Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
ВВЕДЕНИЕ Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Monday, 09 March 2009

ВВЕДЕНИЕ

Центральный банк Российской Федерации возглавляет банковскую систему государства, и его деятельность непосредственно влияет на реализацию государственной экономической политики и обеспечение экономической безопасности страны. Уровень дефицита бюджета, нормализация финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивость банковской системы и национальной валюты, степень защищенности интересов вкладчиков являются важнейшими критериями, определяющими состояние экономической безопасности государства[1]. Обеспечение экономической безопасности России, включая упомянутые выше факторы, находится в сфере компетенции Банка России и непосредственно зависит от эффективности его работы. Вместе с тем государственное управление экономикой в сфере, отнесенной к компетенции Банка России, усложняется противоречивостью правовой базы, регулирующей особенности его правового положения и деятельности. Имеющиеся в банковском законодательстве пробелы и противоречия снижают эффективность деятельности Банка России, что ослабляет устойчивость всей финансово-кредитной системы государства.

По данным на сентябрь 1996 г., доля стабильных банков в РФ составляет 35% от общего числа банков, у 22% банков появились первые признаки финансовых проблем, 24% переживают временные трудности, и 3% банков угрожает банкротство. Увеличивается число убыточных банков. К 1 августа 1996 г. Банком России отозвано лицензий у 161 банка (было ликвидировано около 6% от общего числа зарегистрированных в России банков). Однако, по мнению Банка России, системный банковский кризис РФ не грозит[2].

В некоторых субъектах РФ с целью погашения задолженности перед гражданами по заработной плате, пенсиям и иным социальным выплатам предпринимаются попытки ввести в оборот различные расчетно-товарные чеки, квитанции, талоны и т.п. Указанные документы платежными средствами не являются и не относятся к формам безналичных расчетов, предусмотренных действующим законодательством (Письмо Банка России от 5 декабря 1996 г. № 369). Подобные явления свидетельствуют о серьезных негативных проблемах, возникающих в денежно-кредитной системе РФ и вряд ли способствуют обеспечению ее стабильности.

Проблемам состояния и перспективам развития банковской системы РФ и системы Банка России за годы экономических преобразований посвящено значительное количество работ, содержащих различные, а порой противоположные точки зрения[3]. Вышеприведенные обстоятельства придают исследованию правовых основ организации и деятельности Банка России на современном этапе особую актуальность.

Предлагая читателю настоящую работу, автор исходит из того, что она является попыткой рассмотреть в комплексе вопросы правового регулирования организации и функционирования Банка России как самостоятельной организационной системы, как важнейшего элемента банковской системы и как составной части системы государственной власти РФ.

Безусловно, ограниченный объем работы не позволяет осветить все особенности организации и деятельности Банка России. Некоторые выводы могут носить спорный характер. Однако если предлагаемая работа поможет сформировать у читателя объективное представление об особенностях правового положения Банка России, повлияет на понимание заинтересованными лицами исключительного значения права для организации и деятельности Банка России и всей банковской системы в целом, автор будет считать, что выполнил поставленную перед собой задачу. Насколько эта попытка оказалась удачной — судить читателям.

Ссылки на документы и первоисточники даны по их состоянию на 30 марта 1997 г. В процессе работы автор использовал возможности справочной правовой системы «Гарант».



[1] Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». — Российская газета, 1996, 14 мая.

[2] Коммерсант-Дейли, 1996, 6 сентября.

[3] См., например: Букато В. И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. Под ред. проф. М.Х. Лапидуса. М.: Финансы и статистика, 1996. 336 с.; Ефимова Л.Г. Банковское право. Учебное и практическое пособие. М.: Изд-во БЕК, 1994. 360 с.; Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. Учебное пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 288 с.; Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело Лтд., 1995. 304 с.; Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга 1. М.: ТОО Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКА», 1995. 688 с.; Правовое регулирование банковской деятельности. Под ред. Е.А. Суханова. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1997. 448 с. и др.

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации