Я.А. Гейвандов. Банковская деятельность в Российской Федерации (организационно-правовой аспект). |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Tuesday, 30 June 2009 | |
Я.А. Гейвандов. Банковская деятельность в Российской Федерации (организационно-правовой аспект) (Статья была опубликована в журнале «Банковское право». - № 1. – Кризисы в банковской системе, ставшие обычным явлением экономической жизни РФ, вызывают обеспокоенность не только у лиц профессионально занимающихся банковской деятельностью, но и у большинства российских граждан. Вместе с тем происходящие в банковской сфере негативные процессы обусловлены целым комплексом объективных и субъективных причин. Причины сложившейся ситуации в банковской сфере имеют не только политический, экономический, психологический, организационный, но и юридический характер. К 31 декабря Банковская деятельность — особый вид деятельности, которая может быть реализована только в рамках специально созданной для этой цели системы. Необходимость осуществления банковской деятельности в Российской Федерации является той объективной причиной, которая требует создания для ее осуществления специальной системы организаций, именуемой кредитной системой. Следовательно, банковская деятельность и кредитная система — взаимосвязанные и взаимозависимые явления, имеющие одновременно социально-политический, экономический и юридический смысл. В юридическом смысле кредитная система может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, под кредитной системой понимается совокупность кредитных организаций, действующих в РФ. В этом смысле понятие "кредитная система" характеризует организационное построение системы юридических лиц, уполномоченных государством на осуществление банковской деятельности в РФ, т.е. характеризует эту систему в статике. С другой стороны, под кредитной системой понимается совокупность правовых отношений, возникающих в связи с функционированием кредитной системы и деятельностью каждого из ее элементов в отдельности (регистрация и лицензирование, кредитно-расчетные отношения, формы и методы кредитования и т.п.), которые охватываются единым понятием "банковская деятельность". В таком смысле понятие "кредитная система" характеризует динамический, функциональный характер системы, предполагающий исследование взаимосвязей и взаимозависимости всей системы в целом и каждого из ее элементов в отдельности в процессе их деятельности. Таким образом, для уяснения сущности банковской деятельности важнейшее значение имеет определение субъектов, компетентных осуществлять данный вид деятельности. В банковском законодательстве для определения совокупности организаций, имеющих право на осуществление в РФ банковской деятельности, используется термин "банковская система" (ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), под которой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода, действующих в сфере финансов и денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности. Вместе с тем, как представляется, закрепленный в законе термин "банковская система" не соответствует своему содержанию, т.к. согласно закону помимо банков эту систему образуют небанковские кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Поэтому с учетом реального содержания, вкладываемого в понятие "банковская система" ему больше соответствует термин "кредитная система". В юридической литературе уже обращалось внимание на то, что все банки в совокупности представляют собой систему, вне которой их деятельность невозможна. Банковская деятельность не может быть реализована вне системы, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы[1]. Учитывая неразрывную связь между банковской деятельностью и банковской системой, можно заключить, что оба этих явления не существуют одно без другого. Они должны рассматриваться в едином контексте. Поэтому сущность банковской деятельности не может быть раскрыта в полном объеме без хотя бы фрагментарного определения структуры элементов банковской системы, их уровней и юридических особенностей. Структура банковской системы РФ и содержание ее элементов раскрывается в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" с указанием присущих им правовых признаков (ст.ст. 1,2). Включенные в банковскую систему элементы действуют в одной и той же сфере общественных отношений — сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единый предмет и метод правового регулирования. В то же время элементам банковской системы присущи не только объединяющие их признаки. Каждый из элементов банковской системы в рамках единой системы имеет различные цели, задачи, функции, полномочия и ответственность. Поэтому каждый из элементов банковской системы имеет особый, присущий только ему правовой статус. Различное правовое положение элементов банковской системы позволяет в рамках этой системы условно выделить несколько уровней. Существование в банковской системе нескольких уровней обусловлено тем, что в единую систему включены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком и главным банком Российской Федерации, кредитные организации (банковские и небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и представительства иностранных банков (ст.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). В этой связи высказано вполне обоснованное мнение, что в России сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой занимает Центральный банк РФ, а второй, — банки и иные кредитные организации[2]. Такое мнение закономерно, если критерием для определения уровней в банковской системе избрано наличие или отсутствие у его элементов государственно-властных полномочий. В таком случае действительно первый уровень банковской системы занимает Банк России, а второй уровень кредитные организации и филиалы и представительства иностранных банков[3]. Но если для определения уровней банковской системы избрать другой критерий, а именно особенности правового статуса всех элементов ее образующих, то с учетом особенностей, присущих правовому положению Банка России, банков, небанковских кредитных организаций, представительств и филиалов иностранных банков, уровней банковской системы оказывается несколько больше. Центральное место в банковской системе занимает Банк России, который, помимо общих для всех кредитных организаций банковских операций, выполняет ряд несвойственных им функций: является главным банком страны, реализующим наряду с другими государственными органами Российской Федерации государственную политику в денежно-кредитной сфере, в связи с чем наделен государственно-властными полномочиями по организации и функционированию банковской системы в целом. Следующим элементом банковской системы является кредитная организация, являющаяся юридическим лицом, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законодательством. Согласно закону кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью (ст.66 ГК РФ)). В отличие от других юридических лиц в РФ, кредитные организации регистрируются Банком России. Таким образом, на основании действующего федерального законодательства можно выделить следующие правовые признаки кредитных организаций: 1) кредитной организацией может быть признано только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией по законодательству РФ; 2) юридическое лицо должно быть создано как хозяйственное общество в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью; 3) в отличие от других хозяйственных обществ, создаваемых и действующих в РФ, кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России (ст. 12 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"); 4) банковские операции кредитные организации осуществляют только при наличии специального разрешения, выдаваемого Банком России. Лишь совокупность приведенных признаков позволяет отнести то или иное лицо к кредитной организации. В этой связи юридические лица, зарегистрированные Банком России, имевшие, но утратившие право на осуществление банковских операций, а также юридические лица, зарегистрированные другими органами (до вступления в силу Федерального закона "О банках и банковской деятельности") и имеющее лицензию Банка России на осуществление банковских операций, не могут признаваться кредитными организациями, поскольку такой подход противоречит Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" (ст.ст. 1,2,12, 13 Федерального закона)4 . К примеру, число кредитных организаций на 1 июля Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что кредитные организации могут быть двух видов: банки и небанковские кредитные организации. Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Согласно принятой Банком России системе учета на 1 июля Следующим видом кредитной организации является небанковская кредитная организация. Под небанковской кредитной организацией понимается кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. По имеющимся данным на 1 июля Таким образом, отличие между банками и небанковскими кредитными организациями как разновидностями кредитных организаций состоит лишь в объеме и видах осуществляемых ими банковских операций. С учетом изложенного никак нельзя согласиться с мнением, что пенсионные фонды, инвестиционные и страховые компании являются кредитными организациями. Более того, Законом РФ от 27 ноября Аналогичным образом решается вопрос об инвестиционных фондах (компаниях). Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 7 октября Действующее законодательство не раскрывает, какие формы могут иметь небанковские кредитные организации. Из анализа действующих нормативно-правовых актов можно сделать вывод, что в РФ существуют два вида небанковских кредитных организаций. Так, в соответствии с Положением Банка России "О Справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории РФ" от 16 сентября В соответствии со Справочником БИК по состоянию на 10 июля Под клиринговыми учреждениями, функционирующими в сфере банковской деятельности, понимаются организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, заявившие себя в качестве центра взаимных расчетов, которым на основании лицензии, выдаваемой Банком России, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга. При этом клиринг означает систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств (п. 1 Временного положения о клиринговом учреждении от 1 октября Приведенные выше фактические данные свидетельствуют об отсутствии четкого нормативно-правового определения юридического статуса небанковских кредитных организаций10. Имеющиеся пробелы и противоречия в правовом регулировании статуса небанковских кредитных организаций свидетельствуют о слабости государственного регулирования кредитной сферы. Вместе с тем без качественного улучшения государственного воздействия на сферу банковской деятельности все попытки развития новых форм расчетов вне Банка России, как представляется, обречены на достаточно низкую эффективность с точки зрения обеспечения государственных и общественных интересов. Итак, банковская деятельность реализуется только в рамках банковской системы страны и является особого рода деятельностью, осуществляемой специально созданными для этой цели юридическими лицами, получившими соответствующее разрешение (лицензию) уполномоченного государственного органа — Банка России, а также самим Банком России. По своему содержанию банковская деятельность является одним из видов человеческого труда, фиксируемых в адекватных формах11. Поэтому для определения сущности банковской деятельности необходимо выявить признаки, характеризующие ее особенности и отличающие этот вид деятельности от других. Однако сложность формулирования юридических особенностей банковской деятельности состоит в том, что федеральное законодательство не содержит конкретного определения понятия "банковская деятельность". Действующее законодательство закрепляет лишь наиболее общие вопросы, связанные с характеристикой банковской деятельности. Например, в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" определено, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется: Конституцией РФ, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России. При этом содержание понятия "банковская деятельность", имеющее важное значение для установления пределов компетенции органов государственной власти и Банка России в банковской сфере, не раскрывается. Не учитывается также, что содержание понятия правового регулирования непосредственно банковской деятельности не охватывает всего разнообразия правоотношений в кредитно-денежной сфере. Так, понятие "банковская деятельность" в юридической литературе используется в основном для характеристики особенностей функционирования банков при осуществлении банковских операций. Но помимо банковских операций в банковском законодательстве урегулирован более широкий спектр отношений, включающих организацию и функционирование всей банковской системы в целом и каждого из ее элементов в отдельности. В результате, по смыслу ст. 2 упомянутого Федерального закона банковское законодательство и нормативные акты Банка России необоснованно сводятся только к правовому регулированию банковских операций, а возможность регулирования отношений в банковской сфере правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, законами субъектов РФ вообще не предусматривается. Нет единства в определении сути самой категории "банковская операция". По мнению А.Е. Шерстобитова, наиболее близко к раскрытию смысла категории "банковская операция» с точки зрения права подошел М.М. Агарков, подчеркивавший именно юридические особенности банковских операций12. Анализируя особенности банковских сделок и их классификацию на 1 января Следует отметить, что правовое регулирование конкретных видов банковских операций, выполняемых кредитными организациями, осуществляется не только Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", но и Гражданским кодексом РФ. Вопросам гражданско-правового регулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления банковских операций, посвящены несколько глав ГК РФ (главы 42-46 и др.). В этой связи Л.Г. Ефимова и ряд других авторов полагают, что любая банковская операция представляет собой одну или несколько гражданско-правовых сделок. Кроме того, к признакам, образующим понятие банковской операции, Л.Г. Ефимова относит не только юридически значимые, но и целый ряд фактических действий, связанных с бухгалтерским оформлением таких сделок14. Однако вышеизложенные обстоятельства все же не дают четкого и ясного ответа на вопрос, чем именно отличается банковская деятельность и возникающие на ее основе правоотношения от других видов деятельности и правоотношений в денежно-кредитной сфере и почему банковскую деятельность могут осуществлять именно те лица, которые включены в банковскую систему РФ. Для уяснения содержания понятия "банковская деятельность" в ее юридическом смысле необходимо, как представляется, опираться на нормы банковского законодательства, действуя методом "от противного". Часть 4 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" закрепляет, какими видами деятельности кредитные организации заниматься не вправе ни при каких обстоятельствах. Таковыми являются производственная, торговая и страховая деятельность, на осуществление которых кредитным организациям установлен прямой запрет. Отсюда следуют выводы. Первый: банковской признается такой вид деятельности, который не является торговой, производственной или страховой деятельностью. Второе. В отличие от других видов деятельности непосредственным предметом банковской деятельности являются деньги и обеспечение их оборота в процессе экономического воспроизводства. Третье. Осуществляя банковскую деятельность, кредитные организации действуют не только в своих интересах, как это имеет место в гражданско-правовых отношениях, но действуют, как правило, и в интересах третьих лиц, с которыми они могут и не иметь правовых отношений (например, осуществление расчетных операций по поручению своего клиента с третьими лицами, поручительства, банковские гарантии и т.п.). Четвертое. Из названия Федерального закона "О банках и банковской деятельности" следует, что предметом его регулирования являются вопросы связанные с банками и "банковской деятельностью". Следовательно, те виды деятельности, которые разрешается осуществлять кредитным организациям в соответствии с упомянутым законом, никак не могут быть признаны иным видом деятельности, кроме как деятельностью банковской. В противном случае возникает логическое противоречие между названием закона и его реальным содержанием. Кроме того, в соответствии с юридической техникой в банковском законодательстве не могут быть урегулированы вопросы являющиеся предметом регулирования других отраслей российского законодательства. При таких обстоятельствах, в содержание понятия "банковская деятельность" должны быть включены не только банковские операции в том виде как они определены в ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральном законе "О Центральном банке РФ (Банке России)", но и другие виды деятельности, предусмотренные банковским законодательством. Среди них, как представляется, такие виды деятельности Банка России и кредитных организаций, как: эмиссия денег, организация денежного обращения и системы расчетов в стране, регистрация и лицензирование кредитных организаций, другие вопросы по регулированию деятельности кредитных организаций, осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, включая эмиссию, покупку, продажу, хранение и т.п. Поэтому трудно согласиться с А.Е. Шерстобитовым, который, по сути, отождествляет два различных явления - "банковскую деятельность" и "банковские операции", когда отмечает, что "с юридической точки зрения категория "банковская операция" имеет право на существование только с точки зрения публичных интересов в сфере банковской деятельности. Другими словами, с точки зрения гражданского права "банковская операция" не имеет ничего особенного по сравнению с понятием гражданско-правовой сделки. Иное дело, когда речь идет об управлении и регулировании организации и деятельности субъектов второго уровня банковской системы со стороны центрального банка государства. Здесь категория "банковская операция", достаточно точно определенная и научно обоснованная, позволяет определить сами границы управляющего воздействия центрального банка страны, а следовательно, и создать ему возможность обеспечения приоритета частных интересов и, соответственно, частно-правового регулирования в сфере банковской деятельности"15. Законодатель не случайно использует в одном законодательном акте два различных термина "банковские операции" и "банковская деятельность". Очевидно, что эти термины обозначают различные правовые явления, которые, кроме того, не являются равнопорядковыми (равнозначными). Поэтому попытка раскрыть юридическую сущность банковской деятельности только через "банковские операции" представляется бесперспективной. Более общее понятие — "банковская деятельность" не может быть определено через понятие, являющееся одной из образующих его составных частей, — "банковские операции". Более того, включение в понятие "банковская деятельность" не только банковских операций, но и деятельности Банка России по эмиссии денег, регулированию, надзору и контролю за банковской деятельностью обусловлено наличием двух уровней в банковской системе России: Банка России, осуществляющего в рамках банковской системы банковскую деятельность, обусловленную возложенными на него задачами, функциями и полномочиями публично-правового характера (без цели извлечения прибыли) и кредитных организаций, осуществляющих в рамках банковской системы предпринимательскую банковскую деятельность, направленную на извлечение прибыли. Поэтому указанные обстоятельства необходимо учитывать при формулировании вывода, что банковская деятельность осуществляется не только на уровне банковских операций в процессе предпринимательской деятельности, но и на государственном уровне Банком России (операции с бюджетом, эмиссия денег, банковское регулирование, надзор и контроль), а в некоторых случаях и уполномоченными банками при осуществлении валютного контроля. Таким образом, понятие "банковская деятельность" является родовым и включает в себя все виды деятельности, регулируемые Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)", которые осуществляются лицами, образующими банковскую (кредитную) систему Российской Федерации. Следовательно, банковская деятельность не может и не должна отождествляться только с "банковскими операциями", как это делается в ст. 172 УК РФ. Банковские операции могут рассматриваться как разновидность многообразной банковской деятельности. Итак, объектом государственного регулирования банковской деятельности являются отношения, возникающие в процессе создания, ликвидации, организации Центрального банка РФ, банков, небанковских кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков в РФ, а также осуществление ими банковских операций, операций с ценными бумагами, иных видов деятельности, в том числе по осуществлению эмиссии денег, денежному обращению и расчетам, банковскому регулированию, надзору и контролю. Правильное понимание и определение в федеральном законодательстве таких явлений, как кредитная система РФ и осуществляемая в ее рамках банковская деятельность, несомненно, будет способствовать повышению уровня управляемости банковской деятельности и устойчивости всей банковской системы. [1] Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том 1. Общие положения. Курс лекций. - М.: Бек, 1994. - С. 93. [2] Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело Лтд., 1995. - c.144; Ефимова Л.Г. Банковское право. Учебное и практическое пособие. М.: Изд-во БЕК, 1994. - С. 6. [3] В то же время в США, к примеру, под двухуровневой банковской системой понимается двухуровневая система регистрации и регулирования банков: на федеральном уровне (национальные банки) и на уровне штатов (банки штатов). См. напр.: Синки Дж. Мл. Управление финансами в коммерческих банках. Пер с англ. 4-го перераб. изд. / под ред. Р.Я. Левиты, Б.С. Пинскера. - М.: Саtаllаху, 1994). 4 В то же время в статистической отчетности Банка России вышеназванные лица учитываются как кредитные организации (см., напр.: Бюллетень банковской статистики. - М.: ЦБ РФ, 1997. - № 7. - С. 30) 5 Статистические данные опубликованы в Бюллетене банковской статистики. - 1998. - № 7 (62). 6 Экономика: Учебник Под ред. А.С. Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 1995. – С.347-348; Курс переходной экономики: Учебник. М.: ЗАО "Финстатинформ", 1997. - С. 407-410. 7 Постановление Верховного Совета РФ от 24 февраля 8 Российская газета. - 9 "Вестник Банка России" от 17 июня 10 Некоторыми авторами обращается внимание на то, что "определение небанковской кредитной организации как кредитной организации, совершающей отдельные банковские операции, является просто нелогичным". 11 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997. - С. 25. 12 Правовое регулирование банковской деятельности. - Под ред. Проф Е.А. Суханова. - М.: Учебно-консультативный центр «ЮрИнфоР», 1997. - С. 16. 13 Агарков М.М. Основы банковского права. - М. Изд-во БЕК, 1994.-С. 50-51 14 Ефимова Л.Г. Банковское право. Учебное и практическое пособие. - М.: Изд-во БЕК, 1994. - С. 33; Граждансое право. Учебник. Часть 2 / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.- С.42-422. |
< Пред. | След. > |
---|