Сейчас Вы здесь:Главная arrow Учебные пособия и материалы arrow Я.А. Гейвандов. Правовые основы банковской дея-ти arrow 6. Регистрация, лицензирование, ликвидация кредитных организаций

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
6. Регистрация, лицензирование, ликвидация кредитных организаций Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
вторник, 14 июля 2009

 6. Регистрация, лицензирование, ликвидация кредитных организаций.

 Согласно ст. 12 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк России осуществляет государственную регистрацию и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Кредитные организации согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ считаются созданными, как юридические лица, с момента государственной регистрации Банком России. Но сам факт государственной регистрации в Банке России еще не дает юридическим лицам права на банковскую деятельность. Согласно ст. 51 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемым видом деятельности признает такие виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с упомянутым федеральным законом либо иными федеральными законами, вступившими в силу до вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (например, банковское законодательство). Мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий именуется лицензированием. Под лицензией понимается разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”. Только с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России, кредитные организации получают право осуществления банковских операций.

 В соответствии со ст. 13 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Для создания кредитных организаций с иностранными инвестициями банковское законодательство, нормативные акты Президента РФ, Банка России устанавливают дополнительные требования (ст. 18 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”). Особенности и порядок реализации положений банковского законодательства о регистрации и лицензировании кредитных организаций, в том числе вид выдаваемых им лицензий, детализируется в нормативных правовых актах Банка России (например, в Инструкции Банка России от 23 июля 1998 г. N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности", Письмо Банка России от 29 июля 1997 г. N 493 "О порядке рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" и т.п.).

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. В качестве санкции за осуществление банковских операций без лицензии граждане несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, а юридические лица ликвидируются по иску о ликвидации, который вправе предъявлять Банк России в арбитражный суд.

В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Одной из санкций, применяемых к кредитным организациям за банковские правонарушения является лишение их лицензии. Согласно ст. 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности” в случае: 1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; 2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; 3) установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации); 4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России; 5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; 6) неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом; 7) неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям кроме предусмотренных в ст. 20 упомянутого Федерального закона не допускается.

 Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” прямо связывает сохранение за юридическим лицом статуса кредитной организации с наличием не только регистрации в Банке России, но и лицензии на осуществление банковских операций. Следовательно, по смыслу ст. 1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” лишение кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций должно влечь утрату соответствующим юридическим лицом статуса кредитной организации. Однако практика, в том числе и законодательная, следует иным путем. Например, в Федеральном законе “О реструктуризации кредитных организаций” юридические лица, лишенные банковской лицензии продолжают именоваться кредитными организациями. Сложившаяся правовая ситуация усложняет понимание особенностей правового положения кредитных организаций лишенных лицензии.

Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") в недельный срок со дня принятия соответствующего решения. С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций: 1) срок исполнения обязательств кредитной организации считается наступившим. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций; 2) прекращается начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации; 3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций; 4) до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего запрещаются заключение сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения).

Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России. Так, согласно Положению "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации" (утверждено Приказом Банка России от 2 апреля 1996 г. N 02-78) решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств главных управлений (национальных банков) Банка России (далее по тексту - территориальные учреждения Банка России), ходатайства руководителя временной администрации кредитной организации, а также структурных подразделений Банка России согласно перечню, установленному Комитетом банковского надзора Банка России, и оформляется Приказом Банка России. Некоторые особенности отзыва лицензии у кредитных организаций определяется в Письме Банка России от 23 апреля 1999 г. N 136-Т "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий в соответствии с пунктами 5, 6 и 7 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

В Письме Банка России от 15 марта 1999 г. N 93-Т "Об исполнении исполнительных документов по имущественным взысканиям к кредитным организациям, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций" определены некоторые особенности работы с судебными решениями. Так, установлено, что исполнение исполнительных документов, предъявленных к корреспондентскому счету кредитной организации или к расчетному счету клиента кредитной организации, по судебным решениям, вступившим в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии, за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, приостанавливается в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" до принятия решения о ликвидации кредитной организации. При этом судебный пристав-исполнитель не предпринимает к территориальному учреждению Банка России, где открыт корреспондентский счет данной кредитной организации, мер по применению санкций за неисполнение исполнительных документов. Исполнительные документы после приостановления исполнения по ним остаются в кредитной организации и в подразделении расчетной сети Банка России в зависимости от того, кому был предъявлен для исполнения исполнительный документ.

Ликвидация кредитных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Так, общий порядок ликвидации юридических лиц закреплен в гражданском законодательстве (ст. ст. 61-63 ГК РФ), а особенности ликвидации кредитных организаций в банковском законодательстве (ст.ст. 23, 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 22 Федерального закона от 8 июля 1999 г. "О реструктуризации кредитных организаций", ст. 39, 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 48 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

а) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом;

в) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (ст. 65 ГК РФ). Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Таким образом, ликвидация кредитной организации осуществляется с учетом требований Федерального закона “О банках и банковской деятельности” (ст. 23 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”). В случае прекращения деятельности кредитной организации по решению ее учредителей (участников) Банк России на основании ходатайства кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России. В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней с момента принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России. Сообщение об аннулировании записи о регистрации кредитной организации подлежит опубликованию Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") в месячный срок после внесения указанного изменения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Публикации в соответствии с федеральным законодательством подлежат и другие решения принимаемые в процессе ликвидации кредитных организаций. Так, согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» конкурсный управляющий в течение 15 дней с момента представления им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, направляет для опубликования в "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", "Вестник Банка России", а также опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счет ее средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Порядок соответствующих публикаций детализируется в Указании Банка России от 7 июля 1999 г. N 602-У «О порядке публикации объявления о ликвидации кредитной организации в "Вестнике Банка России"».

Кредитные организации, как и иные юридические лица могут быть ликвидированы не только по собственной инициативе, или по решению учредителей (вкладчиков), но и по инициативе Банка России (ст. 23.1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”). В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Центральным банком Российской Федерации, прокурором. При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется[1]. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Если стоимость имущества юридического лица, признанного банкротом, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ. Как отмечается в Письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 декабря 1997 г. № 23, если в ходе осуществления ликвидации юридического лица на основании решения суда выявляется недостаточность его имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61 ГК РФ), ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юридического лица банкротом. При признании такого должника банкротом функции конкурсного управляющего могут быть возложены судом на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Необходимо заметить, что ликвидация кредитных организаций может осуществляться и по инициативе Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Так, согласно ст. 22 Федерального закона от 8 июля 1999 г. "О реструктуризации кредитных организаций" АРКО вправе через органы управления кредитной организации принять решение о ликвидации кредитной организации, находящейся под управлением Агентства, если у него есть достаточные основания считать невозможным дальнейшее осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации. На основании принятого решения Агентство обращается в Банк России с ходатайством об аннулировании (отзыве) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В случае принятия Банком России решения об аннулировании (отзыве) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации под управлением АРКО. Обязанности по осуществлению ликвидации кредитной организации, в отношении которой АРКО принято решение о ее ликвидации, возлагаются на АРКО, которое и осуществляет функции ликвидатора кредитной организации. Если в процессе ликвидации установлено, что имущества кредитной организации недостаточно для исполнения ее обязательств перед всеми кредиторами, АРКО обязано обратиться в суд в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В случае признания кредитной организации банкротом функции конкурсного управляющего возлагаются арбитражным судом на Агентство.

Особенности банкротства кредитных организаций закреплены в ст. 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». При ликвидации кредитной организации в порядке банкротства Банк России вносит запись о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Конкурсный управляющий ежемесячно представляет в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации в соответствии с перечнем и в порядке, которые устанавливаются Банком России[2]. После составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев после открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются и представляются в Банк России в соответствии с нормативными актами Банка России[3]. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации. Запись о ликвидации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций производится на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, вынесенного в соответствии со ст. 119 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". После завершения процедуры конкурсного производства и ликвидации кредитной организации в Архивный фонд Российской Федерации передаются документы в порядке и в соответствии с перечнем, которые утверждаются государственным органом, осуществляющим государственную политику в области архивного дела, и Банком России.

При ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России, последний вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной лицензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении ее не применяются процедуры банкротства, предусмотренные законодательством о банкротстве кредитных организаций.

После создания в установленном законодательством порядке ликвидационной комиссии (назначения арбитражным судом конкурсного управляющего, ликвидатора) исполнительные документы, предъявленные к корреспондентскому счету кредитной организации, передаются руководителю ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему, ликвидатору) для учета требований кредиторов.

Исполнительные документы в соответствии с законодательством являются признанными требованиями и учитываются в реестре требований кредиторов в размере неисполненной суммы. По исполнительным документам, выданным на основании судебных решений, вступивших в законную силу после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, исполнительные действия приостанавливаются, о чем уведомляется предъявивший исполнительный документ судебный пристав-исполнитель либо взыскатель со ссылкой на п.3 с. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", номер и дату приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Порядок обращения Банка России в арбитражный суд при реализации возложенных на него полномочий, предусмотренных в ст. 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” изложен в Письме Банка России от 22 мая 1996 г. N 283 "О порядке обращения в арбитражный суд". Согласно этому документу Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации в следующих случаях: если в течение одного месяца после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций учредителями (участниками) или органом кредитной организации, уполномоченным на то учредительными документами, не создана ликвидационная комиссия, согласованная с территориальным учреждением Банка России; если в течение одного месяца с момента отзыва лицензии на осуществление банковских операций в арбитражный суд в установленном законом порядке не подано заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

В соответствии со ст. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования о ликвидации кредитной организации предъявляются по общему правилу территориальной подсудности, т. е. по месту нахождения юридического лица (по месту нахождения органов управления юридического лица). Иски от имени Банка России подает соответствующее главное управление (Национальный банк) Банка России. При подготовке искового заявления территориальное учреждение Банка России запрашивает арбитражный суд по месту нахождения кредитной организации о наличии в его производстве дела о признании несостоятельности (банкротства) кредитной организации в том случае, если оно не располагает соответствующей информацией. В случае, если кредитная организация приняла совместно с кредиторами решение об объявлении о своем банкротстве и добровольной ликвидации, но в течение месяца с момента отзыва лицензии не создана ликвидационная комиссия, согласованная с территориальным учреждением Банка России, последнее вправе: направить материалы в прокуратуру для подачи заявления в суд с целью возбуждения последним дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации в соответствии с законодательством о банкротстве; самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации в соответствии с законодательством о банкротстве, если Банк России является кредитором кредитной организации и территориальное учреждение Банка России не имеет оснований для обращения в прокуратуру.



[1] См. например: Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 декабря 1997 г. N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации"

[2] См например: Указание Банка России от 12 апреля 1999 г. N 538-У "О представлении территориальными учреждениями Банка России сведений о проведении ликвидационных процедур в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций"

[3] См. например: Указание Банка России от 19 декабря 1997 г. N 85-У "О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и окончательного ликвидационного баланса кредитных организаций и порядке их согласования территориальными учреждениями Банка России"

 
< Пред.

Свежие публикации