестве приложения к Соглашению о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы, подписанному 30 ноября [18] См. например: Послание Высшего Государственного Совета Союзного государства Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России «О положении в Союзном государстве и ходе его строительства» от 2 апреля [19] См., например: Известия. 2003. 19 июня. [20] См. например: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия «О предоставлении Республике Белоруссия государственного кредита» от 10 декабря 2005г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия о предоставлении Республике Белоруссия государственного кредита в 2001-2002 годах от 30 ноября 2001г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия «О предоставлении Республике Белоруссия государственного кредита в 2000 году» от 29 декабря [21] Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия «О предоставлении Республике Белоруссия государственного кредита» от 14 декабря [22] Указанная организация должна была быть создана не позднее 1 июля [23] Более подробно см.: Я.А. Гейвандов Государственное регулирование денежной и кредитной сферы России (Некоторые проблемы и перспективы) //Гос. и право. 2001. № 11. [24] Проект Конституционного акта Союзного государства //http://www.sinfo.ru/ru/juridical_library/statutory_acts/. [25] См., например: Пресс-релиз. Департамент внешних и общественных связей Банка России 15 февраля 2001 года // http://www.cbr.ru/search/print.asp?File=/press/arxiv/010215_1711_leada.htm. |
< Пред. | След. > |
---|