Сейчас Вы здесь:Главная arrow От кризиса к кризису arrow Мировой кризис 2007-2009 arrow Артподготовка саммита Группы 20

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Артподготовка саммита Группы 20 Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Friday, 18 June 2010
С приближением озвученных сроков принятия согласованных мер по реформированию мировой финансовой системы - осень 2010, заметно участились выступления представителей макрорегуляторов глобальной финансовой системы. В этом ряду нам представилась интересным  речь члена совета ЕЦБ Л.Б.Смаги на семинаре, организованном Американо-итальянским Советом (Венеция, 11 июня 2010),акцентированном на проблеме «кризиса трансантлатических отношений», все чаще звучащей в статьях и на различных конференциях.
В частности, Л.Смаги отметил, что преодоление кризиса по обе стороны Атлантики идет по трем направлениям: макроэкономическая политика, реформа финансового рынка и взаимоотношения с другими основными участниками мировой экономики.
И хотя восстановление в США идет быстрее, нежели в Европе, риски с которыми эти страны сталкиваются одинаковы:
•    неопределенность в вопросе-  является ли наметившееся оживление самоподдерживаемым без пакета антикризисных стимулирующих мер;
•    турбулентность финансовых рынков, перекинувшейся на сферу суверенных рисков;
•    сохранение высокого уровня безработицы;
•    ситуация на рынках капитала, особенно состояние здоровья банковской системы в посткризисный период и ее способность адекватного обеспечения экономики кредитами.
В общих чертах антикризисная экономическая политика в США и Европе схожа.
Монетарная политика была направлена на обеспечение рынков ликвидностью, хотя технически реализовывалась  по разному, ввиду различий в структуре финансовых рынков (в Европе финансовый рынок более ориентирован на банки).
Фискальная политика США была более экспансивной, главным образом из-за меньшей роли автоматических стабилизаторов в федеральном бюджете США.
Одинаковы и цели экономической политики в обоих регионах, хотя при этом идет дискуссия как быстро экономики восстановят докризисный уровень, оказал ли кризис перманентное воздействие (в сторону снижения) на потенциал экономического роста.
Данный вопрос Смаги считает чрезвычайно важным с точки зрения определения среднесрочных фискальных параметров. При допущении возможности достижения докризисных темпов роста реализация экспансионистской политики (в частности фискальной) оправдано. В противном случае динамика долгового бремени в среднесрочной перспективе может оказаться неприемлемой. В отличие от США, Европа в данном вопросе придерживается более осторожного подхода – простое восстановление докризисных уровней чревато появлением нового пузыря или даже пузыря на рынке госдолгов.
Финансовые рынки оценивают проводимую экономическую политику в разных странах  в том числе с точки зрения способности страны отвечать в будущем по своим обязательствам, что влияет на эффективность фискальной политики. Хотя в общем страны еврозоны придерживались политики ограничения фискального стимулирования по сравнению с другими странами, в отдельных европейских странах произошло резкое ухудшение состояния госфинансов. Ситуация осложнена тем, что еврозона не является фискальной федерацией и при этом отдельные ее члены не имеют собственной валюты. Теоретически, с точки зрения Смаги, данный кризис можно решить двумя способами – вернуться к системе национальных валют либо восстановить фискальную дисциплину с предоставлением финансовой поддержки на период адаптации. Смаги отметил, что Европа однозначно выбрала второй вариант, и довольно подробно проанализировал политические и экономические аргументы в пользу данного решения.
По мнению Смаги консолидация госфинансов останется главной темой в ближайшие годы не только для Греции, но и всех развитых стран, т.к. превентивные действия в этом направлении помогут нейтрализовать скачки на финансовых рынках, а также лучше учесть как прямые, так и косвенные последствия на экономическое развитие. Смаги считает чрезмерной гипотезу о том, что ужесточение фискальной политики может спровоцировать долговую спираль (возможной при превышении фискального мультипликатора 1), так как эмпирические данные не поддерживают данный тезис. Принимая риски, связанные с неготовностью общества во многих развитых странах идти на сокращение бюджетных расходов, которое в условиях замедленного роста приведет к снижению благосостояния, Смаги считает, что эти реформы следует увязать с глубокими экономическими реформами, нацеленными на повышение производительности труда. Проблема эта одинакова для всех стран.
Между США и Европой идет тесная кооперация в сфере финансового регулирования, в частности в рамках Базельского комитета и ФСБ, хотя сотрудничество здесь осложнено структурными отличиями финансовых рынков и их конкуренцией между собой. И в этой сфере Смаги выделил ряд наиболее чувствительных точек:
•    масштаб финансового регулирования - в то время как известно, что после включения новых правил в Директиву последние немедленно вступят в силу для всех членов ЕС, остается неясным степень применения этих правил для других стран, особенно США, а. опыт соглашений Базель II допускает возможность лишь частичного исполнения этих правил в других странах;
•    сохраняется также риск сфокусированности усилий лишь на банковском секторе, оставляя без должного внимания т.н. теневой банковский сектор, для которого европейские страны уже приступили к введению ряда ограничений, что трактуется США как проявление протекционизма.
Областью, где совместные позиции наиболее сближены – рынок деривативов, хотя финансовое лобби активно противодействует процессу сближения.
Смаги особо подчеркнул важность соблюдения сроков согласования позиций по основным вопросам реформирования финансовой системы и согласования проводимой экономической политики, обозначив как крайнюю точку, в частности, встречу руководителей стран Группы 20 осенью текущего года. При этом он особенно выделил важность проведения согласованной экономической политики, т.к. наметившееся восстановление вновь начинает усиливать существовавшие докризисные дисбалансы, в частности, дальнейший рост валютных резервов развивающихся стран, отражающий несоответствие в уровнях внутренних инвестиций и потребления. Опасения этих стран ревальвировать свои валюты (негативное влияние на их экспортный сектор) ведет к перегреву их экономики и формированию пузыря не похожего на докризисный пузырь в развитых странах.
Существует также и риск снижения стимулов к продолжению сотрудничества в рамках Группы 20 по мере выхода из кризиса.
http://www.ecb.int/press/key/date/2010/html/sp100611_2.en.html
 
< Пред.   След. >

Свежие публикации