5. Гражданско-правовые и иные неадминистративные средства банковского регулирования |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Monday, 20 July 2009 | |
5. Гражданско-правовые и иные неадминистративные средства банковского
регулирования В процессе банковского регулирования Банком России применяются и
неадминистративные (договорные) инструменты государственного воздействия на
функционирование кредитных организаций. К этой группе относятся: - валютные интервенции (разновидность валютного регулирования); - операции на открытом рынке; - рефинансирование банков; Несмотря на то что упомянутые инструменты денежно-кредитной политики
реализуются в гражданско-правовой форме, их содержание, цели и задачи имеют
публично-правовое значение. К наиболее важным
инструментам денежно-кредитной политики следует отнести рефинансирование.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, а также
учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования
устанавливаются Банком России (ст. 40 Федерального закона “О Центральном банке
РФ (Банке России)”). Из
содержания ст. 40 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”
следует, что согласно федеральному законодательству, в процессе
рефинансирования Банк России может кредитовать только банки. Небанковские
кредитные организации в качестве получателей от Банка России кредитов в порядке
рефинансирования не упоминаются. В то же
время ст. 45 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”
позволяет ему осуществлять с российскими и иностранными кредитными
организациями операции по предоставлению кредитов на
срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами,
если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. В Положении Банка России от 6 марта 1998 г. № 19-П "О порядке
предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом
государственных ценных бумаг" также предусматривается возможность
предоставления Банком России кредитов, обеспеченных залогом государственных
ценных бумаг, не только банкам, но и расчетным небанковским кредитным
организациям (п. 1.1.)[1]. При таких обстоятельствах возможны два вывода: - либо кредитование
в порядке рефинансирования банков (ст. 40 Федерального закона “О Центральном
банке РФ (Банке России)”) и кредитование кредитных операций под обеспечение
ценных бумаг и других активов (ст. 45 упомянутого федерального закона) –
различные направления регулирующей деятельности Банка России; - либо
налицо несовершенство действующего законодательства. В то же время,
как следует из содержания Положения Банка России от 6
марта 1998 г. № 19-П "О порядке предоставления Банком России кредитов
банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг", подобного рода
кредиты признаются рефинансированием. Следовательно, банковская практика
расширительно толкует ст. 40 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке
России)” и к числу получателей кредитов в порядке рефинансирования относит не
только банки, но и расчетные небанковские кредитные организации. В такой ситуации необходимо совершенствование федерального законодательства
или корректировка практики банковского регулирования, в части касающейся
рефинансирования. Кредитование
банков и установление специальных процентных ставок рефинансирования
относительно широко используется в практической деятельности Банка России. В отличие от
вышеназванных инструментов денежно-кредитной политики учет и переучет векселей
Банком России в настоящее время, по сути, не применяется. Основы учетных и
переучетных операций Банка России закрепляются не только в банковском
законодательстве, но и в нормативных правовых актах Банка России. Так, в
соответствии с Положением Банка России от 30 декабря
1998 г. № 65-П "О проведении Банком России переучетных операций"[2]
под учетом векселя понимается финансирование учетным банком
организации-экспортера под выдачу последним простого векселя на имя учетного
банка. Переучет векселя означает покупку Банком России векселя
организации-экспортера у учетного банка. Процентная ставка, установленная для
проведения операций по переучету векселей организаций-экспортеров, на основании
которой рассчитывается сумма (цена) договора по переучету векселей, именуется
ставкой переучета Банка России. Конкретный порядок переучета установлен в
Указании Банка России от 30 декабря 1998 г. № 472-У "О порядке переучета
векселей Банком России"[3]. Итак, одной
из форм рефинансирования является кредитование Банком России кредитных
организаций в целях регулирования их ликвидности. Кредитование осуществляется в
валюте РФ. Для кредитных организаций Банк России является кредитором
последней инстанции. Порядок
предоставления Банком России кредита банкам регулируется в Положении Банка России от 6 марта 1998 г. № 19-П "О
порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом
государственных ценных бумаг", а также в Положении Банка России от
13 марта 1996 г. “О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита”
(утв. Приказом Банка России от 13 марта 1996 г. № 02-63)[4]. В
соответствии с п. 1.4. Положения от 6 марта 1998 г. №
19-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных
залогом государственных ценных бумаг" Банк России предоставляет банкам
следующие виды кредитов: - внутридневные кредиты; - однодневные расчетные кредиты (кредиты овернайт); - ломбардные кредиты (на сроки, устанавливаемые Банком России). Кредиты Банка
России предоставляются кредитным организациям на
условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: - золото и другие драгоценные металлы в различной форме; - иностранная валюта; - векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести
месяцев; - государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг пригодных для обеспечения
кредитов Банка России, определяются Советом директоров. В случаях, им
установленных, в качестве обеспечения могут выступать и другие ценности, а
также гарантии и поручительства (ст. 46 Федерального закона “О Центральном
банке РФ (Банке России)”). В соответствии с требованиями Банка России обеспечением его кредитов
является залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в
Ломбардный список Банка России. Этот список утверждается Советом директоров
Банка России по представлению Кредитного комитета Банка России и официально
публикуется в "Вестнике Банка России". Указанием
Банка России от 15 апреля 1999 г. № 544-У “О списке ценных бумаг, принимаемых в
обеспечение кредитов Банка России”[5]
установлен следующий список ценных бумаг, принимаемых
в обеспечение кредитов Банка России (Ломбардный список): - государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), выпущенные в
обращение после 14 декабря 1998 года в соответствии с Постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4526-1[6]
и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8
февраля 1993 г. № 107[7]; - облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со
сроками погашения после 31 декабря 1999 года, выпущенные в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года № 458[8]
и Условиями выпуска ОФЗ-ПД, утвержденными Министерством финансов РФ 28 июня
1996 г. № 60[9]; - облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД),
выпущенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 мая 1995 года № 458 и Условиями выпуска ОФЗ-ФД, утвержденными Приказом
Министерства финансов РФ от 18 августа 1998 года № 37Н[10]. В то же время по решению Совета директоров Банка России в обеспечение могут
приниматься государственные ценные бумаги, не входящие в Ломбардный список.
Предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом таких ценных бумаг,
осуществляется в соответствии с требованиями упомянутого выше Положения № 19-П,
но при этом должно быть заключено дополнительное соглашение к генеральному
кредитному договору на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных
залогом (блокировкой) государственных ценных бумаг. Согласно
Положению от 13 марта 1996 г. № 02-63 установлены две основные формы
предоставления ломбардного кредита: - путем
удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке,
устанавливаемой Советом директоров Банка России; - через
проведение аукциона заявок банков по сложившейся на аукционе ставке отсечения. Непосредственно
перед банковским кризисом августа 1998 г. решением Совета директоров Банка
России с 8 июля 1998 года ломбардные кредиты
предоставлялись только на сроки до 7 календарных дней включительно посредством
кредитных аукционов. Предоставление банкам ломбардных кредитов по фиксированной
процентной ставке было приостановлено до особых указаний (Телеграмма Банка
России от 8 июля 1998 г. № 282-Т). После кризиса 1998 г. в соответствии с Программой "О мерах по
реструктуризации банковской системы Российской Федерации", одобренной
Советом директоров Банка России и Президиумом Правительства РФ 17 и 21 ноября
1998 г.[11],
ведется “отработка порядка предоставления стабилизационных кредитов Банка
России”. Между тем о начале подготовки проекта Положения о порядке
предоставления стабилизационного кредита кредитным организациям упоминалось еще
в 1996 г. в телеграмме Банка России от 16 января 1996 г. № 9-96. Банк России
широко применяет и иные экономические инструменты денежно-кредитной политики
гражданско-правового характера, закрепленные Федеральным законом “О Центральном
банке РФ (Банке России)”. Это операции на открытом рынке и валютные
интервенции. Реализуя
свои полномочия при применении упомянутых инструментов денежно-кредитной
политики, Банк России опирается не только на банковское законодательство, но и
в большей мере на гражданское законодательство, предполагающее юридическое
равенство сторон. Под
операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей,
государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные
операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит
операций на открытом рынке утверждается Советом директоров (ст. 39 Федерального
закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”). Операции на
открытом рынке совершаются с учетом ограничений, установленных в банковском
законодательстве. Так, согласно ст. 22 Федерального закона “О Центральном банке
РФ (Банке России)”, Банк России не вправе
предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования
бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном
размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным
законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов. В
гражданско-правовой форме осуществляются и валютные интервенции. Под
валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России
иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на
суммарный спрос и предложение денег. Официальный
курс иностранных валют к рублю устанавливается Банком России в соответствии с: -
Конституцией РФ; -
федеральным законодательством; - Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 "О
частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и
взимания экспортных пошлин"[12]; - Положением Банка России от 31 декабря 1998 г. № 66-П "О порядке
установления Центральным Банком Российской Федерации официальных курсов
иностранных валют к рублю Российской Федерации"[13]. Реализацию политики валютного курса Банка России на внутреннем валютном
рынке с помощью валютных интервенций обеспечивает специально созданный в Банке
России Департамент иностранных операций. В
соответствии с Письмом Банка России от 15 сентября 1998 г. “О справочном
рыночном курсе рубля по отношению к доллару США”[14] после 17 августа 1998 г. в условиях временной приостановки
традиционных биржевых торгов иностранной валютой на ММВБ получила развитие
система электронных лотовых торгов (СЭЛТ) ММВБ, которая наряду с российским
межбанковским валютным рынком использовалась основными участниками рынка для определения
курса рубля к доллару США. В этом документе торги через систему СЭЛТ были признаны основной формой
определения валютного курса на ММВБ. В связи с этим для определения справочного
рыночного обменного курса рубля к доллару США Банк России посчитал возможным
рассматривать средневзвешенный курс по сделкам "today" в системе
электронных лотовых торгов (СЭЛТ) ММВБ в качестве справочного для закрытия
форвардных, фьючерсных, опционных и других подобных им контрактов. В принятом
позже Положении Банка России от 16 июня 1999 г. №
77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за
российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж"
было определено, что Банк России устанавливает значения предельно возможных
отклонений валютного курса на единой торговой сессии межбанковских валютных
бирж (ЕТС). В гражданско-правовой форме реализуются и некоторые другие направления
банковского регулирования. Так, банковское регулирование проявляется при
функционировании платежно-расчетной системы в России, при установлении
стандартов безналичных и наличных расчетов и т.п. Банковское
регулирование в рамках упомянутых направлений имеет довольно сложный с точки
зрения юридического содержания и формы характер. С одной
стороны, система наличных и безналичных расчетов в России, правила, касающиеся
банковских и корреспондентских счетов и т.п. упоминаются в гражданском
законодательстве как институты гражданского права. Они облекаются в
гражданско-правовую форму. Но, с другой стороны, расчетные правоотношения в
некоторых случаях имеют существенные особенности, выражающиеся в их
публично-правовом содержании, а также в юридическом неравенстве их участников. Возможно, в
этом проявляются некоторые особенности правоотношений в банковской сфере и
особенности банковского законодательства. Банковскому законодательству
приходится “балансировать”, обеспечивая соблюдение в процессе банковской
деятельности не только частно-правовых интересов кредитных организаций и их
клиентов, но и интересов общественных, интересов государства. Поэтому
гражданско-правовые отношения в банковской сфере имеют выраженный
публично-правовой оттенок, отличаются значительными императивными, властными
полномочиями государства, а в некоторых случаях контрольными правами кредитных
организаций в отношении своих клиентов. В результате возникает качественно
новое общественное отношение, именуемое банковским правоотношением. Однако
особенности некоторых банковских правоотношений, реализуемых в
гражданско-правовой форме, но осуществляемых в интересах всего общества и
основанных на власти и подчинении, к сожалению, не учитываются в действующем
законодательстве. В связи с
этим представляют интерес правоотношения, возникающие по поводу межбанковских
расчетов (ст. 81 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”),
в основе которых лежат корреспондентские отношения кредитных организаций и
Банка России. Межбанковские
расчеты, как известно, обеспечивают не только частные интересы, но и решение
важнейших общественных и государственных задач. Именно они обеспечивают
непрерывность денежного обращения и являются содержанием платежно-расчетной
системы в стране. Ясно, что такие отношения имеют больше публичный, нежели
гражданско-правовой характер. Хотя следует
подчеркнуть, что подобные отношения могут быть следствием возникших ранее
гражданских правоотношений. Но от этого банковские правоотношения по поводу
обеспечения бесперебойных расчетов не перестают быть публично-правовыми. Примером
может служить деятельность кредитных организаций, принимающих от своих клиентов
платежные поручения на перечисление денег в бюджет, списывающих соответствующие
средства со счета клиента, но не обеспечивающих их поступление и зачисление на
бюджетные счета по каналам банковской системы, т.е. с использованием
корреспондентских счетов и возможностей межбанковских расчетов[15]. Видимо, с
учетом подобных ситуаций ст. 30 Федерального закона “О банках и банковской
деятельности” устанавливает, что отношения между Банком России, кредитными
организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не
предусмотрено федеральным законом. Однако федеральное законодательство каких-либо гарантий, обеспечивающих
общественные и государственные интересы в процессе межбанковских расчетов, не
устанавливает. Более того, ст. 28 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”
предусматривает, что корреспондентские отношения
между кредитной организацией и Банком России осуществляются на договорных
началах (ст. 860 ГК РФ)[16]. В результате все банковские правоотношения, возникающие в процессе
межбанковских расчетов, в том числе правоотношения публично-правового
характера, федеральным законодательством признаются гражданскими. Несовершенство
действующего законодательства в части, касающейся регулирования особых
правоотношений, возникающих между Банком России и кредитными организациями при
открытии и использовании корреспондентских счетов для межбанковских расчетов,
на практике приводит к спорам между ними и их клиентами, а в широком смысле
создает неустойчивость функционирования всей системы безналичных расчетов. Особенности
возникающих в процессе осуществления межбанковских расчетов правоотношений
нуждаются в закреплении в действующем законодательстве, с учетом наличия у
Банка России с кредитными организациями и их клиентами не только договорных
отношений, но и отношений власти и подчинения. При
совершенствовании правового регулирования отношений по корреспондентским счетам
следует более детально рассмотреть вопрос о том, какие денежные средства могут
концентрироваться на этих счетах. В настоящее
время на корреспондентском счете могут храниться все деньги, которыми владеет
кредитная организация: - ее
собственные; -
принадлежащие клиентам; - взятые в
кредит. Такая
практика представляется опасной, поскольку не дает возможности дифференцировать
денежные средства, хранящиеся в кредитных организациях. Между тем
такая дифференциация важна, поскольку может способствовать прекращению практики
использования любых средств, находящихся на корреспондентских счетах
кредитных организаций, на их собственные нужды либо списания денежных средств в
качестве применяемых к ним санкций. Поэтому во многих случаях за собственные
нарушения кредитные организации выплачивают денежные санкции не только из
собственных средств, но и из средств своих клиентов или кредиторов. Таким
образом, несовершенство бухгалтерского учета денежных средств на
корреспондентских счетах способствует тому, что при применении к кредитной
организации имущественной ответственности за допущенные нарушения (денежные
штрафы, пени и т.п.) ответственности, своими денежными средствами могут
расплачиваться ее клиенты или кредиторы. Приведенная
ситуация не способствует устойчивости банковской системы, снижает эффективность
платежно-расчетной дисциплины, способствует росту неплатежей в народном хозяйстве.
Блокируются система платежей и расчетов не только в интересах клиентов
кредитных организаций, но и государства. Важным
направлением банковского регулирования является установление Банком России
порядка ведения кассовых операций. До 28 апреля 1997 года в ст. 34 Федерального
закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” непосредственно указывалось лишь
на обязанность Банка России определять порядок ведения кредитными организациями
кассовых операций. Федеральным
законом от 28 апреля 1997 г. “О внесении изменений в статью 34 Федерального
закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”[17]
абзац 5 ст. 34 изменен и изложен в новой редакции. Теперь Банк России
определяет порядок ведения кассовых операций, не ограничиваясь только
кредитными организациями. До
настоящего времени в РФ действует утвержденный Советом директоров Банка России
от 22 сентября 1993 г. № 40 “Порядок ведения кассовых операций в
Российской Федерации”[18]. Этот
нормативный акт требует нуждается в уточнении с учетом действующего гражданского,
банковского и налогового законодательства. Например, более детально необходимо
урегулировать порядок и основания выбора банком по согласованию с
руководителями организаций (а не только предприятий, как это закреплено ныне)
предельных размеров наличных денег, хранящихся в кассах организаций. В процессе
регулирования банковской деятельности Банк России устанавливает порядок
совершения кредитными организациями кассовых операций, а также инкассации
денежных средств и других ценностей (Положение Банка России от 25 марта 1997 г.
№ 56 “О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на
территории Российской Федерации”)[19]. В целях обеспечения устойчивости банковской системы России и бесперебойного
функционирования её платежно-расчетной системы было бы полезно ограничить
возможности кредитных организаций по использованию денежных средств юридических
и физических лиц при их размещении от своего имени и за свой счет. Согласно ст. 1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” только
банки вправе размещать денежные средства юридических и физических лиц от
своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.
Более того, даже для банков возможность от своего имени и за свой счет
размещать денежные средства юридических и физических лиц ограничена строго
определенными условиями, предусмотренными правовыми нормами (ст. 1, 5
упомянутого закона). В банковском законодательстве указывается не только источник (физические и
юридические лица), но и форма поступления в банки денежных средств, которые они
вправе размещать от своего имени и за свой счет, - это денежные средства,
привлеченные во вклады (до востребования и на определенный срок). При этом под вкладом (депозитом) понимаются не любые денежные средства
клиентов, хранящиеся в банках, а лишь те денежные средства, которые размещаются
в целях хранения и получения дохода (получения процентов на сумму вклада),
оцениваемого и выплачиваемого в денежной форме в виде процентов (ст. 36
Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, ст. 834 ГК РФ). Следовательно, учитывая необходимость обеспечения бесперебойного
функционирования платежей и расчетов в процессе экономического воспроизводства,
законодатель ограничил не только субъектный состав кредитных организаций,
имеющих право от своего имени и за свой счет размещать денежные средства
клиентов (только банки), но и сами денежные средства клиентов банков (только
вклады, депозиты). При этом предполагается, что иные денежные средства хранятся клиентами
кредитных организаций (юридические и физические лица) вовсе не для получения
дохода, а в целях обеспечения их (клиентов) обязательств в платежно-расчетных
отношениях с государством, кредиторами и должниками. Однако эта особенность
денег, хранящихся не во вкладах (депозитах), а на банковских счетах в кредитных
организациях, не учитывается в действующем гражданском законодательстве. Так, согласно ст. 845 ГК РФ, банк может использовать имеющиеся на счете
денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться
этими средствами. Это положение не соответствует требованиям банковского
законодательства. Однако приоритет гражданско-правовых норм над нормами банковского
законодательства в данном случае в значительной мере способствует повсеместному
использованию кредитными организациями денежных средств клиентов, хранящихся на
банковских счетах, для получения собственной прибыли. В результате упомянутые
денежные средства клиентов не только используются не по назначению, т.е. для
обеспечения платежно-расчетных операций, но и подвергаются значительным рискам. При реальном наступлении неблагоприятных последствий, используемые банками
деньги с банковских счетов клиентов могут быть утрачены. Поэтому положения ГК
РФ, на основе которых совершаются подобного рода банковские операции, становятся
объективными институциональными предпосылками, порождающими кризис
платежно-расчетной системы в экономике России. На основании изложенного гражданское законодательство, предоставляющее
банкам право использовать текущие денежные средства с банковских счетов
клиентов в целях, не связанных с обеспечением их (клиентов) платежно-расчетных
отношений, подлежит приведению в соответствие с публично-правовыми и частными
интересами государства, общества и участников платежно-расчетных отношений.
Полагаем, что Банк России тоже не должен оставаться в стороне от решения этой
проблемы. В действующем законодательстве закреплена еще одна специфическая группа
правовых средств банковского регулирования (инструменты денежно-кредитной
политики), которые не могут быть в полной мере отнесены ни к административным,
ни к гражданско-правовым средствам регулирования. Эти правовые средства имеют в основном экономически ориентирующее значение
для участников банковских правоотношений и позволяют им прогнозировать
перспективы экономического развития и состояния рынка банковских услуг
(процентные ставки по операциям Банка России, установление ориентиров роста
денежной массы, валютный курс). Наиболее концентрированно ориентирующие инструменты денежно-кредитной
политики проявляются в принимаемых Банком России совместно с Правительством РФ
ориентирах единой государственной денежно-кредитной политики. Опираясь на
принятые ориентиры, Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов
(ст. 36 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”). Кроме того, валютный курс, а также процентные ставки (учетная ставка,
ставка рефинансирования), устанавливаемые Банком России, используются в
действующем законодательстве в качестве критерия для расчетов: - по денежным обязательствам при привлечении к имущественной
ответственности за нарушения денежно-кредитных, бюджетных, налоговых отношений,
правил банковских операций и гражданско-правовых сделок (например, ст. 67
Налогового кодекса РФ, ст. 84 Таможенного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона
от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации"[20],
ст. 395, 809 ГК РФ, ст. 284, 290, 291 Бюджетного кодекса РФ); - по доходам, подлежащим налогообложению; - по расчетам пенсий и т.п. В
соответствии со ст. 37 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке
России)” Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок
по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации
процентной ставки. Процентные
ставки – это минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои
операции. Основная
цель используемого Банком России инструмента процентных ставок по своим
операциям — укрепление (или ослабление) рубля путем воздействия на
рыночные процентные ставки. Процентная
ставка Банка России является универсальным средством регулирования финансовых и
кредитно-денежных отношений. Она едина на всей территории РФ и применяется
Банком России, органами государственной власти, кредитными организациями,
юридическими и физическими лицами. Действующее законодательство не ограничивает
Банк России в возможностях применения процентных ставок: они могут быть
нескольких видов и применяться по различным операциям. Впервые за
годы экономических реформ процентная ставка была установлена с 1 января 1992 г.
(телеграмма Банка России № 216-91 от 29 декабря 1991 г.) и именовалась
учетной ставкой по кредитам Банка России. Она составляла 20 % годовых при
предоставлении кредитов коммерческим банкам. В дальнейшем учетная ставка стала
именоваться процентной ставкой рефинансирования. В заключение
необходимо отметить, что банковское регулирование – это новое направление
государственного регулирования в России. Закрепление основных направлений,
форм, методов банковского регулирования в банковском законодательстве, безусловно,
способствует усилению роли права в сфере денежно-кредитных отношений. Поэтому
нормы банковского законодательства, наряду с экономико-юридическими аспектами
практики банковского регулирования в России, нуждаются в обстоятельном научном
анализе, теоретическом, юридическом и экономическом осмыслении. Одна из
основных задач настоящей главы состояла именно в том, чтобы способствовать
формированию систематизированного понимания правовых основ банковского
регулирования как основной части банковского права. [1] Вестник Банка
России. 1998. № 15. [2] Вестник Банка
России. 1999. № 1. [3] Информационно-правовая
система «Консультант плюс». [4] Вестник Банка России, 1996, № 13. [5] Вестник Банка
России. 1999. № 24. [6] Ведомости РФ.
1993. № 9. Ст. 336. [7] Собрание актов
Президента России и Правительства России. 1993. № 7. [8] Собрание
законодательства РФ. 1995. № 21. Ст.1967. [9] Российские
вести. 1996. 6 августа. [10] Бюллетень
нормативных актов. 1998. № 22. [11] Деньги и кредит.
19987. № 11. [12] Российская
газета. 1992э 18 июня. [13] Нормативные акты
для бухг-ра.1999. № 3. [14] Бизнес и банки.
1998. № 38. [15] См. например: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998
г. № 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ. 1998. № 42. Ст.
9211. [16] Более подробно о
публично-правовых особенностях отношений между Банком России и кредитной
организацией по поводу корреспондентского счета см.: Гейвандов Я.А. Центральный
банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия. – М., 1997. – С.
147-150; Гейвандов Я.А. Банковская деятельность в России: проблемы
государственного регулирования. – СПб., 1997. - С. 180-185. [17] Российская
газета от 30 апреля 1997 г. [18] О банках и
банковской деятельности. Сборник нормативных актов. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995, с.
204—223. [19] Вестник Банка
России. 1997. № 26. [20] Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3493. |
< Пред. |
---|