Организационные и правовые аспекты совершенствования государственного управления денежно-кредитной с |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Thursday, 22 January 2009 | |
Организационные и правовые аспекты совершенствования государственного управления денежно-кредитной сферой в РФ О проблемах в
денежно-кредитной системе и необходимости совершенствования банковской
деятельности в Российской Федерации написано много. Однако единой концепции
согласованных действий, направленных на совершенствование государственного
регулирования упомянутой сферы общественных отношений, до настоящего времени не
существует. Необходимо сформулировать перспективы развития денежно-кредитной
системы РФ (включая банковскую) и механизма государственного управления ею. При
этом нельзя игнорировать накопленный за последние десять лет негативный опыт,
т.к. теперь общество знает, какой банковская система быть не должна. Только с
учетом приобретенного за последние годы негативного опыта государство может
выстраивать контуры новой банковской системы страны, нацеленной не только но
получение прибыли, но и на создание предпосылок для роста конкретных сегментов
отечественной экономики. Для создания такой банковской системы целесообразно
решить: сохраняет ли государство за собой исключительное суверенное право на
регулирование денежно-кредитной системы, включая банковскую, или эта часть
экономики будет саморегулирующейся, самоорганизующейся и самонастраивающейся,
как предлагали и предлагают некоторые представители банковского сообщества.
Полагаем, что государство не может отказаться от своих суверенных прав влиять
во всех присущих ему формах на денежно-кредитную систему, обеспечивая тем
самым ее функционирование и развитие в интересах всего общества. Важной
составляющей регулирующего воздействия государства на денежно-кредитную систему
являе7ся законотворческая деятельность. Вместе с тем до настоящего времени ряд
важнейших проблем, без решения которых невозможно эффективное
функционирование денежно-кредитной системы, не только не закреплены в
законодательстве, но достаточно слабо исследованы на теоретическом уровне. Это
касается содержания самой "денежно-кредитной системы", "государственной
денежно-кредитной политики", правовых аспектов "банковской
деятельности", о также юридического содержания таких экономических
явлений, как "деньги" и "денежная эмиссия". В данной
работе предпринята попытка с учетом реальностей современной экономики и
современного законодательства осветить некоторые аспекты влияния таких многогранных
явлений, как деньги и их эмиссия, на государственное управление экономикой
страны. Проблема "денег", как экономического и юридического явления,
в научном плане исследована явно недостаточно. До настоящего времени не
существует юридического определения "денег". Это, несомненно,
усложняет процесс управления денежно-кредитной системой. Когда сам объект
управления должным образом не определен и не ограничен строгими юридическими
рамками, управление им не может быть эффективным. Так, ст. 30 Федерального
закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
объявляет единственным законным средством платежа в РФ банкноты (банковские
билеты) и монету Банка России, т.е. наличные деньги. В то же время согласно
Конституции РФ денежной единицей России является рубль. Как следует из п. 1
ст. 140 ГК РФ, которая даже называется "Деньги (валюта)", рубль
является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной
стоимости на всей территории Российской Федерации. Следовательно, в отличие от
Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" ни
Конституция РФ, ни ГК РФ, устанавливая рубль в качестве законного средства
платежа, не ограничивают его только банкнотами или монетами, т.е. наличной
формой выражения рубля. Из смысла Конституции РФ следует, что законным
средством платежа является рубль вне зависимости от формы его выражения. Более
того, в последнее время в научной литературе все чаще делается вывод о
появлении, помимо банкнот и монеты Банка России, новых форм денег (так
называемые кредитные деньги, электронные деньги, ценные бумаги, используемые
как платеж-нос средство, и т.п.). К примеру. Гражданский кодекс РФ вполне
конкретно закрепляет, что расчеты в Российской Федерации могут осуществляться
наличными деньгами и в безналичном порядке (ст. 861 ГК РФ). Возможность безналичных
расчетов по аккредитиву, чеками, о
также расчетов в иных формах, предусмотренных законом, закреплена и в ст. 862
ГК РФ. При этом и аккредитивы, и чеки согласно действующему законодательству
признаются ценными бумагами (ст. 143 ГК РФ). Широко используется в процессе
денежных расчетов вексель. Кроме того, гражданское законодательство позволяет
осуществлять безналичные расчеты и в любых иных формах, которые применяются в
банковской практике обычаями делового оборота. Таким
образом, в соответствии с ГК РФ деньгами, как средством платежа в России,
признают не только наличные, но и безналичные рубли, включая ценные бумаги,
стоимость которых выражена в рублях. Более того, если предположить, что
используемые в качестве платежных средств ценные бумаги деньгами в юридическом
смысле не являются, то на каком основании они выполняют одну из основных
экономических функций денег - функцию накопления и средства платежа? Есть еще
один аспект у этой проблемы. Отказ от признания ценных бумаг, используемых в
процессе расчетов, в качество денег повлек бы за собой не только юридические
проблемы несоответствия ГК РФ положениям ст. 75 Конституции РФ, но и проблемы
сугубо экономического характера. Такой подход мог бы значительно затруднить и
без того нелегкий процесс экономического воспроизводства и денежного обращения
в стране. Сам факт
закрепления в федеральном законодательстве возможности существования рублей в
наличной и безналичной форме позволяет сделать вывод, что рубли остаются
рублями вне зависимости от того, в какой из предусмотренных федеральным
законом форм они выражены. Поэтому безналичные рубли безусловно являются денежной
единицей России, В таком случае должен существовать единый конституционный
порядок обеспечения Российской Федерацией защиты и устойчивости своей
национальной валюты, независимо от формы ее выражения (наличной или
безналичной). По Конституции РФ финансовое, валютное, кредитное регулирование,
денежная эмиссия находятся в ведении Российской Федерации, а "защита и
обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка
Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов
государственной власти". Кроме того. Конституцией РФ определено, что
денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. Введение и эмиссия
других денег, помимо рублей, в РФ не допускается. Как видно из приведенных
положений, Конституция РФ закрепляет исключительные полномочия Банка России
"на денежную эмиссию" и не ограничивает их только наличной денежной
эмиссией. Следовательно, исключительным конституционным правом Банка России
является денежная эмиссия во всех се формах — наличной и безналичной. В то же
время Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" ограничивает конституционные полномочия Банка России,
предусмотренные ст. 75 Конституции РФ, и необоснованно сводит их только к
эмиссии наличных денег (ст. 29 Федерального закона). Упомянутый Федеральный
закон не упоминает ни сам факт существования безналичной формы денежной
эмиссии, ни полномочия Банка России, ни порядок осуществления такой денежной
эмиссии в Российской Федерации. Итак, в
действующем федеральном законодательстве содержатся правовые нормы, позволяющие
утверждать, что "деньги" как средство накопления капитала и как законное
средство платежа включают не только наличные рубли и монеты. Деньги могут
существовать и в иных предусмотренных федеральными законодательными актами
формах, например в форме ценных бумаг, правда, выраженных в рублях. При таких
обстоятельствах ценные бумаги, используемые в расчетных отношениях в качестве
платежного средства, заменяют наличные рубли и должны признаваться одной из
законных форм их (рублей) выражения. Тогда закономерен вопрос: как соотносится
существование в России денег в форме ценных бумаг, эмитируемых различными
юридическими лицами, с закрепленным в Конституции РФ правилом, что деньги в
России могут быть эмитированы исключительно Банком России? Как соотносятся
упомянутые конституционные положения с действующим федеральным
законодательством о рынке ценных бумаг? Ответов на эти и другие вопросы,
касающиеся правового регулирования денег в РФ, к сожалению, не имеется. Эмиссия
коммерческими организациями ценных бумаг, применяемых в безналичных расчетах,
является своего рода эмиссией безналичных денег, т.к. увеличивает реальный
объем платежных средств, используемых в экономике. При этом безналичные рубли,
выраженные в форме ценных бумаг, без серьезных затруднений могут быть обращены
в рубли наличные. Более того, эмиссия коммерческими организациями ценных бумаг
подобного рода неподконтрольна Банку России. В связи с этим сумма безналичных
рублей в форме ценных бумаг, используемых как платежные средства в экономике
России, значительно превышает реальное количество рублей (безналичных и
наличных), которые выпускает в обращение Банк России. Все это, несомненно,
снижает эффективность государственной денежно-кредитной политики, проводимой
Банком России, в части, касающейся организации денежного обращения и системы
расчетов в стране. Сложившаяся ситуация требует серьезного анализа и принятия
такого решения, которое бы обеспечило государству, в лице Банка России,
возможность эффективно реализовать свои функции и конституционные полномочия.
Это в свою очередь позволит повысить ответственность Банка России за состояние
эмиссионной политики и функционирование платежно-расчетной системы в стране.
Поэтому следует подумать, не противоречит ли Конституции РФ нынешнее
законодательство, предоставляющее федеральному органу исполнительной власти -
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) исключительное право
проводить государственную политику в области рынка ценных бумаг, а также право
по определению стандартов эмиссии всех без исключения видов ценных бумаг,
включая используемые в качестве платежных средств в безналичных расчетах (ст.
40 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). В таком случае
создаются условия для осуществления неконтролируемой Банком России безналичной
эмиссии платежных средств в экономику России. Очевидно, законодательство о
рынке ценных бумаг следует привести в соответствие с конституционными
положениями об исключительной компетенции Банка России в сфере денежной
эмиссии и обеспечения устойчивости национальной валюты (ст. 75 Конституции
РФ). Более того, федеральное законодательство должно учитывать, что сам Банк
России также не может оставаться в стороне и не использовать экономические
возможности, связанные с использованием ценных бумаг, в качестве
дополнительного инструмента осуществляемой им государственной денежно-кредитной
политики. Видимо, отсутствие должной научной
разработанности упомянутых экономических и юридических проблем функционирования
денежно-кредитной системы и пробелы в их законодательном регулировании являются
той объективной причиной, которая вызывает "трения" между двумя государственными
органами — Банком России и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, сферы
компетенции которых несомненно пересекаются. Устранение приведенных выше
проблем и противоречий могло бы стать одним из направлений совершенствования
действующего законодательства и механизма государственного управления денежно-кредитной
системой страны. Очевидно, если ценные бумаги, используемые в качестве
платежного средства, признаются деньгами, то они вопреки требованиям Конституции
РФ не могут быть выпущены в оборот никаким иным лицом, кроме Банка России. Во
всяком случае эмиссия такого рода ценных бумаг не может осуществляться вне
государственной регулирующей деятельности Банка России, как единственного
органа, осуществляющего по Конституции РФ денежную эмиссию и организующего
систему и порядок безналичных расчетов (ст. 27, 29, 80 Федерального закона
"О Центральном банке РФ (Банке России)"). Поэтому существующий
порядок эмиссии и использования ценных бумаг в экономическом обороте в
качестве средства платежа требует внимательного изучения с целью приведения
его в соответствие с Конституцией РФ. В отличие от
других объектов государственного управления деньги одновременно являются одним
из средств и инструментов такого управления. Эта особенность денег наиболее
ярко проявляется в деятельности Банка России, который использует деньги в
качестве важнейшего инструмента проводимой им государственной
денежно-кредитной политики. Так, Банк России наделен дополнительными
полномочиями по использованию закрепленного за ним федерального имущества,
включая денежные средства, для формирования и использования в процессе
реализации государственной денежно-кредитной политики рублевых и валютных
фондов в качестве инструментов государственного управления. Упомянутые фонды
являются по своему характеру специальными федеральными фондами, т.к. все
имущество Банка России принадлежит Российской Федерации. Более того,
создаваемые Банком России денежные фонды - это и есть та материальная основа,
которая позволяет реализовать рыночные, экономические, о не только
административные методы в процессе государственного управления
денежно-кредитной системой. Причем в отличие от других государственных
органов, управляющих более устойчивыми экономическими процессами. Банк России
реализует свои полномочия в денежно-кредитной сфере, ситуация в которой
изменяется очень быстро. В связи с этим от Банка России требуются активные и
оперативные управленческие действия, в особенности тогда, когда для
нейтрализации негативных процессов в денежно-кредитной сфере необходимо
применять экономические методы регулирования. Для выбора правильного решения
Банк России располагает иногда только часами (например, в процессе валютных
интервенций, операций на открытом рынке). Поэтому нельзя согласиться с
высказываемыми в последнее время предложениями об ограничении оперативных
возможностей Банка России по использованию денежных средств соответствующих
фондов в процессе реализации государственной денежно-кредитной политики, а тем
более о лишении Банка России полномочий по формированию подобных денежных
фондов. Лишить Банк
России полномочий по формированию и оперативному использованию специальных
федеральных денежных фондов, образно выражаясь, равносильно тому, чтобы создать
завод и оставить его без сырья и средств производства. Проблема в том, что
использование бюджетных средств для валютных интервенций, операций на открытом
рынке, рефинансирования, учета и переучета векселей и других государственных
инструментов регулирования денежно-кредитной системы невозможно в связи со
строгой направленностью любого бюджета но расходование по определенным
статьям, конкретными получателями бюджетных средств. Государственный бюджет но
приспособлен для концентрации и использования денежных средств, как инструмента
государственной денежно-кредитной политики. Для этого существуют обособленные
от бюджетных средств специализированные федеральные денежные фонды,
создаваемые Банком России, и золотовалютные резервы страны. С учетом
изложенного стоило бы подумать не о лишении или ограничении возможностей Банка
России аккумулировать денежные средства в специализированных фондах (как
предлагают некоторые авторы), а наоборот: во-первых, признать за Банком России
не только право иметь специализированные федеральные рублевые и валютные фонды,
но и возложить на него обязанность по их формированию и использованию в
процессе государственного управления денежно-кредитной системой; во-вторых, -
возложить на Банк России обязанность отчитываться перед государством о
результатах использования указанных фондов; в-третьих, возложить на Банк России
функции государственного органа, хранящего золотовалютные резервы страны.
Реализация упомянутых предложений позволит без ущерба для расходной части
бюджета оперативно использовать возможности специализированных федеральных
денежных фондов и золотовалютных резервов страны в качестве экономической
основы для применения предусмотренных законом экономических инструментов государственной
денежно-кредитной политики. Кроме того, концентрация государственных
золотовалютных резервов в Банке России станет не только реальной экономической
основой государственной эмиссионной денежной политики Банка России, но и явится
условием ее неинфляционного характера. В контексте
рассмотрения проблемы денег, как объекта и средства государственного
управления экономикой, требует дополнительного обсуждения сложившаяся практика
поступления в Российскую Федерацию валютной выручки и пополнения государственных
резервов конвертируемой иностранной валютой. Трудно найти разумное объяснение
тому, что за поставляемые из Российской Федерации товары и услуги естественных
монополий, иных коммерческих организаций зарубежные покупатели рассчитываются
с ними иностранной волютой, которую государству затем приходится разыскивать,
контролировать полноту се поступления в страну и продажи на валютной бирже?
Почему, собственно, не продавать продукцию, произведенную в России, за рубли -
национальную валюту России? Как представляется, иностранный
партнер в соответствии с российским законодательством на основании договора
вполне мог бы сам продать на российском рынке (на валютной бирже или в ином
порядке) иностранную валюту и приобрести рубли для расчетов за поставленные из
России товары. В этом случае не потребуется содержать значительный штат
валютных контролеров, появится некоторая прозрачность экспортных операций и
расчетов по ним, на валютный рынок поступит вся валютная выручка, а не се
часть, будет затруднена возможность "невозврата" денег в Россию, за
поставленные из России природные и иные ресурсы. Появится возможность
эффективнее контролировать прибыль, получаемую естественными монополиями и
иными коммерческими организациями, занимающимися экспортом сырья из России.
Следовательно, более прозрачными станут суммы налогов, которые они должны
уплатить и т.п. Но самое главное, экспортный банковские операции приобретут в
большой мере логичную форму. Платежи по расчетам за российские природные
ресурсы, товары и услуги будут направляться именно туда, где они произведены и
откуда они поставляются, т.е. в Российскую Федерацию. Такой подход позволит
улучшить ситуацию с формированием золотовалютных резервов страны, а
следовательно, позволит сделать Россию и ее экономику более устойчивыми.
Сторонники сохранения существующего подхода могут привести массу иных
аргументов, но непонятно, почему коммерческие проблемы юридических лиц,
основанных на частной или смешанной форме собственности и занятых в не самой
убыточной сфере предпринимательской деятельности, должны решаться за счет
государства и общества. Безусловно, существуют и другие возможности пополнения
золотовалютных резервов страны. В последнее
время часто публикуются различные предложения по принятию мер, направленных не
только на ограничение, но и на полный запрет оборота иностранной валюты в
России. Полагаем, что, выбирая тот или иной вариант решения, следует исходить
из недопустимости принудительного изъятия валюты у населения, а также
недопустимости действий, способных спровоцировать ничтожность хранящейся у
граждан РФ валюты. Этот этико-правовой аспект взаимоотношений государства,
общество и гражданина должен быть соблюден. Большая часть нашего населения до
1992 года не знала, что такое доллар США и никогда его не видела. Именно
государство спровоцировало население на приобретение долларов в качестве формы
сохранения своих сбережений. Поэтому сегодня обязанность государства и состоит
в том, чтобы вытеснение иностранной валюты из экономики России (если это будет
признано целесообразным) проходило как можно безболезненно, с учетом
интересов населения. Нельзя допустить, чтобы население России, сберегающее свои
средства в иностранной волюте, однажды проснулось с этой самой валютой,
потерявшей в силу различных причин свою экономическую ценность и
привлекательность. В нынешней ситуации иностранная валюта, как средство
сбережения денег населения, не может изыматься из оборота иначе, как добровольно
и без ущерба для граждан РФ. С учетом изложенного, как ни странно это звучит,
законное изъятие иностранной валюты у населения возможно лишь в процессе
оборота валюты, т.е. в процессе оказания населению услуг и продажи ему товаров
государственными организациями за иностранную валюту. При этом федеральным государственным
органам, включая Банк России, необходимо принять административные решения,
исключающие возвращение иностранной валюты, полученной за проданные населению
товары и услуги, в гражданско-правовой оборот. Необходимо разработать токую
систему организационно-правовых мер, которая бы обеспечила формирование золотовалютных
резервов страны на основе иностранной валюты, полученной от населения за
оказанные услуги и проданные товары. Важным и
требующим обсуждения представляется вопрос о реализации такой формы и порядка
использования Российской Федерацией своих прав собственника на федеральные
денежные средства, которые позволили бы более эффективно использовать их в
процессе государственной денежно-кредитной политики. В этой связи представляется
целесообразным обеспечить исполнение требований Федерального закона "О
Центральном банке РФ (Банке России)" и перевести государственные бюджетные
средства и средства государственных внебюджетных фондов на банковское
обслуживание в государственный орган - Банк России. Такое решение позволит
Российской Федерации: 1) эффективнее использовать собственные денежные средства
в процессе реализации денежно-кредитной политики; 2) концентрировать всю мощь
временно свободных государственных ресурсов в едином органе - Банке России,
т.е. в руках у государства; 3) ограничить количество посредников между
государством, как собственником бюджетных денег, и конкретными получателями
бюджетных средств; 4) создать условия для усиления контроля за оборотом государственных
денежных средств и их целевым использованием. Если перевод государственных
бюджетных и внебюджетных средств на банковское обслуживание в Банк России и
не принесет государству значительных прибылей, то, по крайней мере, позволит
создать условия для снижения нецелевого их расходования. Сократится практика
использования государственных денежных средств, хранящихся в негосударственных
коммерческих банках, при проведении ими собственных кредитных операций,
операций на фондовом и валютных рынках, и получения от подобных операций
прибылей. Значительно снизятся угрозы потери государственных денежных средств в
связи с финансовой неустойчивостью частных кредитных организаций и
недостатками управления ими. Одновременно с этим у государства появится
возможность без задержек выплачивать денежные средства по статьям,
предусмотренным бюджетом, а временно свободные средства инвестировать в
развитие реального сектора экономики. Потребность в
развитии отечественной науки и промышленности, в обеспечении национальных интересов
в процессе банковского обслуживания естественных монополий и коммерческих
организаций федерального значения, в которых Российской Федерации принадлежит
более 51 % акций (долей), позволяет высказаться за перевод подобных
организаций на банковское обслуживание исключительно в Банк России или, в
крайнем случае, в кредитные организации, собственником которых является
Российская Федерация. Деятельность упомянутых выше коммерческих организаций
непосредственным образом влияет на состояние национальной экономики, а
следовательно, и на национальную безопасность России. В связи с этим вопросы о
выборе банков, с которыми такие организации заключают договоры банковского
счета, в которых хранят свои денежные средство и через которые осуществляют
банковские операции, не могут оставаться без внимания со стороны государства.
Более того, представляется странным, когда Российская Федерация, располагая
таким мощным государственным институтом, как Банк России, имея в собственности
ряд кредитных организаций, почему-то хранит часть своих денежных средств в
частных банках или в банках со смешанной формой собственности. Ни один
собственник, имеющий свой банк, не станет хранить принадлежащие ему денежные
средства в другом банке и кредитовать своими деньгами другого собственника.
Следовательно, и Российской Федерации необходимо сконцентрировать государственные
денежные средства в государственных банках, если для иного решения нет
серьезных политических, экономических и юридических оснований. При этом в случае
перевода денежных средств упомянутых выше коммерческих и некоммерческих
организаций федерального значения на хранение в Банк России и государственные
коммерческие банки такие организации должны быть обеспечены всеми необходимыми
им банковскими услугами в соответствии с федеральным законодательством. В
результате будут созданы возможности для развития различных форм целевого
кредитования, направленного на модернизацию и развитие производства в
системообразующих организациях, обеспечивающих интересы национальной
безопасности. Причем такое кредитование будет осуществляться не из бюджета, а
из внебюджетных источников в соответствии с гражданским законодательством.
Предложенная схема позволит: а) значительно снизить стоимость реально
получаемых систсмообразующими коммерческими организациями кредитов, поскольку
кредитование будет осуществляться непосредственно Банком России или
государственным коммерческим банком, минуя всевозможных посредников; б)
кредитовать оборотными средствами конкретную коммерческую организацию
федерального значения, а не финансировать бюджетный дефицит и органы
государства; в) прекратить практику перераспределения и без того скудных
бюджетных средств от одного получателя другому в процессе выдачи коммерческим
организациям бюджетных кредитов (ссуд). При этом у государства, в лице Банка
России или государственного коммерческого банка, появляется реальная
возможность в соответствии с гражданским законодательством и кредитным
договором: а) контролировать целевое расходование выданных кредитов именно на
модернизацию и развитие производства; б) не допускать использование полученных
кредитов на выплату заработной платы, направление этих средств на фондовый
рынок, на покупку иностранной валюты, на иные цели, способные спровоцировать
неблагоприятные экономические последствия; в) стимулировать направление кредитов
на развитие новых наукоемких технологий, связанных с использованием
возможностей отечественной науки и отечественного экономического потенциала.
Механизм такого банковского контроля может быть разработан вполне реально и
явится организационно-правовой гарантией стабильности валютного рынка и
неинфляционного характера предлагаемой государственной кредитной политики.
Поэтому важнейшим условием кредитования системообразующих коммерческих
организаций общенационального значения должно быть использование кредитных
средств, как правило, на рынке отечественных товаров и услуг, Таким образом, с
точки зрения макроэкономики, сумме выданных системообразующим предприятиям
национального значения кредитов будет соответствовать сумма приобретенных и
произведенных ими российских товаров и услуг. И еще, создаются организационные
и правовые гарантии для сохранения государственной тайны при совершении
банковских операций организациями, обеспечивающими интересы национальной
безопасности России. С учетом
изложенного представляется сомнительной политика, направленная на значительное
сокращение расчетно-кассовых центров Банка России. Многие из них могли бы
реализовать конкретные (функции по банковскому обслуживанию не только
государственных органов, но и системообразующих коммерческих организаций федерального
значения, находящихся на их территории. Для усиления
роли Банка России в процессе обслуживания государственных денежных средств
имеются не только объективные организационные и экономические предпосылки, но
и юридические основания, закрепленные в действующем законодательстве. Так,
статья 47 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке
России)" уже устанавливает, что Банк
России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных
и исполнительных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных
фондов, воинских частей, военнослужащих, а также иных лиц в случаях,
предусмотренных федеральными законами. Банк России также вправе обслуживать
клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют
кредитные организации. Еще более конкретна ст. 23 упомянутого Федерального
закона, согласно которой "средства федерального бюджета и государственных
внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено
федеральными законами". Статья. 86 Федерального закона "О
Центральном банке РФ (Банке России)" также предусматривает, что
банковское обслуживание государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих
безопасность Российской Федерации, осуществляется специально предназначенными
для этих целей учреждениями Банка России. Интересно заметить, что перевод
Вооруженных Сил РФ и других войск на обслуживание в Банк России и в Сбербанк
России, осуществленный в 1996 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 16
мая 1996 г. № 726 "О мерах по своевременному финансированию государственных
органов и сил обеспечения безопасности", позволил им избежать тех
последствий банковского кризиса и неплатежей по вине кредитных организаций,
которые коснулись других государственных организаций, финансируемых из бюджета
через коммерческие банки. Следовательно, для перевода государственных денежных
средств в Банк России или государственную кредитную организацию достаточно лишь
политического решения. Хотелось бы
обратить внимание на то, что перевод государственных бюджетных и внебюджетных
средств, средств предприятий общенационального значения на банковское
обслуживание в Банк России или в принадлежащий государству коммерческий банк
вовсе не является посягательством на рыночные отношения и банковскую деятельность
частных кредитных организаций. Наоборот, отсутствие подпитки государственными
денежными средствами должно стимулировать кредитные организации, как
организации, основной целью которых является извлечение прибыли от банковской
деятельности, к повышению качества и увеличению количества предоставляемых ими
банковских услуг другим, основанным на частной или смешанной формах
собственности, коммерческим организациям, а также физическим лицам. Кроме
того, в процессе реализации упомянутых выше предложений могут быть созданы
предпосылки для сокращения наличного денежного обращения. При отсутствии
поступлений безналичных денежных средств от государства коммерческие банки
будут вынуждены стимулировать своих клиентов к увеличению остатков их денежных
средств на банковских счетах. Будут активнее использовать свои полномочия по
соблюдению порядка ведения кассовых операций. Это в свою очередь может
привести к уменьшению возможностей клиентов в использовании наличных денег, а
следовательно, будет способствовать увеличению объемов безналичных расчетов в
экономике в целом. Таким
образом, для кредитных организаций полностью остается открытым
негосударственный коммерческий сегмент российской экономики и обслуживание
частных вкладчиков. Собственно ради этого в ходе экономических реформ и
создавалась банковская система России. Ведь для обслуживания государственного
бюджета вовсе не было необходимости создавать коммерческие банки. С функцией
обслуживания государственного бюджета вполне справлялись один государственный
(центральный) банк и несколько специализированных государственных банков,
функционировавших задолго до начала экономических реформ. |