Сейчас Вы здесь:Главная arrow От кризиса к кризису arrow Антикризисные законы РФ arrow Международное сотрудничество в разработке антикризисных мер

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Международное сотрудничество в разработке антикризисных мер Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Friday, 10 April 2009

 

Подготовлен по материалам памятной записки МВФ для встречи представителей «Группы 20» 31.01-01.02 2009 г. в Лондоне


На начальном этапе финансового кризиса ответной реакцией центральных банков было оказание помощи банковскому сектору по поддержанию ликвидности. По мере углубления кризиса власти начали применять и другие меры по - снижению процентной ставки рефинансирования, поддержке кредитования, снижению системных рисков ввиду угрозы краха финансовых учреждений. При этом, возрастала согласованность действий национальных регуляторов. Однако, снижение процентных ставок рефинансирования не привело к снижению ставок по кредитам в реальном секторе. Это вынудило центральные банки прибегнуть к практике прямой поддержки кредитного рынка, что отразилось в существенном увеличении балансов центральных банков (2,5 раза у Федрезерва и 70% у ЕЦБ). Эти меры были подкреплены госбюджетным финансированием и международной кооперацией на финансовых рынках.

Страны «Группы 20» приняли или собираются принять пакет стимулирующих мер в среднем в размере 1,5% ВВП в 2009 г. (0,5% - в 2008 г.) и 1,25% - в 2010 г. В то же время, в разных странах этот пакет существенно различается как по размеру, так и структуре.

Фискальные стимулы на 1\3 затрагивают доходные статьи бюджета (снижение подоходного налога и косвенных налогов), 2\3 – расходные статьи (развитие инфраструктуры, дополнительное финансирование региональных властей, поддержка домохозяйств и мелкого и среднего предпринимательства).

На существенное снижение подоходного налога пошли такие страны, как Канада, Германия, Индонезия, Италия, Великобритания и США. Треть стран из «Группы 20» объявили о снижении косвенных налогов. Почти половина этих стран, включая США, Канаду, Францию, Германию, Индонезию, Корею, Россию, Испанию, собираются снизить корпоративное налогообложение. 3\4 стран (вкл. Канаду, Китай, Францию, Германию, Индонезию, Италию, Корею, Саудовскую Аравию и США) будут увеличивать финансирование инфраструктуры, главным образом, транспортных сетей (либо в форме прямого госфинансирования, либо через финансирование региональных властей).

Многие страны объявили о планах защиты наиболее уязвимых групп населения – выплата пособий по безработице, оказание финансовой помощи бедным слоям, поддержка детей и пенсионеров, предоставление льготных займов гражданам с низкими доходами.

Ряд стран оказывают поддержку мелким и средним предприятиям (Корея), стратегическим или уязвимым секторам экономики (строительному сектору –в Канаде и Германии, оборонному комплексу и с\х – в России).

Несколько стран прибегают к более долгосрочным мерам стимулирования, в частности, развитию здравоохранения и образования (Австралия, Китай, Саудовская Аравия), а также развитию экологичных производств (Канада, Китай, Германия и Великобритания).

 В то же время, требуются дополнительные меры по двум направлениям – оздоровление финансов и восстановление спроса:

- комплексный подход к исправлению банковских балансов, отягощенных плохими активами. Здесь рассматриваются два подхода – «изоляция» этих активов в балансах за счет допфинансов или госгарантий, либо их вывод в баланс отдельного специально созданного т.н. «плохого» банка.

- рекапитализация жизнеспособных финансовых учреждений должна проводиться быстро и широкомасштабно, обеспечивая их жизнестойкость в условиях ухудшения макроэкономической ситуации. Власти должны быть готовы к вмешательству и решению проблем банков, потерявших доверие рынка. При этом государство должно защитить права акционеров, а также минимизировать моральные угрозы, включая введение лимитов на компенсации и бонусы руководству. При необходимости финансовые учреждения могут быть национализированы на период поиска решений их проблем.

- нужны меры по стабилизации рынка жилищной недвижимости. В этой сфере программы должны быть менее ограничительными, предоставляя кредиторам больше льгот в рамках модифицированной процедуры банкротства.

- центральные банки должны продолжать широкомасштабную поддержку рынка ликвидностью, в том числе принимая широкий спектр гарантийного обеспечения и пролонгации сроков исполнения по гарантийным обеспечениям, позволяя банкам нормализовать условия финансирования.

 Необходимо обеспечить достаточно ликвидности для непрерывности доступа развивающихся стран к внешним источникам финансирования.

Развивающиеся экономики должны разработать меры по снижению рисков от внезапных изъятий депозитов из банков, а также решения проблем с платежеспособностью (введение или расширение госгарантий).

Также в этой группе стран следует ввести или модернизировать существующую процедуру банкротства, которая бы способствовала эффективному и предсказуемому решению проблем задолженности в корпоративном секторе.

 Традиционная монетарная политика в развитых странах достигла предела своих возможностей. Возросли дефляционные риски.

В условиях практически нулевой учетной ставки центральные банки развитых стран столкнулись с необходимостью использования альтернативных подходов, главным образом, интервенций, с целью «расшивки» кредитных рынков. Опыт Японии указывает, что центральные банки должны концентрироваться на поддержке кредитных рынков, а не на скупке госдолгов (скупка долгов, хоть и привела к финансовой стабилизации, однако имела весьма ограниченный стимулирующий эффект на экономику). Поэтому, рекомендации можно свести к:

- покупке долгосрочных ГКО

- скупке в больших масштабах ценных бумаг, обеспеченных долговыми обязательствами агентств и закладными.

Скупка частных негарантированных долгов или предоставление займов частному сектору.

Баланс мер макроэкономической политики отличается в каждой из развитых стран:

В США – помимо мер по «расшивке» кредитного рынка, необходимы фискальные послабления для поддержки экономики и ограничения дефляционных рисков (в т.ч. такие, как прямая поддержка жилищному сектору, развитие инфраструктуры, увеличение регионального финансирования).

В Западной Европе – имеется потенциал дальнейшего снижения процентной ставки рефинансирования и проведения дискреционной политики фискального стимулирования.

В Японии – монетарная политика должна ориентироваться на оказание поддержки кредитному рынку и установление подходящей ставки процента для стимулирования экономики и сдерживания ценового давления. Стимулы должны ориентироваться на краткосрочные меры по максимизации внутреннего спроса.

Развивающиеся страны должны проводить политику по смягчению негативных последствий прекращения притока или оттока капиталов, учитывая, однако, что это временное явление. Многим из этих стран с гибким режимом валютного курса следует смягчать указанные последствия за счет валютного курса. Многие страны, которые накопили большие валютные резервы, должные проводить валютную интервенцию во избежание нарушений рыночных условий.

В ряде развивающихся стран инфляционные ожидания минимальны, что оправдывает послабление их монетарной политики. Многие, но не все развивающиеся страны располагают возможностью оказания контр-цикличной фискальной поддержки. Страны с относительно хорошими фундаментальными макроэкономическими показателями, столкнувшись с ухудшением перспектив экономического развития, обладают большими возможностями использования как автоматических экономических стабилизаторов, так и дискреционных мер поддержания спроса.

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации