Я.А. Гейвандов. Правовые проблемы обеспечения банковской тайны |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Tuesday, 21 July 2009 | |
Я.А. Гейвандов. Правовые проблемы обеспечения банковской тайны (статья была написана весной 1997 года и опубликована в журнале «Кодекс – INFO». - ноябрь 1997. - № 47. С.10-12.) В процессе государственного регулирования банковской деятельности значительный интерес вызывают вопросы правового регулирования системы обеспечения банковской тайны. Банковской тайной является информация об операциях, счетах и вкладах, сведения о клиентах, в том числе кредитных организаций, открывших корреспондентские счета в Банке России. Вместе с тем необходимо оговориться, что перечисленные сведения, касающиеся юридических лиц, финансируемых из государственного бюджета всех уровней, государственных внебюджетных фондов, не могут иметь статуса банковской тайны для вышестоящих по отношению к конкретной организации государственных органов управления, органов государственного финансового контроля и правоохранительных органов. Указанные органы обеспечивают соблюдение законности и целесообразности расходования государственных средств, поэтому для них может существовать только одно ограничение на предоставление вышеуказанной информации: если соответствующая информация в установленном законом порядке отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну, ее передача третьим лицам должна быть согласована с органом, которому предоставлено право распоряжаться такой информацией. Сохранение сведений о банковском счете, банковском вкладе, операциях по счету и сведений о клиенте в тайне кредитные организации и Банк России обязаны гарантировать в соответствии с федеральным законодательством (ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ч. 4 ст.56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 857 ГК РФ). С учетом этого банковское законодательство устанавливает определенные правовые гарантии, ограничивающие права правоохранительных органов на истребование соответствующей информации у Банка России и кредитных организаций, а также устанавливает права и обязанности Банка России и кредитных организаций на предоставление подобной информации. Установлен различный порядок предоставления Банком России и кредитными организациями сведений, составляющих банковскую тайну, в зависимости от правового положения обслуживаемого ими клиента. Так, право получать от Банка России и кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставлено помимо самих этих лиц, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Круг лиц, которым могут быть выданы справки по счетам и вкладам физических лиц, помимо самих этих лиц ограничен судами, а также следственными органами по делам, находящимся в их производстве, при обязательном наличии согласия прокурора. В таком же порядке органам предварительного следствия выдаются справки по счетам и вкладам юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Поэтому на стадии возбуждения уголовного дела, при проведении проверки в порядке, предусмотренном ст. 109 УПК РСФСР, а также при проведении проверки в протокольной форме досудебной подготовки материалов и при проведении дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, или оперативно-розыскной деятельности справки, содержащие сведения, являющиеся банковской тайной, органам дознания, следователям, прокурорам, а также органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, передаваться не могут. Круг лиц, которым Банк России и кредитные организации могут предоставить справки, содержащие банковскую тайну об операциях обслуживаемых ими лиц, является исчерпывающим и может быть закреплен только законом. Вместе с тем, в ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" имеются некоторые противоречия, а также необоснованные ограничения полномочий следственных органов при необходимости получения ими справок о деятельности юридических лиц по сравнению с другими государственными органами. Нет объективных оснований (в отношении юридических лиц) для объяснения причин предоставления сведений, содержащих банковскую тайну, налоговым органам без ограничений, а органам предварительного следствия - только при принятии дела к производству предварительного следствия и с согласия прокурора, и не предоставления таких полномочий вовсе иным правоохранительным органам (прокуроры, органы внутренних дел, ФСБ России и т.п.). Более того, согласно ст. 125 УПК РСФСР органами предварительного следствия по уголовному делу являются следователи прокуратуры, включая следователей военной прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи органов федеральной службы безопасности и следователи федеральных органов налоговой полиции. Подследственность уголовных дел следственным органам определяется статьей 126 УПК РСФСР. Таким образом, возникает противоречивая ситуация, когда органы налоговой полиции, не возбуждая уголовного дела, вправе получать информацию, содержащую банковскую тайну юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, без каких-либо ограничений, а при проведении предварительного следствия по делам, отнесенным к подследственности органов налоговой полиции, лишены такого права и обязаны получить согласие прокурора. Одновременно с этим Государственному таможенному комитету РФ, являющемуся органом дознания (ст. 117 УПК РСФСР, ст. 222 ТК РФ) и имеющему право проводить расследование по некоторым делам (ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ, вступившего в действие с 01.01.1997), обращение за согласием прокурора для получения сведений, составляющих банковскую тайну, может вовсе не потребоваться. Соответствующее право ГТК РФ предоставлено Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Поэтому очевидна нелогичность содержания ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части определения порядка предоставления информации, содержащей банковскую тайну, и круга лиц, которым она предоставляется. Юридическими основаниями, позволяющими Банку России (его учреждениям) и кредитным организациям нарушить принцип банковской тайны, являются письма, надлежащим образом оформленные, мотивированные, имеющие ссылку на соответствующий нормативный акт и подписанные руководителем государственного органа, указанного в ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", постановления судей (определения судов) по конкретным делам, а также копии постановлений следователей о возбуждении уголовного дела и принятии их к производству предварительного следствия, заверенные надлежащим образом, и письма, содержащие ясно выраженное согласие соответствующего прокурора, осуществляющего надзор за следствием по делу. Согласие прокурора может быть выражено в его письме или в соответствующей резолюции на письме следователя. Соответствующее решение прокурора должно быть удостоверено его печатью. Все упомянутые документы сотрудники Банка России и кредитных организаций обязаны приобщить к соответствующим договорам, заключенным с юридическими и физическими лицами. С момента предоставления упомянутым органам сведений, составляющих банковскую тайну, ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 857 ГК РФ, за ее разглашение несут не только Банк России или кредитная организация, но и указанные органы. Вместе с тем, если применительно к органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие, установлены определенные правовые гарантии неразглашения банковской тайны (ст. 139 УПК РСФСР и ст. 310 УК РФ), поскольку переданные следственным органам сведения приобретают статус не только банковской тайны, но и тайны следственной, то в отношении других органов государственной власти достаточных правовых гарантий нет. И возникает парадоксальная ситуация, когда один государственный орган, получив от кредитной организации или Банка России сведения, составляющие банковскую тайну, передает эту информацию другим органам, полномочия на то не имеющим. Причем такая практика закрепляется в соответствующих нормативных актах. Например, Департаментом налоговой полиции России и Госналогслужбой России принято совместное письмо от 29-30.08.1994 № ВЯ-1375, АГ-6-18/322 "О порядке предоставления сведений по запросам правоохранительных органов", в соответствии с которым предлагается предоставлять правоохранительным и судебным органам сведения, составляющие тайну вкладов физических лиц (банковскую тайну), по возбужденному уголовному делу или по материалам проверки, проводимой в порядке ст. 109 УПК РСФСР по запросам (требованиям), оформленным на официальных бланках за подписью руководителей органов дознания, следователей, прокуроров, их заместителей и судей (п. 1 Письма). Подобные рекомендации прямо противоречат ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", устанавливающей, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть получены строго уполномоченными государственными органами (среди которых нет ни органов дознания, ни иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) в специально оговоренных законом случаях и только через кредитные организации или Банк России. Следовательно, передача информации, содержащей банковскую тайну, третьим лицам, даже являющимся правоохранительными органами, недопустима и должна расцениваться как нарушение установленного федеральным законом порядка распространения сведений, составляющих банковскую тайну. Тем более, что согласно п. 3 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 "О государственной налоговой службе РСФСР"[1] должностным лицам налоговой службы предписано сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций. Аналогичное правило установлено в ст. 10 Закона РФ от 24.06.1993 «О федеральных органах налоговой полиции»[2]. При реализации своих полномочий таможенные органы также вправе получать от кредитных организаций сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через государственную границу, таможенных брокеров и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 182 ТК РФ). Таможенные органы вправе требовать безвозмездной передачи необходимой им информации (включая банковскую) при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности (ст. 186 ТК РФ). Требование об обеспечении специального режима распоряжения таможенными органами информацией, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, иную охраняемую законом тайну, или иной конфиденциальной информацией установлены в ст. 16 Таможенного кодекса РФ. Согласно указанной статье должностные лица таможенных органов РФ не вправе разглашать соответствующую информацию, использовать в личных целях, передавать третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ. Сходные обязанности возложены на таможенных брокеров в отношении информации, полученной ими от представляемого лица либо от отправителя товаров и документов на них (ст. 163, 167 ТК РФ). Учитывая необходимость установления надежных правовых гарантий сохранения сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну, в новом Уголовном кодексе РФ, который введен в действие с 01.01.1997 г. (Федеральный закон "О введении в действие УК РФ" от 24.05.1996 г.), предусмотрена уголовная ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом с целью разглашения либо незаконного использования этих сведений (ч.1 ст. 183 УК РФ), либо за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Особый порядок предоставления правоохранительным органам сведений, составляющих банковскую тайну, действует и при необходимости изъятия из учреждений Банка России и кредитных организаций документов - носителей такой информации. Следовательно, производя в Банке России, подчиненных ему учреждениях или в кредитных организациях выемку документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, следователь, помимо постановления о производстве выемки и протокола выемки, обязан представить в Банк России, его учреждения или в кредитные организации документы, упомянутые выше, если ранее они не представлялись. Особенности взаимоотношений Банка России и кредитных организаций с органами, осуществляющими производство по уголовным, гражданским, арбитражным и иным делам, в части, касающейся получения сведений, отнесенных к банковской тайне, носят процессуальный характер и подлежат закреплению в процессуальном законодательстве. Кроме того, было бы целесообразно установить в действующем законодательстве конкретные сроки и формы исполнения Банком России и кредитными организациями обращений правоохранительных органов о предоставлении им сведений, составляющих банковскую тайну. Требуют расширения полномочия органов прокуратуры на получение сведений, составляющих банковскую тайну, в кредитных организациях в стадии возбуждения уголовного дела при проведении проверки в порядке ст. 109 УПК РСФСР. По всем другим, не относящимся к банковской тайне, вопросам деятельности кредитных и иных организаций, интересующим налоговые и правоохранительные органы, Банк России, его учреждения и кредитные организации обязаны предоставлять необходимую информацию без ограничений. Так, в стадии возбуждения уголовного дела (ст. 108-113 УПК РСФСР) прокурор, следователь, орган дознания и судья вправе без производства по уголовному делу истребовать от Банка России или кредитной организации любые необходимые материалы и получать сведения, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, за исключением сведений, составляющих банковскую тайну. [1] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - № 15. - Ст. 492. [2] Российская газета, 1993, 15 июля; 1995, 27 декабря. |
< Пред. | След. > |
---|