Я.А. Гейвандов. Какой Центральный банк нужен Российской Федерации? |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Tuesday, 07 July 2009 | |
Я.А. Гейвандов. Какой Центральный банк нужен Российской Федерации? (статья была написана в декабре - январе 1999 г. и опубликована в журнале «Государство и право».-1999.-№ 8.-С.13-24) Пути совершенствования законодательства о Банке России. Анализ предложенных к обсуждению законопроектов об изменении статуса Банка России не дает оснований полагать, что их реализация будет способствовать разрешению существующих в банковском законодательстве проблем. Более того, к уже имеющимся противоречиям между Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" и другими законодательными актами РФ, включая Конституцию РФ, могут добавиться еще более серьезные. При подготовке законопроектов, изменяющих механизм государственного управления денежно-кредитной системой, требуется не только осознание целей реформ, но и высочайшая ответственность перед обществом за их результаты и последствия. В первую очередь, необходимо сформулировать перспективы развития банковской системы РФ с учетом накопленного за последние десять лет негативного опыта ее функционирования, так как теперь общество понимает, какой банковская система быть не должна. Опираясь на имеющийся опыт, государство может выстраивать контуры новой банковской системы страны, нацеленной не только на получение прибыли, но и на создание предпосылок для роста конкретных сегментов отечественной экономики. Для создания такой банковской системы целесообразно решить, сохранит ли государство за собой исключительное, суверенное право на регулирование денежно-кредитной системы, включая банковскую, или эта часть экономики будет саморегулирующейся, самоорганизующейся и самонастраивающейся, как предлагали и предлагают некоторые представители банковского сообщества. Полагаем, что государство не может отказаться от своих суверенных прав влиять в присущих ему формах на денежно-кредитную систему, обеспечивая тем самым ее функционирование и развитие в интересах всего общества. Поэтому следует решить, какие государственные органы, руководствуясь какими целями и на каких принципах должны осуществлять непосредственное государственное управление денежно-кредитной системой. В процессе обсуждения законопроектов, затрагивающих механизм государственного управления денежно-кредитной системой, следует определиться, нужен ли России Центральный банк как государственное институциональное образование, каково его место в банковской системе и системе государственных органов РФ. В этой связи неизбежно следует другой вопрос: ради достижения каких целей государство создает Банк России? Является ли основной целью деятельности Банка России извлечение прибыли (как полагают некоторые авторы), или его основной целью должно оставаться обеспечение интересов государства и общества, как это закреплено в действующем законодательстве? Осуществляет ли Банк России в рамках государственного регулирования банковскую деятельность (денежная эмиссия, межбанковские кредиты, расчеты и т.п.), или банковская деятельность - особый вид предпринимательской деятельности, присущий только коммерческим организациям? Потребуется ответить и на некоторые другие вопросы. Например, необходимо решить, что соответствует государственным интересам России в период переживаемого ею острейшего кризиса: единый централизованный орган управления денежно-кредитной системой или несколько никогда ранее не существовавших организаций, между которыми будут перераспределены полномочия нынешнего Банка России? Должен ли Банк России быть независимым, или в кризисной ситуации его следует поставить в зависимость от других органов государственной власти? Если требуется независимый Банк России, то как и на каких принципах обеспечить его эффективное взаимодействие с другими государственными органами? Как обеспечить систему государственного контроля за деятельностью независимого Банка России и одновременно не лишить его этой самой независимости? Если законодатели посчитают, что в нынешней социально-экономической ситуации независимости от Банка России не требуется, то необходимо определить круг государственных органов, от которых он может зависеть, а также характер, степень и формы такой зависимости (хотя такое развитие событий, как представляется, не соответствует ни интересам российского общества, ни Конституции РФ). Но самый главный вопрос, на который должен быть найден ответ: в рамках какой отрасли законодательства должно проходить совершенствование порядка управления денежно-кредитной системой России, а следовательно, в каком порядке должен приниматься законодательный акт, изменяющий нынешний юридический статус, функции и полномочия Банка России? На вышеупомянутые и многие другие вопросы, увы, мотивированных ответов нет. Это позволяет усомниться в обоснованности предпринимаемых усилий по коренному изменению существующего механизма государственного управления денежно-кредитной системой. Создаются предпосылки для принятия сложнейшего государственного решения на основе сиюминутных политических, тактических или групповых факторов. Между тем в ситуации кризиса любое поспешное институциональное изменение приводит, как правило, к еще большему снижению уровня и степени противодействия негативным процессам. Поэтому, прежде чем браться за подготовку законопроекта, направленного на совершенствование юридического статуса Банка России, необходимо ясно представлять себе перспективы совершенствования всей денежно-кредитной системы и государственного управления ею. Такие перспективы могут быть выражены в соответствующей концепции, которой сегодня просто не существует. Учитывая дискуссионность рассматриваемой проблемы, полагаю необходимым остановиться на некоторых аспектах юридического статуса и функционирования Банка России. Конституционно-правовой статус Банка России. В Конституции РФ и федеральном законодательстве для характеристики правового положения Банка России используются одновременно такие определения, как "юридическое лицо" (ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)")[1] и "орган государства" (ст. 75 Конституции РФ, ст. 53 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", ст. 9 и 11 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле")[2]. Анализируя действующее законодательство, некоторые авторы полагают, что Банк России как юридическое лицо является коммерческой организацией. Другие считают Банк России организацией некоммерческой. По мнению третьей группы авторов, Банк России представляет собой некое не предусмотренное действующим законодательством образование, являясь одновременно коммерческой и некоммерческой организацией. Поэтому спектр точек зрения об организационно-правовой форме Банка России как юридического лица достаточно широк. Высказаны предположения, что Банк России является юридическим лицом особого рода; неким федеральным юридическим лицом публичного права; коммерческой организацией с особым правовым статусом, совмещающей предпринимательскую деятельность с управленческими функциями; федеральным государственным банком. При этом не принимается во внимание, что в действующем законодательстве упомянутых организационно-правовых форм юридических лиц просто не существует. Кроме того, некоторые ученые полагают, что Банк России является государственным унитарным предприятием либо государственным учреждением. Одновременно предлагаются различные точки зрения по поводу государственно-правового статуса Банка России. Одни авторы полагают, что Банк России является органом государственного управления специальной компетенции. Другие считают Банк России федеральным органом государственной власти либо государственным органом управления, не включенным в систему органов исполнительной власти. Отсутствие четкости с определением юридического статуса Банка России в теории и в законодательстве осложняет функционирование всей денежно-кредитной системы[3]. При анализе правового положения Банка России, прежде всего необходимо учитывать, что основополагающие идеи его организации и деятельности закреплены не столько в банковском и гражданском законодательстве, сколько в Конституции РФ. Следовательно, совершенствование государственного управления денежно-кредитной системой и разрешение существующих проблем в этой сфере может осуществляться именно в рамках, определенных Конституцией РФ. Бесконечное изменение банковского и гражданского законодательства без учета ныне действующих конституционных положений, регулирующих вопросы управления денежно-кредитной системой, не позволит авторам законопроектов решить те задачи, которые они перед собой ставят. Например, в одном из законопроектов Банк России предлагалось признать "федеральным государственным банком"[4]. Но в случае закрепления за Банком России статуса "федерального банка" он на основании п. "ж" ст. 71 Конституции РФ приобретает статус федеральной экономической службы, т.е. включается в систему исполнительной власти РФ. Такая ситуация противоречит другому конституционному положению, согласно которому "денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации", а "защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти" (ст. 75 Конституции РФ). По смыслу этой нормы Банк России находится на одном уровне с другими органами государственной власти Российской Федерации, включен в их систему в качестве самостоятельного, независимого элемента. Иначе незачем было бы использовать в данной правовой норме формулировку "независимо от других органов государственной власти". Следовательно, согласно ст. 75 Конституции РФ, Банк России не может быть частью исполнительной власти России. Не случайно ст. 110 Конституции РФ и изданные на ее основе нормативные правовые акты Президента РФ (Указ Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа Вместе с тем конституционные нормы вполне определенно закрепляют общие правовые признаки, характеризующие качественную сторону юридического статуса Банка России как государственно-правового института. Содержащиеся в ст. 11, 71, 75 Конституции РФ разночтения в части, касающейся определения конкретного государственно-правового статуса Банка России (самостоятельный орган государственной власти или федеральный банк, включенный в систему исполнительной власти), только подтверждают, что юридический статус нынешнего Банка России имеет государственно-правовой, а не гражданско-правовой характер. Во-первых, Конституция РФ признает Банк России органом государства. Данный вывод основан не только на содержании ст. 71 и 75 Конституции РФ, но и на том, что конституционные положения о Банке России закреплены в разделе "Федеративное устройство", посвященном государственному устройству страны и разграничению полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Более того, в Конституции РФ регулируются именно государственно-правовые, а не какие-либо иные, включая гражданско-правовые, отношения. Во-вторых, возложенные на Банк России функции и полномочия по вопросам денежной эмиссии, кредитного и валютного регулирования находятся в ведении Российской Федерации. Поэтому Банк России является федеральным органом. В-третьих, в процессе осуществления Банком России функций защиты и обеспечения устойчивости денежной единицы России за ним закреплен статус государственного органа, не зависимого от других органов государственной власти. В России помимо Банка России существуют и другие государственные органы, основанные на принципе независимости и не включенные ст. 11 Конституции РФ в систему федеральных органов государственной власти (например, Прокуратура РФ, Счетная палата РФ). Однако в отличие от Счетной палаты РФ и Прокуратуры РФ независимость Банка России как принцип его организации и деятельности закреплена не в федеральном законодательстве, а на более высоком законодательном уровне - в Конституции РФ. Федеральное законодательство лишь развивает и дополняет конституционные нормы о независимости Банка России (ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"). Следовательно, попытка ограничить независимость Банка России принятием соответствующего федерального законодательного акта может повлечь за собой только проблему несоответствия такого федерального закона Конституции РФ. В-четвертых, Конституция РФ, наделяя Банк России независимостью от других органов государственной власти, закрепляет и другие правовые нормы, связанные с осуществлением денежно-кредитной политики, которые Банк России не может не учитывать. Так, согласно п. "б" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики". По своему содержанию это положение означает, что, если Банк России осуществляет независимую от других органов государственной власти деятельность по защите и обеспечению устойчивости рубля, то Правительство РФ обеспечивает проведение единой денежной и кредитной политики по другим направлениям. При этом Банк России и Правительство России обязаны тесно взаимодействовать. Однако неопределенность конституционных норм в части, касающейся компетенции Правительства РФ и Банка России в денежно-кредитной сфере, настоятельно требует разграничения в законодательстве их полномочий в осуществлении денежной и кредитной политики. Необходима ясность по поводу того, какие вопросы, связанные с денежно-кредитной политикой, Банк России может и должен решать самостоятельно и независимо от Правительства РФ, какие вопросы в денежно-кредитной сфере может решать Правительство РФ, а по каким из них требуются взаимосогласованные решения Правительства РФ и Банка России. Однако разграничение полномочий Банка России и Правительства России в осуществлении денежной и кредитной политики крайне затруднительно без законодательного определения содержания и существа самой этой политики. В-пятых, только Банк России наделен исключительными полномочиями по осуществлению в России денежной эмиссии. В-шестых, по Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная, но не единственная функция Банка России[7]. Государственно-правовой статус Банка России подтверждается также предоставленными ему полномочиями по изданию нормативных актов. Причем нормативные акты Банка России являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ст. 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Кроме того, Банк России наделен государственно-властными полномочиями по осуществлению банковского и валютного регулирования, надзора и контроля, а также полномочиями по применению санкций за допущенные кредитными организациями нарушения действующего банковского и валютного законодательства. Подобного рода полномочиями могут быть наделены только государственные органы. Итак, несмотря на отсутствие в Конституции РФ однозначного ответа о месте Банка России в системе федеральных органов государственной власти РФ и существующие по этому вопросу разночтения, его федеральный государственно-правовой статус сомнений не вызывает. Учитывая, что банковское и гражданское законодательство, развивая те или иные аспекты организации и функционирования Банка России, имеют "подчиненный" по отношению к Конституции РФ характер, они, несомненно, должны основываться на конституционных признаках Банка России, характеризующих его как орган государства. При таких обстоятельствах реализация предложений о придании Банку России статуса обычного юридического лица, тем более коммерческого, только путем внесения изменений в банковское и гражданское законодательство приведет к нарушению Конституции РФ. Это обусловлено тем, что в основе общественных отношений, возникающих в процессе организации Банка России и его деятельности, находятся нормы Конституции РФ, которым должны соответствовать федеральные законодательные акты. Поэтому даже в случае принятия федерального закона, противоречащего конституционно-правовому статусу Банка России, на основании ст. 15 Конституции РФ он не будет иметь юридической силы. Вместе с тем подобного рода законодательный акт может способствовать началу процесса разрушения конституционной системы государственного управления денежно-кредитной системой страны. При отсутствии альтернативной системы государственных органов, способных взять на себя все функции нынешнего Банка России, а также при отсутствии научной концепции изменения механизма управления денежно-кредитной сферой принятие федерального закона, изменяющего конституционный статус Банка России, может спровоцировать не только нарушение Конституции РФ, но и другие негативные экономические и политические последствия. Некоммерческий характер Банка России. Основной спор о статусе Банка России связан с тем, является ли он коммерческой или некоммерческой организацией. Для такого спора имеются некоторые исторические предпосылки. Так, действовавшие до Действовавшие в Согласно ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" в редакции В то же время, реализуя от имени государства возложенные на него задачи, не связанные непосредственно и исключительно с извлечением прибыли, Банк России может получать реальные доходы. Эти доходы обусловлены государственным управляющим воздействием Банка России на денежно-кредитную систему (государственная денежно-кредитная политика). Причем такое государственное управление Банк России осуществляет только ему присущими и предоставленными федеральным законом методами и инструментами. Поэтому соответствующая сумма денежного приращения, как и все имущество Банка России, признается федеральной собственностью и является закономерным следствием не коммерческой деятельности Банка России, а его участием в экономических отношениях от имени государства в качестве одного из его органов. Подобная ситуация в полной мере соответствует Конституции РФ, банковскому и гражданскому законодательству (ст. 120, 299 ГК РФ, ст. 9, 26, 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). В вышеуказанных законодательных актах закрепляется возможность получения доходов в процессе управленческой деятельности, непосредственно не связанной с извлечением прибыли. Единственное условие, которое при этом установлено в гражданском законодательстве: размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях")[11]. Следовательно, гражданское и банковское законодательство предусматривают возможность получения доходов от государственной управленческой деятельности любыми государственными некоммерческими организациями, включая Банк России. Можно лишь предложить усовершенствовать использование терминологического аппарата с учетом реальностей нынешнего законодательства. Термин "прибыль" можно применять к коммерческим организациям, а для обозначения прироста имущества в связи с управленческой деятельностью государственных органов и иных некоммерческих организаций использовать термин "доходы". Такое предложение в периодической печати уже встречалось. Нельзя также исключать, что возможны кризисные и иные ситуации, когда расходы Банка России на осуществление государственной денежно-кредитной политики, укрепление и обеспечение устойчивости рубля могут превысить его доходы. В таких случаях Банк России не только не будет иметь доходов, но может даже понести убытки. Однако и в подобных кризисных ситуациях Банк России и его служащие обязаны продолжать реализацию возложенных на них государственных функций. Учитывая приведенные выше обстоятельства, трудно согласиться с позицией, высказанной Л.Г. Ефимовой, которая считает, что ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" имеет лишь политический или декларативный характер. Хотелось бы заметить, что любая норма права, любой законодательный акт есть проявление политики и поэтому, конечно же, носит политический характер, особенно в наше время. Однако, в отличие от других реальных политических явлений, правовая норма имеет юридически значимый и общеобязательный характер, требующий неуклонного исполнения. Декларативность правовой нормы свидетельствует вовсе не об ее отсутствии, а, как правило, о несоблюдении в реальной жизни устанавливаемых правовой нормой правил или о ее низком качестве. И то и другое отрицательно характеризует не саму правовую норму, а применяющих ее субъектов правоотношений и уровень законотворческого процесса, но не отменяет общеобязательного значения положений, закрепленных нормой права. Вызывает возражения и обоснование коммерческого статуса Банка России, предложенное авторами рассматриваемой точки зрения. По мнению Л.Г. Ефимовой, "... когда речь идет о получении денег, возникает конкретный коммерческий интерес" - и далее, -"поставленная перед ним (имеется в виду Банк России. - Я.Г.) задача - зарабатывать средства для финансирования своих расходов (и в частности, заработной платы и премий для сотрудников ЦБ) - не может не влиять на характер отдельных решений Банка России по управлению кредитной системой России в пользу создания наиболее льготных условий для собственной коммерческой деятельности. Так как государство изымает часть прибыли ЦБ РФ, то определенный коммерческий интерес возникает и у государства, которое может устанавливать более льготные условия для Банка России по сравнению с другими банками"[12]. Как следует из приведенного положения, единственное конкретно сформулированное обстоятельство, подтверждающее, по мнению Л.Г. Ефимовой, коммерческий характер Банка России, - это зарплата и премии его сотрудников. Однако полагаю, что зарплата и премии сотрудников Банка России не могут быть положены в основу решения столь глобальных вопросов, как будущее денежно-кредитной системы страны и механизма управления ею. Для изменения системы оплаты труда сотрудников Банка России вовсе не обязательно изменять механизм управления денежно-кредитной системой государства. Поэтому с точки зрения конституционного и банковского законодательства этот вопрос научного интереса не представляет. Использование аргумента с зарплатой сотрудников Банка России для обоснования необходимости изменения юридического статуса этого государственного института, изменения целей его деятельности, его функций и полномочий вряд ли может быть признано корректным. Тем более, что задачи зарабатывать деньги для своих сотрудников не содержит ни одна норма Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)". Такой вывод основан на положениях ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", закрепляющей основные цели деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Извлечение прибыли и "зарабатывание средств для финансирования своих расходов" среди целей деятельности Банка России даже не упоминаются. Что же касается правовой нормы, закрепленной в ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", устанавливающей, что "Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов", то она обусловлена заинтересованностью государства в освобождении федерального бюджета от несвойственных ему расходов на рефинансирование, валютные интервенции, операции на открытом рынке и т.п. Тем более, что во всех этих случаях Банк России действует отнюдь не в своих интересах, а в интересах всего общества, в интересах Российской Федерации, реализуя полномочия, данные ему Конституцией РФ и федеральным законом. Естественно, в упомянутом случае вывод Л.Г. Ефимовой о коммерческой заинтересованности государства также неуместен. У государства действительно имеется экономический интерес в связи с функционированием Банка России, но он обусловлен вовсе не получением прибыли, а заинтересованностью государства в реализации своего суверенного права эффективно регулировать денежно-кредитную политику и банковскую деятельность в стране. При этом Банк России выступает лишь как проводник этой суверенной государственной политики. Применительно к отношениям, в которых участвует государство и государственные органы, существование коммерческого интереса вообще недопустимо[13]. В противном случае, по логике Л.Г. Ефимовой, коммерческим интересом государства можно назвать сбор налогов, сбор таможенных пошлин, сборы других платежей в пользу государства, поскольку в этом случае речь также идет о получении государством и государственными органами денег. Тем более, что собранные некоторыми государственными органами деньги в соответствии с федеральными законами направляются в государственные бюджеты отнюдь не в полном объеме. Часть денег направляется соответствующими государственными органами в специальные государственные фонды, а затем используется на расходы, связанные с выполнением возложенных на них функций и на дополнительное материальное стимулирование сотрудников. При этом, вполне обоснованно, ни у кого не возникает мысли, что подобные государственные органы являются коммерческими организациями[14]. В связи с этим трудно найти разумное объяснение некоторым нормам федерального законодательства и основанным на них решениям органов государственной власти об обязанности федерального государственного органа - Банка России уплачивать налоги в бюджеты различных уровней из закрепленных за ним федеральных денежных средств (налоги на прибыль, на землю и т.п.)[15]. Максимум, что можно требовать от Банка России, - это перечислять все его доходы в федеральный бюджет. Но в таком случае у Банка России не будет юридических оснований и экономических возможностей для формирования федеральных внебюджетных денежных фондов и золотовалютных резервов. Это, в свою очередь, создаст для Российской Федерации дополнительные экономические и юридические проблемы. У Российской Федерации не будет внебюджетных федеральных денежных средств для их использования в качестве экономического инструмента государственной денежно-кредитной политики, осуществляемой одним из конституционных государственных органов - Банком России[16]. При подготовке законопроектов об изменении статуса Банка России было бы полезно учесть приведенные выше обстоятельства, подтверждающие, что действующее законодательство РФ не дает каких-либо серьезных оснований для признания его коммерческой организацией. Организационно-правовая форма Банка России как юридического лица. Вопрос об организационно-правовой форме юридических лиц - предмет гражданского законодательства. В связи с этим установлению организационно-правовой формы Банка России в Федеральном законе "О Центральном банке РФ (Банке России)" должно предшествовать закрепление соответствующих положений в Гражданском кодексе РФ применительно ко всем государственным органам. Именно гражданское законодательство должно ответить на вопрос, признаются ли государственные органы юридическими лицами. Если да, то какая из предусмотренных этим законодательством организационно-правовых форм может им соответствовать? Если нет, то вопрос об организационно-правовой форме любого государственного органа, включая Банк России, снимается сам собой. Определяя организационно-правовую форму Банка России, к нему нельзя подходить как к обычному юридическому лицу, статус которого целиком и полностью основывается на положениях гражданского законодательства. Правовое положение Банка России имеет конституционно-правовой характер, он наделен государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере, является органом государства, а не просто юридическим лицом. Поэтому при определении в гражданском законодательстве организационно-правовой формы государственных органов, включая Банк России, требуется единый подход. Ранее автор уже высказывал мнение, что государственные органы могли бы иметь форму государственных учреждений. Но в юридической литературе имеются и другие точки зрения. Например, утверждается, будто Центральный банк РФ нельзя в полной мере отнести к государственному учреждению, поскольку в силу ст. 50, 120 ГК РФ учреждение определяется как организация, финансируемая собственником полностью или частично, а Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов[17]. Между тем осуществление Банком России своих расходов за счет собственных доходов вовсе не противоречит ст. 50, 120 ГК РФ, так как, согласно ст. 298 этого же Кодекса, "если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе". Поэтому осуществление Банком России расходов за счет собственных доходов вовсе не опровергает, а, наоборот, подтверждает, что из ныне существующих организационно-правовых форм юридических лиц ему, как и другим государственным органам, более всего соответствует "государственное учреждение". Некоторыми авторами высказываются предложения о придании Банку России статуса обычного юридического лица, правовое положение которого регулируется исключительно гражданским и банковским законодательством. Например, внесено предложение установить для Банка России особую организационно-правовую форму "федерального юридического лица публичного права", сочетающего в себе черты коммерческой организации и административного органа[18]. Но такого рода организации не известны ни Конституции РФ, ни действующему гражданскому законодательству России. Более того, реализация данного предложения на практике будет означать, что, вопреки Конституции РФ, правовое регулирование юридического статуса Банка России с более высокого, конституционно-правового уровня произвольно переводится на уровень гражданского законодательства. Поэтому высказанное в печати предложение требует более внимательного анализа. Необходимо, в первую очередь, уяснить содержание термина "федеральное юридическое лицо публичного права". Само название свидетельствует о том, что "федеральное юридическое лицо публичного права" - это организация, создаваемая в целях реализации на федеральном уровне функций и полномочий в интересах всего общества. Применительно к Банку России это означало бы осуществление "федеральным юридическим лицом публичного права" государственных полномочий. Но допускает ли действующая Конституция РФ, чтобы функции Российской Федерации, ее государственные полномочия в денежно-кредитной сфере были переданы не государственному органу, а юридическому лицу, имеющему исключительно гражданско-правовой статус? Полагаем, что нет. Для такого вывода имеются веские основания. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). Согласно Конституции РФ "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). Опосредованная власть народа осуществляется избираемыми им органами государственной власти или местного самоуправления либо назначаемыми этими органами должностными лицами. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но в рамках территории муниципального образования могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями (ст. 12, 132 Конституции РФ). Исходя из федеративной природы Российской государственности в том виде, как она закреплена в ст. 1, 11, главе 3 (включая ст. 71 и 75) Конституции РФ, реализация государственных полномочий в денежно-кредитной сфере находится в ведении Российской Федерации, т.е. в ведении федеральных государственных органов. Никто иной, кроме государственных органов, осуществлять функции государства, государственную власть и государственные полномочия в денежной, кредитной и валютной сфере на федеральном уровне не вправе. Такие государственные органы с учетом принципа разделения властей в Конституции РФ определены. К ним относится и Банк России (ст. 75 Конституции РФ). Причем Конституция РФ не позволяет передавать (делегировать) государственные полномочия, находящиеся в ведении Российской Федерации (федеральный уровень), от федеральных государственных органов иным лицам, тем более коммерческим организациям. Более того, единство системы государственной власти - важнейший конституционный принцип, на котором основано федеративное устройство России (ст. 5 Конституции РФ). Обеспечение на всей территории РФ осуществления полномочий федеральной государственной власти, включая полномочия по направлениям, закрепленным в п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, возложено на Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (ст. 78 Конституции РФ). Поэтому попытка практически реализовать предложение о признании Банка России не государственным органом, а обычным юридическим лицом (хоть и публичного права) и наделении такого лица государственными полномочиями, находящимися в ведении Российской Федерации, не только явилась бы прямым нарушением Конституции РФ, но могла бы повлечь негативные последствия политического характера. Следовательно, Российская Федерация не вправе делегировать кому-либо свои государственные полномочия. Полномочия РФ могут быть переданы лицам, не являющимся органами государства, только в части касающейся реализации ее имущественных и иных прав гражданско-правового характера, и то при соблюдении условий, закрепленных в законодательстве. И последнее, что необходимо отметить в связи с обсуждением предложения о наделении Банка России статусом "федерального юридического лица публичного права". К сожалению, авторы этого предложения в обоснование своей позиции ссылаются только на внутреннее законодательство иностранных государств. Ими не приводятся какие-либо существенные правовые признаки, характеризующие "публично-правовые юридические лица" как особую, отличную от других, предусмотренных гражданским законодательством, разновидность организационно-правовых форм юридических лиц. По сути речь идет о попытке придать государственным органам некую гражданско-правовую оболочку (организационно-правовую форму). При этом не учитывается, что в гражданском законодательстве РФ уже имеется организационно-правовая форма, сходная по своему содержанию с "юридическим лицом публичного права", - это "учреждение"[19]. Одним из предназначений "учреждения" как некоммерческой организации является осуществление управленческих функций в целях, направленных на достижение общественных благ. Причем учреждение может быть государственным (созданным Российской Федерацией или субъектом РФ), муниципальным или созданным любым иным собственником. Таким образом, "учреждение" как организационно-правовая форма может быть признано характерным для всех юридических лиц, осуществляющих в Российской Федерации управленческую деятельность, направленную на достижение общественных благ. Следовательно, по своему содержанию термины "учреждение" и "юридическое лицо публичного права" - тесно связанные друг с другом понятия. Данный вывод подтверждается правовыми нормами, закрепленными в "Конвенции между Правительством РФ и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество" от 26 ноября Особенности законодательного закрепления имущественных прав Банка России. Государственно-правовой статус Банка России неразрывно связан с его имущественными правами и особенностями закрепления за ним федеральной собственности. Поэтому нельзя согласиться с мнением, будто Банк России является организацией, основанной на вещном праве, неизвестном гражданскому законодательству[21]. Закрепленные за Банком России права на имущество, находящееся в федеральной собственности, в полной мере соответствуют государственно-правовому статусу Банка России и возложенным на него государственным функциям. Все те особенности, которые установлены в Федеральном законе "О Центральном банке РФ (Банке России)" в отношении закрепленного за ним имущества, в полной мере корреспондируют с соответствующими конституционными положениями и нормами гражданского законодательства. Полномочия Банка России в денежно-кредитной сфере имеют государственно-правовой характер. Однако это не исключает возможности их использования в рамках гражданско-правовых отношений. Более того, согласно ст. 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Следовательно, гражданское законодательство предоставляет государству и его органам возможность выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. Кроме того, ч. 4 ст. 214 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296 ГК РФ). Наряду с этим п. 3 ст. 120 ГК РФ предоставляет государству, как собственнику своего имущества, право создавать государственные учреждения, правовое положение которых, включая имущественное, может отличаться от общих правил, закрепленных в ГК РФ. Единственное условие - подобные "особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами" (ст. 120 ГК РФ). Данное правило, как представляется, может быть применено и к государственным органам. Вышеприведенные нормы гражданского законодательства и лежат в основе Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", наделяющего Банк России имущественными правами по владению, пользованию и распоряжению закрепленной за ним федеральной собственностью. Те или иные дополнительные имущественные права Банка России в отношении закрепленной за ним федеральной собственности либо, наоборот, ограничения в использовании этой собственности с точки зрения соблюдения принципа законности вполне соответствуют действующей Конституции РФ и гражданскому законодательству. Тем более, что некоторые государственные учреждения наделены сходными с Банком России имущественными правами в отношении федеральной собственности. Например, академии наук, имеющие государственный статус, наделены "правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации...". Только в отличие от Банка России они (например, Академия наук РФ) еще и финансируются из федерального бюджета (ст. 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа С учетом изложенного трудно согласиться с мнением, будто «особый статус имущества национальных (центральных) банков заключается в том, что формально оно принадлежит государству, но банк наделяется правом распоряжаться им как не ограниченный в правах собственник»[22]. Законодательство действительно закрепляет некоторые особенности имущественных прав Банка России. Причем расширение или ограничение полномочий Банка России в отношении закрепленного за ним федерального имущества обусловлено интересами наиболее эффективного государственного управления денежно-кредитной системой страны и не связано с его "статусом не ограниченного в правах собственника". В отличие от собственника имущества, права которого действительно ничем не ограничены, ст. 2 и 3 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" существенно ограничивают возможности Банка России в осуществлении полномочий по владению, пользованию и распоряжению закрепленной за ним федеральной собственностью строго определенными целями и порядком. Например, ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" запрещает Банку России участвовать в капиталах иных организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Значительно ограничены права Банка России предоставлять кредиты Правительству РФ. Так, согласно ст. 22 упомянутого Федерального закона, Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России также не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Кроме того, согласно ст. 48 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)", Банк России не имеет права: осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций; заниматься торговой и производственной деятельностью, если иное не предусмотрено федеральным законом о Банке России. Имеются и иные ограничения. В этом смысле имущественные права Банка России сходны с полномочиями учреждений в отношении закрепленного за ними имущества. Например, согласно ст. 296 ГК РФ, учреждения "в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования распоряжения им". Как видим, формулировка ст. 296 ГК РФ по существу идентична положениям, закрепленным в ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)». При этом из ст. 296 ГК РФ вовсе не следует, что имущество любого государственного учреждения полностью контролируется государством, как это пытаются доказать некоторые авторы. Несомненно, Российская Федерация как собственник закрепленного за Банком России имущества не только вправе, но и реально контролирует соблюдение Банком России установленного порядка использования этого имущества. Формы такого контроля предусмотрены Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" (внешний аудит, проверки Счетной палаты РФ, отчеты Банка России Государственной Думе РФ). Но при этом Банку России предоставлена самостоятельность в части формирования, рассмотрения и утверждения сметы своих расходов, а также использования собственных доходов для достижения поставленных перед ним целей государственного управления (ст. 2, 11, 16 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", ст. 298 ГК РФ). Более того, ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" вовсе ограничивает права собственника (Российской Федерации) в отношении федерального имущества, закрепленного за Банком России. Согласно этим ограничениям, "изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются". Вместе с тем сам Банк России также ограничен строгими юридическими рамками в части, касающейся самостоятельного отчуждения либо совершения иных действий и сделок, изменяющих установленную законом федеральную форму собственности на закрепленное за ним имущество. Подобные действия Банка России допустимы лишь для достижения целей его деятельности и в рамках государственной денежно-кредитной политики. Поэтому во всех иных случаях Банк России самостоятельно не вправе совершать сделки, изменяющие федеральную форму собственности на закрепленное за ним имущество. Согласно Конституции РФ, в России признаются и защищаются равным образом все формы собственности, в том числе и государственная (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Учитывая, что средства Банка России являются объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности (п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря Анализ имущественных прав Банка России был бы неполным без их сопоставления с конституционными полномочиями Правительства РФ по управлению федеральной собственностью (п. "г" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Федеральное имущество передано Банку России не для управления им как объектом государственной собственности, а для использования этого имущества в процессе реализации целей, предусмотренных ст. 75 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)". Банк России является чуть ли не единственным государственным органом, применяющим в процессе государственного управления экономикой не только административные, но и сугубо экономические, рыночные методы. Основной юридической формой таких рыночных методов государственного управления являются гражданско-правовые сделки, совершаемые Банком России с другими лицами, предусмотренными законодательством о Банке России. Для этих сделок, в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, Банк России в порядке, определенном федеральным законодательством, использует закрепленное за ним федеральное имущество. Следовательно, если деятельность Правительства РФ направлена непосредственно на управление самим федеральным имуществом и на получение доходов от его использования, то деятельность Банка России нацелена не столько на непосредственное управление закрепленными за ним объектами федеральной собственности и получение доходов, сколько на эффективное использование этих объектов в рамках государственного управления денежно-кредитной системой (денежная эмиссия, денежно-кредитная политика, организация системы безналичных расчетов, осуществление межбанковских расчетов и т.п.). Поэтому, когда использование отдельных объектов закрепленного за Банком России федерального имущества в качестве средства реализации возложенных на него законом целей становится нецелесообразным, в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством вопрос об их дальнейшем использовании подлежит согласованию с федеральным государственным органом по управлению государственным имуществом[23]. Итак, действующее законодательство о Банке России существенно ограничивает его вещные права в отношении закрепленного за ним федерального имущества строго определенными юридическими рамками: 1) целями Банка России, установленными Конституцией РФ и Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" и 2) порядком использования такого имущества, установленным этим же Федеральным законом. При этом особенности имущественных прав Банка России не противоречат его государственно-правовому статусу и нормам гражданского законодательства. Продолжая тему имущества, закрепленного за Банком России, следует подчеркнуть, что статус Банка России как государственного органа означает отсутствие каких-либо объективных юридических и фактических оснований для наделения его уставным капиталом. Действующим законодательством не предусматривается наделение государственных органов уставным капиталом. Согласно гражданскому законодательству, уставный капитал формируется при создании строго определенных юридических лиц и является их собственностью. Между тем даже действующий Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не признает Банк России собственником переданного ему имущества, поскольку таковым является Российская Федерация. На основании изложенного осмелюсь утверждать, что определение статуса Банка России - это комплексная политическая, экономическая и юридическая проблема. В основе юридического аспекта проблем, связанных с Банком России, лежат правовые нормы Конституции РФ. Необходимо признать, что с точки зрения законности важно более четко зафиксировать в Федеральном законе "О Центральном банке РФ (Банке России)" конституционно-правовой статус Банка России как органа государства. В условиях экономического кризиса следует не ограничивать, а развивать и совершенствовать принципы единства и централизации государственного управления денежно-кредитной системой страны. При отсутствии серьезной проработанной концепции реформы банковской системы нет даже минимальной гарантии, что в случае перераспределения функций нынешнего Банка России между другими государственными органами и организациями, управление денежно-кредитной системой будет более эффективным, чем в настоящее время. В то же время необходимо разработать и принять такие правовые гарантии, которые позволили бы Российской Федерации в полной мере реализовать принцип подотчетности Банка России и при этом способствовали бы реализации конституционного принципа независимости Банка России. Что касается установления конкретного места Банка России в системе федеральных органов государственной власти либо, наоборот, изменения его государственно-правового статуса на коммерческий, то эти вопросы требуют внесения поправок в Конституцию РФ. Для целенаправленного решения всех имеющихся проблем необходима единая государственная концепция развития денежно-кредитной системы, включая Банк России. Может быть, стоит сначала оценить состояние и перспективы развития всей банковской системы, а не только Банка России; всего банковского законодательства, а не только законодательства о Банке России; разработать концепцию их согласованного и взаимоувязанного совершенствования и лишь после серьезной подготовки, осознанно начинать законопроектную работу? Такого алгоритма действий необходимо придерживаться вне зависимости от окончательного решения о статусе Банка России, которое законодатель посчитает нужным принять. Это в полной мере его право. Однако, со своей стороны, общество также вправе надеяться, что решения законодателя, затрагивающие столь актуальную сегодня проблему управления денежно-кредитной сферой, не будут носить спонтанный, немотивированный характер, а, наоборот, будут обдуманными и ответственными. Возможно, тогда наше банковское (да и не только банковское) законодательство не будет столь противоречивым, а сама денежно-кредитная система станет более стабильной и управляемой. Какой же Центральный банк будет в Российской Федерации? Ответ на этот вопрос даст федеральное законодательство - надеюсь, на основе Конституции России и с учетом интересов общества и государства. [1] Росс. газ. 1995. 4 мая [2] Росс. газ. 1992. 4 нояб. [3] См., например: Ефимова Л. Правовая природа Центрального банка РФ // Хозяйство и право. 1994. № 5; Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М., 1997; Голубев С.А., Козлачков А.А., Гузнов А.Г. О роли Банка России в построении современной экономики: некоторые юридические и экономические аспекты // Деньги и кредит. 1999. № 2 и др. [4] Указом Президента РФ "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации" от 10 июня [5] Росс. газ. 1996. 16 авг. [6] Росс. газ. 1998. 23 сент. [7] Поэтому очень важно в федеральном законодательстве определить содержание этой функции Банка России. [8] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 27. Ст. 358. [9] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1012. [10] Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 26 апреля [11] Однако это не исключает возможности отнесения соответствующих сведений к категории государственной тайны в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством. [12] Ефимова Л.Г. Еще раз о юридической личности Банка России // Бизнес и банки. 1999. 20 янв. [13] Для целей предпринимательской деятельности и извлечения прибыли государством создаются коммерческие организации в формах и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством. [14] См., например: Постановление ВС РФ "О введении в действие Закона Российской Федерации "О стандартизации" от 10 июня [15] См„ например: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря [16] О значении денег как средства государственной денежно-кредитной политики, осуществляемой Банком России, см., например: Гейвандов Я.А. Банковская деятельность в России: проблемы государственного регулирования. Монография. СПб., 1997. С. 36-38, 92-93, 196-204; Его же. Некоторые организационные и правовые аспекты совершенствования государственного управления денежно-кредитной сферой в Российской Федерации // Банковское право. 1999. №1. [17] Белых В., Скуратовский М. Гражданский кодекс и банковское законодательство // Хозяйство и право. 1997. № 4. [18] Голубев С.А., Козлачков А.А., Гузнов А.Г. О роли Банка России в построении современной экономики: некоторые юридические и экономические аспекты // Деньги и кредит. 1999. № 2. [19] Не случайно, например, Н.В. Козлова к числу юридических лиц публичного права относит государственные учреждения (см., например: Козлова Н.В. Юридические лица в современном российском гражданском праве: теория и практика // Законодательство. 1996. № 2). [20] Ратифицирована Федеральным законом "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество" от 8 февраля 1998 г. [21] Ефимова Л.Г. Еще раз о юридической личности Банка России // Бизнес и банки. 1999. 20 янв. [22] Голубев С.А., Козлачков А.А., Гузнов А.Г. О роли Банка России в построении современной экономики: некоторые юридические и экономические аспекты // Деньги и кредит. 1999. № 2. С. 6. [23] См.: Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля |
< Пред. | След. > |
---|