Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Ж.К.Трише о нестандартных мерах ЕЦБ Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Tuesday, 28 April 2009

Обращение Ж.К.Трише участникам глобального форума в Chatham House 27 апреля 2009.
Трише изложил основные направления антикризисной политики.
Повторив положения своих предыдущих выступлений о причинах современного кризиса и особенностях финансового сектора ЕС, Трише более подробно перечислил т.н. нестандартные меры, которые использует ЕЦБ в броьбе с последствиями кризиса:
К таковым автор причислил первую реакцию ЕЦБ в августе 2007, когда банк в течение нескольких часов предоставил рынку 95 млрд. евро и продолжал предоставление кредитов overnight на протяжении последующих 3 дней. Таким образом, ЕЦБ стал первым центральным банком, прибегшим к нестандартным мерам.
В середине сентября 2008 ЕЦБ применил новый способ предоставления ликвидности. Банк стал обеспечивать объемы рефинансирования значительно больше уровня, который требовался банкам для покрытия своих потребностей в резервировании в обычных условиях. Эта новая практика основывается на 3 элементах:
1.Основная задача состояла в поддержании достаточного объема кредитов по приемлемой ставке для домохозяйств и компаний. С того времени банк проводит новую процедуру тендера по предоставлению средств по фиксированной ставке и существенно увеличил сроки погашения. Это означало, что банки получили доступ к фактически нелимитируемой ликвидности по ставке рефинансирования сроком до 6 месяцев. Для сравнения, банк обычно проводил аукцион  кредитов центрального банка в основном для целей рефинансирования сроком на неделю, в ходе которого участники аукциона определяли процентную ставку, по которой кредит поступал в банковскую систему. Таким образом с осени прошлого года ЕЦБ определяет на очень низком уровне процентную ставку по выдаваемым кредитам без ограничений по сумме и сроком до 6 месяцев.
2.Вторым элементом нового подхода - большой список активов, которые центральный банк принимает в обеспечение. Причем, государственные ценные бумаги в этом списке составляют лишь 44% номинальной стоимости бумаг этого списка. В отличие от многих других центральных банков ЕЦБ уже до кризиса принмал бумаги частного сектора, а в условиях кризиса он значительно расширил диапазон этих бумаг. В настоящее время общая стоимость этих бумаг  достигла 12,2 трлн.евро, что составляет 86% всех долговых евробумаг  и почти 130% ВВП еврозоны. Это существенно смягчило  кризис ликвидности банков и позволило им пролонгировать истекающие займы.
3. Предыдущие меры могли достигнуть финансового рынка лишь при условии, что ими сможет воспользоваться широкий круг участников. Еще до кризиса всем требованиям ЕЦБ отвечали 1700 участников, что уже в то время было выше чем у других центральных банков. В настоящее время 2200 кредитных организаций еврозоны являются контрагентами ЕЦБ  по  вопросам рефинансирования, при этом оставшиеся 4300 кредитных организаций также могут воспользоваться такой возможностью. Данная структурная характеристика политики ЕЦБ характерна с первых его антикризисных шагов. Для сравнения, еще до кризиса число активных контрагентов ЕЦБ составляло примерно 450, а у Федрезерва - 20.
Меры по поддержанию ликвидности привели к значительному росту баланса евросистемы. Достигнув своего пикового уровня в 19% ВВП в конце 2008, данный показатель стал постепенно снижаться, свидетельствуя о наметившихся признаках стабилизации.
7 мая ЕЦБ объявит о новых нестандартных мерах.
http://www.ecb.int/press/key/date/2009/html/sp090427.en.html


 
< Пред.   След. >
Социально-правовая природа денежно-кредитной системы
История развития российской финансовой системы
Правовые проблемы регулирования денежно-кредитной системы
Организация банковской системы
Основные принципы БС РФ
Конституционные основы госрегулирования денежно-кредитной сферы России
Основные направления государственного регулирования
Банк России: юридический статус, организация, функции, полномочия
Организационные и правовые проблемы государственного регулирования БС РФ
Системы страхования банковских вкладов
Денежно-кредитная политика и Вооруженные Силы России
Международно-правовые аспекты денежно-кредитного регулирования
Межгосударственное сотрудничество в денежно-кредитной сфере на постсоветском пространстве
Зарубежный опыт регулирования финансовой и банковской системы
Мировая валютно-финансовая система
МОНОГРАФИИ. ДИССЕРТАЦИЯ
Статьи
Учебные пособия и материалы

Свежие публикации