Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Мервин Кинг о "моральной угрозе" современности Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Wednesday, 21 October 2009
Выступление Мервина Кинга в Эдинбурге 20 октября 2009.
Руководитель Банка Англии посвятил свою речь  актуальным проблемам реформирования банковской системы, которая столкнулась с двумя долгосрочными взаимосвязанными проблемами:
реструктуризация экономики по пути увеличения ресурсов направляемых на инвестиции и в экспортный сектор, а также сокращение потребления, ликвидация огромного бюджетного дефицита и повышение уровня сбережений, что является частью более широкой перестройки внутреннего спроса в рамках глобальной экономики по пути отхода от практики заимствований для покрытия дефицита платежного баланса к практике кредитования и обеспечения профицита;
потребность в реформировании структуры и регулирования банковской системы Великобритании. Банки выросли до размеров угрожающих стабильности системы в целом и стали зависимы от господдержки в периоды кризиса.
Доклад Кинга сфокусирован на второй проблеме. Одна из ключевых причин почему банки в докризисный период принимали на себя повышенные риски состояла в том, что государство гарантировало кредиты применительно к банкам "слишком большим, чтобы обанкротиться". Последние имели доступ к более дешевым ресурсам и развивались более быстрыми темпами, имели меньше стимулов страхования рисков. Размеры данной поддержки впечатляют. Только в Великобритании подобная поддержка в виде прямых гарантий достигла почти 1 трлн.ф.с. или почти 2\3 ВВП. В финансовой истории никогда ранее такие суммы не предоставлялись немногим за счет большинства. Причем практически без какой-либо реформы системы.
Становится непонятным существование подобных больших институтов в рамках частного сектора. Поощрение повышенных рисков и выплата огромных бонусов в хорошие периоды, с одной стороны, и перекладывание убытков на общество в плохие времена, с другой стороны, является серьезной проблемой, определяемой исследователями как "моральная угроза". Проблема с институтами "слишком большими, чтобы потерпеть крах" стала слишком важной, чтобы ее можно было игнорировать.
По мнению Кинга логически есть только два пути решения проблемы -
признать существование подобных институтов и попытаться обеспечить низкую вероятность их краха;
найти способ, при котором крах этих учреждений не приведет к неприемлемым издержкам за счет общества.
Автор несколько подробнее рассматривает оба эти варианта, выделяя их плюсы и минусы. В частности, в первом варианте (который уже реализуется в рамках базельских соглашений) повышение коэффициента буферного капитала оставляет открытым вопрос -какой же уровень этого коэффициента обеспечит защиту. Еще одним способом решения проблемы Кинг считает страхование в виде формирования "условного капитала" (contingent capital), который автоматически конвертируется в обыкновенные акции при достижении определенных значений капитала первого порядка. Разумно требовать от банков, чтобы они сами приобретали необходимый уровень страховки не допуская краха.
Второй же подход отвергает саму идею допущения роста финансовых учреждений до размеров, когда они "слишком большие, чтобы потерпеть крах". Данный подход проводит четкое разграничение видов банковской деятельности - обеспечение расчетов и посредничество в сбережениях для инвестиций. Здесь предлагаются такие шаги как: полное разграничение расчетных функций и рисковых операций, при котором депозиты гарантированы (John Kay); разграничение розничной банковской деятельности от имущественной торговли(Paul Volcker). Общая идея этих подходов ограничение -госгарантий сферой банковского обслуживания.
Вне зависимости от выбранного подхода в решении проблемы, имеется растущее согласие в том, что эти учреждения должны сами планировать порядок реструктуризации. Но без разграничения сфер банковской  будет необходимо разработать детальную процедуру реорганизации для очень широкого класса финансовых учреждений.
Кинг также кратко остановился и на более широких целях достижения финансовой стабильности - необходимости дополнительных мер по модерации роста финансового сектора и противодействия макроэкономическим последствиям кредитных циклов.
Резюмируя итоги экономического развития докладчик отметил, что результаты проводимых мер соответствуют ожиданиям. Что касается принятия решения о расширении или сокращении программы выкупа  активов Комитет по монетарной политике будет исходить из ежемесячно оцениваемых инфляционных ожиданий, исходя из 2% целевой установки.
http://www.bankofengland.co.uk/publications/speeches/2009/index.htm
 
< Пред.   След. >
Социально-правовая природа денежно-кредитной системы
История развития российской финансовой системы
Правовые проблемы регулирования денежно-кредитной системы
Организация банковской системы
Основные принципы БС РФ
Конституционные основы госрегулирования денежно-кредитной сферы России
Основные направления государственного регулирования
Банк России: юридический статус, организация, функции, полномочия
Организационные и правовые проблемы государственного регулирования БС РФ
Системы страхования банковских вкладов
Денежно-кредитная политика и Вооруженные Силы России
Международно-правовые аспекты денежно-кредитного регулирования
Межгосударственное сотрудничество в денежно-кредитной сфере на постсоветском пространстве
Зарубежный опыт регулирования финансовой и банковской системы
Мировая валютно-финансовая система
МОНОГРАФИИ. ДИССЕРТАЦИЯ
Статьи
Учебные пособия и материалы

Свежие публикации