Я.А. Гейвандов. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Monday, 29 June 2009 | |
Я.А. Гейвандов. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации (статья была написана осенью 1996 г. и опубликована в журнале «Государство и право». - 1997. - № 6. - С. 84-91. Авторский гонорар перечислен на восстановление Храма Христа Спасителя в г. Москве) Банковская система Российской Федерации и источники ее правового регулирования. Реформирование экономических отношений в России вызвало необходимость усовершенствования банковской системы, которая представляет собой четко определенную законом структуру специализированных организаций особого рода, действующих в сфере финансов и денежно-кредитных отношений, имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности[1]. В юридической литературе уже обращалось внимание на то, что все банки в совокупности есть система, вне которой их деятельность невозможна. Банковская деятельность не может быть реализована вне системы, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы[2]. В банковской системе Российской Федерации условно можно выделить несколько уровней, поскольку элементы, ее составляющие, имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, т.е. имеют различный правовой статус, но при этом действуют в одной и той же сфере общественных отношений – сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единые предмет и метод правового регулирования. Существование в банковской системе нескольких уровней обусловлено тем, что в единую систему включены Центральный банк РФ, являющийся федеральным банком и главным банком Российской Федерации, кредитные организации (банковские и небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и представительства иностранных банков (ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). В этой связи высказано вполне обоснованное мнение, что в России сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой занимает Центральный банк РФ, а второй - банки и иные кредитные организации[3]. Но с учетом особенностей правового статуса банковских и небанковских кредитных организаций, представительств и филиалов иностранных банков уровней банковской системы оказывается больше. Центральное место в банковской системе занимает Банк России, который помимо сходных с кредитными организациями банковских операций выполняет ряд не свойственных им функций, а также наделен государственно-властными полномочиями по организации функционирования системы в целом. Структурные элементы банковской системы могут быть классифицированы по различным признакам. Так, по признаку наличия государственно-властных полномочий могут быть выделены: Центральный банк РФ как единственный банк, имеющий государственно-властные и нормотворческие полномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Образующие банковскую систему организации могут иметь статус юридического лица (Банк России, кредитные организации, иностранные банки) или не иметь такого статуса (структурные подразделения, территориальные учреждения Банка России; представительства и филиалы иностранных банков в Российской Федерации). По месту регистрации в банковской системе России действуют организации, созданные и зарегистрированные в РФ, а также организации, зарегистрированные по законодательству иностранных государств, расположенные за пределами РФ, и их представительства и филиалы, находящиеся в РФ. В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными организациями, включенными в банковскую систему России, их можно разделить на коммерческие и некоммерческие. Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, т.е. все кредитные организации. При этом по смыслу ст. 50 ГК РФ представительства и филиалы иностранных банков коммерческими организациями по законодательству России признаны быть не могут, поскольку таковыми являются непосредственно те иностранные банки, которых они представляют. Коммерческие банки бывают универсальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой. К некоммерческим организациям относится Центральный банк РФ, не имеющий цели получения прибыли. Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие банковскую систему, на группы, является форма собственности. По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и смешанные кредитные организации. Банк России является государственной организацией, поскольку его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, а 50% финансовой прибыли перечисляется в федеральный бюджет. В целях обеспечения экономической реформы в России могут создаваться муниципальные банки. Таковыми признаются коммерческие банки, входящие в банковскую систему РФ и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, одним из учредителей (участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления (п. 1 постановления Верховного Совета РФ "О создании муниципальных банков в городах" от 22 июля Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые не являются элементами банковской системы России, непосредственно не осуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследовать извлечения прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций (например, Ассоциации российских банков) являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решение иных совместных задач. В отличие от союзов и ассоциаций группы кредитных организаций и холдинги имеют право осуществления банковских операций. При этом статус кредитной организации на группы и холдинги не распространяется, а банковские операции осуществляются от имени участвующих в группе или холдинге организаций. Создание групп или холдингов осуществляется на основании соответствующих договоров, заключаемых между кредитными организациями или путем приобретения контрольного пакета акций. Таким образом, группу кредитных организаций образуют равноправные хозяйственные общества, а холдинги предполагают существование основной и дочерних кредитных организаций в силу преобладающего участия в их уставном капитале основной организации, которая вследствие этого либо в соответствии с заключенным между ними договором может определять решения, принимаемые таким обществом (ст. 105 ГК РФ). Законодательные акты, устанавливающие основы организации и функционирования российской банковской системы, являются источниками ее правового регулирования и в совокупности с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в денежно-кредитной (банковской) сфере, образуют банковское право Российской Федерации. Однако действующее законодательство закрепляет только источники правового регулирования банковской деятельности, среди которых названы Конституция РФ, Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другие федеральные законы и нормативные акты Банка России. При этом содержание понятия "банковская деятельность", имеющего важное значение для установления пределов компетенции органов государственной власти и Банка России в банковской сфере, не раскрывается. Не учитывается также, что содержание понятия источников правового регулирования непосредственно банковской деятельности не охватывает всего разнообразия правоотношений в денежно-кредитной сфере. Так, понятие "банковская деятельность" характеризует в основном особенности функционирования банков при осуществлении банковских операций. Но помимо последних в упомянутых законодательных актах урегулирован более широкий спектр отношений, включающий организацию и функционирование всей банковской системы в целом и каждого из ее элементов в отдельности. Наиболее полно весь комплекс отношений в денежно-кредитной сфере определяется понятием "банковское право", включающим все правовые нормы, регулирующие упомянутые отношения. Но изложенные обстоятельства не нашли отражения в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (ст. 2). В результате по смыслу ст. 2 упомянутого федерального закона банковское законодательство и нормативные акты Банка России необоснованно сводятся только к правовому регулированию банковских операций, а возможность регулирования отношений в банковской сфере правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, законами субъектов РФ вообще не предусматривается. Например, законодательные акты субъектов РФ и решения органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством вполне обоснованно не могут быть признаны источниками правового регулирования банковской деятельности, но они, безусловно, являются источниками банковского права, ибо на основании таких решений средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты, находящиеся в ведении упомянутых органов, могут быть использованы для формирования (создания) уставного капитала кредитной организации (ч. 7 ст. 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Президент РФ, являясь главой государства, принимает меры по охране независимости и государственной целостности РФ, определяет основные направления внутренней политики государства, включающей, в том числе, вопросы регулирования банковской системы, финансов и кредита, денежного обращения, и, безусловно, принимает по этим вопросам нормативно-правовые акты[4]. К примеру, в Указе Президента РФ "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных платежей" от 23 мая Возникает противоречивая ситуация, когда, с одной стороны, Правительство России обязано обеспечить проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, но с другой, - формально, исходя из смысла действующего банковского законодательства, оно не имеет для этого реальных полномочий. Подобные правовые казусы только усложняют функционирование системы расчетов в РФ и всей банковской системы в целом. Поэтому необходимо правовыми и организационными мерами обеспечить четкое разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и Банка России при реализации возложенных на них функций в сфере финансов и денежно-кредитной политики. Это особенно важно для того, чтобы исключить возможность правового регулирования либо вмешательства в функционирование банковской системы со стороны федеральных и иных министерств, ведомств и служб. В конце концов, при необходимости принятия Правительством РФ каких-либо решений по правовому регулированию кредитной или денежной политики такое решение могло бы быть принято совместным решением Правительства РФ и Банка России или по их представлению – Президентом РФ. Для этого требуется выработать критерии, разграничивающие понятия "банковская деятельность", "банковская система", "банковское право", и четко определить в действующем законодательстве источники их правового регулирования с учетом реальных полномочий федеральных органов государственной власти. Задачи и правовые принципы банковской системы Российской Федерации. Основными задачами банковской системы являются: защита и обеспечение устойчивости денежной единицы РФ (ст. 75 Конституции РФ); обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения финансовых средств в Российской Федерации (п. 1 ст. 8 Конституции РФ); обеспечение эффективности денежно-кредитного, инвестиционного процесса в народном хозяйстве (ст. 74 Конституции РФ); банковское обеспечение внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, создание надежных правовых условий вхождения российских кредитных организаций в международную банковскую систему; обеспечение надежного банковского обслуживания государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и физических лиц, а применительно к Банку России - эмитирование денежных знаков, обеспечение государственного регулирования, контроля и надзора за банковской деятельностью. Вышеупомянутым задачам банковской системы соответствуют функции, которыми в порядке, установленном законодательством, наделяются образующие ее организации: осуществление банковского регулирования и надзора, банковских операций и иных предусмотренных действующим законодательством сделок (договоры банковского счета, банковского вклада, кредитование и т.п.). Банковская система России организуется и функционирует в соответствии с наиболее общими правовыми положениями (принципами), присущими всем элементам данной системы и объединяющими их в единое целое. Принципы банковской системы РФ можно определить как закрепленные в законе, безусловно обязательные к исполнению всеми и повсеместно, присущие всем элементам банковской системы основополагающие идеи и положения, наиболее всесторонне и полно выражающие особенности построения (создания, организации) и функционирования банковской системы в России и возникающих в этой сфере правоотношений. Совокупность таких правовых положений образует единую систему принципов, наиболее общие из которых рассматриваются в настоящей работе. Особое значение для банковской системы России имеет конституционный принцип законности. В соответствии с ним банковская система и все образующие ее элементы создаются и действуют на основании правовых норм, закрепленных в Конституции РФ и федеральных законах. Закрепленные в банковском законодательстве и иных нормативных актах правовые нормы, регулирующие отношения в денежно-кредитной сфере, должны соответствовать Конституции РФ, быть согласованными друг с другом, исключать неопределенность в их толковании и применении. Достаточное количество правовых норм высокого качества наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений в банковской сфере (государство, кредитные и иные организации, образующие банковскую систему, юридические и физические лица) является основой обеспечения режима подлинной законности при организации и функционировании банковской системы и основой обеспечения их прав и законных интересов. Единая банковская система и ее составные части, порядок их создания, полномочия и взаимоотношения с государством, в том числе и с Банком России, определяются федеральными органами законодательной власти. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти применительно к банковской системе принимаются исключительно на основании и в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам регулирования банковской деятельности вправе издавать только Банк России, причем они должны быть официально опубликованы ("Вестник Банка России"), доведены до кредитных организаций, а те из них, которые непосредственно затрагивают права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте России. Органы государственной власти РФ, местного самоуправления, юридические и физические лица обязаны подчиняться законным требованиям Банка России и исполнять нормативные акты, изданные по вопросам, отнесенным законом к его компетенции. Принцип законности предполагает установление определенных требований к происхождению капиталов, используемых учредителями при создании кредитных организаций. Они должны быть получены законным путем. Кредитные организации вправе осуществлять только те банковские операции, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 5. Федерального закона "О банках и банковской деятельности", и только по тем правилам, которые определены действующим законодательством и Банком России. Иные сделки гражданско-правового характера кредитные организации осуществляют в соответствии с гражданским законодательством России. Вместе с тем им запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Не менее важным для правильного понимания особенностей правового регулирования банковской системы является принцип государственного регулирования ее создания и деятельности. С Главными целями осуществляемого Банком России от имени государства банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы, а также защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковское регулирование предполагает исключительные права Банка России устанавливать обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности; выполнять регистрационные и лицензионные функции; определять требования к уровню подготовки и квалификации руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций; устанавливать кредитным организациям обязательные нормативы банковской деятельности; осуществлять валютное регулирование на территории Российской Федерации. В целях обеспечения надлежащего соблюдения кредитными организациями действующего банковского законодательства и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, Банком России осуществляется постоянный банковский надзор. Кроме того, Банком России и уполномоченными банками осуществляется банковский валютный контроль (ст. 11 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле") за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Помимо этого Банк России совместно с Госкомитетом России по антимонопольной политике и защите новых экономических структур осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных правил в сфере банковских услуг. Однако в действующем законодательстве и некоторых документах Банка России допускается смешение содержания надзорных и контрольных функций. Например, в письме Банка России "О некоторых вопросах взаимоотношений Банка России и коммерческих банков, а также коммерческих банков и их клиентов" от 4 июля Надзорный орган не имеет отношений подчиненности с поднадзорным объектом, оценивает деятельность соответствующего лица только с точки зрения законности, но не целесообразности, не вмешиваясь в его оперативную или иную форму деятельности. Надзорная деятельность Банка России включает проверку поднадзорного объекта и, при выявлении каких-либо нарушений, направление ему обязательных для исполнения предписаний с требованием устранения выявленных нарушений, а также применение установленных в федеральном законодательстве санкций. В отличие от надзора контроль предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицом, а также вмешательство в оперативную деятельность контролируемого лица с целью устранения допущенных нарушений[5]. Нет сомнений в том, что Банк России и кредитные организации вправе контролировать подчиненные им структуры и подразделения, но этим их контрольные функции и ограничиваются. Кредитные организации не состоят в отношениях подчиненности со своими клиентами и не вправе вмешиваться в их оперативную или административно-хозяйственную деятельность (п. 3 ст. 845 ГК РФ). Банк России по общему правилу также не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций. Лишь в строго определенных законом случаях, как правило, в качестве санкции за неисполнение своих предписаний, а также в случае реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций и назначает временную администрацию по управлению этой организацией на срок до 18 месяцев (ст. 55 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Все иные меры ответственности, которые Банк России может применить к кредитным организациям, не предполагают вмешательство в их оперативную деятельность. Более того, в ст. 19 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" прямо закреплено, что меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 75), к кредитным организациям могут применяться только в порядке надзора. Применение каких-либо