Сейчас Вы здесь:Главная arrow От кризиса к кризису arrow Правительство России о кризисе arrow "Академический залп" по финансовой реформе

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
"Академический залп" по финансовой реформе Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Friday, 18 June 2010
В лучших традициях подготовки общественного сознания к принятию важнейших решений (имеющих серьезные политические и социальные последствия) макрорегуляторы привлекают ведущих ученых. Информационная атака используется и для подготовки переговорного поля в рамках институционального переговорного механизма. В этом ряду особое место занимает Доклад «Ремонт финансовой системы» (в дальнейшем «Доклад»)*, подготовленный в начале 2010 группой ученых**, собравшихся еще в конце 2008 в местечке Сквам Лейк с целью выработки долгосрочного плана по реформированию системы финансового регулирования.
Обсуждению этого Доклада была посвящена конференция в Нью Йорке 16 июня 2010. Особый интерес, с нашей точки зрения, представляют выступления представителей ЕЦБ (Л.Б.Смаги) и Федрезерва (Б.Бернанке).

Доклад Л.Б.Смаги

Л.Смаги сфокусировал свое выступление на роли регуляторов в период падения рынков, в частности, на трех ее аспектах: реформирование требований к уровню капиталов, роль должного надзора и регулирования, а также практика вознаграждения в сфере финансовых услуг.
Поддержав основные рекомендации Доклада по уровню капиталов, который должен быть выше в крупных банках, зависеть от ликвидности активов и возрастать пропорционального к краткосрочным обязательствам банка, Смаги кратко остановился на основных характеристиках осуществляемой реформы в данной области, отметив, в частности, что ФСБ интенсивно изучает мнения по вопросу введения регулирующих мер к специфическим рискам, связанным с крупными и структурно сложными системными финансовыми учреждениями и помимо предложенных в Докладе мер, регуляторы изучают также возможности разработки регулирующих мер, учитывающих непрозрачность, взаимодополняемость и взаимозависимость этих учреждений. Кроме того, в рамках Группы 20 достигнуто соглашение о введении новых стандартов к концу 2012. При этом, учитывая масштаб реформ, регуляторы понимают важность тщательной оценки их воздействия на финансовых посредников и реальный сектор экономики. Поэтому и Базельский комитет и ФСБ изучают эти вопросы как на микро (балансы отдельных учреждений), так и на макро - уровнях. Первые результаты этих исследований должны быть готовы в июле 2010, а к концу 2010 будет подготовлен полный комплекс мер.

Успех реформирования системы регулирования и достижение эффективной пруденциальной системы зависит от эффективности международного сотрудничества в данной области, т.к. крупные системные учреждения являются глобальными игроками и требуют глобального подхода. В данной связи Смаги отметил существующий разрыв в темпах реализации принимаемых мер (законодательство ЕС уже отражает рекомендации Базельского комитета, тогда как США осуществят данный переход лишь к 2011.
Результатом реформирования архитектуры системы международного регулирования явится финансовая система с капиталом высокого качества и соответствующими микропруденциальными стандартами. Однако усиленный микропруденциальный надзор недостаточен для исключения подобного кризиса в будущем. Следует одновременно осуществить и серьезные изменения в направленности и практике микропруденциального надзора, т.к. важнейшим уроком кризиса являются – мягкость регулирования и узость параметров регулирования и надзора, фокусированного на банковской системе и юридическом статусе надзираемых учреждений.
Из практики очевидно, что упор на механическом соблюдении правил может привести к принятию чрезмерных рисков, т.к. банки стимулируются к использованию финансовых инноваций, распределяющих риски за периметры регулируемого сектора (переход к т.н. бизнес модели «создавать и распределять» наряду с появлением теневой банковской системы). Эти явления были замечены надзорными органами. Однако и академические круги, и центробанки считали эти явления в то время позитивными.
Надзорные функции должны развиваться в направлении активного и опережающего подхода, а система регулирования должна охватывать все финансовые учреждения, способные генерировать системные последствия. Также важно обеспечить независимость надзорных органов от политических властей.
В отношении предложенных в Докладе мер по реформированию практики вознаграждения в сфере финансовых услуг Смаги выразил свое согласие с главным его тезисом – правительство не должно регулировать абсолютный уровень этих выплат. В то же время он отметил, что наряду с ростом уровня этих компенсаций произошел и разрыв между вознаграждением и реальной эффективностью предприятия. Также следует более осторожно подойти к тезису «рыночные цены обыкновенно являются лучшим способом размещения ресурсов». Поэтому власти обязаны мониторить развитие практики этих компенсаций. Более того, в ряде случаев, оправдано косвенное вмешательство в данную практику.
Сравнительно новым по сравнению с мерами, разработанными на международном уровне, является предложенная Докладом практика удержания части компенсаций на протяжении нескольких лет на случай краха компании или получения госпомощи. Однако здесь весьма сложно определить необходимый временной горизонт связанных рисков. Структура компенсаций должна поощрять максимизацию доходности активов, а не просто капитала. Риск-менеджеры должны быть тесно связаны с высшим руководством компании. Также важно обеспечить прозрачность пакетов вознаграждения.
http://www.ecb.int/press/key/date/2010/html/sp100616_1.en.html

Доклад Б.Бернанке.
Определив ключевой вопрос, стоящий перед финансовыми регуляторами – как надо усилить финансовую систему и его надзор для минимизации рисков повторения недавнего финансового кризиса, и как минимизировать экономические издержки в случае его наступления, Бернанке  выделил в Докладе два ключевых принципа, позволяющих найти ответы:
1.    Надзорные органы должны сочетать как макропруденциальный, так и микропруденциальный подходы.
2.    Не общество, а акционеры, менеджеры, кредиторы и партнеры финансовых компаний должны нести материальную ответственность при принятии чрезмерных рисков или плохих решений. Следует прекратить практику «приватизации доходов и социализации убытков» в отношении к системообразующим крупным учреждениям.
Бернанке подчеркнул, что Доклад содержит существенный набор рекомендаций по реформированию: принятие более системного подхода к надзору и регулированию финансовых фирм и рынков, расширенное регулирование размеров капитала и ликвидности особенно в отношении к системно важным учреждениям, улучшение качества информации, собираемой регуляторами, и их публикация, когда это возможно, разработка процедуры реорганизации, позволяющей властям управлять процессом банкротства системно важных финансовых фирм, перекладывая убытки на акционеров и кредиторов, существенное укрепление финансовой инфраструктуры, особенно на рынке деривативов.
Бернанке отметил, что Федрезерв поддержал законодательные изменения в этих областях, а где возможно и принял соответствующие законы.
В частности, Бернанке выразил свое согласие с тезисом, что система финансового регулирования в мире в основном ориентирована на обеспечение здорового состояния отдельных учреждений, что является недостаточным для обнаружения и предотвращения угроз финансовой стабильности. А для успешного системного или макропруденциального подхода при осуществлении надзорных функций нужен консолидированный надзор над всеми системно важными финансовыми учреждениями. Законопроекты по финансовой реформе, принятые Конгрессом и Сенатом, расширят и усилят подобный консолидированный надзор над этими фирмами.
Отметив, что в докладе рекомендовано выделение единого системного регулятора отвечающего за надзор над всей финансовой системы в лице центробанка, Бернанке, с одной стороны, согласен, что применительно к США Федрезерв должен быть максимально вовлечен в коллективные усилия по обеспечению финансовой стабильности. Однако, с другой стороны, предоставление всей макропруденциальной ответственности одному органу может привести к «слепым зонам» в системе регулирования, т.к. в США очень сложная финансовая система. Поэтому Федрезерв предпочитает, чтобы существующие регуляторы включили бы в свою повседневную деятельность и макропруденциальный аспект. Именно поэтому Федрезерв поддержал создание Совета по системным рискам из числа финансовых надзорных органов. При этом, Совет, осуществляя координирующую роль, не будет напрямую вовлечен в процесс разработки правил и осуществления надзора, эти функции останутся за надзорными органами.
Кроме того, Бернанке почеркнул, что для успешного системного подхода к осуществлению надзорных функций критически важен принцип междисциплинарности (пример – стресс-тест банковской системы).
Докладчик выразил согласие с тезисом, что для минимизации рисков будущих финансовых кризисов требуются более жесткие пруденциальные стандарты для финансовых фирм, особенно системно важных, а также более интенсивный надзор. И что эти меры помогут ограничить стремление компаний приобрести статус системно важных учреждений.
Бернанке напомнил, что Федрезерв уже работает как на внутреннем так и международном уровне над повышением показателей качества и количества капитала необходимого для банков с целью увязки стандартов и рисков и снижения процикличности системы регулируемых уровней капитала и отчетности. Но при этом следует предоставить разумный переходный период для адаптации банков к этим новым требованиям, чтобы не ограничить процесс восстановления. Докладчик подчеркнул, что Федрезерв сотрудничает с коллегами по вопросу ужесточения требований к ликвидности.
Дисциплина как в сфере регулирования, так и на самом рынке чрезвычайно важна для ограничения рисков на финансовых рынках. И здесь лучшие результаты достигаются при эффективном взаимодействии этих форм надзора. Авторы Доклада, по мнению Бернанке, справедливо рекомендуют  улучшить сбор данных и их обобщение, что позволит повысить эффективность регуляторов. А возросшее раскрытие информации позволит повысить эффективность инвестиционных решений. Согласно с этими рекомендациями Федрезерв и далее расширяет  свои обязательства по сбору и анализу финансовой информации.
Бернанке согласился и с рекомендациями Доклада по вопросу банкротства системно важных компаний – государство не должно попадать в ситуацию альтернативного выбора спасать эти фирмы или позволить их хаотичное банкротство. Законодательство по финансовой реформе в обеих редакциях предполагает уполномочить Федеральную корпорацию по страхованию депозитов управлять процессом реорганизации системно важных небанковских учреждений по процедуре весьма схожей с существующей для банков по текущему законодательству. И в этом вопросе Бернанке выделил рекомендацию, содержащуюся в Докладе, что ключевой проблемой явится ускорение международного сотрудничества для урегулирования трансграничных аспектов режима реорганизации.
Согласно законодательству по реформированию финансовой сферы, находящемуся на рассмотрении в Конгрессе, предусмотрено требование к системно важным компаниям подготовить «завещание о жизни», содержащее план сворачивания деятельности компании упорядоченным образом. Хотя подобного рода чрезвычайные планы не смогут на деле служить шаблоном для реорганизации компании находящейся на грани краха, подготовка и периодический пересмотр этих планов предоставит хороший надзорный инструмент для подготовки компаний к возможным стрессам.
Бернанке отметил, что нельзя не согласиться с тезисом о важной роли сильной инфраструктуры финансового рынка, предполагающей наличие хорошо функционирующих и адекватно регулируемых центральных агентов рынка. Так, Федрезерв давно поддерживает усилия по улучшению инфраструктуры по клирингу и расчетам на рынке дериватов. Хотя индивидуально составленные деривативы все еще играют важную роль на финансовых рынках, Федрезерв считает, что системные риски могут быть снижены за счет растущей стандартизации контрактов и требования осуществлять расчеты по стандартизированным деривативам через регулируемую центральную структуру. Также важно, чтобы соответствующий финансовый регулятор имел бы доступ к детальной информации по всему спектру рынка деривативов.
Важна и работа на рынке репо, где Федрезерв также работает над улучшением инфраструктурных соглашений.
В заключение, Бернанке отметил, что законодательство по реформированию финансового регулирования США, включающее большинство рекомендаций Доклада, может вступить в силу уже в течение нескольких следующих недель.
http://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/bernanke20100616a.htm

*Содержание:
Preface vii
Acknowledgments xi
Chapter 1: Introduction 1
Chapter 2: A Systemic Regulator for Financial Markets 33
Chapter 3: A New Information Infrastructure for Financial Markets 44
Chapter 4: Regulation of Retirement Savings 53
Chapter 5: Reforming Capital Requirements 67
Chapter 6: Regulation of Executive Compensation in Financial Services 75
Chapter 7: An Expedited Mechanism to Recapitalize Distressed Financial Firms: Regulatory Hybrid Securities 86
Chapter 8: Improving Resolution Options for Systemically Important Financial Institutions 95
Chapter 9: Credit Default Swaps, Clearinghouses, and Exchanges 109
Chapter 10: Prime Brokers, Derivatives Dealers, and Runs 122
Chapter 11: Conclusions 135
List of Contributors 153
Index 157

**Члены the Squam Lake Group:
Martin N. Baily - Brookings Institution
Andrew B. Bernard - Dartmouth College
John Y. Campbell - Harvard University
John H. Cochrane - University of Chicago
Douglas W. Diamond - University of Chicago
Darrell Duffie - Stanford University
Kenneth R. French - Dartmouth College
Anil K Kashyap - University of Chicago    
Frederic S. Mishkin - Columbia University
Raghuram G. Rajan - University of Chicago
David S. Scharfstein* - Havard University
Robert J. Shiller - Yale University
Matthew J. Slaughter - Dartmouth College
Hyun Song Shin* - Princeton University
Jeremy C. Stein - Harvard University
René M. Stulz - Ohio State University
http://www.squamlakegroup.org/
 
< Пред.   След. >

Свежие публикации