Особенности законодательного закрепления имущественных прав Банка России |
проф. Я. А. Гейвандов | |
Saturday, 24 January 2009 | |
Особенности законодательного закрепления имущественных прав
Банка России Согласно
Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляется
Правительством РФ (п. 1 ст. 114). В то же время согласно гражданскому
законодательству права собственника федеральной собственности от имени РФ
осуществляют органы государственной власти и лица в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов и лиц (п. 3
ст. 214, ст. 125 ГК РФ). В случаях и в порядке, предусмотренном
федеральными законами по специальному поручению в них содержащемуся, от имени
Российской Федерации могут выступать не только государственные органы, но и
юридические лица (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Полномочия
Банка России по владению, пользованию и распоряжению находящейся в его ведении
федеральной собственностью установлены в Федеральном законе «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)». Однако этот закон не определяет, в
какой форме за Банком России закреплено имущество РФ (ст. 2 Федерального
закона). Между тем, действующее законодательство предусматривает, что за
юридическими лицами имущество, находящееся в федеральной собственности,
закрепляется в двух формах: на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления (ст. 126 ГК РФ). Устанавливая
правовые формы закрепления федерального имущества за юридическими лицами, действующее
законодательство регулирует также объем и особенности ответственности РФ и
соответствующего юридического лица, за которым закреплено имущество РФ. В
отношении Банка России эти вопросы в законодательстве не определены, что
затрудняет не только понимание, но и применение заинтересованными лицами норм,
регулирующих правовой статус Банка России, его права и обязанности, а также
ответственность, которая может быть возложена на Банк России и на закрепленное
за ним имущество. Государственно-правовой
статус Банка России неразрывно связан с его имущественными правами и
особенностями закрепления за ним федеральной собственности. Поэтому нельзя
согласиться с мнением, будто Банк России является организацией, основанной на
вещном праве, неизвестном гражданскому законодательству. Закрепленные за
Банком России права на имущество, находящееся в федеральной собственности, в
полной мере соответствуют государственно-правовому статусу Банка России и
возложенным на него государственным функциям. Все те
особенности, которые установлены в Федеральном законе "О Центральном банке
РФ (Банке России)" в отношении закрепленного за ним имущества, в полной
мере корреспондируют с соответствующими конституционными положениями и нормами
гражданского законодательства. Полномочия Банка России в денежно-кредитной
сфере имеют государственно-правовой характер. Однако это не исключает
возможности их использования в рамках гражданско-правовых отношений. Более
того, согласно ст. 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации права собственника
осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Следовательно,
гражданское законодательство предоставляет государству и его органам
возможность выступать в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. Кроме
того, ч. 4 ст. 214 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в
государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями
во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296 ГК
РФ). Наряду с этим п. 3 ст. 120 ГК РФ предоставляет государству, как
собственнику своего имущества, право создавать государственные учреждения,
правовое положение которых, включая имущественное, может отличаться от общих
правил, закрепленных в ГК РФ. Единственное
условие - подобные "особенности правового положения отдельных видов
государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами" (ст. 120 ГК РФ). Данное правило,
как представляется, может быть применено и к государственным органам.
Вышеприведенные нормы гражданского законодательства и лежат в основе
Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)",
наделяющего Банк России имущественными правами по владению, пользованию и
распоряжению закрепленной за ним федеральной собственностью. Те или иные
дополнительные имущественные права Банка России в отношении закрепленной за ним
федеральной собственности либо, наоборот, ограничения в использовании этой
собственности с точки зрения соблюдения принципа законности вполне
соответствуют действующей Конституции РФ и гражданскому законодательству. Тем
более, что некоторые государственные учреждения также были наделены сходными с
Банком России имущественными правами в отношении федеральной собственности.
Например, академии наук, имеющие государственный статус, наделены "правом
владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в
федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской
Федерации...". Только в отличие от Банка России они (например, Академия
наук РФ) еще и финансируются из федерального бюджета (ст. 5 и 6 Федерального
закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23
августа С учетом
изложенного трудно согласиться с мнением, будто «особый статус имущества национальных (центральных) банков
заключается в том, что формально оно принадлежит государству, но банк
наделяется правом распоряжаться им как не ограниченный в правах собственник».
Законодательство действительно закрепляет некоторые особенности имущественных
прав Банка России. Причем расширение или ограничение полномочий Банка России,
в отношении закрепленного за ним федерального имущества, обусловлено
интересами наиболее эффективного государственного управления денежно-кредитной
системой страны и не связано с его "статусом не ограниченного в правах
собственника". В отличие от собственника имущества, права которого
действительно ничем не ограничены, ст. 2 и 3 Федерального закона "О
Центральном банке РФ (Банке России)" существенно ограничивают возможности
Банка России в осуществлении полномочий по владению, пользованию и распоряжению
закрепленной за ним федеральной собственностью строго определенными целями и
порядком. Например, Федеральный
закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" запрещает Банку России
участвовать в капиталах иных организаций, если они не обеспечивают деятельность
Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев,
установленных федеральными законами. Значительно ограничены права Банка России
предоставлять кредиты Правительству РФ. Так, Банк России не вправе
предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита,
покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за
исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о
федеральном бюджете. Банк России также не вправе предоставлять кредиты на
финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Кроме того, согласно
ст. 48 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)", Банк
России не имеет права: осуществлять операции с недвижимостью, за исключением
случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России его предприятий,
учреждений и организаций; заниматься торговой и производственной деятельностью,
если иное не предусмотрено федеральным законом о Банке России. Имеются и иные
ограничения. В этом смысле
имущественные права Банка России сходны с полномочиями учреждений в отношении
закрепленного за ними имущества. Например, согласно ст. 296 ГК РФ, учреждения "в отношении
закрепленного за ними имущества осуществляют
в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности,
заданиями собственника и назначением
имущества права владения, пользования распоряжения им". Как видим,
формулировка ст. 296 ГК РФ по существу идентична положениям, закрепленным в ст.
2 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)». При этом из ст.
296 ГК РФ вовсе не следует, что имущество любого государственного учреждения
полностью контролируется государством, как это пытаются доказать некоторые
авторы. Несомненно, Российская Федерация как собственник закрепленного за
Банком России имущества не только вправе, но и реально контролирует соблюдение
Банком России установленного порядка использования этого имущества. Формы
такого контроля предусмотрены Федеральным законом "О Центральном банке РФ
(Банке России)" (внешний аудит, проверки Счетной палаты РФ, отчеты Банка
России Государственной Думе РФ). Но при этом Банку России предоставлена
самостоятельность в части формирования, рассмотрения и утверждения сметы своих
расходов, а также использования собственных доходов для достижения поставленных
перед ним целей государственного управления (ст. 2, 11, 16 Федерального закона
"О Центральном банке РФ (Банке России)", ст. 298 ГК РФ). Более того, ст.
2 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" вовсе
ограничивает права собственника (Российской Федерации) в отношении федерального
имущества, закрепленного за Банком России. Согласно этим ограничениям,
"изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия
Банка России не допускаются". Вместе с тем,
сам Банк России также ограничен строгими юридическими рамками в части,
касающейся самостоятельного отчуждения либо совершения иных действий и сделок,
изменяющих установленную законом федеральную форму собственности на
закрепленное за ним имущество. Подобные действия Банка России допустимы лишь
для достижения целей его деятельности и в рамках государственной денежно-кредитной
политики. Поэтому во всех иных случаях Банк России самостоятельно не вправе
совершать сделки, изменяющие федеральную форму собственности на закрепленное
за ним имущество. Согласно
Конституции РФ, в России признаются и защищаются равным образом все формы собственности,
в том числе и государственная (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Учитывая, что
средства Банка России являются объектами, отнесенными исключительно к
федеральной собственности (п. 2 Постановления Верховного Совета Российской
Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской
Федерации на федеральную собственность, государственную собственность
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную
собственность" от 27 декабря Анализ
имущественных прав Банка России был бы неполным без их сопоставления с
конституционными полномочиями Правительства РФ по управлению федеральной
собственностью (п. "г" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Федеральное
имущество передано Банку России не для управления им как объектом
государственной собственности, а для использования этого имущества в процессе
реализации целей, предусмотренных ст. 75 Конституции РФ и ст. 3 Федерального
закона "О Центральном банке РФ (Банке России)". Банк России
является, чуть ли, не единственным государственным органом, применяющим в
процессе государственного управления экономикой не только административные, но
и сугубо экономические, рыночные методы. Основной юридической формой таких
рыночных методов государственного управления являются гражданско-правовые
сделки, совершаемые Банком России с другими лицами, предусмотренными
законодательством о Банке России. Для этих сделок, в целях защиты и обеспечения
устойчивости рубля. Банк России в порядке, определенном федеральным
законодательством, использует закрепленное за ним федеральное имущество.
Следовательно, если деятельность Правительства РФ направлена непосредственно
на управление самим федеральным имуществом и на получение доходов от его
использования, то деятельность Банка России нацелена не столько на
непосредственное управление закрепленными за ним объектами федеральной
собственности и получение доходов, сколько на эффективное использование этих
объектов в рамках государственного управления денежно-кредитной системой (денежная
эмиссия, денежно-кредитная политика, организация системы безналичных расчетов,
осуществление межбанковских расчетов и т.п.). Поэтому,
когда использование отдельных объектов закрепленного за Банком России федерального
имущества в качестве средства реализации возложенных на него законом целей
становится нецелесообразным, в соответствии с Конституцией РФ и федеральным
законодательством вопрос об их дальнейшем использовании подлежит согласованию
с федеральным государственным органом по управлению государственным
имуществом. Итак, действующее законодательство о Банке России существенно
ограничивает его вещные права в отношении закрепленного за ним федерального
имущества строго определенными юридическими рамками: 1) целями Банка России,
установленными Конституцией РФ и Федеральным законом "О Центральном банке
РФ (Банке России)" и 2) порядком использования такого имущества,
установленным этим же Федеральным законом. При этом особенности имущественных
прав Банка России не противоречат его государственно-правовому статусу и нормам
гражданского законодательства. |