Сейчас Вы здесь:Главная arrow От кризиса к кризису arrow Президент России о кризисе arrow Председатель Правительства России В.В. Путин о кризисе, экономике, инвестициях, деньгах....

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Председатель Правительства России В.В. Путин о кризисе, экономике, инвестициях, деньгах.... Версия для печати Отправить на e-mail
РФБС.РУ   
Saturday, 02 January 2010
Председатель Правительства России В.В. Путин о кризисе, экономике, инвестициях, деньгах, банковской и финансовой системе.

(Выдержки из беседы Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с журналистами по итогам поездки в Приморский край 29 Декабря 2009 г. Полный текст беседы представлен на официальном сайте Правительства России – http://www.premier.gov.ru/events/pressconferences/8815/)

Вопрос: Владимир Владимирович, многие издания и телекомпании в конце года подводят итоги года. Есть специальные программы - «рейтинг года». Вот как бы выглядел Ваш личный рейтинг 2009 года? Какие события Вы бы особо отметили?

В.В.Путин: Преодоление основных угроз кризиса. Мы не допустили массового роста безработицы. Этот рост был, есть, но не был и не является таким драматическим, каким мог бы быть. Это первое.
Второе. Это спасение банковской финансовой системы. Я уже говорил об этом, хочу повторить. Вспомните 1998 год. Все крупнейшие банки страны - «Инкомбанк», «ОНЭКСИМ Банк» и так далее - все сошли с рынка, прекратили свое существование. А вместе с ними исчезли и деньги вкладчиков.
Мы этого не допустили. У нас пять или шесть финансовых учреждений, которые оказались на грани банкротства, были куплены за рубль государственным агентством.
За символическую сумму. Но они не прекратили своего существования. Мы сейчас занимаемся их реструктуризацией, объединением, укрупнением. Никто не брошен. Это второе.
Конечно, сократился кредитный рынок. Но постепенно мы выходим из этой ситуации. Вы знаете, что Центральный банк уже снизил ставку рефинансирования до 8,75%. Это, безусловно, отразится и на банковской ставке коммерческих финансовых учреждений. Я считаю, что самое главное - это то, что наш антикризисный план сработал. Это главный результат».


Вопрос: … в чем были минусы минувшего десятилетия?

В.В.Путин: Самый главный минус в том, что мы не могли или не хотели проводить более жесткую экономическую политику, связанную с необходимостью еще больше экономить имевшиеся у нас ресурсы и направлять их на диверсификацию экономики.
Мы слишком много тратили, и делали это, конечно, под давлением обстоятельств, связанных с началом и серединой 1990-х годов. В общем и целом с экономической точки зрения, с прагматично экономической точки зрения меньше средств, может быть, нужно было бы направлять на социальные расходы, а больше на диверсификацию экономики и развитие. Но с социальной точки зрения, я думаю, что мы поступали правильно, имея в виду, что наши граждане в начале и середине 1990-х годов столкнулись с очень тяжелыми испытаниями, связанными с утратой накопленных денежных средств населения, с развалом социальной сферы. И нужно было людям хоть что-то вернуть и на этой базе поднять доверие граждан к власти, потому что только на основе этого доверия к власти можно проводить и другие преобразования.
Поэтому, если бы мы действовали чуть иначе, может быть, и кризис был бы для нас еще более легким, потому что у нас была бы более диверсифицированной экономика. Это, наверное, самое главное, чего больше нужно было бы делать в предыдущее время - диверсифицировать экономику.
Но, как вы видите, мы и так начали достаточно активное движение, создали институты развития, свободные экономические зоны и так далее. Но вмешался, к сожалению, кризис. Но в целом то, что мы сделали за последние годы, и рост экономики позволили нам все-таки менее болезненно, чем другим странам проходить сложные этапы кризиса».



Вопрос: Владимир Владимирович, есть такое ощущение, что на время кризиса страна не смогла избавиться от нефтяной зависимости...
В.В.Путин: Это не ощущение, это так оно и есть.

Вопрос: И нет никаких гарантий, что очередные скачки цен не приведут к тем американским горкам, которые были в 2008-2009 году. Это правильное ощущение или что-то удалось сделать?

В.В.Путин: Это ощущение правильное, но оно будет неполным, если мы не будем обращать внимание на то, что происходит кроме этого. Вот здесь мы с вами находимся... Мы же не только ВСТО занимаемся, не только открыли новую экспортную трубу. Мы еще объявили о создании двух судостроительных предприятий. Мы с вами побывали сейчас только на открытом, за полгода организованном автопредприятии, которое будет производить автомобили. Вот это и есть диверсификация экономики.
Если мы направляем средства на развитие, скажем, банковской системы, то мы говорим о том, чтобы консолидировать эти банки, укрупнить, консолидировать, сделать их более жизнеспособными. Все, в том числе представители самого банковского сообщества, считают, что тысяча с лишним банков - это многовато. Но вопрос только в том, какими средствами добиваться укрупнения. Мы собираемся это делать мягко, спокойно, ничего ни у кого не отбирая, создавая условия для того, чтобы люди могли работать более эффективно и с большей степенью надежности.
Вот по всем этим направлениям мы и двигаемся, если вы видите. Конечно, можно бесконечно говорить о том, вот какие мы однобокие, как нам тяжело живется, вот мы ничего не делаем... Это не так. Мы делаем. Но это движение, вы знаете, это же развитие экономики - процесс, цикл очень длительный. Это требует времени и очень больших капитальных расходов.
Вот поговорите со Швецовым (В.А.Швецов, генеральный директор «Соллерс»), который здесь организовал автомобильное предприятие. Поговорите, с какими трудностями он сталкивался: как людей подобрать, как их обучить, как инфраструктуру создать. Все это длительные циклы.
Мы говорили о поддержке авиационной промышленности. Ведь насоздавали таких условий в начале и середине 1990-х годов! Все распродали, а в авиационной промышленности, и вы наверняка это знаете, сейчас два-три мировых игрока: Боинг и EADS европейский. Все остальное на мировом рынке - это мелкие фрагментарные элементарные частицы. В Бразилии что-то производят, еще что-то где-то производят. А крупных производителя - два! И Россия рядышком сейчас стоит.
А мы взяли свою авиационную промышленность, разрезали по секторам и раздали. Это не та сфера деятельности, где можно было действовать подобным образом. Она требует больших, капитальных вложений, часто рискованных и очень длинных по срокам. Там государство впрямую участвует.
А в энергетике. Посмотрите, что делается в энергетике Франции? Каково там присутствие государства в электроэнергетике, скажем? Взгляните на этот рынок, на этот сектор производства.
Поэтому для того, чтобы нам консолидировать эти активы в области авиастроения, несколько лет потребовалось. Действуют определенные законы. Акционировать нужно было эти предприятия. Все это потребовало несколько лет напряженной, тяжелой работы. Сразу появились какие-то личные коммерческие интересы у руководителей, у акционеров. Все цепляются, любой ценой держатся за них, не думая о будущем предприятия, что оно может умереть. Легче распродать активы за копейки, зато в карманы положить.
И психологию пришлось менять, которая очень быстро возникла, такая иждивенческая. Время нужно. Я считаю, что мы действуем в правильном направлении, движемся в этом направлении. Повторяю еще раз, я уже об этом сказал: создан институт развития и свободные экономические зоны.
Налоговый режим подстраивается под это. Ведь не просто так говорим о развитии и диверсификации экономики, развитии машиностроения, других секторов экономики. Если вы посмотрите на налоговые решения для этого сектора, мы все-таки стараемся потихонечку налоговую нагрузку снижать, а для энергетики повышаем в последнее время.
Но если у нас есть энергетические ресурсы, если у нас есть нефть, есть газ, чего в других регионах мира или совсем нет или есть в ограниченном количестве, то это что такое? Это наши естественные конкурентные преимущества. Вопрос только в том, чтобы грамотно этим распорядиться, и доходы от этих товаров грамотно и своевременно направлять на ту самую диверсификацию, о которой вы спросили, и которую мы пытаемся проводить.



В.В.Путин: ЖКХ - извечная проблема для нашей страны, так же как и жилищная. А корни ее в том, что это монополизированный рынок, освоенный прежде всего чиновничьим аппаратом, а не участниками экономической деятельности. Здесь ясно, что нужно делать, уже давно сформированы эти принципы развития системы жилищно-коммунального хозяйства. И модернизация там не всегда и необязательно должна быть связана с повышением тарифов.
Прежде всего, нужно создавать рыночные условия, нужно избавляться от того, чтобы частные карманные фирмы монопольно владели рынком оказания этих услуг. Это главное, основное условие. Разумеется, они часто не могут этого сделать, если предприятие и сами системы жилищно-коммунального хозяйства находятся в удручающем положении. Здесь нужно подставить плечо и помочь выйти на тот уровень, который будет приносить прибыль в этом секторе экономики. А возможности прибыльной работы там очень высоки.
Но, разумеется, и инфляция - это тоже фактор все-таки реальный. В этом году, кстати говоря, у нас будет рекордно низкая инфляция. Вот я сейчас только разговаривал с председателем Центрального банка. Недели две назад это было 8,7 - 8,8%, ну за оставшиеся дни текущего года накопленная инфляция будет где-то под 9%. Это рекордно низкий уровень, исторический минимум. Но все-таки 9% - это тоже много, это не три, не четыре и даже не пять.
Надо, чтобы предприятия жилищно-коммунального хозяйства оперативно и своевременно реагировали на эти макроэкономические условия, иначе недофинансирование еще больше увеличится, а деградация сетей достигнет неприемлемого уровня.
Но, разумеется, никто не имеет права, особенно в этой сфере, чувствительной для граждан, спекулировать и злоупотреблять этими макроэкономическими показателями для того, чтобы неправомерно завышать тарифы на жилищно-коммунальное хозяйство. Так иногда происходит, к сожалению. Мы на федеральном уровне стараемся ограничивать рост этих тарифов, будем смотреть за этим и дальше».

….

Вопрос: Сейчас в Правительстве готовятся поправки по инвестициям. Скажите, в следующем году доступ инвесторов будет более ограничен, или наоборот...

В.В.Путин: Во-первых, у нас есть механизмы консультаций с ними, есть Совет по иностранным инвестициям. И я, как Председатель Правительства, регулярно встречаюсь с нашими основными партнерами. Мы их слушаем, слышим и реагируем на их замечания, предложения, стараемся практику применения имеющегося у нас законодательства подправить таким образом, чтобы она была комфортной для наших партнеров, а если нужно, при необходимости, вносим какие-то изменения и в законодательную базу.
В этом году, по информации, которую я только что получил, накопленных иностранных инвестиций за первый квартал было где-то около 35 млрд. Наверное, это будет чуть поменьше, чем в прошлом году, но это и естественно, потому что в условиях кризиса мы видим сжатие рынка и сжатие инвестиционного процесса. Это нормально, ничего здесь особенного нет, но повторю: если за три квартала 35 млрд - это неплохо.
У нас существует проблема, которая связана с тем, что у нас созданы хорошие условия для притока спекулятивного капитала, который в принципе тоже неплохо приходит, функционирует в России, но создает нам проблемы в условиях кризиса, быстро убегает. Нам нужно поправить имеющиеся у нас правила таким образом, чтобы уменьшить интерес этого спекулятивного капитала прибегать в Россию на короткое время и при первом дождичке отсюда убегать. И, наоборот, создать более благоприятные, может быть, условия для притока прямых инвестиций, долгосрочных прямых инвестиций.
Вот в этом направлении мы и думаем. И здесь никаких революций не будет, это связано с определенными вопросами регулирования.
Что касается того, будет этот порядок более либеральным или нет, то он вообще у нас очень либеральный. Если вы обратили внимание, то, скажем, в сфере энергетики ничего подобного ни в странах Ближнего Востока, ни тем более в Латинской Америке (где, скажем, в Мексике, только госкапитал - допустим) ничего нет.
У нас доступ свободный. У нас все мировые компании работают. У нас есть определенные ограничения, связанные с так называемыми общенациональными месторождениями. Вопрос в чем заключается? Готовы ли мы сейчас допустить западных партнеров к этим общенациональным запасам? Так мы и сейчас их допускаем.
У нас нет запрета. У нас просто вопрос перенесен на уровень Правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Пожалуйста - пусть приходят, мы рассмотрим. И приходят! Непосредственно в Правительство приходят, непосредственно к нашим компаниям, которые работают на тех или иных крупнейших месторождениях.
Мы этот процесс будем продолжать. Во всяком случае, никаких дополнительных ограничений мы не планируем.

Вопрос: Вы упомянули о мерах по ограничению притока спекулятивного капитала. О каких мерах может идти речь?

В.В.Путин: Вы ухватили самую сердцевину проблемы. Сразу вам скажу: мы сейчас не будем ничего делать такого, что потрясло бы рынок. Мы просто анализируем и понимаем, что происходит.
Играют же на разнице курсов. Мы - Центральный банк, Правительство - очень мягонько будем переходить к плавающему курсу. Очень мягко. Наша экономика пока, поскольку она мало диверсифицирована, не готова пока к полноценному плавающему курсу национальной валюты.
Но по мере диверсификации мы будем постепенно вводить элементы плавающего курса. Но будем делать это аккуратно. В том числе и это одна из мер, которая должна будет устранить условия для активного функционирования спекулятивного капитала. Но повторяю: спекулятивный капитал - это не преступники никакие, они действуют легально, в рамках существующих правил. И в целом, в этом притоке есть и плюсы определенные.
Хотя, безусловно, они создают нам макроэкономические проблемы, когда очень много его притекает, потому что Центральный банк вынужден изымать излишнюю валюту. Но и создают определенные проблемы с ликвидностью, когда резко уходит».



В.В.Путин: … выход из кризиса будет сложным, затяжным. Потребуется время, дополнительные ресурсы.
Мировая экономика будет восстанавливаться медленно. Это значит, что потребление наших основных продуктов, которые мы производим, скажем, на мировой рынок, оно будет расти тоже медленно. Я уже много раз об этом говорил, готов повторить сейчас еще раз.
Но если мы некоторые наши металлургические предприятия... Горняки на 50-60% работали на экспорт, а их товар сейчас не берут, то куда им деть? На склад же металл не положишь в Российской Федерации. Значит ясно, что объемы восстановления производства, а за ним и количество работающих будет восстанавливаться не так быстро, как бы нам хотелось.
И поэтому Правительство Российской Федерации приняло решение сохранить меры поддержки экономики и рынка труда. В этом году мы на поддержку рынка труда израсходовали 47,3 млрд рублей, в следующем году мы выделяем чуть-чуть поменьше, но все-таки тоже большую сумму - 36 с лишним миллиардов рублей. Эти деньги как раз и пойдут на поддержание рынка труда, на создание новых рабочих мест и так далее.
В этом смысле у нас никаких расхождений с профсоюзами нет. И в рамках трехсторонней комиссии идет активная работа по совершенствованию механизмов поддержки рынка труда.
Вот накануне прошла трехсторонняя комиссия. И в рамках трехсторонней комиссии все эти вопросы самым активным образом обсуждались. И как мне и вице-премьер Жуков заявил, который с нашей стороны работает, и сам Михаил Викторович Шмаков мне сказал, что в целом понимание стоящих перед нами проблем есть.
Было одно расхождение, которое в ходе этой встречи не было урегулировано. Оно заключается в привлечении иностранной рабочей силы. Мы в этом году по сравнению с прошлым годом сократили в 2 раза. У нас квота была на 4 млн в 2008 году, мы вышли на 2 млн в 2009 году. И Правительство было намеренно сохранить эту квоту и в 2010. Профсоюзы настаивали на том, чтобы и от уровня 2009 года значительно сократить (они просто требовали - в 2 раза) привлечение иностранной рабочей силы.
Вот, когда мы с ним беседу начинали в Ново-Огарево, я обратил его внимание на то, что это сделать технологически очень сложно, потому что у нас безвизовые въезды в основном со странами СНГ. И поэтому, когда человек въехал на территорию Российской Федерации, дальше очень сложно отследить, чем он занимается, как долго находится на территории России и так далее.
Но все-таки наличие той или другой квоты является важным регулятором, и я согласился с председателем Федерации независимых профсоюзов в том, что, наверное, нам и в 2010 году нужно сделать дополнительный шаг по сокращению иностранной рабочей силы. Если Правительство планирует первоначально 2 млн человек, я согласился со Шмаковым в том, что мы сможем уйти, скажем, на цифру 1 млн 300 тыс. человек, имея в виду, что мы можем сократить так называемый резерв.
Так что, и в этой части договоренность с профсоюзами достигнута. Хотя, конечно, вести диалог с профсоюзами, тем более, в условиях кризиса - это довольно-таки сложное дело, потому что вы знаете, что практически во всем мире, везде в странах, которые столкнулись с этим мировым кризисом, происходят замораживания заработных плат или резкое снижение практически во всех секторах экономики.
У нас есть небольшое сокращение заработной платы в коммерческом секторе. В то же время у нас есть небольшой рост в бюджетной сфере, где-то на 5 с небольшим процентов, на 3,8-5%, примерно, за счет эффекта 30%-ного увеличения фонда оплаты труда в декабре 2008 года. Эффект пришелся на 2009 год. И у нас есть значительное увеличение доходов пенсионеров, ну относительно, конечно, того, что они имели.
Вот все это вместе, а заработная плата упала в коммерческом секторе где-то в районе 10-12 %... Но все это вместе, поскольку в других секторах экономики был небольшой плюс, все это вместе привело к тому, что реальные располагаемые доходы населения в 2009 году были минус 0,4%, то есть фактически они сохранились на уровне 2008 года.
Я считаю, что в условиях кризиса это хороший показатель, но, разумеется, главное, что мы должны сделать в следующем году, - это добиться по максимуму того, что нужно сделать, - восстановление объемов производства. Тогда и зарплата в коммерческом секторе начнет подрастать. С Новым годом вас!».
 
< Пред.   След. >

Свежие публикации