Пути совершенствования законодательства о Банке России |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Saturday, 24 January 2009 | |
Пути совершенствования законодательства о Банке России Проводимые в
стране реформы денежно-кредитной системы, отказ от государственной монополии в
банковской сфере потребовали изменения правового положения, функций и
полномочий главного банка Российской Федерации. Появилась
потребность в управлении денежно-кредитной и банковской сферами не только
административными, но и гражданско-правовыми методами. Реальностью стало
государственное управление экономическими процессами с использованием Банком
России таких, далеко не административных инструментов и методов государственной
денежно-кредитной политики, как: процентные ставки, операции на открытом рынке,
рефинансирование и т.п. В результате
преобразований Банк России приобрел функции государственного органа,
осуществляющего банковское регулирование, банковский надзор и контроль от имени
РФ. Для реализации указанных функций на Банк России возложены
государственно-властные полномочия. Кроме того, Банк России осуществляет
банковское обслуживание юридических и физических лиц, операции по обслуживанию
государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ и т.п.
Приведенные особенности правового положения Банка России представляют интерес с
точки зрения банковского права. Но Банк России в установленных Федеральным
законом случаях может также участвовать в гражданских и иных (например,
трудовых) правоотношениях в своих интересах или в интересах своих служащих,
может осуществлять управленческие функции в отношении подчиненных предприятий,
учреждений и организаций. Вместе с тем,
как отмечалось ранее, несмотря на такое разнообразие возложенных на Банк России
функций, его правовое положение, в том числе организационно-правовая форма как
юридического лица в действующем законодательстве должным образом не определено.
Поэтому исследование правового положения
Банка России представляется весьма актуальным для российской юридической науки
и практики. Осмелимся
утверждать, что определение статуса Банка России - это комплексная
политическая, экономическая и юридическая проблема. В основе юридического
аспекта проблем, связанных с Банком России, лежат правовые нормы Конституции
РФ. Необходимо признать, что с точки зрения законности важно более четко
зафиксировать в Федеральном законе "О Центральном банке РФ (Банке
России)" конституционно-правовой статус Банка России как органа
государства. В условиях экономического кризиса следует не ограничивать, а
развивать и совершенствовать принципы единства и централизации
государственного управления денежно-кредитной системой страны. При отсутствии
серьезной проработанной концепции будущего мировой финансовой системы и денежно-кредитной
системы России нет даже минимальной гарантии, что в случае перераспределения
функций нынешнего Банка России между другими государственными органами и
организациями управление денежно-кредитной системой будет более эффективным,
чем в настоящее время. В то же время,
необходимо разработать и принять такие правовые гарантии, которые позволили бы
Российской Федерации в полной мере реализовать принцип подотчетности Банка
России и при этом способствовали бы реализации конституционного принципа
независимости Банка России. Что касается
установления конкретного места Банка России в системе федеральных органов государственной
власти либо, наоборот, изменения его государственно-правового статуса на коммерческий,
то эти вопросы требуют внесения поправок в Конституцию РФ. Для
целенаправленного решения всех имеющихся проблем необходима единая
государственная концепция развития денежно-кредитной системы, включая Банк России.
Может быть, стоит сначала оценить состояние и перспективы развития всей
банковской системы, а не только Банка России; всего банковского
законодательства, а не только законодательства о Банке России; разработать
концепцию их согласованного и взаимоувязанного совершенствования и лишь после
серьезной подготовки, осознанно начинать законопроектную работу? Такого алгоритма
действий необходимо придерживаться вне зависимости от окончательного решения о
статусе Банка России, которое законодатель посчитает нужным принять. Это в
полной мере его право. Однако, со своей стороны, общество также вправе
надеяться, что решения законодателя, затрагивающие столь актуальную сегодня
проблему управления денежно-кредитной сферой, не будут носить спонтанный,
немотивированный характер, а, наоборот, будут обдуманными и ответственными.
Возможно, тогда наше банковское (да и не только банковское) законодательство не
будет столь противоречивым, а сама денежно-кредитная система станет более
стабильной и управляемой. Какой же Центральный банк будет в Российской
Федерации? Ответ на этот вопрос даст федеральное законодательство - надеюсь,
на основе Конституции России и с учетом интересов общества и государства. Самый главный
вопрос, на который должен быть найден ответ: в рамках какой отрасли законодательства осуществляется регулирование
денежно-кредитной системой России, а, следовательно, в каком порядке должен регулироваться
юридический статус, функции и полномочия Банка России? В первую
очередь необходимо понять в каком состоянии находится банковская система России
и ее центральный банк, сформулировать перспективы развития банковской системы
РФ, с учетом накопленного за последние десятилетия негативного опыта ее
функционирования, так как теперь общество понимает, какой банковская система
быть не должна. Опираясь на имеющийся опыт, общество и государство могут
выстраивать контуры новой банковской системы страны, нацеленной не только на
получение прибыли, но и на создание предпосылок для роста конкретных сегментов
отечественной экономики. Государство
не может отказаться от своих суверенных прав влиять в присущих ему формах на
денежно-кредитную систему, обеспечивая тем самым ее функционирование и
развитие в интересах всего общества. Поэтому следует решить, какие
государственные органы, руководствуясь какими целями и на каких принципах
должны осуществлять непосредственное государственное управление
денежно-кредитной системой (например, нужен ли России Центральный банк как
государственное институциональное образование, каково его место в банковской
системе и системе государственных органов РФ)? В этой связи
неизбежно следует другой вопрос: ради достижения каких целей государство
создает Банк России? Является ли основной целью деятельности Банка России
извлечение прибыли (как полагают некоторые авторы), или его основной целью
должно оставаться обеспечение интересов государства и общества, как это
закреплено в действующем законодательстве? Осуществляет ли Банк России в
рамках государственного регулирования банковскую деятельность (денежная
эмиссия, межбанковские кредиты, расчеты и т.п.), или банковская деятельность -
особый вид предпринимательской деятельности, присущий только коммерческим
организациям? Потребуется ответить и на некоторые другие вопросы. Например,
необходимо решить, что соответствует государственным интересам России в период
переживаемого ею острейшего кризиса: единый централизованный орган управления
денежно-кредитной системой или несколько никогда ранее не существовавших организаций,
между которыми будут перераспределены полномочия нынешнего Банка России?
Должен ли Банк России быть независимым, или в кризисной ситуации его следует
поставить в зависимость от других органов государственной власти? Если
требуется независимый Банк России, то как и на каких принципах обеспечить его
эффективное взаимодействие с другими государственными органами? Как
обеспечить систему государственного контроля за деятельностью независимого
Банка России и одновременно не лишить его этой самой независимости? Если
законодатели посчитают, что в нынешней социально-экономической ситуации
независимости от Банка России не требуется, то необходимо определить круг
государственных органов, от которых он может зависеть, а также характер,
степень и формы такой зависимости (хотя такое развитие событий, как
представляется, не соответствует ни интересам российского общества, ни
Конституции РФ). Недопустимо создавать
предпосылки для принятия сложнейших государственных решений на основе
сиюминутных политических, тактических или групповых факторов. |