мер ответственности со стороны Банка России к кредитным организациям в порядке контроля банковским законодательством не допускается. С учетом изложенного действующее законодательство в части предоставления Банку России и кредитным организациям контрольных полномочий в процессе банковской деятельности подлежит приведению в соответствие с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", как не соответствующее их правовому статусу и правовым принципам организации и функционирования банковской системы. Важное значение для банковской системы имеет принцип осуществления банковской деятельности специализированными организациями, включенными действующим законодательством в банковскую систему России. Право на осуществление банковской деятельности возникает в соответствии с прямым указанием федерального закона о наличии соответствующих полномочий (Банк России) либо после регистрации в Банке России в качестве кредитной организации и получения соответствующей лицензии. Причем виды банковских операций, а также валюта, в которой эти операции могут осуществляться, указываются в выдаваемой Банком России лицензии. Юридическим и физическим лицам, не удовлетворяющим изложенным требованиям, запрещено осуществлять банковские операции. За нарушение этого правила к юридическим лицам применяются штрафные санкции, а физические лица могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности (ст. 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Уголовная ответственность за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) установлена ст. 172 УК РФ, принятого 24 мая Законом четко определен принцип независимости функционирования кредитных организаций. В соответствии с этим принципом органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, за исключением акционеров (учредителей), не вправе в какой-либо форме вмешиваться в деятельность кредитных организаций. В основе данного правила лежит главный в условиях рыночных отношений принцип экономической свободы, согласно которому кредитные организации, являясь коммерческими, осуществляют предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свои или заемные средства и на свой риск (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Принцип экономической свободы означает: никто не вправе вмешиваться в оперативную, административно-хозяйственную деятельность кредитных организаций. Кредитные организации самостоятельно отвечают по обязательствам всем своим имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ). Принудительное изъятие у них имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 235 ГК РФ). Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства и Банка России, равно как государство и Банк России не отвечают по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда они сами принимают на себя соответствующие обязательства. Никто не вправе также ограничивать свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, осуществляемое в процессе функционирования банковской системы, определенной территорией или регионом. Действующим законодательством запрещается кому-либо, включая Банк России, принуждать кредитные организации к осуществлению действий, не предусмотренных их учредительными документами, и не свойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда заработной платы юридических лиц-клиентов, а также вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций (ст. 9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ч. 2 ст. 55, ст. 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Исключения из этих правил могут устанавливаться только федеральным законом. Вместе с тем некоторые ранее принятые правовые акты, не являясь актами законодательными, предписывают кредитным организациям выполнять не свойственные им функции. Например, постановлением Президиума Верховного Совета РФ "О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного обращения в Российской Федерации" от 13 января Банк России в пределах предоставленных ему полномочий также независим в своей деятельности, а федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации закрепленных законом функций и предоставленных полномочий (ст. 5 Федерального закона). В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ. При принятии федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления правовых актов, не соответствующих, по мнению Банка России, действующему законодательству и нарушающих его независимость, Банк России вправе обращаться в суды с требованиями о признании таких правовых актов недействительными (ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)"). Свое реальное воплощение принцип независимости банковской системы получает через реализацию принципа договорных отношений, присущего российской банковской системе. По общему правилу отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основании договоров. Исключения из этого правила могут устанавливаться только федеральными законами (ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Свобода договоров (ст. 1, 421 ГК РФ) означает, что кредитные организации и Банк России самостоятельно решают вопросы о заключении договоров с клиентами, выбирают любую из предусмотренных в законодательстве моделей договоров, самостоятельно формулируют неизвестную действующему законодательству модель, а также включают в договор по взаимному соглашению любое не противоречащее закону условие. Принуждение к заключению договора по общему правилу не допускается. Вместе с тем федеральное законодательство или указы Президента РФ, принятые в соответствии с федеральными законами, могут содержать разрешительные или обязывающие предписания о банковском обслуживании государственных органов, некоторых юридических и физических лиц в строго определенных банках (ст. 47, 86 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Так, в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по своевременному финансированию государственных органов и сил обеспечения безопасности" от 16 мая Рассмотренный принцип неразрывно связан с принципом юридического равенства организаций, образующих банковскую систему РФ, который предполагает, что, несмотря на существующие различия в полномочиях по осуществлению банковской деятельности, банковских операций, различный уставной капитал и финансовые возможности, все кредитные организации равны перед законом, государственными органами, юридическими и физическими лицами, с которыми они вступают в те или иные правоотношения. Кредитные организации обладают одинаковыми юридическими правами, обязанностями и ответственностью и в этом смысле у них нет друг перед другом каких-либо преимуществ. Они имеют равные права на защиту своих интересов, вправе в установленном порядке обжаловать в суд или арбитражный суд любые решения и действия (бездействие) Банка России или его должностных лиц. Аналогичным образом решаются споры между кредитными организациями и их клиентами (ст. 21 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), если они не могут быть решены в ином предусмотренном федеральным законом порядке (добровольно, третейский суд). Одним из принципов банковской системы является соблюдение банковской тайны (ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ст. 857 ГК РФ). Принцип банковской тайны означает закрепление в действующем законодательстве перечня сведений, составляющих банковскую тайну; право клиента на сохранение в тайне от кого бы то ни было и неразглашение таких сведений; обязанность кредитной организации и Банка России в полной мере обеспечить сохранность сведений, составляющих банковскую тайну, а также ответственность за их разглашение. В соответствии с законом сведениями, составляющими банковскую тайну, являются: сведения о клиенте и корреспонденте, сведения о заключенных договорах банковского счета и банковского вклада, сведения об операциях по счету. Поступившие в Банк России от кредитных организаций данные по конкретным операциям также не подлежат разглашению без согласия соответствующей кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 4 ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Кроме самих клиентов и их представителей справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть представлены судам, арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора соответствующие справки выдаются органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Так, в соответствии со ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря В отношении счетов и вкладов физических лиц справки могут быть выданы только судам или органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия прокурора. В соответствии с этим принципом запросы правоохранительных органов в отношении вкладов физических лиц, направляемые в кредитные организации в ходе прокурорских или иных проверок, оперативных мероприятий, проверок на стадии возбуждения уголовного дела (ст. 109 УПК), в порядке протокольной формы досудебной подготовки материалов (гл. 34 УПК РСФСР), а также запросы органов дознания по расследуемым ими делам удовлетворению не подлежат. В целях реализации принципа банковской тайны к согласованному с прокурором запросу следственного органа должны быть приложены копии заверенных постановлений о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица и о принятии дела к производству предварительного следствия. Совокупность этих документов является законным основанием для раскрытия сведений о счетах и вкладах физических лиц и приобщается к соответствующим банковским договорам. Несоблюдение кредитными организациями принципа банковской тайны является нарушением не только договорных отношений с клиентами, но и действующего законодательства и влечет применение к ним соответствующих мер ответственности, предусмотренных гражданским и банковским законодательством. Лица, незаконно получившие и допустившие незаконное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, с 1 января В соответствии с принципом конкуренции и ограничения монополистической деятельности кредитным организациям запрещено заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле. Все действия, связанные с приобретением акций (долей), заключение соглашений, предусматривающих контроль за деятельностью кредитных организаций или их групп, могут осуществляться только в соответствии с антимонопольными правилами (ст. 32 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Контроль за соблюдением антимонопольных правил осуществляется Банком России совместно с Госкомитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Например, ч. 8 ст. 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" устанавливает уведомительный порядок приобретения более 5% акций (долей) кредитной организации и разрешительный порядок при приобретении более 20% таких акций, а ст. 18 упомянутого закона устанавливает дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков (устанавливается размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе РФ, разрешительный порядок отчуждения акций кредитных организаций нерезидентам и т.п.). Таким образом, в основе банковской системы лежат принципы, присущие административному и гражданскому праву, специфичный метод правового регулирования (метод равенства прав и метод власти и подчинения), а также специальные правовые нормы, установленные банковским законодательством и нормативно-правовыми актами Банка России, которые свидетельствуют о появлении в системе российского права качественно нового явления - банковского права. Изложенные в настоящей работе проблемы, безусловно, требуют дальнейшего обсуждения, уточнения и не исчерпывают всех особенностей организации и функционирования российской банковской системы. Но задача юридической науки состоит именно в том, чтобы уже сейчас на теоретическом уровне начать соответствующие исследования для определения правовых основ банковской системы, особенностей банковского права, его предмета и метода, взаимосвязи с другими отраслями и институтами российского права. [1] Как представляется, закрепленный в законе термин "банковская система" не соответствует своему содержанию, так как согласно закону помимо банков эту систему образуют небанковские кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. [2] Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. Общие положения. Курс лекций. М., 1994, с. 93. [3] Ефимова Л.Г. Банковское право. Учебное пособие. М., 1994, с. 6. [4] Например: Указ Президента РФ "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации" от 10 июня [5] См., например: Советское административное право. Учебник / Под ред. П.Т. Василенкова. М., 1990, с. 240-268. |
< Пред. | След. > |
---|