Создание единой денежно-кредитной системы Содружества Независимых Государств (политико-правовые декл |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Saturday, 24 January 2009 | |
Создание
единой денежно-кредитной системы Содружества Независимых Государств (политико-правовые
декларации и реальность) Практически сразу после распада СССР и создания СНГ
многие бывшие союзные республики выражали намерение остаться в единой
денежно-кредитной системе, основанной на сохранении рубля в качестве
единственного платежного средства на своих территориях. В связи с такими
намерениями между Россией и некоторыми государствами было подписано множество
двусторонних и многосторонних договоров, касающихся сотрудничества в
денежно-кредитной сфере, на основе сохранения рубля в качестве единой валюты. Как показывает анализ многочисленных договоров и
соглашений, касающихся межгосударственного сотрудничества России со странами
СНГ в денежно-кредитной сфере, и реального состояния такого сотрудничества,
подписанные документы так и не привели к созданию в рамках СНГ декларируемой
единой денежной, валютной или финансовой системы. Наоборот, несмотря на
подписанные международно-правовые акты и вопреки их содержанию, произошло
фактическое и юридическое размежевание стран СНГ в денежно-кредитной сфере. Провозглашенные в договорах идеи и намерения
использовать рубль в качестве единого платежного средства остались
невыполненными. Речь идет о таком большом количестве многосторонних и
двусторонних договоров, что одно их перечисление заняло бы непозволительно
большой объем данной работы (например, Соглашение о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа от 7 сентября В реальности значительная часть международных
договоров и обязательств использовалась не столько для достижения взаимных
интересов и создания единой денежно-кредитной системы на постсоветском
пространстве, сколько для обеспечения наиболее безболезненного перехода
некоторых государств к собственной национальной валюте и собственному
денежно-кредитному регулированию. При этом национальные интересы самой России,
видимо, особенно во внимание не принимались. Очевидно, именно в связи с этим
двусторонние и многосторонние соглашения, касающиеся создания единой
денежно-кредитной системы на постсоветском пространстве, действовали вплоть до
1 декабря Между тем опыт правового,
политического и экономического взаимодействия России с другими государствами по
поводу сближения или создания единой денежно-кредитной системы необходимо
изучать и учитывать, чтобы не повторять прошлых ошибок в будущем. Так, 15 мая В соответствии с
продекларированным в Соглашении от 15 мая Как отмечается в упомянутом
Постановлении Правительства России, основной его целью было упорядочение
платежно-расчетных и денежно-кредитных отношений России с государствами
рублевой зоны, стабилизация денежного обращения на основе использования рубля и
обеспечение условий для введения его конвертируемости. Так, на Государственный
комитет Российской Федерации по экономическому сотрудничеству с государствами -
членами Содружества было возложено осуществление координации действий
министерств и ведомств России при подготовке проектов соглашений с
государствами, сохраняющими рубль в качестве законного платежного средства,
выработке механизма дальнейшего функционирования единой денежной системы и
соответствующих методов проведения согласованной денежно-кредитной политики.
Кроме того, Госкомитету России по экономическому сотрудничеству с государствами
— членами Содружества предстояло разработать предложения по совершенствованию
платежно-расчетного механизма в отношениях с государствами — членами
Содружества, в частности порядка валютных операций и расчетов с участием
физических и юридических лиц — резидентов соответствующих государств. Однако до
сих пор непонятно, почему подобное поручение было дано не Банку России и не
Минфину России, а государственному органу, не имеющему какого-либо опыта и
серьезных полномочий в сфере денежно-кредитного регулирования. Постановлением Правительства
России от 3 сентября о взаимных обязательствах и
платежно-расчетных отношениях Российской Федерации с государствами, принявшими
на себя обязательства по участию в рублевой зоне; о взаимных обязательствах и
платежно-расчетных отношениях Российской Федерации с государствами, вводящими
национальную валюту. Однако
результативность от применения вышеназванного Соглашения СНГ от 15 мая Так называемое техническое
подкрепление наличной и безналичной российской национальной валютой нельзя
назвать даже полноценным государственным кредитом, поскольку его применение не
ограничивалось определенным сроком, не сопровождалось надлежащим обеспечением и
не обусловливалось уплатой должником процентов или какими-либо иными условиями
политического, экономического или социального характера. Причем такая политика
осуществлялась в период, когда даже благополучные страны и международные
финансовые институты, предоставляя финансовые ресурсы самой России, не допускали
той благотворительности, которую позволяли себе государственные органы России.
Предоставление Россией беспроцентного, бессрочного и необеспеченного
«технического» или какого-либо иного «подкрепления» другому государству в виде
собственной национальной валюты можно было бы увязать с условиями
политического, социального и иного характера, в которых была заинтересована
Россия, и зафиксировать их в совместных политических соглашениях. Кстати,
именно так поступали с Россией другие государства и международные организации.
Однако в тот период органами государственной власти России этого сделано не
было. Таким образом, принятие и
реализация вышеупомянутых договоров (соглашений) и нормативных правовых актов
способствовали тому, что в России на государственном уровне активно применялась
практика не столько кредитования, сколько прямого вывоза наличной национальной
валюты в ставшие суверенными государствами республики бывшего СССР. Причем
такая политика проводилась в период, когда в самой России происходила гиперинфляция,
резко снизилась устойчивость и курс национальной валюты по отношению к
иностранным валютам, не хватало продуктов, существенно повысились цены на
товары и услуги. О том, как был организован процесс вывоза национальной валюты,
можно судить из содержания Указания ГТК РФ от 7 октября Остается только догадываться, с какой скоростью все
это «наличное денежное подкрепление» российскими рублями суверенных государств
вновь возвращалось из этих республик на товарные и валютные рынки России,
способствуя снижению курса ее национальной валюты, подстегивая растущую
инфляцию, а в конечном итоге усугубляя кризисные экономические явления 90-х гг.
прошлого века. Дальнейшее развитие
вышеуказанная практика получила после подписания в Бишкеке Соглашения о единой
денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике
государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства, от 9
октября В соответствии с этим
Соглашением государства-участники подтвердили стремление поддерживать и
развивать сложившиеся экономические связи в интересах своих народов на
взаимовыгодной и равноправной основе, стремясь к стабилизации денежного
обращения и защите экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов
от инфляции. Для этого они объявили, что на их территориях единым законным
платежным средством является рубль, а всякие ограничения на обращение рубля не
допускаются. Бросается в глаза, что в тексте Соглашения применительно к рублю
не упоминается его принадлежность к России. Используются такие фразеологические
обороты, которые обезличивают идентификацию рубля именно как национальной
валюты России. Помимо этого, не исключалось, что на территории
государств-участников, наряду с рублем, законным платежным средством в наличном
обороте могут быть «признаны другие аналоги денег (купоны, расчетные билеты и
т. п.), эмиссия которых должна производиться в пределах общей суммы рублевой
эмиссии в соответствии со ст. 7 Соглашения». Таким образом, когда речь шла о
России, российский рубль становился валютой «для всех», но, когда речь шла о
других государствах-участниках, каждое из них сохранило за собой право
параллельно вводить собственную валюту на своей территории, скромно именуя ее
«другим аналогом денег». Государства — участники
Соглашения от 9 октября Признав необходимость создания
Межгосударственного банка как первоочередной задачи осуществления взаимных
межгосударственных расчетов, государства — участники Соглашения пошли еще
дальше. Они установили буквально следующее правовое положение: «До образования
Межгосударственного банка Стороны делегируют Центральному банку Российской
Федерации право осуществлять эмиссию наличных денег и регулировать кредитную
эмиссию, объемы которой определяются Межбанковским координационным Советом
национальных (центральных) банков государств рублевой зоны. Российская
Федерация берет на себя обязательство по удовлетворению потребности в налично-денежных
средствах национальных (центральных) банков Сторон. Стороны будут оказывать
своим национальным (центральным) банкам всемерное содействие в осуществлении
единой денежно-кредитной политики» (ст. 6 Соглашения). Очевидно, что избранный в
рассматриваемом Соглашении подход явно противоречил национальным интересам
России с точки зрения ее экономики и национального законодательства. На момент
принятия Соглашения действовала Конституция (Основной закон) Российской
Федерации от 12 апреля В соглашении
государства-участники признали необходимым достижение свободной
конвертируемости рубля и в этих целях согласились координировать свою
деятельность, осуществлять взаимодействие с международными финансовыми и
банковскими институтами. Кроме того, было решено применять курс рубля,
устанавливаемый Банком России, на территориях государств-участников в порядке,
определяемом их национальными (центральными) банками. Таким образом, и в этом
вопросе Россия оказалась в наименее выгодном положении. С момента подписания Соглашения
от 9 октября Таким образом, даже
фрагментарный анализ свидетельствует, что Соглашение от 9 октября В Декларации глав государств — участников СНГ от 14
мая В Постановлении от 30 июня Банку России было рекомендовано
оформить задолженность в пределах указанной суммы государственного внутреннего
долга на срок до Между тем согласно ст. 1
действовавшего в то время Закона РФ от 13 ноября Таким образом, нуждаясь в свободных
денежных средствах, в том числе для погашения долгов по утраченным вкладам
населения в Сбербанке России, государство за счет увеличения внутреннего долга
Российской Федерации кредитовало некоторые суверенные государства Содружества в
рамках так и не созданной единой денежно-кредитной системы СНГ. Как показали последующие годы,
экономическая, политическая или какая-то иная отдача от такого рода расходов
для России оказалась крайне незначительной, если не сказать негативной. Ограничив возможности предоставления
платежных (технических) кредитов правительствам и центральным банкам государств
СНГ, Верховный Совет в Постановлении от 30 июня 7 сентября Вопреки логике объединения
государства-участники согласились, что первым шагом к созданию рублевой зоны
нового типа станет обеспечение стабильности функционирования существующих
денежных систем Сторон с использованием в наличном обращении их денежных единиц,
т. е. фактически произошло разъединение. При этом государства — участники
Соглашения от 7 сентября Кроме того, предполагался
переходный период, в течение которого государства-участники при необходимости
могли вводить собственные денежные знаки, а денежно-кредитные отношения Сторон
основывались на взаимном признании функционирующих денежных знаков.
Государства-участники согласились, что в тех из них, где денежные билеты
Госбанка СССР и Банка России образца 1961б— 1992 гг. не изъяты из обращения,
эти денежные билеты могут использоваться в качестве законного платежного
средства на их территориях. В случае необходимости для какого-либо из
государств-участников ввести в обращение собственные денежные знаки в качестве
временной меры это государство принимает согласованные с другими Сторонами
решения, направленные на недопущение вывоза денежных билетов Госбанка СССР и
Банка России образца 1961 — 1992 гг. со своей территории на территорию
государств, где эти денежные билеты продолжают использоваться в качестве
законного платежного средства. Механизм поддержания
устойчивости обменных курсов денежных единиц государств — участников Соглашения
от 7 сентября Государства-участники
договорились, что в качестве основных показателей денежно-кредитной политики
они будут согласовывать: объем денежной массы на
территории государств — участников Соглашения; размеры дефицитов
консолидированных бюджетов; показатели регулирования
деятельности коммерческих банков; процентные ставки по кредитам, а
в двусторонние соглашения с Российской Федерацией могут включаться и другие
показатели. Кроме того, было решено проводить единую политику в отношении валют
третьих стран. Что касается расчетов и платежей
юридических и физических лиц государств-участников, то в Соглашении решено, что
они осуществляются в установленном порядке через систему корреспондентских
счетов коммерческих и центральных (национальных) банков. Несмотря на то, что создание
рублевой зоны нового типа было лишь провозглашено, а ее реализация сдвинута на
неопределенный срок, новое Соглашение по-прежнему сохраняло различные формы
использования российской национальной валюты между различными
государствами-участниками. Так, для обеспечения в переходный период взаимных
расчетов по неторговым операциям Стороны приняли на себя обязательство
продавать друг другу национальные денежные знаки, в том числе денежные билеты
Банка России образца Дальнейшее
размежевание государств СНГ вместо создания единой денежно-кредитной системы
или сотрудничества в сфере денежно-кредитного регулирования проявилось в
международных правовых документах, принятых ими позднее. 24 сентября Экономический союз создается
путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении
экономических реформ через: межгосударственную
(многостороннюю) ассоциацию свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг,
капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз. Каждой форме интеграции предусматривается
комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и
осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями. Для настоящей работы
представляют интерес международно-правовые аспекты интеграции денежно-кредитной
сферы стран СНГ, участвующих в Экономическом союзе. Государства-участники взяли на
себя обязательства содействовать созданию совместных предприятий, сети
коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций; координировать
свою инвестиционную политику, включая привлечение иностранных инвестиций и
кредитов в областях, представляющих взаимный интерес (ст. 12, 13 Договора). Применительно к сфере
денежно-кредитных, финансовых и валютных отношений страны — участницы
Экономического союза больше не упоминают о намерении создать единую
денежно-кредитную систему, основанную на рубле как едином платежном средстве
или на какой-либо иной валюте. Они выразили намерение лишь согласовывать
«политику в области денежно-кредитных, валютных и финансовых отношений». На
этапе функционирования межгосударственной ассоциации свободной торговли
государства-участники согласились использовать в своих валютно-кредитных и
финансовых отношениях: «мультивалютную систему, охватывающую национальные
валюты, функционирующие в отдельных государствах, и систему, основанную на
рубле Российской Федерации» (ст. 14, 15 Договора). Какое содержание при этом
вкладывается в вышеприведенную формулировку, остается только догадываться, так
как в самом Договоре оно не раскрывается. Но в Договоре отмечается, что на этапе
формирования валютного союза будет обеспечиваться «переход во взаимных расчетах
к моновалютной системе, основанной на общей (резервной) валюте, в основе
которой лежат наиболее употребляемые и стабильные валюты Договаривающихся
Сторон», т. е. рубль в качестве валюты уже вовсе не упоминается. Наоборот, в
Договоре отмечается, что формирование валютно-денежной системы будет
базироваться на использовании национальных валют, и будет осуществляться
поэтапно через создание платежного союза, основанного на принципах: взаимного признания национальных
валют и осуществления их официальных котировок; осуществления платежей в
национальных валютах с использованием многостороннего клиринга через
Межгосударственный банк и другие расчетные центры; введения механизма согласованного
взаимного кредитования дефицитов платежных балансов; достижения взаимной
конвертируемости национальных валют по текущим операциям. По мере углубления
интеграционных процессов согласно Договору от 24 сентября применение плавающих курсов
валют и согласование пределов их взаимных колебаний; введение банковского механизма
поддержания курсов валют; достижение полной
конвертируемости национальных валют (ст. 16 Договора). Фактически налицо валютное
размежевание стран СНГ, но Договор о создании Экономического союза по-прежнему
сохранял возможность использовать в межгосударственных отношениях двусторонние
соглашения России и государств СНГ, заключивших Соглашение о практических мерах
по созданию рублевой зоны нового типа или присоединившихся к нему (ст. 17
Договора). Итак, по прошествии более 10 лет можно с сожалением
констатировать, что ни единая денежно-кредитная система, основанная на единой
валюте, российской или какой-либо иной, ни
валютный союз на постсоветском пространстве так и не созданы.
Единственным реальным воплощением соглашений и договоров десятилетней давности,
касающихся объединения денежных систем и введения рублевой зоны в некоторых
странах СНГ, стало учреждение Межгосударственного банка и создание Платежного
союза. Помимо СНГ на постсоветском пространстве созданы и
другие межгосударственные союзы и международные организации, также
декларирующие сотрудничество в денежно-кредитной сфере и создание платежных союзов.
Например, в ст. 49 Договора о Таможенном
союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля В
соответствии с Договором от 26 февраля К числу основных целей
формирования Единого экономического пространства Договор о Таможенном союзе и
Едином экономическом пространстве относит проведение согласованной налоговой,
денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной
политики. Государства — участники Договора
от 26 февраля Принято решение о регулярном
обмене информацией между центральными (национальными) банками, включая
информацию по текущим и капитальным операциям платежного баланса. В дальнейшем
государства-участники намерены разработать отдельное Соглашение о применении
общей системы валютного надзора (ст. 3, 17 Договора от 26 февраля Государственное регулирование
экономики по соглашению государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином
экономическом пространстве направляется на проведение институциональных
преобразований, эффективное управление собственностью, регулирование отношений
различных отраслей экономики с банковским сектором, создание новых механизмов
привлечения финансовых средств, упорядочение межгосударственных расчетов. Реализуя соглашения по взаимной
конвертируемости национальных валют, каждое из государств-участников обязалось
продолжать последовательную либерализацию валютной политики, а именно: отменить ограничения на
использование валюты других государств по текущим операциям; ввести единый обменный курс
национальной валюты по текущим операциям платежного баланса; способствовать допуску
банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки; отменить ограничения на ввоз и
вывоз национальной валюты уполномоченными банками. Кроме того, Стороны высказались
за присоединение к 8-й статье Устава Международного валютного фонда. В целях
реализации мер по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых
систем и по завершению этих мероприятий должны быть подписаны соответствующие
протоколы (ст. 31, 46 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом
пространстве). В Договоре между
Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и
Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной
областях от 29 марта Необходимо упомянуть и о ЕврАзЭС — международной организации, именуемой Евразийским
экономическим сообществом, созданным некоторыми государствами бывшего СССР (Республика Беларусь, Республика Казахстан,
Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Украина,
Молдова и Армения имеют статус наблюдателя при ЕврАзЭС) в соответствии с
Договором об учреждении Евразийского
экономического сообщества, подписанным в Астане 10 октября В Преамбуле Договора от 10 октября ЕврАзЭС обладает полномочиями,
добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с
положениями Договора от 10 октября Интеграцией
государств-участников (включая денежно-кредитную сферу) призван заниматься
Интеграционный Комитет — постоянно действующий исполнительный орган ЕврАзЭС.
Интеграционный Комитет обеспечивает реализацию решений Межгосударственного
Совета, программ интеграции, договоров и соглашений, действующих между
Сторонами, а также учреждает соответствующие межгосударственные комиссии и
комитеты, привлекает независимых экспертов в различных областях экономики,
права, управления и в иных сферах интеграции (ст. 19 Договора об учреждении
Евразийского экономического сообщества от 10 октября Итак, результаты даже
фрагментарного анализа международно-правовых актов, призванных способствовать
сближению денежно-кредитных систем государств, существующих на постсоветском
пространстве, позволяют сформулировать некоторые выводы. На начальном этапе участие
России в интеграционном процессе, основанном на использовании единой валюты –
российского рубля, скорее всего, было обусловлено желанием сохранить
экономическое единство и политическое союзничество между суверенными
государствами на постсоветском пространстве. Однако добиться этого не удалось. Более того, положения некоторых
международно-правовых договоров использовались некоторыми странами не столько в
интересах стратегических интеграционных целей, сколько для решения тактических
задач и создания наиболее благоприятных условий для относительно
безболезненного перехода к собственной экономической и денежно-кредитной
политике, опираясь на возможности участия в рублевой зоне и в едином торговом
пространстве. Какую реальную геополитическую
или экономическую выгоду от действия многочисленных договоров и соглашений,
принятых после распада СССР, получила Россия, судить политикам и экономистам.
Но с позиций сегодняшней правовой и даже геополитической реальности очевидно,
что часть действовавших и действующих международных правовых договоров со
странами СНГ, участником которых является Российская Федерация, по крайней мере
в части, касающейся денежно-кредитной сферы, явно устарела. Некоторые положения
международных договоров и соглашений дублируют, а иногда противоречат друг другу. Принятие некоторых, в том числе
рассмотренных в данной главе, договоров (соглашений) было связано с
определенным этапом межгосударственных отношений стран СНГ сразу после распада
Союза ССР, когда они еще не имели собственной институциональной базы для
введения национальной валюты и осуществления собственной денежно-кредитной
политики. Теперь этот этап пройден, но многие международные правовые акты,
подписанные в рамках СНГ, сохранились в устаревшем варианте, не отражающем ни
интересы Российской Федерации, ни, возможно, других государств Содружества. Вместе с тем, нельзя сказать,
что отдельные элементы межгосударственного сотрудничества в денежно-кредитной
сфере не реализуются вовсе. Вполне очевидно, что важной
составной частью любого сотрудничества является соответствующая
институциональная база, предполагающая принятие соответствующих нормативных
правовых актов, создание органов управления, координации и взаимодействия,
учреждение межгосударственных финансовых институтов, и адресное финансирование
интеграционных проектов. В этом смысле межгосударственное сотрудничество на
постсоветстком пространстве развивается достаточно активно. В то же время,
несмотря на наличие соответствующих деклараций в международных договорах
реализовать идею объединения денежно-кредитных систем в рамках Содружества
Независимых Государств, так и не удалось. Правовым аспектам
функционирования межгосударственных банковских институтов на постсоветском
пространстве будет посвящена следующая работа. |