Я.А. Гейвандов. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Friday, 03 July 2009 | |
Я.А. Гейвандов. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (статья была опубликована в журнале «Государство и право».- 1997.-№ 11.-С. 75-81) Проводимые в стране реформы денежно-кредитной системы, отказ от государственной монополии в банковской сфере потребовали изменения правового положения, функций и полномочий главного банка Российской Федерации. Появилась потребность в управлении денежно-кредитной и банковской сферами не только административными, но и гражданско-правовыми методами. Реальностью стало государственное управление экономическими процессами с использованием Банком России далеко не административных инструментов и методов государственной денежно-кредитной политики (процентные ставки, операции на открытом рынке, рефинансирование и т.п.). Вместе с тем, правовое положение Банка России, в том числе его организационно-правовая форма как юридического лица, в действующем законодательстве должным образом не определены. Поэтому рассмотрение вопроса о правовом положении Банка России представляется весьма актуальным для российской юридической науки и практики. Общим признаком, характеризующим правовое положение Банка России, независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является предоставленный ему Федеральным законом[1] статус юридического лица, основанного на федеральной собственности. Закрепленный в Федеральном законе статус Банка России должен соответствовать нормам Гражданского кодекса РФ, регулирующим общие положения о юридических лицах (гл. 4 ГК РФ). Однако Федеральный закон, определяющий, что Банк России является юридическим лицом (ст.2), не устанавливает его организационно-правовую форму как юридического лица и не определяет место в системе органов государственной власти и управления РФ. Этот пробел в действующем законодательстве оказывает негативное воздействие на функционирование всей денежно-кредитной системы государства, затрудняет полноценное взаимодействие Банка России с органами государственной власти, кредитными и иными организациями. Определение юридического статуса Банка России имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В соответствии с ГК РФ юридические лица создаются в установленном законом порядке и в различных, но обязательно в предусмотренных законодательством, организационно-правовых формах. Только в этом случае в момент своего создания юридические лица приобретают правоспособность. Вводить нечто не предусмотренное законом их создатели (учредители) не вправе[2]. Поэтому в учредительных документах юридических лиц, а также в законодательных и иных правовых актах органов государственной власти, на основании которых создаются и действуют юридические лица, в обязательном порядке должно быть отражено их наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму (ст. 52, 54 ГК РФ). Решающее значение для определения вида и организационно-правовой формы Банка России, как и любого другого юридического лица, имеют цели и характер его деятельности, а также особенности осуществляемых им функций. Согласно Федеральному закону получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ст. 3 Федерального закона). Организации, в том числе Банк России, не имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющие ее между участниками (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"), признаются некоммерческими организациями[3]. Именно в связи с некоммерческим статусом Банка России ст. 2 этого Федерального закона предусматривает, что он в налоговых органах не регистрируется. Основными целями деятельности Банка России, непосредственно связанными с его юридическим статусом, являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов (ст. 3 Федерального закона). Указанные цели связаны с управлением денежно-кредитной и банковской системами, повышением их эффективности и надежности и, безусловно, включают защиту прав и законных интересов всех участников экономических отношений. Поэтому они несомненно нацелены на достижение общественных благ и полностью соответствуют целям некоммерческих организаций. Согласно закону некоммерческие организации могут создаваться, в частности, для достижения управленческих целей, для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). В соответствии с целями своей деятельности Банк России наделен функциями государственного органа, осуществляющего банковское регулирование, банковский надзор и контроль от имени РФ. Для реализации указанных функций на него возложены государственно-властные полномочия. Кроме того, Банк России осуществляет банковское обслуживание юридических и физических лиц, кассовое исполнение бюджета, операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ и т.п. (ч. 2 ст. 23, ст. 47 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 2 декабря 1990 г. (в редакции от 26 апреля 1995 г.))[4]. Также Банк России в установленных Федеральным законом случаях может участвовать в гражданских и иных (например, трудовых) правоотношениях в своих интересах или в интересах своих служащих, может осуществлять управленческие функции в отношении подчиненных предприятий, учреждений и организаций. Согласно п. 3. ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Состав участников, имеющих право создавать (учреждать) предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовые формы некоммерческих организаций определен в ст. 116-123 ГК РФ, ст. 6-12 Федерального закона "О некоммерческих организациях". При этом Российской Федерацией, как собственником федерального имущества, некоммерческая организация может быть создана только в форме учреждения (ст. 120 ГК РФ). В соответствии с действующим законодательством Банк России также создан собственником – Российской Федерацией. Решение РФ о его создании как организации некоммерческой сформулировано в Федеральном законе. Создавая Банк России, собственник (Российская Федерация) наделил его уставным капиталом в размере 3 млрд. рублей (ст. 9 Федерального закона). На этом финансирование Банка России Российской Федерацией было прекращено. Таким образом, в случае с Банком России собственник финансирует созданное им юридическое лицо частично, только при его создании. Имущество любого юридического лица на основании ГК РФ может быть либо в его собственности, либо принадлежать ему на праве хозяйственного ведения или закрепляется за ним на праве оперативного управления. При этом следует учитывать, что в Федеральном законе прямо установлено, что собственником имущества Банка России является Российская Федерация. В то же время имущество Банка России также не может быть признано принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. В юридической науке вполне обоснованно признается, что "субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. 113-114 ГК РФ), как разновидность коммерческих организаций"[5]. Поэтому федеральное имущество согласно закону может принадлежать Банку России только на праве оперативного управления, как некоммерческой организации, созданной в форме учреждения (ст. 296 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Согласно ГК РФ под оперативным управлением понимается осуществление учреждением права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ). Устанавливая, что уставный капитал и иное имущество Банка России не являются его собственностью, Федеральный закон определил, что он владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных этим законом, а именно: в соответствии с целями своей деятельности, порядком и полномочиями, закрепленными в ст. 1, 2 Федерального закона. В то же время, в отличие от норм гражданского законодательства (ст. 296 ГК РФ), Федеральным законом установлены некоторые особенности изъятия имущества Банка России. Так, определено, что изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается (ст. 2). Данная норма является правовым средством, обеспечивающим соблюдение установленного Федеральным законом запрета на предоставление Банком России кредитов Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете[6], а также кредитов на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 22 Федерального закона). Вместе с тем, как видно из анализа некоторых решений Правительства РФ оно не исключает возможности получения от Банка России соответствующих кредитов. Несмотря на положения ст. 22 Федерального закона Правительство РФ возложило на Министерство финансов РФ полномочия заключать от имени Правительства РФ соглашения с Банком России о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели (п. "щ" ст. 7 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве финансов РФ" от 19 августа 1994 г.[7]). Поэтому законодателем приняты меры, направленные на недопущение принудительного изъятия органами исполнительной власти имущества (денежных средств) Банка России. Установленное Федеральным законом ограничение на изъятие имущества Банка России является также правовой гарантией соблюдения конституционной нормы об осуществлении денежной эмиссии исключительно Банком России (ст. 75 Конституции РФ). Таким образом, предусмотренный ст. 2 Федерального закона особый порядок изъятия имущества, закрепленного за Банком России, объективно обусловлен возложенными на Банк России функциями и не противоречит действующему гражданскому законодательству. Возможность установления особого правового положения для некоторых видов государственных и иных учреждений не исключается, если соответствующие особенности определены законом или иным правовым актом (п. 3 ст. 120 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Более того, изъятие у Банка России части его имущества в бюджет Российской Федерации при необходимости осуществляется на основании принимаемых в установленном порядке федеральных законов. Например, Федеральным законом "О перечислении прибыли Центрального банка РФ в федеральный бюджет" от 5 июня 1995 г. Банку России предписано перечислить в федеральный бюджет прибыль по отчету за 1994 г. в сумме 5 трлн. рублей[8]. Некоторые особенности присущи Банку России и в части, касающейся распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 298 ГК РФ, если учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Из этого общего правила имеются исключения. Так, Федеральным законом установлена обязанность Банка России перечислять в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам каждого года[9]. Согласно ст. 10 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" прибыль Банка России является одним из источников формирования доходов федерального бюджета на 1997 г.[10] С момента создания некоммерческая организация в форме учреждения вправе приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Кроме того, некоммерческая организация в форме учреждения может отвечать по своим обязательствам субсидиарно с собственником переданного ей имущества при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения (п. 2 ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Однако применительно к Банку России установлено, что государство не отвечает по его обязательствам, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 2 Федерального закона). Право на осуществление предпринимательской деятельности Банку России законодательными актами не предоставлено. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Приведенные признаки предпринимательской деятельности не могут быть применены к Банку России ни по целям, ни по характеру его деятельности. Вместе с тем предусмотрено, что в процессе осуществления возложенных на него функций государственного регулирования в денежно-кредитной и банковской сферах экономическими методами Банк России может получать собственные доходы. Однако в Федеральном законе содержатся значительные ограничения прав Банка России на осуществление экономической деятельности в сравнении с другими юридическими лицами – некоммерческими организациями (ст. 7, 48 Федерального закона). Согласно ст. 48 Федерального закона Банк России не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций, а также заниматься торговой и производственной деятельностью за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом (п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона). Банк России вступает с другими юридическими лицами в гражданско-правовые и иные правоотношения и получает доходы не в связи с предпринимательской деятельностью, а в процессе осуществления им функций государственного управления денежно-кредитной и банковской системами. Более того, гражданско-правовые сделки, совершаемые Банком России с другими юридическими лицами, в том числе и с кредитными организациями (операции на открытом рынке, рефинансирование, процентные ставки по операциям Банка России и т.п.), являются для него не средствами получения прибыли, а основными инструментами и методами государственного управления в денежно-кредитной сфере (ст. 35 Федерального закона). Полученные в процессе установленной Федеральным законом деятельности Банка России доходы (балансовая прибыль) по итогом года, на 50% используются для пополнения доходов федерального бюджета. Остальные 50% пополняют соответствующие резервы и фонды Банка России, а также расходуются на содержание его служащих, имущества и т.п. Расходы Банка России из упомянутых резервов и фондов в основном связаны с использованием гражданско-правовых методов государственного управления экономикой, требующих значительных затрат денежных средств. Тем самым обеспечивается финансовая основа управления денежно-кредитной сферой без привлечения государственных бюджетных средств. Вышеприведенные особенности, присущие Банку России как юридическому лицу, позволяют сделать вывод о том, что среди закрепленных законом организационно-правовых форм некоммерческих организаций, особенностям правового положения Банка России соответствует организационно-правовая форма - государственное учреждение. Однако правовое положение самих государственных учреждений РФ и, в частности органов государственной власти, ни ГК РФ, ни Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не определяют. Между тем именно в этих законодательных актах было бы логичнее урегулировать особенности, присущие государственным учреждениям. Возложенные на него функции Банк России осуществляет от имени Российской Федерации. Такая деятельность носит государственно-властный, общеобязательный характер и означает, что Банк России осуществляет функции государственного управления в кредитно-денежной и банковской сферах. Поэтому Банк России не может находиться вне системы органов государственного управления. В юридической литературе уже обращалось внимание на то, что понятие "государственное управление" не тождественно понятию "исполнительная власть". Например, А.П. Алехин и Ю.М. Козлов вполне обоснованно отмечают, что "все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти"[11]. Органом, осуществляющим функции государственного управления в кредитно-денежной сфере, но не относящимся к субъектам исполнительной власти, является Банк России. Осуществляемые им функции государственного управления отличаются от деятельности многих других государственных органов тем, что оно не носит непосредственного характера, предполагающего право собственности на имущество управляемого объекта, его подчинение органу управления, а также право органа государственного управления вмешиваться в оперативную деятельность подчиненных объектов. Государственное управление денежно-кредитной и банковской деятельностью осуществляется Банком России путем денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля, регулирования Банком России банковской деятельности (банковское регулирование), а также в форме надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций, непосредственно ему не подчиненных. Следовательно, Банк России безусловно является органом государственного управления РФ, наделенным государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере и сфере банковской деятельности. Но при этом Банк России не является органом исполнительной власти, не имеет полномочий распорядительного характера в отношении организаций, образующих банковскую систему и, по общему правилу, не может вмешиваться в их оперативную деятельность. Одновременно с этим, в отличие от других государственных органов, Банк России при осуществлении функций по регулированию банковской деятельности независим от других органов государственной власти, действующих в России. Центральный банк РФ в связи с особенностями его статуса и возложенных на него полномочий является одним из государственных органов, но при этом он не включен в систему органов государственной власти, предусмотренную ст. 11 Конституции РФ. Банк России является особым государственных органом РФ. Правовое положение Банка России, являющегося некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность, связанную с государственным управлением в соответствии с действующим законодательством и целями его деятельности, вполне согласуется с правовыми нормами, закрепленными в ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях". В то же время все особенности юридического статуса Банка России как государственной некоммерческой организации в форме учреждения, наделенного государственно-властными функциями, следовало бы более подробно урегулировать в Федеральном законе. Подводя итог рассматриваемому вопросу, необходимо сделать вывод, что Банк России представляет собой государственный орган управления с возложенными на него особыми функциями, применяемыми в сфере денежно-кредитных отношений, а также в банковской деятельности. Для реализации упомянутых функций Банк России наделен соответствующими государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями. Его особый статус выражается в том, что Центральный банк РФ не включен в систему органов государственной власти РФ (ст. 11 Конституции РФ), но при этом является государственным учреждением и представляет собой единый федеральный государственный орган, осуществляющий государственное управление в денежно-кредитной и банковской сферах РФ[12]. В юридической литературе не исключается возможность существования такого рода государственных органов. Например, по мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, высказанному применительно к органам прокуратуры, они также составляют особую группу государственных органов и при этом не относятся к органам законодательной, исполнительной и судебной власти[13]. Несмотря на обилие законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих правовое положение Банка России, есть необходимость более четкого формулирования особенностей правового статуса Банка России как государственного органа и юридического лица. Поэтому важно определить и четко сформулировать в федеральном законодательстве правовой статус Банка России, его место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих управление денежно-кредитной и всей экономической жизнью России. Юридической науке и практике известны две макросистемные модели взаимодействия центральных банков с органами государственной власти: 1) центральный банк может являться агентом министерства финансов, для того чтобы проводить на практике финансовую политику политической группы, находящейся у власти; 2) центральный банк может быть независим от правительства, чтобы гарантировать стабильность финансовой политики вне зависимости от настроений политических властных структур[14]. Однако определение правового положения Центрального банка РФ и его места в системе государственных органов осложнено противоречиями, содержащимися в действующем законодательстве, которые после внесения изменений в Закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в 1995 г. не были устранены. Первый вариант Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", принятый Государственной Думой 27 января 1995 г. был отклонен Президентом РФ, в том числе и в связи с неопределенностью правового статуса Банка России, как "юридического лица с особым статусом". Внимание законодателей было обращено на действующее законодательство, не предусматривающее введение "особого статуса" для юридических лиц. В последующем этот недостаток был устранен, но формальное исключение из текста закона термина "особый статус", против которого возражал Президент РФ, не устранило реальных противоречий, заложенных в содержании Конституции РФ, Федеральных законах "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности". Например, в соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся "федеральные экономические службы, включая федеральные банки", т.е. федеральных банков по смыслу этой нормы может быть несколько. Согласно Указу Президента РФ "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации" от 10 июня 1994 г.[15], Центральный банк РФ является федеральным банком (п. 5). Какие-либо иные федеральные банки в банковской системе Российской Федерации в настоящее время не существуют. Это означает, что именно Центральный банк включен в систему федеральных экономических служб (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ), которые являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Руководители этих органов не входят по должности в состав Правительства РФ (Указ Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 30 сентября 1992 г.)[16]. Учитывая, что все федеральные экономические службы являются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, Банк России по смыслу п. "ж" ст. 71 Конституции РФ также включен в систему исполнительной власти РФ. Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. Как следует из содержания Указов Президента РФ от 10 января 1994 г. и от 14 августа 1996 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти»[17], Банк России в качестве органа, подведомственного Правительству РФ, не упоминается. Более того, согласно банковскому законодательству Банк России включен в иную - банковскую систему Российской Федерации и в пределах возложенных на него функций и полномочий независим в своей деятельности от органов государственной власти (ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"). Из другого конституционного положения следует, что основной функцией Центрального банка РФ, осуществляемой независимо от других органов государственной власти, является защита и обеспечение устойчивости рубля, а также осуществление денежной эмиссии (п. 2 ст. 75 Конституции РФ). По смыслу этой нормы Банк России находится на одном уровне с другими органами государственной власти РФ, т.е. предполагается, что в качестве одного из равных элементов он включен в систему органов государственной власти в качестве самостоятельного звена. Иначе незачем было бы использовать в данной правовой норме словосочетание "независимо от других органов государственной власти". Вместе с тем, в исчерпывающем перечне федеральных органов государственной власти РФ, также закрепленном в Конституции РФ, упоминаются только Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (п. 1 ст. 11 Конституции РФ). В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" в редакции 1995 г. Банк России является юридическим лицом, уставный капитал и иное имущество которого находятся в федеральной собственности (ст. 2), т.е. в собственности РФ (п. 1 ст. 214 ГК РФ). Согласно Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляется Правительством РФ (п. 1 ст. 114). В то же время согласно гражданскому законодательству права собственника от имени РФ осуществляют органы государственной власти и лица в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов и лиц (п. 3 ст. 214, ст. 125 ГК РФ). В случаях и в порядке, предусмотренном федеральными законами по специальному поручению в них содержащемуся, от имени Российской Федерации могут выступать не только государственные органы, но и юридические лица (ст. 125 ГК РФ). Полномочия Банка России по владению, пользованию и распоряжению находящейся в его ведении федеральной собственностью установлены в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Однако этот закон не определяет, в какой форме за Банком России закреплено имущество РФ (ст. 2 Федерального закона). Между тем, устанавливая правовые формы закрепления федерального имущества за юридическими лицами, действующее законодательство регулирует также объем и особенности ответственности РФ и соответствующего юридического лица, за которым закреплено имущество РФ. В отношении Банка России эти вопросы в законодательстве не определены, что затрудняет не только понимание, но и применение заинтересованными лицами норм, регулирующих правой статус Банка России, его права и обязанности, а также ответственность, которая может быть возложена на Банк России и на закрепленное за ним имущество. Открытым остается вопрос о регулировании в федеральном законодательстве государственной службы служащих Банка России, ввиду неопределенности правового положения Банка России как государственного органа. Согласно ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" от 31 июля 1995 г.[18] под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Нет сомнений, что Председатель Банка России, члены Совета директоров Банка России, а также служащие Банка России обеспечивают исполнение им функций государственного управления в денежно-кредитной и банковской сферах. Вместе с тем, в перечень государственных должностей, разделенных Федеральным законом "Об основах государственной службы в Российской Федерации" на категории, не включены ни Председатель Банка России, ни другие служащие Банка России (ст. 1 упомянутого Федерального закона). Не упоминаются служащие Банка России как государственные служащие и в утвержденном Указом Президента России "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" от 11 января 1995 г. реестре государственных должностей федеральных государственных служащих[19]. Должность Председателя Банка России как государственная должность РФ упомянута лишь в сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ "О государственных должностях Российской Федерации" от 11 января 1995 г.[20] Этот Указ принят до вступления в силу Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. В связи с изложенным, необходимо обеспечить согласованность норм действующего законодательства о государственной службе с нормами Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части, касающейся регулирования правового положения служащих Банка России (гл. 14 Федерального закона). Таким образом, Конституция РФ и банковское законодательство не только должным образом не определяют место Банка России в системе органов государственной власти и его статус как юридического лица, но и содержат нормы, характеризующие Банк России, во-первых, как орган государственной власти, во-вторых, как один из федеральных органов исполнительной власти, включенный в систему федеральных экономических служб, а в-третьих, как юридическое лицо, не являющееся звеном государственной власти, действующее независимо от каких бы то ни было государственных органов и организаций при осуществлении своих полномочий, но имущество которого является федеральной собственностью. С учетом изложенных выше обстоятельств действующее банковское законодательство применительно к статусу Банка России нуждается в совершенствовании. [1] См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)"» от 26 апреля 1995 г. - Собрание законодательства РФ, 1995, № 18, ст. 1593 (далее - Федеральный закон). [2] Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996, с. 60. [3] Комментарий части первой ГК РФ. М., 1995, с. 96. [4] Росс. газ., 1995, 4 мая. [5] См.: Комментарий части первой ГК РФ, 1995, с. 308. [6] Федеральные законы о федеральном бюджете с 1996 г. не предусматривают возможности кредитования Банком России бюджетного дефицита. - Росс. газ., 1996, 18 янв.; 1997, 4 марта. [7] Росс. газ., 1994, 3 сент. [8] Росс. газ., 1996, 8 июня. [9] См.: Росс. газ., 1997, 5 марта. [10] См.:. Росс. газ., 1997, 4 марта. [11] См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. Учебник. М., 1995, с. 15-16. [12] Иная точка зрения на организационно-правовую форму Банка России как юридического лица высказана Л.Г. Ефимовой, полагающей, что Банк России является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. По ее мнению, Банк России является коммерческой организацией, занимается предпринимательской деятельностью, получает от нее прибыль, часть которой перечисляется в бюджет (см.: Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1997, с. 26.). [13] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 1995, с. 299. [14] Топорнин Н.Б. О статусе Центрального банка. Сравнительно-правовой анализ на примере отдельных стран. -Деньги и кредит, 1993, № 5, с. 26. [15] Росс. газ., 1994, 16 июня. [16] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 14, ст. 1090. [17] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 3, ст. 190; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 12, ст. 1065; 1996, № 20, ст. 2327; 1996, № 25, ст. 3016; 1996, № 32, ст. 3901; Росс. газ., 1996, 16авг.; 1996, 10 дек.; 1996, 11 сент. [18] Росс. газ., 1995, 3 авг. [19] Росс. газ., 1995, 25 янв. [20] Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 173. |
< Пред. | След. > |
---|