Сейчас Вы здесь:Главная arrow История развития российской финансовой системы arrow Период Новой Экономической Политики (1921-1929 г.) arrow Положение «О Государственном банке РСФСР» (принято на 4 сессии ВЦИК 13.10.1921 г.)

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Положение «О Государственном банке РСФСР» (принято на 4 сессии ВЦИК 13.10.1921 г.) Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Tuesday, 10 March 2009

Положение «О Государственном банке РСФСР» (принято на 4 сессии ВЦИК 13.10.1921 г.)

 

I. Общие положения

 

Ст. 1. Государственный Банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения.

 

На Государственный Банк возлагается также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.

 

Государственный Банк действует по принципу хозяйственного расчета и безубыточности и подчинен Народному Комиссару Финансов.

 

Государственный Банк находится в составе Народного Комиссариата Финансов и подчиняется непосредственно Народному Комиссару Финансов.

 

II. Средства Банка

 

Ст. 2. Средства Государственного Банка составляют основной и запасный капиталы.

 

Ст. 3. Основной капитал Банка определяется в две тысячи миллиардов рублей, отпускаемых Банку из общегосударственных средств в бюджетном порядке.

 

Ст. 4. Запасный капитал Банка образуется путем отчислений из прибылей Банка (ст. 46) и служит для покрытия возможных убытков по операциям Банка. Сумма запасного капитала не ограничивается. Если в каком-либо году убыток по операциям Банка превысит сумму запасного капитала, то непокрытая часть убытка, по утверждении годового отчета Банка (ст. 43), сносится на особый счет Народного Комиссариата Финансов (ст. 3) для покрытия из общегосударственных средств в бюджетном порядке.

 

III. Управление Банком

 

Ст. 5. Высшее наблюдение за деятельностью Банка возлагается на Народного Комиссара Финансов, который, в частности, утверждает все основные правила по операциям Банка, дает руководящие указания в направлении деятельности его, утверждает размер процентов и комиссионного вознаграждения и имеет общий надзор за операциями, а также утверждает ежегодную смету расходов и годовой отчет Банка.

 

Ст. 6. Управление Государственным Банком РСФСР возлагается на Правление Банка, имеющее свое пребывание в Москве.

 

Ст. 7. Председатель Правления утверждается Советом Народных Комиссаров по представлению Народного Комиссара Финансов. Члены Правления назначаются Народным Комиссаром Финансов.

 

Ст. 8. На Правление возлагается: а) издание инструкций и отдельных распоряжений по операциям Банка (разд. VII); б) определение размеров процентов, комиссии и пр. (разд. VII); в) установление внутренней организации Банка и порядка делопроизводства и счетоводства; г) приглашение на службу и увольнение должностных лиц, назначение им содержания и утверждение в должности членов местных учетно - ссудных комитетов; д) назначение в подлежащих случаях доверенных лиц и выдача им соответствующих доверенностей; е) определение порядка подписывания выдаваемых Банком документов в приеме вкладов, а равно и прочих операционных документов и бумаг; ж) представительство интересов Банка в судебных и прочих государственных установлениях и за границей; з) открытие областных контор, отделений и агентств Банка в местностях Российской Федерации, где Правление признает полезным и своевременным, а также с особого разрешения Народного Комиссара Финансов и за границей; и) составление и представление в установленном порядке на утверждение сметы расходов по содержанию Правления Банка, его областных контор, отделений и агентств и годового отчета Банка; к) составление предположений об изменении отдельных постановлений настоящего Положения и представление их в установленном порядке на утверждение и т.д.

 

Ст. 9. Договоры и обязательства по делам Банка от имени Правления подписываются председателем и одним из членов Правления или лицами, уполномоченными на то Правлением особыми доверенностями.

 

Распоряжения внутреннего порядка и всякая исходящая от Правления переписка и бумаги подписываются председателем или одним из членов Правления.

 

Ст. 10. Правление распределяет между своими членами наблюдение и руководство отдельными отраслями деятельности Банка. Председателю принадлежит общее наблюдение и руководство.

 

Ст. 11. Заседания Правления происходят по мере надобности и созываются председателем Правления.

 

Дела в Правлении решаются большинством голосов. В случае несогласия председателя с решением большинства вопрос переносится на разрешение Народного Комиссара Финансов.

 

IV. Местные органы

 

Ст. 12. Местными органами Банка являются: а) областные конторы, б) отделения и в) агентства, в административно - организационном отношении подчиненные заведующим подлежащих Финансовых Отделов.

 

Ст. 13. Областные конторы открываются в столичных городах союзных и автономных Республик, а также и других крупных центрах по определению Правления и производят присвоенные Банку операции на основании правил настоящего Положения и инструкций и распоряжений Правления, а также наблюдают за деятельностью отделений и агентств, расположенных в районе их деятельности.

 

Ст. 14. Во главе областной конторы стоят Управляющий и его товарищи. Управляющий осуществляет общее наблюдение и руководство деятельностью конторы; каждый из товарищей Управляющего ведает особой отраслью деятельности конторы по указаниям Управляющего.

 

Ст. 15. Управляющий областной конторой и его товарищи назначаются Народным Комиссаром Финансов по представлению Правления Банка и по соглашению с подлежащей местной властью.

 

Ст. 16. Из должностных лиц областной конторы главный бухгалтер, старший контролер и старший кассир назначаются Правлением Банка, а прочие приглашаются на службу, в пределах установленных штатов, Управляющим конторой.

 

Ст. 17. Отделения Банка открываются в губернских и уездных городах и прочих местностях по определению Правления и производят присвоенные Банку операции на основании правил настоящего Положения и инструкций и распоряжений Правления под ближайшим наблюдением областных контор.

 

Ст. 18. Во главе Отделения стоит Управляющий, назначаемый Народным Комиссаром Финансов по представлению Правления и по соглашению с местной властью.

 

Ст. 19. Главный бухгалтер, старший контролер и старший кассир Отделения назначаются Правлением Банка непосредственно или по представлению подлежащей областной конторы.

 

Прочие должностные лица приглашаются, в пределах установленных штатов, Управляющим Отделением с доведением об этом до сведения Правления Банка и областной конторы по принадлежности.

 

Ст. 20. Агентства открываются в местностях по определению Правления для производства определенного круга операций в пределах инструкций и распоряжений Правления Банка. Как в операционном, так и в отчетном отношении агентство подчиняется Отделению, к которому оно Правлением приписано.

 

Ст. 21. Во главе агентства находится Заведующий. При нем состоит штат служащих по определению Отделения, которому агентство подчинено.

 

Ст. 22. Заведующий агентством утверждается в должности Правлением Банка по представлению областной конторы, в районе деятельности которой находится Отделение, которому агентство подчинено. Прочие служащие агентства приглашаются на службу Управляющим Отделением с доведением до сведения Правления Банка и областной конторы.

 

V. Учетно-ссудные комитеты

 

Ст. 23. Для установления кредитоспособности ходатайствующих об открытии кредита - учреждений, предприятий, организаций и частных лиц и для определения возможности предоставления испрашиваемого кредита или выдачи испрашиваемой ссуды, при Правлении состоит учетно-ссудный комитет. Такие же комитеты, для тех же целей, состоят при областных конторах и отделениях Банка.

 

Примечание. Постановления учетно-ссудного комитета утверждаются Правлением Государственного Банка или Управляющими областных контор и Отделений по принадлежности.

 

Ст. 24. Учетно-ссудный комитет при Правлении состоит из председателя и одного из членов Правления Государственного Банка и из представителей, по два от Высшего Совета Народного Хозяйства и Народного Комиссариата Земледелия и по одному от Народного Комиссариата Финансов, Народного Комиссариата Внешней Торговли, Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции, Всероссийского Центрального Союза Потребительских Обществ (Центросоюза), Всероссийского Союза Сельскохозяйственной кооперации (Сельскосоюз) и Объединенной Промысловой Кооперации, а также из приглашаемых председателем Правления и утверждаемых Народным Комиссариатом Финансов представителей промышленности и торговли.

 

Примечание 1. Все члены Правления Государственного Банка, присутствующие на заседаниях учетно-ссудного комитета, пользуются правом решающего голоса. Председателем учетно-ссудного комитета является председатель Правления или один из членов Правления.

 

Примечание 2. Председателю Правления предоставляется привлекать в заседания учетно-ссудного комитета сведущих лиц с правом совещательного голоса.

 

Ст. 25. Учетно-ссудные комитеты при областных конторах состоят из Управляющего конторою в качестве председателя и его товарищей и из представителей, по одному, местных учреждений, ведомств и кооперативных объединений, перечисленных в ст. 24, а равно из приглашаемых председателем сведущих лиц, пользующихся правом совещательного голоса.

 

Ст. 26. Учетно-ссудные комитеты при отделениях Банка состоят из Управляющего отделением в качестве председателя и из представителей местных учреждений, ведомств и кооперативных объединений, перечисленных в ст. 24, а равно из сведущих лиц, приглашаемых председателем с правом совещательного голоса.

