Страница 7 из 9 Г л а в а 5. ПОЛНОМОЧИЯ БАНКА РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. 1. Организация денежного обращения в Российской Федерации Полномочия Банка России по организации денежного обращения можно определить как предусмотренные законом права и обязанности Банка России по обеспечению на всей территории РФ свободного перемещения наличных и безналичных денежных средств, обеспечивающих реализацию товарно-денежных отношений, обслуживание кругооборота товаров, услуг и расчетов. Организация денежного обращения неразрывно связана с единой государственной денежно-кредитной политикой. Несмотря на то, что существуют безналичная и наличная формы денежного обращения, в Федеральном законе урегулированы только полномочия Банка России по организации наличного денежного обращения (гл. 6). Вместе с тем, Банк России организует и безналичное денежное обращение, выражающееся в установлении порядка и правил осуществления безналичных расчетов. В наиболее общем виде порядок и формы безналичных расчетов урегулированы в ГК РФ (гл. 46). Все иные вопросы, связанные с координацией, регулированием и лицензированием организации расчетов, с установлением правил форм, сроков (в пределах, предусмотренных ч. 3 ст. 80 Федерального закона) и стандартов осуществления безналичных расчетов, находятся в компетенции Банка России. К примеру, именно Банк России должен разработать и внедрить в практику систему расчетов, способную обеспечить соблюдение установленного <%-2>Федеральным законом общего срока безналичных расчетов, который не должен превышать 2 операционных дней в пределах субъекта РФ и 5 операционных дней в пределах РФ (ч. 3 ст. 80 Федерального закона).<%0> Исключительным правом Банка России является осуществление расчетов между кредитными организациями. В соответствии с Федеральным законом все межбанковские расчеты осуществляются Банком России через включенные в его систему учреждения (ст. 81). Порядок осуществления межбанковских расчетов урегулирован банковским и гражданским законодательством РФ, а также утвержденным Банком России Положением об организации межбанковских безналичных расчетов на территории РФ от 9 июля 1992 г. Для осуществления межбанковских расчетов каждой кредитной организации в РКЦ Банка России открывается корреспондентский счет. Порядок взаимоотношений по корреспондентскому счету регулируется действующим законодательством, вышеупомянутым Положением, а также договором о корреспондентских отношениях между кредитной организацией и Банком России. Согласно Положению об организации межбанковских безналичных расчетов на территории РФ от 9 июля 1992 г. учреждениям банков счета по МФО не открываются, все расчетные операции с другими банками производятся через корреспондентские счета, открытые в РКЦ Банка России, которым присваивается номер по межфилиальным оборотам (МФО). С целью дальнейшего совершенствования платежной системы России, оптимизации документооборота, унификации расчетно-денежных документов и внедрения современных технологий в практику расчетов по решению Банка России с 11 октября 1996 г. на территории РФ введена в действие система девятизначных банковских идентификационных кодов участников расчетов (система БИК). Идентификационные коды включают: коды России и коды ее территорий, условные номера учреждений Банка России, и т.п. (Письмо Банка России от 19 августа 1996 г. № 17-1-7/457 «О вводе в действие девятизначных банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации»). Банковские идентификационные коды объединены в Справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории РФ , который применяется в соответствии с Положением о Справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории РФ от 16 сентября 1996 г. № 48. Кроме того, с 11 октября 1996 г. на территории РФ вводятся единые формы почтового программного авизо, телеграфного авизо, запроса на подтверждение, подтверждения достоверности почтового и телеграфного авизо и выписки из лицевого счета клиента учреждения Банка России и порядка их заполнения, а также единый порядок оформления платежного поручения . Несмотря на закрепленную в ст. 860 ГК РФ правовую норму, согласно которой на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета и другие счета банков (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и установленными в соответствии с ними банковскими правилами) распространяется установленный законом статус банковского счета (гл. 45 ГК РФ), отношения, связанные с корреспондентскими счетами кредитных организаций в Банке России, как представляется, не имеют гражданско-правового характера. Существует большая разница между договорами корреспондентского счета, заключаемыми кредитными организациями между собой на основе принципа равенства сторон, и одноименными договорами между кредитными организациями и Банком России. Отношения между Банком России и кредитными организациями в данном случае возникают и реализуются в процессе осуществления Банком России полномочий по управлению банковской системой, организации денежного обращения в РФ. Поэтому отношения кредитных организаций с Банком России при осуществлении межбанковских отношений имеют далеко не равноправный характер. Именно Банк России регулирует и организует порядок осуществления межбанковских расчетов в РФ. При этом кредитные организации не имеют права выбора, они обязаны открывать корреспондентские счета в РКЦ Банка России. В противном случае кредитные организации не смогут осуществлять не только банковскую деятельность, но и получить лицензию Банка России на осуществление банковских операций. Следовательно, отношения Банка России с кредитными организациями в этой сфере носят характер власти и подчинения, больше присущие административным, а не гражданским правоотношениям. Главные территориальные управления (национальные банки), РКЦ, операционные управления при Банке России и иные учреждения Банка России при осуществлении межбанковских расчетов обязаны осуществлять функции банковского надзора и контроля за кредитными организациями, которым они открыли соответствующие корреспондентские счета. В связи с этим в процессе открытия корреспондентских счетов кредитных организаций в Банке России для реализации межбанковских расчетов, в том числе и по поручению клиентов, между кредитными организациями и Банком России не соблюдается один их основополагающих принципов гражданского права — принцип свободы договора. Свобода договора (ст. 1, 421 ГК РФ) означает, что кредитные организации и Банк России самостоятельно решают вопросы о заключении договоров, вправе выбирать любую из предусмотренных в законодательстве моделей договоров, самостоятельно формулируют неизвестную действующему законодательству модель, а также включают в договор по взаимному соглашению любое не противоречащее закону условие. Принуждение к заключению договора, по общему правилу, не допускается. Но на практике при заключении договора корреспондентского счета кредитной организации с Банком России кредитные организации фактически принуждаются Банком России к заключению вышеупомянутых договоров в том виде, в каком это удобно Банку России. Проявляется это, например, в том, что Банк России и его учреждения, заключая с кредитными организациями договоры корреспондентского счета, как правило, отказываются указывать в нем все предусмотренные ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» условия, а именно: условия о начислении процентов на средства кредитных организаций, хранящиеся на счетах в учреждениях Банка России, сроки обработки платежных документов, имущественную ответственность Банка России за нарушение условий договора, включая нарушение обязательств по срокам осуществления безналичных расчетов (ч. 3 ст. 80 Федерального закона), и т.п. Несовершенство действующего законодательства в части, касающейся регулирования особых правоотношений, возникающих между Банком России и кредитными организациями при открытии и использовании корреспондентских счетов и осуществлении межбанковских расчетов, приводит к спорам между ними и их клиентами, а в широком смысле создает неустойчивость функционирования всей системы безналичных расчетов. Анализ текущей судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ позволяет сделать вывод, что в случаях, когда по вине территориальных учреждений Банка России задерживались перечисление, зачисление денежных средств клиентов коммерческого банка, Высший Арбитражный Суд РФ в исках к Банку России, как правило, отказывал, мотивируя свое решение отсутствием между ними договора корреспондентского счета, либо отсутствием в договоре условия об ответственности Банка России за нарушение его учреждениями правил безналичных расчетов и ненадлежащее исполнение обязательств, либо иными обстоятельствами. Например, в Постановлении от 9 ноября 1995 г. № 6986/95 Высший Арбитражный Суд РФ, признав, что фактически понесенные индивидуальным частным предприятием «Керамика» убытки наступили из-за задержки перечисления денежных средств Шумихинским расчетно-кассовым центром Банка России, обслуживающим банк истца, в удовлетворении его требований отказал. Высший Арбитражный Суд РФ в обоснование своего решения отметил, что на Банк России не может быть возложена ответственность за нарушение правил расчетных операций, т.к. истец не состоял с ним в договорных отношениях. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, истец вправе предъявить иск о возмещении убытков только к своему должнику. При этом не учитывается, что должник уже исполнил взятые на себя обязательства, перечислив денежные средства истцу установленным порядком. Согласно занятой судом позиции предлагается за допущенные Банком России нарушения привлекать к ответственности третьи лица. Подобная практика недопустима. Более того, представляется, что отношения между Банком России и коммерческим банком в процессе осуществления безналичных расчетов не могут в нынешних условиях оцениваться как гражданские правоотношения. Банк России в этой ситуации выполняет функции государственного органа, на который Федеральным законом возложена обязанность осуществлять управление платежной системой. Как орган государства, отвечающий за организацию и осуществление безналичных расчетов в РФ, Банк России вне зависимости от наличия, отсутствия или содержания договора корреспондентского счета обязан обеспечить прохождение перечисленных безналичных денежных средств через свои учреждения в установленные банковским законодательством сроки. Ответственность государственного органа за нарушение возложенных на него федеральным законодательством обязанностей в сфере государственного управления, в том числе организации денежного обращения, не может устанавливаться на основе договоров с кредитными организациями—участниками межбанковских расчетов. Более того, еще ни один государственный орган добровольно не брал на себя обязанности понести гражданско-правовую ответственность за недобросовестное исполнение возложенных на него функций государственного управления. Поэтому ответственность Банка России за нарушения порядка организации межбанковских расчетов надлежит установить в федеральном банковском законодательстве в безусловном порядке. Особенности возникающих в процессе осуществления межбанковских расчетов правоотношений нуждаются в закреплении в действующем законодательстве, с учетом наличия у Банка России с кредитными организациями и их клиентами не только договорных отношений, но и отношений власти и подчинения. Система безналичных расчетов в РФ должна обеспечить соблюдение закрепленных в ч. 3 ст. 80 Федерального закона сроков безналичных расчетов. Если действующая система расчетов (Положение о безналичных расчетах в РФ, введенное в действие Письмом Банка России от 9 июля 1992 г. № 14<$FО банках и банковской деятельности. Сборник нормативных актов. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995, с. 378—414.>) не позволяет обеспечить соблюдение указанных сроков, то Банк России обязан принять меры по совершенствованию этой системы или внести предложения об изменении закрепленных в ч. 3 ст. 80 Федерального закона сроков осуществления безналичных расчетов. Хотя более целесообразным и законным было бы принятие федерального закона, регулирующего весь комплекс проблем, связанных с регулированием платежно-расчетных отношений в РФ, в том числе порядка осуществления расчетных операций. Согласно действующему законодательству Банк России обладает исключительными правами на осуществление денежной эмиссии. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек. Формой выражения установленной в РФ денежной единицы являются банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, представляющие собой единственно законное средство платежа на территории РФ. Банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Безусловность банкнот и монет как обязательств Банка России означает, что Банк России гарантирует всем участникам товарно-денежных отношений, что выпущенные им банкноты и монеты без каких-либо оговорок и ограничений используются на территории РФ как средство платежа по всем видам товарных и нетоварных операций. При этом законом запрещено устанавливать официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, однако закреплено, что банкноты и монеты Банка России обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе валютными ценностями. Помимо денежной эмиссии Банку России предоставлено исключительное право по организации наличного денежного обращения, т. е. их оборот в процессе осуществления всех видов расчетов и платежей, в том числе торговых и неторговых (ст. 4, 29 Федерального закона). Возможности введения каких-либо ограничений в наличном денежном обращении органами исполнительной власти или Банком России существующим федеральным банковским и гражданским законодательством не предусмотрены. Согласно п. 1 ст. 140 ГК РФ платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При этом расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, также могут производиться в безналичном или наличном порядке. Ограничения на осуществление наличных расчетов могут быть установлены только законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ). Вместе с тем в настоящее время некоторые меры, ограничивающие обращение наличных денег, установлены Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения»<$F< >Российская газета, 1992, 15 июня.>. Согласно этому документу юридические лица: обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка; имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. До настоящего времени действует и широко применяется Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1258<$F< >Российская газета, 1994, 3 декабря.>, принятое в соответствии с ранее действовавшим Законом РФ «О денежной системе РФ». Статьей 14 упомянутого закона предусматривалось право Правительства РФ устанавливать предельные суммы расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам. При превышении предельных размеров, установленных Правительством РФ, все платежи должны были осуществляться только в безналичном порядке. В указанном постановлении в период действия Закона РФ «О денежной системе Российской Федерации» Правительство РФ вполне законно установило предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами в сумме, равной 2 млн. рублей по одному платежу. Все расчеты, превышающие эту сумму, предписано осуществлять только в безналичном порядке. Однако в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Закон РФ «О денежной системе РФ» утратил силу, а следовательно, утратило силу право Правительства РФ устанавливать указанные в ст. 14 утратившего силу закона ограничения. При таких обстоятельствах Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. подлежит отмене и применяться не может. Но оно продолжает действовать. Более того, за несоблюдение условий работы с денежной наличностью, в том числе за превышение установленного Правительством РФ ограничения для расчетов наличными деньгами, Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налоговых и иных платежей» , установлены строгие меры финансовой ответственности (п. 9 Указа), которые также продолжают применяться налоговыми органами. Например, за осуществление расчетов наличными денежными средствами сверх установленных предельных сумм с юридических лиц, а также с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, взыскивается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа. При этом не ясно, кто привлекается к финансовой ответственности за превышение предельных сумм расчетов наличными деньгами: плательщик или получатель. Разъяснения по этому вопросу даны Банком России. В Письме Банка России от 24 ноября 1994 г. № 14-4/308, отмечается, что предусмотренные Указом Президента РФ № 1006 меры ответственности не распространяются на юридические лица, получающие платеж, а применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица. Аналогично, видимо, должен решаться вопрос с физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при нарушении ограничений наличного денежного обращения. Помимо санкций, применяемых к юридическим лицам, штрафы в размере 50% установленной минимальной месячной оплаты труда применяются к руководителям этих организаций. Противоречия, существующие между правовыми нормами, образующими банковское право, подобные приведенным выше, конечно же, недопустимы. При необходимости установления ограничений наличного денежного обращения по торговым и неторговым платежам соответствующее решение могло бы быть принято совместным решением Банка России и Правительства РФ. К примеру, уже после принятия в апреле 1995 г. новой редакции Федерального закона именно Банком России по просьбе Правительства РФ был установлен предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу при закупках предприятиями и организациями потребительской кооперации у юридических лиц товаров, сельскохозяйственных продуктов и сырья суммой 5 млн. рублей (Письмо Банка России от 18 сентября 1995 г. № 191). Важной формой реализации Банком России своих полномочий в сфере организации денежного обращения является определение порядка ведения кассовых операций. В ст. 34 Федерального закона непосредственно указано на обязательность определения Банком России порядка ведения кредитными организациями кассовых операций. К настоящему времени специальный порядок ведения кассовых операций кредитными организациями не установлен. Действует единый, утвержденный Советом директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» . Однако этот порядок разработан на основе и в соответствии с уже прекратившими действие Законом РФ «О денежной системе в Российской Федерации», Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Законом РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Поэтому порядок ведения кассовых операций нуждается в приведении в соответствие с действующим гражданским, банковским, налоговым законодательством, новыми формами расчетов, а также с реальностями экономической ситуации в стране. Например, более детально необходимо урегулировать порядок и основания выбора банком по согласованию с руководителями организаций (а не только предприятий, как это закреплено ныне) пределов лимита имеющихся в кассах предприятий наличных денег. Так, согласно Письму Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Банка России от 13, 16 августа 1994 г. № ВГ-4-13/94н, 104, 104 «О порядке применения положений Указа Президента РФ 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и налоговых платежей» , лимиты остатка денег в кассе устанавливаются обслуживающими банками всем предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности, включая бюджетные, осуществляющим налично-денежные расчеты, в соответствии с требованиями порядка ведения кассовых операций в РФ. Сверхлимитная кассовая наличность определяется при этом как средняя величина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка денег в кассе. Особо следовало бы оговорить полномочия Банка России и его учреждений по осуществлению кассовых операций при банковском обслуживании клиентов. Из действующего Порядка ведения кассовых операций не следует, что при банковском обслуживании юридических лиц Банк России или его учреждения обязаны выполнять все полномочия, предоставленные коммерческим банкам, в том числе по систематической проверке соблюдения юридическими лицами порядка ведения кассовых операций (п. 41 Порядка ведения кассовых операций). При этом в условиях значительного бюджетного дефицита, многочисленных случаев нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным организациям, представляется устаревшим правило о возложении обязанности проверять соблюдение порядка ведения кассовых операций бюджетными организациями только на соответствующие финансовые органы. В соответствии с Указом Президента РФ № 1006 от 25 мая 1995 г. за нарушение юридическими лицами порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, а также несоблюдении действующего порядка хранения свободных денежных средств и за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов, предусмотрен соответственно штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы и штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности (п. 9 Указа). Сведения о допущенных юридическими лицами фактах нарушений порядка ведения кассовых операций должны быть доведены до налоговых органов банками, осуществляющими их банковское обслуживание, и другими органами. Несмотря на важность правового регулирования порядка разработки, утверждения, изготовления и выпуска в обращение банкнот и монет Банком России, эти вопросы действующим законодательством должным образом не урегулированы, хотя в ст. 34 Федерального закона Банку России поручено прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов. В процессе организации наличного денежного обращения Банк России может осуществлять некоторые иные полномочия. Им устанавливаются правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяются признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения. Правовыми гарантиями осуществления Банком России своих полномочий в сфере организации денежного обращения являются нормы: а) запрещающие на территории РФ (выпуск) денежных суррогатов и эмиссию иных, кроме рублей, денег (ст. 75 Конституции РФ, ч. 2 ст. 27 Федерального закона); б) устанавливающие ответственность за подделку и незаконное изготовление банкнот (банковских билетов) и монет Банка России; в) закрепляющие положения об обязательности к приему банкнот и монет по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ; г) определяющие обязательность обмена ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами без каких-либо ограничений. Признаки платежеспособности банкнот и монет изложены в одноименном приложении (Приложение № 13) к Инструкции Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 «Об эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России» и применяются не только в учреждениях Банка России, но и в кредитных организациях. Признаками, определяющими платежеспособность банкнот и монет, являются: а) отсутствие признаков подделки; б) отсутствие признаков переделки (надрисовки, надпечатки, наклейки, изменяющие достоинство банкноты или наличие на ней фрагментов различных банкнот одного номинала). Не могут служить основанием к отказу в приеме подлинных банкнот наличие на них незначительных повреждений, их загрязненность, изношенность, надорванность, имеющиеся на них потертости, небольшие надрывы, проколы, отсутствие углов, края и защитной нити, наличие надписей, отпечатков штампов, если они не препятствуют определению подлинности банкнот и не свидетельствуют об их погашении. Незначительные повреждения на монетах, сохранивших изображение на лицевой и оборотной сторонах, также не могут служить основанием к отказу в приеме их ко всем видам платежей всеми организациями. Платежные банкноты, сохранившие 55% и более от своей площади, в том числе склеенные из двух или трех частей одной и той же банкноты; изменившие окраску и свечение в ультрафиолетовом свете, на которых отчетливо просматриваются изображения; имеющие брак предприятий объединения Гознак подлежат безусловному обмену в банках. В банках обменивается также платежная монета, если она изменила первоначальную форму (погнута, сплющена, надпилена и т. п.) или имеет следы воздействия высоких температур и агрессивных сред (оплавленная, травленная, изменившая цвет). При возникновении сомнения в платежеспособности банкнот, составленных из 4 и более частей, обожженных или прожженных банкнот, банкнот с отсутствующим фрагментом в геометрической части они в обязательном порядке направляются на экспертизу в учреждении Банка России для решения вопроса об их платежеспособности и обмене. Банкноты и монеты, утратившие силу законного средства платежа, имеющие признаки погашения платежеспособности, признаки подделки (переделки), а также повреждения, не указанные выше, являются неплатежеспособными. Особое значение имеет обеспечение исключительных прав Банка России на эмиссию наличных денег и организацию денежного обращения в РФ уголовно-правовыми средствами. Так, в ст. 186 УК РФ, который введен в действие с 1 января 1997 г., установлены правовые основания уголовной ответственности за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Банка России, металлических монет, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте. Аналогичная ответственность установлена за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (ст. 187 УК РФ). Важнейшей правовой гарантией прав и законных интересов участников денежного обращения, закрепленной в действующей редакции Федерального закона, является установление особого порядка признания утратившими силу, обмена и выпуска в обращение новых банкнот и монет. Решение о выпуске в обращение банкнот и монет нового образца и об изъятии старых, а также решение об утверждении номиналов и образцов новых денежных знаков может быть принято Советом директоров Банка России после предварительного согласования с Правительством РФ. Как представляется, данный вопрос мог бы быть предметом предварительного обсуждения в Национальном банковском совете. Описание денежных знаков публикуется в печати. Кроме того, ст. 31 Федерального закона запрещено объявлять недействительными (утратившими силу законного средства платежа) банкноты и монеты Банка России, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. При этом срок изъятия старых банкнот и монет из обращения не может быть менее года и превышать пять лет. Важным также является установленный федеральным законодательством запрет на какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена старых денежных знаков на новые. Широкие полномочия в сфере организации денежного обращения предоставлены главным территориальным управлениям (ст. 10 Типового положения 1991 г. ). Например, главное управление организует работу по созданию резервных фондов банкнот и монет в РКЦ и перевозке ценностей между ними. В компетенцию главного территориального управления входит установление размеров резервных фондов и оборотной кассы РКЦ, а также организация кассового обслуживания банков и иных организаций в случаях, установленных Банком России. Кроме того, главное управление разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению сохранности денег и других государственных ценностей и соблюдению эмиссионного режима в РКЦ и других подразделениях главного управления, организует работу по обеспечению охраны, пропускного режима и противопожарной безопасности, осуществляет учет и контроль за правильностью совершения эмиссионных операций. Важное значение для денежной системы РФ имеет принятое Президентом РФ решение о создании условий для перехода к полной конвертируемости рубля (Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 «О мерах по обеспечению перехода к полной конвертируемости рубля» ). В соответствии с названным Указом Президента РФ Правительству РФ и Банку России предписано принять необходимые решения, обеспечивающие выполнение Россией требований, вытекающих из ст. 8 Учредительного соглашения (Устава) Международного валютного фонда и укрепляющих механизмы контроля за операциями, связанными с движением капитала. 2. Банковское обслуживание клиентов Банком России Осуществляя функции банковского обслуживания, Банк России не наделен какими-либо государственно-властными и иными административными полномочиями, а имеет с клиентами договорные отношения. При этом Банк России руководствуется нормами гражданского права и соответствующими договорами. Под банковским обслуживанием понимается деятельность Банка России по удовлетворению потребностей государственных органов, юридических и физических лиц, перечень которых закреплен в Федеральном законе, в услугах, связанных с осуществлением банковских операций (за исключением межбанковских расчетов, которые производятся в процессе осуществления Банком России функции организации денежного обращения). Выполняя функции организации, осуществляющей банковское обслуживание, Банк России ограничен кругом субъектов, которых он может обслуживать, и объемом банковских операций, которые он вправе осуществлять (ст. 22, 47, 48 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). По общему правилу, Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, т. е. не являющимися кредитными организациями, а также с физическими лицами (п. 1 ст. 48 Федерального закона). В ст. 45 Федерального закона определено, что Банк России может осуществлять предусмотренные законом операции с российскими и иностранными кредитными организациями и Правительством РФ. Однако из упомянутого общего правила имеются существенные исключения, касающиеся круга обслуживаемых Банком России лиц. Так, Федеральным законом предусмотрено, что Банк России осуществляет банковские операции по обслуживанию (ст. 47 и 86): — представительных и исполнительных органов государственной власти; — органов местного самоуправления, их учреждений и организаций; — государственных внебюджетных фондов; — воинских частей; — военнослужащих, служащих Банка России; — иных лиц, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами. В телеграмме Банка России от 30 декабря 1994 г. № 226-94 Банк России признал недопустимым осуществление кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций ГРКЦ и РКЦ главных территориальных управлений (национальных банков) Банка России операционными подразделениями Банка России. В связи с этим Банком России было предписано до 15 марта 1995 г. передать все предприятия и организации на обслуживание коммерческим банкам того региона, где эти предприятия функционируют, за исключением: предприятий и организаций Минобороны России, МВД России, ФСБ России, других предприятий и организаций в случаях, когда по месту их нахождения отсутствуют коммерческие банки, счета федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, бюджетных учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов. Правоотношения между Банком России, его учреждениями и лицами, указанными в ст. 47, 86 Федерального закона, в процессе их банковского обслуживания несколько отличаются от правоотношений, возникающих при банковском обслуживании юридических и физических лиц кредитными организациями. Так, по общему правилу, юридические и физические лица вправе самостоятельно решать вопрос о выборе кредитной организации для заключения с ней договора банковского счета (вклада). В случаях же, предусмотренных Федеральным законом (ст. 47), содержание правовых норм, регулирующих осуществление Банком России функции банковского обслуживания, недостаточно последовательно. Согласно ст. 47 Федерального закона Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию указанных в федеральном законодательстве лиц, т. е. подчеркивается право Банка России решать вопрос о принятии на обслуживание указанных в Федеральном законе лиц по своему усмотрению и в зависимости от желания этих лиц. Другая статья этого же Федерального закона (ст. 86) определяет конкретные учреждения Банка России (полевые учреждения), предназначение которых состоит в непосредственном банковском обслуживании воинских частей, организаций Минобороны России, иных государственных органов и организаций, обеспечивающих безопасность РФ, а также физических лиц, принятых на обслуживание Банком России. Таким образом, в Федеральном законе предусмотрена не обязательность, а возможность банковского обслуживания лиц, перечисленных в ст. 47 и 86 Федерального закона в соответствии с действующим федеральным законодательством, в том числе ГК РФ. Вместе с тем Указами Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 и от 25 ноября 1996 г. № 1592 установлено, что банковское обслуживание юридических и физических лиц, перечисленных в ст. 47 и 86 Федерального закона, в обязательном порядке осуществляется учреждениями Банка России либо, при их отсутствии на соответствующих территориях, Сбербанком России. Поэтому принятие их на банковское обслуживание Банком России носит не столько договорной, сколько общеобязательный, государственно-властный характер. Однако юридическая природа банковского счета (вклада), открытого в Банке России, от этого не изменяет своего гражданско-правового характера и требует заключения соответствующего договора. Деятельность Банка России при банковском обслуживании клиентов схожа с деятельностью кредитных организаций. Поэтому при банковском обслуживании клиентов Банку России должны быть предоставлены права и обязанности, а также возложена ответственность, аналогичные имеющимся у кредитных организаций. Однако прямое указание на эти обстоятельства в действующем банковском и гражданском законодательстве отсутствует. В Федеральном законе перечислены виды банковских операций, осуществляемых Банком России для достижения целей, определенных ему законом. Так, Банк России может: 1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев; 3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года; 5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; 6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности; 8) выдавать гарантии и поручительства; 9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; 10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и иностранных государств; 11) выставлять чеки и векселя в любой валюте; 12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом (ст. 45 Федерального закона). Приведенный перечень банковских операций не является исчерпывающим, и это не случайно. Банк России вправе осуществлять приведенные выше банковские операции с российскими и иностранными кредитными организациями и Правительство РФ. Но помимо правительства и кредитных организаций Банк России осуществляет банковское обслуживание юридических и физических лиц. При этом клиенты Банка России, в отличие от клиентов коммерческих банков не имеют возможности самостоятельно выбирать удовлетворяющую их потребностям в банковских услугах кредитную организацию. Учитывая изложенные обстоятельства, в процессе банковского обслуживания своих клиентов Банк России обязан обеспечить их всеми видами банковских услуг, в которых эти клиенты нуждаются (за исключением тех, которые он согласно закону совершать не вправе). Поэтому помимо банковских операций, указанных в ст. 45 Федерального закона, при обслуживании клиентов Банк России, может выполнять операции, закрепленные в ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Например, Банк России может: привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещать эти средства от своего имени и за свой счет; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц; осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам. Банк России вправе осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц, куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах для своих клиентов, привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы, а также выдавать банковские гарантии. Для осуществления банковского обслуживания клиентов учреждениям Банка России от имени Банка России выдается генеральная доверенность с правом предоставлять клиентам кредиты, выдавать гарантии и осуществлять от имени Банка России все иные предусмотренные действующим законодательством полномочия. Например, предоставив своему клиенту кредит с условием использования его на определенные цели, Банк России, как и коммерческие банки, может контролировать его целевое использование, а клиент обязан обеспечить возможность осуществления Банком России такого контроля (ст. 814, п. 3 ст. 821 ГК РФ). Обнаружив в процессе такого контроля нецелевое использование кредита, Банк России вправе отказаться от дальнейшего кредитования клиента-заемщика. Вместе с тем в федеральном законодательстве следовало бы особо оговорить недопустимость предоставления кредитов Банка России организациям, которые полностью финансируются из государственного бюджета и не получают в процессе своей деятельности прибыли. При предоставлении кредита подобным организациям у Банка России нет каких-либо гарантий его возвращения с соответствующими процентами. Дело в том, что бюджетное финансирование указанных организаций имеет целевой характер. Поэтому бюджетная организация-заемщик не имеет экономической и правовой основы для возвращения полученного кредита и процентов по нему. Использование выделенных ей на конкретные цели бюджетных денежных средств для погашения полученных кредитов и процентов по ним явилось бы грубым нарушением государственной финансовой дисциплины. Более того, предоставление Банком России кредитов организациям, состоящим на полном бюджетном финансировании, явилось бы скрытой формой финансирования бюджетного дефицита и нарушением ст. 22 Федерального закона. Таким образом, кредитование Банком России юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, возможно при условии, если они не финансируются полностью из государственного бюджета, получают в результате своей деятельности прибыль, имеют право самостоятельно, без согласия собственника распоряжаться этой прибылью и принадлежащим или закрепленным за ними имуществом.<%0> Помимо перечисленных операций при обслуживании клиентов Банком России также могут выдаваться поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме; приобретаться права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме и т. п. В то же время необходимо отметить, что как общие, так и частные проблемы, касающиеся реально существующих особенностей осуществления Банком России банковских операций в процессе банковского обслуживания клиентов, в действующем законодательстве урегулированы достаточно слабо. Поэтому порядок кредитования и осуществления Банком России иных банковских операций и сделок в процессе банковского обслуживания клиентов должен быть более тщательно урегулирован на законодательном уровне либо в нормативном акте Банка России. При осуществлении банковских операций Банк России вправе взимать комиссионное вознаграждение, за исключением случаев, предусмотренных законом. Взимание комиссионного вознаграждения запрещается при осуществлении операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также при осуществлении операций по обслуживанию государственного долга и операций с золотовалютными резервами (ст. 23 Федерального закона). В связи с этим принятое Банком России решение о введении с 1 января 1998 г. платы за расчетные услуги, оказываемые Банком России кредитным организациям и другим клиентам Банка России , не должно вступать в противоречие с положениями, закрепленными в ст. 23 Федерального закона. Банком России определены случаи, когда плата за расчетные услуги не взимается. Так, плата за расчетные услуги не взимается по операциям с Банком России, связанным с перечислением средств в обязательные резервы, депозиты, с возвратом кредитов и уплатой процентов за кредиты, с получением (сдачей) наличных денежных средств. Банком России установлены и другие операции, при совершении которых плата за расчетные услуги с клиентов не взимается: 1) при перечислении кредитными организациями и другими клиентами Банка России налогов и иных обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды при условии, что перечисление средств осуществляется на счета указанных бюджетов и фондов, открытые в учреждениях Банка России; 2) при перечислении средств бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов при условии, что перечисление средств осуществляется со счетов указанных бюджетов и фондов, открытых в учреждениях Банка России; 3) при перечислении средств со счетов по учету средств бюджетов и внебюджетных средств, открытых в учреждениях Банка России, по поручениям учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней. Из приведенных положений следует, что освобождение от платы за расчетные услуги, оказываемые Банком России, его клиенты получают при одном существенном условии, предполагающем, что счета бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов открыты в учреждениях Банка России. Как представляется, указанное условие не противоречит ст. 23 Федерального закона, которая не связывает осуществление Банком России операций с бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами без взимания комиссионного вознаграждения с какими-либо условиями. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по общему правилу, хранятся в Банке России (ч. 1 ст. 23 Федерального закона). Но указанные средства могут храниться и в других организациях, если это установлено федеральными законами (ст. 23 Федерального закона). Однако такую возможность указания Банка России от 24 февраля 1997 г. № 417 не учитывают. Кроме того, возложение на клиентов Банка России обязанности оплачивать расчетные услуги по операциям со средствами бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов в случаях, когда соответствующие средства хранятся вне Банка России не по вине клиентов, вряд ли допустимо. Клиенты Банка России не обязаны оплачивать за свой счет нарушения, допускаемые исполнительными органами государственной власти, которые обязаны обеспечить соблюдение установленного федеральным законодательством порядка хранения находящихся в их распоряжении средств бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов. Основными формами банковского обслуживания Банком России юридических лиц в настоящее время являются открытие им банковских счетов, расчетное, кассовое и кредитное обслуживание. Правовыми основаниями принятия на банковское обслуживание юридического лица являются нормы Федерального закона, предусматривающие их банковское обслуживание именно Банком России и его учреждениями, а также соответствующие гражданско-правовые договоры и дела по оформлению счета, ведущегося в кредитных организациях при открытии счета каждому клиенту (юридическое дело). Оформление документов, хранящихся в делах по оформлению счетов клиентов, осуществляется в соответствии с действующей Инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях». Согласно Инструкции Госбанка СССР № 28 дело по оформлению счетов клиентов должно содержать следующие основные документы: заявление лица, копию учредительного документа, заверенного установленным порядком, или решение уполномоченного органа о создании юридического лица, карточку с образцами подписи и оттиском печати, справку о постановке на учет в налоговом органе (форма справки предусмотрена Письмом Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Банка России от 13 августа 1994 г. № ВГ-4-13/94н, 104, 104). Форма и содержание юридического дела законодательством не определена. Однако в соответствии с Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» Банку России предписано установить правило, исключающее возможность осуществления банковских операций по всем видам вновь открываемых счетов до формирования юридического дела клиента и регистрации счета в налоговом органе. Поэтому наличие указанных обстоятельств является фактическим основанием принятия Банком России клиентов на банковское обслуживание. Осуществляя банковские операции и другие сделки, Банк России не нуждается в получении какой-либо лицензии, руководствуется федеральными законами, а также установленными им же для кредитных организаций правилами осуществления банковских операций. Вместе с тем по сравнению с кредитными организациями Банк России не вправе осуществлять некоторые банковские операции. Так, он не вправе предоставлять кредиты для финансирования бюджетного дефицита РФ (Правительству РФ) и на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Банку России запрещается также приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, кроме случаев, когда они обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих или являются международными организациями, занимающимися развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах (ст. 7, 22 Федерального закона). Другие исключения из этого правила могут быть установлены федеральными законами. С 1 января 1996 г. Банк России согласно ст. 7 Федерального закона не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций, а также в капиталах иных организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, если иное не установлено законом. Но в отношении Сбербанка России и Внешторгбанка России действие упомянутого ограничения отсрочено до 1 января 2000 г. (ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 4 января 1996 г.) . Банк России не может осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций. Банку России запрещено заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Кроме того, Банку России запрещено пролонгировать предоставленные кредиты, если иное не предусмотрено решением Совета директоров Банка России (ст. 48 Федерального закона). Основную работу по банковскому обслуживанию клиентов Банка России осуществляют главные управления, национальные банки, полевые учреждения, расчетно-кассовые центры и операционные управления при Банке России. Так, например, Банком России на РКЦ возложено осуществление расчетно-кассового обслуживания представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Минфина России, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, а также обслуживание иных лиц, не являющихся кредитными организациями, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и в регионах, где отсутствуют кредитные организации (ст. 6.6 Типового положения 1996 г. ). В пределах возложенных на них функциональных задач РКЦ осуществляет следующие операции: открытие, переоформление и закрытие счетов юридическим и физическим лицам, списание (зачисление) средств со счетов (на счета) юридических и физических лиц, прием и выдачу наличных денег. Кроме того, РКЦ Банка России контролируют соблюдение юридическими и физическими лицами правил и сроков совершения расчетных операций, осуществление платежей в пределах средств, имеющихся на счетах. Помимо РКЦ банковское обслуживание юридических лиц в установленных законом или Банком России случаях осуществляют также операционные управления, Центральное операционное управление при Банке России и полевые учреждения Банка России. 3. Полномочия Банка России по реализации иных предусмотренных федеральным законодательством функций Банк России как государственная организация осуществляет кассовое исполнение бюджета. Эта функция непосредственно не закреплена в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Однако установленный в ст. 4 Федерального закона перечень функций Банка России не является исчерпывающим, а п. 14 этой статьи возлагает на Банк России обязанность осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами. Одна из таких функций определена п. 2 ст. 15 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г., установившей банковскую систему кассового исполнения бюджета в РФ. Центральный банк России, его учреждения на местах, а в случае их отсутствия другой банк по его поручению ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти. Но в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе» в РФ образована единая централизованная система органов федерального казначейства. На указанные органы возложены задачи организации, осуществления и контроля за исполнением республиканского бюджета, управление средствами на счетах казначейства и т. п. , с предоставлением им широких полномочий. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 Правительству РФ поручено утвердить согласованный с Центральным банком РФ график передачи казначейству в 1993 г. функций по кассовому исполнению республиканского бюджета Российской Федерации (п. 7). Определить по согласованию с Банком России этапы и сроки передачи функций по кассовому исполнению бюджета из банковской системы органам казначейства Правительством РФ было поручено Минфину России (Постановление Совета Министров РФ от 27 августа 1993 г. № 864 «О федеральном казначействе»). Однако положения ст. 15 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» до настоящего времени не отменены и не приостановлены, а вышеназванные нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ остались нереализованными. Следовательно, согласно действующему законодательству банковская система исполнения бюджета по-прежнему сохраняется. Введение иной системы кассового исполнения государственного бюджета требует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Кассовое исполнение бюджета является составной частью исполнения бюджетов, в основе которого лежит принцип единства кассы, и означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассового учреждения в установленном порядке осуществляется и выдача денежных средств всем организациям, финансирующимся из данного бюджета . Полномочия Банка России в международной и внешнеэкономической сфере. Как следует из Федерального закона, Банк России уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях (ст. 50). Для этого Федеральным законом предусмотрена возможность создания представительств Банка России в иностранных государствах (ст. 54). В соответствии с действующим законодательством представительства Банка России не вправе самостоятельно осуществлять банковские операции. Что же касается филиалов Банка России, то Федеральный закон их создание в иностранных государствах не предусматривает. Банк России не является субъектом международного права. Поэтому, осуществляя полномочия в международной сфере, Банк России выступает не от своего имени, а от имени представляемой стороны — Российской Федерации, являющейся субъектом международного права. Следовательно, при осуществлении функций, предусмотренных ст. 50 упомянутого закона, Банк России вступает в сферу международно-правовых отношений и должен руководствоваться при этом не только внутренним законодательством РФ, но и международными договорами РФ. Это предусмотрено в ч. 2 ст. 8 Федерального закона, закрепляющей, что взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также межбанковскими соглашениями. Поэтому деятельность Банка России при осуществлении полномочий в международно-правовой сфере регулируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Согласно этому закону Банк России не имеет права на самостоятельное заключение, прекращение или приостановление действия международных договоров РФ. Банку России предоставлено лишь право представлять на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ соответствующие рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к его ведению, т. е. по вопросам международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере и в сфере организации и функционирования банковской системы (ст. 8, 35 Федерального закона «О международных договорах РФ»). В соответствии с установленным порядком свои предложения о заключении, прекращении или приостановлении международных договоров Банк России представляет Президенту РФ и Правительству РФ совместно или по согласованию с Министерством иностранных дел РФ (ст. 9 Федерального закона «О международных договорах РФ»). Банк России по согласованию с МИД России вправе проводить консультации с соответствующими органами иностранных государств и международных организаций в целях подготовки проектов международных договоров. В этой связи представляют интерес вопросы о правовом содержании межбанковских соглашений, о которых идет речь в ч. 2 ст. 8 Федерального закона, о круге должностных лиц Банка России, полномочных заключать такие соглашения от его имении. Действующее законодательство не позволяет однозначно ответить на поставленные вопросы. Федеральный закон только упоминает межбанковские соглашения в качестве одного из источников, регулирующих взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств, но не определяет ни содержание этих соглашений, ни порядок их заключения, ни перечень должностных лиц, уполномоченных их подписывать. Для ответа на поставленные вопросы необходимо учитывать, что Федеральный закон «О международных договорах РФ» применяется в отношении международных договоров РФ (межгосударственных, межправительственных и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и др. ). При этом под международным договором понимается международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (п. «а» ст. 2 Федерального закона «О международных договорах РФ»). Следовательно, Банк России самостоятельно не может заключать международные договоры в форме межбанковских соглашений, за исключением тех случаев, когда соответствующее право и обязанность на заключение конкретного межбанковского соглашения в интересах РФ или Банка России вытекает из федерального закона или международного договора РФ. В этой связи закрепленное в п. 3 ст. 18 Федерального закона право Председателя Банка России подписывать соглашения, заключаемые Банком России, по общему правилу должно быть ограничено только теми соглашениями, которые заключаются в интересах и от имени Банка России, действующего как самостоятельное юридическое лицо. Во всех иных случаях требуется соблюдение условий, предусмотренных Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». В процессе реализации межгосударственных соглашений и организации банковского обслуживания воинских контингентов РФ на территории иностранных государств у Банка России возникают определенные трудности во взаимоотношениях с таможенными органами, в частности при необходимости обеспечения расположенных за рубежом учреждений Банка России техникой и иным имуществом, для исполнения ими возложенных международными договорами РФ на Банк России функций. Для перемещения этого имущества через государственную границу не установлен соответствующий таможенный режим, исключающий применение мер экономического воздействия. Одной из функций Банка России является осуществление операций по обслуживанию государственного долга РФ (ст. 23 Федерального закона). Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга определяются федеральными законами. Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ. Согласно закону РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» Банк России совместно с Правительством РФ вносят предложения по определению политики в отношении государственного внутреннего долга. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Банк России вправе проводить операции с золотовалютными резервами РФ, а также покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей (ст. 23, 45 Федерального закона). Полномочия Банка России и его подразделений при покупке или продаже драгоценных металлов на внутреннем рынке РФ определены Временным порядком проведения Банком России операций по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем рынке РФ, введенным в действие с 1 января 1997 г. Приказом Банка России от 30 декабря 1996 г. № 390. Согласно этому документу лимиты на проведение упомянутых операций Банком России устанавливаются для Департамента иностранных операций. Операции по купле-продаже драгоценных металлов Банком России осуществляются, как правило, в соответствии с типовыми договорами, подготавливаемыми управлением операций с драгоценными металлами Департамента иностранных операций Банка России. Договор между Банком России и продавцом/покупателем драгоценных металлов вправе подписывать уполномоченные Банком России лица, а именно: первые заместители Председателя Банка России и начальник Департамента иностранных операций Банка России. При этом указанные выше гражданско-правовые сделки Банк России вправе осуществлять только с банками и исключительно в целях государственного управления денежно-кредитной сферой и организации межбанковского рынка драгоценных металлов в РФ . Требования Банка России к проведению кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядок проведения соответствующих операций установлены в Положении «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», введенном в действие с 1 ноября 1996 г. Приказом Банка России от 1 ноября 1996 г. № 02-400 . Банк России также осуществляет функции по управлению подчиненными структурными подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями, выполняет функции управления, регулируемые нормами административного права, и наделяется для этого соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями.
|