Сейчас Вы здесь:Главная arrow История развития российской финансовой системы arrow Революция 1917 года arrow Нарастание кризиса, очередная денежная реформа (начало 90-х)

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Нарастание кризиса, очередная денежная реформа (начало 90-х) Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
воскресенье, 22 февраля 2009

Постановление СМ СССР от 21 декабря 1989 г. № 1119 "О выпуске государственных целевых беспроцентных займов".

Во исполнение Закона СССР "О государственном бюджете СССР на 1990 год", принятого Верховным Советом СССР 31 октября 1989 г., в целях активного привлечения средств населения для решения неотложных социальных задач путем распространения на добровольных началах целевых беспроцентных займов на приобретение товаров длительного пользования Совет Министров СССР постановляет:

1. Разрешить Министерству финансов СССР выпустить в 1990 году облигации государственных целевых беспроцентных займов на сумму до 10 млрд.рублей с погашением в 1993 году. Направить полученные от продажи указанных облигаций средства в доход союзного бюджета для финансирования первоочередных социальных мероприятий.

Погашение облигаций займов производить следующими товарами:

легковыми автомобилями;

мотоциклами с колясками;

мини-тракторами;

телевизорами цветного изображения;

видеомагнитофонами;

холодильниками двух- и трехкамерными;

печами СВЧ;

швейными машинами;

стиральными машинами;

персональными бытовыми компьютерами.

Установить, что владельцы облигаций займов получают в 1993 году соответствующие товары, под которые выпущены займы.

Владелец облигации имеет право сдать облигацию и получить ее нарицательную стоимость.

В случае если к моменту получения по облигации товара (за исключением легковых автомобилей) его цена превысит стоимость облигации, то ее владелец получает товар по цене, указанной на облигации, а при получении более дешевого товара он получает разницу между стоимостью облигации и ценой товара.

2. Поручить Министерству финансов СССР, Сберегательному банку СССР и Министерству торговли СССР разработать в декабре 1989 г. условия выпуска, продажи и порядок погашения облигаций государственных целевых беспроцентных займов.

Министерству торговли СССР распределить указанные облигации по союзным республикам.

3. Советам Министров союзных республик обеспечить распространение на добровольной основе облигации государственных целевых беспроцентных займов среди населения через трудовые коллективы предприятий, организаций и учреждений, а также исполкомы местных Советов народных депутатов.

4. Продажу облигаций государственных целевых беспроцентных займов возложить на Сберегательный банк СССР с возмещением комиссионных в размере 2 процентов суммы реализованных облигаций за счет средств союзного бюджета.

5. Госплану СССР предусмотреть в проекте Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1991 - 1995 годы государственный заказ на поставку товаров, необходимых для выдачи населению по облигациям государственных целевых беспроцентных займов.

Министерству торговли СССР обеспечить в 1993 году выделение целевым назначением союзным республикам рыночных фондов на указанные товары в соответствии с проданными населению облигациями займов.

6. Министерству финансов СССР обеспечить в январе 1990 г. изготовление на предприятиях Гознака облигаций государственных целевых беспроцентных займов.

Председатель Совета Министров СССР Н. Рыжков

Управляющий Делами Совета Министров

СССР М. Шкабардня

Москва, Кремль.

21 декабря 1989 г.

№ 1119

 

Указ Президента СССР от 29 июля 1990 г. № 413 "О взаимодействии союзных и республиканских органов по финансово-кредитным вопросам в период подготовки нового Союзного Договора"

Переход к рыночной экономике, укрепление и развитие суверенитета союзных республик предполагают радикальную перестройку финансовых и кредитно-денежных отношений в стране. В ряде союзных республик предпринимаются практические меры по перестройке финансовой и банковской системы. Начат процесс преобразования учреждений государственных специализированных банков в коммерческие банки, повышается роль, укрепляется независимость и усиливается ответственность государственных банков. Все это отражает объективные тенденции.

Вместе с тем отдельные решения республиканских и союзных органов принимаются без учета реально сложившихся экономических связей, взаимодействия республик в рамках Союза ССР, а также долговременных интересов всей страны и ее граждан.

Для предотвращения негативных тенденций, консолидации усилий на решении неотложных задач, формировании общесоюзного рынка необходимо выработать единые принципы и подходы к организации финансово-кредитных отношений в СССР и использовать их при подготовке Союзного Договора. В этих целях постановляю:

1. Совету Министров СССР совместно с союзными республиками развернуть глубокую проработку финансово-кредитных и других экономических вопросов, являющихся предметом нового Союзного Договора.

Рекомендовать Верховным Советам союзных республик воздержаться до заключения нового Союзного Договора от принятия и применения законодательных актов, разрушающих сложившуюся финансовую и банковскую систему.

2. Для выработки общей кредитно-денежной политики и совместного управления банковской системой на период до заключения Союзного Договора образовать Совет Государственного банка СССР в составе Председателя правления Госбанка СССР и руководителей государственных банков союзных республик. Руководствоваться в этой работе интересами суверенных союзных республик, необходимостью обеспечения единства системы Государственного банка СССР.

Предложить Верховному Совету СССР одновременно с проектом Закона о Государственном банке СССР рассмотреть вопрос о его подотчетности.

Сохранить до заключения нового Союзного Договора установленный действующим законодательством порядок выдачи банками СССР ссуд и осуществления расчетов.

3. Обращаю внимание Верховных Советов союзных республик на отрицательные социально-экономические последствия, которые могут быть вызваны разрушением единой денежной системы страны, введением республиканских денег, имеющих замкнутую сферу обращения. Для оздоровления финансов страны необходимы общие усилия всех союзных республик, проведение активной, согласованной денежной и финансово-бюджетной политики.

Предлагаю Верховным Советам союзных республик при разработке бюджетов на 1991 и последующие годы добиваться максимальной их сбалансированности, строго руководствоваться новым налоговым законодательством.

Президент СССР М. Горбачев

Москва, Кремль

29 июля 1990 г.

№ 413

 

Указ Президента СССР от 25 октября 1990 г. N УП-927 "О повышении заинтересованности граждан в хранении сбережений в учреждениях Сберегательного банка СССР"

В соответствии с Основными направлениями стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике, одобренными Верховным Советом СССР, и в целях повышения заинтересованности граждан в хранении своих сбережений в учреждениях Сберегательного банка СССР, обеспечения защиты интересов вкладчиков постановляю:

1. Сохранить государственный статус Сберегательного банка СССР и подтвердить гарантию вкладов граждан государством.

2. Повысить с 1 ноября 1990 года процентные ставки по срочным вкладам населения в учреждениях Сберегательного банка СССР в зависимости от сроков, на которые будут помещаться вклады.

Государственному банку СССР и Сберегательному банку СССР определить конкретные размеры процентных ставок.

3. Сберегательному банку СССР обеспечить повышение качества обслуживания населения, принять меры по расширению сферы оказываемых услуг, распространению новых форм привлечения свободных денежных средств граждан, развитию безналичных расчетов и совершенствованию практики кредитования населения.

4. Министерству финансов СССР и Сберегательному банку СССР внести с учетом новой процентной политики необходимые изменения в условия Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года и сертификата Сберегательного банка СССР.

5. Государственному банку СССР ввести начиная с 1 ноября 1990 года новые процентные ставки по депозитам предприятий, организаций и учреждений и предоставляемым им кредитам.

Президент СССР М. Горбачев

Москва, Кремль

25 октября 1990 г.

№ УП-927

 

Указ Президента СССР от 2 ноября 1990 г. № УП-975 "Об особом порядке использования валютных ресурсов в 1991 году" (с изменениями от 27 июня 1991 г.)

В целях удовлетворения первоочередных потребностей экономики и нужд населения, эффективного использования валютных ресурсов, а также создания условий для гарантированного выполнения обязательств СССР по погашению внешней задолженности постановляю:

1. Создать Союзно-республиканский валютный фонд за счет поступлений от экспорта продукции (работ, услуг), осуществляемого предприятиями, объединениями и организациями, кроме предприятий с участием иностранного капитала.

2. Для управления формированием и использованием валютных ресурсов страны образовать Союзно-республиканский валютный комитет в составе глав правительств союзных республик и Председателя Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР.

Руководство указанным Комитетом поручить Председателю Совета Министров СССР.

Возложить на Союзно-республиканский валютный комитет:

разработку и координацию валютной и импортной политики, включая определение необходимости привлечения кредитов с международного финансового рынка;

распределение средств Союзно-республиканского валютного фонда по приоритетным направлениям с учетом общесоюзных, республиканских, региональных, а также отраслевых интересов;

контроль за обеспечением выполнения обязательств СССР по погашению внешнего долга;

выработку мер по развитию экспортной базы страны, мобилизации экспортных ресурсов и изысканию дополнительных источников экспорта;

стимулирование усилий всех республик по наращиванию валютных ресурсов страны;

решение других общесоюзных задач валютного регулирования. 

Указом Президента СССР от 27 июня 1991 г. № УП-2140 в частичное изменение статьи 3 настоящего Указа установлено, что размер валютной выручки от экспорта продукции (работ, услуг), подлежащей обязательной продаже Банку внешнеэкономической деятельности СССР для обеспечения погашения внешнего долга СССР, предприятиям, организациям и объединениям агропромышленного комплекса, независимо от форм собственности, ведомственной и территориальной принадлежности, уменьшается на сумму их валютных затрат на закупку за границей технологий, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, запасных частей к ним, семян сельскохозяйственных культур, племенных сельскохозяйственных животных, средств защиты растений, ветеринарных препаратов, оборудования для производства строительных материалов и конструкций. 

3. Установить, что для обеспечения погашения внешнего долга СССР в 1991 году предприятия, объединения и организации, независимо от форм собственности, ведомственной и территориальной принадлежности (за исключением предприятий с участием иностранного капитала), продают в обязательном порядке Внешэкономбанку СССР 40 процентов валютной выручки от экспорта продукции (работ, услуг), с оплатой в рублях по коммерческому курсу Госбанка СССР.

4. Валютные фонды предприятий, объединений и организаций формируются от выручки в иностранной валюте, оставшейся после обязательной продажи валюты на погашение внешнего долга, с учетом действующих в 1990 году нормативов отчислений за экспорт продукции в свободно конвертируемой валюте и используются ими на обеспечение производственных и социальных нужд.

5. Учитывая, что предприятия, объединения и организации нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности обеспечивают основную часть экспортной выручки страны, считать необходимым установить для них в 1991 году особые условия формирования валютных фондов.

6. Предприятия, объединения и организации после обязательной продажи валюты на погашение внешнего долга и формирования собственных валютных фондов по установленным нормативам продают 90 процентов оставшейся валютной выручки в Союзно-республиканский валютный фонд и 10 процентов - в валютные фонды союзных республик и местных Советов народных депутатов, с оплатой в рублях по коммерческому курсу Госбанка СССР.

Внести необходимые изменения в порядок осуществления бартерных операций, прибрежной и приграничной торговли.

7. Перевести квотирование и лицензирование экспорта и импорта с 1991 года на союзно-республиканский режим управления.

Союзно-республиканскому валютному комитету утвердить порядок квотирования и лицензирования на 1991 год. При этом квоты по товарам общегосударственного значения (нефть, газ, золото, алмазы и драгоценные камни, специальная техника, некоторые другие товары по перечню, согласованному с союзными республиками) определяются союзными органами.

8. Установить, что все расчеты по внешнеэкономическим операциям в 1991 году осуществляются через Внешэкономбанк СССР или другие уполномоченные на это банки.

9. Совету Министров СССР принять решения, обеспечивающие реализацию настоящего Указа.

Президент СССР М. Горбачев

Москва, Кремль

2 ноября 1990 г.

№ УП-975

 

Указ Президента СССР от 22 января 1991 г. № УП-1329 "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан"

В интересах подавляющего большинства населения страны, усиления борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами и в целях нормализации денежного обращения и потребительского рынка постановляю:

1. Принять предложения Кабинета Министров СССР:

о прекращении с 0 часов 23 января 1991 года приема во все виды платежей денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и обмене их на денежные знаки других достоинств и на банкноты 50- и 100-рублевого достоинства образца 1991 года в порядке, определяемом Кабинетом Министров СССР;

о введении ограничения в первом полугодии 1991 года, начиная с 23 января 1991 года, выдачи наличных денег со вкладов граждан в учреждениях Сберегательного банка и всех других банков максимальной суммой 500 рублей в месяц;

об установлении с 23 января 1991 года порядка, предусматривающего право использования владельцами вкладов в Сберегательном банке и других банках для оплаты товаров и услуг в безналичном порядке без ограничения сумм.

2. Для обеспечения строгого выполнения мер по обмену и изъятию из обращения упомянутых денежных знаков:

Госбанку СССР, Министерству финансов СССР и Комитету государственной безопасности СССР организовать специальные группы сотрудников и направить их в центральные (национальные) банки республик, республиканские банки Госбанка СССР. Предоставить указанным группам чрезвычайные полномочия по контролю за выполнением настоящего Указа вплоть до принятия на себя в случае необходимости непосредственного управления банковскими учреждениями;

Министерству финансов СССР и Комитету государственной безопасности СССР организовать осуществление контроля и оказание необходимой помощи на местах учреждениям банков, государственным, кооперативным, общественным и иным предприятиям, объединениям, организациям и учреждениям в выполнении настоящего Указа;

Министерству внутренних дел СССР и Комитету государственной безопасности СССР обеспечить усиление охраны ценностей в банках и при их перевозке.

Президент СССР М. Горбачев

Москва, Кремль

22 января 1991 г.

№ УП-1329

 

Указ Президента СССР от 19 марта 1991 г. N УП-1666 "О реформе розничных цен и социальной защите населения"

В целях стабилизации потребительского рынка, усиления мотивации высокопроизводительного труда, наращивания производства товаров народного потребления, борьбы со спекуляцией и теневой экономикой, во исполнение решений IV Съезда народных депутатов СССР и руководствуясь достигнутым соглашением Союза ССР и республик о проведении общей политики в области ценообразования и социальной защиты населения, постановляю:

1. Для предотвращения необоснованного роста цен, поддержания устойчивости общесоюзного рынка установить единые для всей территории страны пределы повышения государственных розничных цен по согласованным с республиками перечням на основные продовольственные и непродовольственные товары, определяющие жизненный уровень населения.

Кабинету Министров СССР и правительствам союзных республик обеспечить утверждение в установленном порядке новых государственных розничных цен на указанные товары, а также тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным, авиационным и морским транспортом и услуги связи для населения с учетом согласованных предельных размеров их повышения. Республики могут устанавливать более низкие цены на отдельные товары, производимые и потребляемые на своей территории.

Республиканским и местным органам, предприятиям и организациям отменить действие всех установленных ими цен, которые превышают предельный уровень государственных розничных прейскурантных цен, утвержденных в соответствии с настоящим Указом. Впредь не допускать превышения уровня государственных прейскурантных розничных цен.

Новые государственные розничные цены и тарифы ввести в действие со 2 апреля 1991 года.

Направить на выплату компенсаций населению все средства от повышения государственных розничных цен на хлеб и хлебобулочные изделия, муку, крупу, макаронные изделия, молоко и молочные продукты, мясо и рыбу, животное и растительное масло, яйца, сахар, чай, соль, на товары для детей, на массовые виды строительных материалов и мебели, а также на другие непродовольственные товары по перечням, определяемым республиками с учетом уровня доходов различных социальных слоев и групп населения.

Не повышать действующие государственные розничные цены на медикаменты и изделия медицинского назначения, кофе, ткани из синтетических волокон и изделия из них, на изготавливаемые из синтетических материалов обувь, меховые, трикотажные, чулочно-носочные изделия и игрушки, на бензин, керосин, электроэнергию, газ, уголь, печное топливо и дрова, отпускаемые населению, а также на водку.

Для сдерживания роста цен частично сохранить дотации к ценам на медикаменты, мясную, молочную, рыбную продукцию и другие социально значимые товары народного потребления.

2. Кабинету Министров СССР и правительствам союзных республик последовательно осуществлять либерализацию розничных цен, продолжив согласованное расширение перечня товаров народного потребления, реализуемых по договорным (свободным) и регулируемым ценам, и проводить общую политику сдерживания монопольного роста цен путем изъятия сверхприбыли и введения пределов роста цен.

3. Кабинету Министров СССР и органам власти союзных республик обеспечить контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования, привлечение к ответственности предприятий, организаций и должностных лиц, нарушающих дисциплину цен.

4. Возместить населению дополнительные расходы, связанные с повышением розничных цен и тарифов, исходя из фактического потребления населением товаров и услуг из государственных ресурсов в 1990 году путем повышения заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, а также введения компенсационных выплат детям и другим нетрудоспособным иждивенцам. Эти выплаты не подлежат обложению налогами. Часть средств от повышения цен и тарифов направить целевым назначением на увеличение заработной платы работников ведущих профессий системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений.

Государственные гарантии минимальных размеров и общий порядок повышения указанных доходов устанавливаются Кабинетом Министров СССР дифференцированно по группам населения. Конкретные размеры и порядок компенсационных выплат с учетом региональных условий проживания и структуры потребления устанавливаются союзными республиками.

Компенсационные выплаты осуществить упреждающе до введения новых цен, начиная с 20 марта 1991 года.

В этих целях:

увеличить заработную плату работников государственных предприятий и организаций, оплату труда в колхозах, а также пенсии, стипендии, пособия и другие социальные выплаты, исходя из размеров компенсации повышения цен для соответствующих категорий граждан;

компенсации работающим выплачивать в начальный период в виде специальных доплат к заработной плате с последующим включением их в тарифные ставки и должностные оклады;

одновременно с пересмотром тарифных ставок и должностных окладов повысить размер месячной заработной платы и других доходов граждан, не подлежащих налогообложению, до 160 рублей включительно и понизить размеры ставок подоходного налога с доходов граждан, превышающих 160 рублей в месяц, а также снизить до 35 процентов ставки налога на прибыль с предприятий и организаций;

рекомендовать коллективным и кооперативным хозяйствам, общественным организациям, применяющим государственные ставки и оклады, повысить оплату труда работающих в порядке, установленном для государственных предприятий;

осуществлять выплаты, компенсирующие удорожание товаров детского ассортимента, целевым назначением семьям с детьми;

увеличить денежные нормы расходов на содержание граждан в учреждениях социальной сферы (больницах, интернатах, домах для престарелых и инвалидов, дошкольных и других учреждениях), обеспечив необходимую социальную защиту згой категории населения.

Кабинету Министров СССР разработать и представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении изменений в Закон СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства", а также в Законы СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" и "О Союзном бюджете на 1991 год".

Рекомендовать правительствам республик и местным Советам народных депутатов дополнять денежные компенсации малообеспеченным слоям населения различными видами социальной помощи - бесплатным питанием, оплатой счетов за лекарства и товары специального назначения для престарелых и инвалидов, льготами за пользование городским и пригородным транспортом и т. п.

5. Кабинету Министров СССР и правительствам республик образовать единый союзно-республиканский финансовый фонд социальной поддержки населения за счет части средств, полученных от повышения розничных цен, для обеспечения установленных минимальных компенсационных выплат населению во всех республиках, а также военнослужащим и другим гражданам, получающим доходы за счет средств союзного бюджета.

6. Кабинету Министров СССР, Союзно-республиканскому валютному комитету, правительствам республик обеспечить безусловную реализацию мер по созданию условий для успешного осуществления реформы розничных цен и социальной защиты населения, имея в виду прежде всего реализацию мер, предусмотренных Экономическим соглашением о поставках продовольствия и других материальных ресурсов в 1991 году. Госбанку СССР и банкам республик обеспечить аккумулирование необходимого количества денежных знаков для компенсационных выплат населению.

7. Признать необходимым осуществить меры по компенсации потерь от единовременного повышения розничных цен владельцам вкладов и сертификатов Сберегательного банка СССР и государственных ценных бумаг.

8. В связи с проведением контролируемой государством либерализации розничных цен разработать механизм индексации доходов населения.

В этих целях Кабинету Министров СССР в недельный срок представить проекты законодательных актов по вопросу индексации доходов населения и об общих принципах определения минимального потребительского бюджета.

Президент СССР М. Горбачев

Москва, Кремль

19 марта 1991 г.

№ УП-1666

 

Указ Президента СССР от 22 марта 1991 г. N УП-1708 "О компенсации населению потерь от обесцененных сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен"

В целях компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен постановляю:

1. Принять предложение Кабинета Министров СССР и Госбанка СССР о разовой переоценке денежных средств населения, находящихся во вкладах в Госбанке СССР и Сберегательном банке СССР, а также помещенных в сертификаты Сберегательного банка СССР государственные казначейские обязательства СССР и облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года. Исходя из основных целевых направлений использования населением сбережений и с учетом индексов цен по отдельным видам товаров и услуг произвести в разовом порядке увеличение размера сбережений на 40 процентов от остатков вкладов и нарицательной стоимости ценных бумаг.

2. Компенсационные выплаты производятся по всем видам имеющихся вкладов исходя из их остатка на 1 марта 1991 года в порядке, определяемом Госбанком СССР и Сберегательным банком СССР.

На сумму компенсационных выплат до 200 рублей включительно увеличиваются остатки вкладов с правом использования этих сумм после 1 июля 1991 года. Суммы переоценки вкладов, превышающие 200 рублей, зачисляются на специальные счета с правом использования этих средств вкладчиками по истечении трех лет. По средствам на специальных счетах доход выплачивается исходя из действующей ставки 7 процентов годовых.

3. Госбанку СССР и Сберегательному банку СССР определить порядок использования гражданами в отдельных случаях до истечения трехлетнего срока средств, зачисленных на специальные счета, для оплаты безналичным путем дорогостоящих товаров и приобретения жилья.

4. Компенсационные выплаты гражданам по сертификатам Сберегательного банка СССР и государственным казначейским обязательствам СССР, приобретенным до 1 марта 1991 года, производить по истечении срока, на который они проданы, либо после 1 марта 1994 года.

5. Министерству финансов СССР, Госбанку СССР и Сберегательному банку СССР определить порядок:

продажи и покупки облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года с учетом увеличения их нарицательной стоимости на 40 процентов;

выплаты в 1993 году компенсации владельцам облигаций государственных целевых беспроцентных займов 1990 года в случае отказа владельца облигации от получения товара.

6. Отменить ограничение выдачи наличных денег со вкладов граждан, установленное Указом Президента СССР от 22 января 1991 года "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан".

Президент СССР М. Горбачев

Москва, Кремль

22 марта 1991 г.

№ УП-1708

 

 

Постановление Верховного Совета СССР от 25 марта 1991 г. № 2047-I "О реализации реформы розничных цен и мерах по социальной защите населения"

Рассмотрев вопросы, связанные с реализацией реформы розничных цен и мерами по социальной защите населения, Верховный Совет СССР отмечает, что Президент СССР, Верховные Советы республик, Совет Федерации, Кабинет Министров СССР и правительства республик проделали необходимую работу по подготовке проведения этого крупного социально-экономического мероприятия в жизни страны.

Определены принципиальные подходы к либерализации цен, формированию их с учетом реальных затрат, потребительских свойств товаров и спроса населения, согласованы с республиками сферы применения новых государственных прейскурантов, регулируемых и свободных розничных цен, установлены предельные уровни или размеры изменения государственных розничных цен и тарифов на основные товары и услуги. Согласованы системы компенсационных мер для различных категорий населения. Определены источники компенсационных выплат и достигнута договоренность между республиками о создании единого союзно-республиканского финансового фонда социальной поддержки населения.

Принятые решения и достигнутые договоренности закреплены Соглашением Союза ССР и республик по вопросам реформы розничных цен и социальной защиты населения, Протоколом о некоторых мерах по реализации этого Соглашения, Указом Президента СССР и соответствующим постановлением Кабинета Министров СССР.

В целях обеспечения общей политики в проведении реформы розничных цен и мер по социальной защите населения Верховный Совет СССР постановляет:

1. Кабинету Министров СССР и исполнительным органам власти строго руководствоваться в практической деятельности достигнутыми договоренностями о проведении общей политики в области ценообразования и социальной защиты населения и обеспечить неукоснительное выполнение согласованных между республиками решений.

2. Верховным Советам и правительствам республик, Кабинету Министров СССР обеспечить контроль за соблюдением государственной дисциплины цен. В случае установления предприятиями, учреждениями и организациями, а также республиканскими и местными органами власти и управления цен, превышающих предельный их уровень, установленный в соответствии с Соглашением Союза ССР и республик по вопросам реформы розничных цен и социальной защиты населения, принимать решения об их отмене.

Дополнительная выручка, полученная в результате незаконного повышения государственных розничных цен, изымается у предприятий, учреждений, организаций и местных органов власти в доход бюджета республики, а по продукции, поставленной по межреспубликанским поставкам и общесоюзным потребителям, - в единый союзно-республиканский финансовый фонд социальной поддержки населения. Кроме того, к предприятиям, организациям и лицам, допустившим нарушения государственной дисциплины цен, применяются санкции, установленные действующим законодательством.

3. Кабинету Министров СССР совместно с правительствами республик установить порядок изъятия у предприятий, организаций и местных органов власти средств, полученных в результате незаконного повышения цен. В случае необходимости внесения изменений в законы СССР представить предложения в Верховный Совет СССР.

4. Кабинету Министров СССР и правительствам республик уточнить до 5 апреля 1991 года объемы средств, подлежащих перечислению республиками в единый союзно-республиканский финансовый фонд социальной поддержки населения, с учетом согласованных направлений его использования. Правительствам республик и Государственному банку СССР обеспечить равномерное в течение года перечисление средств в указанный фонд.

5. Кабинету Министров СССР, правительствам республик, местным органам власти разработать и осуществлять действенные меры по искоренению злоупотреблений в системе торговли.

6. Кабинету Министров СССР представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О Союзном бюджете на 1991 год".

7. Рекомендовать Президенту СССР и Совету Федерации ускорить принятие решений по основным принципам формирования минимального потребительского бюджета и об индексации доходов населения в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги.

Председатель Верховного Совета СССР А. Лукьянов

Москва, Кремль

25 марта 1991 г.

№ 2047-I

 

Постановление Верховного Совета СССР от 23 апреля 1991 г. № 2125-I "О программе действий Кабинета Министров СССР по выводу экономики из кризиса"

 

Рассмотрев представленную Президентом СССР программу действий Кабинета Министров СССР по выводу экономики страны из кризиса, Верховный Совет СССР постановляет:

1. Поддержать основные положения программы действий Кабинета Министров СССР по выводу экономики из кризиса, рассматривая ее как главное содержание работы Правительства СССР на ближайший период.

2. Кабинету Министров СССР провести необходимую доработку программы с учетом замечаний и предложений республик, комитетов Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и народных депутатов СССР. Соответствующим комитетам и комиссиям Верховного Совета СССР принять участие в доработке проекта программы.

Итоги указанной работы доложить Верховному Совету СССР до 20 мая 1991 года.

3. Президенту СССР и Кабинету Министров СССР незамедлительно приступить к реализации программы действий по выводу экономики страны из кризиса, последовательному формированию рыночных отношений, налаживанию функционирования кредитно-денежной системы и работы банков. При этом обратить особое внимание на стабилизацию общественно-политической ситуации, сохранение общего экономического пространства, гарантированное формирование Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Межреспубликанского фонда социальной защиты населения.

Конкретные решения по реализации антикризисной программы разрабатывать и принимать в тесном взаимодействии с республиками.

4. Президиуму Верховного Совета СССР совместно с Кабинетом Министров СССР уточнить перечень первоочередных законов, необходимых для осуществления программы и подлежащих рассмотрению на пятой и шестой сессиях Верховного Совета СССР, имея в виду, что другие меры по реализации программы будут урегулированы указами Президента СССР, решениями Кабинета Министров СССР и правительств республик.

5. Признать необходимым ускорить создание межреспубликанского Государственного совета по экономической реформе, поручив ему осуществление методического руководства и координацию действий республик в осуществлении антикризисной программы и формировании рыночных отношений.

6. Рекомендовать Верховным Советам республик, органам государственной власти и управления всех уровней организовать активную работу по широкому разъяснению и проведению в жизнь антикризисной программы, применяя как экономические, так и, в необходимых случаях, административные меры для реализации программных установок с учетом условий развития соответствующих республик и регионов.

7. Заслушать на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1991 года информацию Кабинета Министров СССР о ходе выполнения программы действий по выводу экономики страны из кризиса.

Председатель Верховного Совета СССР А. Лукьянов

Москва, Кремль

23 апреля 1991 г.

№ 2125-I

 

Указ Президента СССР от 3 августа 1991 г. № УП-2297 "О безотлагательных мерах по увеличению производства товаров и услуг для населения"

 

В целях увеличения выпуска потребительских товаров и оказания услуг населению в соответствии с Программой совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств суверенных республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку постановляю:

1. Правительствам республик, министерствам и ведомствам СССР принять безотлагательные меры по налаживанию устойчивой работы предприятий, выпускающих продовольствие, лекарственные средства, продукцию легкой промышленности, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, включая строительные материалы, и оказывающих услуги населению. Обеспечить приоритетное выделение указанным предприятиям материальных ресурсов, усиление стимулирования хозяйственной активности и повышение ответственности за рост производства товаров массового спроса.

2. Установить, что предприятия и организации при заключении и выполнении хозяйственных договоров в 1991-1992 годах обеспечивают поставку сырья, материалов и комплектующих изделий для производства товаров народного потребления и оказания услуг населению в первоочередном порядке и в полном объеме, независимо от выполнения обязательств по поставкам материальных ресурсов для выпуска продукции производственно-технического назначения.

3. Союзно-республиканскому валютному комитету, Министерству экономики и прогнозирования СССР, Министерству внешних экономических связей СССР совместно с Банком внешнеэкономической деятельности СССР обеспечить приоритетное направление поступающих в текущем году валютных средств, включая предоставленные кредиты, на закупку и оплату поставок по импорту зерна, лекарственных средств, а также сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства товаров для населения. Рекомендовать предприятиям и организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, увеличить направление собственных валютных средств на закупку указанных товаров.

4. Союзно-республиканскому валютному комитету в недельный срок обеспечить условия для практического применения режима квотирования и лицензирования во внешнеэкономических связях, предусмотренного Программой совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств суверенных республик.

Рекомендовать правительствам республик использовать в 1991 году бартерные операции в целях увеличения поставок в страну сырья, материалов и комплектующих изделий для выпуска продовольствия, непродовольственных товаров первой необходимости, а также поставок готовых товаров массового спроса.

5. Кабинету Министров СССР до 10 августа 1991 года внести изменения в размеры ставок налогов на экспорт и импорт и таможенных пошлин, имея в виду создание льготных условий для импорта товаров народного потребления, продовольствия, медикаментов и оборудования для их производства и введение ограничений на ввоз предметов роскоши и других товаров, не ориентированных на массовый спрос.

6. Установить, что предприятия и организации, обеспечивающие увеличение поставок сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования для изготовления товаров народного потребления, с 1 июля 1991 года могут увеличивать базовый размер средств, направляемых на потребление, в порядке, определяемом Кабинетом Министров СССР.

7. Кабинету Министров СССР, правительствам республик подготовить в месячный срок и внести на рассмотрение Совета Федерации согласованные предложения о порядке организации контроля за ходом выполнения межреспубликанских поставок и поставок для государственных нужд продовольствия, готовых товаров массового спроса, сырья, материалов и комплектующих изделий для их производства, а также о мерах взаимной экономической ответственности сторон за несвоевременное или неполное выполнение заключенных договоров.

8. Кабинету Министров СССР, а также правительствам республик совместно с министерствами и ведомствами СССР принять незамедлительные меры, обеспечивающие ускорение ввода в действие объектов, связанных с производством товаров народного потребления и услуг для населения, и повышение эффективности использования закупаемого импортного оборудования, предназначенного для их выпуска. В этих целях:

рассмотреть положение дел с вводом в эксплуатацию сооружаемых на базе закупленного в централизованном порядке комплектного импортного оборудования объектов по выработке продуктов питания, непродовольственных товаров народного потребления, сырья и материалов для их производства, бытовому обслуживанию, государственной торговли с тем, чтобы обеспечить ускорение этой работы. При отсутствии гарантий предусмотренного ввода в эксплуатацию указанных объектов продать оборудование на аукционах и товарных биржах под обязательства покупателей о незамедлительном его монтаже и вводе в действие;

осуществить распродажу в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, не законченных строительством законсервированных производственных и торговых объектов, возводимых за счет централизованных средств, на аукционах и товарных биржах советским и иностранным юридическим лицам и гражданам под обязательства ускоренного их ввода в действие;

организовать с июля 1991 года комплексные специализированные мобильные подразделения на базе организаций строительного, машиностроительного, оборонного комплексов для ускоренного завершения строительства, отладки оборудования и запуска производства на предприятиях, производящих продукты питания, непродовольственные товары народного потребления, строительные материалы и оборудование для их производства.

При обеспечении опережающего против сроков, предусмотренных в договоре, ввода указанных мощностей продукция, произведенная до конца текущего года на вновь введенных мощностях, остается в регионе и используется в порядке, устанавливаемом по договоренности между участниками строительства и местными Советами народных депутатов.

9 Кабинету Министров СССР, правительствам республик всемерно содействовать развитию эффективных форм организации производства товаров народного потребления, активно проводить политику разгосударствления, демонополизации, развития предпринимательства в этой сфере. Ускоренно формировать рыночную инфраструктуру, уделив особое внимание развитию товаропроводящей сети, в том числе торговых домов, товарных бирж, ярмарок и аукционов.

10. Кабинету Министров СССР совместно с правительствами республик ускорить разработку и в IV квартале представить программу мер по обеспечению легкой промышленности отечественными видами сырья и материалов.

11. Кабинету Министров СССР, правительствам республик принять решения, необходимые для выполнения настоящего Указа, и установить контроль за их реализацией.

12. Настоящий Указ вводится в действие с момента его опубликования.

 

Президент СССР М. Горбачев

Москва, Кремль

3 августа 1991 г.

№ УП-2297

 

Постановление Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. N 2371-I "О ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом"

 

В ночь с 18 на 19 августа 1991 года в СССР был совершен государственный переворот, организаторами которого являлись члены неконституционно сформированного так называемого Государственного комитета по чрезвычайному положению: Вице-президент СССР Янаев Г. И., Премьер-министр СССР Павлов В.С., Председатель КГБ СССР Крючков В.А., Министр внутренних дел СССР Пуго Б.К., Министр обороны СССР Язов Д.Т., первый заместитель Председателя Совета обороны СССР Бакланов О.Д., президент Ассоциации государственных предприятий и объединений промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Тизяков А.И., председатель Крестьянского союза СССР Стародубцев В.А.

Названный комитет принял решение о введении режима чрезвычайного положения в ряде местностей СССР. Тем самым были нарушены Конституция СССР и Закон СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения".

Создание Государственного комитета по чрезвычайному положению и введение чрезвычайного положения в отдельных районах СССР было активно поддержано Секретариатом ЦК КПСС. Центральным Комитетам компартий, рескомам, крайкомам, обкомам КПСС было рекомендовано в связи с введением чрезвычайного положения принять меры по привлечению коммунистов для содействия и осуществления решений, принятых ГКЧП.

Принципиальная позиция Президента РСФСР, Верховного Совета РСФСР и Правительства РСФСР, активные действия миллионов людей по всей стране и мужество москвичей, поддержка мирового сообщества позволили восстановить конституционную власть в стране.

Позиция, занятая высшими органами государственной власти и управления СССР, способствовала трагическому развитию событий. Президиум Верховного Совета СССР проявил в критический для страны момент бездеятельность, а Председатель Верховного Совета СССР - прямое попустительство группе заговорщиков, что выразилось в непринятии им необходимых решений по отношению к незаконному ГКЧП. Не было принято решение о немедленном созыве Президиума Верховного Совета СССР и сессии Верховного Совета СССР для рассмотрения сложившейся в стране ситуации. Этим фактически подтверждалась правомочность ГКЧП, что не может расцениваться иначе, как политическое соучастие в действиях заговорщиков. Заслуживает решительного осуждения также бездеятельность Комитета Верховного Совета СССР по делам обороны и безопасности. Не принял должных мер Комитет Верховного Совета СССР по международным делам. Бездействовал и не оправдал своего назначения Комитет по координации деятельности правоохранительных органов при Президенте СССР.

Прокуратура Союза ССР не выполнила своего конституционного долга, не опротестовала создание ГКЧП и принятые им решения. Руководство Прокуратуры Союза ССР присоединилось к антиконституционному перевороту и дало указание всем прокурорам страны признать незаконные действия ГКЧП.

Все это нанесло стране большой политический и экономический ущерб, практически сорвало подписание Союзного Договора, нарушило хрупкое равновесие, достигнутое между республиками.

В связи с вышеизложенным Верховный Совет СССР постановляет:

1. Действия членов ГКЧП, отстранивших законно избранного Президента СССР от исполнения обязанностей и узурпировавших власть, оцениваются как государственный переворот.

Создание ГКЧП и его решения не имеют юридической силы с момента их принятия.

2. Признать несовершенной структуру высших органов государственной власти и управления, правоохранительных органов страны, а также сложившуюся практику подбора Президентом СССР и дачи согласия на назначение Верховным Советом СССР кандидатур на руководящие посты в государстве.

Внести в установленном порядке необходимые изменения и дополнения в Конституцию СССР и другие законодательные акты, определяющие правовой механизм защиты конституционного строя, четкий порядок и процедуру назначения и смещения высших должностных лиц.

Признать утратившим силу Закон СССР от 24 сентября 1990 года "О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны", предоставляющий Президенту СССР дополнительные полномочия.

Предложить Президенту СССР выступить с докладом о положении в стране на внеочередном Съезде народных депутатов СССР.

3. Предложить республикам на основе согласованной концепции Союзного Договора ускорить его подписание с учетом новых предложений.

На основании нового Союзного Договора разработать и принять избирательные законы, в соответствии с которыми провести выборы представительных органов государственной власти Союза, Президента СССР и Вице-президента СССР.

Республикам, как изъявившим желание подписать Союзный Договор, так и не выразившим готовность к его подписанию, предложить заключить договоры (соглашения) об экономическом, валютно-финансовом сотрудничестве, обороне, экологической безопасности, защите прав и свобод граждан независимо от их национальности.

Поручить Президенту СССР совместно с республиками безотлагательно завершить разработку принципов взаимодействия суверенных республик на общем экономическом пространстве с созданием основных институтов рыночной экономики.

4. Образовать парламентскую комиссию из народных депутатов СССР с приглашением представителей республик по расследованию и политической оценке обстоятельств государственного переворота 18-21 августа 1991 года.

5. Выразить недоверие коллегии Прокуратуры Союза ССР.

Принять отставку Генерального прокурора СССР Н.С. Трубина, поручив ему продолжить исполнение обязанностей до решения внеочередного Съезда народных депутатов СССР.

6. Органам прокуратуры обеспечить объективное расследование по факту совершения государственного переворота, выявлению всех участников и привлечению их к ответственности в соответствии с законом.

Пресекать преследования граждан за их убеждения и принадлежность к политическим партиям и движениям.

7. На основании имеющихся сведений об участии руководящих органов КПСС в подготовке и проведении государственного переворота 18-21 августа 1991 года приостановить деятельность КПСС на всей территории СССР, поручив органам МВД обеспечить сохранность ее материальных ценностей и архивов, а учреждениям банков прекращение всех операций с денежными фондами КПСС.

Руководствуясь частью второй статьи 3 Закона СССР "Об общественных объединениях", поручить Прокуратуре Союза ССР проведение расследования данных об участии руководящих органов КПСС в действиях по насильственному изменению конституционного строя и при их доказанности передать материалы в Верховный Суд СССР.

8. Рекомендовать Президенту СССР упразднить Комитет по координации деятельности правоохранительных органов при Президенте СССР.

9. Возобновить работу депутатской группы по подготовке концепции национальной безопасности СССР.

Рассмотреть в кратчайший срок на сессии Верховного Совета СССР предложения по реорганизации системы органов МВД СССР, КГБ СССР и Министерства обороны СССР с учетом решений, принятых Верховными Советами республик после 19 августа 1991 года.

В месячный срок внести на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР необходимые изменения и дополнения в Закон СССР "Об органах государственной безопасности в СССР".

10. Предложить внеочередному Съезду народных депутатов СССР провести обновление состава Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР считает, что позиция народных депутатов СССР, членов Верховного Совета СССР получит соответствующую оценку избирателей и Съезда в процессе обновления состава Верховного Совета СССР, и рекомендует народным депутатам СССР в течение месяца провести отчеты перед избирателями в соответствии с Законом СССР "О статусе народного депутата СССР".

Верховный Совет СССР

Москва, Кремль

29 августа 1991 г.

№ 2371-I

 
< Пред.

Свежие публикации