 

VI. Ревизионная Комиссия

 

Ст. 27. Для проверки отчетности, операций и дел Государственного Банка Народным Комиссаром Финансов РСФСР назначается ежегодно Ревизионная Комиссия.

 

Ст. 28. Правлением Государственного Банка и его местными органами предоставляются в распоряжение Ревизионной Комиссии все необходимые материалы для ревизии отчетности и дел Государственного Банка.

 

VII. Операции Банка

 

Ст. 29. Государственный Банк РСФСР производит операции, вызываемые ходом развития промышленности и товарооборота, открывая кредиты, при условии обеспеченности их и экономической целесообразности, учреждениям и предприятиям крупной государственной промышленности, кооперативным и другим организациям и частным предприятиям, а также сельским хозяйствам и кустарям.

 

В частности Банк производит следующие операции:

 

1) Открытие целевых производственных кредитов на определенные начинания (финансирование), на основании особых проверенных Банком смет и планов заемщика, под обеспечение или без такового, в форме контокорентного счета на срок до востребования.

 

Народному Комиссару Финансов предоставляется определить максимальный размер кредита, могущий быть открытым отдельному заемщику в форме такого целевого кредита, самостоятельным распоряжением Правления.

 

Долги по сему кредиту взыскиваются Банком на основаниях настоящего Положения.

 

Из числа государственных предприятий сей кредит открывается лишь предприятиям, не финансируемым в сметном порядке.

 

2) Открытие кредитов до востребования (онколь) под обеспечение в форме контокорентного счета - под залог: товаров на складе; представленных инкассо товарных документов (железнодорожных дубликатов, накладных, пароходных квитанций, коноссаментов и проч.); векселей и других долговых обязательств, по которым срок платежа наступает не позже как через шесть месяцев - с выдачею под совокупность принятого в залог обеспечения не более 75% его общей стоимости, считая товары по рыночным ценам, а векселя и обязательства по их суммам, с правом Банка во всякое время потребовать, с предупреждением за установленный срок вперед, выкупа того или другого предмета обеспечения или представления дополнительного обеспечения или погашения всего или части долга, а в случае неисполнения сего должником реализовать все или часть обеспечения, или, не приступая к реализации обеспечения, обратить взыскание на всякое другое имущество должника.

 

По погашении всего или части долга обеспечение в соответствующем объеме подлежит беспрепятственной выдаче должнику. При выдаче части обеспечения Банку принадлежит право выбора того или другого предмета.

 

Принимаемые в залог товары должны быть сложены на складах Банка, но в зависимости от условий доставки и проч. могут быть оставляемы на хранение у залогодателя с ответственностью его за целость взятого на сохранение товара, а также должны быть застрахованы согласно правилам, утвержденным Народным Комиссариатом Финансов.

 

3) Открытие кредитов до востребования (онколь) под залог иностранных ценных бумаг, валюты, драгоценного металла, тратт и девиз, с выдачею под них: не более 60% биржевой (на подлежащей бирже) стоимости бумаг, 90% внутренней узаконенной стоимости металла по весу его и 75% курсовой стоимости прочих ценностей, на условиях, указанных выше в п. 2, и согласно указаниям Народного Комиссара Финансов.

 

4) Срочные ссуды под залог - отдельных, перечисленных выше, под п. п. 2 и 3 ценностей в соответственном размере (60%, 75% и 90% стоимости) на срок не более трех месяцев и на всех прочих указанных под п. п. 2 и 3 условиях.

 

Примечание. Государственным предприятиям, финансируемым в сметном порядке, ссуды могут быть выдаваемы лишь под предоставляемый в их распоряжение для реализации на рынке товарный фонд.

 

 

 

5) Учет векселей и долговых обязательств с выдачею всей суммы за вычетом определенного учетного процента за время до назначенного по ним срока платежа, причем срок сей не должен превышать шести месяцев со дня учета.

 

6) Покупка и продажа по поручениям - разрешенных для свободного обращения товаров с получением вперед всей суммы, или только части его с кредитованием остальной части, но не свыше размера и на прочих условиях, указанных под пунктами 2 и 3, и с условием выкупа немедленно по выполнении сделки.

 

7) Покупка и продажа за собственный счет - иностранных ценных бумаг, тратт и девиз и драгоценных металлов в пределах существующих узаконений согласно указаниям Народного Комиссариата Финансов, и соблюдением существующих положений и с тем, что на эту операцию может быть затрачено не свыше 1/3 основного капитала Банка.

 

8) Аккредитивы под документы на отправленные товары с получением вперед покрытия полного или частичного с кредитованием в остальной части стоимости на изложенных выше условиях, с условием выкупа немедленно по прибытии документов.

 

9) Переводы и кредитивы - на пункты в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике и за границей, где имеются учреждения Банка или его корреспонденты (ст. 32).

 

10) Комиссионные операции - по инкассированию векселей, обязательств, иностранных тратт, товарных и всякого рода других документов и ценностей, а также за счет комитентов всякого рода уплат с получением вперед всей суммы.

 

11) Прием и выдача денежных вкладов - денежные вклады принимаются Банком: а) на текущий счет, б) на определенный срок (срочные вклады) и в) сроком по определению (бессрочные вклады) в неограниченных суммах и выдаются также беспрепятственно и без ограничения сумм.

 

Документы, выдаваемые Банком на вклады бессрочно, могут быть только именные: документы на срочные вклады могут быть как именные, так и на предъявителя. Документы Банка на срочные и бессрочные вклады допускаются к приему в залог по договорам с правительственными учреждениями в полной сумме вклада.

 

Суммы, внесенные во вклады и на текущий счет, не могут быть подвергнуты запрещению или секвестру иначе, как по постановлению судебных установлений, и пользуются всеми гарантиями, установленными декретом Совета Народных Комиссаров от 30 июня 1921 года (Собр. Узак., 1921, N 52, ст. 301).

 

Изменение процентов и прочих условий по принятым вкладам может последовать в отношении текущих счетов и вкладов бессрочных не иначе, как с предупреждением за 15 дней вперед, а в отношении срочных вкладов лишь по истечении срока вклада.

 

12) Прием на хранение вещевых вкладов - от правительственных учреждений и предприятий, а также от частных организаций и лиц с выдачею установленных квитанций и на срок не свыше 5-ти лет. В случае неистребования вклада в течение 3-х лет, после срока, таковой обращается в доход казны.

 

Ст. 30. Банк производит прием и выдачу депозитных сумм по ордерам государственных учреждений и предприятий без всякого комиссионного или иного вознаграждения.

 

Ст. 31. Банк производит прием сумм государственных доходов и выдачу сумм государственных расходов за особый счет Народного Комиссариата Финансов на основаниях, изложенных в ст. 38 настоящего Положения, и на условиях, утверждаемых Народным Комиссаром Финансов.

 

Ст. 32. На предмет выполнения взаимных переводных, комиссионных и др. поручений Банк вступает, на основании особых договоров, в корреспондентские сношения с иностранными банками и банкирскими учреждениями.

 

Для развития сношений с иностранными корреспондентами Банк может с разрешения Народного Комиссара Финансов обеспечивать свои операции с ними имеющимися в его портфеле ценностями.

 

Ст. 33. В видах централизации возникающих в процессе промышленности и товарооборота расчетов между учреждениями, предприятиями, кооперативами и другими организациями и частными предпринимателями Банк берет на себя производство компенсации по взаимным расчетам, для чего открывает в составе центральных и местных учреждений Банка расчетные отделы с предоставлением участникам таковых (пользующимся их услугами учреждениям и лицам) определенных льгот и удобств в области переводных, комиссионных и т.п. операций Банка со взиманием платы в размере, потребном на содержание Отделов.

 

Ст. 34. Ближайший порядок и правила производства перечисленных выше операций, перечень товаров, могущих быть принятыми Банком в залог, а также условия вступления в корреспондентские сношения и приема участников в расчетные отделы устанавливаются особыми инструкциями с соблюдением изложенных выше положений.

 

Размеры процентов, комиссии и прочего вознаграждения по операциям Банка периодически публикуются во всеобщее сведение.

 

Ст. 35. Представление в залог перечисленных выше ценностей, товаров и пр. совершается посредством передачи их Банку, с учинением в подлежащих случаях передаточной надписи, при установленных заявлениях.

 

Ст. 36. Товары и ценности, служащие обеспечением открытых Банком кредитов и выданных им ссуд, не могут быть подвергнуты секвестру или запрещению ни по частным, ни по казенным взысканиям и не могут быть причислены к общей массе имущества должника для удовлетворения его кредитов, впредь до полного погашения долга Банку с процентами, комиссии и пр.

 

Порядок реализации означенных ценностей и товаров устанавливается Правлением Банка и утверждается Народным Комиссаром Финансов.

 

В отношении удовлетворения своих претензий Банк пользуется преимуществом перед всеми другими кредиторами должника как казенными, так и частными, за исключением установленных налогов.

 

Ст. 37. Банку предоставляется для своих операционных целей устраивать и нанимать всякого рода складочные и др. помещения.

 
 

VIII. Передача Банку банковых операций кассовых функций Народного Комиссариата Финансов

 

Ст. 38. По открытии действий Государственного Банка в его ведение передаются за особый счет Народного Комиссариата Финансов состоящие на балансах центральных и местных учреждений Народного Комиссариата Финансов и сохраняющие согласно действующим декретам силу текущего счета депозитные и переходные суммы, неоплаченные переводы и аккредитивы, а также счета по финансированию кооперации. В дальнейшем соответствующие означенным счетам операции сосредоточиваются исключительно в Государственном Банке.

 

Равным образом, по открытии действий Государственного Банка, в его ведение передается производство за тот же особый счет Народного Комиссариата Финансов операций по приему сумм государственных доходов и по выдаче сумм государственных расходов.

 

Примечание 1. Порядок передачи Государственному Банку указанных счетов и пр., а право и порядок производства Государственным Банком операций по приему сумм государственных доходов и по выдаче сумм государственных расходов устанавливается Народным Комиссаром Финансов.

 

Примечание 2. Одновременно с передачей Государственному Банку означенных счетов и операций в его ведение переходят соответствующие операционно - кассовые аппараты центральных и местных учреждений Народного Комиссариата Финансов, по ближайшим указаниям последнего.

 

Примечание 3. Суммы, состоящие на особом счету Народного Комиссариата Финансов (см. ст. 3), являются фондом для исполнения открытых на Государственный Банк в распоряжение государственных учреждений и предприятий сметных кредитов. В случае образования по сему счету долга за Народным Комиссариатом Финансов, таковой немедленно покрывается Народным Комиссариатом Финансов взносом в кассы Банка из общегосударственных средств.

 

IX. Отчетность Банка

 

Ст. 39. Операционный год Банка считается с 1 января по 31 декабря.

 

Примечание. Если Банк откроет свои действия до 1 января 1922 г., то остающаяся часть 1921 года причисляется к операционному периоду 1922 года.

 

Ст. 40. Формы, сроки и порядок представления Банку периодической отчетности утверждаются Народным Комиссаром Финансов.

 

Ст. 41. Годовой отчет Банка представляется Правлением для проверки Ревизионной Комиссии (разд. VI) не позже марта месяца следующего за операционным года.

 

По проверке отчета Ревизионной Комиссией не позже мая того же года, Правление представляет ее с заключением Ревизионной Комиссии и своей объяснительной запиской Народному Комиссару Финансов на утверждение и для дальнейшего направления в установленном порядке.

 

Ст. 42. Годовой баланс Банка публикуется в официальном органе печати. Помимо сего, Правление обязано периодически публиковать состояние счетов по всем операциям Банка.

 

Ст. 43. Смета расходов Банка в пределах отпущенных ему в бюджетном порядке сумм (см. разд. II) составляется Правлением Банка и представляется на утверждение Народному Комиссару Финансов. Тем же порядком испрашиваются дополнительные ассигнования на расходы, которые не могли быть предусмотрены при составлении основной сметы, за исключением лишь не терпящих отлагательств расходов, которые могут быть разрешаемы Правлением Банка с последующим представлением их на утверждение Народного Комиссара Финансов.

 

Ст. 44. Ревизия наличности касс и хранилищ Банка, равно и проверка сметных расходов Банка в день заключения операционного года (31 декабря) производится с обязательным участием Рабоче-Крестьянской Инспекции.

 

X. Распределение прибыли

 

Ст. 45. Чистой прибылью считается сумма полученных Банком процентов, комиссии и прочего вознаграждения по операциям, за вычетом уплаченных процентов и комиссии, всех организационных и хозяйственных расходов и подлежащих списанию сомнительных долгов и других убытков по операциям.

 

Ст. 46. Чистая прибыль Банка, по утверждении Народным Комиссаром Финансов годового отчета (ст. 43), распределяется следующим образом: 50 процентов ее отчисляется в запасный капитал Банка, не более 20 процентов обращается на улучшение быта сотрудников Банка, а остальное обращается в доход Казны.

 

XI. Изменение Положения

 

Ст. 47. Изменения настоящего Положения утверждаются Советом Народных Комиссаров в установленном порядке.

 
 

Председатель Всероссийского Центрального

 
 

Исполнительного Комитета                                               М. Калинин

 
 

Секретарь Всероссийского Центрального

 
 

Исполнительного Комитета                                               А.Енукидзе

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации