Сейчас Вы здесь:Главная arrow От кризиса к кризису arrow Президент России о кризисе arrow Заявление Председателя Банка России Э.Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 12.09.2014

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Заявление Председателя Банка России Э.Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 12.09.2014 Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Sunday, 14 September 2014

Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 12 сентября 2014 года

Добрый день! Совет директоров Банка России сегодня принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 8% годовых. В августе инфляция ускорилась, и мы ожидаем, что до конца года она останется выше 7%. С момента заседания Совета директоров в июле реализовались инфляционные риски, связанные с введением внешнеторговых ограничений, понижательной динамикой курса рубля и ухудшением внешних условий в целом. Сохраняется неопределенность дальнейшего развития ситуации, и инфляционные риски остаются на повышенном уровне. Мы учитываем эти факторы при определении направленности денежно-кредитной политики. По нашим оценкам, несмотря на то что в ближайшей перспективе инфляция будет превышать 7% годовых, текущий уровень ключевой ставки соответствует задаче снижения инфляции до целевого уровня 4% в среднесрочной перспективе без создания рисков чрезмерного охлаждения экономики. Однако в сложившихся условиях крайне важно не допустить, чтобы ускорение инфляции и рост инфляционных ожиданий приобрели устойчивый характер. Это может привести к закреплению темпов роста потребительских цен на повышенном уровне и существенно затруднить их снижение в дальнейшем. Мы будем отслеживать ситуацию и готовы повысить ключевую ставку, если возникнет угроза для достижения среднесрочной цели по инфляции.

Принятое сегодня решение базируется на обновленном прогнозе развития экономики, который учитывает влияние внешних и внутренних факторов на экономическую активность и инфляцию. Прогноз будет опубликован сегодня в проекте Основных направлений денежно-кредитной политики.

Фактический темп роста ВВП превысил во втором квартале 2014 года наши ожидания. Однако прогноз по итогам года сохранен на уровне 0,4%, поскольку во втором полугодии ожидается более сильное, чем прогнозировалось ранее, замедление роста экономики.

Сохраняющийся высокий уровень неопределенности, в том числе из-за действия внешнеполитических факторов, сдерживает производственную, инвестиционную и потребительскую активность. Экономическая динамика в странах – торговых партнерах России остается неустойчивой, тогда как конъюнктура мировых сырьевых рынков для отечественных экспортеров стала менее благоприятной в связи с некоторым снижением цен на нефть и другие энергоресурсы. Возможности для экономического роста также существенно ограничены внутренними факторами структурного характера. Загрузка конкурентоспособных производственных мощностей остается высокой. Также требуется преодоление инфраструктурных ограничений и улучшение инвестиционного климата. Производительность труда растет медленно. Под действием демографических тенденций наблюдается дефицит предложения трудовых ресурсов, который проявляется в снижении совокупной численности населения в трудоспособном возрасте и экономически активного населения. В этих условиях адаптация рынка труда происходит посредством увеличения доли работающих пенсионеров (с 33% в 2007 году до 39% в июне 2014 года). Банк России осуществляет мониторинг не только общего уровня безработицы, но и динамики заработной платы, уровня загрузки трудовых ресурсов предприятиями, количества вынужденных отпусков без сохранения заработной платы для оценки состояния рынка труда. Явных тенденций здесь пока не наблюдается.

На 8 сентября темпы прироста потребительских цен увеличились до 7,7%. По оценкам Банка России, вклад введенных внешнеторговых ограничений составил в августе около 0,2 процентного пункта. Дальнейшее влияние этого фактора на цены будет зависеть от скорости импортозамещения и смены внешних поставщиков.

В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Банк России рассмотрел три сценария развития. В нашем базовом сценарии в среднесрочной перспективе мы прогнозируем постепенное увеличение темпов роста российской экономики. Темпы прироста ВВП по базовому прогнозу составят 1,0% в 2015 году, 1,9% в 2016 году и 2,3% в 2017 году. Данный прогноз основан на предпосылке о разрешении геополитических проблем и снятии в течение следующего года большей части введенных санкций. Нормализация внешнеполитической ситуации, улучшение ожиданий субъектов экономики и смягчение финансовых условий будут способствовать постепенному восстановлению инвестиционной активности. Поддержку инвестициям окажет также планируемое начало реализации ряда крупных проектов, в частности инфраструктурных инвестиционных проектов, включая проект в рамках долгосрочного сотрудничества с Китаем в сфере экспорта энергоносителей по базовому сценарию. Сокращение инвестиций в основной капитал прекратится в 2015 году, в 2016–2017 годах темпы роста инвестиций будут постепенно увеличиваться.

В условиях снижения темпов роста заработной платы и замедления роста кредитования в 2015 году будет происходить охлаждение потребительской активности. В дальнейшем некоторое ускорение роста совокупных трудовых доходов, снижение инфляции и стабильная динамика предложения кредита будут способствовать постепенному восстановлению потребительского спроса. В условиях низких темпов роста импорта вклад чистого экспорта в рост ВВП в 2015 году будет близким к нулю. Однако постепенное восстановление внутреннего спроса будет способствовать увеличению темпов роста импорта в 2016–2017 годах. В результате при сохранении невысоких положительных темпов роста экспорта вклад чистого экспорта в рост ВВП будет слабоотрицательным.

В базовом прогнозе мы ожидаем снижения инфляции до 4,5–5,0% в 2015 году, 3,7–4,2% в 2016 и 2017 годах. Условия для постепенного замедления роста потребительских цен обеспечит текущая умеренно жесткая направленность денежно-кредитной политики. Снижению инфляции также будут способствовать постепенное исчерпание влияния на цены введенных внешнеторговых ограничений, невысокий агрегированный спрос и стабилизация динамики валютного курса. Предпосылки к замедлению роста потребительских цен в среднесрочной перспективе создает также динамика денежной массы.

Вместе с тем сохраняются риски отклонения инфляции от цели в среднесрочной перспективе. В частности, они связаны с сохранением неопределенности, динамикой валютного курса, с возможными изменениями в налоговой и тарифной политике, а также с соответствующим повышением инфляционных ожиданий.

Эти риски рассмотрены нами в двух альтернативных сценариях, которые представлены в проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Второй сценарий предполагает сохранение санкций и введение налога с продаж, что с высокой вероятностью будет означать более длинный горизонт для достижения нами среднесрочной цели по инфляции. В этом варианте инфляция составит 6–6,5% в 2015 году, 4,5–5% в 2016 году и 4–4,5% в 2017 году. Третий сценарий дополнительно включает выраженное снижение цен на нефть, что, по нашим оценкам, может привести к дальнейшему замедлению экономического роста.

При реализации любого из сценариев направленность денежно-кредитной политики и траектория снижения инфляции будут определяться Банком России с учетом рисков для ценовой стабильности, принимая во внимание перспективы экономического роста. Вместе с тем, учитывая повышенную неопределенность дальнейшего экономического развития, Банк России готов оперативно реагировать на ситуацию и использовать нестандартные решения в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

В соответствии с проектом Основных направлений для достижения установленной законодательством цели денежно-кредитной политики по обеспечению ценовой стабильности Банк России, как и планировалось ранее, завершает многолетний переход к режиму таргетирования инфляции.

Переход к режиму таргетирования инфляции происходит в непростых условиях для российской экономики. Геополитические события оказали ощутимое влияние на российский финансовый рынок, банковский сектор и экономику в целом. Главным вызовом денежно-кредитной политике стало ускорение инфляции, которое происходит на фоне падения темпов экономического роста, оттока капитала, повышения волатильности в различных сегментах финансового рынка.

В такой ситуации звучат призывы отказаться от таргетирования инфляции или отложить переход к нему. Да, действительно, ситуация сейчас непростая и высока неопределенность дальнейшего развития событий. Однако это еще не повод отказываться от долгосрочных стратегических целей. Банк России проводит гибкую политику и готов оперативно реагировать на возникающие вызовы. При этом намерение Банка России завершить к 2015 году указанный переход не является просто слепым следованием какой-то доктрине или ранее озвученным планам, это осознанное и взвешенное решение, отвечающее вызовам текущей ситуации.

Нельзя недооценивать негативные последствия высокой инфляции и масштаб инфляционных рисков. Если инфляция «застрянет» на высоком уровне или продолжит ускоряться, это существенно затруднит не только снижение инфляции в дальнейшем, но и выход экономики на траекторию устойчивого роста. Высокая инфляция повышает неопределенность экономических условий, что негативно влияет на планирование производственной и инвестиционной деятельности. Высокая инфляция – это отсутствие стимулов к долгосрочным сбережениям и, как следствие, недостаток долгосрочных финансовых ресурсов в экономике, высокие ставки по депозитам и кредитам. Поэтому именно высокая инфляция является причиной низкой монетизации экономики и недоступности долгосрочных кредитов.

Инфляция снижает благосостояние населения: падает покупательная способность доходов, обесцениваются сбережения. Для населения высокая инфляция, судя по опросам и поступающим в Банк России обращениям, остается одной из самых острых проблем. В настоящее время, когда внешние условия для российской экономики ухудшаются, еще более важно создать благоприятные внутренние условия. Поэтому сохранение покупательной способности национальной валюты – снижение инфляции и стабилизация ее на низком уровне – является для нас главным приоритетом как важнейшее условие формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста.

При этом стабильность национальной валюты является необходимым условием повышения доверия к ней, в том числе для расширения использования рубля во внешнеэкономических расчетах.

Банк России считает целесообразным установить цель по инфляции на уровне 4% на среднесрочный период и поддерживать этот уровень в обозримой перспективе. Такая среднесрочная цель по инфляции, с одной стороны, позволяет зафиксировать инфляционные ожидания на низком уровне, создает благоприятную среду для долгосрочных сбережений и инвестиций. С другой стороны, при таком уровне общей инфляции повышение цен на одни группы товаров не будет приводить к устойчивому снижению цен на другие товары.

Определение среднесрочной цели на относительно низком по российским меркам уровне не означает, что мы будем стремиться снизить инфляцию любой ценой, чего многие опасаются. Банк России планирует снижать инфляцию до целевого уровня постепенно, чтобы не создавать чрезмерных рисков для экономического роста.

В рамках этой стратегии Банк России регулярно принимает решения по ключевой ставке на основе оценки ситуации в экономике и прогноза ее развития. При принятии решений Банк России оценивает эффект возможных мер на среднесрочную перспективу, что очень важно при реализации денежно-кредитной политики, которая воздействует на цены и ставки только опосредованно и только со временем. Причем этот режим подразумевает высокую степень гибкости. Банк России не реагирует на ускорение или замедление инфляции, если оно обусловлено действием сезонных факторов или колебанием цен отдельных товаров и услуг и в среднесрочной перспективе ожидается возврат инфляции к целевому уровню. Меры принимаются только тогда, когда действие таких факторов распространяется на широкий круг цен, ведет к повышению инфляционных ожиданий, к угрозе отклонения инфляции от цели на среднесрочном горизонте.

Стратегия таргетирования инфляции соответствует рыночным принципам. Банк России напрямую не вмешивается в процесс рыночного ценообразования с помощью административных методов, а оказывает влияние на инфляцию опосредованно – через канал процентных ставок. Нам необходимо, чтобы устанавливаемый Банком России сигнал – уровень ключевой ставки – как можно точнее передавался через денежный рынок в экономику. Банку России уже удалось существенно ограничить колебания процентных ставок в краткосрочном сегменте денежного рынка. Переход к режиму плавающего валютного курса является необходимым условием эффективного управления процентными ставками. Гибкий валютный курс позволит экономике лучше подстраиваться к изменениям конъюнктуры мировых рынков. Вместе с тем плавающий и гибкий курс не означает сильную волатильность курса. В будущем снижение инфляции создаст предпосылки для повышения доверия к национальной валюте и устойчивости валютного курса.

Очень важно и то, что таргетирование инфляции – это, по сути, политика открытых дверей. Банк России последовательно повышает информационную прозрачность денежно-кредитной политики. Понимание проводимой денежно-кредитной политики, ее целей, задач и методов их достижения является основой для формирования доверия к Банку России, что важно для поддержания инфляции на стабильно низком уровне. Банк России готов обсуждать вопросы денежно-кредитной политики с бизнесом, экономистами и аналитиками, представителями научного сообщества, взаимодействовать с Правительством и другими органами государственной власти.

Принципиальный вопрос – соотношение целей, прогнозов и фактических показателей инфляции. Принцип инфляционного таргетирования – не менять цели, а объяснять причины отклонения от целей, а также траекторию и инструменты политики, которые позволят выйти на целевые значения.

В прошлом году в Основных направлениях денежно-кредитной политики, которые обсуждались с Правительством и Государственной Думой, были установлены целевые показатели инфляции 4,5% на 2015 год и 4% на 2016 год. В связи с возросшим уровнем рисков, в том числе немонетарного характера, высока вероятность отклонения инфляции от целей в соответствующие годы. При этом по прогнозам инфляция выходит на среднесрочный целевой ориентир в течение 2–3 лет, что считается в мировой практике нормальным периодом возвращения инфляции к целевому уровню. В то же время изменение целевых показателей чревато изменением ожиданий и равносильно постоянному изменению правил игры, что грозит потерей доверия и понимания проводимой монетарными властями политики. Поэтому Банк России предлагает не менять ранее согласованные целевые показатели и при этом разъяснять в своих информационных и аналитических материалах причины отклонения от целей, их характер, принимаемые меры и ожидаемые сроки возвращения к целевой траектории.

В связи со снижением темпов экономического роста сейчас активно обсуждается вопрос о возможности применения мер денежно-кредитной политики для его стимулирования. К сожалению, по оценкам Банка России, наблюдаемое в настоящее время замедление роста российской экономики в значительной степени обусловлено структурными факторами: демографическими проблемами, отставанием в уровне применяемых технологий, недостаточно развитой инфраструктурой, а также иными институциональными факторами, на которые денежно-кредитная политика повлиять не может. При этом инвестиционную и потребительскую активность сдерживает не столько уровень ставок по кредитам, сколько неопределенность экономических условий. В таких условиях снижение процентных ставок по кредитам вряд ли создаст стимулы для компаний осуществлять долгосрочные инвестиции и модернизацию производства. Таким образом, всякого рода попытки стимулировать рост экономики путем снижения ставок лишь разгонят инфляцию. В этом случае угроза высокой инфляции при сохранении темпов роста экономики на низком уровне станет еще более реальной. Более того, не исключена возможность формирования пузырей на отдельных рынках, когда снижение ставок будет вести к неоправданному росту долговой нагрузки на отдельные слои населения и бизнеса.

Таким образом, в текущих условиях только последовательная денежно-кредитная политика, направленная на постепенное снижение инфляции, внесет вклад в создание условий, которые необходимы для устойчивого роста экономики и повышения благосостояния российских граждан.

См. официальный сайт Банка России - http://www.cbr.ru/Press/print.aspx?file=press_centre/Nabiullina_12092014.htm&pid=press&sid=ITM_13362

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации