Сейчас Вы здесь:Главная arrow Мировая валютно-финансовая система arrow История МВФС arrow Роль МВФ в будущей международной финансовой архитектуре

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Роль МВФ в будущей международной финансовой архитектуре Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Saturday, 27 June 2009
Выступление первого заместителя управляющего директора МВФ Джона Липски "Подготовка к посткризисному миру"

Оценка роли МВФ в будущей международной финансовой архитектуре
В случае реализации текущих планов посткризисный мир будет характеризоваться многосторонностью, большей скооридинированностью проводимой политики и более эффективно регулируемой финансовой системой. С начала встречи руководителей стран Группы 20 МВФ призван играть ключевую роль в этих новых условиях.
Какова же эта роль МВФ в посткризисном мире?

Средства достижения успеха
МВФ эволюционировал вместе с мировой экономикой.  Основные периоды международного макроэкономического стресса, в частности, крах Бреттонвудское соглашения по регулированию валютных курсов и распад СЭВ, вывели МВФ на новые территории. Становилось все более очевидным, что у МВФ недостаточно инструментов для эффективной реализации своих задач, особенно  по предотвращению кризиса. Набор инструментов МВФ разрабатывался в период, когда на финансовых рынках доминировали банки, большую часть международных долговых потоков приходилась на госдолги, а секьюритизированное финансирование находилось в зачаточном состоянии. В то же время, в последние годы произошло взрывное увеличение трансграничных потоков частного капитала, сопровождающееся растущим усложнением финансовых технологий. Углубилась и финансовая интеграция между странами, сопровождаемая сложной сетью внешнеэкономических связей между реальной экономикой и финансовым сектором. Эти события подпитывали исторически глобальное развитие в 2003-2007, но в то же время завершились финансовым кризисом, спровоцированным узким сегментом ипотечного рынка США и драматически перекинувшемся во все уголки мира.
Более эффективное предотвращение кризиса
Отсутствие достаточно эффективного механизма предотвращения кризиса выявило слабость МВФ как в наборе инструментов, так и его роли в мировой финансовой архитектуре. Без такого механизма, страны обычно обращались к МВФ за финансовой помощью после наступления кризисных явлений, сводя роль МВФ к финансированию зачастую болезненных корректировок национальной экономики. МВФ ассоциировался с политически враждебными программами. В этих условиях многие стран, особенно в Азии, зачастую выбирали путь самофинансирования, создавая значительные буферы валютных резервов. Это привело к глобальным дисбалансам за последнее десятилетие.
После нескольких фальш-стартов в попытках МВФ создать механизм предупреждения кризиса, только текущий кризис обеспечил консенсус стран в этом направлении. В марте 2009 МВФ представил программу т.н. Гибких кредитных линий - наиболее существенное изменение практики взаимоотношений МВФ со странами-членами фонда после краха Бреттонвудской системы. Это новое средство подходит не для всех стран. Для последних МВФ представил программу High Access Precautionary Arrangements.
Большая сфокусированность и гибкая политика в обусловленности помощи
Для большинства программ МВФ обусловленность помощи является критически важным для обеспечения реализации необходимых изменений в политике стран получателей помощи и сохранения возвратности кредитов. Обусловленность стала более сфокусированной с тем, чтобы обращения к МВФ имели место до того как положение стало критичным. Сейчас обусловленность связана не с критериями структурных изменений, а с гибкими критериями на основе более широкого подхода к развитию.
Требуется больше ресурсов
В условиях, когда большие объемы частного капитала могут быстро менять курс, финансовые пакеты МВФ должны быть достаточно большими чтобы дать результат. В этом направлении уже сделаны первые серьезные шаги. Увеличены вдвое лимиты доступа, в том числе и для беднейших стран. МВФ также собирается предоставить 6 млрд.долл льготных кредитов беднейшим странам на протяжении следующих 2-3 лет.
Лидеры Двадцатки обязались увеличить втрое кредитные ресурсы МВФ  до 750 млрд.долл. и как минимум удвоить возможности фонда по льготному кредитованию беднейших стран. Двадцатка также согласилась о новом размещении СДР, который добавит к глобальной ликвидности еще 250 млрд.долл. И хотя это сравнительно маленькая сумма в глобальном аспекте, эти ресурсы могут оказать существенное влияние на международные резервы развивающихся стран и беднейших государств и предоставить поле для маневра в рамках контрцикличной макроэкономической политики.
Улучшение и расширение контроля
Хотя реформирование кредитного механизма МВФ критично важно, успех предотвращения кризиса зависит от строгого контроля. Фонд уже реализует важные изменения в системе контроля, усиливая акцент на финансовые риски и их взаимосвязь с макроэкономическими результатами. МВФ был среди первых, кто предупредил о рисках финансового сектора, призывал к глобальному фискальному стимулированию и очистке банковских балансов. Хотя, МВФ и не ожидал такой глубины кризиса и недооценил силу внутренних и международных связей.
Ключевой инициативой в ответ на требование МВФ, Финансового комитета и Группы 20 является создание совместно с Советом по финансовой стабильности т.н. «Системы раннего предупреждения», предусматривающей проведение дважды в год системного обзора рисков и глобальных взаимосвязей. Первая презентация системы состоится на очередной ежегодной встрече  МВФ и Всемирного банка в октябре 2009 в Стамбуле.
МВФ усиливает программы по оценке своего финансового сектора.
По поручению лидеров Двадцатки МВФ начал проводить регулярную оценку антикризисных мер стран. С этой целью МВФ начал публикацию "Фискального обзора Группы 20", отслеживающего применение странами фискальных стимулов и мер финансового надзора.
Перед МВФ также была поставлена задача отслеживать реализацию реформ системы регулирования и надзора, согласованных в рамках Совета по финансовой стабильности и других органов стандартизации.
Реформа управления
Для эффективности работы МВФ необходимо справедливое представительство интересов всех стран. Ускорены реформы для обеспечения соответствия структуры принятия решений текущим глобальным реалиям. Завершение второго раунда по пересмотру квот намечено на январь 2011, в соответствии с которой развивающиеся и беднейшие страны получат больше голосующих прав.
Что дальше
Глобальные усилия сфокусированы преимущественно на текущем кризисе, но реформы нацелены также и на посткризисный период. Чрезмерно требовать, чтобы институциональные изменения ликвидировали циклы деловой активности или периоды кризиса финансового сектора. Более того, политика в сфере финансового и экономического сектора останется делом национальных правительств. Тем не менее, эти изменения в глобальной финансовой архитектуре смогут снизить частоту и глубину будущих кризисов и помочь в получении выгод от растущей открытости и интеграции глобальной экономики.
Каких дополнительных изменений можно ожидать в дальнейшем.  Возросшая роль Группы 20 отражает расширение процесса принятия решений на международном уровне, но этот процесс имеет две слабые стороны - большая часть стран мира исключена из этого процесса, а в Группе 20 нет механизма принятия трудных решений, кроме как нга основе подавляющего консенсуса.
http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2009/06/lipsky.htm
 
< Пред.   След. >

Свежие публикации