Некоммерческий характер Банка России |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Saturday, 24 January 2009 | |
Некоммерческий характер Банка России Основной спор о статусе
Банка России связан с тем, является ли он коммерческой или некоммерческой
организацией. Для такого спора имеются некоторые исторические предпосылки.
Так, действовавшие до Действовавшие в Согласно ст. 3
Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" в
редакции В то же время, реализуя
от имени государства возложенные на него задачи, не связанные непосредственно
и исключительно с извлечением прибыли, Банк России может получать реальные доходы.
Эти доходы обусловлены государственным управляющим воздействием Банка России на
денежно-кредитную систему (государственная денежно-кредитная политика).
Причем такое государственное управление Банк России осуществляет только ему
присущими и предоставленными федеральным законом методами и инструментами.
Поэтому соответствующая сумма денежного приращения, как и все имущество Банка
России, признается федеральной собственностью и является закономерным
следствием не коммерческой деятельности Банка России, а его участием в
экономических отношениях от имени государства в качестве одного из его органов.
Подобная ситуация в полной мере соответствует Конституции РФ, банковскому и
гражданскому законодательству (ст. 120, 299 ГК РФ, ст. 9, 26, 32 Федерального
закона "О некоммерческих организациях"). В вышеуказанных
законодательных актах закрепляется возможность получения доходов в процессе
управленческой деятельности, непосредственно не связанной с извлечением прибыли.
Единственное условие, которое при этом установлено в гражданском
законодательстве: размеры и структура доходов некоммерческой организации, а
также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее
расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об
использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой
организации не могут быть предметом коммерческой тайны (ст. 32 Федерального
закона "О некоммерческих организациях"). Однако это не исключает
возможности отнесения соответствующих сведений к категории государственной тайны
в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Следовательно, гражданское и банковское законодательство предусматривают
возможность получения доходов от государственной управленческой деятельности
любыми государственными некоммерческими организациями, включая Банк России.
Можно лишь предложить усовершенствовать использование терминологического
аппарата с учетом реальностей нынешнего законодательства. Термин
"прибыль" можно применять к коммерческим организациям, а для
обозначения прироста имущества в связи с управленческой деятельностью
государственных органов и иных некоммерческих организаций использовать термин
"доходы". Такое предложение в периодической печати уже встречалось.
Нельзя также исключать, что возможны кризисные и иные ситуации, когда расходы
Банка России на осуществление государственной денежно-кредитной политики,
укрепление и обеспечение устойчивости рубля могут превысить его доходы. В
таких случаях Банк России не только не будет иметь доходов, но может даже
понести убытки. Однако и в подобных кризисных ситуациях Банк России и его
служащие обязаны продолжать реализацию возложенных на них государственных
функций. Учитывая приведенные
выше обстоятельства, трудно согласиться с позицией некоторых авторов, считающих,
что ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" имеет лишь политический или декларативный характер.
Хотелось бы заметить, что любая норма права, любой законодательный акт есть
проявление политики и поэтому, конечно же, носит политический характер,
особенно в наше время. Однако, в отличие от других реальных политических
явлений, правовая норма имеет юридически значимый и общеобязательный характер,
требующий неуклонного исполнения. Декларативность правовой нормы
свидетельствует вовсе не об ее отсутствии, а, как правило, о несоблюдении в
реальной жизни устанавливаемых правовой нормой правил или о ее низком
качестве. И то и другое отрицательно характеризует не саму правовую норму, а
применяющих ее субъектов правоотношений и уровень законотворческого процесса,
но не отменяет общеобязательного значения положений, закрепленных нормой
права. Вызывает возражения и обоснование коммерческого статуса Банка России,
предложенное авторами рассматриваемой точки зрения. По их мнению, "...
когда речь идет о получении денег, возникает конкретный коммерческий
интерес" - и далее, -"поставленная перед ним (имеется в виду Банк России.
- Я.Г.) задача - зарабатывать
средства для финансирования своих расходов (и в частности, заработной платы и
премий для сотрудников ЦБ) - не может не влиять на характер отдельных решений
Банка России по управлению кредитной системой России в пользу создания наиболее
льготных условий для собственной коммерческой деятельности. Так как
государство изымает часть прибыли ЦБ РФ, то определенный коммерческий интерес
возникает и у государства, которое может устанавливать более льготные условия
для Банка России по сравнению с другими банками" (Л.Г. Ефимовой ). Как следует из приведенного положения,
единственное конкретно сформулированное обстоятельство, подтверждающее мнение
о коммерческом характера Банка России, - это зарплата и премии его сотрудников.
Однако полагаю, что зарплата и премии сотрудников Банка России не могут быть
положены в основу решения столь глобальных вопросов, как будущее
денежно-кредитной системы страны и механизма управления ею. Для изменения
системы оплаты труда сотрудников Банка России вовсе не обязательно изменять
механизм управления денежно-кредитной системой государства. Поэтому с точки
зрения конституционного и банковского законодательства этот вопрос научного
интереса не представляет. Использование аргумента с зарплатой сотрудников
Банка России для обоснования необходимости изменения юридического статуса
этого государственного института, изменения целей его деятельности, его функций
и полномочий вряд ли может быть признано корректным. Тем более что задачи
зарабатывать деньги для своих сотрудников не содержит ни одна норма
Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)". Такой
вывод основан на положениях ст. 3 Федерального закона "О Центральном
банке РФ (Банке России)", закрепляющей основные цели деятельности Банка
России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление
банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов. Извлечение прибыли и "зарабатывание
средств для финансирования своих расходов" среди целей деятельности Банка
России даже не упоминаются. Что же касается правовой нормы, закрепленной в ст.
2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)", устанавливающей, что "Банк России осуществляет свои
расходы за счет собственных доходов", то она обусловлена
заинтересованностью государства в освобождении федерального бюджета от несвойственных
ему расходов на рефинансирование, валютные интервенции, операции на открытом
рынке и т.п. Тем более что во всех этих случаях Банк России действует отнюдь
не в своих интересах, а в интересах всего общества, в интересах Российской
Федерации, реализуя полномочия, данные ему Конституцией РФ и федеральным
законом. Естественно, в упомянутом случае вывод о коммерческой
заинтересованности государства также неуместен. У государства действительно
имеется экономический интерес в связи с функционированием Банка России, но он
обусловлен вовсе не получением прибыли, а заинтересованностью государства в
реализации своего суверенного права эффективно регулировать денежно-кредитную
политику и банковскую деятельность в стране. При этом Банк России выступает
лишь как проводник этой суверенной государственной политики. Применительно к
отношениям, в которых участвует государство и государственные органы,
существование коммерческого интереса вообще недопустимо. В противном случае,
коммерческим интересом государства можно назвать сбор налогов, сбор таможенных
пошлин, сборы других платежей в пользу государства, поскольку в этом случае
речь также идет о получении государством и государственными органами денег. Тем
более что собранные некоторыми государственными органами деньги в соответствии
с федеральными законами направляются в государственные бюджеты отнюдь не в
полном объеме. Часть денег направляется соответствующими государственными
органами в специальные государственные фонды, а затем используется на расходы,
связанные с выполнением возложенных на них функций и на дополнительное
материальное стимулирование сотрудников. При этом, вполне обоснованно, ни у
кого не возникает мысли, что подобные государственные органы являются
коммерческими организациями. В связи с этим трудно найти разумное объяснение
некоторым нормам федерального законодательства и основанным на них решениям
органов государственной власти об обязанности федерального государственного
органа - Банка России уплачивать налоги в бюджеты различных уровней из
закрепленных за ним федеральных денежных средств (налоги на прибыль, на землю и
т.п.). Максимум, что можно требовать от Банка России, - это перечислять все его
доходы в федеральный бюджет. Но в таком случае у Банка России не будет
юридических оснований и экономических возможностей для формирования федеральных
внебюджетных денежных фондов и золотовалютных резервов. Это в свою очередь
создаст для Российской Федерации дополнительные экономические и юридические
проблемы. У Российской Федерации не будет внебюджетных федеральных денежных
средств для их использования в качестве экономического инструмента
государственной денежно-кредитной политики, осуществляемой одним из конституционных
государственных органов - Банком России. |