Сейчас Вы здесь:Главная arrow Статьи arrow Правовые проблемы денежно-кредитного регулирования в государствах с переходной экономикой (российски arrow Я.А.Гейвандов.Возможности программирования при обучении процессуальному порядку освоб. от угол. отв.

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Я.А.Гейвандов.Возможности программирования при обучении процессуальному порядку освоб. от угол. отв. Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
понедельник, 28 декабря 2009


Я.А. Гейвандов. Возможности программирования при обучении процессуальному порядку освобождения от уголовной ответственности

(тезисы были подготовлены в ноябре 1988 г. и опубликованы в сборнике «Проблемы компьютеризации обучения в высшем военно-учебном заведении. Научно-методический семинар. Тезисы докладов. Москва: Военный Краснознамённый институт, 1989. – С.14-16 (60 с.)»).

1. Преподавание советского уголовного процесса имеет широкие возможности для применения программированного обучения с использованием ЭВТ (электронно-вычислительной техники), поскольку уголовно-процессуальный закон в значительной степени формализован и представляет собой не что иное, как алгоритм, порядок деятельности в области уголовного судопроизводства.

Пользуясь такой возможностью, содержание многих уголовно-процессуальных норм можно ввести в определенные программы.

Использование ЭВТ при программированном обучении по уголовному процессу, наряду с другими методами обучения, позволяет решать ряд задач:

а) формировать у курсантов и слушателей системное представление об изученной теме и предмете в целом;

б) обеспечивать комплексирование обучение, т.е. взаимосвязанное изучение смежных тем или специальных дисциплин;

в) вырабатывать у обучаемых твердые практические навыки и умения расследования и судебного рассмотрения уголовных дел различной категории;

г) формировать у обучаемых элементы профессионального мышления;

д) усиливать профессионально-воспитательное воздействие на обучаемых.

2. Примером комплексного подхода может быть программированного обучение по теме «Освобождение от уголовной ответственности». Данный правовой институт является предметом регулирования двух отраслей права – уголовного и уголовно-процессуального и поэтому носит комплексный характер. Это позволяет создать комплексную уголовно-правовую и процессуальную обучающе-контролирующую программу «Освобождение от уголовной ответственности».

Создание такой программы видится в поэтапной алгоритмизации процесса принятия должностным лицом правоохранительного органа решения об освобождении от уголовной ответственности с учетом уголовно-правовых оснований.

В зависимости от поставленных задач можно первоначально разработать и использовать несколько видов подпрограмм такой программы с различной степенью сложности:

а) подпрограмму по конкретным темам, например, о процессуальном порядке освобождения от уголовной ответственности в стадии возбуждения уголовного дела; о процессуальном порядке освобождения от уголовной ответственности в ходе предварительного расследования и т.д. Эти, наиболее простейшие подпрограммы могут носить чисто информативный характер. Такие же подпрограммы могут быть подготовлены отдельно по курсу уголовного права;

б) усложненную подпрограмму по смежным предметам (уголовное право и уголовный процесс), с использованием которой обучаемые, опираясь на полученные знания, должны «проигрывать» процессуальный порядок освобождения от уголовной ответственности и принимать решения на всех этапах процессуальной деятельности (программа средней сложности);

в) комплексную программу следственной и судебной деятельности по освобождению от уголовной ответственности на различных стадиях уголовного судопроизводства с элементами деловой игры по материалам судебно-следственной практики, разработанным учебным фабулам (программа высокой сложности).

В эту программу в определенной последовательности вводятся предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законом основания освобождения от уголовной ответственности, порядок такого освобождения, а также учебная фабула или материалы конкретного уголовного дела.

Можно использовать различные по сложности материалы, облегчая или усложняя всю программу. Материалы включают конкретные обстоятельства противоправного деяния, данные о личности правонарушителя, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность и другие данные. Оценив их, курсант или слушатель определяет порядок своих действий для того, чтобы принять правильное, основанное на законе решение. Правильность или ошибочность принятого решения контролируется и оценивается машиной.

Разработка такой программы требует времени, но эта задача реальная, тем более, что первый шаг в этом направлении уже сделан, в частности, по уголовному праву разработана программа «Исследование обстоятельств, устраняющих уголовную ответственность».

Подпрограммы, указанные в пунктах а) и б) настоящей статьи целесообразно использовать после изучения курса Общей части уголовного права и соответствующих тем советского уголовного процесса. Использование подпрограммы высокой сложности будет эффективно при изучении темы «Освобождение от уголовной ответственности» на пятом курсе во время специализации, а также перед убытием курсантов и слушателей на следственную и судебно-прокурорскую практику, как элемент деловой игры.

По мере создания программ по другим темам курса «Советский уголовный процесс» и «Советское уголовное право», их можно будет объединить во взаимосвязанный комплекс с общим названием «Предварительное расследование», «Судебное разбирательство» и т.д.

 
< Пред.   След. >

Свежие публикации