Сейчас Вы здесь:Главная arrow Учебные пособия и материалы arrow Я.А. Гейвандов. Банковское регулирование в РФ arrow 3. Государственные стандарты, обеспечивающие устойчивость банковской системы и кредитных организаций

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
3. Государственные стандарты, обеспечивающие устойчивость банковской системы и кредитных организаций Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Wednesday, 22 July 2009

3. Государственные стандарты, обеспечивающие устойчивость банковской системы и кредитных организаций


 

Важнейшим направлением банковского регулирования является установление государством специальных банковских стандартов, призванных обеспечить устойчивость кредитных организаций.
Предъявление к кредитным организациям особых требований основано на обязанности государства, действующего в интересах всего общества, предпринимать меры, способствующие стабильности банковской системы и предсказуемости банковской деятельности кредитных организаций.

 

Юридическим основанием применения в процессе банковского регулирования упомянутых требований являются правовые нормы банковского законодательства, а также соответствующие полномочия, предоставленные Банку России.

 

Соблюдение государственных стандартов (требований) к кредитным организациям обеспечивается Банком России. На основании банковского законодательства он устанавливает конкретные значения обязательных для кредитных организаций экономических нормативов (ст. 61 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”)  и надзирает за их соблюдением.

 

Однако помимо обязательных экономических нормативов Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” предусматривает еще одну группу средств, используемых Банком России для регулирования устойчивости кредитных организаций. Они закреплены в ст. 35 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” и именуются инструментами и методами денежно-кредитной политики.

 

Сама денежно-кредитная политика, осуществляемая Банком России, направлена в первую очередь на поддержание устойчивости национальной валюты и банковской системы. К числу инструментов и методов денежно-кредитной политики федеральный закон относит:

 

- процентные ставки по операциям Банка России;

 

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

 

- операции на открытом рынке;

 

- рефинансирование банков;

 

- валютное регулирование;

 

- установление ориентиров роста денежной массы;

 

- прямые количественные ограничения;

 

- выпуск от своего имени облигаций.

 

При этом в Федеральном законе “О Центральном банке РФ (Банке России)” не раскрывается, какие из перечисленных выше средств воздействия на банковскую деятельность являются “методами”, а какие “инструментами” государственной денежно-кредитной политики. Это вполне закономерно, поскольку термины “методы” и “инструменты” в контексте ст. 35 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” используются как синонимы.

 

Однако к государственным стандартам устойчивости кредитных организаций могут быть отнесены не все инструменты денежно-кредитной политики, а в первую очередь нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) и прямые количественные ограничения.

 

К сожалению, банковское законодательство сформулировано таким образом, что может породить некоторые затруднения в понимании сущности и особенностей соотношения между различными экономическими нормативами и инструментами денежно-кредитной политики. Например, в качестве обязательных нормативов упоминаются “минимальный размер резервов” (п. 10 ст. 61 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”, ст. 24 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”), “резервы (фонды) на возможные потери” (ст. 71 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”) и “резервные требования”, как инструменты денежно-кредитной политики (п. 2 ст. 35 упомянутого Федерального закона). Но в законодательстве нет необходимой ясности по поводу сущности и особенностей столь разнообразных видов “резервов”, применяемых в процессе банковского регулирования.

 

Можно привести и другие примеры, характеризующие не только недостатки юридической техники при создании соответствующих правовых норм, но и недостатки, порождающие конкретные трудности в их теоретическом понимании и практической реализации. Например, встречаются случаи, когда обязательные нормативы, перечисленные в ст. 61 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” (п. 9, 10) в последующих нормах закона не упоминаются, а при определении их содержания используются иные юридические термины. В результате остается только догадываться о содержании отдельных обязательных нормативов либо ориентироваться на документы Банка России.

 

Установление государственных стандартов устойчивости кредитных организаций следует отнести к административно-правовому направлению банковского регулирования, поскольку в его основе лежат государственно-властные полномочия Банка России и обязанность кредитных организаций подчиняться его законным требованиям. В соответствии со ст. 24 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” кредитная организация обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Численные значения обязательных нормативов определяются Банком России в соответствии с указанным Федеральным законом.

 

Конкретный перечень обязательных нормативов, применяемых в процессе банковского регулирования, закреплен в п. 2, 7 ст. 35 и ст. 61 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”. Юридическое содержание обязательных нормативов закреплено в других статьях этого закона (ст. 38, 42, 62 - 73 Федерального закона).

 

Конкретные значения нормативов стандартов банковской деятельности, обязательные для всех кредитных организаций, и методики их исчисления устанавливаются Банком России. Этот вид его деятельности является важным направлением регулирующей деятельности государства в банковской сфере.

 

Стандарты, обеспечивающие устойчивость кредитных организаций, имеют экономический характер. Например, в основе обязательных экономических нормативов, безусловно, лежат экономические категории, методики, математические расчеты и формулы. Однако юридическая обязательность экономических нормативов и закрепление их основного содержания в нормах банковского законодательства придают им юридическое, правовое значение. В юридическом смысле обязательные нормативы - это закрепленные в действующем законодательстве и подзаконных нормативных актах Банка России правовые средства, применение которых позволяет государству создавать экономические и правовые режимы (стандарты) функционирования кредитных организаций, обеспечивающие достижение устойчивости национальной валюты России, надежности и стабильности банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности.

 

Необходимо отметить, что стандарты, предъявляемые к кредитным организациям в России в значительной степени, восприняли зарубежный опыт банковского регулирования, и, в частности, документы Базельского комитета по банковскому регулированию и надзору. Это обстоятельство, видимо, и обусловило то, что в нормативных правовых актах Банка России упомянутые выше стандарты банковской деятельности, как правило, именуются пруденциальными нормами банковского регулирования.

 

Федеральным законом “О Центральном банке РФ (Банке России)” предусмотрен исчерпывающий перечень обязательных нормативов (12 групп). Однако бывают случаи, когда в пределах одной группы нормативов Банк России устанавливает несколько различных значений.

 

Обязательные нормативы характеризуются, с одной стороны, постоянством, а с другой – временным характером. В таком утверждении нет серьезного противоречия: постоянство обязательных нормативов обусловлено закреплением их перечня, основного содержания, минимальных и максимальных предельных значений в федеральном законодательстве. Но в соответствии с федеральным законодательством конкретные величины (значения) обязательных нормативов определяются Банком России. Поэтому упомянутые величины не являются постоянными, могут изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране и в этом смысле имеют временный характер. Анализ государственных стандартов, обеспечивающих устойчивость кредитных организаций, был бы не полным без их краткой правовой характеристики.

 

Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций. В соответствии с Указанием Банка России от 24 июня 1999 г. № 586-У "О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций"[1] минимальный размер уставного капитала создаваемого банка (за исключением дочернего банка иностранного банка) должен быть не менее суммы, эквивалентной 1 млн. евро. Минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации (за исключением дочерней небанковской кредитной организации иностранного банка) должен быть не менее суммы, эквивалентной 100 тыс. евро, а минимальный размер уставного капитала создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка – не менее суммы, эквивалентной 10 млн. евро.

 

Минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций. В соответствии с федеральным законодательством минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли.

 

Об увеличении минимального размера собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России официально объявляет не позднее, чем за три года до момента его введения (ст. 62 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”).

 

Минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро (п. 1.4 Указания Банка России от 24 июня 1999 г. № 586-У).

 

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимального размера собственных средств (капитала) действующего банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, определяется Банком России ежеквартально, до 5-го числа первого месяца квартала. Соответствующая сумма рассчитывается на основании курса евро по отношению к российскому рублю, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала.

 

В уставный капитал может быть включена не только денежная, но и неденежная часть. Предельный размер неденежной части уставного капитала, создаваемой кредитной организации не должен превышать 20 процентов. В то же время, в Указании Банка России от 8 июня 1999 г. № 571-У "О порядке оплаты долей (акций) кредитных организаций облигациями федерального займа с постоянным купонным доходом" установлено, что предельный размер части уставного капитала кредитной организации, оплаченной такими облигациями, может составлять не более 25% общего размера уставного капитала кредитной организации. Облигации, принимаемые в оплату долей (акций), должны принадлежать владельцу облигаций на праве собственности и не быть обремененными какими-либо обязательствами (п. 1 Указания)[2].

 

В соответствии со ст. 73 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” Банк устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.

 

К примеру, методика определения собственных средств кредитных организаций установлена в Положении Банка России от 1 июня 1998 г. № 31-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций"[3]. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее, чем за месяц до их введения в действие.

 

Согласно ст. 63 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации.

 

При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, предоставленные кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.

 

Расчет данного норматива осуществляется в соответствии с п. 4 Инструкция Банка России от 1 октября 1997 г. № 1 "О порядке регулирования деятельности банков". Норматив Н6 рассчитывается по каждому эмитенту, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство - эмитента государственных долговых обязательств. При этом норматив Н6 рассчитывается отдельно в отношении федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюджета.

 

Рассматриваемый норматив (Н6) применяется в отношении заимствований акционеров (участников) банка (как юридических, так и физических лиц) в случае, если вклад (доля) акционера (участника) в уставный капитал банка, зарегистрированный Банком России, не превышает 5% его величины. В отношении заимствований акционеров (участников) банка, вклад (доля) которых в уставный капитал превышает 5% от его величины, применяется норматив Н 9, а в отношении инсайдеров норматив Н10.

 

Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (ст. 72 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”). Банком России в рамках данной группы устанавливаются следующие нормативы:

 

- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н 9), который определяется в процентах от собственных средств банка (этот норматив не может превышать 20 процентов);

 

- максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам (Н10), а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу;

 

- совокупная величина кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу (Н10.1).

 

Для целей банковского регулирования к категории инсайдеров относятся физические лица:

 

- члены совета директоров банка (наблюдательного совета);

 

- лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа (директора, президенты, председатели), и их заместители;

 

- члены коллегиального исполнительного органа;

 

- члены кредитного совета (комитета);

 

- другие лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита (сотрудники банка, обладающие реальными возможностями воздействовать на характер принимаемого решения, например, лица, в функциональные обязанности которых входит подготовка предложений о выдаче кредитов, подготовка и оформление договоров о выдаче кредитов и т.д.);

 

- руководители материнских обществ;

 

- руководители дочерних обществ;

 

- родственники инсайдеров (к родственникам инсайдеров относятся лица, перечисленные в ст. 20 КЗоТ РФ);

 

- лица, ранее соответствовавшие критериям, определенным для инсайдеров.

 

Максимально допустимое значение Н 10 на одного инсайдера и связанных с ним лиц устанавливается в размере 2%. Совокупная величина кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу (Н 10.1), не может превышать 3% собственных средств (капитала) банка.

 

В соответствии со ст. 64 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5 процентов собственных средств кредитной организации.

 

Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25 процентов собственных средств кредитной организации. В то же время, в отношении кредитных организаций, действовавших до 4 мая 1995 года, упомянутые ограничения вступили в силу только с 1 января 2000 года (ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)")[4].

 

Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций. Максимальный размер крупных кредитных рисков, согласно Инструкции Банка России от 1 октября 1997 г. № 1 "О порядке регулирования деятельности банков" имеет код - Н 7.

 

Формула для расчета крупного кредитного риска устанавливается в п. 5 упомянутой Инструкции. Крупным кредитным риском является превышение величины совокупной суммы требований банка к заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков по кредитам (в том числе по межбанковским), размещенным депозитам (в том числе по межбанковским), учтенным векселям, займам, по кредитам и депозитам в драгоценных металлах и суммы, не взысканные банком по своим гарантиям.

 

В соответствии с требованиями Банка России решение о выдаче крупных кредитов и займов должно приниматься коллегиальным исполнительным органом банка либо кредитным советом (комитетом) с учетом заключения кредитного подразделение банка. Решение о выдаче должно быть оформлено соответствующими документами.

 

Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) кредитной организации (Н8) в соответствии со ст. 65 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации. В Инструкции Банка России приведенные выше величины, используемые для расчета максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) (Н 8), помимо величины вкладов дополнены указанием на депозиты. Расчеты проводятся по формуле, уставленной в уже упоминавшейся Инструкции Банка России № 1.

 

В отношении обязательств банка перед организацией-нерезидентом, которая, согласно законодательству Российской Федерации и (или) нормам права страны местонахождения нерезидента, является основным (материнским) обществом в отношении банка, норматив Н 8 не рассчитывается. Кроме того, существует ряд особенностей расчета норматива Н 8 в отношении обязательств банка перед резидентами оффшорных зон. Максимально допустимое значение норматива Н 8 устанавливается в размере 25%.

 

Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов; соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов (ст. 66 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”).

 

Под ликвидностью банка понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. В целях регулирования банковской деятельности и контроля за состоянием ликвидности банков Банком России установлено несколько нормативов ликвидности:

 

- норматив мгновенной ликвидности (Н 2);

 

- норматив текущей ликвидности (Н 3);

 

- норматив долгосрочной ликвидности (Н 4);

 

- норматив общей ликвидности (Н 5);

 

- норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами (Н14).

 

Норматив мгновенной ликвидности (Н2) определяется как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение норматива Н2 устанавливается в размере 20%.

 

Норматив текущей ликвидности банка (Н 3) – это отношение суммы ликвидных активов банка к сумме его обязательств по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение норматива Н 3 устанавливается в размере 70%.

 

Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) – это отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также его обязательствам по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Максимально допустимое значение норматива Н 4 устанавливается в размере 120%.

 

Норматив общей ликвидности (Н 5) – это  процентное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка. Минимально допустимое значение норматива Н 5 устанавливается в размере 20%.

 

Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами (Н14) – соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пассивов, а также других факторов. Этот норматив рассчитывается по формуле, как отношение высоколиквидных активов в драгоценных металлах в физической форме к обязательствам в драгоценных металлах до востребования и со сроком востребования в ближайшие 30 дней, помноженное на 100%. Минимально допустимое значение норматива Н 14 устанавливается в размере 10%.

 

Нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска (ст. 67 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”).

 

В Инструкции Банка России от 1 октября 1997 г. № 1 норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) определяется более подробно – как отношение собственных средств (капитала) банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам 2-4-й групп риска (группы риска приведены в Инструкции Банка России от 1 октября 1997 г. № 1 и в Инструкции Банка России от 30 июня 1997 г. № 62а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам”)[5].

 

В расчет норматива включаются величина кредитного риска по инструментам, отражаемым на внебалансовых счетах бухгалтерского учета, а также величина кредитного риска по срочным сделкам. Соответствующая формула расчетов установлена в п. 2.2. Инструкции Банка России от 1 октября 1997 г. № 1 "О порядке регулирования деятельности банков".

 

Минимально допустимое значение норматива Н1 установлено Банком России в следующих размерах:

 

- при размере собственных средств (капитала) банка от 5 млн. евро и выше (8 % с 1 февраля 1999 г. и 10% с 1 января 2000 г.);

 

- при размере собственных средств (капитала) банка менее 5 млн. евро (с 1 февраля 1999 г. - 9 % и с 1 января 2000 г. - 11 %).

 

Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (граждан) (Н11) определяется как предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка (ст. 68 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”).

 

Банком России при установлении норматива Н 11 применяется более широкий термин «денежные вклады (депозиты) населения», а не только граждан. Максимально допустимое значение норматива Н11 устанавливается в размере 100%.

 

Размеры валютного, процентного[6] и иных рисков (п.9 ст. 61 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”).

 

Под рыночным риском понимается риск возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля, а также курсов иностранных валют.

 

В соответствии со ст. 70 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам[7].

 

Под валютной позицией понимаются требования и обязательства уполномоченного банка в соответствующих валютах. Открытая валютная позиция определяется Банком России как разница сумм требований и обязательств уполномоченного банка в отдельных иностранных валютах, создающая риск потерь (убытков) при неблагоприятных изменениях обменных курсов валют.

 

Указанная разница определяется по данным бухгалтерского учета, отражающим требования получить и обязательства поставить средства в указанных валютах, как по операциям, завершенным расчетами в настоящем (т.е. на отчетную дату), так и по операциям, расчеты по которым будут завершены после отчетной даты.

 

Банком России установлены:

 

- короткая открытая валютная позиция;

 

- длинная открытая валютная позиция;

 

- закрытая валютная позиция.

 

Короткая открытая валютная позиция определяется как открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, пассивы и внебалансовые обязательства, в которой количественно превышают активы и внебалансовые требования к этой иностранной валюте.

 

Длинная открытая валютная позиция - это открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы и внебалансовые требования, в которой количественно превышают пассивы и внебалансовые обязательства в этой иностранной валюте.

 

Закрытая валютная позиция означает валютную позицию в отдельной иностранной валюте, активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в которой количественно совпадают.

 

Лимиты открытых валютных позиций согласно п. 1.11. Инструкции Банка России от 22 мая 1996 г. № 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации" – это устанавливаемые Банком России количественные ограничения соотношений суммарных открытых валютных позиций и собственных средств (капитала) уполномоченных банков.

 

В соответствии с п. 9 ст. 61 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк установил порядок расчета кредитной организацией размера рыночных рисков для включения в расчет показателя достаточности собственных средств (капитала) (норматив Н1) (см. Положение Банка России № 89-П, введенное в действие, начиная с отчетности на 1 апреля 2000 года)[8].

 

Минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы (п. 10 ст. 61 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”).

 

В соответствии с банковским законодательством Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами (ст. 71 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”)[9].

 

Именно в целях обеспечения финансовой надежности кредитных организаций ст. 24 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” предписывает самим кредитным организациям создавать резервы (фонды), в том числе, под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России.

 

Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах. Кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.

 

Нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц устанавливаются в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации (ст. 69 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”).

 

Размер норматива использования собственных средств для приобретения долей (акций) не может превышать 25 процентов собственных средств кредитной организации. Норматив использования собственных средств имеет код Н12. Максимально допустимое значение норматива Н 12 устанавливается в размере 25%. При этом банк вправе инвестировать на приобретение акций (долей) одного юридического лица (Н12.1) не более 5% собственных средств (капитала) банка.

 

В качестве стандартов устойчивости кредитных организаций и банковской системы в целом среди административных инструментов государственной денежно-кредитной политики используются также нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Они являются важнейшим административно-правовым инструментом денежно-кредитной политики. Банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в частности, по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств (ст. 25 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”).

 

Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Кредитная организация обязана иметь в Банке России счет для хранения обязательных резервов. Порядок открытия этого счета и осуществления операций по нему устанавливается Банком России.

 

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России, согласно ст. 38 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” устанавливаются Советом директоров. Порядок использования рассматриваемого инструмента денежно-кредитной политики закреплен в Положении Банка России от 30 марта 1996 г. № 37 "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации” (утв. Приказом Банка России от 30 марта 1996 г. № 02-77)[10].

 

Согласно п. 1.1. этого Положения, обязательные резервы (резервные требования) – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России – представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

 

Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Особенности установления обязательных резервов в Сбербанке России определены в Положении Банка России от 4 ноября 1996 г. "Об обязательных резервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации" (утв. Приказом Банка России от 4 ноября 1996 г. № 02-401)[11].

 

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

 

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

 

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные ею в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

 

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается нормативными актами Банка России.

 

В соответствии с п. 3 Приказа Банка России от 30 марта 1996 г. № 02-77  «Об утверждении Положения «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации»[12] были установлены нормативы обязательных резервов кредитных организаций в зависимости от сроков и видов привлеченных денежных средств юридических и физических лиц:

 

- по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включительно - 18 процентов;

 

- по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно - 14 процентов;

 

- по срочным обязательствам от 91 дня и более - 10 процентов;

 

- по средствам на счетах в иностранной валюте - 1,25 процента.

 

В соответствии с решением Совета директоров Банка России (Протокол № 1 от 11 января 2000 г.) начиная с регулирования размера обязательных резервов на 1 января 2000 г. для кредитных организаций и Сберегательного банка РФ были установлены следующие нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России:

 

- по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - в размере 10 процентов;

 

- по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации - в размере 7 процентов[13].

 

Еще одним инструментом денежно-кредитной политики, имеющим административно-правовую природу, являются прямые количественные ограничения, под которыми понимаются установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации (ст. 42 Федерального закона “ О Центральном банке РФ (Банке России)”).

 

Необходимо обратить внимание на то, что обязательные экономические нормативы и административные инструменты денежно-кредитной политики применяются комплексно. Более того, в процессе применения упомянутых инструментов денежно-кредитной политики одновременно могут быть реализованы некоторые обязательные экономические нормативы, например, размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций по валютному и иным финансовым рискам.

 

Так, лимиты открытых позиций в драгоценных металлах, по смыслу Письма Банка России от 14 марта 1997 г. № 424 "О порядке регулирования открытых позиций по операциям с драгоценными металлами банками Российской Федерации"[14], представляют собой количественные ограничения соотношений суммарных открытых позиций в драгоценных металлах и собственных средств (капитала) банков (п. 1.7.). Количественными ограничениями признаются и лимиты открытых валютных позиций.

 

Обеспечению устойчивости кредитных организаций, несомненно, способствуют квалификационные требования, установленные в банковском законодательстве и предъявляемые Банком России к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации (ст. 59 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”). В этом смысле, такие квалификационные требования могут быть признаны составной частью государственных стандартов, призванных обеспечить устойчивость кредитных организаций.

 

В то же время, нельзя не отметить, что сами по себе государственные стандарты, предъявляемые к кредитным организациям, не способны гарантировать их от возможных финансовых и иных потрясений. Государственные стандарты сами по себе не могут обеспечить устойчивость кредитных организаций, предотвратить возникновение проблем в их деятельности или спасти их от кризисных процессов.

 

Яркий тому пример – банковский кризис 1998 года. Поэтому относительная устойчивость кредитных организаций и банковской системы в целом может быть достигнута только при эффективной реализации всех направлений государственного и негосударственного регулирования банковской деятельности в России. В связи с этим ст. 24 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” обязывает кредитные организации самим организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.

 

[1] Вестник Банка России от 30 июня 1999 г., № 38.

[2] Вестник Банка России от 17 июня 1999 г., № 36.

[3] Вестник Банка России. 1998 г., № 38.

[4] Собрание законодательства РФ. № 26. Ст. 3032.

[5] Вестник Банка России. 1997. № 91.-92.

[6] Процентный риск и фондовый риск определяется в соответствии с Положением Банка России от 24 сентября 1999 № 89-П "О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков" Вестник Банка России. 1999. № 60.

[7] Инструкция Банка России от 22 мая 1996 г. № 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации"//Вестник Банка России. 1996. № 24.

[8] Положение от 24 сентября 1999 г. № 89-П "О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков"//Вестник Банка России" от 29 сентября 1999 г., № 60.

[9] См.: Инструкция Банка России от 30 июня 1997 г. № 62а О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам; Указание Банка России от 13 июля 1999 г. № 606-У "О формировании резерва под операции кредитных организаций Российской Федерации с резидентами оффшорных зон"; Приказ Банка России от 30 марта 1996 г. № 02-77 Об утверждении Положения "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке РФ"; Положение Банка России от 23 декабря 1997 г. № 9-П "О порядке формирования и использования резервного фонда кредитной организации" (признано незаконным (недействительным) в редакции Указания Банка России от 1 июля 1998 г. № 273-У Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 августа 1999 г. № КАС 99-194).

[10] Вестник Банка России. 1996. № 16.

[11] Вестник Банка России. 1999. № 80-81.

[12] Вестник Банка России. 1996. № 16.

[13] Указание Банка России от 11 января 2000 г. № 731-У "Об изменении нормативов обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации и проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов по состоянию на 1 января 2000 года".

[14] Вестник Банка России. 1997. № 16.

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации