Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Функции Банка России: их понятие, виды и содержание Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Saturday, 24 January 2009

Функции Банка России: их понятие, виды и содержание

Под функциями в юридической науке понимаются основные направления деятельности органов государственной власти или иных юридических лиц, определенная работа, круг их деятельности, осуществляемый в порядке, установленном законом или иным правовым актом. Функции характеризуют общие, типичные взаимодействия между субъектами и объектами социального управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. Любые государственные органы или организации создаются для выполнения специальных, только им присущих функций. При этом все структурные подразделения органа (организации), осуществляя возложенные на них функции, обеспечивают реализацию общих функциональных задач этого органа (организации).

Функции Банка России определены в действующем законодательстве (ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Таким образом, вышеупомянутый перечень не является исчерпывающим.

Для классификации функций центральных банков используются различные критерии.

Если для классификации функций Банка России использовать признак закрепления их в Федеральном законе, то можно предложить такую систему функций: 1) функция банковского регулирования; 2) функция банковского надзора и контроля; 3) функция осуществления эмиссии наличных денег и организации их обращения; 4) функция взаимодействия с федеральными органами государственной власти и управления; 5) международно-правовая функция; 6) аналитическая, научная и прогностическая функция; 7) функция банковского обслуживания; 8) функции Банка России как самостоятельного юридического лица — участника гражданских, трудовых, административных и иных правоотношений; 9) иные функции, возложенные на Банк России федеральным законодательством. К иным функциям Банка России могут быть отнесены функция регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами, функция хранения и осуществления операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ и т.п.

В зависимости от того, в чьих интересах Банком России осуществляются конкретные функции, условно можно выделить: а) функции, осуществляемые Банком России от имени и в интересах РФ б) функции, осуществляемые Банком России от своего имени, но в интересах всего общества; в) функции, осуществляемые Банком России от своего имени и в своих интересах как юридическим лицом.

Кроме того, функции Банка России могут быть как внутренними, осуществляемыми с резидентами в пределах РФ, так и внешними, т.е. осуществляемыми при представлении интересов РФ и Банка России во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, международными и иными организациями.

По признаку отношения к банковской деятельности функции Банка России могут быть классифицированы на: а) функции, осуществляемые в интересах экономической политики государства в целом; б) функции в сфере денежно-кредитной политики; в) функции в сфере управления банковской системой; г) функции в сфере непосредственно банковской деятельности (осуществление банковских операций).

Основополагающей для Банка России является закрепленная в Конституции РФ функция Банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля (п.2 ст. 75 Конституции РФ). Защита и обеспечение устойчивости рубля по сути является задачей, на достижение которой направлена вся деятельность Банка России, все возложенные на него функции и предоставленные полномочия.

Важное значение имеет возложенная на Банк России функция банковского регулирования. Банковское регулирование — общее понятие, объединяющее не одно, а несколько направлений деятельности Банка России. Среди них такие основополагающие, как: установление обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, в том числе валютных, включающее осуществление расчетных операций в иностранной валюте и с иностранными государствами (регулирование банковских операций), координацию, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ, а также установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов (ст. 80 Федерального закона); установление специальных экономических нормативов для кредитных учреждений (обязательные экономические нормативы); осуществление денежно-кредитного регулирования (процентные ставки по операциям, операции на открытом рынке, рефинансирование и т.п.); установление порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности для организаций, включенных в банковскую систему; установление порядка создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций; установление требований к уровню подготовки и квалификации руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций; а также установление порядка осуществления банковского надзора и контроля.

Банковское регулирование осуществляется Банком России с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования. При этом в основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения, поскольку оба метода правового регулирования используются Банком России в денежно-кредитной и банковской сферах общественных отношений. Экономическое содержание осуществляемого Банком России банковского регулирования наиболее ярко проявляется при установлении в соответствии со ст. 61 Федерального закона кредитным организациям обязательных нормативов, имеющих универсальный и общеобязательный характер. Указанные нормативы имеют безусловно экономический характер, но они облекаются в правовую форму нормативных актов, т.к. в их основе лежат государственно-властные полномочия Банка России.

