Я.А. Гейвандов. Юридическая ответственность кредитных организаций |
проф. Я. А. Гейвандов | ||||||
Tuesday, 11 August 2009 | ||||||
Страница 4 из 4 Между тем, Банк России применяет к кредитным организациям штрафы: а) от имени Российской Федерации, а не от своего имени; б) за противоправные деяния, посягающие на общественные отношения, регулирование которых отнесено к исключительному ведению Российской Федерации; в) как федеральный конституционный государственный орган; г) в рамках единой федеральной банковской системы. В связи с вышеупомянутыми обстоятельствами денежные суммы, которые взыскивались Банком России в качестве штрафов, надлежало в полном объеме направлять в федеральный государственный бюджет, а не зачислять в качестве прибыли на счета Банка России. Правовые нормы, признающие взыскиваемые Банком России штрафы источником пополнения федерального бюджета, должны были содержаться в федеральных законах о федеральном бюджете. Однако ни один федеральный закон о федеральном бюджете соответствующих правовых норм не содержит. Отсутствуют они и в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ). В качестве единственного источника доходов, поступающих от Банка России в федеральный бюджет, действующее законодательство упоминает его прибыль. Более десяти лет вопрос о перечислении в федеральный государственный бюджет взыскиваемых Банком России штрафов не являлся предметом серьезного научного обсуждения [26] и по-прежнему, не решен в федеральном законодательстве. Устанавливая, что сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет в полном объеме, КоАП не уточняет о каком именно бюджете идет речь. Не детализируется порядок зачисления упомянутых штрафов и в других федеральных законодательных актах. Учитывая, что Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» не определен иной порядок зачисления штрафов, Минфин России предлагает направлять штрафы, взыскиваемые Банком России с кредитных организаций, в местный бюджет в соответствии с п. 1 ст. 46 БК РФ. Но в предложении Минфина России не учитывается федеральная правовая природа российской банковской системы и характер общественных отношений, в рамках которых к кредитным организациям применяется административный штраф за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности. Денежные суммы, взыскиваемые в виде штрафов за противоправные деяния, посягающие на общественные отношения, регулирование которых отнесено Конституцией России к исключительному ведению Российской Федерации, следовало бы направлять в федеральный бюджет. Итак, юридический механизм защиты правовых отношений в денежно-кредитной сфере должен быть основан на единых принципах, установленных в Конституции России и в федеральном законодательстве, обеспечивающих создание надежной системы правовых гарантий. Не обеспечив защиту прав и законных интересов отдельных лиц, включая интересы самого государства, вряд ли можно эффективно управлять всем обществом, в том числе регулировать отношения в сфере денег и кредита. За какие бы правонарушения не наступала юридическая ответственность, порядок ее реализации должен обеспечить защиту прав и законных интересов всех участников общественных отношений, в особенности лиц, привлекаемых к ответственности. Поэтому следует устранить имеющиеся в федеральном банковском законодательстве и в нормативных правовых актах Банка России пробелы и противоречия. Необходимо отличать меры, применяемые Банком России к кредитным организациям в рамках государственного банковского регулирования и банковского надзора, от наказания за административное правонарушение. Соответственно, следует различать правовые основания, цели и порядок их применения. Требуется уточнить используемую в федеральном банковском законодательстве терминологию. Учитывая, что термин «санкции» в КоАП не применяется, его сохранение в федеральном банковском законодательстве в качестве синонима «административной ответственности» или «административного наказания» вряд ли целесообразно. Нуждаются в корректировке и правовые нормы КоАП. Требуют уточнения перечень видов административного наказания юридических лиц и их содержание, правовые основания и порядок привлечения кредитных организаций к административной ответственности. Нельзя исключать возможность расширения административных полномочий служащих Банка России, установив внесудебный порядок применения к кредитным организациям некоторых видов административного наказания (например, предупреждение). В заключение еще раз отметим, что имеющиеся недостатки в правовом регулировании и в практике привлечения кредитных организаций к ответственности за нарушения законодательства о банках и банковской деятельности не способствуют утверждению режима законности в денежно-кредитной сфере России.
|
< Пред. | След. > |
---|