Сейчас Вы здесь:Главная arrow От кризиса к кризису arrow Правительство России о кризисе arrow Мероприятия Правительства РФ по преодолению последствий кризиса. Ноябрь 2008

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Мероприятия Правительства РФ по преодолению последствий кризиса. Ноябрь 2008 Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Thursday, 05 February 2009

ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР, ПРЕДПРИНИМАЕМЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

(Использованы данные, опубликованные на сайте Председателя Правительства России - http://premier.gov.ru/anticrisis2/)

 

 

1. Курсовая политика
2. Поддержка банковской системы
3. Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений
4. Налоговая и бюджетная политика
5. Тарифная политика
6. Содействие занятости населения
7. Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья
8. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики
9. Нефтяная промышленность
10. Автомобилестроение
11. Сельхозмашиностроение
12. Оборонно-промышленный комплекс
13. Малый и средний бизнес
14. Авиационные перевозки
15. Розничная торговля
16. Аграрно-промышленный комплекс
17. Инфраструктурные проекты
18. Организационное сопровождение реализации антикризисных мер
 

 

Общей целью системы мер, предпринимаемых Правительством России и Центральным банком, является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.

В общей сложности на реализацию антикризисных мер зарезервировано 10 трлн. рублей. Эта сумма формируется из средств Федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов. 

1.      Курсовая политика

- С целью противодействия оттоку капитала ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 11% до 13%.

- Введены экономические меры, снижающие привлекательность валютных спекуляций: повышены процентные ставки ЦБ по инструментам предоставления ликвидности - ломбардным кредитам и операциям "валютный своп".

- Постепенно раздвигаются границы валютного коридора, что позволяет плавно корректировать курс рубля в зависимости от экономической ситуации.  

2.      Поддержка банковской системы

Для того, чтобы поддержать банковскую систему, не допустить потери сбережений граждан Правительство и ЦБ реализовали следующие меры.

- Снижены нормативы обязательных резервов (высвобождено около 380 млрд. рублей).

- Смягчены условия кредитования с использованием отдельных видов залога (в рамках указанных мер ЦБ сможет разместить в банках до 1,5 трлн. рублей; фактически размещено - около 350 млрд. рублей).

- Предоставляются беззалоговые кредиты (потенциальный лимит - до 3,5 трлн. рублей, фактически предоставлено - свыше 1,7 трлн. рублей). Срок кредитования увеличен до 1 года. Право на кредиты имеют 143 банка, воспользовались им 124 кредитных организации.

- ЦБ получил право частично компенсировать убытки коммерческих банков от операций на рынке межбанковского кредитования, если они возникли вследствие отзыва лицензии у банка-контрагента (необходимо для восстановления рынка МБК).

- На пополнение капиталов банков выделено 950 млрд. рублей субординированных кредитов, в том числе Сбербанку - 500 млрд. рублей, ВТБ - 200 млрд. рублей, Россельхозбанку - 25 млрд. рублей, иным банкам - 225 млрд. рублей при условии привлечения эквивалентного софинансирования их акционерами (фактически одобрено кредитов на сумму 17 млрд. рублей для 3 банков).

- На депозиты в коммерческих банках и в ценные бумаги размещены средства ГК "Фонд содействия реформе ЖКХ" (200 млрд. рублей), ГК "Роснано" (130 млрд. рублей), а также федерального бюджета. Всего на депозиты в банках размещены средства госкорпораций на сумму 430 млрд. рублей.

- До 700 тыс. рублей (ранее - 400 тысяч рублей) повышена страховая сумма по банковским вкладам граждан. В результате защищены 98,5% вкладов.

- Агентством по страхованию вкладов начата санация банковской системы (переход банков под управление АСВ, поиск инвесторов). На оздоровление таких банков выделено 200 млрд. рублей (фактически израсходовано 60 млрд.). Кроме того, на дополнительную ликвидность таким банкам за счет ЦБ выделено свыше 60 млрд. рублей. Уже 15 банков перешли под управление АСВ, в том числе для 11 найдены новые акционеры, которые завершат санацию.

- Ряд банков проходит процедуру оздоровления за счет средств ВЭБа (банки "Глобэкс" и "Связь-банк" - объем расходов 5,7 млрд. долларов) и ВТБ. 

3.      Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений

- Введены жесткие правила приостановки торгов в случае существенного (на 5 и более процентов снижения (роста) котировок). Временно запрещались маржинальные сделки.

- ЦБ наделен правом участвовать в торгах на фондовом рынке.

- Выделено 250 млрд. рублей на поддержку финансового рынка и реального сектора экономики. В том числе 75 млрд. рублей внесено в уставный капитал Внешэкономбанка, а 175 млрд. рублей средств Фонда национального благосостояния размещены на депозит в этом банке для последующего инвестирования в надежные финансовые инструменты (фактически инвестировано - 90 млрд.).

- Еще 325 млрд. рублей зарезервированы на 2009 год (будут использованы на поддержку финансового рынка, отраслей экономики и рынка труда).

- 50 млрд. долларов выделено Внешэкономбанку для кредитования российских заемщиков в целях рефинансирования их зарубежных займов, взятых под залог активов, расположенных на территории России. Принято решений на 13,3 млрд. долларов. Фактически предоставлено - 9,1 млрд. долларов. 

4.      Налоговая и бюджетная политика

В условиях экономического кризиса Правительство считает необходимым снизить налоговую нагрузку, усилить стимулирующую роль налоговой системы и, тем самым, поддержать деловую активность в реальном секторе экономики и потребительский спрос граждан. Приняты следующие решения.

- Изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный). А также - налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков.

- Облегчены правила погашения налоговой задолженности.

- Оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам. Поставлена задача - существенно ускорить возврат этого налога при экспортных операциях.

- Амортизационная премия по отдельным группам основных средств увеличена с 10% до 30%.

- Снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль.

- Субъектам федерации предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее - единая ставка - 15%).

- Общий объем снижения налоговой нагрузки оценивается примерно в 550 млрд. рублей в 2009 году.

- В целях компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от принятых решений по снижению налогов (в объеме примерно 100 млрд. рублей) им передаётся 0,5 процентных пункта налога на прибыль и 100% акцизов на ГСМ.

- Принят также ряд налоговых мер в нефтяной отрасли и на рынке жилья (в соответствующих разделах).

- В апреле 2009 года намечено вернуться к вопросу оптимизации налоговой системы. 

5.      Тарифная политика

Цель Правительства - обеспечить более гибкую, в зависимости от экономической ситуации индексацию тарифов в 2009 году.

- Среднегодовой рост тарифов на железнодорожные перевозки не превысит 12,4% (ранее планировалось - 18,7%). С 1 января тариф возрастет только на 5% (ранее - 14%).

- Среднегодовой рост тарифов на газ составит 16,3% (ранее - 25%). С 1 января индексация составит также 5%.

- Тарифы на теплоснабжение будут увеличены на 18% (ранее - 22%).

- Рассматривается законопроект, восстанавливающий право федерального центра определять предельные индексы тарифов на услуги ЖКХ. 

6.      Содействие занятости населения

- Максимальный размер пособия по безработице повышен с 3124 до 4900 рублей. В полном объеме пособие будет выплачиваться и гражданам, уволенным по собственному желанию.

- В федеральном бюджете зарезервировано до 50 млрд. рублей (из общей суммы 325 млрд.) на проведение активной политики занятости, включая:

  • организацию общественных работ, как для безработных, так и для граждан, переведенных на неполный рабочий день или находящихся в вынужденных отпусках;

  • опережающее переобучение высвобождаемых работников;

  • содействие в переезде к новому месту работы.

Указанные средства будут выделяться под региональные программы создания рабочих мест и организации общественных работ.

- Снижена квота на привлечение в Россию иностранной рабочей силы. 

7.      Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья

- 60 млрд. рублей внесено в уставный капитал АИЖК, что даст возможность продолжить программы ипотечного кредитования.

- Средства федерального бюджета и ГК "Фонд содействия реформе ЖКХ" (всего - 83 млрд. рублей) в 2008-2009 годах будут использованы для выкупа на рынке свыше 40 тысяч типовых квартир. Что поддержит строительные компании, ускорит решение жилищных проблем военнослужащих и граждан, проживающих в аварийных домах.

- В 2 раза, до 2 миллионов рублей, увеличен размер налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих жилье (норме придана обратная сила - с 1 января 2008 года).

- Граждане, взявшие ипотечный кредит, но утратившие возможность обслуживать его из-за потери работы или снижения доходов, - получат отсрочку по оплате процентов и основного долга. Соответствующие мероприятия будет проводить АИЖК.

- С 1 января 2009 года на оплату ипотечных кредитов разрешается досрочно направить средства "материнского капитала", в том числе - по кредитам, которые будут взяты в будущем.

- Правительство готово также обеспечить проектное финансирование строительства новых мощностей по производству цемента при условии, что их собственники примут на себя обязательство обеспечить долгосрочную справедливую цену на цемент (включая закупки для строительства, осуществляемого за счет бюджета). 

8.      Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики

Общая логика действий Правительства - восстановление нормального кредитования предприятий, стимулирование спроса, защита внутреннего рынка.

- Сформирован перечень из примерно 300 предприятий (включая крупные холдинговые компании), имеющих существенное социально-экономическое значение и являющихся крупными работодателями. Им будет оказана поддержка на федеральном уровне. В том числе - путем субсидирования процентных ставок по кредитам, при необходимости вхождения государства в капитал проблемных компаний, гарантирования заимствований. Отдельно аналогичный перечень предприятий будет создан на региональном уровне.

- На эти цели в федеральном бюджете зарезервировано примерно 92 млрд. рублей федерального бюджета (из общей суммы 325 млрд.). А с учетом дотации - 142 млрд. рублей. А также госгарантии на сумму до 200 млрд. рублей.

- Будут применяться селективные меры таможенно-тарифной защиты с учетом принятых международных обязательств.

- Проводится работа по снятию административных барьеров, развитию конкуренции. 

9.          Нефтяная промышленность

- Для поддержания достигнутого уровня добычи нефти:

  • с 9 до 15 долларов за баррель повышен необлагаемый минимум при расчете ставки НДПИ. Введены налоговые каникулы при разработке месторождений континентального шельфа, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, Восточной Сибири;

  • до 1 месяца сокращен период мониторинга при определении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;

  • нефтяная отрасль также сможет использовать механизмы ускоренной амортизации на основные средства производства;

  • размер таможенной пошлины снижен с 496 до 192 долларов за тонну. По оценке, с 1 января 2009 г. пошлина составит - 119 долларов.

- Суммарно, с учетом снижения налога на прибыль нефтяной сектор получит уменьшение налога на прибыль на 250 млрд. рублей в 2009 году. А с учетом сокращения таможенной пошлины в 2008 году - около 500 млрд. рублей. 

10.        Автомобилестроение

В целях поддержки автопрома приняты следующие меры.

- Дополнительное увеличение финансирования закупок автомобильной техники для федеральных государственных нужд (12,5 млрд. рублей).

- Направление до 40 млрд. рублей на закупку дорожной техники за счет экономии средств ФЦП «Модернизация транспортной системы».

- Реализация Национальной программы обновления парка муниципального автотранспорта (20 млрд. рублей за счет федерального бюджета, 10 млрд. - за счет бюджетов регионов).

- Направление до 5 млрд. рублей на закупку автотехники по лизингу для нужд сельского хозяйства (за счет 25 млрд. рублей, выделенных "Росагролизингу").

- Открытие кредитных линий в объеме до 43 млрд. рублей для лизинговых компаний (на срок до трех лет и не выше ставки рефинансирования). Использование механизмов лизинга автомобильной техники.

- Привлечение предприятиями автопрома до 70 млрд. рублей кредитов с использованием механизма госгарантий. Размещение инфраструктурных облигаций на сумму до 60 млрд. рублей (через механизмы рефинансирования).

- Субсидирование процентных ставок по кредитам граждан на приобретение автомобилей, выпущенных в России и относящихся к сегменту массового спроса (стоимостью до 350 тыс. рублей). Размер субсидии составит 2/3 ставки рефинансирования.

- Повышение таможенных пошлин. Временно - на новые иномарки. Постоянно - на подержанные машины.

- Для компенсации потерь дальневосточников - снижение (обнуление) тарифов на железнодорожные перевозки автомобилей из Европейской части страны в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. 

11.        Сельхозмашиностроение

- Внесение в уставный капитал "Росагролизинга" 25 млрд. рублей, которые, в том числе, пойдут на закупки продукции отрасли.

- Субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение.

- Введение временной таможенной пошлины на импорт иностранной сельхозтехники в размере 15%.

В свою очередь, Правительство ожидает, что производители сельскохозяйственной техники предоставят скидки на свою продукцию для конечных потребителей. 

12.        Оборонно-промышленный комплекс

Меры поддержки ОПК заключаются в субсидировании процентных ставок по кредитам, выделении субсидий, предоставлении налоговых кредитов, участии в капитале.

- Будут выделены дополнительные средства для предупреждения банкротства оборонных предприятий.

- Всего на поддержку этого сектора будет выделено около 50 млрд. рублей.

- Активизированы процессы реструктуризации оборонно-промышленного комплекса в рамках уже созданных крупных холдингов.

 - Предоставлены государственные гарантии по кредитам банков (на сумму 100 млрд. рублей).  

13.        Малый и средний бизнес

Основная цель поддержки малого бизнеса - использовать его потенциал для создания новых рабочих мест.

- Кредитная программа Внешэкономбанка по малому и среднему бизнесу будет увеличена до 30 млрд. рублей.

- 10,5 млрд. рублей выделяется из федерального бюджета на поддержку создания новых эффективных малых предприятий (кредитование, субсидирование процентных ставок, госгарантии, развитие инфраструктуры малого бизнеса - технопарков и бизнес-инкубаторов, - гранты и обучающие программы).

- Принят закон, предоставляющий малому бизнесу преференции при выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества.

- Решен вопрос о снижении платы за присоединение к электрическим сетям объектов малой мощности (5,5 МРОТ за объекты мощностью до 15 кВТ).

- Регионам и муниципалитетам предложено привлечь малый и средний бизнес к выполнению государственного и муниципального заказа. Снять административные барьеры для предпринимательской активности, включая ограничения по доступу на локальные рынки.

- Приняты меры по снижению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес (см. соответствующий раздел). 

14.        Авиационные перевозки

- Принято решение о кредитовании отдельных авиакомпаний в объеме до 30 млрд. рублей.

 

15.        Розничная торговля

- Системообразующим розничным сетям оказывается поддержка в виде предоставления кредитов, содействия ускорению регистрации имущества, передаваемого в залог, возврата в НДС в целях ускорения оборота средств. В свою очередь, торговые сети взяли на себя обязательство сдерживать рост цен на продовольственные товары. 

16.        Аграрно-промышленный комплекс

Задача поддержки АПК заключается в восстановлении нормального процесса кредитования отрасли, завершении реализации инвестиционных проектов строительства животноводческих комплексов, а также - в переработке рекордного урожая зерновых.

- Уставный капитал "Россельхозбанка" был увеличен дважды - на 30 млрд. и 45 млрд. рублей, соответственно.

- Для компенсации затрат на приобретение ГСМ, кормов, удобрений в общей сложности было выделено 28 млрд. рублей.

- Уставный капитал "Росагролизинга" пополнен на 25 млрд. рублей. Новые условия лизинга отменяют предоплату. Первый платёж будет вноситься через 12 месяцев после получения техники. Срок лизинга увеличен в полтора раза - с 10 до 15 лет.

- Должно быть обеспечено кредитование АПК в объеме свыше 860 млрд. рублей, в том числе 400 млрд. рублей с использованием механизмов субсидирования процентной ставки. Из них - 70 млрд. рублей на завершение строительства животноводческих комплексов.

- Субсидирование будет осуществляться в размере 80% ставки рефинансирования. А по отдельным видам кредитов - 100% (проекты по животноводству и производству молока).

- Внешэкономбанк будет участвовать в финансировании  крупных проектов в агропромышленном комплексе, что нашло отражение в Меморандуме этого банка.

- Будет расширен масштаб зерновых интервенций.

- Принято решение по новым квотам на импорт мяса птицы и свинины. Существенно повышаются тарифы на внеквотные поставки мяса. А объем тарифной квоты по такой позиции как мясо птицы - сокращается на 300 тыс. тонн.

- Должны быть отрегулированы отношения сельхозпроизводителей с розничными торговыми сетями. Оплата поставок должна производиться в разумные сроки. 

17.        Инфраструктурные проекты

Ставится задача продолжить реализацию важнейших инфраструктурных проектов, не допустить появления долгостроя.

- Должна быть проведена оптимизация мероприятий ФЦП.

- Аналогичные действия по оптимизации инвестиционных программ и продолжению реализации приоритетных проектов должны предпринять субъекты естественных монополий, а также компании, владеющие генерирующими мощностями.

- Под строительство особо значимых, крупных объектов планируется разрешить компаниям выпускать инфраструктурные облигации, в том числе - под гарантии Российской Федерации или Внешэкономбанка. 

18.        Организационное сопровождение реализации антикризисных мер

- Образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики (председатель - И.И.Шувалов).

- Проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики (в рамках рабочей группы во
главе с А.Д.Жуковым).

- Утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.

- Предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры:

  • совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путем исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации;

  • совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;

  • совершенствование залоговых правоотношений;

  • расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;

  • обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ;

  • снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования;

  • разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства;

  • введение депозитарного учета закладных, снижающего издержки при обращении закладных, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов;

  • введение общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций;

  • уточнение условий выпуска биржевых облигаций.

 

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации