Заключение |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Sunday, 11 January 2009 | |
Заключение Таким образом, при подготовке данной работы исследованы сущность, задачи, принципы и система органов, осуществляющих государственное регулирование банковской деятельности в Российской Федерации; выделены основные направления, формы и методы государственного регулирования банковской деятельности; системно исследовано законодательство, регламентирующее организацию и функционирование кредитной системы. Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые выводы, предложения и рекомендации. А. Централизованное управление денежно-кредитной системой Российской Федерации является одним из основополагающих элементов ее государственности. 1. В современных политических и экономических условиях сохранение централизованного государственного управления (регулирования) банковской деятельностью также является одним из важнейших элементов, обеспечивающих укрепление Российской государственности. 2. Регулирование банковской деятельности осуществляется в соответствии с закрепленными в правовых нормах основополагающими положениями (принципами), например: - законности; - принцип федерализма; - государственного регулирования банковской деятельности; - взаимодействия между государственными органами в процессе регулирования банковской деятельности; - ограниченности круга лиц, деятельность которых подлежит регулированию в соответствии с федеральным банковским законодательством (принцип осуществления банковской деятельности специализированными организациями); - принцип сочетания государственного регулирования и независимости кредитной (банковской) системы; - оперативной независимости функционирования кредитных организаций; - договорных отношений в процессе осуществлении банковской деятельности; - юридического равенства организаций, осуществляющих банковскую деятельность; - соблюдения государственной, банковской, коммерческой и служебной тайны в процессе осуществления банковской деятельности; - конкуренции и ограничения монополистической деятельности в денежно-кредитной сфере; - планирования и учета достижений науки и практики и другие. В основе кредитной системы и банковской деятельности лежат принципы, присущие гражданскому и административному праву, специфичные предмет правового регулирования (создание и лицензирование кредитных организаций, осуществление банковских операций, банковский надзор) и метод (метод равенства прав и метод власти и подчинения) правового регулирования. Правовое регулирование правоотношений в процессе банковской деятельности осуществляется федеральным банковским законодательством и нормативно-правовыми актами Банка России. Вышеизложенное дает основания высказать мнение о том, что в системе российского права возникает новое явление – банковское право. 3. В действующем Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» необходимо провести различие между источниками правового регулирования кредитной (банковской) системы и банковской деятельностью в Российской Федерации. Несмотря на неразрывную связь по своему содержанию эти явления существенную отличаются друг от друга. Если кредитная система в большей мере характеризует организационно-правовую структуру включенных в нее организаций, то «банковская деятельность» характеризует элементы кредитной системы в смысле функциональном. Содержание понятия «банковская деятельность» характеризует тот особый вид деятельности, для осуществления которого собственно и создана кредитная (банковская) система Российской Федерации, а именно: осуществление банковских операций и действий Банка России по регулированию, надзору и контролю за осуществлением банковской деятельности. 4. Среди источников правового регулирования кредитной (банковской) системы Российской Федерации и банковской деятельности помимо федеральных законов и нормативно-правовых актов Банка России необходимо указать нормативно-правовые акты Президента России. 5. Под государственным регулированием банковской деятельности понимается – одна из форм государственного управления, представляющая собой систему государственных мер законодательного, исполнительного, надзорного и контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными государственными органами в целях определения общей политики государства в денежно-кредитной сфере, обеспечения надлежащей организации и функционирования кредитной (банковской) системы Российского государства (осуществление банковской деятельности) без непосредственного вмешательства органов управления в оперативную деятельность управляемых объектов. 6. Систему органов государственного регулирования банковской деятельности, как это вытекает из действующего законодательства, образуют Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент Российской Федерации и Центральный банк Российской. Вместе с тем непосредственное влияние на формирование государственной политики в денежно-кредитной сфере оказывает Правительство России, и этот факт, как представляется, должен быть закреплен в банковском законодательстве. При этом важно четко разграничить сферу компетенции Правительства России и Банка России в вопросах государственного регулирования банковской деятельности. 7. В основе государственного регулирования банковской деятельности лежат: ее правовое регулирование (принятие федеральных законов палатами Федерального Собрания РФ), назначение Председателя Центрального банка России (Президент РФ и Государственная Дума РФ), контроль за деятельностью Банка России (Банк России подотчетен Государственной Думе РФ и подконтролен Счетной Палате РФ, в части прохождения средств государственного бюджета), банковское регулирование, надзор и контроль (Банк России). При этом, в процессе осуществляемого в рамках единого процесса государственного управления банковской деятельностью, банковского регулирования Банком России используются как административно-правовые (лицензирование, фиксация процентной ставки, обязательные нормативы для кредитных организаций), так и гражданско-правовые средства (рефинансирование, операции на открытом рынке, учет и переучет векселей, валютные интервенции, банковское обслуживание организаций финансируемых из бюджета РФ, организаций обеспечивающих оборону и безопасность России и т.п.) воздействия на банковскую деятельность в России. Помимо упомянутых выше средств Банк России является единственным государственным органом уполномоченным осуществлять надзор за соблюдением банковского законодательства в процессе банковской деятельности и применять к кредитным организациям соответствующие санкции за допущенные нарушения. 8. Банк России является основным государственным органом, на который непосредственно возложены функции государственного регулирования банковской деятельности и непосредственная работа с кредитными организациями. Поэтому Банк России, безусловно, является государственным органом и юридическим лицом, деятельность которого не имеет цели извлечения прибыли. В этой связи, важно определить в законодательстве организационно-правовую форму Банка России как юридического лица. Как представляется таковой может быть закрепление за Банком России статуса государственного учреждения, основанного на принципах законности; независимости; федеральной (государственной) собственности; централизации; единства; вертикальной структуры управления; сочетания коллегиальности и единоначалия управления; парламентского контроля за деятельностью Банка России, а также на принципах осуществления деятельности без цели извлечения прибыли и соблюдения государственной, банковской, коммерческой и служебной тайны. Правовое регулирование банковской системы и системы Банка России нельзя признать совершенным, в связи с чем их организация и функционирование порождают больше вопросов, чем ответов. Необходима тщательная ревизия действующих правовых актов, регулирующих особенности организации и функционирования банковской системы Российской Федерации в целом, и системы Банка России, в частности, как по их содержанию, так и по форме. Упомянутые акты следует привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, задачами и принципами банковской системы в целом и Банка России в частности. Результатом такой работы могла бы стать кодификация банковского законодательства. 9. Целесообразно на законодательном уровне урегулировать проблемы государственного управления банковской (кредитной) системой и банковской деятельностью в Российской Федерации. Необходимо четко определить систему государственных органов, правомочных регулировать вопросы организации и функционирования банковской системы и банковской деятельности, разграничить их полномочия в этой сфере и создать эффективный механизм взаимодействия между ними. При этом важно обеспечить взаимодействие не только между государственными органами, но и между государственными органами и кредитными организациями, их ассоциациями и иными некоммерческими организациями. Такое взаимодействие, как представляется, могло бы осуществляться в рамках Национального банковского совета как органа созданного в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации. Эффективность кредитной системы и банковской деятельности в Российской Федерации, в том числе, непосредственным образом зависит от реализации в процессе банковской деятельности правовых принципов кредитной системы и банковской деятельности. Б. В целях совершенствования банковской деятельности предлагается проводить ежегодный анализ и обобщение материалов, связанных с соблюдением действующего законодательства в процессе банковской деятельности. В зависимости от направлений банковской деятельности подобные материалы могли бы обобщаться: а) Высшим арбитражным Судом РФ, Верховным Судом РФ по делам, связанным с банковской деятельностью и правоотношениями в денежно-кредитной сфере. Кроме того, высшие судебные инстанции могли бы активнее использовать свое право давать разъяснения судебной практики по проблемам банковской деятельности; б) Центральным банком Российской Федерации по вопросам регистрации, лицензирования, надзору и контролю за банковской деятельностью. Кроме того, в компетенции Банка России обеспечить широкое информирование общественности по проблемам банковской деятельности и организовать обсуждение накопившихся проблем правового регулирования банковской деятельности в средствах массовой информации, в том числе и в журнале Банка России – «Деньги и кредит». в) Кредитным организациям, Ассоциации Российских банков также необходимо ежегодно анализировать и обобщать возникающие проблемы, имеющие социальное значение, и ставить их перед Национальным банковским советом. г) Целесообразно чаще практиковать проведение занятий по соответствующим правовым проблемам банковской деятельности в аппарате Центрального банка Российской Федерации, в кредитных организациях. Кроме того, было бы полезно организовать курсы повышения правовой подготовки лиц, осуществляющих функции государственного управления банковской деятельностью в Российской Федерации, а также сотрудников Банка России и кредитных организаций, реализующих свои полномочия в банковской сфере. д) Представляется целесообразным ввести курс «Банковского права» в процессе обучения студентов, курсантов и слушателей в высших учебных заведениях Российской Федерации, в банковской школе при Центральном банке Российской Федерации по юридическим и экономическим специальностям. Настоящим исследованием, естественно, не может быть охвачен весь комплекс проблем, связанных с государственным регулированием банковской деятельности в России. Неисследованными по-прежнему остаются организационно-правовые проблемы управления территориальными учреждениями Банка России, в том числе его полевыми учреждениями; проблемы правового статуса Банка России и его ответственности перед государством и обществом, юридическими и физическими лицами за результаты своей деятельности; вопросы правового регулирования реализации Банком России таких возложенных на него функций, как банковское регулирование, надзор и контроль. Значительный интерес представляет разработка правовых проблем взаимодействия государственных органов и других организаций в обеспечении эффективности банковской деятельности; проблем обеспечения государственной, банковской и служебной тайны в процессе банковской деятельности; уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических проблем обеспечения законности в сфере банковской деятельности; проблемы законности принятия и исполнения судебных решений по делам, связанным с банковской деятельностью и т.п. Все перечисленные проблемы могут и должны получить дальнейшую разработку в других научных исследованиях. Научно-исследовательская работа по указанным направлениям может осуществляться во всех формах, от подготовки соответствующих статей до диссертационных исследований. |
< Пред. |
---|