Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
"Обзор Wheatley": Будущее LIBOR Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Tuesday, 14 August 2012


В августе 2012 в Великобритании опубликован т.н. «Обзор Wheatley», подготовленный Martin Wheatley (управляющий Financial Services Authority и недавно, в ходе антикризисных реформ в Соединенном Королевстве, созданной организации – Financial Conduct Authority[1], которая в 2013 году заменит FSA).

Обзор подготовлен по поручению министра финансов по факту выявленных попыток манипулирования ставкой LIBOR и EURIBOR.



[1] Подробнее  о реформе см. официальный сайт FSA - http://www.fsa.gov.uk/about/what/reg_reform/background; официальный сайт Казначейства – http://www.hm-treasury.gov.uk/fin_financial_conduct.htm.

Основные цели Обзора:

А) Формулирование соответствующих рекомендаций в сфере финансовой политики и, в частности, предложений, касающихся использования ставки LIBOR. Речь идет о таких аспектах как:

- целесообразность включения рассматриваемой проблематики в сферу деятельности регулирующих органов;

- механизм формирования LIBOR и целесообразность использования информации реальных сделок;

- определение адекватной структуры управления механизмом формирования ставки LIBOR;

- возможности альтернативной процедуры (порядка) установления ставок;

- Последствия для финансовой стабильности при переходе на новый механизм и пути управления переходным процессом.

Б) Определение уровня адекватности и масштаба санкций против нарушений в сфере установления LIBOR, в частности:

- полномочий властей Великобритании в сфере гражданского и уголовного права в случаях нарушений практики установления LIBOR и эквивалентных процессов формирования ставок;

- полномочий FSA по расследованию нарушений.

В) Выявление приемлемости подобного подхода в отношении к другим механизмам ценообразования на финансовых рынках и выработка соответствующих рекомендаций.

Документ, закладывая основу научно-практической дискуссии, рассматривает следующие аспекты проблемы попыток манипулирования ставкой LIBOR и EURIBOR:

- необходимость реформирования текущей системы установления и управления ставкой LIBOR;

- адекватность и размер санкций против нарушений практики формирования ставки LIBOR;

- влияние недостатков и нарушений при формировании ставки LIBOR на другие глобальные инструменты.

В Обзоре отмечается, что ставка LIBOR является наиболее часто используемым инструментом для определения процентной ставки во всем мире, затрагивая рынок сделок объемом не менее 300 трлн. долл.

Практика установления ставки LIBOR имеет ряд существенных недостатков, которые и привели к снижению доверия к нему как инструменту:

- LIBOR предусматривался как инструмент измерения стоимости необеспеченного заимствования на межбанковском рынке, который существенно сократился, к тому же формирование ставки все более переходило в плоскость экспертной оценки, а не фактических сделок;

- банки и отдельные личности, работающие в интересах банка, получили возможность манипуляции подаваемой информацией;

- механизм же администрирования ставки LIBOR дает возможность манипуляции получаемой информации, которая не всегда основана на реальных сделках;

- имеются также слабые стороны в управлении компиляционным процессом.

В Обзоре отмечается, что требуется усиление надзора и повышение прозрачности механизма.

Также подчеркивается, что учитывая выявленные слабости и утрату доверия к инструменту, дальнейшее сохранение существующей практики формирования ставки LIBOR не представляется приемлемым вариантом. Поэтому требуется существенное укрепление механизма, параллельно с определением новых инструментов для исполнений функций LIBOR.

В документе анализируются основные проблемы существующей практики формирования LIBOR, рассматриваются варианты укрепления механизма расчета, контроля и ужесточения санкций против попыток манипулирования.

В специальной главе рассматривается целесообразность замены LIBOR альтернативным инструментом, который учитывал бы имеющиеся недостатки, а также изменения в практике применения инструмента в условиях современных финансов.

В заключительной главе рассматривается вопрос адекватности предложенной в документе трактовки инструмента LIBOR другим инструментам финансового и других рынков.

Более подробно с обзором можно ознакомиться на официальных сайтах Казначейства – http://hm-treasury.gov.uk/wheatley_review.htm;http://hm-treasury.gov.uk/d/condoc_wheatley_review.pdf, а также FSA - http://www.fsa.gov.uk/library/communication/speeches/2012/0810-mw.shtml#.

 
< Пред.   След. >
Социально-правовая природа денежно-кредитной системы
История развития российской финансовой системы
Правовые проблемы регулирования денежно-кредитной системы
Организация банковской системы
Основные принципы БС РФ
Конституционные основы госрегулирования денежно-кредитной сферы России
Основные направления государственного регулирования
Банк России: юридический статус, организация, функции, полномочия
Организационные и правовые проблемы государственного регулирования БС РФ
Системы страхования банковских вкладов
Денежно-кредитная политика и Вооруженные Силы России
Международно-правовые аспекты денежно-кредитного регулирования
Межгосударственное сотрудничество в денежно-кредитной сфере на постсоветском пространстве
Зарубежный опыт регулирования финансовой и банковской системы
Мировая валютно-финансовая система
МОНОГРАФИИ. ДИССЕРТАЦИЯ
Статьи
Учебные пособия и материалы

Свежие публикации