Сейчас Вы здесь:Главная arrow Международно-правовые аспекты денежно-кредитного регулирования arrow Международно-правовое сотрудничество России с Межд arrow Международно-правовое сотрудничество России с Международным валютным фондом и государствами Евросоюз

Регулирование финансовой и банковской систем

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Создан 1 декабря 2008 года проф. Я.А. Гейвандовым

"Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро" (Н.В.Гоголь).
Международно-правовое сотрудничество России с Международным валютным фондом и государствами Евросоюз Версия для печати Отправить на e-mail
проф. Я. А. Гейвандов   
Saturday, 24 January 2009

Международно-правовое сотрудничество России с Международным валютным фондом и государствами Евросоюза в сфере денежно-кредитного регулирования

Российская Федерация официально присоединилась к действующей мировой валютно-финансовой системе после принятия Верховным Советом РФ Постановления от 22 мая 1992 г. "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития".

В упомянутом Постановлении выражено согласие с предложением Правительства России и Банка России о вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития (MAP) путем принятия: а) статей соглашений МВФ, МБРР и MAP с поправками; б) условий, установленных в резолюциях советов управляющих соответственно МВФ, МБРР и MAP и касающихся членства Российской Федерации в вышеназванных организациях. Принятию вышеназванного Постановления Верховного Совета России предшествовала длительная подготовительная работа, а также голосование Совета управляющих МВФ о приеме России в эту международную организацию.

Подписать от имени Российской Федерации подлинные тексты соглашений, оформить и сдать на хранение депозитариям документы о членстве и другие документы, необходимые для этой цели, было поручено Правительству РФ и Банку России через назначенных ими, по согласованию с Верховным Советом России, уполномоченных лиц.

При вступлении России в МВФ Верховным Советом России было предписано Правительству России и Банку России оформить и сдать на хранение в МВФ документ об участии в Департаменте специальных прав заимствования МВФ, предусмотрев принятие Россией всех обязательств участника.

Вступление в МВФ означало для России не только появление новых возможностей, но и принятие дополнительных обязательств перед МВФ и другими государствами - членами Фонда.

Необходимо заметить, что МВФ как основной элемент мировой валютно-финансовой системы был порожден необходимостью послевоенного устройства мировой экономики. Учреждение МВФ состоялось на международной валютно-финансовой конференции ООН в США (г. Бреттон-Вудс), проходившей с 1 по 22 июля 1944 г., участником которой был и Союз ССР. Однако вступившие в силу 27 декабря 1945 г. Статьи Соглашения МВФ, принятые 22 июля 1944 г. и выполняющие роль устава МВФ, Советским Союзом так и не были ратифицированы.

В Статьи Соглашения несколько раз вносились изменения и поправки. Например, с конца 60-х гг. прошлого столетия в связи с кризисом Бреттон-Вудской валютной системы странами - членами МВФ обсуждались различные варианты ее совершенствования. Так, в 1968 - 1969 гг. был введен стандарт СДР (специальные права заимствований) - новая международная счетная единица, сохранившаяся и используемая до настоящего времени. В январе 1976 г. были приняты Ямайские (г. Кингстон) соглашения, завершившие демонетизацию золота, которое больше не должно было служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов.

Нестабильность мировой финансовой и валютной системы продолжалась и в конце XX в., сохраняется она и в начале третьего тысячелетия. Появляются различные прогнозы и предложения - от возможности возвращения мировой валютно-финансовой системы к золотому стандарту или к его различным модификациям до реформирования МВФ и обновления основ мировой валютно-финансовой системы.

Как справедливо отмечается в научной экономической литературе, в нынешнем виде МВФ представляет собой межправительственную специализированную организацию ООН, предназначенную для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, и служит институциональной основой мировой валютной системы.

В России создано и функционирует постоянное представительство МВФ. Его деятельность, помимо вышеупомянутых Статей Соглашения МВФ, регулируется Соглашением между Правительством РФ и МВФ о постоянном представительстве МВФ в Российской Федерации от 24 сентября 1997 г.

МБРР, МФК также подписали с Правительством России Соглашение о постоянных представительствах в России, которые в установленном порядке еще не ратифицированы (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о постоянном представительстве МБРР в Российской Федерации от 29 сентября 1996 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международной финансовой корпорацией о постоянном представительстве Международной финансовой корпорации в Российской Федерации от 24 сентября 1997 г.).

Статус МВФ как специализированного учреждения ООН, хоть и устроенного по принципу акционерного общества (наличие индивидуальных квот в уставном капитале для государств-членов), обусловил установление строго определенного круга лиц, с которыми он вправе вступать в правовые и иные отношения, в том числе по поводу операций и сделок, им осуществляемых. Так, установлено, что каждое государство-член поддерживает отношения с МВФ только через свое казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд или иное аналогичное фискальное агентство; МВФ также поддерживает отношения только с этими учреждениями или через них.

Как установлено в разд. 2 ст. V Статей Соглашения, если не оговорено иное, то сделки за счет МВФ ограничиваются лишь такими операциями, которые производятся в целях предоставления государству-члену и по инициативе последнего специальных прав заимствования или валют других государств-членов из общих ресурсов МВФ, хранящихся на счете общих ресурсов, в обмен на валюту государства-члена, желающего совершить такую покупку.

При поступлении соответствующих запросов МВФ может принимать решение о предоставлении финансовых и технических услуг, включая управление ресурсами, вносимыми государствами-членами, если это не противоречит целям МВФ. Связанные с предоставлением такого рода услуг операции не проводятся за счет МВФ; упомянутые услуги не налагают на государства-члены никаких обязательств без их согласия.

Не имея возможности и целей проанализировать все особенности правового регулирования МВФ, ограничимся в настоящей работе лишь уточнением основополагающих аспектов, касающихся целей МВФ и обязательств, принятых на себя Россией в связи со вступлением в члены этой организации.

В соответствии с возложенными на него целями (ст. I Статей Соглашения) МВФ призван на постоянной основе:

способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечивая механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли, добиваясь достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов (упомянутые действия рассматриваются как первоочередные задачи экономической политики);

содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

создавать у государств-членов уверенность за счет временного предоставления им общих ресурсов МВФ и при соблюдении адекватных гарантий, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Став членом МВФ, Россия, как и другие государства, приняла на себя обязательство: внести свой взнос в размере индивидуально установленной для каждой страны квоты, выраженной в специальных правах заимствования (СДР). Порядок внесения взноса, а также валюта и формы платежа определяются Статьями Соглашения и решениями Совета управляющих МВФ.

Кроме того, любое государство, становясь членом МВФ, принимает на себя определенные общие обязательства и соглашается с тем, что должно:

направлять свою финансово-экономическую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен с учетом существующих обстоятельств;

стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также такой денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев;

избегать манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения действенной стабилизации платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами;

проводить валютную политику, не противоречащую приведенным выше обязательствам (ст. IV Статей Соглашения).

Государства-члены берут на себя обязательства и по обеспечению общего валютного режима. Каждое государство-член уведомляет МВФ о валютном режиме, который оно намеревается применять в целях исполнения своих обязательств, и в кратчайший срок извещает МВФ о любых изменениях такого режима.

В рамках международной валютно-финансовой системы валютный режим может включать: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования (СДР) или по его выбору в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.

Учитывая развитие международной валютной системы, МВФ может принять положение об общем валютном режиме, не ограничивая при этом прав государств-членов на выбор собственных валютных режимов, не противоречащих целям МВФ и обязательствам, предусмотренным в ст. IV Статей Соглашения.

Государства-члены, присоединяясь к уставу МВФ, признают за этой международной организацией право осуществлять контроль над международной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования, а также право контролировать выполнение каждым государством-членом своих обязательств.

МВФ надзирает за политикой государств-членов в отношении их обменных курсов и устанавливает конкретные принципы, которыми руководствуются все государства-члены в отношении указанной политики.

Каждое государство-член предоставляет МВФ всю необходимую для осуществления эффективного надзора информацию и по его требованию проводит консультации с МВФ по вопросам своей политики в области обменных курсов.

Принимаемые МВФ принципы, касающиеся надзора за валютным режимом, не должны противоречить режиму сотрудничества, на основе которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов, а также другим валютным режимам, выбираемым государствами-членами и не противоречащим целям МВФ. Указанные принципы отражают уважение МВФ к мерам, применяемым государствами-членами в социально-политической сфере внутри страны, и при использовании таких принципов МВФ обращает должное внимание на складывающиеся в государствах-членах обстоятельства.

В дополнение к ранее упомянутым Российская Федерация приняла на себя обязательства, изложенные в ст. VIII Статей Соглашения МВФ. Так, согласно Указу Президента России от 16 мая 1996 г. № 721 "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля" в целях закрепления позитивных тенденций в экономике России и создания условий для перехода к полной конвертируемости рубля Россия приняла на себя обязательства, налагаемые на страны - члены МВФ ст. VIII Устава МВФ и определяющие режим конвертируемости национальной валюты России по всем видам текущих валютных операций.

Речь идет о следующих обязательствах: об обязательстве избегать ограничений по текущим платежам; обязательстве избегать дискриминационной валютной практики; обязательстве по предоставлению информации; обязательстве по проведению консультаций между государствами-членами по существующим международным соглашениям; обязательстве сотрудничать в области политики по отношению к резервным активам; о конвертируемости остатков валюты, хранящихся за границей.

Принятие обязательства избегать ограничений по текущим платежам означает, что ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения МВФ.

Основанием, дающим любому государству-члену полномочия после консультаций с МВФ временно наложить ограничения на свободу обменных операций в какой-либо иностранной валюте, является официальное объявление МВФ национальной валюты какого-либо государства-члена дефицитной. При соблюдении определенных условий государство-член обладает полной юрисдикцией в определении природы таких ограничений, которые при этом не должны быть более строгими, чем это необходимо для ограничения спроса на дефицитную валюту той ее массой, которая имеется у рассматриваемого государства-члена или предполагается к получению им. Как только позволяют условия, такие ограничения ослабляются или снимаются.

Статьи Соглашения предоставляют МВФ и государствам-членам возможность при наличии фактических оснований и соблюдении установленного порядка определять паритеты валют, выражаемые в специальных правах заимствования или в ином эталоне стоимости по предписанию МВФ. Однако таким эталоном стоимости не может выступать золото или одна отдельная валюта.

Обязательства государств-участников выражаются в том, что исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций такого государства-члена, сохраняемыми или вводимыми согласно Статей Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства-члена. Кроме того, государства-члены по взаимному согласию могут сотрудничать в применении мер, направленных на повышение действенности правил валютных операций любого из них, при условии, что такие меры и правила не противоречат статьям Соглашения.

Содержание обязательства избегать дискриминационной валютной практики состоит в том, что ни одно государство-член не участвует и не позволяет никаким из своих фискальных органов (агентств) участвовать в каких-либо дискриминационных валютных соглашениях или использовать практику множественных обменных курсов. Дискриминационные соглашения или практика множественности обменных курсов не допускаются.

Исключение составляют лишь случаи, когда подобные действия санкционированы Статьями Соглашения или одобрены МВФ.

Обязательства, касающиеся конвертируемости остатков валюты, хранящейся за границей, означают, что каждое государство-член обязано произвести покупку остатков своей валюты, имеющейся у другого государства-члена, если последнее, обращаясь с просьбой относительно такой покупки, представляет заявление о том, что остатки валюты, подлежащей покупке, были недавно приобретены в результате проведения текущих операций либо их обмен необходим для производства платежей по текущим операциям.

Государство-член, являющееся покупателем, может произвести платеж по своему выбору либо в специальных правах заимствования при условии выполнения соответствующих положений Статей Соглашения, либо в валюте государства-члена, выступившего с просьбой относительно такой покупки.

Вместе с тем Статьи Соглашения устанавливают исключения из упомянутого выше общего правила, когда конвертируемость рассматриваемых остатков валюты была ограничена (разд. 2 ст. VIII или разд. 3 ст. VI Статей Соглашения МВФ); остатки валюты накопились в результате сделок, осуществленных до устранения государством-членом ограничений, сохраняемых или вводимых на основании Статей Соглашения (ст. XIV, разд. 2); остатки валюты были получены способом, противоречащим правилам валютных операций государства-члена, которому предлагается их купить; валюта государства-члена, которое обращается с просьбой относительно покупки, была объявлена дефицитной; государство-член, которому предлагается произвести запрос на покупку, по какой-либо причине не имеет права покупать у МВФ валюты других государств-членов за свою собственную валюту.

Одним из важнейших обязательств, принимаемых государствами - членами МВФ, является предоставление Фонду информации. МВФ может требовать от государств-членов предоставления ему такой информации, которую он считает необходимой для ведения его дел, включая в качестве минимума, требующегося для действенного выполнения функций МВФ, данные о стране по следующим позициям: официальные авуары (в стране и за рубежом) в золоте, в иностранной валюте; авуары (в стране и за рубежом) банковских и финансовых учреждений, не являющихся официальными учреждениями, в золоте, в иностранной валюте; добыча золота; экспорт и импорт золота по странам назначения и происхождения; общий объем экспорта и импорта товаров, представленный по стоимости в национальной валюте, по странам назначения и происхождения; внешний платежный баланс, включая торговлю товарами и услугами, операции с золотом, отраженные операции с капиталом, прочие статьи; баланс международных инвестиций, т.е. заграничное владение инвестициями на территориях государства-члена и инвестиции за границей, принадлежащие лицам на его территориях, насколько возможно предоставление такой информации; национальный доход; индексы цен, т.е. индексы товарных цен на оптовых и розничных рынках и цен экспорта и импорта; курсы покупки и продажи иностранных валют; правила валютных операций, т.е. всесторонний отчет о правилах валютных операций, действующих на момент вступления в МВФ, и подробное изложение последующих изменений по мере того, как они происходят; при существовании официальных механизмов клиринга - данные о суммах, ожидающих клиринга по торговым и финансовым операциям, а также о сроке, в течение которого такая задолженность по платежам оставалась непогашенной.

В своих запросах на получение информации МВФ принимает во внимание различные возможности государств-членов по предоставлению запрашиваемых данных. На государства-члены не возлагаются обязанности по предоставлению настолько подробной информации, чтобы в ней раскрывалась деятельность отдельных физических лиц и корпораций. При этом государства-члены обязуются предоставлять желаемую информацию в настолько подробной и точной форме, насколько это представляется практически осуществимым, и по возможности избегать использования простых оценок.

Каждое государство-член принимает обязательство сотрудничать с МВФ и другими государствами-членами в том, чтобы политика такого государства-члена по отношению к резервным активам не противоречила задачам совершенствования международного надзора за состоянием международной ликвидности и превращения специальных прав заимствования в основной резервный актив международной валютной системы.

В рамках МВФ между государствами-членами действует правило об обязательности консультаций по существующим международным соглашениям, когда возникает противоречие между полномочиями и обязательствами государства в соответствии со Статьями Соглашения и иными - возникшими раньше - обязательствами между государствами-членами, которые противоречат применению Устава МВФ. В таких случаях проводятся консультации с целью внесения таких взаимоприемлемых поправок, которые могут оказаться необходимыми.

Управляющий от Российской Федерации в Международном валютном фонде и его заместитель назначаются указами Президента России. Ими являются либо Председатель Банка России и министр финансов России, либо соответственно министр финансов России и Председатель Банка России (или его заместитель). Например, Президентом России в 1997 - 1998 гг. управляющим от России в МВФ был назначен Председатель Банка России, а его заместителем был министр финансов России. В 1999 г. управляющим стал министр финансов России, а первый заместитель Председателя Банка России - его заместителем (Указ Президента России от 29 апреля 1997 г. № 435 "О назначении заместителя управляющего от Российской Федерации в Международном валютном фонде"; Указ Президента России от 4 ноября 1998 г. № 1328 "Об управляющем от Российской Федерации в МВФ"; Указ Президента России от 6 апреля 1999 г. № 435 "О назначении заместителя управляющего от Российской Федерации в МВФ"; Указ Президента России от 21 августа 2000 г. № 1547 "О заместителе управляющего от Российской Федерации в МВФ").

В качестве финансового органа в соответствии с требованиями разд. 1 ст. V Статей Соглашения МВФ было назначено Министерство финансов России, осуществляющее от имени Российской Федерации все операции и сделки, предусмотренные различными положениями Статей Соглашения МВФ.

Институциональными структурами ООН и МВФ признаются и Международный банк реконструкции и развития (МБРР, или Всемирный банк), и Международная финансовая корпорация (МФК), и Международная ассоциация развития (MAP).

Каждый член осуществляет сношения с МБРР, а МБРР со своими членами только через свои министерство финансов, центральный банк, стабилизационный фонд и другие аналогичные бюджетные учреждения (ст. 3 Статей Соглашения о МБРР). Каждый член принимает на своей территории все необходимые меры в целях обеспечения принципов, связанных со статусом, иммунитетами и привилегиями МБРР, с точки зрения своих собственных законов и подробно информирует МБРР о принятых им мерах. МБРР является полным юридическим лицом, созданным как акционерное общество. Имущество и авуары Банка, где бы и у кого бы они ни находились, не могут быть подвергнуты обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо иной форме ареста по решению исполнительных или законодательных органов. МБРР, его авуары, имущество, доходы, а также его операции и сделки, заключаемые согласно Соглашению о МБРР, освобождаются от любого налогообложения и любых таможенных пошлин. Банк также освобождается от обязанностей сбора или уплаты любых налогов и пошлин. МБРР и его должностным лицам и служащим предоставляются другие иммунитеты и привилегии (ст. 7 Статей Соглашения. Особенности международно-правового статуса Международного банка реконструкции и развития закреплены в Статьях Соглашения Международного банка реконструкции и развития 1945 г. (с поправками, внесенными резолюциями, вступившими в силу 17 декабря 1965 г. и 16 февраля 1989 г.).

И МФК, и MAP являются структурами, неразрывно связанными с МБРР. Так, согласно ст. 1 Статей Соглашения Международной финансовой корпорации (с поправками, внесенными резолюциями, вступившими в силу 21 сентября 1961 г. и 1 сентября 1965 г.) деятельность МФК, направленная на содействие экономическому развитию, дополняет деятельность МБРР путем поощрения роста частных производственных предприятий в странах-членах и особенно в менее развитых районах. Членами МФК могут стать лишь члены МБРР, поэтому МФК является самостоятельным членом группы МБРР, имея статус специализированного учреждения ООН. В связи с этим Правительство России приняло и поддержало предложение МИД России о применении Российской Федерацией Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г. к МВФ, МБРР, МФК и MAP как к специализированным учреждениям ООН (Постановление Правительства России от 30 декабря 1993 г. № 1367 "О применении Российской Федерацией Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г. к Международному валютному фонду, Международному банку реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Международной ассоциации развития").

Депозитарием средств МВФ, МБРР и MAP в национальной валюте Российской Федерации был назначен Банк России. Кроме того, он был уполномочен выдавать в соответствии с соглашениями МВФ, МБРР и MAP непереводные беспроцентные векселя в случае, если это потребуется в связи с членством Российской Федерации в МВФ, МБРР и MAP.

В отличие от МВФ членом Евросоюза Россия не является, и ее прием в Евросоюз в ближайшей перспективе также не намечается. Следовательно, внутренние требования и обязательные стандарты банковской деятельности в странах Евросоюза не распространяются и не могут распространяться на Российскую Федерацию и ее банковскую систему. Речь идет об обязательствах в связи с созданием валютного союза и введением единой денежной единицы - евро; об учреждении регулирующих банковских институтов (европейская система центральных банков, Европейский центральный банк); об установлении стандартов банковской деятельности.

Вместе с тем Россия тесным образом сотрудничает со странами Евросоюза, и этот факт, конечно же, нашел отражение в соответствующих совместных решениях между Россией и странами Евросоюза.

К сожалению, характер и уровень реального сотрудничества в банковской сфере, в особенности между регулирующими банковскую деятельность органами России и Евросоюза, еще явно недостаточны. Соответствующие соглашения между Россией и Евросоюзом вовсе не предполагают и не учитывают необходимости активного взаимодействия и сотрудничества органов денежно-кредитного регулирования России, Евросоюза и его государств-членов.

Как следует из ст. 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой, от 24 июня 1994 г. (Ратифицировано Федеральным законом 25 ноября 1996 г. "О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны"), Россия зафиксировала свое стремление к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества, включая регулирование банковской системы. В такой ситуации в отношениях с Евросоюзом и его государствами-членами в денежно-кредитной сфере сохраняется приоритет национального законодательства России и одновременно действует обязательство, направленное на сближение законодательства России и Евросоюза, признаваемое важным условием укрепления экономических связей между Россией и Евросоюзом.

Процесс сближения законодательства распространяется, в частности, на законодательное регулирование предпринимательства; банковской деятельности; бухгалтерского учета и налогообложения предприятий; охраны труда; финансовых услуг; правил конкуренции, защиты прав потребителей.

Провозглашено сотрудничество в сфере финансовых услуг с целью создания и развития в России необходимых стандартов для сферы банковских, страховых и других финансовых услуг, адаптированных к потребностям рыночной экономики.

Применительно к денежно-кредитному рынку России определены следующие основные направления сотрудничества в сфере совершенствования законодательства:

совершенствование стандартов бухгалтерского учета и отчетности, приспособленных для нужд рыночной экономики и совместимых со стандартами, принятыми Европейскими сообществами и их государствами-членами;

структурная перестройка банковской, страховой и финансовой систем;

совершенствование систем контроля и регулирования деятельности секторов банковских, страховых и финансовых услуг;

развитие сопоставимых систем аудита;

обмен информацией о соответствующих законодательных актах, действующих или находящихся в процессе подготовки;

создание современной инфраструктуры коммерческих и частных банков (ст. ст. 55, 72 Соглашения от 24 июня 1994 г.).

Вместе с тем Соглашение от 24 июня 1994 г. о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой, устанавливает не только намерения государств и основные направления их реализации, но и некоторые вполне определенные обязательства применительно к банкам и банковским услугам.

Соглашение определяет "банковскую услугу" как разновидность услуги финансового характера, предоставляемой поставщиком финансовых услуг одной из Сторон Соглашения от 24 июня 1994 г. Конкретные виды банковских услуг приведены в приложении 6 Соглашения от 24 июня 1994 г. К банковским услугам, в частности, относятся: принятие депозитов и прочих возвратных средств от населения; кредитование всех видов, включая потребительский кредит; залоговый кредит, факторинг и финансирование коммерческих сделок; финансовый лизинг; все виды услуг по переводу платежей и денег, включая выдачу кредитных и дебетовых карт, дорожных чеков и банковских векселей; гарантии и обязательства; участие в выпуске всех видов ценных бумаг, включая гарантирование размещения их выпуска на рынке, их размещение в качестве агента (публичная или закрытая подписка), и оказание услуг, имеющих отношение к выпуску ценных бумаг; операции на денежном рынке; операции по управлению активами, такие как прямые и портфельные инвестиции, все формы управления совместными инвестиционными проектами, управление пенсионными фондами, услуги депозитария и трастовые услуги; услуги по осуществлению платежей и клиринговых расчетов по финансовым активам, включая ценные бумаги, производные продукты и другие оборотные документы; предоставление и передача финансовых данных, их обработка и предоставление соответствующего программного обеспечения поставщиками других финансовых услуг; консультационное посредничество и другие вспомогательные финансовые услуги по всем видам деятельности, перечисленным выше, включая справочные и аналитические материалы по кредитам, исследования и рекомендации по вопросам инвестиций и размещения ценных бумаг, выработку рекомендаций по их приобретению, по корпоративному реструктурированию и стратегии.

Кроме того, банковскими услугами признано осуществление за свой счет и за счет клиентов на валютной бирже, на внебиржевом рынке ценных бумаг или иным образом операций с кредитными обязательствами, обращающимися на денежном рынке (включая чеки, векселя, депозитные сертификаты и пр.); иностранной валютой; производными продуктами, включая, но не исключительно, фьючерсные контракты и опционы; инструментами, связанными с изменением валютных курсов и процентных ставок, включая сделки "своп" и форвардные сделки; переводными ценными бумагами; прочими оборотными документами и финансовыми активами, включая торговлю золотом и серебром в слитках.

Однако Соглашение не ограничивается перечислением видов банковских услуг, оно также устанавливает те виды деятельности, которые в отношениях России с Европейскими сообществами и их государствами-членами исключены из категории банковских и финансовых услуг. Например, не признаются банковскими услугами операции, осуществляемые центральными банками или любыми другими государственными учреждениями по проведению денежно-кредитной политики и политики в области валютного курса; операции, проводимые центральными банками, правительственными органами, или департаментами, или государственными учреждениями за счет или с гарантией правительства, за исключением случаев, когда эти операции могут быть выполнены поставщиками финансовых услуг на основе конкуренции с подобными государственными учреждениями; операции, составляющие часть установленной законом системы социального страхования или пенсионного обеспечения, за исключением случаев, когда подобные операции могут выполняться поставщиком финансовых услуг на основе конкуренции с государственными органами или частными учреждениями.

Россия, Европейские сообщества и их государства-члены договорились применять в отношении банковских услуг взятые на себя обязательства, предусмотренные ст. 28 Соглашения и касающиеся предоставления друг другу режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый любой третьей стране, в отношении условий, касающихся учреждения компаний на своих территориях.

Такой режим действует в отношениях Сообществ и их государств-членов и России в части, касающейся условий учреждения и деятельности дочерних компаний и филиалов, включая кредитные организации. Так, дочерним компаниям российских компаний в отношении их деятельности в Сообществе Сообщество и его государства-члены при соблюдении своего законодательства и иных нормативных актов предоставляют режим не менее благоприятный, чем режим, который предоставляется другим компаниям Сообщества, или режим, предоставляемый компаниям Сообщества, являющимся дочерними компаниями компаний любой третьей страны, в зависимости от того, какой из них лучше (Исключения из этого правила перечислены в приложении № 3 к Соглашению от 24 июня 1994 г. Например, в Сообществе и его государствах-членах предоставление профессиональных услуг возможно только физическими лицами - гражданами государств-членов. При определенных условиях эти лица могут создавать компании).

Россия также при соблюдении своего законодательства и иных нормативных актов предоставляет дочерним компаниям компаний Сообщества в России в отношении их деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, который предоставляется другим российским компаниям, или режим, предоставляемый российским компаниям, являющимся дочерними компаниями компаний любой третьей страны, в зависимости от того, какой из них лучше (п. 3 ст. 28 Соглашения от 24 июня 1994 г. Из упомянутого положения имеются некоторые изъятия, установленные в приложении № 4 к Соглашению от 24 июня 1994 г., например возможность запрещения и ограничения некоторых видов профессиональной деятельности и установление особых требований для физических лиц, не являющихся гражданами России).

Вышеупомянутые обязательства не могут быть использованы в обход законодательства и иных нормативных актов каждой из Сторон рассматриваемого Соглашения, применяемых в отношении доступа к отдельным секторам или видам деятельности дочерних компаний другой Стороны, учрежденных на территории первой Стороны. В то же время устанавливаемые национальным законодательством Сторон ограничения в отношении компаний другой Стороны распространяются на компании, учрежденные в России и соответственно в Сообществе на дату вступления в силу Соглашения от 24 июня 1994 г. (на 1 декабря 1997 г.), а на компании, учрежденные после этой даты, - с момента их учреждения.

В отношении банковских услуг режим наиболее благоприятствуемой нации, предоставляемый в соответствии с п. 1 ст. 28 Соглашения, в отношении учреждения путем создания только дочерних компаний (исключая филиалы) и национальный режим, предоставляемый Россией в соответствии с п. 3 ст. 28 Соглашения, означают режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется Россией своим собственным компаниям.

Россия, с одной стороны, и Сообщество и государства-члены, с другой стороны, при соблюдении своего законодательства и иных нормативных актов предоставляют филиалам компаний Сообщества и соответственно России в отношении их деятельности режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется филиалам компаний любой третьей страны.

Вместе с тем Соглашение оставляет за Россией право продолжать применять к российским дочерним компаниям и филиалам компаний Сообщества верхний лимит совокупной доли иностранного капитала в российской банковской системе, который действует на дату подписания Соглашения. При этом для целей Соглашения, в том что касается банковской деятельности, компания рассматривается как российская дочерняя компания компании Сообщества, если более пятидесяти процентов (50%) ее уставного капитала принадлежит компании Сообщества (ст. 29 Соглашения от 24 июня 1994 г.).

Кроме того, как зафиксировано в ст. 30 Соглашения, для целей регулирования отношений по поводу банковских услуг понятия "дочерняя компания в России" или "дочерняя компания в Сообществе" означают "российскую компанию" или соответственно "компанию Сообщества", которая также является дочерней компанией "компании Сообществ" или соответственно "российской компании" (ст. 29, п. "е" ст. 30, прил. № 6, № 7 к Соглашению от 24 июня 1994 г.).

При этом понятия "российская компания" или "компания Сообщества" относятся к такой компании, которая является банком согласно законам России или соответственно государства-члена. "Российская компания" или соответственно "компания Сообщества" означает компанию, созданную в соответствии с законодательством России или соответственно государства-члена и имеющую свою зарегистрированную контору, или центральную администрацию, или основное место хозяйственной деятельности на территории России или соответственно Сообщества. Однако, если компания, созданная в соответствии с законами России или соответственно государства-члена, имеет лишь свою зарегистрированную контору на территории России или соответственно Сообщества, эта компания считается российской компанией или соответственно компанией Сообщества, если ее деятельность реально и продолжительно связана с экономикой России или соответственно одного из государств-членов (п. "h" ст. 30 Соглашения).

За Россией сохранено право в отношении российских дочерних компаний Сообщества:

устанавливать минимальный размер капитала больший, чем тот, который устанавливается для ее собственных компаний, при условии, что этот минимальный размер капитала не будет увеличен по сравнению с тем, который установлен на дату подписания Соглашения, до тех пор пока в отношении минимального размера капитала не начнет применяться национальный режим;

ограничивать число филиалов российских дочерних компаний Сообщества;

устанавливать минимальный размер остатка средств на счете для каждого физического лица не выше 55 тыс. ЭКЮ в российских дочерних компаниях компаний Сообщества;

вводить запрет для российских дочерних компаний компаний Сообщества на осуществление операций с акциями и ценными бумагами, обратимыми в акции российских акционерных компаний;

вводить запрет для российских дочерних компаний компаний Сообщества на проведение операций с российскими резидентами.

Однако право на использование запретов и ограничений в банковской сфере сохранялось за Россией лишь на определенный срок и действовало при определенных условиях, указанных в приложении № 7 к Соглашению от 24 июня 1994 г. Например, запрет на операции с российскими резидентами мог применяться Россией до 1 января 1996 г. и только к российским дочерним компаниям компаний Сообщества, учрежденным после 15 ноября 1993 г. или которые не приступили к обслуживанию российских резидентов до 15 ноября 1993 г. Кроме того, Россия могла устанавливать ограничения, если они применялись к дочерним компаниям компаний любых стран, но не выборочно. Ограничение числа филиалов российских дочерних компаний Сообщества или установление минимального размера остатка средств на счете для каждого физического лица не выше 55 тыс. ЭКЮ в российских дочерних компаниях компаний Сообщества могло применяться до истечения самое позднее пяти лет с даты подписания рассматриваемого Соглашения, т.е. не позднее 24 июня 1999 г., либо до истечения трех лет с даты подписания Соглашения в части, касающейся введения запрета для российских дочерних компаний Сообщества на осуществление операций с акциями и ценными бумагами, обратимыми в акции российских акционерных компаний.

По истечении пяти лет с даты подписания Соглашения Россия приняла на себя обязательство, учитывая все соответствующие монетарные, налоговые, финансовые соображения, соображения, касающиеся платежного баланса, а также состояние банковской системы, рассмотреть возможность:

увеличения верхнего лимита совокупной доли иностранного капитала в российской банковской системе, действовавшего на дату подписания Соглашения;

сокращения повышенного минимального размера капитала в отношении российских дочерних компаний Сообщества.

По истечении трех лет с даты подписания Соглашения Россия согласилась рассмотреть возможность смягчения ограничений, касающихся установления минимального размера остатка средств на счете для каждого физического лица не выше 55 тыс. ЭКЮ в российских дочерних компаниях компаний Сообщества и запрета для российских дочерних компаний Сообщества на осуществление операций с акциями и ценными бумагами, обратимыми в акции российских акционерных компаний.

 

Свежие публикации