Можно выделить следующие формы осуществления Банком России функции банковского регулирования методом административно-правового регулирования: а) нормотворчество, в процессе которого Банком России устанавливаются порядок регистрации кредитных организаций, порядок лицензирования и осуществления банковской деятельности (операций) и порядок осуществления банковского надзора и контроля; б) регистрация и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, выдача разрешений на использование иностранного капитала при создании банков в РФ, открытие филиалов и представительств иностранных кредитных организаций; в) осуществление денежно-кредитного регулирования путем установления в нормативных актах обязательных экономических нормативов.

Вместе с тем, Банком России в процессе банковского регулирования используются не только административные методы, но и договорные, рыночные механизмы, регулируемые нормами гражданского законодательства, не связанные с осуществлением государственно-властных полномочий. Например, выполнение функции кредитора для кредитных организаций, совершение иных сделок с кредитными организациями (покупка и продажа ценных бумаг, гарантий, поручительств, валютные интервенции и т.п.), в основе которых находятся договорные, а не административные правоотношения (п. 3 ст. 4; ст. 61 Федерального закона).

Осуществляемое в процессе банковского регулирования нормотворчество Банка России является особого рода деятельностью Банка России как государственного органа, уполномоченного осуществлять функцию государственного управления. Именно нормотворчество позволяет возвести решение Банка России как государственного органа, обусловленное объективными социально-экономическими процессами, в общеобязательные правила поведения путем их закрепления в подзаконных нормативных актах Банка России, принятых в соответствии с федеральным законодательством и влекущих юридические последствия.

Вместе с тем, деятельность Банка России по осуществлению подзаконного регулирования банковских правоотношений, являясь формой (средством) реализации функций банковского регулирования, возложенных на Банк России, ввиду ее особой важности приобретает характер самостоятельной — нормотворческой функции Банка России.

Нормативные акты устанавливают правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные соответствующим актом.

Нормотворческая деятельность Банка России — это процесс, включающий совокупность последовательно совершаемых действий, завершающих его государственную управленческую деятельность по формированию банковского права, составной частью которого являются решения Банка России. Вместе с тем, компетенция Банка России при осуществлении нормотворческой деятельности ограничена предусмотренными законом пределами, или предметом нормотворческой деятельности Банка России, включающим любые вопросы, отнесенные к его компетенции. Установлено только одно условие правомерности издания Банком России нормативных актов — обстоятельства, являющиеся предметом нормотворческой деятельности Банка России, должны быть отнесены к его компетенции федеральным законодательством (ст. 6 Федерального закона).

Предметом нормотворческой деятельности Банка России в соответствии с действующим законодательством являются все вопросы, связанные с банковским регулированием, осуществляемым Банком России.

Одной из форм банковского регулирования является валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определению порядка осуществления расчетов с иностранными государствами. Осуществляя валютное регулирование, Банк России действует на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других федеральных законов как орган государственного валютного регулирования. В процессе валютного регулирования Банк России определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ; устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ; устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным организациям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам; выполняет другие функции, предусмотренные вышеупомянутым законом.

Функции банковского надзора и контроля. Функция банковского надзора представляет собой установленную законом государственную деятельность Банка России по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима законности в организации и функционировании всех элементов, образующих банковскую систему РФ. Банковский надзор осуществляется в целях обеспечения надлежащего соблюдения кредитными организациями действующего банковского законодательства и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность.

Банковский надзор обеспечивается путем постоянного наблюдения и проведения проверок кредитных организаций на предмет соответствия их учредительных документов, финансово-хозяйственной, кредитной деятельности, а также деятельности по осуществлению банковских операций действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ, Правительства РФ, а также нормативным актам и обязательным нормативам, установленным Банком России (ст. 55 Федерального закона). Упомянутые обстоятельства являются предметом банковского надзора. Основными задачами банковского надзора, осуществляемого Банком России, является обеспечение законности создания, организации и деятельности кредитных организаций, обеспечение их надежности и поддержание стабильности, а также защита интересов вкладчиков и кредиторов (ст. 55 Федерального закона).

Основными принципами банковского надзора являются: законность, постоянность, беспристрастность проверяющих лиц по отношению к поднадзорному объекту, а также непосредственность, предполагающая осуществление надзора именно Банком России либо лицами, действующими по его поручению.

Согласно закону надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться не только Банком России, но и создаваемым при Банке России органом банковского надзора.

Банком России и уполномоченными банками осуществляется также банковский валютный контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства России от 15 июня 2004 г. № 278, утверждено Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством России на осуществление государственной функции органа валютного контроля. Федеральная служба осуществляет функцию органа валютного контроля непосредственно и через территориальные органы Федеральной службы. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж); запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

На Банк России возложен контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также за валютными биржами осуществляет.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора), и агенты валютного контроля.

Правительство России обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации; обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России

Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Совместно с Федеральной антимонопольной службой России Банк России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных правил в сфере банковской деятельности.

Однако в действующем законодательстве и некоторых документах Банка России допускалось смешение содержания надзорных и контрольных функций. Например, в Письме Банка России «О некоторых вопросах взаимоотношений Банка России и коммерческих банков, а также коммерческих банков и их клиентов» от 4 июля 1991 г. № 04065 отмечается буквально следующее: «Функции надзора Банка России за деятельностью банков, определенные банковским законодательством РСФСР, заключаются в надзоре за соблюдением банками устанавливаемых экономических нормативов и контроле за правильным применением банковского законодательства». По смыслу упомянутого письма контроль является формой надзора, что, безусловно, не соответствует имеющимся в российском праве и юридической науке представлениям о контроле и надзоре как самостоятельных формах наблюдения за обеспечением законности.

Надзорный орган не имеет отношений подчиненности с поднадзорным объектом, оценивает деятельность соответствующего лица только с точки зрения законности, но не целесообразности, не вмешиваясь в его оперативную или иную форму деятельности. Надзорная деятельность Банка России предполагает проверку поднадзорного объекта и, при выявлении каких-либо нарушений, направление ему обязательных для исполнения предписаний с требованием устранения выявленных нарушений, а также применение установленных в федеральном законодательстве санкций. В отличие от надзора контроль предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицом, а также вмешательство в оперативную деятельность контролируемого лица с целью устранения допущенных нарушений (Советское административное право. Учебник. Под ред. П.Т. Василенкова. М.: Юрид. лит., 1990, с. 240—268).

Банк России, по общему правилу, не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций. Лишь в строго определенных законом случаях, как правило, в качестве санкции за неисполнение своих предписаний, а также в случае реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций и назначает временную администрацию по управлению этой организацией. Все иные меры ответственности, которые Банк России может применить к кредитным организациям, не предполагают вмешательства в их оперативную деятельность.

Более того, в ст. 19 Федерального закона « О банках и банковской деятельности» прямо закреплено, что меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 74), к кредитным организациям могут применяться только в порядке надзора. Применение каких-либо мер ответственности со стороны Банка России к кредитным организациям в порядке контроля банковским законодательством не предусматривается. С учетом изложенного, действующее законодательство в части предоставления Банку России контрольных полномочий в процессе банковской деятельности подлежит приведению в соответствие с ГК РФ и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Действующим законодательством запрещается кому-либо, включая Банк России, принуждать кредитные организации к осуществлению действий, не предусмотренных их учредительными документами, и не свойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда заработной платы юридических лиц — клиентов, а также вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций (ст. 9 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 55, 57 Федерального закона). Исключения из этих правил могут устанавливаться только федеральным законодательством.

Вместе с тем, было бы ошибочным утверждение, что Банк России вообще должен быть лишен каких-либо контрольных полномочий, поскольку возложенные на него функции не ограничиваются сугубо банковской деятельностью. Так, некоторые ранее принятые правовые акты, не являясь актами законодательными, предписывают кредитным организациям и Банку России, когда он осуществляет функции банковского обслуживания клиентов, выполнять не свойственные им функции. Например, Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 г. «О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного обращения в Российской Федерации» и утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 «Порядком ведения кассовых операций в РФ» на банки возложена обязанность проведения систематических проверок соблюдения предприятиями требований порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Однако в нарушение банковского законодательства эти функции Банк России осуществляет не в соответствии с федеральными законами, а на основании подзаконных актов.

Ранее Банк России согласно Закону РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» Банк России осуществлял кассовое исполнение бюджета РФ. В этой связи ему могли быть предоставлены определенные контрольные полномочия, о чем мы писали в 1997году. С 1 января 2000 года Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» утратил силу в в связи с принятием Федерального закона от 9 июля 1999 года № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ». Несмотря на то, что Банк России сохранил функции ведения единого счета федерального казначейства, главного администратора доходов бюджета, а также отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда национального благосостояния - Центральным банком Российской Федерации контрольные полномочия за расходованием государственных средств ему так и не были предоставлены.

Так, в целях обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, улучшения взаимодействия контрольных органов в Российской Федерации установлен государственный финансовый контроль.  Государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ (п. 1 Указа). Государственный финансовый контроль согласно п. 2 Указа Президента РФ от 25 июля 1996 г. среди прочих государственных органов возложен на Центральный банк РФ, но в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий государственных органов. Однако федеральное законодательство не содержит норм, позволяющих утверждать, что Банк России осуществляет функцию финансового контроля. Между тем, необходимость наделения Банка России соответствующими полномочиями имеет объективные основания, в особенности применительно к исполнению Банком России функций в рамках Бюджетного кодекса России, осуществлению операций с федеральным бюджетом, государственными внебюджетными фондами, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, банковскому обслуживанию государственных органов и юридических лиц, использующих средства указанных бюджетов и внебюджетных фондов. Проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета, признано необходимым (п. 2 Указа Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095). В случае внесения необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон Банк России мог бы быть наделен полномочиями по проведению вневедомственного банковского контроля за целевым расходованием бюджетных средств. Банк России мог бы осуществлять предварительный вневедомственный банковский контроль за обоснованностью заключаемых договоров и сделок при расчетах обслуживаемыми им лицами бюджетными денежными средствами. Такое право могло бы быть предоставлено тем учреждениям Банка России, которые осуществляют банковское обслуживание государственных органов, органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, а также в некоторых иных случаях.

Осенью 2008 г. в ходе антикризисных мероприятий вопрос о наделении Банка России контрольными полномочиями в сфере использования государственных денежных средств вновь возник, и был поставлен Председателем Правительства России. Речь в частности шла о наделении Банка России функцией по контролю за целевым и эффективным использованием федеральных денежных средств выделяемых в качестве кредитных ресурсов кредитным организациям в рамках правительственных антикризисных мероприятий.

При этом необходимо иметь в виду, что, согласно гражданскому законодательству, кредитные организации не состоят в отношениях подчиненности со своими клиентами и не вправе вмешиваться в их оперативную или административно-хозяйственную деятельность, в частности банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (п. 3 ст. 845 ГК РФ). Следовательно, предоставление Банку России функций финансового контроля в отношении своих клиентов потребует изменений в законодательстве.

Функция осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия, т.е. выпуск денег в обращение, в РФ осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (п.1 ст. 75 ). Денежной единицей в РФ является рубль. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Конституция РФ, возлагая на Банк России функцию эмиссии денег в обращение, не ограничивает полномочия Банка России какой-либо одной формой эмиссии (наличной и безналичной). Следовательно, предполагается, что Банк России осуществляет эмиссию денег в наличной и безналичной формах. Факт осуществления денежной эмиссии в безналичной форме признается и в юридической литературе. Очевидно, именно с целью ограничения возможностей коммерческих банков на осуществление денежной эмиссии в Конституции РФ исключительное право на осуществление денежной эмиссии во всех ее формах предоставлено Банку России. Однако в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России) монопольная функция Банка России по осуществлению денежной эмиссии ограничена только эмиссией наличных денег. Аналогичным образом ограничена и не предусмотрена действующим законодательством функция Банка России по организации их безналичного обращения. Между тем, известно, что денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах для обслуживания кругооборота товаров, а также нетоварных платежей и расчетов в процессе экономических отношений. Безналичное, как и наличное, денежное обращение подлежит регулированию в федеральном законодательстве. Но эта сфера денежного обращения не регулируется банковским или иным законодательством. Порядок осуществления эмиссии безналичных денег и организации их обращения каким-либо органом государственной власти Российской Федерации или Банком России законодательно не определен. Соответствующие полномочия, безусловно, должны быть предоставлены Банку России.

Определенная нелогичность заложена в содержании ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определяющей, что в целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определение порядка ведения кассовых операций. Дело в том, что согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона организация наличного денежного обращения является не целью деятельности, а функцией Банка России, поэтому закрепленные в ст. 34 Федерального закона положения, по сути, являются не функциями, а полномочиями Банка России, являющимися средствами реализации функции организации наличного денежного обращения.

Функция Банка России по банковскому обслуживанию предполагает осуществление им всех видов банковских операций при обслуживании клиентов.

Функцию банковского обслуживания Банк России осуществляет в интересах достижения стоящих перед ним задач, а также в целях удовлетворения потребностей участников экономических отношений, действующих в особых условиях, исключающих возможность осуществления банковских операций через кредитные организации.

Осуществляя рассматриваемую функцию банковского обслуживания, Банк России руководствуется теми же правилами, что при осуществлении других функций, за тем исключением, что Банк России вступает со своими клиентами в договорные отношения, которые строятся не на отношениях власти и подчинения, а на принципе равенства сторон. В этом случае Банк России не имеет каких-либо государственно-властных полномочий в отношении своего клиента, а действует как обычная кредитная организация.

Не менее важной является функция Банка России, направленная на взаимодействие с органами государственной власти России и кредитными организациями. Предметом взаимодействия с государственными органами является участие Банка России в разработке экономической политики Правительства РФ, разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики, составлении платежного баланса РФ; взаимное представительство должностных лиц Банка России и Правительства РФ соответственно на заседаниях Правительства РФ и Совета директоров Банка России, взаимное информирование друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, консультирование и т.п.

Банк России взаимодействует также с кредитными организациями и их ассоциациями. Возможны несколько вариантов такого взаимодействия: консультации по вопросам, связанным с принятием решений нормативного характера, имеющих значение для всей банковской системы России; представление кредитным организациям необходимых разъяснений; рассмотрение предложений по вопросам регулирования банковской деятельности (ст. 77 Федерального закона «о Центральном банке РФ (Банке России)»).

Международная и внешнеэкономическая функция. В рамках этой функции Банк России представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях (ст.51 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»), а также устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (ст. 52 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Банк России вправе участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе взаимодействовать с центральными банками иностранных государств. Взаимоотношения Банка России с международными кредитными организациями осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также межбанковскими соглашениями (ст. 8 Федерального закона).

Аналитическая, прогностическая и научная функция состоит в постоянном изучении, анализе, обобщении и выработке научно обоснованных предложений о состоянии, развитии и возможных результатах государственной экономической, в том числе денежно-кредитной, политики, состоянии и перспективах банковской системы; подготовке и представлении Президенту РФ, Правительству РФ и Государственной Думе РФ соответствующих статистических данных. Проведение научных исследований финансово-экономического, юридического, научно-технического характера, имеющих значение для совершенствования и развития денежно-кредитной и банковской систем России, также являются частью указанной функции.

Банк России может исполнять иные функции, если они предусмотрены действующим законодательством.

Реализация функций Банка России в реальных общественных отношениях и достижение стоящих перед ним задач и целей возможны благодаря соответствующей организации Банка России и предоставленным ему законом полномочиям.
 
Социально-правовая природа денежно-кредитной системы
История развития российской финансовой системы
Правовые проблемы регулирования денежно-кредитной системы
Организация банковской системы
Основные принципы БС РФ
Конституционные основы госрегулирования денежно-кредитной сферы России
Основные направления государственного регулирования
Банк России: юридический статус, организация, функции, полномочия
Организационные и правовые проблемы государственного регулирования БС РФ
Системы страхования банковских вкладов
Денежно-кредитная политика и Вооруженные Силы России
Международно-правовые аспекты денежно-кредитного регулирования
Межгосударственное сотрудничество в денежно-кредитной сфере на постсоветском пространстве
Зарубежный опыт регулирования финансовой и банковской системы
Мировая валютно-финансовая система
МОНОГРАФИИ. ДИССЕРТАЦИЯ
Статьи
Учебные пособия и материалы

Свежие публикации